Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ МАВЗОЛЕЙ Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Между 425 и 430 гг. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Между 425 и 430 гг. памятник раннехрист. искусства в Равенне (Италия), возведен в правление Галлы Плацидии , между 425 и 430 гг., на территории имп. резиденции. Маловероятно, что здание предназначалось для погребения Галлы Плацидии, скончавшейся в Риме. Первоначально являлся капеллой ц. Санта-Кроче и был посвящен св. Лаврентию; в 1602 г. при прокладке ул. Галлы Плацидии часть церкви была разобрана и укорочена, капелла стала изолированным сооружением. Мавзолей, сложенный из широкого рим. кирпича, относится к распространенному в IV-V вв. типу крестообразных сооружений, тяготевших к центрическим постройкам. План имеет форму укороченного лат. креста (12,75 ´ 10,25 м), с квадратом на перекрестии, перекрытым купольным сводом на парусах, не выявленным снаружи, а перекрытым 4-скатной кровлей; рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами и 2-скатными кровлями с фронтонами. Профилированный карниз простого рисунка и одинаковые глухие аркады на фасадах придают единство ясной архитектурной композиции. Центральная возвышающаяся часть здания, средние прясла аркад фасадов и фронтоны имеют небольшие окна. Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии Простота внешнего декора сооружения контрастирует с великолепием интерьера, где сохранился наиболее древний и полный мозаичный цикл. Нижняя часть стен до карниза облицована светлым мрамором, мозаики покрывают верхнюю зону. Размещение мозаик выявляет архитектонику мавзолея. Особенностью их колористического решения является преобладание голубых и синих тонов. На центральном своде на темно-синем фоне среди звезд помещен золотой крест, основанием ориентированный на восток; в парусах - символы 4 евангелистов, окруженные тонкими перистыми облаками. Иллюзорный эффект глубины неба создается благодаря своеобразной перспективе в изображении звезд: от более крупных, расположенных вокруг символов евангелистов, до мелких, окружающих крест на своде.

http://pravenc.ru/text/161595.html

В 425 г. начались военные действия между Феодосием II и И. Руководить кампанией И. назначил магистра армии Ардабурия, к которому были приставлены 2 помощника: его сын Аспар и Кандидиан. Возглавляемые ими военные подразделения продвигались по суше вдоль адриатического побережья и Юлийских Альп, сопровождая Валентиниана III и Галлу Плацидию. Ардабурий с флотом должен был направиться к Аквилее и зайти в тыл к И., когда тот попытается перекрыть проходы через Юлийские Альпы. И., не располагая достаточными силами для открытого сражения (флот был отправлен в Африку против Бонифация), предпочел дожидаться неприятеля за стенами Равенны. Одновременно он послал молодого военачальника Аэция к гуннам за вспомогательными отрядами, планируя, что они с тыла нападут на осаждающие Равенну войска Феодосия II. Однако планы обеих сторон не были реализованы. Ардабурий, Аспар и Кандидиан захватили Далмацию, в т. ч. Салону (ныне Солин, Хорватия). Отсюда Аспар направился вдоль побережья на север, а Ардабурий и Кандидиан, посадив пехоту на суда, двинулись морем к Аквилее. Но из-за шторма флотилия была отброшена на юг к Равенне, где была захвачена И. Ардабурий попал в плен, но вскоре ему удалось войти в доверие к И., к-рый, видимо, рассчитывал с помощью столь знатного пленника добиться мира с Феодосием или переманить на свою сторону посланные против него войска. И. предоставил Ардабурию полную свободу, чем тот воспользовался для агитации среди равеннского гарнизона в пользу Валентиниана III. Тем временем Кандидиану удалось взять Аквилею и соединиться с Аспаром. Последний, узнав об участи отца, срочно отправился в Равенну. С помощью надежного проводника ему удалось пройти через окружавшие город болота. Равенна сдалась без боя вслед. предательства, подготовленного Ардабурием. И. попал в плен и был переправлен в Аквилею, куда вскоре прибыли морем Валентиниан III и Галла Плацидия. В аквилейском цирке была устроена публичная экзекуция узурпатора: ему отрубили правую руку, возили по цирку на осле, а затем обезглавили. Через 3 дня под Аквилею прибыл с наемными гуннами Аэций и, напав на войска Аспара, нанес им сокрушительное поражение. Но поскольку И. был уже казнен, новое правительство пошло на соглашение с Аэцием: ему было даровано полное прощение и должность комита при условии, что он отправит назад гуннов. Аэций выполнил требование, причем щедро наградил гуннов, чтобы те на обратном пути не нанесли вреда рим. территориям. Магистр армии Кастин был обвинен скорее в попустительстве узурпатору, чем в его поддержке, и отделался лишением должности и ссылкой. В мае 425 г. Феодосий II направил в Рим магистра оффиций Гелиона, к-рый провозгласил 5-летнего Валентиниана III августом (23 окт. 425), а фактически власть в Зап. Римской империи оказалась в руках его матери Галлы Плацидии († 450). 9 июля 425 г. Валентинан III отменил все законодательные акты И., в т. ч. и урезавшие привилегии клира (Const. Sirm. 6).

