Календарь болгарских святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ (пам. 15 янв.), прп., пустынник. Время и место рождения точно неизвестны; возможно, род. в Осечко-Поле (совр. Македония), жил в XI в., на рубеже XI-XII вв. или в XII в. Упоминание Г. Л. в Житии прп. Иоакима Осоговского, жившего не позднее 2-й четв. XII в. (обретение мощей состоялось при имп. Мануиле I Комнине (1143-1180)), представляет собой похвалу собору болгаро-македон. пустынников ( Иванов. Български старини. С. 407), составленную при устойчивых традициях почитания каждого из них, и не имеет значения для определения времени жизни Г. Л. (ср.: Култови лица. С. 32). К той же похвале восходит и предание, что Г. Л. был учеником прп. Иоанна Рильского († 946; ср.: Podskalsky. 2000. S. 107, 120). В 1660 г. Михаил (Боичич) , митр. Коласийский, в послании к царю Алексею Михайловичу писал, что Г. Л. был «пришедшим от Руские земли» ( Ст. М. Oдhoшaj nampujapxa са Pycujoм у XVII в.//ГСАН. 1900. 58 (37). С. 253-260; Култови лица. 1965. С. 32; Ангелов Б. Ст. Руско-южнослав. книжовни връзки. София, 1980. С. 68-69). Это сообщение могло основываться на известиях из житий об обретении мощей Г. Л. рус. монахом. Но все эти сведения о Г. Л. приводятся лишь 1 раз и скорее всего для того, чтобы получить грамоту для регулярных посольств за «милостыней» из Лесновского мон-ря в Россию. Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь) Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь) Сведения о жизни Г. Л. скудны и позднего происхождения. Согласно проложному житию, написанному не позднее 1-й трети XIV в., Г. Л. был сыном благородных и богатых родителей, в детстве учился грамоте. После совершеннолетия его обручили с не названной по имени невестой из хорошего рода, но он не имел с ней плотского общения и, когда она вскоре умерла, ушел в мон-рь. Увидев в тонком сне арх. Михаила, Г. Л. отправился на Лесновскую гору и основал мон-рь во имя архистратига, собрал братию и поставил игумена. Уединившись в горах или в лесу (болгаро-македон. слово «гора» допускает двоякое толкование), Г. Л. провел в молчании, молитве и борьбе с бесами 30 лет, затем вернулся в мон-рь, где скончался и был похоронен. По прошествии 30 лет Г. Л. явился в Софии («Средце») безымянному «русину». Тот пришел в Лесновский мон-рь, обрел мощи Г. Л. и устроил для них раку. От мощей совершались чудотворения. «По многу времени» мощи были перенесены в столицу Болгарии Тырнов и положены в соборной ц. св. Апостолов, где пребывали и в момент переписки этого проложного жития.

