Проведение римской властью переписи в Иудее, находящейся под властью своего царя, было возможно. После устранения от власти Ирода Архелая и присоединения Иудеи к римской пров. Сирия перепись населения была совершенно необходима в связи с введением на этой территории нового порядка и главное - новой системы налогообложения (ср.: Ios. Flav. Antiq. XVIII 1; см.: Schürer . 1973. P. 257, 413-420). Косвенным подтверждением того, что эта перепись была 1-й рим. переписью в Иудее, является возникшее в связи с ней протестное движение Иуды Галилеянина (см. в ст. Зилоты ), о к-ром сообщает и евангелист Лука (Деян 5. 37; ср.: Ios. Flav. Antiq. XVIII 1. 1). (О проблеме Квириниевой переписи см. также в статьях Лука , евангелист; Рождество Христово ). Кроме того, наместник Сирии едва бы мог оставить провинцию на столь продолжительное время. Район обитания гомонадов отделен от Сирии Киликией, принадлежавшей в то время царю Каппадокии ( Strabo. Geogr. XIV 5-6; Dio Cassius. Hist. Rom. LIV 9. 2; Tac. Ann. VI 41), и горами Тавр, так что доступ к нему был открыт только с севера, со стороны Галатии. Высказывающие эти возражения исследователи считают, что войну в Галатии К. мог вести как наместник пров. Асия ( Groag. 1931. Sp. 832) или Галатия ( Sherk. 1980. S. 968). Согласно Тациту, после получения триумфальных отличий за победу в Галатии К. был назначен советником старшего внука и приемного сына имп. Августа Гая Цезаря, отправленного в Армению ( Tac. Ann. III 48). Когда точно К. вступил в должность неизвестно. В 1 г. до Р. Х. Август в связи с приходом к власти в Армении пропарфянских сил отправил туда Гая Цезаря, снабдив его предварительно империем и провозгласив «правителем Востока» ( Suet. Tib. 12. 2; см.: Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л., 1990. С. 121-122; Парфенов В. Н. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика. СПб., 2001. C. 78-85). Поскольку Гай Цезарь не обладал к тому времени опытом ведения военных действий, его в качестве советника сопровождал консул 21 г. до Р. Х. Марк Лоллий. Источники не сообщают, принимал ли К. участие в этой экспедиции с самого начала или присоединился к ней впосл., однако известно, что еще на пути между Гаем и Лоллием произошел конфликт. Светоний, описывая встречу Гая с Тиверием на о-ве Самос, куда Тиверий прибыл с о-ва Родос, где находился в ссылке, чтобы добиться для себя через Гая разрешения вернуться в Рим, отмечает, что в то время Гай уже был в ссоре с Лоллием ( Suet. Tib. 13). Военную операцию в Армении Гай начал уже будучи консулом (CIL. XI 1421), а эту должность он получил в 1 г. по Р. Х. По словам Тацита, К. посещал Тиверия в ссылке ( Tac. Ann. III 48), где тот находился до 20 авг. 2 г. по Р. Х., чем, по-видимому, заслужил особое доверие буд. императора. Т. о., вероятно, К. сопровождал Гая по крайней мере с момента его встречи с Тиверием и занял место Лоллия перед началом или вскоре после начала войны в Армении.

