Послание к галатам Галатия и устройство Церкви галатийской Галатия, иначе Галло-Греция, была областью Малой Азии, лежавшей между Пафлагонией (к Северу), Фригией (к Западу), Ликаонией (к Югу) и Понтом (к Востоку) и получившая своё имя от воинственных племён Галльского и Кельтского происхождения, которые около 280 года вторглись во Фракию и частью перебрались в Азию. Здесь они охотно поступали на службу к Азиатским царям и за деньги храбро сражались то с одним, то с другим народом. Никомед 1-й, царь Вифинии, за помощь в войнах дал им небольшую область во Фригии, из которой они распространились и далее, образовав небольшое государство. Смешавшись с греками, они говорили греческим языком с примесью своих племенных выражений и, следуя большей частью религии и обычаям Азиатских греков, сохраняли свойственную варварам простоту и грубость нравов. Занимались преимущественно войной и земледелием и мало имели торговых городов, из которых более замечательными были – Анкира, Тавий и Пессинонт. За 189 лет до Рождества Христова консул Манилий Вильсон покорил Галатию римской власти, а Помпей за услуги в войне с Митридатом дал галатам царя, в 64-м году, но не надолго. С 26-го года, по смерти последнего их царя, Аминты, римский сенат стал посылать им своих прокураторов. Во время второго своего путешествия в Малой Азии, апостол Павел прошёл и Галатию ( Деян.16:6 ), и задерживаемый болезнью ( Гал.4:13 ), оставался здесь некоторое время. Галаты приняли его, как ангела Божия ( Гал.4:14 ); они скоро отказались от идолослужения и хорошо пошли путём Евангелия ( Гал.4:8; 5:7 ) и потом терпеливо перенесли испытания в вере ( Гал.3:4 ). В третье своё путешествие, апостол из Антиохии отправился опять в Галатию для утверждения новообращённых в вере ( Деян.18:23; 19:1 ); таким образом устройство Церквей галатийских первоначально и окончательно принадлежит апостолу Павлу. И хотя в этой стране трудился во благовестии и апостол Пётр, как это видно из надписи в его Послании ( 1Пет.1:1 ; Гал.2:11 ); но честь первоначального просвещения галатов апостол Павел приписывает исключительно себе ( Гал.1:6,8,11 ). Повод к написанию

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Лжеучители, чтоб иметь лучший успех между галатами, унижали святого Павла в их глазах, говоря, что он Самого Господа не видал, а научился Евангелию от других Апостолов, а потом отступил от них и, составив свое учение о ненужности закона Моисеева, стал учить несогласно с ними; для того же, чтобы прикрыть свое разно-учение, он, бывая с другими Апостолами вместе, говорит и действует, как и они, то есть снисходит к делам закона. Против таких неправых внушений обращает вначале свою речь святой Павел; ибо иначе возродившиеся в душах галатов предубеждения против него мешали бы им принять и те доказательства истины Евангельского учения, какие он намерен был предложить им на основании Божественного Писания и разумно понимаемых условий спасения человека падшего. Он говорит: 1)что Евангелие, которое я проповедую, принято мною не от человеков и не сам я придумал его, а научен ему Самим Господом ( Гал.1, 11 – 16 ); 2) что от других Апостолов, или вообще верующих, научиться сему Евангелию я не мог, как видите из обстоятельств моей жизни ( Гал.1, 17 – 24 ); 3) что учу нисколько не разно с прочими Апостолами, напротив, они десницы дали мне и Варнаве на такое именно учение ( Гал.2, 1 – 10 ); 4) что я нисколько не применяюсь к другим, напротив, прямо пошел против самого Петра, когда увидел, что он действует совсем несогласно с Евангелием ( Гал.2, 11–21 ). Этими очевидностями святой Павел рассеял неправые о себе внушения и восстановлял свое достоинство неложного учителя. Цель же у него не та, чтобы себя защитить, а чтобы восстановить в сердцах галатян убеждение, что Евангелие, им проповеданное, есть свыше, потому непреложно истинно и изменяемо быть не может. Святой Златоуст, как уже было замечено, так и полагает, что святой Павел затем рассказывает обстоятельства своей жизни, чтобы доказать, что он проповедует истину. «Он мог бы,– продолжает далее святой Отец, – и от другого источника заимствовать доказательства в подтверждение истины своего проповедания, как-то: от знамений... чудес... но устрояет слово свое иным образом». 1) О непосредственном откровении евангелия святому Павлу Самим Господом (Гал.1, 11–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сборник христианских проповедей Слово во всевожделенный день Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. О том, для чего Сын Божий воплотился Егда прииде кончина века, посла Бог Сына Своего ( Гал.4:4 ). Совершилось ожидание Мессии. Проречение свыше вдохновенных мужей получило свое событие. Явился на земли велика совета Ангел, чуден советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, Отец будущего века ( Ис.9:6 ). Законная сень проходит ( Рим.3:21 ), и воцаряется благодать и истина ( Рим.6:14 ). Вифлеем, устами Пророков ( Мих.5:2 ) предназначенный ко приятию Царя царей ( Апок.17:14 ), отверзает Ему свое недро. Превечный младенец, держащий судьбу света в деснице Своей ( Апок.17:18 ), детскими пеленами в убогих яслях повивается ( Лк.2:7 ). Небесные воинства в торжественном пении возглашают кроткое на землю пришествие Создателя вселенной ( Евр.1:2 ): слава в вышних Богу, и на земли мир; в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Волсви от восток ( Мф.2:2 ) текут на глас Ангела, возвестившего им о рождении Иисуса ( Лк.2:10-12 ); достигают вожделенного места, водимые чудною звездою ( Мф.2:10 ), и, повергшись к стопам воплощенного Бога ( Гал.4:4 ), полагают пред Ним дары ( Мф.2:11 ), и посвящают Ему сердца свои. Вся страна Иудейская ( Мф.2:3 ) внимает явлению Мессии. Какой неоцененный залог небесного провидения о спасении человеков! Посла Бог Сына Своего. Достойно небо и земля восторжествовали в первые минуты кроткого в мире пришествия Мессии! Достойно Ангели и человеки совершали духовное веселие о предначатом образовании вечной нашей славы и блаженства! Протекшие времена и веки, ознаменованные бесчисленными и важными пользами Евангельского учения, в полном сиянии открывают вам толико Божественное, толико чудное и спасительное для нас воплощение Сына Божия. Сии духовные сокровища веры и благодати, которыми исполнены наши сердца, сии восторги, кои посвящаем торжественному воспоминанию всевожделенного в мир пришествия Господа Иисуса, суть новые свидетельства собывшихся проречений. На конец веков и мы, просветившись Евангельским учением вкусивши дара небесного, и соделавшись участниками Духа Божия ( Евр.6:4 ), возвеличим непостижимые о спасении нашем судьбы Отца небесного, и ознаменуем день сей краткою беседою о плодах спасительного на земли рождения Сына Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchitelnye-...

