С 1976 г. занимается историей арм. народа, вопросом геноцида арм. населения в Османской империи, а также историей и богословием Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Издал документы, переписку и статьи евангелического богослова и арменолога И. Лепсиуса, хранящиеся в одноименном архиве, основанном в 1981 г. в Галле. В 1986 г. организовал в Галле 1-й Международный симпозиум им. И. Лепсиуса, посвященный арм. вопросу. В симпозиуме приняли участие офиц. представители ААЦ и РПЦ. 10 февр. 1986 г. Католикос всех армян Вазген I прислал энциклику 1410) организатору симпозиума, в к-рой он высоко оценил борьбу Лепсиуса за арм. народ. 16 июня 2005 г. нем. правительство нарушило молчание, длившееся со времен первой мировой войны, и единогласно приняло составленную в сотрудничестве с Г. резолюцию в память о жертвах геноцида арм. народа (резолюция бундестага 15/5689). За заслуги в области научного исследования геноцида премьер-министр Армении А. Маркарян наградил Г. в 2005 г. почетной медалью. В благодарность за издание наследия Лепсиуса Армянская национальная б-ка удостоила Г. медали Акопа Мехапарта. В канун 1700-й годовщины ААЦ Г. организовал Всемирную конференцию «Армения 2000» в Галле, а также в сотрудничестве с Католикосатом Великого Дома Киликии (Антильяс, Ливан), выставку «Спасенное сокровище армян из Киликии» (Галле, 2000; Афины, 2002). Совместно с галльским арменологом Арменуи Дрост-Абгарян Г. перевел гимнарий (Шаракноц) ААЦ с грабаря (древнеарм.) на нем. язык. В 1998 г. Г. основал «Месроп» - центр арм. исследований в Виттенберге. За заслуги в области изучения арм. богословия Киликийский Католикос Арам I наградил Г. в 2000 г. орденом св. Месропа. В 2003 г. Католикос всех армян Гарегин II наградил Г. орденом святых Сахака и Месропа. Г. занимается гимнографией дохалкидонских и халкидонских Церквей и ее связью с правосл. иконографией на примере исследования акафиста . Совместно со славистами д-ром Сабиной Фаль (Берлин) и проф. Г. М. Прохоровым (СПб.) издает полный Corpus areopagiticum на греч. и церковнослав. языках на основании древней слав. рукописи серб. афонского старца Исаии (Собрание Гильфердинга, 46).

