Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС Ганкенштейна кодекс [Венский Октоих] (Вена. Австрийская национальная б-ка - Vindob. Slav. 37), богослужебный сборник сложного состава (типа «Обихода церковного»), древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. (встречающаяся в лит-ре датировка Г. к. рубежом XII-XIII вв. представляется излишне ранней) с многочисленными добавлениями кон. XIII - нач. XIV и 1-й пол. XV в. Название рукопись получила по ее 1-му исторически известному владельцу - исследователю-дилетанту, библиотекарю в Оломоуце и Брно И. А. Ганке фон Ганкенштейну (1751-1806), от к-рого она поступила в 1804 г. (?) в Венскую придворную б-ку, составившую основу совр. Австрийской национальной б-ки. Ганкенштейн считал рукопись древнейшей из существующих славянских (при этом написанной «нерусскими» буквами) и датировал ее VIII (!) в. (в лат. надписи на обороте верхней крышки переплета датировка «омоложена» до IX в.). Эти фантастические построения вызвали справедливую критику Й. Добровского и Н. М. Карамзина ( Dobrovsky J. Slavin. Botschaft aus Bohmen an alle slavischen Volker... Prag, 18342. S. 214, 229 ff; Карамзин. ИГР. Т. 1. С. 310-311. Примеч. 529). История рукописи до ее приобретения Ганкенштейном документально не засвидетельствована. Несомненно, что еще в XV в. она бытовала на галицко-волынских землях, а к XVII-XVIII вв. (судя по пробам пера на л. 80 об.) оказалась на территории с южнослав. населением (возможно, в Трансильвании или у австр. сербов). Г. к. представляет собой рукопись на 292 (II+290) листах пергамена размером 27,9 ´ 20,5 см; конец и неск. листов в середине утрачены. Написанный в раннем XIII в. чрезвычайно крупным (размер букв ок. 7 мм, на странице 16 строк), монументальным и красивым уставом кодекс содержал первоначально Шестоднев служебный (Л. 1-154 об.), евангельские и апостольские чтения для Октоиха, Минеи общую и праздничную (Л. 155-238), кондаки воскресные на 8 гласов (Л.

http://pravenc.ru/text/161653.html

Скачать epub pdf 7.02 Служба священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому На велицей вечерне Б лажен муж: 1-й антифон На Г осподи, воззвах: стихиры на 6, глас 4: Отче святителю Владимире,/измлада Христу поработати пламенне вожделел еси/и сего ради во градех Тамбове и Киеве богомудрию неленостно поучался еси,/идеже слово Евангелия сердцем чистым восприим,/и на нем все житие твое утверждая, Христу верен явился еси даже до смерти. (Дважды) Божественное смотрение о тебе исполнися, святителю,/егда к пастырскому деланию призва тя Бог,/таже и святительством увенча/и души словесных овец твоему попечению предаде,/да соблюдеши я во единем стаде//Единаго Пастыря Христа Бога нашего. Чистоту душевную вкупе и телесную/призывал еси хранити,/блудником и винопийцем был еси обличитель нелицеприятный,/тии бо, якоже рече апостол,/Царствия Божия не наследуют./Сего ради смиренно молим тя, досточудне,/людем, страждущим грехи сими,//помощник буди непостыдный. Пастырь добрый, милосердия исполнен,/явился еси пастве твоей, святителю Христов:/егда мор жесток и глад велий землю самарскую постиже,/о людех страждущих и алчущих/попечение непрестанное полагая,/многая от смерти избавил еси.//Темже моли от бед и глада душевнаго нас избавити. Да радуется земля Московская,/прославляющи богомудраго святителя Владимира,/той бо во дни распрей и нестроений/дух мятежный века сего обличи,/к благоустроению и миру призывая,/о согрешивших братоубийством ходатай быв,/и ныне престолу Божию предстоит,/моляся о всех выну Господу,//спасти и просветити души наша. Слава, глас 8: Боголюбивому отцу твоему, иерею Никифору,/яко истинный сын, святе Владимире,/в служении Богу уподобился еси./Ныне же вкупе с лики исповедников Российских//престолу Отца Небеснаго предстоиши, выну моляся о душах наших. И ныне, Богородичен, глас тойже: Царь Небесный за человеколюбие на земли явися,/и с человеки поживе,/от Девы бо Чистыя плоть приемый/из Нея прошедый с восприятием,/Един есть Сын, сугуб естеством,/но не Ипостасию,/Темже, совершенна Того Бога и совершенна Человека/воистину проповедающе,/исповедуем Христа Бога нашего:/ егоже моли, Мати Безневестная,//помиловатися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Епископ Львовский Филарет — Владимиру Путину: Хочу предупредить Вас об ответе перед Богом 4 марта, 2014. Епископ Львовский и Галицкий Филарет Просим Вас принять жизненно важное решение о стремительном выводе войск с территории Украины. Епископ Львовский и Галицкий Филарет обратился с письмом к президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Официальный сайт Львовской епархии 4 марта 2013 Уважаемый Владимир Владимирович! От имени широкой общественности Львовщины, священников и верующих людей вынужден, обратится к Вам с открытым заявлением, в котором должен высказать нашу тревогу в связи с последними событиями в Крыму. Мое обращение может показаться грубым, но сегодня мы уже не можем говорить обтекаемыми фразами, пришло время поступать по Евангельски:  «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх  этого, то от лукавого. (Матф. 5:37) Мы знаем Вас, как глубоко верующего православного христианина, но действия Российских военных формирований, главнокомандующим которых являетесь именно Вы, настораживают и приводят нас, православный украинский народ, в недоумение! Нет никаких предпосылок к тому, чтобы русские солдаты сегодня контролировали общественно-политическую или иную ситуацию жизни нашего государства. Для нас сегодня главное мир и стабильный выход из кризиса, в котором оказалась Украина. Мы уверены, что наш народ сможет преодолеть все трудности самостоятельно, без помощи какой-либо армии дружественных нам стран. Поэтому со всей ответственностью заявляем, что все действия армии Российской Федерации на территории суверенного и независимого государства – Украина не принесут нашей стране благополучия. Более того, уважаемый Владимир Владимирович, как Православный пастырь хочу предупредить Вас об ответе перед Богом за все Ваши действия, которые могут привести к братоубийственной войне между братскими православными народами. В том, что происходит сегодня, мы видим полное безумие, потому что Бог есть абсолютный Разум и Богом определенный порядок жизни есть проявление Божественного разума, а противление Божиему замыслу есть безумие и грех.

http://pravmir.ru/episkop-lvovskij-filar...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Тот, кто против России – тот против Христа и Евангелия Русская армия останавливает втягивание Украины в царство антихриста 05.03.2022 1252 Время на чтение 9 минут Фото: ТАСС Война ничего не создает, но многое обнажает. В дни, когда русская армия совершает военный освободительный поход на Украину , вскрываются ряд «интересных» важных «гнойников». Один из них – это выступление некоторых священнослужителей Русской Православной Церкви против этого освободительного похода, поддержка либеральных настроений и раскольнических устремлений внутри Церкви. В этих настроениях есть определённые тенденции и закономерности. Попытаемся в них разобраться. Каковы эти либеральные настроения? Как только В.В. Путин объявил о начале военной операции, в социальных сетях и мессенджерах стали возникать пацифистские призывы «Остановите войну!», «Нет войне!», издаваемые из разных либеральных уголков нашей необъятной планеты Земля. Особенно здесь отличились некоторые архиереи (!) Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая первой выступила против военной операции в лице самого Его Высокопреосвященства митрополита Онуфрия , а также митрополита Филарета (Кучерова) – руководителя Львовской и Галицкой епархии, который отказался поминать Святейшего Патриарха Кирилла на богослужениях , о чём имеется опубликованный текст официального «благословления» владыки. Кроме церковных иерархов, в так называемую «поддержку мира» высказался ряд священнослужителей Украинской Православной церкви и Белорусского Экзархата. Так, например, известный своими либеральными настроениями один киевский игумен на своей странице «Фейсбук» сделал репост фотографии знаменитого выступления (панк-молебна, как они его тогда назвали) ангажированной осужденной группы Pussy Riot со словами «Богородица, Путина прогони!», считая такую молитву хоть и безыскусной, но честной. В Белорусском Экзархате отличились священнослужители-революционеры, ранее в открытую выступившие за свержение власти в Беларуси и их активные прихожане с такими же протестными настроениями .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/05/to...