Рассуждение двадцать седьмое. Об усыновлении § I Усыновление есть благодатное Божие действие, по которому Он ради Сына Своего, верующих, отпустив им грехи, делает Своими сынами не по естеству Своему, (ибо по естеству един есть Сын Божий), но по благодати, как говорит Иоанн: елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя его ( Ин.1:12 ). § II Усыновления причина. 1) Действующая есть Бог Отец, как говорит Павел: подобаше бо ему, егоже ради всяческая, и имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, началника спасения их, страданьми совершити ( Евр.2:10 ). И на другом месте: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе; якоже избра нас в нем прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред ним в любви, прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в него, по благоволению хотения своего, в похвалу славы благодати своея, еюже благодати нас о возлюбленнем ( Еф.1:3–6 ). 2) Причина, производящая усыновление есть Христос, как пишется: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем ( Гал.4:4–5 ). 3) Причина инструментальная усыновления есть вера, как говорится: вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе ( Гал.3:26 ); следовательно не по достоинству нашему усыновляемся мы, по которому древле происходило усыновление. 4) Причина, запечатлевающая усыновление – Дух Святый, как говорит Павел о Боге: иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша ( 2Кор.1:22 ). И в другом месте: не приясте духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче! ( Рим.8:15 ). Сего усыновления, которое в верующих Дух Святый производит, величайшая сила показывается в бедствиях, мучениях и искушениях, случающихся иногда верным. 5) Конец усыновления есть наследство живота вечного, освобождение от ада, владение всеми благими Небесными. О сем-то и Павел говорит: самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы; наследницы убо Богу, снаследницы же Христу ( Рим.8:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Послания Павла. Руководство к изучению Краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность – в опоре на святоотеческие толкования. Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906–1976). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол, Часть 1-я     Важное значение этих Посланий и трудность их изучения Из всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в письменном изъяснении христианского учения святой Апостол Павел, написавший целых четырнадцать посланий. По важности своего содержания, они справедливо именуются некоторыми «вторым Евангелием» и всегда привлекали к себе внимание, как Святых Отцов Церкви, так и врагов христианства. Сами Апостолы, как мы видели из соборного послания святого Апостола Петра, не оставляли без внимания этих назидательных творений своего «возлюбленного» собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам 2 Пет 3:15–16 [ 1 ]). Многие Отцы и Учители Церкви занимались истолкованием посланий святого Апостола Павла. Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания святого Апостола Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения всякого христианского богослова. При этом необходимо никогда не упускать из вида той высоты и глубины богословствующей мысли святого Апостола, и той своеобразности выражений, которая иногда доходила до неудобовразумительности и останавливала таких великих толкователей Священного Писания, как святого Иоанна Златоуста, блаженного Иеронима и блаженного Августина. В этих посланиях отразилась обширная ученость и знакомство святого Апостола Павла со Священным Писанием Ветхого Завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и изречений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно святому Апостолу Павлу, как например, «совоскреснуть» (Кол 2:12 [ 2 ]), «сораспяться Христу» (Гал 2:19 [ 3 ]), «облечься во Христа» (Гал 3:27 [ 4 ]) «совлечься ветхого человека» (Кол 3:9 [ 5 ]), «спастись банею возрождения» (Тит 3:5 [ 6 ]), «закон духа жизни» (Рим 8:2 [ 7 ]), «в членах моих … иной закон, противоборствующий закону ума» (Рим 7:23 [ 8 ]) и т. п. Каждое послание заключает в себе истины христианского вероучения и нравоучения, так как и само христианство есть не только известное верование  — признание умом известных истин, но непременно и самая жизнь по вере, согласная с этой верой. Связь учения святого Апостола Павла с его жизнью

