Нет! женщина – это человек, который может слышать слово Божие. И есть такая Женщина, которая в молчании одиночества и непонимания, в молчании угрозы смерти, соблюла это слово, учась не у Гиллеля и Шаммая, а от Господня Духа, Духа истины. Пришло Новое Царство, о котором говорил Исайя – и с ним пришла радость, радость вопреки всякой безнадежности. «Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. (Ис.12:6). Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь…Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего… Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и  расцветет, как нарцисс («яко крин»)  (Ис. 54:1;4; Ис. 35:1). Потому и повторил слова Исайи Павел, говоря о свершившемся во Христе новом мире, который не заменил мир старый, но странствует из града в град посреде его: «Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами» (Гал.4:27) +++ …Богиня-мать живет во чреве земли. Она сама, по сути, чрево земное. Поэтому рядом с месопотамскими ее изображениями есть и изображения зародышей-кубу, нерожденных детей. Оттуда они берутся, из не-бытия, и, умирая по воле богини-матери, по ее непреклонной воле, уходят в небытие… Вот предсмертная молитва умирающей в родах женщины: «-Для чего, словно барка на реке, ты простерта? — …В день, когда я болела, мои щеки погасли, В день, когда я рожала, мои очи запали, Обнажился мой грех, и звала я Белили: «Ты, о матерь родильниц, помоги мне в позоре!» Услыхала Белили и ко мне обратилась Так: «О ты, для чего же ты меня призываешь?» И, с этими словами богиня-мать закрывается покрывалом от умирающей родильницы, так как ей судьба — умереть. «И сойдут мои ноги в страну причитаний», — заканчивается эта древняя элегия. Конечно, такая богиня-мать вызывает благоговение и страх – она может помочь, а может и не помочь. У нее есть свой тайный резон.

http://pravmir.ru/bogomater-kak-ee-polyu...

Но этот извечный замысел известен лишь в конце: “Он предназначен еще прежде создания мира, но явился в последние времени для вас” ( 1 Пет.1:20 ). Начало и конец всего не только совпадают во Христе и как Христос, но, как говорит преп. Ириней, он начало, появляющееся в конце (Against the Heresies [=AH] 1.10.3). Христос так является в конце, и поэтому мы в настоящем все еще “познаем Христа”, как говорит апостол Павел ( Еф.4:20 ). Мы оглядываемся назад на последний образ, который есть у нас о Христе в этом мире, на его крест и Страсти, как о них проповедовали апостолы “по Писанию”, но устремляемся вперед навстречу эсхатологическому Господу. Рождение Христа и материнство Церкви Изучая далее то, как апостолы, евангелисты и первые Отцы говорили о встрече с еще грядущим Христом, особенно в терминах Его рождения, мы снова увидим уже отмеченное единство “первого” и “второго” пришествий. И мы снова увидим значение Церкви как Матери или Матери-Девы, в матке (или “чреве”) которой и через которую призванный Богом народ снова рождается, чтобы стать телом Христовым и храмом Духа, тем самым делая присутствующим эсхатологического Господа. Апостол Павел, проповедующий, как мы уже слышали, рождение Сына Божия от женщины, “когда пришла полнота времен” ( Гал.4:4 ), что есть эсхатологическое событие, возвещает также через несколько стихов, что проповедуя евангелие, он сам находится “в муках рождения, доколе не изобразится в нас Христос” ( Гал.4:19 ), то есть, в тех, как говорит он в другом места, кого он (хотя ныне как отец) “я родил благовествованием” ( 1 Кор.4:15 ). Далее он объясняет, как это происходит, пользуясь словами Исайи к Саре в аллегории, в которой она изображает вышний Иерусалим, матерь всем нам: “Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь” ( Гал.4:27 ; Ис.54:1 ). Хотя современные знатоки Писания выделяют этот стих в отдельное пророчество из того, что они называют четвертой песнью страждущего раба ( Ис.52:13-53:12 ), их соединяют в литургической традиции Православной Церкви: единственный раз, когда мы читаем слова Исайи о Том, Кто изъязвлен был за грехи наши и предал душу Свою на смерть, на страстную пятницу, мы заканчиваем радостным провозглашением о неплодной, дающей рождение. И снова Страсти Христовы становятся основой того, как мы рассматриваем рождение Христа, и это рождение неотделимо от Его рождения в тех, кому небесный Иерусалим стал теперь матерью — неплодной Девой, которая в результате Страстей Христовых становится Матерью-Девой. Эта тема Павла о рождении Христа в тех, кто принимает Евангелие, — тоже по своему направлению эсхатологическая: оно исполнится только с пришествием Христа. Как уже отмечалось, Павел говорит о нашем ожидании нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа и затем добавляет: “Который уничиженное тело наше преобразит [NB — будущее время] так, что оно будет сообразно славному телу Его” ( Фил.3:21 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/fr-john-beh...