http://pravenc.ru/text/1684077.html

В военно-политическом отношении кампания завершилась удачно: на арм. престоле была утверждена прорим. династия. Однако в последнем сражении при взятии крепости Артагира Гай Цезарь получил ранение, от к-рого умер вскоре по возвращении в Рим в ликийской Лимире 21 февр. 4 г. по Р. Х. Источники не сообщают, имела ли эта смерть последствия для К. как наставника и советника Гая. В то же время известно, что, вернувшись в Рим, он повторно женился, на этот раз на знатной патрицианке Эмилии Лепиде, имеющей среди предков Луция Суллу и Гнея Помпея и ранее предназначавшейся в жены 2-му приемному сыну Августа, Луцию Цезарю, который умер в 18-летнем возрасте 20 авг. 2 г. по Р. Х. ( Tac. Ann. III 22-23). Этот и ряд последующих эпизодов биографии К. исследователи объясняют возможным покровительством матери Тиверия Ливии, а затем и самого Тиверия, ставшего после смерти Гая и Луция единственным претендентом на престол. В 6 г. по Р. Х. Август вызвал в Рим, а затем отправил в ссылку этнарха Иудеи Архелая. Подвластные ему территории должны были быть присоединены к пров. Сирия. Вероятно, тогда же в Сирию был направлен К. в качестве наместника. В его задачи, по-видимому, входила организация переписи в провинции и на присоединенных территориях, а также опись и продажа конфискованного у Архелая имущества ( Ios. Flav. Antiq. XVII 13. 5; XVIII 1. 1; 2. 1; XX 5. 2; Idem. De bell. II 17. 8; VII 8. 1). Кроме того, К. предстояло обеспечить присоединение новых территорий к Сирии и введение на них рим. администрации. Поэтому вместе с ним в Иудею прибыл назначенный туда префектом Копоний (ср.: Idem. Antiq. XVIII 2. 2; Idem. De bell. II 8. 1), который руководил переписью на месте. По словам Иосифа, Копоний происходил из всаднического сословия. По всей видимости, и в др. частях провинции непосредственное руководство связанными с переписью мероприятиями осуществляли чиновники, подобранные из числа подчиненных К. офицеров. Так, сохранилась надгробная надпись, посвященная всаднику Квинту Эмилию Секунду, префекту 1-й преторианской (Augusta I) и 2-й вспомогательной (Classica II) когорт, к-рый провел по приказу К. перепись в Апамее (CIL. III 6687).

http://pravenc.ru/text/1684077.html

После указа Юстиниана I Великого об обязательной датировке по году царствования (537) система летосчисления по консулам-эпонимам выходит из употребления (последний из них был назначен в 541, после чего консулами становились только императоры) и 1 янв. (традиц. дата вступления консулов в должность) постепенно теряет статус офиц. начала года. В VI-X вв. в Византии существовало множество других вариантов начала года: с 25 дек., с 1, 21 или 25 марта, с Пасхи, с начала правления императора и др. В богослужебную лит-ру 1 сент. вошло не как начало года, а именно как начало И. В качестве «новолетия» (τ νον τος) в некоторых литургических памятниках закрепилось 23 сент.- праздник зачатия св. Иоанна Предтечи св. Елисаветой. Дата встречается в греческих церковных календарях (SynCP. Col. 71-74; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 8) и в славянских богослужебных Евангелиях X-XII вв.- Ассеманиевом, Остромировом, попа Саввы, Мирославовом ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 296; Grumel. 1958. P. 195; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001). На богословское осмысление этой древней календарной традиции как начала проповеди Христа, «лета Господня благоприятного» (Лк 4. 16-22), указывает особое место «нового лета» в древних циклах евангельских литургических чтений (см.: Grumel. 1958. P. 200-201). Визант. эра от Сотворения мира, сформировавшаяся в VII в., идеально приспособлена к счету по индиктам. Ее начало - 1 сент. 5509 г. до Р. Х.- совпадает с началом 1-го года И., что значительно облегчает пересчет: последняя цифра года от Сотворения мира либо совпадает с цифрой И. (напр., 6601 г.- 1-й И.; 6581 г.- 11-й И.), либо отличается от него на 5 (6590 г.- 5-й И., 6600 г.- 15-й И.). Несмотря на то что счет по И. был в Византии самым распространенным способом летосчисления, сами византийцы не знали точно, откуда он произошел. В «Пасхальной хронике» (ок. 630) под 1-2-м годами 183-й олимпиады (48-47 гг. до Р. Х.) указано: «1-й год Антиохии Великой и первый год пятнадцатилетних индиктов считаются с первого года Гая Юлия Цезаря… Индикты начали считать с первого числа месяца горпиайоса (сентября)» (Chron.

