митрополит Гедеон (Докукин) От автора Мысль о написании этой работы родилась у автора еще в то время, когда он проходил служение в качестве священника на Северном Кавказе. В ходе пастырской деятельности приходилось часто встречаться с исповедующими христианство представителями горских народов – осетинами, кабардинцами, а также калмыками. Стало известно о существовании православного храма в Северной Осетии, о том, что среди магометан-кабардинцев есть еще целые семьи, из рода в род передающие христианство, что многие некогда крещеные калмыки совершают православные обряды. Одновременно выяснилось также, что на Северном Кавказе сохранилось множество древнехристианских храмов и доныне являющихся предметом глубокого почитания среди окружающего населения. Автору довелось побывать на вершинах Рим-горы, вблизи Кисловодска, в Зеленчукском ущелье, долине реки Кубань, горах Кабарды, где на каждом шагу встречаются следы раннего христианства, воспринятого некогда народами Северного Кавказа от Византии. В ходе работы автора глубоко волновали вопросы миссионерской деятельности на Северном Кавказе, препятствия на этом пути, деятельность выдающихся иерархов, да и история Кавказской церкви в целом. Обширность темы, имеющей целые самостоятельные разделы, естественно, не могла не отразиться на содержании и характере данного труда. В нем предпринята попытка рассмотреть основные этапы христианского просвещения народов Северного Кавказа до и после присоединения его к России, проследить развитие здесь христианства по некоторым письменным источникам, древним христианским археологическим памятникам и пережиткам Христова учения в верованиях горцев. Эта же цель вызвала необходимость сделать обзор деятельности внешней (среди горцев-иноверцев) и внутренней (среди Кавказской христианской паствы) миссий, проследить историю учреждения самостоятельной Кавказской епархии. Что принесло с собой христианство на Северный Кавказ, какое влияние оказало оно на мораль, культуру и быт горских народов? Эти вопросы неизменно стояли в центре внимания во время работы над настоящим исследованием, при изучении светской и духовной литературы. Дополнительные трудности создало то, что церковные авторы, к сожалению, не часто обращались к непосредственной истории распространения христианства на Северном Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статистика Гедеон (Докукин), митр. Митрополит Гедеон (в миру Александр Николаевич Докукин; 18 декабря 1929, станица Новопокровская — 21 марта 2003, Ставрополь) — епископ Русской православной церкви, с 1990 года — митрополит Ставропольский и Бакинский (затем Владикавказский). Детство и юность Александр Докукин родился 18 декабря 1929 года в станице Новопокровской на Кубани, в казачьей семье. Детство было трудным, отец был репрессирован, братья и сёстры погибли во время голода. Юный Александр остался с матерью Матроной Григорьевной. Впоследствии он вспоминал свои детские годы и заботы матери: «Все силы безбожного зла восстали на бедную мученицу. И только глубокая вера в Бога помогала ей и ободряла в страшных испытаниях. И она не озлобилась, за всех молилась, всех любила. Ногами месила глину с соломой (и из ног ее струилась кровь), чтобы прокормить себя и ребенка. Я тоже помогал маме, а мне было всего шесть лет». Священство Окончил Ставропольскую духовную семинарию (1952 год). Был псаломщиком-регентом Успенской церкви города Махачкалы. 2 августа 1953 года рукоположен в диаконы, а 4 августа — во иерея. Служил в Пантелеимоновской церкви Кисловодска Ставропольской епархии. С 1955 по 1960 годы заочно обучался в Ленинградской духовной академии, окончил её со званием кандидата богословия (диссертация на тему «Христианство на Северном Кавказе до и после его присоединения к России»). В 1961 году возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем Пантелеимоновской церкви. После её закрытия во время антирелигиозной компании Хрущева в мае 1962 года переведён в Минеральные Воды, а затем в Петрозаводск. С 1 января 1966 года — настоятель Крестовоздвиженского собора Петрозаводска, благочинный церквей Олонецкой епархии. 23 марта 1966 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) постриг Александра в монашество с именем Гедеон и 8 мая возвёл в сан архимандрита. Епископство В 1967 году хиротонисан в епископа Смоленского и Вяземского. В 1972 году решением Священного синода он был назначен в Новосибирскую епархию (епископом Новосибирским и Барнаульским) В 1977 году возведён в сан архиепископа, в 1987 году в митрополиты.

