А.А. Половцов Гаий (Такаов), архиепископ Астраханский Гаий Такаов, архиепископ Астраханский, грузин по происхождению, родился в селе Магаро в Грузии в 1750 г. и провел молодость при Дворе Грузинского царя. 22-х лет, уже будучи монахом, Гаий приехал в Россию с Грузинским католикосом и в течение 5 лет обучался русскому и древним языкам в Александровской семинарии. По возвращении в Грузию он устроил там училище для обучения грузин русскому языку и получил сан архимандрита. В 1784 г. Гаий был вызван в Россию и состоял при Екатеринославском архиепископе Амвросии Серебренникове, заведовавшем церковными делами в Новороссии и во время второй турецкой войны управлявшем духовенством в занятых русскими войсками Придунайских княжествах. 29 мая 1793 г. он был хиротонисан во епископа Моздокского, викария Астраханской епархии. Целью учреждения викариатства было просвещение христианством инородцев, живших вблизи Кавказской линии. О деятельности Гаия в этом направлений «не имеется никаких сведений». При нем в пределах викариатства число церквей почти удвоилось. Гаий хлопотал об отводе земли для архиерейского дома и под монастыри мужеский и женский, которые ему велено было устроить. Он построил в Моздоке дом и монастыри: Преображенский мужеский и Успенский женский. Преображенский монастырь был, впрочем, окружен плетнем и имел 4 человека братии. В 1799 г. викариатство было упразднено; уничтожены были и монастыри, как «не вполне устроенные и требовавшие значительной суммы для своего устройства от казны». 16 октября 1799 г. Г. был переведен во вновь учрежденную Саратовскую епархию с титулом «Саратовского и Пензенского». За неимением в Саратове помещения для архиерея Г. поселился в Пензе, где было много свободных зданий, оставшихся от присутственных мест упраздненной Павлом I Пензенской губернии. Гаий так и остался в Пензе и, после учреждения в 1801 г. Пензенской губернии, 4 декабря 1803 г. получил титул «Пензенского и Саратовского». Одно время Гаия прочили на проектированную тогда Телаво-Кахетинскую епархию, и с этой целью он в 1805 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Гаий, архиепископ Астраханский и Кавказский (Такаов) Родился в 1750 году в селе Магаро в Грузии. По происхождению грузин. В 1772 году, уже будучи монахом, приехал в Россию с грузинским католикосом и в течение пяти лет обучался русскому и древним языкам в Александровской духовной семинарии. Вернувшись в Грузию, устроил там училище для обучения грузин русскому языку, возведен в сан архимандрита. В 1784 году вызван в Москву и направлен в Молдавию в помощь к Екатеринославскому архиепископу Амвросию (Серебренникову). 29 мая 1793 года хиротонисан во епископа Моздокского, викария Астраханской епархии. С 16 октября 1799 года – епископ Саратовский и Пензенский. С 4 декабря 1803 года – епископ Пензенский и Саратовский. В 1808 году переведен в Астрахань и возведен в сан архиепископа. Скончался 20 февраля 1821 года. Погребен в Астраханском кафедральном соборе. Деятельность преосвященного Гаия в Пензе началась с устройства духовной семинарии. Однако сам владыка Гаий не чужд был восточной лени, и основные семинарские дела возложил на доверенных людей, привезенных им из Моздока. Он уклонялся от дел иногда под самыми наивными предлогами. Преосвященный являлся в семинарию лишь в качестве почетного гостя, с пышной торжественностью, которой любил обставлять свое служение и свои выезды. Гаий не был высокомерен. Он производил приятное впечатление своей внешностью. Приветливый и радушный, он был душою провинциального общества, которое поил и кормил на славу. Радушие его не было напускным. Он на самом деле отличался добротою и в случае нужды оказывал подчиненным самую деятельную и участливую поддержку. Его перевод в Астрахань вызвал общее сожаление в Пензенской епархии. Но и в Астрахани его общительность и хлебосольство покорили ему все сердца. От астраханских богачей и известного грека Варваци потекли щедрые пожертвования на нужды Церкви. Один Варваци пожертвовал 100 000 рублей. На все эти пожертвования кафедральный собор был отделан внутри и снаружи, устроены серебряные царские врата и сделаны богатые ризы на иконы, отлит невиданный в Астрахани колокол весом 1150 пудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1. В 1602-1829 гг. подвластные России земли Сев. Кавказа в церковном отношении были подчинены Астраханской епархии. В 1745 г. с целью распространения христианства среди местных народов была создана Осетинская духовная комиссия , центрами ее деятельности были Кизляр и Моздок. Принимая во внимание необходимость улучшения миссионерского дела в обширной Астраханской епархии, 19 апр. 1793 г. имп. Екатерина II Алексеевна подписала указ об учреждении М. в. Викарный архиерей с титулом «Моздокский и Можарский (Маджарский)» должен был «исполнять те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую Комиссию касательно просвещения народов, в близости находящихся». Штат Моздокского архиерейского дома и средства на содержание нового вик-ства были теми же, что и в епархиях 3-го класса. Моздокскому епископу поручалось управление церквами Кавказской линии, устроение новых церквей, «производство из тамошних обитателей в священники и причетники», посещение «новопросвещенных» селений, устроение 2-классных муж. и жен. мон-рей «для обучения юношества тамошнего обоего пола закону и мастерствам, в общежитии потребным». В жен. мон-ре для надзирания за воспитанием предполагалось давать прибежище «вдовам беспомощным». Моздокскому архиерею предписывалось совместно с кавказским генерал-губернатором подготовить планы и сметы строительства в Моздоке архиерейского дома и др. зданий. Императрица поручила Синоду представить ей знающих осет. язык кандидатов для замещения М. в., из предложенных кандидатов ею был выбран 1-й (главный) член Осетинской духовной комиссии архим. Гаий (Такаов ; впосл. архиепископ). Его архиерейская хиротония состоялась 29 мая 1793 г. в С.-Петербурге. До конца года он оставался в столице. В связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина; † 14 нояб. 1793) еп. Гаий временно управлял епархией, находясь в Астрахани. В Моздок он отбыл только весной 1794 г. При архиерее была создана духовная консистория, в Моздоке построен архиерейский дом, при котором существовали хор и богадельня; в городе также были основаны Преображенский мужской и Успенский женский мон-ри. Однако школы при обителях открыты не были. Под рук. еп. Гаия был создан осет. алфавит и в 1798 г. в Москве напечатана 1-я книга на осет. языке «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания» с параллельным церковнославянским текстом. Согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. М. в. было упразднено по причине того, что в ведении вик-ства находилось «токмо 69 церквей». В том же году были упразднены и оба моздокских мон-ря; еп. Гаий переведен на Саратовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2563942.html