http://pravenc.ru/text/389569.html

И. Ю. были официально опубликованы 21 нояб. 533 г. (Imperatoriam. 7) и вступили в силу 30 дек. 533 г.- одновременно с «Дигестами» (Tanta. 23). Ввод И. Ю. в действие регламентировала специальная конституция Юстиниана, получившая условное название «Imperatoriam». Хотя Юстиниан не принимал участия в подготовке институций, сборник был издан от его имени; Юстиниан называл институции «наши законы» или «наши институции» (Imperatoriam. 7; Omnem. 2). Источники Создатели И. Ю. руководствовались гл. обр. Институциями Гая и их переработкой Res cottidianae (рубеж III и IV вв.). Они также пользовались институциями Флорентина, Ульпиана, Марциана и Павла (Omnem. 2; Imperatoriam. 6). Наряду с этим они самостоятельно обработали новый материал имп. конституций (из 1-го издания Кодекса Юстиниана, «50 решений» и др.). Кроме того, ими были задействованы отдельные сочинения Гая, Модестина, Ульпиана и др. юристов классического периода ( Kotz-Dobr . 1916. Sp. 1578-1584). Рукописная традиция, издания, переводы Лат. оригинал И. Ю., видимо, был забыт в Византии уже вскоре после Юстиниана, поскольку, с одной стороны, основная часть их норм, имеющих практическое значение, дублировалась в «Дигестах» и Кодексе Юстиниана и, с др. стороны, появился греч. перевод И. Ю.- Парафраза Феофила ( Mortreuil. Histoire de droit. T. 1. P. 17; Pieler. Rechtsliteratur. S. 419). Название И. Ю. приводится в визант. юридической лит-ре в греческой транслитерации и только у Феофила и в Collectio tripartita сохраняется в лат. написании ( Семеновкер. 1995. С. 113). Парафраза Феофила была создана в 533-534 гг. ( Pieler. Rechtsliteratur. S. 420). При ее составлении были использованы не только И. Ю., но и Институции Гая - вероятно, посредством их греч. Парафразы ( Липшиц. Право. С. 17). Парафраза Феофила является единственной полностью дошедшей до нас греч. переработкой И. Ю. Editio princeps греч. текста Парафразы Феофила вышло в 1531 г. в Базеле. Ее научное издание осуществил К. Феррини (Institutionum graeca paraphrasis. 1884-1897). Основанная на рукописной традиции атрибуция Парафразы антецессору Феофилу, одному из составителей И. Ю., долго оставалась под сомнением. Ее отвергал Феррини, считавший, что Парафраза была ошибочно приписана Феофилу в рукописях XI в. (ряд его статей о Парафразе Феофила собран в кн.: Ferrini. 1929). К. Э. Цахарие фон Лингенталь подверг эти взгляды Феррини критике ( Zachari ä v. Lingenthal. 1889. S. 257-261; Idem. Geschichte. S. 5). В наст. время большинство ученых разделяют мнение об авторстве Феофила (см., напр.: Lokin. 1976). Различные ошибки и противоречия, встречающиеся в тексте памятника, можно объяснить тем, что Парафраза представляет собой недостаточно отредактированные студенческие записи лекций Феофила об И. Ю. ( Mortreuil. Histoire de droit. T. 1. P. 124).