http://lib.cerkov.ru/authors/1363

(Докукин Александр Николаевич; 18.12.1929, ст-ца Новопокровская, ныне Краснодарского края - 21.03.2003, Ставрополь), митр. Ставропольский и Владикавказский. Род. в казачьей семье. Вскоре после рождения Александра семью раскулачили, и 3-летним младенцем он лишился отца. Впосл. мать и сын переехали в ст-цу Зимовники Ростовской обл., где с авг. 1942 г. А. Докукин исполнял послушание алтарника в Петропавловской ц. В 1947 г., по окончании 8 классов средней школы, поступил в Ставропольскую ДС, откуда в 1950 г. был призван в ряды Советской Армии, службу проходил в строительных войсках в г. Грозном. По ходатайству Московской Патриархии в 1951 г. А. Докукин был досрочно демобилизован и продолжил обучение в Ставропольской ДС, по окончании к-рой в 1952 г. получил назначение регентом-псаломщиком в Успенскую ц. г. Махачкалы. 2 авг. 1953 г. Ставропольским архиеп. Антонием (Романовским) А. Докукин был рукоположен во диакона, 4 авг.- во иерея и назначен настоятелем храма в с. Крайновка, затем переведен в клир Пантелеимоновской ц. в г. Кисловодске. В 1955 г. поступил на заочный сектор ЛДА, к-рую окончил в 1960 г. со степенью канд. богословия за соч. «Христианство на Северном Кавказе до и после присоединения его к России». В 1959 г. награжден наперсным крестом, в 1961 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Пантелеимоновской ц. в г. Кисловодске. С мая 1962 г. настоятель Покровской ц. в г. Минеральные Воды. В результате притеснений со стороны местного уполномоченного Совета по делам религий прот. Александр был вынужден покинуть Ставропольскую епархию, и 26 марта 1965 г. Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) он был принят в клир Ленинградской епархии с назначением в штат Екатерининской ц. в г. Петрозаводске. 13 авг. того же года переведен в Крестовоздвиженский собор Петрозаводска, 1 янв. 1966 г. назначен настоятелем этого собора и благочинным церквей Олонецкой епархии. 23 марта 1966 г. в домовом храме ЛДА митр. Никодимом пострижен в монашество с именем Гедеон. 8 мая возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/161866.html

Митрополит Гедеон (Докукин): «Идолопоклонство перед золотым тельцом стало возможным, лишь когда русских людей обезбожили» Григорий Пенкнович От автора Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) Для верующих в советские годы слово «митрополит» звучало почти как небожитель – обладателей белых клобуков было всего несколько человек… Но как им, этим небожителям, жилось в Советском Союзе, в атмосфере полного непонимания, настоящего православного гетто? Они ежедневно оказывались перед нравственным выбором – необходимостью поступить по совести, не навредив Церкви Божией, десятилетиями живущей под большевистской оккупацией. Одним из таких заслуженных иерархов, который вместе со своим народом познал и кнут и пряник, и Голгофу и славу, был владыка Гедеон, в миру Александр Николаевич Докукин (1929–2003). Выходец из простой семьи донских казаков, сын «врага народа», выпускник Ставропольской семинарии, воспитанник Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), он возглавлял крупнейшие епархии Русской Церкви – Новосибирскую, а позже Ставропольскую. В 1990-м году после кончины Патриарха Пимена был одним из кандидатов на патриарший престол. Владыка Гедеон и Григорий Пенкнович. Ставрополь, 1999 г. С 1972 по 1990 год владыка служил епископом (позже архиепископом и митрополитом) Новосибирским и Барнаульским. Общая площадь епархии составляла свыше 3 миллионов квадратных километров с населением около 15 миллионов человек. Ему приходилось окормлять большую часть Сибири. За эти годы, когда в других епархиях храмы закрывались, ему удалось не только отстоять действующие храмы, организовать их ремонт и реконструкцию, но и открыть около 50 новых! По тем временам это было самое настоящее чудо. Неудивительно, что именно тогда святитель удостоился почётного народного звания «Владыка-строитель». В гигантской Ставропольской и Бакинской (с 1994 года – Ставропольская и Владикавказская) епархии с 1990 по 2003 год под его началом было построено свыше 150 храмов. Он возродил Ставропольскую духовную семинарию, был её ректором и преподавателем.