Гал.4:16 . Также и я не враг вам, но доверил вам всю истину, то есть утвердил вас во всей истине, когда проповедывал вам. Но те, кои ненавидят вас за то, что вы получили Духа без соблюдения закона, Гал.4:17 . принудить вас... хотят, чтобы, обратившись к ним, вы со ревновали им, обрезываясь вместе с ненавидящими вас за то, что вы получили, чего у них нет. Гал.4:18 . Хорошо же, если кто соревнует не в предметах вредных, но в хорошем и полезном. Гал.4:19 . Опять мучаюсь я... рождением вас дотоле, когда изобразится... Христос... в вас, то есть пока не вселится в вас Христос. Гал.4:20 . Желал бы я... быть у вас и изменить голос мой, для утверждения вас другим учением, поскольку удивляюсь столь быстрой перемене вашей. Неужели в самом Аврааме не усматриваете, что Гал.4:21–22 . двух сынов... имел. Гал.4:23 . Который от рабыни был, по плоти... рожден; ибо он не был по обетованию, как Исаак, сын свободной ( Быт.16:2, 17:19, 21:3 ). Гал.4:24–25 . Но это были образы двух заветов. Один – с народом Иудейским, по закону в рабстве рождающий по подобию той Агари; ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Она служит подобием сего Иерусалима, поскольку он в порабощены находится и вместе с чадами своими рабствует Римлянам. Гал.4:26 . Вышний же Иерусалим свободен [есть], как Сара, и выше всех властей и начальств. Он есть мать наша, Церковь святая, которую мы исповедуем. Не мы изобрели это учение, ибо Исаия предсказал о ней: Гал.4:27 . возвеселись бес плодная нерождающая потому, что много явилось детей Церкви неплодной, более чем у Израиля, имеющаго мужа ( Ис.54:1 ). Гал.4:28 . Вы же, братья,.. по Исааку... обетования чада есте. Гал.4:29 . Но как Измаил обижал [гнал] Исаака ( Быт.21:9 ), так и мы теперь терпим преследования от них. И как сказал ему (Аврааму): Гал.4:30 . изгони рабыню [служанку] и сына ея, да не наследует сын рабыни [служанки] с сыном свободной ( Быт.21:10 ), – так отделились и они, чтобы не быть им наследниками вместе с вами. Итак мы не оказываемся рабами благодаря той свободе, которую получили чрез Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Сортировать по Исключить новости Рождество. Пролом в стене и вервь Раавы Знак же того, что Церковь от язык не будет уничтожены гневом Божиим — вервь Раавы, червленая вервь у окна-пролома, которую напоминают очертания закутанной в мафорий от головы до ног Богоматери. По ней Иисус, Великий Вождь, узнает Своих. 6 января, 2013 Знак же того, что Церковь от язык не будет уничтожены гневом Божиим — вервь Раавы, червленая вервь у окна-пролома, которую напоминают очертания закутанной в мафорий от головы до ног Богоматери. По ней Иисус, Великий Вождь, узнает Своих. Христос, новый царь Израилев, спасает, став у пролома стены – над бездной смертного небытия, над бездной тления, куда рушится Его тварь – ибо Он «единственный человек, способный на такое мужество» (свт. Григорий Богослов, «Христос Страждущий»). Рождество. Год неизвестен Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. (Иез. 22:30) Он спасает не себя, как перепуганный царь Седекия при осаде Иерусалима (Иез.12:12), но «многих». Он одинок. Он лежит в яслях, как Жертва на жертвеннике, готовый на