Самойловка. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты До революции в слободе Три Острова (ныне село Самойловка) было две двухпрестольных церкви — каменная Успенская (с приделом во имя святителя Николая Чудотворца) и деревянная Никольская (с приделом во имя святого Архистратига Божия Михаила). В здании последней находится ныне существующая Михаило-Архангельская церковь. Первый Никольский храм был срублен из дубовых бревен первыми жителями слободы в 1754 году. В 1835 году его перенесли на новое место. В 1862 году деревянный храм сгорел вместе с 250-ю дворами слободы, на его месте в 1873 году была построена новая церковь — так же деревянная, с деревянной колокольней. 13 ноября того же года храм был освящен. В штате причта состояли два священника, диакон и два псаломщика, дома для причта были церковные. В приходе была церковная школа. 26 августа 1991 года Отделом юстиции Саратовской области был зарегистрирован Устав прихода. Согласно решению Самойловского райисполкома от 24 января 1992 года приходу было передано здание храма. Оно признано объектом, представляющим историко-культурную ценность. К храму приписана Благовещенская церковь в селе Благовещенка Самойловского района Саратовской области. Источник: сайт  Балашовской епархии Саратовской митрополии Никольская церковь, деревянная, с такой же колокольнею, построена в 1873 году (вместо сгоревшей в 1862 г.) тщанием прихожан. В советский период в здании был кинотеатр " Заря " , затем Дом пионеров. Сегодня - храм Архистратига Михаила. http://oldsaratov.ru/tags/gubernia/samoylovka История Успенской церкви слободы Трех Островов началась с выдачи 2 августа 1804 года храмозданной грамоты. Малороссияне просили разрешение епископа Пензенского и Саратовского Гаия (Такаова) построить вместо маловместительной деревянной каменную церковь. Епископ среди приоритетных дел по обустройству епархии придавал первостепенную важность возведению каменных храмов. Всего в Саратовской губернии за 1799-1808 годы усилиями благочестивых мирян возвели более 20 новых церквей, а число строившихся храмов составляло не менее 30.