http://pravenc.ru/text/165331.html

2). Попытки кард. Альберта воспрепятствовать деятельности Й. сперва при помощи своего посольства, а затем посредством обращения к суду имп. Карла V не имели успеха; убедившись, что большая часть жителей настроена враждебно по отношению к нему, кардинал распорядился в кон. 1541 г. вывезти из Галле церковные реликвии, опечатать кафедральный собор и, оставив для наблюдения за ситуацией своего наместника, более не предпринимал никаких действий против проповедников ( Delius. 1952. S. 83-88). Хотя первоначально Й. был послан в Галле на неск. месяцев, в ходе своей деятельности он убедился, что для полного реформирования религ. жизни в городе требуется более продолжительное время. Понимая важное значение Галле как крупного города (его население в XVI в. составляло более 12 тыс. чел.) и бывш. резиденции архиеп. Альберта, Лютер поддержал предложение Й. о его переселении из Виттенберга в Галле (см.: Luther M. WA: BW. Bd. 10. S. 677-678). После длительных переговоров к сер. 1544 г. курфюрст окончательно освободил Й. от обязанностей пробста в Виттенберге и одобрил его назначение в Галле (см.: Lehmann. 1963. P. 142-145; Woglast. 2009. S. 97-98). В кон. 1544 г. городской совет Галле официально объявил Й. суперинтендантом (Superattendent) и главным пастором (Seelsorger) города (текст акта см.: Dreyhaupt. 1755. S. 986-987); нек-рые протестанты Галле именовали его даже «епископом» (JJBW. Bd. 2. S. 134), хотя сам Й. никогда не использовал этот титул (ср.: Delius. 1952. S. 95-97). Первые годы пребывания Й. в Галле были омрачены постоянной борьбой с католич. партией в городском совете, приверженцы к-рой стремились ограничить его влияние на городскую жизнь. В кон. 1541 г. Й. удалось добиться избрания виттенбергского юриста Килиана Гольдштайна на пост синдика ( Delius. 1952. S. 87-89; Lehmann. 1963. P. 128-130); благодаря этому он смог более радикально реформировать церковную жизнь Галле при поддержке большинства членов городского совета: в 1542-1544 гг. Й. разработал устав протестант. общины Галле, составил краткий катехизис, установил регулярное чтение лекций по Свящ.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Из тех, кто представил ответы, Олаус Петри был избран для публичной защиты, которая состоялась в Уппсале в присутствии короля, нескольких членов риксрода и доктора Галле, к тому времени уже опубликовавшего свои тезисы. Олаус, по его словам, вызвал Галле на очный диспут, однако получил отказ 566 . Тогда он придал своей публикации характер заочного диспута, обнародовав не только ответы на предложенные вопросы, но и возражения на аргументы оппонента. Галле в первую очередь утверждал, что человеку трудно самому понять Писание. Поэтому церковь , ведомая Святым Духом, должна толковать священные книги. Олаус возражал: учение церкви лишь настолько является обязательным, насколько оно подтверждено Священным Писанием; церковная традиция – преходящая и не влияет на спасение человека 567 . Отвечая на вопрос, касающийся полномочий духовенства, Галле ссылался на право отпускать грехи, данное св. Петру. В доказательство своей точки зрения Галле приводил различные места из Нового Завета. Олаус отвечал: папа и епископы не могут быть выше своего Господа – Христа, и предшественников, апостолов; таинства и службы, которым посвящает себя духовенство, не имеют основания в Писании 568 . Церковь , утверждал Галле, обладает правом принимать постановления по духовным делам: ведь через нее действует Святой Дух. Олаус Петри возражал: законодательство церкви подчас не только не соответствует Писанию, но и противоречит ему. Лишь Слово Божье, а не законы церкви, имеет значение для спасения души. В том же ключе противники трактовали вопрос о церковных обрядах. Галле заявлял: через церковь действует Святой Дух; на этом основаны обряды и церемонии. Олаус отвергал данный аргумент: практика церкви должна иметь основание в Библии . Оба оппонента признали: спасение человека целиком во власти Божьей 569 . Олаус отметил сходство ответов, но указал: Галле, очевидно, не представляет себе, какие отсюда следуют выводы относительно индульгенций, монастырей, мессы. В вопросе о чистилище Галле сослался на откровение св. Августина. Олаус и здесь был категоричен: «В Писании достаточно откровений для спасения души». Никакие другие не нужны. А в Священном Писании нет основания для доктрины о чистилище 570 . Нет, по убеждению Олауса, и резонов для почитания святых. Поклонение им вызвано меркантильными соображениями духовенства 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

12 . См.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 463, 467. 13 . На Архиепископский престол Хризостом был избран после Архиепископа Иакова, который через несколько дней после восшествия на Афинскую кафедру под давлением общественного мнения, обвинявшего его в «нарушениях норм личной жизни», был возвращен в митрополию Аттики и Мегариды. 14 . «Екклисия». 1967. 15 мая. 15 . Важнейшими из трудов Архиепископа являются следующие. 1. Хронологические вопросы о Кресте и монограммах. Афины, 1939 (докторская диссертация). 2. Христианское воспитание детей во времена катакомб. Афины, 1939. 3. Вознаграждение и содержание клириков в древней Церкви. Афины, 1940. 4. Обращения любви. Афины, 1950. 5. Момент энтузиазма в Церкви мучеников. Афины, 1952. 6. Лука Нотарас, первый национальный мученик. Афины, 1953. 7. Голос клириков. Историко-канонический обзор. Афины, 1954. 8. Положение мирян в Церковном Организме согласно Церковному праву Восточной Православной Церкви. Афины, 1956. 9. Каноническая точка зрения на общение с инославными. Афины, 1957. 10. Проблемы «церковной икономии». Афины, 1957. 11. Достоинство с канонической точки зрения общения в таинствах Восточных и западных при французском и венецианском господстве. Фессалоники, 1957. 12. Политика римского государства в отношении христиан. Иерусалим, 1957. 13. О действительности священства англикан с точки зрения Канонического права Православной Церкви. Афины, 1958. 14. Уверенность в победе первых христиан как миссионерская сила. 1958. 15. Свобода и принуждение в вопросах распространения веры. Салоники, 1960. 16. Отношение друг к другу пастырей Церкви. Салоники, 1960. 17. Место византийского императора за богослужением. Салоники, 1960. 18. Обыкновенное в Каноническом праве, природа, влияние и отношение его к обычаю. Салоники, 1961. 19. Предания пастырства. Салоники, 1961. 20. Вклад в толкование 19 правила Первого Вселенского Собора. Салоники, 1962. 21. Благоговейное посвящение. Афины, 1962. 22. Замечания по Каноническому праву Восточной Православной Церкви. Тома 1-3, Салоники, 1960-1962. 23. Учение Василия Великого о киновийной жизни. Афины, 1963, и. др. .