заклание – ибо на этот час Он и пришёл (Ин.12:27). Мать Его, Дочь Сиона, возводит очи Свои и видит Его новый народ, собирающийся к Нему (Ис. 49, 18; 60, 4). Она отвернула Лик свой – в пророческом предчувствии Своей бесчадности, которую принесет Крест, — но она взирает на многих Своих чад – от востока, и запада, и севера и моря, по Исайе (Ис.54:1), Она – та Неплодная, что веселится о чадах (Пс. 112:9), в которых «изображается» Христос (Гал. 4:19), Сын и Бог Ее. Богоматерь символизирует Церковь Христа – Церковь от язык. Она – в доме пира, в доме совершающегося Царства, и знамя Христа над Нею, над Церковью Его – любовь (Песн. 2:4). Рождество. 15 век Ради любви к ней, черной, но прекрасной (Песн 1:4), Церкви от язык, идёт Он к провалу смерти, лежит он во рве смертном, обвязанный погребальными пеленами. Младенческие пелены Христа – прообраз смертных Его пелен, прообраз Плащаницы.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-prolom-v-st...

священномученик Климент, папа Римский Глава I Не должно думать низко о Христе и спасении нашем, Им совершенном. Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых (Ин. 5, 22, 27; Деян. 10, 42; 17, 31; 2 Тим 4, 1), так как и о своем спасении мы не должны думать мало ибо если мы мало думаем о Нем то и получить надеемся мало. И если мы слушаем об этом, как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иисус Христос благоволил претерпеть за нас. Какое же дадим Ему вознаграждение или какой принесем плод достойный того, что Он даровал нам? Сколько священнейших преимуществ, которыми мы обязаны Ему? Он даровал нам свет; Он приветствовал нас как Отец детей; Он спас нас погибающих. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим за то, что om Него получили мы, — мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревам, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, — мы, коих вся жизнь была не что иное, как смерть? Окруженные тьмою и имея такое помраченное зрение, мы по воле Его прозрели и отогнали облегавший нас туман. Ибо Он сжалился над нами, и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели, и что для нас не осталось никакой надежды ко спасению, кроме как от Него. Он призвал нас не сущих и воззвал от небытия к бытию Глава II Церковь, прежде неплодная, сделалась чрез призвание язычников весьма плодоносною. " Возвеселись неплодная, не рождающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа " (Ис. 54, 1; Гал. 4, 27). Слова: " возвеселись, неплодная, не рождающая " относятся к нам ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. А слова: " громко взывай, не мучившаяся родами " означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Слова же: " потому что много детей у оставленной, — более, нежели у той, которая имеет мужа " сказаны потому, что народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога И другое Писание говорит: " не пришел Я призвать праведных, но грешных " . Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, — утвердить не то, что стоит, но что падает. Так и Христос восхотел спасти погибающее, и спас многих, пришедши и призвавши нас уже погибавших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/944/...