http://sobory.ru/article/?object=23930

Самойловка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенская церковь в слободе Три Острова, Саратовская область, Самойловский район, Самойловка. Успенская церковь построена в 1817 году тщанием прихожан. Стояла на Красной площади. Разобрана в годы Великой Отечественной войны. История Успенской церкви слободы Трех Островов началась с выдачи 2 августа 1804 года храмозданной грамоты. Малороссияне просили разрешение епископа Пензенского и Саратовского Гаия (Такаова) построить вместо маловместительной деревянной каменную церковь. Епископ среди приоритетных дел по обустройству епархии придавал первостепенную важность возведению каменных храмов. Всего в Саратовской губернии за 1799-1808 годы усилиями благочестивых мирян возвели более 20 новых церквей, а число строившихся храмов составляло не менее 30. Тщанием прихожан в Самойловке Успенская церковь была построена к 1817 году. Престолов в ней кроме главного Успения Божией Матери было два: в правом приделе – во имя Святителя Николая Чудотворца и в левом – во имя благоверного князя Александра Невского. Левый придел упоминается в документах 1872 года: «Резолюцией Его Преосвященства 14 августа 1872 года разрешено: духовенству с прихожанами исправить в главном Успенском храме повреждения, причиненные молнией, и устроить в придельных храмах Святителя Николая и Святителя Благоверного Князя Александра Невского печи, за счет прихожан». В каком году был упразднен левый придел, не выявлено. В клировой ведомости за 1912 год указаны два престола: главный придел Успения Божией Матери и правый во имя Святителя Николая Чудотворца. Очевидно, Александро-Невский придел был к тому времени упразднён. В штате церкви изначально числились: два священника и два псаломщика. Вакансия диакона была открыта резолюцией епископа Павла (Вильчинского) 24 ноября 1886 года. Священниками Успенской церкви в XIX — начале XX веков были: Строков Андрей Семёнович, Цветков Николай Андреевич – благочинный (?-1877), Мирандов Фёдор Елпидифорович – благочинный (1889-1905), Питаевский Иван Львович, Мирандов Григорий Елпидифорович, священник на вакансии диакона Афинский Петр Григорьевич, Лебедев Алексей Михайлович.

http://sobory.ru/article/?object=43626

У пройшли та Пензенського палестинського товариства 26 травня 2019 р. 12:50 25 мая 2019 года в г. Пензе прошли торжества, посвященные 220-летию Пензенской епархии и 125-летию Пензенского отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО). Памятные мероприятия начались панихидой в Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Пензы, где в часовне-усыпальнице покоится известная русская благотворительница, действительный член ИППО М.М. Киселева. Богослужение совершил наместник обители игумен Сергий (Зайчиков) в сослужении братии в священном сане. На заупокойном богослужении молились митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископ Сердобский и Спасский Митрофан , епископ Кузнецкий и Никольский Нестор , многочисленные представители духовенства, верующие. По окончании панихиды митрополит Серафим обратился к молящимся с архипастырским словом. В продолжение юбилейных торжеств состоялось открытие памятной доски в память о М.М. Киселевой на «Киселевской богадельне», ныне здании Городской инфекционной больницы (ул. Красная, 23). Затем в Губернаторском доме г. Пензы начала свою работу научно-просветительская конференция «Духовная эпоха земли Пензенской», посвященная результатам международной научно-просветительской паломнической экспедиции по местам жизни и служения Преосвященного Гаия (Такаова) — первого епископа Саратовского и Пензенского. В работе форума приняли участие председатель Попечительского совета Пензенского регионального отделения ИППО митрополит Серафим, епископ Митрофан, епископ Нестор, председатель регионального отделения ИППО А.И. Бирюков, заместитель управляющего делами ИППО Д.О. Бурдыга, представители властей Пензенской области и духовенство епархии. Д.О. Бурдыга зачитал приветствие председателя ИППО С.В. Степашина организаторам и участникам научно-просветительской конференции «Духовная эпоха земли Пензенской». Затем собравшихся приветствовал глава Пензенской митрополии . В этот день в состав ИППО был принят новый член — сотрудник Пензенской епархии Я.Г. Хижняк. Владыка Серафим был удостоен ордена святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны; А.И. Бирюков — ордена великого князя Сергея Александровича Романова, первого председателя ИППО. В рамках торжеств во втором корпусе Пензенской картинной галереи была представлена выставка фотографий об ИППО и поездке по Святой Земле. Ее автор — член-корреспондент Международной академии культуры и искусств, действительный член ИППО, председатель фотосекции Ассоциации художников Российского дворянского собрания В.Д. Конев. Пензенская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 1 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5441236...

