Никольское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь села Никольского-на-Стрельне, каменная, с такой же колокольнею. Начата построением в 1782 г., а окончена и освящена: теплая 7 дек. 1788 г.; холодная 7 декабря 1794 г., устроена тщанием гр. Гавриила Иван. Головкина, при участии прихожан. Ограда кругом церкви каменная, крытая железом. Кладбище в церк. ограде. Престолов 2: в теплой во имя свят. Николая, в холодной в честь Смоленской иконы Божией Матери. Иконостас в холодном храме в стиле Рококо, современный храму, пятиярусный, сплошь вызолоченный червонным золотом в 1908 г, в том же году все иконы вновь переписаны с золотою чеканкою; по бокам храма (в задней части в нишах) устроены деревянные хоры. В алтаре на престоле имеется серебряный вызолоченный, местами эмалированный пятиглавый ковчег с надписью: " Сей ковчег пожертвован в память noceщehiя св. храма Преосвященнейшимъ Александром, епископом Костромским и Галичским, 21 июня 1887 г. " . Другой ковчег серебряный, вызолоченный с чеканкою 1794 г. Третий серебряный вызолоченный с финифтянными изображениями. Напрестольное Евангелие большого формата в серебряном окладе, печатано 1735 г. 14 ноября при императрице Анне Иоанновне, с надписью по листам: " Сия книга Ebahreлie напрестольное новоисправленое куплено Яросл.у., Закоторожскаго стану села Никольскаго, что на Стрельне, в церковь святого Николая Чудотворца " . На переднем листе имеется 12 изображений из страданий Господних, а в середине Воскресение Христово с разнообразными печатными надписями в стихах; одна из них под изображением воскресения: " Что воини вамъ мечи стража поможетъ; Христосъ бо Сынъ Бoжiй крестомъ вся превозможетъ " Изречения в стихах имеются под евангелистами. Другое Евангелие напрестольное в серебряном 84 пр., вызолоченном окладе с круглыми клеймами на лицевой стороне, для четырех евангелистов и воскресшаго Христа; печатано 1847 г. 5 июля. Малый сосуд (чаша) серебряный, вызолоченный с надписью на краях дна " 1760 г., декабря 6 дня, в память иже во святыхъ отца нашего Николая Mupлukiйckoro Чудотворца " . 

http://sobory.ru/article/?object=18875

Современный и интересно написанный учебник. Книги Нового Завета разбираются тематически, а не последовательно по тексту. Группа Вконтакте Facebook группа Христос и Церковь в Новом Завете Книга протоиерея Александра Сорокина «Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. Курс лекций»» вышла в Издательстве Крутицкого подворья совместно с Синодальным Отделом по делам молодежи Московского Патриархата (по благословению председателя Отдела Архиепископа Костромского и Галичского Александра) и Обществом любителей церковной истории. Книга представляет собой курс лекций по Введению в Священное Писание Нового Завета, читаемый автором с 1996 года в Санкт-Петербургском Институте богословия и философии. В книге подробно излагается история написания Священных книг Нового Завета — Евангелий, Книги Деяний святых апостолов, апостольских посланий и Апокалипсиса. Издание продиктовано недостатком систематических пособий вводного характера, которые были бы составлены с учетом как общепринятых достижений современной библеистики, так и, в не меньшей степени, православного Церковного Предания. Введение § 16. Три отправные точки, подсказанные Церковным Преданием Богослужебный годовой круг чтений Священного Писания Нового Завета за Божественной Литургией в Православной Церкви начинается на Пасху — в праздник Воскресения Христова. В качестве Пасхального Евангельского чтения звучит Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1-17 ), Апостольского чтения — также первые стихи Книги Деяний святых Апостолов (Деян.1, 1-8). При этом ни Пролог, ни начало Деяний не являются рассказами или прямыми свидетельствами о Воскресении Иисуса или хотя бы явлениях Воскресшего (как, например, последние главы любого из канонических Евангелий ). Вместе с тем то, о чем идет речь в Прологе и в Деяниях, имеет тесное и прямое, хотя и не очевидное на первый взгляд, отношение к Христову Воскресению . Чтобы начать знакомство с Новым Заветом, интересно рассмотреть соотношение этих трех, как кажется, разных тем: Воскресения Иисуса Христа (смысл праздника Пасхи), начала истории Церкви (тема Книги Деяний) и Боговоплощения (тема Пролога). Увидев эти три темы в их тесной связи, мы получим, образно говоря, три точки, «задающие плоскость» нашего предстоящего курса.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора Архангельска 23 августа 2009 г. 13:25 В воскресенье 23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед зданием Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова — на месте, где находился Свято-Троицкий кафедральный собор Архангельска, разрушенный в годы гонений. Для совершения Литургии на площади установили престол под сенью, рядом с которым была помещена чтимая икона Успения  Пресвятой Богородицы, доставленная из возрожденного Успенского храма Архангельска. Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской и других епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, губернатор Ненецкого АО И.Г. Федоров, мэр Архангельска В.Н. Павленко, представители органов государственной власти и общественных организаций региона. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «С великой радостью я приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, на этом воскресном праздничном богослужении, на том самом месте, где стоял величественный кафедральный собор. Сегодня нет собора, но мы молимся на этом месте. Эта молитва глубоко символична — этой молитвой мы как бы сопрягаем времена. Мы утверждаем преемственную связь не только поколений, но преемственную связь тех идеалов, которыми была сильна наша страна и наш народ».

http://patriarchia.ru/db/text/725543.htm...