http://pravenc.ru/text/468833.html

Протестантам же, настаивающим на таком понимании приведенных выше слов из Евангелия от Матфея и не признающим авторитета святых отцов, можно возразить вот что: уж коль они так буквально понимают слова: «все, взявшие меч, мечом погибнут», – то пусть так же буквально понимают и эти слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34), и особенно следующий фрагмент евангельского повествования: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 36, 38). И если протестанты отказываются понимать эти слова буквально, но предпочитают толковать приведенные фрагменты духовно, то логично тогда и слова, сказанные апостолу Петру, тоже понимать духовно. Иногда пытаются оправдать пацифистское учение ссылкой на заповедь «Не убивай» (Исх. 20: 13). На этот счет хорошо написал А. Байдуков: «Считать войну недопустимой никогда и ни в каком случае, ссылаясь на заповедь «Не убий», нельзя, поскольку такое отрицание будет противоречить Священному Писанию. Бог дал Моисею не только заповедь «Не убий». Он дал ему также и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов (См.: Исх. 21, 22)» . Нередко Бог Сам приказывал израильтянам начинать войны против других народов (см.: 1 Цар. 15: 3; Нав. 4: 13), и Бог же назначал смертельное наказание за многие преступления (см.: Исх. 21: 12, 15; Лев. 20: 11 и др.). В древности богоизбранный народ вел частые войны с соседними народами. По закону Моисея, каждый израильтянин, исключая левитов, должен был носить оружие (см.: Числ. 1: 3; 2: 33; 26: 2). Священное Писание содержит множество стихов, в которых говорится о том, что Сам Господь благословил воинское служение, научил пророка Моисея тому, какие воинские формирования должны быть в израильском народе, как дислоцироваться, кем управляться. Взятие города Гая и его сожжение. Ок. 950 г. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия «В Ветхом Завете мы находим множество указаний на то, что необхо­димо учиться войне (см.: Суд.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Текст И. Н. к. по LXX короче МТ примерно на 5%. МТ отличается от LXX рядом пояснений, контекстуальных добавлений (Нав 1. 1; 22. 14) и уточнений (1. 15), богословских исправлений и девтерономических выражений (1. 11; 4. 10; 24. 17). По-видимому, эти отрывки МТ являются расширенным вариантом текста, отраженного в LXX. В Нав 4. 10 по LXX действия Иисуса Навина последовали сразу за повелением Бога, тогда как согласно добавлениям в МТ, основанным на Нав 4. 12; 11. 15 и Втор 3. 28, этот текст восходит к Моисею. Наиболее краткий вариант LXX представлен в Нав 20, где Иисусу Навину предписано назначить города убежища. МТ, очевидно, расширен за счет схожих предписаний из Втор 19. 1-13. Анализ этих текстов показывает, что более краткий вариант Нав 20. 1-6, присутствующий в LXX и составленный в соответствии с Числ 35, отражает более ранний лит. слой, который потом подвергся девтерономической ревизии в МТ. Др. характерной особенностью версии LXX является то, что в нек-рых отрывках в ней также содержится и важный дополнительный оригинальный материал (см.: Нав 16. 10; 19. 47, 48; 21. 42; 24. 30). В Нав 24. 33 имеется фрагмент, отражающий более ранний этап развития книги, в к-ром упоминается начало истории судьи Аода , содержащейся в Суд 3. 12 сл. Вероятно, в этом дополнении LXX сохранила древнюю традицию, в которой Книги Иисуса Навина и Судей Израилевых составляли единое произведение, в середине которого находился вышеприведенный фрагмент. В главах 8-9 последовательность материала в LXX существенно отличается от МТ: после рассказа о завоевании Гая (Нав 8. 1-29) и краткого примечания в Нав 9. 1-2 следует сообщение о возведении жертвенника (8. 30-35). В МТ этот фрагмент (основанный на Втор 27) в данном контексте вторичен, ибо не связан с окружающими его стихами и присоединен к предшествующим стихам формально, очевидно на более позднем этапе в процессе девтерономической редакции И. Н. к. Самарянская версия И. Н. к. также содержит разночтения, согласующиеся по большей части с LXX, а не с МТ ( Gaster M. Das Buch Josua in hebräisch-samaritanischer Rezension//ZDMG. 1906. Bd. 62. S. 209-279, 494-549).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Москви розпочалася пам " звершив голова Синодального Збройними силами та правоохоронними органами Клинський Стефан. (рос.) 21 червня 2019 р. 19:20 Митрополит Астанайський Казахстанський Олександр очолив з нагоди заснування 21 червня, в день пам " святого великомученика Феодора Стратилата — небесного покровителя Костроми, з благословення Кирила голова Митрополичого округу в Казахстан митрополит Астанайський Казахстанський Олександр очолив з нагоди подвигу вмч. Феодора Стратилата заснування (рос.) 15 червня 2019 р. 10:58 У Нижньому з проведення пам " преподобного Серафима Саровського Жовтоводського Унженського 14 червня в Уряду в з проведення пам " преподобних Серафима Саровського (1 серпня) Жовтоводського Унженського (7 серпня). У взяв участь митрополит Нижньогородський Арзамаський представники обласного уряду. (рос.) 10 червня 2019 р. 14:58 В рамках урочистостей, присвячених дня народження О.С. голова ради з культури звершив на поета 8 червня, в рамках святкування приурочених до дня народження Олександра митрополит Псковський Порховской Тихон на поета в Успенському в Гори (рос.) 6 червня 2019 р. 10:37 Жертв в катастрофи у Аша молитовно пом " янули в в 30-ту 3 червня, в катастрофи Аша обл.), Саткинський за загиблими. Спиридон очолив молитовне поминання загиблих на (рос.) 5 червня 2019 р. 17:05 Представник Московського взяв участь у Церкви 2-3 червня в кафедральному святителя Острозького Никшич пройшли з нагоди святкування Церкви та заснування (рос.) 31 травня 2019 р. 18:32 У на прп. Радонезького в пройшли пам " заходи в великого князя Володимира, яка була зведена на храму преподобного Радонезького в пам " ять про загинули час звершив настоятель храму Луговий. (рос.) 26 травня 2019 р. 12:50 У пройшли та Пензенського палестинського товариства В рамках урочистостей «Духовна епоха присвячена результатам по життя Преосвященного Гая (Такаова) — першого Саратовського Пензенського. (рос.) 21 травня 2019 р. 13:10 У Карлових Варах пройшли з нагоди " я Церкви заходи очолив закордонних установ Будапештський (рос.) ← попередня 23 24 25 26 27 28 29 30 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/news/1264/pa...

