А.А. Половцов Стеллер, Георг Вильгельм (Georg Wilhelm Stoeler) Стеллер , Георг Вильгельм (Georg Wilhelm Stoeler или Steller) – доктор, адъюнкт натуральной истории Петербургской академии наук, знаменитый естествоиспытатель, прославившийся своими исследованиями во время путешествия в Камчатку, а также во время экспедиции, предпринятой Берингом для решения вопроса о соединении материка Азии с Америкой, род. в Виндсгейме во Франконии 10 марта 1709 г., ум. 12 ноября 1746 г. в Тюмени. В некоторых русских книгах его называют также Штеллером, но лучше писать его фамилию Стеллер, тем более что именно так он подписывал по-русски все свои донесения в академию. По окончании гимназии в своем родном городе, С. отправился в Виттенберг, где в местном университете изучал богословие, анатомию, ботанику и другие естественные науки. Изучение этих предметов, особенно же ботаники и медицины, он продолжал в Лейпциге, Йене и Галле, занимаясь в последнем городе также и преподавательской деятельностью. В 1734 г. он выдержал экзамен по ботанике у известного ученого Людольфа в Берлине и вскоре отправился в Данциг, где был принят на службу врачом в находившуюся там русскую армию. По взятии Данцига он был отправлен графом Ласси на корабле в Петербург вместе с ранеными и больными солдатами, порученными его попечению. Существует, впрочем, и другое известие о том, как С. прибыл в Россию; согласно ему, С. по собственному желанию, вне всякой связи с упомянутым поручением, притом, почти без всяких средств, приехал в Петербург искать счастья. Первый вариант заслуживает, однако, большого доверия, тем более что согласуется со сведениями о жизни С., напечатанными его братом Августином, медиком герцогини саксен-эйзенахской, в «Ergetzungen der vernünftiger Seele aus der Sittenlehre und der Gelehrsamkeit überhaupt» (Leipzig, 1747, т. V, стр. 362–381), под заглавием: «Zuverlässige Nachricht von dem merkwürdigen Leben und Reisen Herrn Georg Willhelm Stöllers». Вскоре после приезда С. в Петербург, рассказывает Гмелин, «для веселого его нрава взял его к себе в дом бывший архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович) и за пользование больных его служителей определил ему годовое жалованье» (1734). Человек весьма умный и живой, С. очень понравился Феофану и пользовался глубоким его уважением. В рукописях новгородской семинарской библиотеки 3883) имеются даже латинские стихи: «In moram Stelleri medicum», написанные архиепископом в честь С.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Фишер фон Вальдгейм, Григорий Иванович (Gotthelf Fischer von Waldheim) Фишер фон Вальдгейм , Григорий Иванович (Gotthelf Fischer von Waldheim), известный естествоиспытатель, почетный член Императорской Академии наук, С.-Петербургской и Московской медико-хирургических академий, д. с. с. и заслуженный профессор Московского университета, род. в Вальдгейме, близ Лейпцига, 3 (15) окт. 1771 г., умер в Москве 6 окт. 1853 г. Поступив в 1783 г. в одну из фрейбергских гимназий, он, по окончании курса, слушал лекции у знаменитого геолога Вернера. В Фрейберге же он сблизился с Гумбольдтом, Бухом и др. Слушал также лекции в Виттенберге, Йене, Галле и Геттингене. В Йене он сошелся с Гете и Шиллером; с Гумбольдтом отправился в Вену, где слушал лекции по медицине у известного в свое время врача Франка. Ф. решил было посвятить себя этой науке, но, по совету Гумбольдта и других друзей, избрал своею специальностью естественные науки. Отправившись в Париж, он стал в дружеские отношения с Кювье, лекции которого пробудили в нем любовь к естественным наукам. В 1798 г. Ф. был назначен профессором естественной истории в Майнцском университете, а год спустя избран библиотекарем тамошней