Встреча единомышленников В конце августа в Перми прошел I съезд православной молодежи Прикамья. Девизом съезда организаторы мероприятия выбрали цитату из Евангелия: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Съезд проходил в рамках выставки «Православная Русь» и был приурочен к Году молодежи. Основная его цель заключалась в том, чтобы осмыслить духовно-нравственный потенциал и роль православной молодежи в современном мире, а также определить перспективы дальнейшего развития молодежного православного движения. В работе съезда приняли участие молодые люди, исповедующие Православие или интересующиеся вопросами веры, не только из Пермского края, но и из Смоленска, Ижевска, Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и других городов и регионов России. Самое активное содействие в проведении съезда оказали профессора и доценты пермских вузов. Помимо общих богослужений, лекций и презентаций молодые люди приняли участие в работе круглых столов и дискуссионных секций. Фактически съезд стал широкой площадкой для обмена миссионерским опытом и предоставил серьезные возможности по налаживанию связей между представителями православного молодежного движения из разных регионов нашей страны: появились свежие идеи, завязались новые и крайне важные знакомства, возникла возможность перенять друг у друга самое полезное и нужное для дальнейшей своей деятельности. Значимость съезда подчеркнул своим присутствием председатель синодального отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр, который рассказал об истории православных молодежных движений, о молодежной политики Русской Православной Церкви и о том, какую миссию должна взять на себя современная молодежь. «Воспитание не происходит само собой, – сказал в частности владыка Александр в своем обращении к молодым участникам съезда, – Бог так устроил человека, что все его способности и таланты раскрываются лишь в общественной жизни. Церковная община, собирающаяся вокруг пастыря и имеющая центром своей жизни совершающееся таинство святой евхаристии, есть тот первоначальный структурный элемент, из которого строится все грандиозное здание Вселенской Православной Церкви. Каждый христианин на протяжении всей своей жизни включен в деятельность конкретной приходской общины, пребывая в которой он принимает участие в таинствах, заботится о других ее членах или пользуется их заботами. Но церковная жизнь предполагает и иные формы объединения. И создание православных организаций, в том числе и молодежных, – естественный, органичный процесс.

http://pravoslavie.ru/32060.html

Евдоким (Мещерский) Евдоким (Мещерский Василий), архп. б. Нижегородский. Родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким) . 21 июля – рукоположен в иеромонаха и 1 авг. назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии по Истории и обличению раскола и по обличительному богословию. С 1896 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. В 1896 году получил степень магистра богословия за свой труд «Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». В этом же году определён инспектором Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатным экстраординарным профессором. В 1902 году утверждён штатным экстраординарным профессором той же академии. С 1903 г. – ректор Московской духовной академии. 4 янв. – 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского четвёртого викария Московской епархии. В 1905 г., будучи ректором Московской духовной академии, посетил Афон. С 1907 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин». С 1 авг. 1909 года – епископ Каширский, вик. Тульской епархии. 29 июля 1914 года возведён в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую. В 1917–1918 г. – участник Всерос. Помести. Церковного Собора. С 1919 года – архиепископ Нижегородский. С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество, подписав воззвание трёх: митр. Сергий (Страгородский) , Владимирский и Суздальский, Серафим (Мещеряков), архп. Костромской и Галичский и сам архп. Евдоким о том, что они целиком разделяют мероприятия В.Ц.У. и считают его единственной канонической законности верховной церковной властью. Явился одним из основоположников обновленческого раскола. В этом же году возведён в сан митрополита. С 2 ноября 1922 года – митрополит Одесский. 13 апреля 1923 года назначен председателем Высш. Церк. Совета вместо митрополита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Контеево. Храмовый комплекс церквей Покрова Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Костромская область, Буйский район, село Контеево, ул.Поповская Координаты: 58.438185, 41.399057 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В приходе две церкви. Архангельская с. Контеево каменная, построена на средства прихожан с 1824 по 1835 гг.; c 1870 по 1879 гг. расширялась и из однопрестольной холодной превращена в трехпрестольную теплую. Покровская с Контеево каменная с каменною колокольнею, построена на средства прихожан, когда неизвестно, - по преданию не ранее 1-й половины XVIII стол. Вокруг обеих церквей камен. ограда. Кладбище при церквах в ограде закрыто, новое на расстоянии 1/4 вер. от церквей, на возвышенном сухом месте, обнесено деревянной изгородью и обсажено деревьями. На кладбище в 1903 году устроена каменная часовня, вм. быв. деревянной. Престолов в обеих церквах по 3: в Архангельской: a) в ч. архистратига Михаила, б) в ч. Успения Божией Матери, в) в ч. святит. Николая Мирликийского и преп. Иакова Железноборовского; в Покровской: а) в ч. Покрова Божией Матери, б) в ч. Смоленской иконы Божией Матери и Сретения (Воскресения?) Господня. Достопримечательности церквей: напрестольное Евангелие, печат. в Москве 1628 г. при Ц. Михаиле Федоровиче и Патр. Филарете Никитиче, неисправленное; иконы - свт. Николая и Смоленской Божией Матери очень древние, по народному верованию, чудотворные. Расстояние от Костромы 90 в., от г. Буя 10 в. Ближайшие церкви: Георгиевская на р. Костроме в 4 в., Воскресенская на р. Кореге в 8 в., Покровская на Удгоде и Благовещенская на Сендеге в 12 в. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Галичский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Костромской десятине. В 1628 г. упоминается церковь " архан. Михаила в селе Колтаеве в вотчине Предтечи что в Железном Борку монастырь " . В 1676 г. отмечено: " писать Покрова Пресв.