http://pravenc.ru/text/161373.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1341 г. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила. Расположен в одноименном селе близ г. Кратово (Македония). Согласно проложному Житию прп. Гавриила Лесновского , святой основал эту обитель на рубеже XI и XII вв., а его пространное Житие сообщает, что он в этом мон-ре принял постриг. В 1341 г. новый храм на месте древнего в Л. возвел деспот Йован Оливер Грчинич, и в следующем году он передал монастырь Хиландару в качестве подворья. В 1347-1381 гг. в Л. находилась кафедра Злетовской (Лесновской) епархии, входившей в состав Скопской митрополии. Права монастыря на обширные владения, полученные от Йована Оливера, в 1347 г. подтвердил сербский царь Стефан Душан. К Л. относились несколько храмов, перечисленных в т. н. Лесновской повелье (сохр. в «Лесновском помяннике» XVI в.: Г. манастира Леснова//ИЧ. 1977. 24. С. 91-95). В 1381 г. Л. был возвращен во владение Хиландару. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В XV в. обитель получала доходы от рудников в Кратове и Злетове, в XVI в. имела мельницу в Злетове, по тур. реестрам 1570-1573 гг. ее ежегодный доход достигал 50 османских акче. Известен еп. Лесновский Неофит, к-рый в 1532 г. был предан анафеме вместе с митр. Смедеревским Павлом . В XVII в. после пожара обитель обеднела; ее представители несколько раз посещали Россию для сбора пожертвований: напр., в 1651 г. приезжал митр. Коласийский (Кратовский) Михаил (Боичич). В 1672 г. обновлены трапезная и кельи, в 1728 г. отремонтированы купола храма. Дважды мон-рь посетил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) . В течение многих веков Л. был просветительским центром. Первыми свидетельствами деятельности монастырского скриптория считаются составленные здесь проложное и пространное Жития прп. Гавриила. В XIV в. в мон-ре работали книжники Станислав (Пролог 1330 г. (Белград, САНУ. Бр. 53), Оливерова Минея 1342 г. и Минея на дек.-февр. (хранились в Белграде, исчезли в годы первой мировой войны)) и Каллиник (Евангелие, 2-я пол. XIV в. (Белград, САНУ. Бр. 1)). Из переписанных здесь кодексов сохранились более 10, датированных XVI в., и 4, созданные в XVII в. Во 2-й пол. XVIII в. запустевшее Л. обновил мон. Феодосий, перешедший в него из монастыря Высокие Дечаны. Из-за распространения печатных книг в XVIII-XIX вв. в скриптории в основном переписывали тексты, посвященные местным святым - Гавриилу Лесновскому, Иоакиму Осоговскому и Прохору Пшинскому . К кон. XIX в. относится разорение монастырской б-ки, когда слависты и археографы забрали из нее рукописи и передали их в книжные собрания Софии и Белграда. В XX в. в Л. не было монахов, храм действовал как приход. Монашеская жизнь возродилась в 1974 г.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

Сербская Православная Церковь : Святые и подвижники благочестия Иеродиакон Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Исповедник Досифей (Васич) митрополит Загребский был канонизирован Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в мае 2000 года в числе других сербских новомучеников, пострадавших в середине XX века от рук хорватских усташей и террора коммунистов. Страдания Сербской Церкви по своим масштабам и жестокости вполне сопоставимы с тем, что пришлось перенести в минувшем столетии Церкви Русской, но, к сожалению, сведений об исповедничестве и жизненном пути сербских новомучеников в России до сих пор крайне мало. Иеродиакон Игнатий (Шестаков) Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор автро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. Игумения Анна (Аджич) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Мельков Монах Игнатий Шестаков Архимандрит Иустин Попович Литературный перевод Андрея Шестакова Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Шестаков Андрей Шестаков О жизни и подвигах прп.Гавриила Лесновского сохранилось совсем немного исторических свидетельств. Он был современником преподобных Прохора Пчиньского и Иоакима Осоговского. Существуют три редакции жития преподобного. Первая из них принадлежит монаху Лесновского монастыря Станиславу и относится к 1330 году. Согласно этому житию преподобный Гавриил явился основателем и строителем монастыря Святого архангела Михаила в Лесново и был его первым игуменом. Согласно другой редакции жития (XV-XVI вв.) во время прп. Гавриила монастырь уже существовал, и святой принял в нем постриг. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Шестаков Архиепископ Филарет (Гумилевский) Перевод и составление Олега Кузеванова Святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг, включен в число Петербургских святых. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви. Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и " полудержавных " правителей. Олег Кузеванов Олег Кузеванов