Древность книги Иисуса Навина подтверждает и то, что даже в периоды междоусобиц и анархии (напр. Нав. 22 гл. Суд. 21 гл. 3Цар. 14:30 . 2Пар. 12:15 ) никогда причиной междоусобных конфликтов не был «территориальный вопрос»: очевидно, записи книги Иисуса Навина были всем хорошо известны и непоколебимо авторитетны. Ряд ханаанских топонимов, сохранившихся в книге, подтверждают ее древность: Камень Богана (15:6), Кириаф-Сефер (15:15), Кириаф-Ваал (15:60, впоследствии – Кириаф-Иарим: 1Цар. 6:21 ), Иевус (18:28, впоследствии – Иерусалим), Цела (18:28, впоследствии – Гилеаф), Елеф (18:28), Ваал-Беера (19:8, впоследствии – Рама). Подтверждением достоверности своих повествований сам священный писатель считает ряд мегалитических памятников, которые были на виду у всех израильтян. Это камни на дне и на берегу Иордана (4:9,20); груда камней над трупом Ахара (7:26); развалины сожженного Гая (8:28); камни при пещере с трупами ханаанских царей (10:27). Эти памятники, за исключением разве только развалин Гая, не могли, конечно, сохраняться слишком долго. Также древность книги Иисуса Навина может подтверждаться содержанием 1–2 глав книги Судей, которые большинство исследователей считает кратким очерком некоторых событий, подробно описанных в книге Иисуса Навина. Такое соотношение между двумя книгами возможно только в случае знакомства писателя книги Судей с содержанием книги Иисуса Навина. Яркое и необычное подтверждение правдивости и историчности книги мы находим в трудах некоторых древнехристианских историков: Прокопия 30 , Моисея Хоренского 31 , Евагрия 32 и Никифора 33 . Все они упоминают о неких двух колоннах, стоявших очень долго в Нумидии близ Тигезия. Надпись на пуническом языке на этих колоннах гласила: «Мы бежали [сюда] от лица Иисуса сына Навина». В согласии с этим свидетельством бл. Августин писал, что деревенские жители некоторых североафриканских местностей еще в его время называли себя хананеями 34 . Естественней было бы, если б они называли себя финикийцами. Явным указанием на раннее происхождение книги следует считать Нав. 6:24 : «Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