http://pravenc.ru/text/469566.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИГИЛИЙ РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вигилий (+ 555), папа Римский Происходил из римской аристократической семьи. Папа Вонифатий II назначил диакона Вигилия своим преемником, однако позднее отменил это решение, признав недопустимость такого способа замещения епископских кафедр. В сане архидиакона Вигилий в 536 году сопровождал папу Агапита I в Константинополь , затем был отправлен туда в качестве апокрисиария Римского престола. Он добился покровительства имп. Феодоры . После занятия Рима византийскими войсками Велисария (9 декабря 536) и смещения папы Сильверия Вигилий при содействии Феодоры стал предстоятелем Римской Церкви; интронизация состоялась 29 марта 537 года. Новый папа содействовал византийским властям во главе с Велисарием в установлении контроля над Италией. Около 544 года имп. Юстиниан I издал эдикт, осудивший « Три главы » ( Феодора Мопсуестийского , сочинения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского ). Папа первоначально отказался подписать эдикт, сославшись на позицию епископата, видевшего в этом унижение авторитета Халкидонского Собора . Константинопольский патриарх Мина согласился подписать эдикт под давлением двора при условии, что его подпись будет действительна лишь в случае одобрения эдикта папой Вигилием. За отказ следовать политике императора (возможно, также из-за подозрений со стороны византийских властей в контактах с готами , которые осенью 545 года начали осаду Рима) в ноябре 545 года папа Вигилий был тайно вывезен на Сицилию . Юстиниан не прерывал отношений с папой и в январе 547 года совершил публичный акт примирения. Папа Вигилий прибыл в Константинополь и был торжественно встречен императором в соборе Св. Софии . В Константинополе продолжились переговоры о признании эдикта; был организован Собор западных епископов, приехавших вместе с папой, на котором вновь не удалось добиться согласия. Тем не менее 11 апреля 548 года Вигилий издал послание на имя патриарха Мины (Judicatum), в котором осудил «Три главы». Это вызвало протест на Западе; в 550 году Собор в Карфагене осудил действия папы; против Вигилия выступил епископат Италии и Иллирика. Папа Вигилий был вынужден отказаться от признания эдикта, но публично поклялся имп. Юстиниану в том, что будет добиваться его признания на Западе. 23 декабря 551 года Вигилий бежал из дворца Галлы Плацидии в Константинополе, где он содержался под охраной, в Халкидон .

http://drevo-info.ru/articles/13678490.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИГИЛИЙ папа Римский (22.03.537 - 7.06.555). Происходил из рим. аристократической семьи. Папа Бонифаций II назначил диакона В. своим преемником, однако позднее отменил это решение, признав недопустимость такого способа замещения епископских кафедр. В сане архидиакона В. в 536 г. сопровождал папу Агапита I в К-поль, затем был отправлен туда в качестве апокрисиария Римского престола. Он добился покровительства имп. Феодоры. После занятия Рима визант. войсками Велисария (9 дек. 536) и смещения папы Сильверия В. при содействии Феодоры стал предстоятелем Римской Церкви; интронизация состоялась 29 марта 537 г. Новый папа содействовал визант. властям во главе с Велисарием в установлении контроля над Италией. Ок. 544 г. имп. Юстиниан I издал эдикт, осудивший «Три главы» ( Феодора Мопсуестийского , сочинения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского). Папа первоначально отказался подписать эдикт, сославшись на позицию епископата, видевшего в этом унижение авторитета Халкидонского Собора. К-польский Патриарх Мина согласился подписать эдикт под давлением двора при условии, что его подпись будет действительна лишь в случае одобрения эдикта папой В. За отказ следовать политике императора (возможно, также из-за подозрений со стороны визант. властей в контактах с готами, к-рые осенью 545 начали осаду Рима) в нояб. 545 г. В. был тайно вывезен на Сицилию. Юстиниан не прерывал отношений с папой и в янв. 547 г. совершил публичный акт примирения. В. прибыл в К-поль и был торжественно встречен императором в соборе Св. Софии. В К-поле продолжились переговоры о признании эдикта; был организован Собор зап. епископов, приехавших вместе с папой, на к-ром вновь не удалось добиться согласия. Тем не менее 11 апр. 548 г. В. издал послание на имя Патриарха Мины (Judicatum), в к-ром осудил «Три главы». Это вызвало протест на Западе; в 550 г. Собор в Карфагене осудил действия папы; против В. выступил епископат Италии и Иллирика. В. был вынужден отказаться от признания эдикта, но публично поклялся имп. Юстиниану в том, что будет добиваться его признания на Западе. 23 дек. 551 г. В. бежал из дворца Галлы Плацидии в К-поле, где он содержался под охраной, в Халкидон.