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Древняя служба Г. Л. находилась в дополнении к Минее служебной (Л. 230-233) серб. извода на сент.-дек., переписанной в 1342 г. в Лесновском мон-ре для вел. воеводы Иоанна Оливера (т. н. Оливерова минея) тем же дьяком Станиславом, к-рый написал Лесновский Пролог 1330 г. Рукопись входила под 62 в состав старого собрания НБС (см.: Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1903. (1982р. 4. С. 58-59, 191). Кроме того, память Г. Л., возможно сопровождавшаяся песнопениями (см.: Там же. С. 62, 209), читалась в болг. пергаменной Минее праздничной на дек.-февр. XIV в. того же собрания 15. Л. 204-204 об.). Оба кодекса пропали во время австро-венг. оккупации Сербии в 1915 г. (Поговор// Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1982р. С. 10). Текст службы не исследован и не опубликован. Служба Г. Л. сопровождает пространное житие в списке 1868 г. (Л. 5-31 об.; частично опубл.: Иванов Й. Северна Македония. София, 1906. С. 105). Похвала Г. Л. («Звезде просиявше в Болгарской земли») и Илариону Мегленскому, Иоанну Рильскому, Максиму Средопольскому, Прохору Пшинскому, Петру Коришскому, Иоанникию Девичскому и царю Урошу содержится в серб. сборнике XVII в. ( Каталог рукописа и старих штампаних Српске Akaдeмuje. Београд, 1901. С. 5, 3; Култови лица. 1965. С. 33) и завершает цикл тропарей и кондаков серб. святым в рукописном Молитвослове XIX в. (НБКМ. 1000. Л. 49; Стоянов, Кодов. Опис. С. 157). Иконография Ранние изображения Г. Л. сохранились в росписях ц. арх. Михаила Лесновского мон-ря (1346): фигура в рост - в диаконнике и сцена погребения - в наосе. На них Г. Л. изображен фронтально в преподобнических одеждах, с длинной, темной бородой, сужающейся книзу. Изображения Г. Л. имеются также в росписи паперти соборов: Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337), Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (1570), Ораховице в Славонии (1596) и Журче близ Битолы (1617) (см.: Култови лица. С. 33). На ростовой миниатюре, сопровождающей службу и житие Г. Л. в списке 1868 г. (Л. 4 об.), он изображен в рясе и клобуке, держащим в правой руке большой крест, а в левой - развернутый свиток (см.: Поповска-Коробар .

http://pravenc.ru/text/161373.html

Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм св. архистратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оставил тут всё своё имущество, а сам отошёл в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. Так провёл он 30 лет, перенесши много томления от нечистых духов, и придя в монастырь, тут преставился. Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объявилось одному русскому гор. Средца. Тот, придя на место, устроил ковчег и в нём положил мощи. При них совершалось много чудес: – слепые прозревали, хромые выздоравливали, беснующиеся исцелялись прикосновением к св. мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в гор. Тернов Болгарский и положены были в трапезе св. Апостолов 187 . В житии преп. Иоакима Осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещённые отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, Богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовного, чтобы принести сторичный плод... Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам, как птица и изволил взойти на гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись, прилеплялся одному Владыке Богу... Святой преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя, Господи, на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу, веселящему юность мою. Идёт в путь и поёт иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришёл в пустыню Брянскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельское житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного св. мощи его совершают дивные чудеса» 188 . Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собой по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть ни кто другой, как преп. Иоанн Рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги преп. Прохора надобно отнести к концу X века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По Сербской летописи, благочестивый король Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора Пшинского 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Гавриил Лесновский (день памяти – 15/28 января). Избегая славы людской, он менял места подвига. Сначала подвизался в Лесновском монастыре, где и покоятся его мощи. Был чудотворцем при жизни и после смерти. Преподобный Иоаким Осоговский. Родился, вероятно, близ современного города Вранье в Сербии. Подвизался в Осоговских горах, недалеко от города Крива-Паланка (ныне – территория Македонии). Жил в пещере, в местности под названием Сарандопор. Сейчас там находится монастырь. От мощей преподобного происходит множество чудес. XII – XIII века Святой Савва, первый архиепископ Сербский Родился около 1169 года. Принял монашество в русском монастыре Русик на Святой Горе Афон. Всю свою жизнь святой Савва был распят на кресте двуединой любви: любви к молитвенному уединению и любви к духовному просвещению своего народа. О его жизни в молитве и уединенном молитвенном безмолвии свидетельствуют Карейская, Студеническая, Милешевская кельи. О его подвигах на Святой Горе житие повествует так: «Хлеба и воды вкушал скудно; понемногу вина и елея, изнуряя молодые силы. Во все часы дня и ночи непрестанно молился Богу, а в воскресные дни никогда не смыкал глаз для сна вплоть до рассвета. Носил лишь худую власяницу, только чтобы прикрыть наготу тела, и терпел холод. Всегда ходил босой, так что кожа на его ногах настолько отвердела, что он не чувствовал острых камней». Святой Савва постоянно возвращался на Святую Гору и к колыбели восточного монашества: в Палестину, Египет и Синай. Упокоился в Тырнове в 1236 году. Архиепископ Даниил II (день памяти – 20 декабря/2 января). Родился около 1270 года. Игумен Хиландарского монастыря на Святой Горе, впоследствии – архиепископ Сербский. Несомненно, он был того же духа, что и святой Савва. Под его руководством строились монастыри Баня и Дечаны. Обладал особым даром слёз. Упокоился в 1338 году. Его мощи находятся в Богородичной церкви, которую он и построил, в монастыре Печской патриархии. XIV – XV века – расцвет исихазма в Сербии и на Балканах