Скачать epub pdf Слово 10. В неделю о разслабленном Собрание поучительных слов, в разныя времена и в разных епархиях проповеданных, Святейшаго Правительствующаго Синода и Коммисии духовных училищ Членом,  «Евгением, Митрополитом Киевским и Галицким», Киево-Печерския Лавры Священно-Архимандритом, разных орденов Kabaлepoм. Чacmь I. – Киев: В Типографии Киевопечерския Лавры, 1834. Из темы:  «Бе человек некий тридесять и осмь лет имый в недузе своем. Сего видев Иисус лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? Отвеща ему недужный: ей Господи! человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель» ( Иоан. 5, 6–7 ). О том, что нещастные редко находят сострадательных и помоществующих себе людей. «Видев Иисус разслабленнаго лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? Отвеща Ему недужный: ей Господи, человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель; егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит». (Слова в нынешнем Евангелии чтенныя, Иоан. гл. 5, ст. 6 и 7.) Каждое слово Спасителя нашего, каждое Его действие, каждый случай Его жизни, Евангелистами описанный, заключает в себе трогательное для нас поучение. Такова точно и повесть о разслабленном, в нынешнем Евангелии упоминаемая. В Иерусалиме при храме Господни была купель целебная. В каждое лето единожды Ангел Господень снизходил в купель сию и возмущал воду, и тот, кто прежде всех по возмущении воды входил в купель, получал изцеление, какою бы болезнию одержим ни был. На сию-то купель во время праздника Пасхи пришел Иисус Христос . Он нашел там множество болящих, слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Спаситель приступает к одному немощному, бывшему в болезни уже тридесят осмь лет.  «Хощеши ли цел быти», говорит Он ему?  «Ей, хощу, Господи», отвещает разслабленный: но  «человека не имам», который бы ввергнул меня в купель, как скоро возмутится вода. А когда я сам дойду только до купели, то успеет уже другой прежде мене сойти во оную. Глагола ему Иисус:  «востани, возми одр твой и ходи» ( Иоан. 5, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Для тех же читателей, которые пожелали бы обстоятельнее ознакомиться с теми Фактами и вопросами, которым слишком коротко и легко касается предлагаемая статья, считаем неизлишним напомнить, что в настоящее время на русском языке есть уже не мало серьезных сочинений по истории славянской, между прочим и церковной. Прежде всего мы должны назвать здесь недавно изданные три тома сочинений замечательнейшего нашего славяниста Λ. Ф. Гильфердинга. Много фактов дли славянской собственно церковной истории находится в одном из последних изданий незабвенного труженика нашей науки, покойного Филарета архиепископа черниговского «Святые южных славян» (к сожалению труд этот, изданный в Чернигове, в свое время почти никем не был замечен, и его трудно найти в продаже) Важное значение для славянской истории имеют также Кирилло-Мефодиевский Сборник, изданный Погодиным, исследование Бодянского (о времени происхождение славянских письмен и др,), Срезневского, Горского, Погодина, Ламанского, Лавровского, Майкова (Историе сербского языка), Билярского (Судьбы церковно-славянского языка, о реймсском Евангелии), Григоровича, Венелина, Палаузова (Век болгарского царя Симеона и др.), Новикова (Лютер и Гусь, Православие у чехов), Елагина (Замечание на историю Палацкого), Макушева (Придунайские и адриатические славяне), Пыпина и Спасовича (Очерки истории славянских литератур). Из переводных сочинений по истории славянской нужно, назвать прежде всего «Славянские древности» Шафарика, «Историю первобытной церкви у славян» Мациевского, «Историю Галицкой пли Червоной Руси» Зубрицкого, недавно переведенную «Историю Чешского Королевства» Томка, «Историю Сербии» Ранке, Много серьезных статей, относящихся к истории и современному состоянию славянских народов, можно найти в журналах прежних лет, преимущественно в Русской Беседе, также в Москвитянине, Московском Сборнике 1847 и 1852 года в Чтениях Общества Истории и Древностей, в Журнале Министерства Народного Просвещение. В светских журналах последних годов стоить обратить внимание на ряд переводных статей, помещавшихся в Отечественных Записках под заглавием: «Турки, Греки и Славяне». Несколько статей, относящихся непосредственно к церковной истории славянства, было в духовных журналах: Христианском Чтении, Православном Собеседнике, Православном Обозрении, Духовной Беседе. Не упоминаем о замечательных иностранных сочинениях по части славянства, а также о самых первоначальных памятниках славянской истории и старых исследованиях о ней. Ссылки на них желающие и нуждающиеся в том могут найти в указанных нами русских сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Рубрики Тотальный контроль под прикрытием борьбы с эпидемией — это происки антихриста? 