http://pravenc.ru/text/158390.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. " Ты, как младенец, спишь, Равенна,/У сонной вечности в руках./Рабы сквозь римские ворота/Уже не ввозят мозаик… " – писал Александр Блок. А когда-то Равенна славилась своими мастерами-мозаичистами. Кстати, стихотворение Блока содержит указания на главные достопримечательности Равенны: мавзолеи Галлы Плацидии и Теодориха (V век), базилики Святого Виталия и Святого Аполлинария Нового (VI век). Искусство церковной мозаики – родом из Византии. Однако на территории самой Византии, охваченной в VIII веке иконоборчеством, раннехристианские мозаики практически не сохранились. Один из немногих уцелевших храмовых комплексов византийской эпохи с роскошными мозаиками был найден в Италии, в Равенне. На выставке, открытой в Мраморном дворце Петербурга, представлены копии фрагментов подлинных равеннских мозаик, изготовленные в начале 1950-х по инициативе итальянского профессора Джузеппе Бовини с целью распространения знаний о Равенне по всему миру. На копии, выставленные в Мраморном дворце, интересно посмотреть даже тем, кто в Равенне побывал: многие мозаики находятся на большой высоте, и туристам вряд ли удается рассмотреть их в деталях. Мозаики Равенны поистине являются памятниками богословской мысли ранней Церкви. Каждая деталь в изображениях глубоко символична.  Так, пьющие воду голуби, украшающие мавзолей Галлы Плацидии, – это символ наследуемой христианами жизни вечной, а павлин обозначает воскресение и бессмертие.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-10-01/1...

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна, Италия Часть 1: О видении Бога внутри себя и покаянии Часть 2: О духовнике и послушании Вся наша жизнь — крест У нас бывают разные минуты, минуты, когда печалимся, моменты, когда радуемся; мы как погода: сейчас тучи, до этого было солнце, а потом, может, пойдет дождь. Мы не можем претендовать на то, чтобы все время пребывать в благодатном состоянии, в состоянии покоя. Это нормально. Но тем не менее существует определенная опасность, когда мы доходим до определенной духовной холодности, когда мы больше не можем воодушевиться от встречи с Богом. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что каждый раз восторгался, когда встречал проявления Промысла Божия в мире, сотворенном Им. И всегда у него было два слова; обнаружив, как благ Бог, он с признательностью восклицал: «Преблагий Владыка мой!» и: «Слава Богу за все!» А у нас нет этой вспышки признательности к Богу. В чем же причина? Думаю, виноват, прежде всего, наш эгоизм. Мы больше не видим действия Бога в своей жизни. «Я все решаю», «Я все делаю», «Я все знаю». И Бог оставляет нас, чтобы мы увидели, что на самом деле можем сделать без Его благодати, и тогда мы чувствуем себя совершенно пустыми, чувствуем себя никчемными, чувствуем себя лишенными смысла. Православие — это не только мораль. Мораль, если в ней нет Бога, — пустая мораль Православие — это не обязательно совокупность наставлений, в которых мы искали бы философию, чтобы с ее помощью изменить состояние собственного духа. Православие — это не только мораль. Мораль, если в ней нет Бога, — пустая мораль. Цуця говорил, что «мораль без Бога подобна курсированию поездов, которое может меняться от станции к станции». Мы хотим присутствия Бога в своей жизни, и иногда испытываем печаль, и печаль эта должна подталкивать нас к Богу, подталкивать к молитве. Смотри, у нас есть молитва святого Исаака Сирина: «Господи, нет у меня ни слез, ни умиления, чтобы искать Тебя, ибо охладело сердце мое от стольких искушений и не может согреться слезами любви к Тебе» .