http://pravoslavie.ru/140632.html

Неизвестный Кавказ «Дорогой! – почти кричит наш собеседник. – Запомни! Здесь никогда не было христиан! Никогда!» «Что я, врать тебе буду, что ли? – в ответ удивляется монах. – Я же священник!» Мы забрались далеко: чужие здесь не ходят, а если ходят, то очень редко. Чегемское ущелье. У аула Эль-Тюбю, более известного, как Верхний Чегем      Мы привыкли считать Северный Кавказ исконной землей ислама, однако это не так: свидетельства того, что тысячу лет назад эти земли были православными, находили тут еще в XVIII веке, не говоря уже о прекрасно сохранившихся Зеленчукских храмах на территории нынешней Карачаево-Черкессии. Алтарь Георгиевского храма (X век), бывшего кафедральным собором Аланской епархии.      «Северный Кавказ – одна из древнейших колыбелей христианства в России. Развитие и утверждение христианской веры среди народов этого региона представляет одну из малоизученных страниц истории Русской Православной Церкви», – писал в предисловии к своей диссертации «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин), для которого эта земля стала особенной болью: ведь именно владыка рукопологал и отца Анастолия Чистоусова , похищенного и в 1996 году убитого в Чечне боевиками , и отца Игоря Розина , убитого в 2001 в Кабардино-Балкарии, в Тырныаузе, прямо у себя в храме. Пламенная диссертация митрополита Гедеона, которую до сих пор изучают в Ставропольской семинарии, была написана в 1960-х, однако и по прошествии полувека история христианства на Северном Кавказе по-прежнему остается «малоизученной». «Каменная церковь длиной в 4 сажени есть в округе Чегем у села Улу-Ельт», – писал в своем «Путешествии по России и Кавказским горам» Иоганн-Антон Гильденштедт; выдержки из его сочинения были напечатаны по-русски под названием «Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа». К этой церкви мы из Тырныауза и едем – наш путь лежит в аул Эль-Тюбю, больше известный под своим русским названием Верхний Чегем. Мы – это иеромонах Игорь, водитель Саша (за рулем серебристой «Нивы), две гостьи из городка Прохладный – Лариса и матушка Валентина – и ваша покорная слуга.

http://pravoslavie.ru/63078.html

Беслан. Успенский монастырь. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2000. Адрес: Россия, Республика Северная Осетия - Алания, Правобережный район, Беслан г., ул. Привокзальная, 53 Координаты: 43.194929, 44.543913 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Изначальная монашеская братия состояла из осетин, проходивших духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан. Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года. Первым местопребыванием обители стал приходской дом и храм святой великомученицы Варвары, которые по согласованию были переданы в апреле 2000 года открывающемуся монастырю настоятелем Свято-Варваринской церкви иереем Сергием Мальцевым. Первый монашеский постриг здесь последовал в 2001 году. Затем владыка Ставропольский Гедеон (Докукин) благословил создать монастырь в горах в Куртатинском ущелье, в селе Хидикус. Здесь в 2003 году Православной Церкви возвратили полуразрушенный храм XIX века во имя Жен мироносиц. Менее чем за год монахи восстановили Мироносицкую церковь (открыта 15 февраля 2004 года и построили братский корпус. Новый монастырь строился в пяти километрах от часовни, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Моздокская икона Божией Матери. Когда обитель в новом месте была обустроена, монастырь переехал в горы, а в Беслане осталось его подворье. В монастыре по древним образцам был возведен новый Иверский храм. Монастырь стал самой высокогорной (ок. 2000 м над уровнем моря) и самой южной православной обителью России. Сам монастырь расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье, в Фиагдонском сельском поселении Алагирского района Северной Осетии. Источник:  Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО» Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=31377