Лк.1:17 ); Елизавета прославляет Пресв. Деву Марию как «Мать Господа» своего (ст. Лк.1:43 ). Учение и дела Иисуса Христа также принуждали многих исповедовать Его Сыном Божиим, – и Он ни одного раза не отверг этого исповедания. Так, уже Нафанаил вынужден был воскликнуть: «Равви! Ты – Сын Божий!» Это же убеждение дважды высказал и Апостол Петр. Однажды, пришедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус Христос спросил учеников: «За кого люди почитают Меня?» На это ученики отвечали Ему: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков». «А вы за кого почитаете Меня?» – спросил Он снова. «Ты – Христос, Сын Бога Живаго», – сказал Апостол Петр. Тогда Иисус Христос заметил ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий в небесах» ( Мф.16:16 . Мк.8:29 . Лк.9:20 ). В другой раз Иисус Христос, заметив, что многие из учеников Его оставили Его, сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» Симон Петр отвечал Ему: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни; и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Ин.6:69 ). Даже язычник-сотник на Голгофе невольно воскликнул, взирая на умершего Иисуса: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф.27:54 ). Наконец, и бесноватые также именовали Его Сыном Божиим (ср. Мф.8:29 ). Впоследствии все Апостолы согласно учили об Иисусе Христе, как о Сыне Божием Единородном, т. е. Сыне Божием не по благодати, а по самому существу, – таком сыне, о Котором Бог говорил еще в Ветхом Завете: «Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Ис.2:7 ). Ср. 2Пет.1:17 . . 2Ин.1:3, 9 . Рим.1:3, 4:9, 5:10, 8:3, 29, 32 . 1Кор.1:9, 15:28 . 2Кор.1:19 . Гал.1:16, 2:20, 4:4, 6 . Еф.4:13 . 1Сол.1:10 . Евр.1:2, 5, 4:14, 6:6. 10:29 . Откр.2:18 . Иисус Христос учил о Себе, как о Сыне Божием, в таких ясных и определенных выражениях, что иудеи имели полное основание утверждать: «Он отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу ( Ин.5:18 ). Так, Он объявил, что Ему принадлежит бытие и прежде рождения Авраама, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

38–42 (снятие с Креста и погребение тела Спасителя); стиховные стихиры (4 стихиры, славник, стихира на «И4 ны1нэ:»); каждение храма; 12-е Евангелие – Мф 27. 62–66 (запечатание св. Гроба); «Благо есть»; Трисвятое, по «Отче наш» – тропарь Великой Пятницы (4-го гласа, нач.: «Искупил ны еси от клятвы законныя»); сугубая ектения; отпуст (нач. (по Служебнику): «Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос»; 1-й час совершается отдельно от утрени). Служба царских часов, включающая в себя все 4 дневных часа и изобразительны, по тому же Типикону, должна начинаться во 2-м часу дня (т. е. около 08.00). Порядок каждого из 4 часов одинаков: (обычное начало – только на 1-м часе); 3 псалма 5, 2, 21 (1-й час); 34, 108, 50 (3-й); 53, 139, 90 (6-й); 68, 69, 85 (9-й)); тропарь часа заменен особым (на каждом часе свой), но богородичен – обычный; тропари по 3 из 12 на каждом часе, поющиеся по дважды со стихами; прокимен (из Пс 40; 37; 8; 13 – соответственно часам); паремия (Зах 11. 10–13 (1-й час); Ис 50. 4–11 (3-й); Ис 52. 13–54. 1 (6-й); Иерем 11. 18–23, 12. 1–5, 9–11, 14–15 (9-й)); Апостол (Гал 6. 14–18 (1-й час); Рим 5. 6–10 (3-й); Евр 2. 11–18 (6-й); Евр 10. 19–31 (9-й)); Евангелие (Мф 27. 3–56 (1-й час); Мк 15. 16–41 (3-й); Лк 22. 66–23. 49 (6-й); Ин 18. 28–19. 37 (9-й)); святоотеческое чтение (кроме 1-го часа); стихи часа; Трисвятое и по «Отче наш» – кондак Великой Пятницы; «Господи, помилуй» (40 раз); «Иже на всякое время:»; заключительные молитвословия и молитва часа (в отличие от студийских и ранних иерусалимских памятников, которые, как правило, опускают молитву часа на царских часах). Порядок вечерни, которая должна начинаться несколько позже обычного времени – в 10-м часу дня (т. е. ок. 16.00): обычное начало; Пс 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» (стихиры на 6, славник и стихира на «И ныне:»); вход с Евангелием; «Свете тихий»; чтения (прокимен из Пс 21; паремия: Исх 33. 11–33; прокимен из Пс 34; паремии: Иов 42. 12–17 и Ис 52. 13–16, 53. 1–12, 54. 1; прокимен из Пс 87; Апостол: 1 Кор 1. 18–2. 2; аллилуиарий со стихами Пс 68; составное Евангелие: Мф 27. 1–38; Лк 23. 39–43; Мф 27. 39–54; Ин 19. 31–37; Мф 27. 55–61); сугубая ектения; «Сподоби, Господи»; просительная ектения; стиховные стихиры (4 стихиры и стихира на «Слава: И ныне:»); «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и по «Отче наш» – тропари Великой субботы (2-го гласа, нач.: «Благообразный Иосиф», «Мироносицам женам»); отпуст (нач. (по Служебнику): «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос»).