центральной библиотеки. Отказавшись от предложенных ему должностей – профессора в Йенском университете и директора сравнительно-анатомического кабинета, основанного Рейлем в Вюрцбурге, он охотно принял приглашение занять место, обещавшее широкий простор его ученой деятельности – профессора естественных наук и директора музея в Московском университете, и прибыл в Россию в начале 1804 г. В продолжение своей с лишком полувековой ученой деятельности в Москве Ф. неутомимо работал на пользу русской науки. Он начал с того, что издал учебники зоологии и минералогии, которые долгое время были у нас единственными пособиями при изучении этих наук. Руководства, составленные Ф. по собственным материалам и системе, кроме внутренних достоинств, ясности, порядка и полноты изложения, имели еще и ту важную заслугу, что это были впервые появившиеся в России самостоятельные учебники, приноровленные к требованиям русских учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЙГЕЛЬ [Weigel], Валентин (1533, Наундорф, близ Гросенхайна, Саксония - 10.06.1588, Чопау, близ Кемница), нем. протестант. богослов, теософ и мистик. После окончания школы в Майсене В. в качестве стипендиата саксонского курфюрста изучал теологию в Лейпцигском ун-те. Ок. 1563 г. переехал в Виттенберг, где завершил образование и получил степень магистра богословия. Уже в Виттенберге В. стал интересоваться натурфилософскими вопросами и увлекся творчеством Ф. Парацельса . В 1567 г. он стал пастором в Чопау, где и провел остаток жизни. В. всегда поддерживал внешнюю лояльность к офиц. лютеран. богословию и вместе с др. пасторами своего диоцеза подписал Formula Concordiae ( Согласия формулу ). Лишь после смерти В. обнаружилось, что он скрывал свои подлинные мистико-теософские воззрения, проникнутые критическим настроем в отношении лютеран. богословия. Учение В. изложено в обширном корпусе сочинений, ни одно из к-рых не было обнародовано при жизни автора. Сочинения были обнаружены через неск. лет после смерти В. у его ученика М. Бидермана и опубликованы в Галле ок. 1609-1612 гг. В 1624 г. последовал офиц. запрет на сочинения В., его книги начиная с 1626 г. многократно подвергались сожжению. В течение XVII в. в Германии публиковались антивейгелевские трактаты (И. Кроций, Т. Тумм, И. Шельхаммер и др.). Однако творчество В. продолжало распространяться его учениками в рукописных копиях. Последователи В. - Й. Штифель, П. Нагель, К. Энгельбрехт и др. - образовали в 90-х гг. XVI в. спиритуалистическую секту «вейгелианцев». Подлинность ряда сочинений, приписываемых В., вызывает сомнения и остается предметом дискуссий. Удовлетворительное разрешение всех спорных вопросов, а также точную датировку текстов В. должно дать критическое издание его сочинений, к-рое в наст. время не завершено. Важнейшими из числа признанных бесспорно подлинными являются трактаты «Vom Orth der Welt» (О местонахождении мира), «Gnothi Seauton» (Познай самого себя), «Studium Universale» (Всеобщее учение), «Büchlein vom Gebet» (Книжица о молитве), «Von der Gelassenheit» (Об отрешенности), «Ein Büchlein dass Gott allein gut sei» (Книжица о том, что один лишь Бог благ), «Kirchen- und Hauspostille» (Церковные и домашние проповеди), «Der güldene Griff alle Dinge ohne Irrtumb zu erkennen» (Золотой ключ к безошибочному познанию всех вещей), «Kurzer Bericht und Anleitung zur Teutschen Theologie» (Краткое введение и наставление к немецкой теологии). Особое место в наследии В. занимает «Dialogus de Christianismo» (Диалог о христианстве) - цикл из 9 небольших диалогов между пастором, мирянином и Смертью, где пастор олицетворяет офиц. лютеран. учение, мирянин - теософию самого В., а Смерть - Христа, разрешающего спор между ними.