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

7.2 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13) 7.3. Закон ужичества (левирата) 7.4. Последние указания. Песнь Моисея 7.5. Смерть Моисея Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.2 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13) Особо хочу обратить ваше внимание еще на одну заповедь. «Проклят всяк, висяй на древе» (Втор. 21:23). Святитель Иоанн Златоуст таким образом поясняет это странное установление: «Так как определено было тем, которые не исполняют закон: «проклят всяк, иже не пребудет во всех», писанных в книге сей, говорит Моисей в законе (Втор. 27:26), а Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому проклятию, то Он вместо этого проклятия принял на себя другое, будучи повешен на древе» т. 6, кн. 1, c. 632]. «Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей» (Втор. 28:66). 7.3. Закон ужичества (левирата) При изучении родословия Спасителя вам приходилось сталкиваться с так называемым законом ужичества или левирата (от латинского термина, обозначающего деверя, брата мужа). Это название относят к двум установлениям Писания. Первый закон говорил о том, что если у какого-то отца есть только дочери, то в наследство его удела вступают именно эти дочери, но они не имеют права выходить за мужчин из другого колена, чтобы не было перехода удела из одного колена в другое (Чис. 36:8). Другой касается ситуации, если человек умер бездетным. Тогда брат его должен взять к себе его жену, и ребенок, который от этого брака родится, будет считаться полноправным преемником и наследником умершего. Человек, который отказывался исполнить этот закон, был опозорен (Втор. 25:5-10). В связи с этим законом возникает иногда путаница, говорят, что вообще нельзя было жениться на женщине из другого колена. И встает вопрос, а как же тогда Дева Мария могла быть родственницей Елизавете, которая была из дома Аарона? Могу привести несколько ветхозаветных примеров, проясняющих дело.

http://sedmitza.ru/lib/text/431003/

Вступление Воплощение Единородного Сына Божия и явление Его на земле в лице Ходатая Бога и человеков – Христа Иисуса ( 1Тим.2:5 ) есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о нашем спасении. Так св. Апостол Павел, наименовав ветхий закон пестуном во Христе ( Гал. 3:24 ), в самом Христе, от жены рожденном ( Гал.4:4 ), указывает источник благодати, спасающей человека, усыновляющей нас Богу, соделывающей причастниками Духа, и наследниками царствия Божия. Егда быхом млади, писал Апостол к Галатам, под стихиями быхом мира порабощени егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче! Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом (гл. 4. ст. 3–7). Отсюда понятно и то, что, при размышлении о благодатных действиях Божиих, открывшихся в явлении Господа нашего Иисуса Христа и составляющих или только приготовление, или совершение и запечатление нашего вечного спасения, благоговейное внимание каждого христианина должно быть сосредоточено преимущественно на учении слова Божия и святой Церкви о самом лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. От Него воссиявает свет миру; чрез Него исходит всякое даяние благо и всяк дар совершен от Отца светов. Итак каждый из нас, по любви к Спасителю и по заботливости о вечном спасении, приобретенном для нас бесценною кровию Его, конечно, с живым участием сердца войдет в рассмотрение учения о лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, какое предложено в Св. Писании и в писаниях св. Отцев и Учителей Церкви. Особенная потребность сего учения Есть и относительная надобность внимать в особенности сему учению, чтобы приобретать верное, ясное и твердое ведение о лице Иисуса Христа. Припомним, почему св. Апостолы так усильно увещавали христиан своего времени – крепко держаться преданной им веры во Христа, как Сына Божия, во плоти пришедшего, – то есть, признавать и исповедывать Его истинным Богом и истинным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