http://sedmitza.ru/text/414278.html

Итак, если разумение равнозначительно с верою, то каким же это образом философы воображают, что учения их без веры прочны? Мысль не есть свободное согласие с чем-либо предварительно доказанным; она есть невольное согласие с чем-либо превозмогающим; a что могущественнее Бога? Неверие же есть слабосилие мысли и отрицание предлагаемого, точно так ж как сомнение есть состояние, с трудом мирящееся с верой. Вера есть результат рассуждения совершенно свободного, постижение разумом того, что предстоит еще; ожидание же есть лишь простая мысль о чем-либо предстоящем; и не в сфере нашего только учения, но и во всех других случаях оно есть мысль о вещи неизвестной. Доверие же есть преждевременное, но уже прочное, познание о каком-либо предмете. Поэтому-то мы и доверяем, только Богу, относительно которого знаем, что Он поможет нам спастись и войти в славу Божию, – что не нарушит Он своих обетований и не лишит нас благ, созданных для нас и благоволительно предназначенных в награду нам за нашу верность. Благоволение же, доброжелательство состоит в желании блага кому-нибудь из-за него самого, кому сего блага желают и из-за самого сего блага. 243 Бог сам ни в чем не нуждается. Человек есть единственная цель благости Господней; Божественные щедроты имеют своим предметом не иное что как единственно благо творения. Но если Аврааму его вера была вменена в оправдание ( Рим.4:3 ), a мы – потомки, семя Авраама, то должны от слуха верить, ибо мы чада Израиля ( Гал.4:27 ), a эти не чудесами убеждаются, a словами (1Kop.1:22). Радуйся бесплодная, не рождавшая; скачи и пой хвалебные песни ты, не имевшая детей, говорит пророк. Супруга некогда покинутая сделалась многочаднее чем мужа имеющая ( Ис.54:1 ; Гал.4:27 ), Ты стала жить среди народа; дети твои будут благословенны под кущами своих отцов. Если пророчество обещает нам те же обители, что и патриархам, то это знак, что Бог обоих заветов один и тот же. Ты наследовал завет Израиля, прибавляет пророк еще яснее ( Ис.54:3,10,17; 55:3 ), намекая на обращение язычников, сей неплодной супруги мужа, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

2 . Сказано: «Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак, встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» ( Нав.1:1–2 ). Возможно, ты хочешь узнать, каким образом Господь наш Иисус Сын Божий мог быть служителем Моисея; это оттого, что «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал.4:4 ). Именно через то, что Он «подчинился закону», стал Он «служителем Моисеевым». Бог повелевает им перейти в землю – не в ту, которую дал Моисей, но «в землю, которую Я дам им». Итак, ты видишь, что после смерти Моисея Бог дает народу Израиля землю через Иисуса. Какую землю? Разумеется, ту, о которой Господь говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ). 3 . «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам» ( Нав.1:3 ). Что это за места, на которые ступят стопы ног наших? Буква закона лежит на земле и находится внизу. И потому ни коим образом не восходит тот, кто следует букве закона. Но если способен ты подняться от буквы к духу и взойти от исторического повествования к высшему пониманию, то воистину восходишь ты на высокое и возвышенное место, которое получишь от Бога в наследие. Ведь если в написанном усмотришь ты образы и разглядишь подобия небесного, если разумом и суждением будешь искать «горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ), то обретешь это место в наследие. Ибо Господь наш и Спаситель говорит: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12:26 ). И потому, если ты пришел ко Христу, сидящему «одесную Бога», своей верой, жизнью, чистотой, благочестием, стопами ног, омытых Иисусом (ср. Ин.13:5 ), то приблизился ты к месту, которое даст тебе Бог; тогда соделаешься ты не только «наследником Божьим», но и «сонаследником Христу» ( Рим.8:17 ). 