http://pravoslavie.ru/68383.html

Распространению почитания Г. Л. в Сербии с XIV в. способствовало то, что Лесновский мон-рь в 1-й четв. XIV в. вошел в державу Неманичей. Управляющий этой областью вел. воевода (позднее севастократор и деспот) Иоанн Оливер в 1341 г. построил и украсил собор мон-ря. Несмотря на сохранившееся небольшое количество письменных свидетельств, о почитании Г. Л. в серб. землях свидетельствуют его изображения в росписях храмов XIV-XVII вв. В наст. время мощи Г. Л. находятся в Лесновском мон-ре ( Култови лица. С. 33), частицы их были заключены в серебряные чеканные ковчеги-реликварии, изготовленные в XVIII в. и на рубеже XVIII-XIX вв., находящиеся в музее мон-ря ( Поповска-Коробар. Лесновски ман-р. С. 87-88; кат. 23, 24). Посвящения храмов Г. Л. до последнего времени не было. О его почитании в России, кроме упомянутого выше посольства митр. Михаила, до XIX в. ничего неизвестно, память Г. Л. не указана в восточнослав. месяцесловах. Агиография Краткое житие Г. Л. содержится в 2 пергаменных южнослав. списках Пролога редакции Константина , еп. Мокисийского: САНУ. 53, 1330 г. (Лесновский, или Станиславов, Пролог написан в Лесновском мон-ре), среднеболг. извод. Л. 115-115 об.; НБС. Рс 705, 1-я пол. XIV в., серб. извод (Пролог Ковачевича). Л. 87 об. Тексты практически не отличаются. Наиболее вероятное время создания краткого жития - 2-я четв. XIII в. Пространное житие Г. Л. дошло в неск. списках не ранее 1347 г. (напр.: НБКМ. 988. Л. 32-39 об.), переписано в 1868 г. протопопом Иоанном Христевым из Кратова (см.: Стоянов М. , Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската Народна библиотека. София, 1964. Т. 3. С. 143-144). Его древность подтверждается житийной иконой, датируемой ок. 1626 г. Датировка этого жития, дошедшего в позднем списке, затруднительна, но скорее всего оно написано не ранее рубежа XVI-XVII вв. Типологически принадлежит к группе т. н. народных житий болгаро-македон. св. отшельников ( Иоаким Осоговский , Иоанн Рильский, Прохор Пшинский ), старшее из к-рых (Иоанна) датируется XI-XII вв. Сюжет с убийством Маврагана при содействии Г. Л. («святой убийца», собственноручно вершивший суд над грешниками) имеет ряд аналогий в балканской агиографии XIII-XIV вв. (напр., чудо св. Димитрия Солунского о царе Калояне, св. Саввы Сербского о болгарине Стрезе, св. кор. Стефана Дечанского о чельнике Ивое и воеводе Юнце) и скорее всего навеян 2 первыми образцами, к-рые в отличие от него повествуют о конкретных исторических личностях. Текст памятника изобилует новоболг. (македон.) формами, к-рые трудно отнести только на счет переписчика XIX в. Известие жития, что «патриархъ Болгарски во гратъ Терново убояся сожжение ради, прыиде и взем мощи преподобнаго, принесе и положи и въ Тапезицъ у Святых Апостол», возможно, написано после случившегося незадолго до этого сожжения турками мощей св. Саввы Сербского (1594). Гимнография

http://pravenc.ru/text/161373.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010