http://pravenc.ru/text/150031.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Германии прошла научная конференция по теологии и религиоведению Цель конференции - обсудить результаты изучения феномена молитвы, как он представлен в письменных свидетельствах древности ГАЛЛЕ. В Галле-Виттенбергском университете имени Мартина Лютерапрошла трёхдневная научная теологическая конференция на тему «Молитва и древний город: влияние городского культурного пространства», сообщается на интернет-сайте учебного заведения. Организаторы конференции ставили своей целью обсудить результаты изучения феномена молитвы, как он представлен в письменных свидетельствах древности. Для этого были приглашены эксперты в области гебраистики, истории и вероучения раннего христианства, антиковедения, религиоведения, когнитивистики и различных направлений теологии. Конференция в Галле стала первым научным форумом, посвященным результатам междисциплинарного изучения того, как влияло городское пространство на молитвенные практики и связанную с ними религиозную мысль и веру в древности. «В последние годы ученые, специализирующиеся по социологии города, пришли к выводу, что как разнообразие религиозных и идейных течений, а вместе и их концентрация в различных сегментах городской жизни приводят к активному взаимодействию и обмену между религиозными сообществами и расширению возможностей личного религиозного выбора, – говорится в пресс-релизе конференции. –Существует уже немало исследований, рассматривающих город как плавильный котел, воздействующий на религиозную практику и убеждения, которые в свою очередь влияют на способы молитвы». В работе научного форума приняли участие известные теологи, лингвисты, религиоведы, философы и культурологи, занимающихся проблемами междисциплинарного анализа феномена и теории молитвы в разных религиозных традициях, из Германии, Дании, Румынии, Великобритании, Израиля, США.

http://sedmitza.ru/text/8706942.html

Пеккен Христиан (Christian Pecken) – врач, отец Матвея Христиановича Пеккена, родом венгерец, родился в городе Ризенау, умер в Петербурге 24-го августа 1779 г. Сперва П. учился математике, а потом – врачебному искусству – в Виттенберге и Галле. В 1751 г. представил и защитил диссертацию «De causis et effectis plethorae» и получил в Виттенберге степень доктора медицины. Вернувшись на родину, Пеккен занял должность физика в графстве Геммер; в 1754 году он был уволен от службы, а в 1755 г. приехал в Петербург. Здесь он поступил на государственную службу и был назначен врачом в госпиталь; кроме того, он был врачом в кадетском корпусе. Назначенный членом Медицинской Коллегии, Пеккен заслужил особое доверие своих сослуживцев и был избран на должность ученого ее секретаря. В 1777 г. Коллегия составила и рассмотрела, при участии всех петербургских врачей и аптекарей, российскую фармакопею («Pharmacopaea Rossica»), и Пеккен принимал деятельное участие в этом издании; в 1778 г. оно было напечатано под его надзором. В 1770 г., летом, Пеккен был послан в Смоленск для осмотра карантинов; по соглашению с губернатором Т. П. Текутьевым он составил план карантинного дома на форпосте и прислал его на утверждение в Коллегию, которая представила этот план в Сенат. В Смоленске Пеккен пробыл более года и после прекращения чумы в Москве вернулся в Петербург. При этом возникла очень интересная переписка о его казенном содержании; в командировке он получал полное содержание: 800 р. за прежнюю службу в госпитале и кадетском корпусе, 300 р. – в качестве члена Медицинской Коллегии и 400 p. – в