А. в отличие от своих предшественников, епископов Гаия (Такаова) и Моисея (Близнецова-Платонова) , прилагал много усилий для борьбы со старообрядчеством , широко распространенным в Саратовском крае, где помимо Иргизских мон-рей существовали сотни старообрядческих общин, а также с сектантством, особенно с молоканами . А. пресекал попытки строительства старообрядческих часовен и молитвенных домов, рекомендовал благочинным при обозрении храмов епархии приглашать с собой «учительного» священника, т. е. миссионера. По инициативе А. впервые в епархии начали составлять обличительные антистарообрядческие и антисектантские сочинения: в 1816 г. А. направил в Московский цензурный комитет основанное на документальных источниках соч. «Догматы, молоканскую ересь содержащие», однако цензура не дозволила печатать книгу из-за ее резкого тона. Во многом благодаря А. в янв. 1818 г. Сенат издал указ, запрещавший строительство старообрядческих часовен. В 1816 г. А. учредил Пензенское, в 1817 г.- Саратовское отд-ния Российского Библейского об-ва для распространения Свящ. Писания «между магометанами и язычниками, в епархии обитающими». Заботясь о материальном положении Пензенских архипастырей, А. ввел налог на ставленников. Часть этого налога поступала на содержание певчих и лиц, входивших в архиерейскую свиту, др. часть А. откладывал на приобретение дома для архиерея; собранные т. о. 3 тыс. р. при удалении на покой он сдал в консисторию. 8 сент. 1819 г. А. по собственному прошению был уволен на покой с пребыванием в Пензе. После приезда в епархию нового еп. Иннокентия (Смирнова) А. оказывал ему помощь в делах епархиального управления. А. похоронен в кафедральном соборе Пензы. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 261. Ист.: Саратовская летопись//Саратовский край: Ист. очерки, восп., мат-лы. Саратов, 1893. С. 59-61. Лит.: Пензенские духоборцы в 1816 году//РА. 1889. Кн. 2. С. 189, 383; РБС. Т. 2. С. 371; Ефимов А., свящ. Черниговский Елецкий мон-рь. Чернигов, 1903. С. 134-136; Котович А. Духовная цензура в России. СПб., 1909. С. 48-49; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Ч. 1. C. 314-315; Ермолаев В. Пензенский край в Отечественной войне 1812 года. Пенза, 1945. С. 11-13; Новиков А. П., Барзилов С. И. Святители земли Русской: Биогр. очерки Саратовских архиереев. Саратов, 2000. С. 109-137.