В собрании центра хранения архивного фонда Алтайского края есть сообщение о праздновании Пасхи в Успенской церкви Бийска в мае 1948 года, адресованное секретарю Бийского горисполкома Петропавловскому, в котором, в частности, говорится: " В ночь с 1-го на 2-е мая 1948 г., т.е. под пасхальные дни, в Успенской церкви было народу примерно от 6000 до 8000 человек. Причем, надо заметить, очень много было населения из окружающих сел. Это было видно из разговоров присутствующих. Все присутствующие отправляли религиозные обряды, имея при себе куличи и яйца, принесенные для освящения... " В послевоенные годы на территории Алтайского края действовало всего несколько храмов, из которых два - Успенский и Покровский - находились в Бийске. После сноса в 1961 году заречной Покровской церкви Успенский храм Бийска стал единственным действующим на многие десятки километров... В 50-70-е годы над Успенским храмом неоднократно нависала угроза его вторичного закрытия. И только благодаря горячей молитве и сплоченности прихожан, священно- и церковнослужителей его удалось отстоять от очередного поругания. В эти годы настоятелями храма были отец Евтихий Сафановский, отец Иоанн Покровский, отец Виктор и отец Виталий Пашутов, отец Григорий и отец Владимир Миненков, отец Роман и другие... Вот уже более 30 лет, с февраля 1969 года, настоятелем Успенского храма является архимандрит Ермоген (Росицкий). При нем были реконструированы иконостасы, мастерами-иконописцами заново расписаны стены и своды, отреставрированы фасады, кровля и купола. За эти годы стараниями отца Ермогена и трудами прихожан построены крестильный храм, административное здание, ограда и ворота, благоустроена территория. В 1989 году на колокольню подняты пять новых колоколов, отлитых в городе Воронеже... Стены святого собора хранят память о многих известных священнослужителях: здесь бывали и служили святитель Макарий (Невский), митрополит Алтайский, архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископы Бийские - Макарий (Павлов), священномученик Никита (Прибытков), Никандр (Вольяников) и Донат (Щеголев), епископ Томский Анатолий, Новосибирские и Барнаульские архиереи - митрополит Варфоломей (Городцев) и митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев) и митрополит Гедеон (Докукин), архиепископ Тихон (Емельянов): 12 мая 1991 года Успенский храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://sobory.ru/article/?object=12116

– В числе невинно пострадавших были и члены вашей семьи. – Мой отец, смиренный труженик, не принимавший никакого участия в политической жизни, был невинно осужден и казнён без суда и следствия. Все мои родные братья и сестры погибли от голода, причем голода не случайного, а вызванного коллективизацией, когда у жителей деревни забирали последнее, насильно сгоняя людей в колхозы. В одночасье человек труда стал «кулаком», а его сосед-бездельник – гордо именоваться «пролетарием». Трудно подобрать слова, чтобы описать страдания моей мамочки Матроны Григорьевны. Её, молодую вдову с тремя малолетними детьми, выгнали из дома, оставили без средств к существованию. Приходилось скитаться, не имея угла и пропитания. Старшие дети умерли. Как тут не сойти с ума? Только глубокая вера в Бога помогала ей и ободряла в страшных испытаниях. И она не озлобилась, за всех молилась, всех любила. Чтобы прокормить себя и меня, оставшегося младшего сына, она ногами месила глину с соломой. Я тоже помогал маме, а мне было всего 6 лет. Никогда не забуду кровь, струившуюся из маминых ног… Чтобы прокормить себя и меня, она ногами месила глину с соломой. Никогда не забуду кровь, струившуюся из маминых ног – Удивительно, что, несмотря такие тяжелые условия жизни, простая неграмотная Матрона Григорьевна с младых ногтей привила вам любовь к Церкви… – Да, всё упование она возлагала на Промысл Господень: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него» (Пс. 63, 11). Когда наступал воскресный день или праздник, она всегда говорила: «Сашенька, пойдем в храм Божий, там плохому не научат». И её труды не пропали даром. В безбожные годы ей удалось воспитать меня православным христианином. За целожизненный подвиг и особое смирение моя родительница, воспитавшая для Русской Церкви архиерея, указом Патриарха Алексия II к 90-летию со дня рождения была награждена орденом Святой равноапостольной княгини Ольги. – Что такое для вас мама? – Мама – это Ангел Хранитель. Я сам уже седовласый старик, архиерей очень большой митрополии, но особо дорожу материнским словом и благословением. Когда я собирался ехать в отдаленные районы Северного Кавказа, где лилась людская кровь и слёзы, я звонил в Кисловодск: «Мамочка, благослови меня!» Старица Матрона благословляла – и все было хорошо и благодатно. Молитва матери созидает семью, здоровое общество и, в конечном счёте хранит страну. А сейчас многие молодые люди стесняются даже произнести слово «мама, мамочка». Само существование домов престарелых – это наш национальный позор. Знаю, что, например, в Армении такого нет. Я сам уроженец Кавказа, здесь пока сильна традиция почитания родителей и старших.