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

войска курфюрста Иоганна Фридриха 1 янв. 1547 г. вернули контроль над Галле, Й. незамедлительно вернулся туда; с дозволения курфюрста он упразднил в Галле все остатки католич. культа, сделав город целиком протестантским ( Lehmann. 1963. P. 161-162). Однако успех был недолгим: в битве при Мюльберге 24 апр. 1547 г. католич. армия разбила войска курфюрста Иоганна Фридриха. Й. вновь вынужден был покинуть Галле, откуда он направился сперва в Мансфельд, а затем в Нордхаузен. Вскоре Й. временно поселился в Хильдесхайме, где по рекомендации Меланхтона ему было предоставлено место проповедника и суперинтенданта местной протестант. общины (Ibid. P. 162-165). В нач. 1548 г. Й. при посредничестве Меланхтона удалось добиться разрешения на возвращение в Галле, однако в городе его ждал холодный прием. Вслед. изменившейся политической ситуации городской совет сильно ограничил деятельность протестант. проповедников, хотя и не запретил ее полностью. Кроме того, во время отсутствия Й. его место занял молодой деятельный проповедник Себастьян Боэций. Опасаясь, что возвращение Й. вызовет недовольство у курфюрста Морица, городской совет запретил ему проповедовать публично и разрешил лишь читать на латыни лекции по Свящ. Писанию для узкого круга образованных протестантов (Ibid. P. 166-167; ср.: JJBW. Bd. 2. S. 281). Оскорбленный таким отношением, Й. писал: «Я словно изгнанник; хотя и нахожусь посреди своей церкви, но уже почти год не произносил проповеди» (JJBW. Bd. 2. S. 281). Положение Й. в Галле еще более ухудшилось после того, как в авг. 1548 г. католич. архиеп. Иоганн Альберт (1499-1550) объявил о намерении посетить Галле, входивший в его область, и вступил в город со свитой католич. монахов и священников, восстановивших католич. богослужение в 2 мон-рях и неск. церквах ( Lehmann. 1963. P. 168-169). На протяжении 1549 и 1550 гг. Й. неоднократно обращался в городской совет с просьбами разрешить ему проповедовать, но все они были безрезультатными. Вместе с тем архиеп. Иоганну Альберту не удалось заставить городские власти запретить протестант.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