2 мин., 29.05.2020 Поделиться Эпидемия заставила многие страны принять жесткие меры по борьбе с ней. И некоторые люди видят здесь признаки апокалипсиса — тотальный контроль, присвоение личных номеров, лишение свободы и права выбора. Справедлива ли эта теория? «Фома» попросил ответить на этот вопрос митрополита Львовского и Галицкого Филарета. Сосредотачиваясь на признаках последних времен и поиске мировых заговоров, люди теряют самое важное в своей жизни — следование за Христом. Они, к сожалению, ищут не Христа, а ожидают пришествия антихриста. Помню, я был на Афоне и старец Макарий из Сербской кельи Маруда сказал мне такую фразу, цитирую ее буквально: «Бедные эти люди, ожидающие последних времен, нет Христа в их душе». Когда я спросил: «Почему?», старец ответил: «Потому что антихрист у них в уме, а не Христос. Все сознание и сердце христианина должно быть пронизано Христовой любовью, а тот разум и сердце, которые находятся в поисках последних времен, не имеют любви, они находятся в злобе и ненависти ко всем окружающим, там нет любви». Этими словами старец предупреждает нас, как хитро поступает дьявол. Ведь он может находиться в нашей жизни, там, где должен быть Бог, — в разуме и сердце. И он очень хочет занять место Христа в нашем разуме и завладеть человеческим сознанием. В то же время я осознаю, что под любой личиной, даже самой праведной, может скрываться все что угодно, в том числе и направленное на унижение Церкви и преследование христиан. Мы должны быть к этому внимательны и готовы и, если это необходимо, защищать интересы Церкви, а не пугать друг друга, проповедуя мировые заговоры. И в заключение. Кто вообще нам, христианам, сказал, что жить будет легко и нас не будут ни в чем контролировать, — не только в последние времена, а вообще всегда? Как мы знаем, Господь в Своих последних беседах с учениками о многом предупредил, рассказал о предстоящих испытаниях для каждого, кто следует за Христом. И Он так же сказал нам: «Не бойтесь» — этот посыл прослеживается во всем Евангелии и во всех словах, обращенных к человечеству.

http://foma.ru/totalnyj-kontrol-pod-prik...

архиеп. Никон (Рклицкий) Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. В этих немногих строках мы постараемся показать в чем состоит его величие и какое значение он и его наследие имеют для России, для Православия и для человечества. Прежде всего, отметим как понимает владыка Антоний основное призвание России в мире и сущность ее культуры в отличие от других народов мира. «Россию мы любим потому, что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную культуру, русский быт. Эта идея есть царство Божие, эта природа стремление к святости, этот быт выражает собой усилие семисотлетней жизни страны и девятисотлетней жизни народа водворять на земле праведность евангельскую, отвергаться всего, чтобы найти Христа, ставить Его волю, законы Его церкви законом общественной жизни» (Из слова в день четырех Московских святителей 5 октября 1904 г., «Жизнеописание», т. 15, стр. 134). Этой идее России митрополит Антоний и послужил всей своей жизнью. Он не принадлежал к сословному духовенству и происходил из светской среды. Родился он 17 марта 1863 года в дворянской семье помещика Павла Павловича Храповицкого в с. Ватагино Крестицкого уезда Новгородской губернии. Предок его был секретарем императрицы Екатерины II. Дед его сла­вился своей образованностью, увлекался химией и был вольтерьянцем, отец окончил физико-математический факультет и служил сначала в земстве, а затем в Дворянском и Крестьянском банке в С. Петербурге, учрежденном для благоустройства крестьян после их освобождения от крепостной зависимости. Мать владыки Антония Наталия Петровна, урожденная Веригина получила французское воспитание, но при этом была женщина глубокой религиозной настроенности и благочестия и так воспитывала своих четырех сыновей, из которых владыка Антоний был третьим. Она любила вслух читать своим сыновьям Евангелие, которым глубоко заинтересовался тогда маленький мальчик владыка Антоний, он также увлекался рассказами о знаменитом Оптинском старце Амвросии и читал о нем рассказы в «Журнале для всех». Тогда у него созрело решение стать монахом, которому он никогда в жизни не изменял.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Детство. 