http://pravoslavie.ru/140632.html

Об этом свидетельствует множество библейских преданий, привившихся на Кавказе. Этим же объясняется и тот факт, что хазары, кочевавшие вблизи Кавказа, приняли иудейский закон. Кавказские евреи поддерживали тесные отношения с Палестиной и очень быстро узнали о пришествии Мессии и Христовом учении. После того, как Господь наш, Иисус Христос , пострадал на кресте, христианское вероучение стало быстро распространяться среди евреев Закавказья, проникнув затем в коренное население Грузии, Армении и Дагестана. По преданию, в восточной части Дагестана, вплоть до самого моря, христианство было распространено св. Елисеем, учеником апостола Фаддея. В середине прошлого века архиепископ Макарий Харьковский издал книгу «История христианства в России». Вот что он пишет: «Закавказье посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти – св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти – св. Фаддей». В IV в., после объявления христианства государственной религией Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в Черноморских греческих колониях и, вслед за этим, начинает более успешно проникать в среду населения Северного Кавказа. Не случайно, что в отдаленные черноморские колонии был выслан попавший в опалу знаменитый отец Церкви Иоанн Златоуст . Исследования греческого археолога Константина Вриссиса в 1884 г. позволили даже установить место ссылку в г. Куманы (Кумани), вблизи нынешнего города Сухуми, где он в 407 г. обрел свою блаженную кончину. В VI в. Византией правил Юстиниан Великий . Он сыграл огромную роль в распространении христианства среди населявших Северный Кавказ адыгов. «Юстиниан, – пишет Шора-Бекмурзин Ногмов, – обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыге приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. Имя Юстиниана в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов народ клялся Юстиниановым столом и Юстиниановым троном...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранилось свидетельство о незаурядном для того времени событии. В праздник Успения Пресвятой Богородицы 1923 года, при настоятельстве иеромонаха Дорофея, в обитель с крестным ходом хотели прийти обновленцы. Когда крестный ход под предводительством двадцатишестилетнего обновленческого епископа Александра Шубина приблизился к обители, навстречу ему вышел другой крестный ход, состоявший из братии монастыря во главе с настоятелем. На виду собравшегося народа обновленческий епископ Шубин, театрально упав на колени, произнес: " О, святая обитель! Дай мне облобызать твои святыни! " . В ответ прозвучало: " Гражданин Шубин! Лобзанием ли предаете Церковь Православную!? " . Даниил Маркович Кохно, один из паломников, бывших в монастыре, зачитал из обновленческого журнала критику и насмешки Шубина на Православие. Многие из пришедших с обновленцами стали переходить на сторону монахов. Шубин, разъяренный, вскочил с колен со словами: " Ну, Кохно, это тебе даром не пройдет! " . Обратный путь в Пятигорск " епископ " разделил лишь с несколькими " дамочками " . Празднование Успения тогда в монастыре прошло особенно торжественно. " С этого времени, - вспоминает участница событий, - несмотря на аресты, православные подняли головы, а обновленческие церкви опустели " . В день апостолов Петра и Павла 12 июля 1927 года монастырь закрыли, а братия ушла в горы. В 1928 году монахи попытались вернуться в свой монастырь, но в начале следующего 1929 года они все были арестованы. С 1930 года на территории обители устроен санаторий для " героев гражданской войны " , а в 1939 году здесь был размещен интернат для детей испанских коммунистов. В 1942 году, во время гитлеровской оккупации района Кавказских Минеральных вод, фашисты расстреляли испанских детей в здании бывшей Успенской церкви. Информация о монастыре с сайта: http://ive1875.narod.ru/texts/skriptcand/g8.htm  Инициатором возрождения Второго Афона стал митрополит Ставропольский Гедеон (Докукин). Уже в июле 1991 года по его благословению на месте обители был отслужен первый молебен духовенством Лазаревской церкви Пятигорска.

http://sobory.ru/article/?object=05784

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010