http://pravenc.ru/text/76898.html

был вызван в С.-Петербург, но это предположение почему-то было оставлено. 10 января 1808 года Гаий был переведен в Астрахань с возведением в сан архиепископа. Он умер 20 февраля 1821 г. и был погребен в Астраханском кафедральном соборе. У себя на родине Гаий считался знатоком русского языка, но на самом деле обучение в русской семинарии принесло ему мало пользы: он «плохо владел русской речью». На людей, видевших его в первый раз, он производил благоприятное впечатление. «Видна в нем политика и сведение света, – записал про Гаия в свой дневник наблюдательный протоиерей Г. А. Скопин, – также довольно и ум промелькивает; из чего заключить должно, что он учился довольно». Но, по замечанию автора очерка истории Пензенской семинарии Троицкого, Гаий, плохо говоривший по-русски, «тем менее знаком был с русской наукой». Его учено-литературные труды ограничивались составлением грузинской грамматики и переводом на осетинский язык «Начального учения человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания». В Пензе Гаию пришлось устраивать семинарию и руководить ею в первое, самое трудное время ее существования. Но Гаий вообще не чужд был восточной лени: «мало занимавшийся делами епархии, он еще менее оказывал влияния на семинарские дела»; поставив во главе семинарского управления доверенных людей, привезенных им из Моздока, он свалил на них все семинарские дела и даже от важнейших распоряжений по семинарии уклонялся иногда под самыми наивными предлогами. По выражению Троицкого, Г. являлся в семинарию лишь «в качестве почетного гостя с пышной торжественностью, которою он любил обставлять и свое служение, и свои выезды». Величественный и окруженный пышностью Гаий не был высокомерен. Приветливый и радушный, он был душой провинциального общества, которое он кормил и поил на славу. В торжественных случаях у архиерея шел трехдневный пир не только для почетных лиц, но и для всего городского духовенства. Семинарская корпорация запросто угощалась у него и в праздники, и в будни. При проезде через Астрахань из Моздока он и в чужой семинарии после «сказанных ему приветствий» тотчас расщедрился и «подарил на бурсаков сто рублей и на учителей сто же рублей».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Еп. Афанасий в отличие от своих предшественников, епископов Гаия (Такаова) и Моисея (Близнецова-Платонова) , прилагал много усилий для борьбы со старообрядчеством , широко распространенным в Саратовском крае, где помимо Иргизских монастырей существовали сотни старообрядческих общин, а также с сектантством, особенно с молоканами . Пресекал попытки строительства старообрядческих часовен и молитвенных домов, рекомендовал благочинным при обозрении храмов епархии приглашать с собой " учительного " священника, т. е. миссионера. По инициативе еп. Афанасия впервые в епархии начали составлять обличительные антистарообрядческие и антисектантские сочинения: в 1816 году владыка направил в Московский цензурный комитет основанное на документальных источниках соч. " Догматы, молоканскую ересь содержащие " , однако цензура не дозволила печатать книгу из-за ее резкого тона. Во многом благодаря еп. Афанасию в январе 1818 года Сенат издал указ, запрещавший строительство старообрядческих часовен. В 1816 году еп. Афанасий учредил Пензенское, в 1817 году - Саратовское отделения Российского Библейского общества для распространения Священного Писания " между магометанами и язычниками, в епархии обитающими " . 8 сентября 1819 года был уволен на покой по собственному прошению, с пребыванием в Пензе . После приезда в епархию нового епископа Иннокентия (Смирнова) оказывал ему помощь в делах епархиального управления Скончался 14 декабря 1825 года, погребен в кафедральном соборе Пензы. Характерной особенностью преосв. Афанасия было то, что он не мог мириться с духовным " скудоденежьем " и часто изливал жалобы на " штаты " , говоря: " Посадила нас матушка Екатерина на штатные оклады, а как на них жить архиерею? Хуже всего то, что и скудость-то нашу нам не велят проявлять: через это де умаление сана епископского происходит и некий укор Российскому государству " . Считая невозможным обойтись штатным жалованьем и заботясь об улучшении материального положения пензенских епископов в будущем, преосв. Афанасий стал применять налог на ставленников. Часть этого налога поступала на содержание певчих и лиц, принадлежавших к архиерейской свите. Другую часть он собирал на приобретение архиерейского дома на хуторе. Ему удалось таким образом собрать 3000 руб. серебром. При удалении на покой все собранные деньги преосв. Афанасий сдал консистории.

http://drevo-info.ru/articles/14686.html

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010