17 марта 1863 года, в день преподобнаго Алексия, человека Божия, в дворянской усадьбе, в с. Ватагино Крестицкаго уезда, Новгородской губернии, в семье Храповицких, принадлежавшей к старинному русскому роду, родился третий сын – Алексий, наш будущий Владыка – Блаженнейший Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Отец Владыки, Павел Павлович Храповицкий, прошел курс физико-математическаго факультета Петербургскаго университета и посвятил себя деятельности на пользу народа во вновь открытых земских учреждениях. Он был умеренный либерал и не сошелся во взглядах со своими сослуживцами, делившимися на революционеров и крепостников. Поэтому он вскоре оставил земскую службу и поступил сначала в Волжско-Камский Банк а затем по открытии правительством Дворянскаго и Крестьянскаго Банка, предназначеннаго к благоустройству дворянства и крестьянства, незадолго до этого освобожденнаго от крепостной зависимости, перешел на службу в этот банк. Здесь он не жалел своих сил и здоровья и скончался 58 лет от роду, оставив по себе память человека, славившаго своей честностью и благородством. Мать Владыки – Наталия Петровна, урожд. Веригина – дочь малороссийскаго Харьковскаго помещика. Она получила широкое образование с французским влиянием и пользовалась в обществе исключительным уважением за свою чистоту и благочестие. Она любила посещать церкви и монастыри, много молилась Богу дома по большому молитвослову Киевской печати, 17 века и читала своим четырем сыновьям вслух Евангелие. Скончалась она 70 лет, в своем поместьи Ватагино. Когда мальчику Алексею исполнилось 7 лет, его отец получил должность секретаря губернской земской управы в г. Новгороде и вся семья переехала в этот город, сняв большую квартиру в двух шагах от Софийскаго Собора. Новгородский Софийский Собор X века – один из самых знаменитых исторических храмов в России. В нем, среди других святынь, почивали св. мощи великаго учителя Церкви святителя Кирилла Александрийскаго , утвердившаго учение о двух естествах Спасителя. Храм этот был средоточием русской жизни при Александре Невском во время покорения Руси татарами. Из него вышли – вдохновитель русской государственности и воспитатель перваго Московскаго Царя Иоанна Васильевича Грознаго – Московский Митрополит Макарий и Всероссийский Патриарх великий Никон и он явился главным источником религиознаго вдохновения нашего современнаго Святителя Блаженнейшаго Владыки Митрополита Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Разделы портала «Азбука веры» Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/Крестителеву воздержанию уподобляяся,/Божественныя же ревности обою приобщаяся,/тех имена достойно прияти сподобился еси/и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен:/темже монахов множества ко Христу привел еси/и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,//моли спастися душам нашим. Перевод: Обретя долготерпение много пострадавшего праотца, уподобляясь воздержанию Иоанна Крестителя и приобщаясь ревности по Богу обоих, ты достойно принял их имена и был безбоязненным проповедником истинной веры, потому привел множество монахов ко Христу и людей утвердил в Православии, Иов, преподобный отче наш, молись о спасении наших душ. Кондак, глас 4 Явился еси истинныя веры столп,/евангельских же заповедей ревнитель,/гордыни обличение,/смиренным же предстатель и научение:/темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси,/и обитель твою невредиму сохрани,//Иове отче наш, многострадальному подобный. Перевод: Ты явился столпом истинной веры и ревнителем евангельских заповедей, обличением гордости, имеющим же смирение – заступник и учитель, потому и прославляющим тебя испроси прощение грехов, и обитель твою сохрани невредимой, Иов отче наш, подобный многострадальному (Иову). Молитва 1я О, преподобне отче Иове, иноков трудолюбнаго жития богомудрый наставниче, кротости и воздержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения от ранней юности до поздней старости неутомимый подвижниче, веры Православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче, земли Волынския и Галицкия светило благосветлое и святыя Почаевския обители непобедимый защитниче! Призри оком благоутробия твоего на нас недостойных чад твоих, к тебе усердно по вся дни прибегающих и на боголюбивыя люди сия, пред твоими духоносными и многоцелебными мощами собравшияся и благоговейно к тем припадающия, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце им и нам вся, яже к животу и благочестию, полезная и благопотребная: болящия исцели, малодушныя ободри, скорбящия утеши, обидимыя заступи, немощныя подкрепи и поверженныя долу возстави, всем вся, благодатию от Бога данною, даруй, по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010