20, (1) Вы просили, чтобы мы подробнее описали вам происшедшее; но мы ныне вкратце сообщаем вам о том чрез брата нашего Маркиона. 1213 Узнав о сем, перешлите наше послание далее к братиям (τος πκεινα δελφος) 1214 , дабы и они прославили Господа, Который выбирает [избранников] среди рабов своих. (2) Могущему же всех нас внести благодатию и даром Своим 1215 в вечное 1216 Его царство, чрез Единородного Отрока Своего Иисуса Христа, – слава, честь, держава, величие, во веки! 1217 Приветствуйте всех святых. 1218 Приветствуют вас [находящиеся] с нами и написавший 1219 Эварест со всем домом своим. 21, (1) Пострадал же блаженный Поликарп в начале месяца 1220 ксанфика 1221 , во второй день, за семь дней до мартовских 1222 календ, в великую субботу, в восьмом 1223 часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана 1224 , в проконсульство Стация Квадрата 1225 , в царствование же вечное 1226 Иисуса Христа, Которому слава, честь, величие, вечный престол из рода в род! Аминь. 1227 [Приложение] 22, (1) 1228 Желаем вам, братия, укрепляться и поступать по евангельскому слову Иисуса Христа, с Которым слава Богу Отцу и Святому Духу 1229 за спасение святых избранников! Подобно тому, как совершил мученичество блаженный 1230 Поликарп, да обретемся и мы по следам его в царстве Иисуса Христа. (2) Сие со списка Иринея, ученика Поликарпа, переписал Гай, знавший Иринея. Я же, Сократ, списал в Коринфе с копии Гая. Благодать [да будет] со всеми! 1231 (3) А после того я, Пионий, снова переписал с вышеупомянутой [копии], найдя ее по откровению явившегося мне блаженного Поликарпа, о чем поведаю впоследствии. 1232 Собрал же я эти [списки] уже почти истлевшими от времени; да соединит и меня с избранниками своими Господь Иисус Христос в Царствии Своем небесном, Ему же слава, со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. [По Московской рукописи] (1) Сие из сочинений Иринея переписал Гай, знавший Иринея, бывшего учеником святого Поликарна. 1233 (2) Сей Ириией, пребывавший во время мученичества епископа Поликарпа в Риме, научил многих. Ему принадлежит много весьма прекрасных и православных сочинений, в которых он упоминает [и] о Поликарпе, [говоря], что он был его учеником, и в которых обличил довольно все ереси 1234 и передал [нам] церковное и кафолическое правило [таким], как он получил его от святого. (3) Говорит он и то, что, встретившись как-то со святым Поликарпом, Маркион (от которого [происходят] называемые маркионитами) сказал: «Признай нас, Поликарп!» – на что тот ответил Маркиону: «Признаю, признаю перворожденного сатаны». 1235 (4) Еще рассказынается в сочинениях Иринея 1236 , что в тот [самый] день и час, когда Поликарп мученически скончался в Смирне, Ириней, находясь в Риме, услышал глас, исходивший словно из трубы: «Поликари мученически скончался!».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

§ 2. Нехристианские источники Определенные сведения по истории раннего христианства можно почерпнуть в трудах ряда античных писателей. Наибольший авторитет придается Публию Корнелию Тациту (ок. 55–117), который в «Анналах» (15. 44), созданных около 115–117 гг., описывая гонения на христиан при Нероне (54–68 гг.), кратко замечает: ductor nominis ejus (scilicet christiani) Christus Tiberio imperante per procuratorem Pontium Pilatum supplicio affectus erat [«Христос, от которого происходит это название (т.е. христиане), был подвергнут смертной казни при правлении Тиберия прокуратором Понтием Пилатом»]. Более раннее, но менее определенное упоминание о Христе делает историк Гай Светоний Транквилл (ок. 70–160) в биографии Клавдия из «Жизни 12 цезарей» (ок. 120 г.), где говорит, что император Клавдий (41–54 гг.) особым указом «иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, изгнал из Рима» (Suet. Claud. 25.3) 21 . Это событие относится к 49 г. или к началу 50–х гг. Свидетельство Светония соотносится с информацией Нового завета: апостол Лука, урожденный эллин, пишет, что апостол Павел в Коринфе нашел «некоторого Иудея, именем Акилу, Понтянина родом, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима» ( Деян. 18:2–3 ). Для истории христианской миссии, гонений и христианского богослужения представляет интерес 10–е письмо Гая Плиния Цецилия Секунда, или Плиния Младшего (ок. 62 – ок. 113), императору Траяну (98–117), написанное из Вифинии, где Плиний был проконсулом, около 112 г. В нем, в частности, трижды упоминается Christus как историческая личность. Плиний пишет (10. 9), что отступающие от христианства maledicerent Christo (в другом месте: Christo maledixerunt), а также свидетельствует, что истинные христиане сходятся пред рассветом, чтобы петь гимн Христу, как бы Богу 22 . Надо сказать, что античным мыслителям христианство виделось в негативном свете. Тацит и Плиний, не входя в сущность христианства, именовали его «суеверием»: первый – «пагубным», второй – «грубым и безмерным».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010