О. Иоанн ответил: – Поминать нельзя! Они похулили Божию Матерь. Когда знакомишься с катехизисом известного современного модерниста свящ. Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы» 1 , то в первую очередь обращаешь внимание на его название. Не слишком ли громкое название для своего сочинения избрал о. Георгий? Люди гораздо более высоких дарований озаглавливали свои катехизисы куда проще. «Идите, научите все народы» — слова, конечно, Евангельские и произнесены Самим Христом. Но соответствует ли учению Христову содержание кочетковского катехизиса? Сам о. Георгий уверен, что соответствует. Не соответствует учению Христову, по его мнению, Вера Православной Церкви, с которой он в своем катехизисе решительно размежевывается. Христианин призван, по мнению о. Кочеткова, к «накоплению и углублению своего личного духовного опыта независимо от того, был он ранее известен церкви или нет, согласуется полностью с наиболее распространенными в церкви мнениями по тем же вопросам или нет» (c. 130). В подтверждение этого своего мнения о. Георгий ссылается на слова апостола Павла: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19), «т.е. более искушенные в вопросах веры» , — добавляет о. Кочетков. Таким «более искушенным в вопросах веры» , очевидно, представляет себя сам о. Кочетков, без тени сомнения отвергающий практически все догматы Церкви и заменяющий их своими ложными мнениями. Но приводимые о. Георгием апостольские слова вовсе не относятся к догматическим разномыслиям. По толкованию св. Иоанна Златоуста, здесь Апостол говорит про «беспорядки при трапезах и бывшие при том несогласия и раздоры... если бы он разумел догматические распри, то не говорил бы с ними так кротко». Когда Апостол говорит о догматических распрях, то «послушай, — говорит св. Златоуст, — с какою силою и предохраняет и обличает: аще ангел благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 8–9); обличает, когда говорит: иже законом оправдастеся, от благодати отпадосте (Гал. 5, 4); а смутьянов называет то псами: блюдитеся , говорит, от псов (Флп. 3, 2), то сожженными в совести и служителями диавола (1 Тим. 4, 2). Но здесь не говорит ничего подобного, а выражается кротко и снисходительно» 2 . Ереси в истории Церкви «были не для того, — говорит св. Иоанн Златоуст, — чтобы открылись искусные, но когда явились ереси, тогда это случилось». Они (искусные), говорит Св. Отец, не стали таковыми в результате явления ересей, но «и прежде были такими» 3 .

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАТЬЯ ГОСПОДНИ [греч. ο δελφο το Κυρου], неоднократно упоминаемые в НЗ родственники Иисуса Христа, игравшие впосл. большую роль в жизни первохрист. Церкви. Следуя евангельской истории, первое упоминание братьев Иисуса относится к событию, когда после совершения чуда в Кане Галилейской Иисус пришел в Капернаум: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин 2. 12). Синоптические Евангелия упоминают братьев Иисуса в рассказе о том, как во время одной из Его проповедей в Галилее «Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним», и в ответ на замечание Его слушателей об этом Иисус сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12. 46-49; Мк 3. 31-35; Лк 8. 19-21). Упоминаются и имена 4 братьев Иисуса, а также сестры в рассказе о том, как жители Назарета, называемого в евангелиях «отечеством» Иисуса, удивляясь Его учению, восклицали: «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (Мф 13. 55-56; Мк 6. 3). Евангелист Иоанн сообщает, что перед праздником кущей братья призывают Иисуса идти в Иудею и «явить Себя миру», хотя отмечает, что «братья не веровали в Него» (Ин 7. 3-10). Однако по Вознесении Господнем апостолы пребывали в Иерусалиме уже вместе «с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1. 14). Дважды упоминает о братьях Иисуса ап. Павел, и именно в его посланиях впервые появляется выражение «Б. Г.» (ο δελφο το κυρου). В 1 Кор 9. 5, рассуждая об апостольской власти, ап. Павел наряду с «прочими апостолами» и Кифой (т. е. ап. Петром) упоминает и Б. Г. В Гал 1. 19 он сообщает, что в первое свое посещение Иерусалима после обращения ко Христу он помимо Петра не видел никого из апостолов, кроме Иакова , брата Господня, к-рый, по свидетельству этого же послания, почитался одним из «столпов» иерусалимской христ. общины (Гал 2. 9).

http://pravenc.ru/text/Братья ...

О законах мира. Суббота пред Рождеством Христовым Лк.13:18–29 Гал.3:8–12 В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос. Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира. Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути». Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире. Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божьему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ. Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями. И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан. И всю Свою земную жизнь Он будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь . И все это – тесным путем. И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010