http://sobory.ru/article/?object=44751

Предстоятель Русской Церкви возглавил служение утрени в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря 22 августа 2009 г. 20:07 В субботу, 22 августа 2009 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение утрени в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории ОАО «Севмаш» в городе Северодвинске (Архангельская область). Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской епархии . На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Н.М. Максимов, командир Беломорской военно-морской базы контр-адмирал А.В. Рябухин, мэр Северодвинска М.А. Гмырин, генеральный директор ОАО «Севмаш» Н.Я. Калистратов, генеральный директор предприятия «Звездочка» В.С. Никитин. Поскольку храм не смог вместить всех молящихся, на площади перед Никольским собором были установлены специальные экраны, на которые транслировалось богослужение. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл вышел на крыльцо собора, где его приветствовал от лица жителей города и духовенства епархии епископ Тихон. Затем Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом. «Сегодня во время богослужения, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви, —  мы читали Евангелие. Это последняя глава Евангелия от Иоанна.

http://patriarchia.ru/db/text/725274.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВСКАЯ Лидия Петровна (5.04.1920, г. Мещовск Калужской губ.- 7.01.1994, Москва), палеограф, лингвист, исследовательница церковнослав. памятников, член бюро Археографической комиссии АН СССР. В 1929 г. переехала с родителями из пос. Костерёво (ныне город во Владимирской обл.) в Москву. В 1937 г. поступила на фак-т русского языка и лит-ры Московского городского педагогического ин-та (МГПИ), который окончила с отличием в 1941 г. До кон. 1943 г. жила в эвакуации в Свердловске (ныне Екатеринбург). После возвращения в Москву поступила в аспирантуру МГПИ, ее научным руководителем являлся Р. И. Аванесов. На формирование научных интересов и выбор темы для канд. диссертации Ж. оказали влияние палеографы-слависты акад. М. Н. Тихомиров и М. В. Щепкина . Диссертационная работа Ж., посвященная палеографическому и фонетическому описанию Галичского Евангелия 1357 г., была защищена в 1953 г. (публ.: Из истории языка Сев.-Вост. Руси сер. XIV в.: (Фонетика галичского говора по мат-лам Галичского евангелия 1357 г.)//Тр. Ин-та языкознания АН СССР. 1957. Т. 8. С. 5-106). С 1947 г. Ж. являлась научным сотрудником, в 1959-1988 гг.- старшим научным сотрудником Ин-та рус. языка (ИРЯ) АН СССР, в 1988-1994 гг.- старшим, затем главным научным сотрудником Отдела рукописей ГБЛ (ныне РГБ). Л. П. Жуковская. Фотография. 40-е гг. XX в. (РГБ) Л. П. Жуковская. Фотография. 40-е гг. XX в. (РГБ) В начале работы в ИРЯ Ж. входила в группу авторов, составлявших «Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» (М., 1957. Ч. 1). В 50-х гг. она опубликовала несколько работ о берестяных грамотах , введенных в научный оборот в 1951 г. (Палеография//Палеогр. и лингвист. анализ новгородских берестяных грамот. М., 1955. С. 13-78; Тексты грамот и переводы с разночтениями//Там же. С. 189-204; Новгородские берестяные грамоты. М., 1959). На протяжении мн. лет в центре научных интересов Ж. находились вопросы текстологии слав.