качестве ученого ее секретаря. Вернувшись из командировки, он сохранил то же содержание, хотя уже не служил нигде, кроме Коллегии. За разрешением вопроса обратились в высшие инстанции, и Высочайше утвержденный 29-го декабря 1775 г. доклад Сената утвердил за Пеккеном полное содержание, основываясь на формуле: «что раз Высочайше даровано, то уже не отнимается». В 1779 г., 21-го мая, Пеккен был произведен в статские советники, а 24-го августа того же 1779 года умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В США прошёл международный научный форум исследователей Корана Конгресс стал частью ежегодного Международного симпозиума Общества библейской литературы БОСТОН. В столице штата Массачусетс прошёл ежегодный Международный конгресс исследователей Корана. Конгресс стал частью ежегодного Международного симпозиума Общества библейской литературы, сообщается на сайте ассоциации. В международном форуме приняли участие несколько десятков маститых ученых и молодых исследователей из США, Великобритании, Канады, Саудовской Аравии, Франции, Дании, Германии, Венгрии, Кувейта и Турции. Научный конгресс, как обычно, вобрал в себя широкий спектр тем и направлений в рамках коранистики. В этом году работа форума проходила в 6-ти тематических секциях: «Лингвистические, литературоведческие и классические подходы к изучению Корана»; «Коранистика: методология и герменевтика», «Коран и библейская литература», «Коран и библейская традиция» «Коран и эпоха поздней античности», «Коран: рукописная традиция и текстология». На пленарном заседании с докладом «Величественное здание Книги: несколько наблюдений относительно идеи священного текста и священного места в раннем исламе» выступил президент Международной ассоциации исследователей Корана Геральд Хоутинг. На секции «Коран и библейская литература» прозвучали, в частности, следующие сообщения: – Сцены обмана Авраама в Книге Бытия и текстовая неопределённость в Коране (Д. Стюарт, Университет Эмори); – Что иудаизм заимствовал у Мухаммада? Коран и Пирке де-рабби Элиэзер (Дж. МакДоуэл, Практическая школа высших исследований, Париж); – Устные и письменные варианты переходных пассажей в Библии и Коране(Корнелия Хорн, Галле-Виттенбергский университет), и др. На секции «Коран и эпоха поздней античности» основной стала тема «Переосмысление иудеохристианства и ислама». Здесь прозвучали несколько коротких сообщений аспирантов и докторантов ряда американских университетов: «Тени иудеохристианства у истоков ислама»; «Иудеохристианство, поздняя античность и собственные пророки раннего ислама»; «Новое (в русле традиций Книг Еноха) врата в «Китаб аль-фихрист» Ибн ан-Надима: за пределами иудеохристианских жанров» и т. д.

http://sedmitza.ru/text/7679830.html

А.А. Половцов Буксбаум, Иоганн Христиан Буксбаум , Иоганн Христиан, академик Имп. академии наук по кафедре ботаники; род в октябре 1694 г. в Мерзебурге, в Прусской Саксонии, ум. в Вермсдорфе 7 июля 1730 г. Детство его прошло в Вермсдорфе, в родовом имении отца. Страсть к растениям развилась в нем с ранних лет. Отец Буксбаума, в свое время известный медик, предназначал сына к докторскому званию, но он, прослушав курсы в Лейпцигском, Виттенбергском, Йенском и Лейденском университетах, вернулся домой без права на звание врача. Посвятив себя исключительно занятиям по ботанике, Буксбаум в 1721 г. напечатал в Галле свои первые научные исследования, под заглавием: «Enumeratio plantarum accuratior in agro Halensi locisque vicinis crescentium». Книга эта сразу обратила на себя внимание ученых, так что, когда, в том