http://pravoslavie.ru/158868.html

Сортировать по Исключить новости Программа паломнической поездки: Рим, Бари, Венеция, Падуя, Равенна, Ортона. 8 дней/7 ночей с 25 апреля по 2 мая 2011 года. Паломнический центр апостола Фомы в Европе приглашает провести Светлую Седмицу у святынь земли Италийской. Города: Рим, Бари, Венеция, Падуя, Равенна, Ортона. 8 дней/7 ночей с 25 апреля по 2 мая 2011 года. Церковь Николая Чудотворца в г. Бари Рим: Св. Алексей человек Божий, Святая Лестница (по которой Христос поднимался на суд к Понтию Пилату), Честные Главы Первоверховных апостолов Петра и Павла, мощи святого Алексия Человека Божия, святого Вонифатия, священномученицы Киприаны и мученицы Иустины. Посещение церкви Божией Матери «Великая» Santa Maria Maggiore поклонение чудотворной иконе «Спасение народа римского», катакомбы христианских мучеников. Бари мощи Святителя и Чудотворца Николая Венеция мощи святого апостола Марка, святого праведного Захарии, святого Афанасия Великого — Патриарха Александрийского, десница св. Василия Великого Падуя паломничество к мощам св. муч. Иустины, молебен перед мощами св. Евангелистов Луки и Матфея Равенна «Мозаики ушедшей Византии». Равенна — город, который в VI веке являлся официальной территорией Византийской империи. В храме св. Виталия – небесного покровителя города, молебен перед его честными мощами. Посещение мавзолея Галлы Плацидии, где находятся наиболее известные мозаики византийского периода Равенны — они выполнены спустя столетие после того, как Христианство стало официальной религией Византийской империи. Ортона мощи Св. апостола Фомы Флоренция Молебен в историческом православном храме Рождества Христова и Святителя Николая. Посещение собора Божией Матери «В Цветах» Поклонение Главе Святого Иоанна Златоуста, мощам св. Зенона. Заказ по телефону: «St. Thomas — TdF» GmbH Паломнический центр апостола Фомы в Европе тел: +7 926 0216437 факс + 49 6502 30 96 Веб сайт: http://thomas-tdf.de/ Программа паломнической поездки 1 день 25 апреля В 08:10 прибытие в аэропорт Рима. Паломничество по Риму: Св. Алексей человек Божий, Святая Лестница (по которой Христос поднимался на суд к Понтию Пилату), Честные Главы Первоверховных апостолов Петра и Павла, мощи святого Алексия Человека Божия, святого Вонифатия, священномученицы Киприаны и мученицы Иустины. Посещение церкви Божией Матери «Великая» Santa Maria Maggiore поклонение чудотворной иконе «Спасение народа римского». Свободное время в центе Рима. Экскурсия Античный Рим: Колизей, арка Константина, императорские форумы, Капитолийский холм, театр Марчелло. Ночлег.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-italia/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛА ПЛАЦИДИЯ Галла Плацидия. Золотой медальон. V в. (Национальная б-ка. Париж) Галла Плацидия. Золотой медальон. V в. (Национальная б-ка. Париж) [лат. Aelia Galla Placidia] (ок. 390 - 450), рим. императрица, дочь имп. Феодосия I Великого и его 2-й жены Галлы, младшая сводная сестра императоров Аркадия и Гонория . Воспитывалась в обстановке христ. благочестия, с юности отличалась умом, образованностью и красотой. Ок. 410 г., во время похода Алариха на Рим, была захвачена в плен вестготами; в нач. 414 г. в Нарбоне состоялось бракосочетание Г. П. и Атаульфа, племянника и преемника Алариха ( Oros. Hist. adv. pag. VII 40. 2; 43. 2; Olympiod. 24). Несмотря на то что Атаульф, как и все готы, был арианином, бракосочетание проходило по рим. правосл. обряду. Более того, Атаульф заявил, что вынужден отказаться от попыток основать на месте Римской империи Готскую, убедившись в «неспособности готов повиноваться законам» ( Oros. Hist. adv. pag. VII 43. 3-7; Olympiod. 26). Г. П. пользовалась любовью и уважением мужа; их сын, названный в честь деда Феодосием, мог бы претендовать на имп. трон (ввиду бездетности Гонория), но умер в младенчестве. Вскоре Атаульф был убит Сигерихом (415), Г. П. оказалась пленницей и подверглась изгнанию из дворца и тяжким унижениям ( Oros. VII 43. 9; Olympiod. 26; Iord. Get. 31 sq). Через неделю был убит и Сигерих; новый вестготский вождь Валлия отнесся к ней с почетом и уважением и в 416 г. за выкуп вернул ее Гонорию, признав верховную власть империи. Император выдал сестру замуж за полководца Констанция (417); супружество было счастливым, в семье родились дети - Гонория и Валентиниан (буд. имп. Валентиниан III ). В 421 г. муж Г. П. был объявлен соправителем Гонория, что возвысило ее до статуса августы, но в том же году она вновь овдовела. Ее отношения с императором, проявлявшим к ней неродственный интерес, осложнились, и она отправилась с детьми в К-поль, где правил ее племянник имп. Феодосий II. Согласно преданию, по пути она посетила Афон , где собиралась совершить поклонение в храме, но у входа была остановлена гласом свыше и взмолилась о прощении ей греха дерзновения ( Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1871. Ч. 2. С. 65-66, 151-152).