http://pravenc.ru/text/182351.html

Содержание Введение Часть 1 Глава 1. Обозрение славянских списков Евангелия от Марка Славянские списки Евангелия. I. Первой редакции II. Второй редакции III Третьей редакции IV. Четвертой редакции Краткое обозначение ста двенадцати славянских рукописей Евангелия, рассматриваемых в настоящем исследовании Распределение славянских спискова Евангелия по веку, правописанию и составу Указатель чтений из Евангелия от Марка, в порядке глав и стихов нынешнего печатного текста Глава 2. Греческий текст Евангелия от Марка 1. Греческие унциальные кодексы четвероевангелия Краткое обозначение 28 унциальных кодексов Евангелия от Марка, вошедших в 8-е большое издание Тишендорфа 2. Греческие минускульные кодексы четвероевангелия 3. Греческие списки Евангелия-апракосы (εαγγελιστρια, lectionaria) Глава 3 1. Очерк истории рукописного греческого текста Евангелия. Древние рецензии или редакции греческого евангельского текста 2. Печатные издания греческого текста Нового Завета вообще и Евангелия в частности 3. Древние переводы Нового Завета 4. Церковные писатели Глава 4 1. Греческий текст Евангелия по сочинениям Фотия, патриарха константинопольского 2. Доказательства того, что славянский перевод Евангелия – и по рукописям и по нынешнему печатному тексту – следует в общем лукиано-константинопольской редакции греческого текста Часть 2 Глава 1. Галичское четвероевангелие 1144 года 1. Первая (древнейшая) редакция евангельского текста Выводы Глава 2. Мстиславово Евангелие нач. XII в. Вторая редакция евангельского текста 2. Личные особенности отдельных списков 2-й редакции Глава третья. Чудовская (свят. Алексия) рукопись Нового Завета XIV-ro в. 1. Третья редакции евангельскаго текста. 1. 3-я редакция евангельского текста 2. Влияние на евангельский текст 3–1 редакции – славянского перевода токований на Евангелие Феофилакта Болгарского 3. Отношение к Чудовской рукописи Нового Завета двух остальных списков этой редакции: Никоновского ризничного и Толстовского Выводы Глава четвертая. Константинопольское Евангелие 1383 года. 1. Четвертая редакция евангельского текста Дополнения и поправки  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Церковническая, или епаршеская школа, положившая начало Костромской духовной семинарии, основана в 1747 году, Костромским Преосвященным Сильвестром Кулябкою. Задумав основать в Костроме школу, для образования духовного юношества, Преосвященный Сильвестр прежде всего должен был позаботиться о содержании будущих воспитанников школы. Для этой цели, в силу следующего правила духовного регламента: «от знатнейших в епархии монастырей брать всякого хлеба 20-ю долю, да от земель церковных, где суть, «всякого же хлеба брать 30-ю долю» (ч. 2 отд. 1 § 11), он в 1746 году потребовал, чтобы из всех монастырей Костромской епархии высланы были приходорасходные книги за 174 4 / 5 годы и чтобы в консистории были составлены перечневые ведомости главным статьям монастырских доходов. В указе консистории, в Галичскую духовную контору, от 12 июля 1746 г, прямо говорится, что хлеб требуется на содержание школы, учреждаемой для обучения детей духовенства Костромской епархии. Но такое благодетельное распоряжение архипастыря встретило сильное противодействие в тогдашнем невежественном духовенстве. Особенную беспечность в этом случае показала Галичская духовная контора. В протоколе Костромской духовной консистории, от 27 марта 1747 г., говорится, что из Костромской провинции собраны от монастырей, пустынь и церквей сведения об урожайном хлебе за 1746 год, а из Галичской духовной конторы, не смотря на указы, посланные туда 12 июля 1746 г., 3 февраля и 10 марта 1747 г., таких сведений не было прислано. Вследствие чего консисторией определено: с присутствующих этой конторы за весьма слабое исправление и нерадетельное попечение, взят штрафа, на расходы епаршеской школы, десять рублей. Не смотря однако же на требования и указы консистории, угрозы штрафом, ссылки на указанную нами статью регламента, в исходе 1717 года из многих мест не только не был прислан хлеб, но не доставлено и самых ведомостей. Посему 2 сентября 1747 г. положено вытребовать недоимочный за 1746 год хлеб, а за 1747 г. ведомости через поповских старост, которым накрепко смотреть, чтобы оные священно и церковнослужители о том урожайном хлебе показывали самую сущую правду, по священству своему, а церковники, по заповеди св. евангелия, не тая ничего, и чтоб самый хлеб был привезен в октябре, а всеконечно в ноябре месяце не отменно; иначе церковнослужителям угрожали штрафом, но вине преступления. Это было последнее распоряжение о сборе хлеба в 1747 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010