О книге В. Быковой и Ю. Щукина «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в Тамбове». 225. Фролова, Н. Два имени – одна судьба [Текст]/Н. Фролова//Тамб. жизнь. 2002. 26 июля. С. 4. Об изданиях В. И. Быковой и Ю. К. Щукина «Архиепископ Лука. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий» (Тамбов, 2002), «Памятные места Архиепископа Луки в Тамбове» (Тамбов, 2002) и «Медицинская помощь в Тамбове в настоящем и прошлом» (Тамбов, 2001). 226. Черменский, В. Проповедник и целитель [Текст]/В. Черменский//Наш Кирсанов. 2002. 17 июля. С. 7. 227. Быкова, В. И. «Он долго искал себя...» [Текст]: [беседа с директором обл. науч. мед. б-ки В. И. Быковой/вела Н. Фролова]//Наедине. 2002. 5–11 июня. С. 12. 228. Жуков, М. Памяти Великого архипастыря [Текст]/М. Жуков//Тамб. жизнь. 2002. 21 мая. С. 1: фот. А. Сухорукова. 229. Матюшина, М. Звезда науки и Святого Православия [Текст]/М. Матюшина//Полис Плюс. 2002. 21 мая. С. 2. 230. Матюшина, М. Звезда науки и Святого Православия [Текст]/М. Матюшина//Наш город Тамбов. 2002. 20 мая. С. 7. 231. Зотов, А. Пример жертвенного служения [Текст]/А. Зотов//Тамб. курьер. 2002. 20 мая. С. 5. 232. Жуков, М. Крестом и скальпелем [Текст]: к 125-летию архиеп. Луки/М. Жуков//Тамб. жизнь. 2002. 16 мая. С. 3. 233. Фарбер, Я. И. Вторая жизнь Святителя Луки [Текст]/Я. И. Фарбер//Русская мысль. 2002. 16–22 мая. С. 9. 234. Фарбер, Я . Вторая жизнь Святителя Луки [Текст]/Я. Фарбер//Тамб. жизнь. 2002. 14 мая. С. 1–2. 235. Сокрушаева, Л. Два служения доктора Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки [Текст]/Л. Сокрушаева//Город на Цне. 2002. 8–14 мая. С. 6. 236. Заверюхина, И. Гражданин, хирург, святитель [Текст]/И. Заверюхина//Тамбов. епарх. вести. 2002. 4. С. 3. 237. Сухоруков, Н. Святитель, хирург, публицист [Текст]/Н. Сухоруков//Мичурин. правда. 2002. 27 апр. С. 2. 238. Прокофьева, Т. Целитель души и тела [Текст]/Т. Прокофьева//Тамб. вестн. 2002. 26 апр. С. 3. 239. Никитин, Л. Обессмертивший имя своё [Текст]/Л. Никитин//Наш голос. 2002. 25 апр. С. 3. 240. Косова, Т. Где тяжело дышалось – он был первым [Текст]: хирургу и свящ. В.Ф. Войно-Ясенецкому – 125 лет/Т. Косова//Ровесник. 2002. 24–30 апр. С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Прискорбно, что в книге есть множество ошибок фактологического характера. И здесь достаточно одного примера, чтобы насторожить читателя. На странице 300 второго тома Карташев говорит о преп. Тихоне Задонском . Он упоминает его великий труд «Об истинном христианстве» и утверждает, что это «свободный пересказ» знаменитой книги Джона Арндта (John Arndt) с тем же заглавием. Надежда Городецкая, автор последней монографии о преп. Тихоне, вполне справедливо возражает, что «говорить о влиянии нам представляется преувеличением» – есть лишь внешнее сходство («Преподобный Тихон Задонский », Лондон, 1951. – С. 98). Книга г-жи Городецкой не включена в библиографию Карташева и, вероятно, ему не известна. Но это еще не все. Карташев признает, что Тихон мог читать книгу Арндта на латыни (возможно, это так). Затем он ссылается на «солидное исследование» профессора Францева, который – по словам Карташева – обнаружил, что русский из Полоцка Григорий (или, скорее, Георгий) Скорина перевел Арндта на «церковно-славянский» с «чешско-белорусским оттенком», и этот перевод был у Тихона во время пребывания в Новгороде. Все это грубая ошибка. Профессор Францев ничего не писал об этом. Григорий Скорина никогда не существовал. Правда, русский перевод книги Арндта – с немецкого – был сделан довольно известным человеком – Симоном Тодорским, который учился в пиетист- ском центре в Галле, знаменитом «Waisenhaus», а позже был епископом Псковским и служил наставником в вере при подготовке будущей Екатерины 2 к принятию православия. Его перевод вышел в Галле в 1735 г. В России он был осужден Священным Синодом в 1743 г. Эта история уже была известна русским ученым прошлого века. Недавно весь вопрос был пересмотрен профессором Д. Чижевским («Arndts «Wahres Christentum» in Russland» [«Истинное христианство» Арндта в России»] первоначально в Evangelium und Osten, 3, 1935, теперь перепечатано в сборнике Чижевского Aus zwei Welten, The Hague, 1956, pp. 220–30). Перевод Тодорского, очевидно, был заказан Феофаном Прокоповичем , но, с другой стороны, хорошо вписывается в миссионерскую программу пиетистов из Галле (см. e.g., Eduard Winter, Halle als Ausgangspunkt der deutschen Russlandkunde im 18. Jahrhundert [Галле как отправная точка немецкой русистики в 18 в.], Berlin, 1953). Исследования Чижевского, Уинтера, и какие-либо иные работы по этой теме не указываются в библиографии Карташева. Вместо этого появляется несуществующий «Григорий Скорина». И это не единственное искажение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Малоросс, сын простого казака, он обучался в киевской академии. Пожелав усовершенствовать свои знания, он поехал в магдебургский город Галле. Прослушав в университете богословские и философские науки, он остановился на изучении греческого, еврейского и других восточных языков. В особой коллегии он должен был потом изучать на подлинных языках Священное Писание. Упражнялся он также в сродных еврейскому языках – халдейском, сирийском, арабском и др. Из него вышел большой знаток и почитатель Священного Писания и хороший филолог-ориенталист. Лютеранство на него влияния не оказало. Но известному влиянию господствовавшего тогда в Галле пиетизма он подвергся. Им переведен на славяно-русский язык излюбленный пиетистами труд Иоанна Арндта «Об истинном христианстве». Книга эта была напечатана в Галле. Императрица Анна Иоанновна, по ходатайству архиеп. Феофана (Прокоповича) , прислала ему на эту цель 600 р. Книга стала известной в Германии. Но в 1743 г. по просьбе Снода имп. Елисавета предписала указом книгу эту, как не свидетельствованную Снодом, отбирать у всех в Снод и уничтожать. Архимандрит Симон, состоя тогда членом Снода, с полным смирением подчинился решению последнего, признав основательность опасений о могущем произойти соблазне среди верующих. В 1738 г., после девятилетнего пребывания заграницей, Тодорский вернулся в Киев. Митрополит Рафаил (Заборовский), морально и материально поддерживавший Симона в Галле, по возвращении последнего в родную академию, поставил его во главе нарочито созданных филологических классов – греческого, еврейского и немецкого языков. С благодарным чувством вспоминали Симона ученики. Иоанн Миткевич, впоследствии еп. Белгородский, писал ему: «Сколько приготовил ты красноречивых ораторов, сколько мудрых философов и богословов». Известный владыка Георгий (Конисский) писал ему: «Твое учение, продолжавшееся у нас столько времени, сколько Павлово в церквах Милетской и Ефесской, образовало наши души». Огромно было благотворное влияние, оказывавшееся Симоном на учеников примером богоугодной жизни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