http://pravenc.ru/text/161564.html

Выставка копий древних мозаик Равенны открывается в Петербурге 24 сентября 2008 г. 15:09 Выставка копий древних мозаик из города Равенна откроется в Мраморном дворце Русского музея в среду, сообщили РИА «Новости» в пресс-службе музея. Небольшой древний итальянский город Равенна — место захоронения Данте Алигьери — обязан своей всемирной славой великолепному комплексу раннехристианских и византийских построек, прежде всего храмов, украшенных мозаичными панно со сценами христианской иконографии. По мнению искусствоведов, по своей художественной ценности эти мозаики превосходят образцы из других городов древнего мира, таких как Константинополь, Антиохия, Иерусалим и Александрия на Востоке, а также Рим, Милан, Аквилея, Трир и Кельн на Западе. В 1997 году ЮНЕСКО включила в список объектов мирового культурного наследия семь зданий из Равенны, украшенных прославленными мозаиками. Среди них мавзолей Галлы Плацидии, базилика Сан-Витале, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Арианский баптистерий, Баптистерий православных, мавзолей Теодориха Великого и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Копии мозаик из этих зданий можно увидеть на выставке в Мраморном дворце. На экспозиции представлено около 60 уникальных произведений — копии древних мозаик, созданных ведущими мозаичистами Италии с целью распространения знаний о Равенне и ее бесценных собраниях по всему миру. Коллекция копий древних мозаик Равенны была создана в начале 1950-х годов по инициативе профессора Джузеппе Бовини. Для точного соответствия оригиналам, все они выполнялись по сложной и весьма скрупулезной технологии. Прежде всего, каждый образец снимался на кальку, затем определялись цветовые оттенки смальты, которая заказывалась стекольным заводам Мурано в Венеции. Слепки по форме мозаичных пластинок вырезались вручную. Мозаичные циклы Равенны являются величайшими памятниками древнехристианского символизма. Они наиболее полно и конкретно обогатили христианство (первоначально не имевшее икон) развернутой иконографией и универсальным аллегорическим языком для передачи христианских символов и догматики. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/464578.htm...

На выставке в Равенне представлены отреставрированные сирийские мозаики V-VI веков 9 августа 2007 г. 15:25 В итальянском городе Равенна в церкви Сан Доменико открылась выставка «Восточные мозаики». В экспозиции впервые представлены четыре мозаичных панно с изображением диковинных зверей, датируемые V-VI веками нашей эры. Мозаики поступили из сирийских хранилищ, в том числе Национального музея Дамаска, и отреставрированы специалистами фонда «Равенна Антика». Проведение выставки в этом городе не случайно — его древние соборы украшены великолепными образцами византийской мозаики. Равенна была западной столицей Византийской империи в то время, когда Рим разорили и разграбили варвары. Этот город и по сей день считается столицей мозаики. В мавзолее Галлы Плацидии, например, находятся древнейшие мозаики, относящиеся к 450 году. Они изготовлены век спустя после того, как христианство стало официальной религией Византийской империи. В храме Сан Витале сохранились две большие мозаичные панорамы с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Как сообщила директор фонда «Равенна Антика» Эльза Синьорино, начиная с 70-х годов прошлого века были установлены прочные связи между местными искусствоведами, факультетом археологии Болонского университета и генеральной дирекцией музейных древностей и раскопок в сирийском городе Боцра. Фонд организовал в этой стране первую научную лабораторию по реконструкции древних мозаик. Он занимается подготовкой кадров и сбором материалов для будущего археологического музея. Это взаимодействие заложено в программе сотрудничества стран Средиземноморского бассейна. Выставка «Восточные мозаики» в Равенне будет открыта до 5 ноября. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/279499.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010