же году, Петр обратился к знаменитому германскому медику Гофманну с просьбою рекомендовать выдающегося ботаника, то последний указал на Буксбаума, как на достойнейшего. Приглашенный в Россию в качестве ботаника при медицинской коллегии, Буксбаум энергично принялся за разведение сада в Петербурге, на Аптекарском острове и при этом саде читал лекции ботаники обучавшимся во врачебных заведениях столицы. Кроме того, Буксбаум отыскивал и описывал растения в окрестностях Петербурга. В 1724 г. его отправили доктором при посольстве Ал. Ив. Румянцева в Константинополь. В это время уже было решено основать в Петербурге Академию наук, и Буксбаума отправили именно с тою целью, чтобы плодами его изысканий воспользовалось новое ученое учреждение. Согласно данной ему Блументростом инструкции, Буксбаум должен был попутно исследовать все три царства природы как в России, так и за границею, и присылать Блументросту образцы и рисунки достопримечательных предметов, но главное внимание рекомендовалось ему обратить на врачебные растения. Буксбаум не ограничился одними только требованиями программы, а присылал также и этнографический материал, коллекции древних предметов и монет; последних им собрано до 400 экземпляров, из которых многие весьма редки; особенно ценны добытые им для нашей кунсткамеры древние монеты из Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДДЕЙ [лат. Buddeus; нем. Budde] Иоганн Франц (25.06.1667, Анклам, Померания - 19.11.1729, Гота, Тюрингия), нем. лютеран. теолог. Род. в семье пастора, учился в Виттенбергском ун-те, где в 1687 г. получил степень магистра, а в 1689 г. стал адъюнктом на философском фак-те; в том же году переехал в Йену, где продолжил образование и преподавание в ун-те. В 1692 г. Б. стал учителем латыни и греч. языка гимназии в Кобурге, но вскоре получил место профессора моральной философии в ун-те в Галле (1693-1704). В 1705 г. он вернулся в ун-т Йены в качестве профессора теологии и оставался на этой должности почти четверть века, до своей кончины. Б. писал теологические, философские и исторические сочинения, в т. ч. учебные пособия, выдержавшие много изданий. Как теолог он был сторонником лютеран. ортодоксии, что нашло выражение в труде «Наставления в догматическом богословии» (Institutiones theologicae dogmaticae. Lpz., 1723). В то же время Б. стремился преодолеть схоластический формализм полемической теологии, хотя и допускал в трактовке Откровения рационалистические элементы; он подчеркивал значение доктрины «для истинно христианской жизни». Это сближало его с пиетистами, борьбу с к-рыми он считал ошибочной. В философии Б. был эклектиком, уделявшим большое внимание проблемам этики. Его главной работой в этой области стало «Наставление в нравственном богословии» (Institutiones theologicae moralis. Lpz., 1711). Для него оказались неприемлемы характерная для раннего этапа Просвещения в Германии философия Х. Вольфа , а также философские построения Б. Спинозы , воспринятые Б. как атеизм (Theses theologicae de atheismo et superstitione. Jena, 1716). Разносторонняя ученость Б. сказалась в его трудах, посвященных древним периодам истории религии, наибольшую известность получила его кн. «Историко-богословское введение в мир богословия и его частей» (Isagoge historico-theologica ad theologicam universam singulasque eius partes. Lpz., 1727). Б. издал сочинения и проповеди Лютера со своим предисловием, высоко оцененным Г. В. Лейбницем , «Историю богемских братьев» Я. А. Коменского. В предисловии к этому труду проявились экуменические черты мировоззрения Б.