4 . Написано: «Как Я сказал Моисею: от пустыни и Антиливана 3 сего до реки великой, реки Евфрата» ( Нав.1:3–4 ). Бог отдает Иисусу пустыню. Какую пустыню? Ту, о которой пророк говорит: «Возвеселись пустыня и сухая земля» ( Ис.35:1 ) и «у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» ( Ис.54:1 ; Гал.4:27 ). И, опять же, Бог сказал, что Иисус получит не Ливан, но Антиливан. Антиливан как бы подразумевает «вместо Ливана».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вопросишь: Для чего Христос Сын Божий называется единородный ( Ин. 1:18 ), когда и мы есмы чада Божия? ( Рим. 8:16 ; Гал. 4:6 ). Ответствую: Для того что един Христос есть единовечный и естественный вечного Отца Сын. Ибо Он един токмо предвечно из Отчего существа имеет Себе образом рождения сообщенное существо целое и то же самое, которое и в Отце; а мы чрез Христа по благодати в сыновство приняты. Чтоб сие лучше выразуметь, то должно знать, что сыны – иные суть естественные, иные принятые. Сыны естественные суть те, которым своих родителей сообщается существо – или все, или часть некоторая. Часть некоторая сообщается нам от своих родителей, а Сыну Божию целое от Отца сообщается существо тайным некоторым и несказанным образом. А принятые сыны те, которые становятся без всякого существа сообщения по одной только воле принимающего, так что почитаются будто за рожденных – как, например, кто поверженного младенца, принявши, воспитает или сироту за сына принимает. И отсюда видно, какое то разнствие есть между Сыном Божиим и нами, которые чрез Христа усыновлены. Ибо Он собственный Сын, т. е. по естеству предвечно от Отца непостижимым образом родился; а мы по благости единой токмо Божией в усыновление от Него приняты. §13. О Божестве истинном единородного Сына Божия хотя нам и из того самого известно, что Он есть естественный Сын Божий, однако Св. Писание и другим образом то подтверждает, а именно: свидетельствует, что Сыну Божию приличествуют: 1) Божии имена: Бог крепкий ( Ис. 9:6 ); над всеми Бог ( Рим. 9:5 ); помаза Тя, Боже, Бог Твой ( Пс. 44:8 ) и Бог бе Слово ( Ин. 1:1 ). Сюда принадлежат места: Тит. 2:13 ; 1Кор. 15:47 ; Откр. 19:16 ; Иуд. 1:4 ; 1Тим. 3:16. 2 ) Приличествуют Ему Божественные свойства, никакой твари не сообщаемые, но Богу токмо единому собственные, как то: вечность ( Кол. 1:17 ; Ин. 1:1 ; Евр. 13:8 ); вездесущие ( Мф. 28:20 ); неизменность ( Пс. 101:28 ; Евр. 1:12 ); всемогущество ( Ин. 10:28, 29 ; Евр. 1:3 ; Пс. 23:7, 8 ); всеведение ( Ин. 2:24, 25, 21:17 ; Кол. 2:3 ; Мф. 9:4, 14:8 ; Лк. 8:46 ; Ин. 6:64 ; Мк. 14:27, 28, 30 ). 3) Приличествуют Божественные дела, как то: творение мира ( Ин. 1:3, 10 ; Кол. 1:16 ; Евр. 1:2, 10 ); промысл ( Ин. 5:17 ; Евр. 1:3 ; Кол. 1:17 ); чудотворения, коими преисполнены книги Евангельские; искупление рода человеческого ( Деян. 20:28 ; Зах. 9:11 ), мертвых воскрешение ( Ин. 5:24 и 6:54), власть судить мир ( Ин. 5:22 ) и проч. Наконец, 4) присвояется Сыну Божию честь и поклонение, единому Богу достойное ( Ин. 5:23 ; Рим. 14:11 ; Флп. 2:10 ; Евр. 1:6 ; Откр. 5:13 ). А кому приличествуют Божии имена, свойства, действия и честь, тот есть истинный Бог, убо Сын Божий есть истинный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010