32) преобразование Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Серафимовиче Волгоградской области в женский монастырь (17.07.2002), 33) открытие Кизического мужского монастыря в Казани (17.07.2002), 34) преобразование прихода Казанско-Богородицкой церкви в селе Чимееве Курганской области в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (17.07.2002), 35) открытие Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в городе Волхове Орловской области (17.07.2002), 36) открытие Богородицкого Житенного женского монастыря в городе Осташкове Тверской области (17.07.2002), 37) открытие мужского монастыря во имя Животворящего Креста Господня в селе Антушкове Ильинского района Ивановской области (7.10.2002), 38) открытие Никольского мужского монастыря в Брянске (7.10.2002), 39) открытие Петропавловского женского монастыря в Брянске (7.10.2002), 40) открытие Троицкого Севского мужского монастыря в Севске (7.10.2002), 41) открытие Никольского мужского монастыря в городе Старая Ладога Ленинградской области (26.12.2002), 42) открытие Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря в городе Задонске Липецкой области (26.12.2002), 43) открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в городе Мещевске Калужской области (26.12.2002), 44) преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери в Уфе в Благовещенский женский монастырь (26.12.2002), 45) перемещение Успенского мужского монастыря в Уфе в село Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 46) переименование Успенского мужского монастыря в Уфе в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь в селе Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 47) преобразование прихода Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Благовещенске в мужской монастырь во имя Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных (7.05.2003), 48) преобразование Константино-Еленинского прихода во Владимире в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь (7.05.2003),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

160. Москва - Иерусалим: перспективы XXI века//Московская перспектива. 30 января 2001. 4. С. 4. 161. «Душа верна». (Памяти В.В. Кожинова)//Московская перспектива. 6 февраля 2001. 5. С. 4. 162. Подвиг памяти//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 1, 4. 163. Смерть поэта (Памяти Татьяны Глушковой)//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 4. 164. Код века//Московская перспектива. 28 августа 2001. 35. С. 4; 26 февраля 2002. 8. С. 4. 165. «Время настоящее есть плод прошедшего» [Интервью]//Граждановедение (еженедельное приложение к «Учительской газете»). 23 августа 2001 г. 34. С. 3. 2002 166. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., «Наука», 2002. С. 186-222. 167. Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного востоковедения//Культурное наследие Египта и христианский Восток. М., Институт востоковедения РАН. 2002. С. 177-192. 168. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.)//Религии мира. История и современность. 2002. М., «Наука», 2002. С. 143-219. 169. История и современное состояние Русской Духовной Миссии в Иерусалиме//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 118-138. 170. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX - начале XX столетия//Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 5-127. 171. «К почести вышнего звания»: Академия Российская и Русская Церковь//Словарь Академии Российской. Т. 3. М., 2002. С. 30-45. 172. Барлуцци Антонио//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 339-341. - В соавторстве. 173. Последний очевидец [Предисловие]//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 3-22. 174. Поздний Шульгин. (Вместо послесловия)//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 572-580. 175. «Святой Диоклетиан»: таинство Империи//Трибуна русской мысли. 2002. 2. С. 58-69. 176. Тайна Святого Огня//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 165-175; То же//К единству. 2006. С. 12-16; С. 14-15. То же//http://pravnov. ru/materials/chudesa/fire.htm

http://bogoslov.ru/person/249099

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010