http://pravenc.ru/text/153559.html

Иона Юст Иона Юст, один из самых деятельных помощников Лютера, родился 5 июня 1493 г. в имперском городе Нордгаузене. Уже тринадцати лет он поступил в эрфуртский университет, где примкнул к партии гуманистов, переменив здесь свое прежнее имя Иодокус (Иост) Кох на Иона Юст. В 1510 г. он получил степень магистра и, занявшись юриспруденцией, достиг звания лиценциата права в 1518 г., хотя не оставлял занятий богословием и в этом же году назначен был каноником к церкви св. Северина. Победа партии гуманистов доставила ему в 1519 г. должность ректора университета. Иова был одним из первых решительных последователей Лютера. Он перевел латинские тезисы Лютера на немецкий язык и начал читать лекции о посланиях Ап. Павла. В 1521 г. он ушел в Виттенберг, где занял должности пробста и профессора университета. С этого времени И. Ю. принимал самое деятельное участие в выработке постановлений, которыми упорядочивалась жизнь нового религиозного общества. В этом деле он был правой рукой Лютера. Главным образом он действовал чрез так называемые церковные визитации, устраивая их в курфюршестве Саксонии и в части мейссенского округа. Как юрист, он составил по поручению факультета «Рассуждение для консисторий» – устав для консисторий в Саксонии и написал «Церковный устав для служителей церкви в княжестве герцога Генриха саксонского». Особенно удачно пропагандировал он реформацию в Галле, воспользовавшись недовольством горожан против кардинала Альбрехта бранденбургского, курфюрста майнцкого и архиепископа магдебургского. С появлением Ионы в 1541 г. протестантская партия быстро получила здесь перевес. Напрасно Альбрехт заявил торжественный протест; протестанты завладели католическими церквами, ввели новые церковные порядки и для защиты от Альбрехта признали над собою власть саксонского курфюрста, выплачивая ему ежегодно 1000 гульденов из городских доходов. В 1545 г. Иова оставил свое место в Виттемберге и сделался суперинтендентом и главным проповедником церкви Богоматери в Галле. Сюда часто на помощь Ионе приходил и Лютер.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Сортировать по Исключить новости Арндт и Православие Итак, вполне можно сказать, что Арндт настолько повлиял на русское православие XVIII – XIX веков, что сделался для Русской Церкви почти ‘своим’. Но каким образом это могло произойти? 3 июня, 2013 Итак, вполне можно сказать, что Арндт настолько повлиял на русское православие XVIII – XIX веков, что сделался для Русской Церкви почти ‘своим’. Но каким образом это могло произойти? Доклад, прочитанный на заседании Общества по изучению христианского востока в университете Галле-Виттенберга 26 апреля 2013 г. Уважаемые дамы и господа! В этой аудитории мне нет нужды говорить о значении уроженца Анхальтской земли Иоганна Арндта для протестантской традиции. Приведу лишь одну цитату Филиппа Якоба Шпенера:   „Lutherum setze ich billig vorne an, aber Arndt streicht ihm nahe, und weiß ich nicht, ob er nicht noch in seinen Schriften zu einem nicht geringeren Werk als Luterus mag von Gott bestimmt sein“ . («Лютера я по достоинству ставлю впереди, но Арндт почти ни в чём не уступает ему, и я не знаю, не определён ли он в своих сочинениях Богом к отнюдь не меньшему делу, нежели Лютер»).   Несмотря на то, что богословие Арндта вызывало среди части ортодоксального лютеранского сообщества неприятие и споры, влияние его книги «Vom wahren Christentum» на духовную жизнь Европы было огромным – в том числе и за пределами протестантского мира. Оказал своё воздействие Арндт и на Русскую Церковь – и здесь в качестве наиболее яркого примера нужно назвать имя святителя Тихона Задонского . Тихон (Соколов) (1724–1783) – один из самых любимых русских святых. Сын бедного церковного певчего, он учился в Новгородской семинарии, в 1759 г. стал ректором Тверской семинарии, в 1761 г. был рукоположен в епископа, а в 1763 г. занял Воронежскую кафедру. Будучи склонным к созерцательной жизни, через четыре года он сложил с себя епископское служение и оставшуюся часть жизни провёл в Задонском монастыре. На формирование духовного облика св. Тихона Иоганн Арндт повлиял очень сильно. Как высоко св. Тихон ставил Арндта, может свидетельствовать одно его письмо, в котором он советует своему адресату: «после Библии прочитывать Арндта, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться» .  В подражание Арндту св. Тихон написал свою книгу «Об истинном христианстве», а это сочинение, как и прочие творения св. Тихона Задонского, в свою очередь, оказало большое воздействие на последующее развитие русской духовной жизни; достаточно сказать, что великий русский богослов и писатель, святитель Феофан Затворник (о котором у нас ещё пойдёт речь), ценил св. Тихона Задонского как духовного автора выше всего. «Св. Тихона читаете? Добре! Никакая книга не может сравниться с его книгами», писал святитель Феофан .

http://pravmir.ru/arndt-i-pravoslavie/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010