Гавриил Белостокский, Слуцкий, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Гавриил Белостокский, Слуцкий, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Гавриил Белостокский, Слуцкий, мч. Святой младенец-мученик Гавриил Белостокский (Память 20 апреля по старому стилю) Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма. Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Гавриил Белостокский, Слуцкий, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2015

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Гавриил Белостокский, Слуцкий, мч. Описания иконы Гавриил Белостокский, Слуцкий, мч. - житие Святой младенец-мученик Гавриил Белостокский (Память 20 апреля по старому стилю) Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подоб[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4932.jpg:   Размер: 875x939, 0.82 MPix, 119 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (165) , (4) . Описание: [Москва. 2006.] Прп. Сергий с избранными святыми на полях (фрагмент). Некрасова Т. и др. (выпускники иконописной школы 2007 г.). Икона. Сергиев Посад. 2006 г. Файл 4934.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (175) , (6) . Описание: Гавриил Белостокский, распятый на кресте. Данное изображение несколько необычно в современной иконописи, и при обсуждении на форуме понравилось не всем участникам. Файл 17116.jpg:   Размер: 332x500, 0.17 MPix, 61 Kb. Дата: 2012-05-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (189) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1473

Ист.: Служба св. мч. младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-е от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленные мощи во граде Слуцке до днесь почивают. Почаев, 1908; Чудесные исцеления по молитвам св. мч. отрока Гаврила//Гродненские ЕВ. 1909. 16. С. 89; 31. С. 307-308; Maroszek J. Rewelacyjne odkrycie nieznanych najstarszych dokumentów dla Biaegostoku//Biaostocczyna. 1999. N 1. S. 29. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 88-90; Иосиф (Соколов), еп. Св. мч. Гавриил Заблудовско-Слуцкий, уроженец Зверковский// Он же. Гродненский правосл.-церк. календарь. Воронеж, 18992. С. 715-730; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апрель. С. 127-132; Kuryowicz A. , diak. Kult witego mczennika modzieca Gabriela//Elpis. Biaystok, 1999. Zesz. 1 (14). S. 213-242; Св. мученик-младенец Гавриил Заблудовский (Белостокский)//Гродненские ЕВ. 1992. 3/3. С. 3; Черепица В. Н. Очерки истории правосл. Церкви на Гродненщине (с древних времен до наших дней). Гродно, 2000. Ч. 1. С. 151, 200-205, 246; Sosna G. , ks. wite miejsca i cudowne ikony: Prawosawne sanktuaria na Biaostocczynie. Biaystok, 2001. S. 108-120; Катрич А. В. Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский): Житие и ист. очерк, служба, акафист. Х., 2003. Я . Харкевич, В . Н . Черепица Иконография Изображения Г. сохранились преимущественно в местах его особого почитания в Белоруссии, Польше и на Зап. Украине, самые ранние относятся к XIX в. Известно, что в 1891 г. над мощами святого была поставлена икона, вложенная И. П. Трутневым, - список с образа в иконостасе храма Св. Духа Слуцкого мон-ря. В кон. XIX - нач. XX в., особенно после крестного хода с образом Г. и освящения часовни на его родине в 1894 г. (когда были розданы паломнические образки), его изображения получили большое распространение в храмах и частных домах Заблудовского прихода. В 1902 г. во время пожара в дер. Зверки сгорела часовня, но остались не повреждены огнем крест и образ святого. Иконы с изображением Г., очевидно, существовали и в Центр. России, напр. в соборе Покрова Богородицы на Рву в Москве в нач. XX в. находилась рака с частицей мощей и ростовым изображением мученика с ветвями и крестом в руках («На правой руке ребенка имеется изображение язвы наподобие той, с какою обычно изображается на плащанице Иисус Христос распятый. Такая же язва имеется на левой ноге» - РиЦ. 1919. 6/8. С. 62-76).

http://pravenc.ru/text/161257.html

Корреспондент «Крымских новостей» пообщался с одним из участников крестного хода – Евгением из Ростова-на-Дону, прихожанином храма Божьей Матери «Умиление». Он рассказал, что ехал в Херсонес специально, созванивался, чтобы участвовать в Крестном ходе по благословению благочинного протоиерея Дмитрия Осяк. «Сам менталитет русского народа в том, что не для себя человек живет, а для государства, - считает паломник Евгений. - Это впитано с молоком матери». Главную икону, которую несут паломники, писали под заказ донские казаки иконописцы Серафимовской живописной мастерской в Ростове-на-Дону. У этой иконы нет постоянного места. Она всё время в крестных ходах. «Очень хочется, чтобы эта иконочка, писанная по благословению нашего благочинного протоиерея Дмитрия Осяк, прошла по родному городу», — говорит Евгений. На иконе тщательно прописаны Покров Пресвятой Богородицы, апостол Андрей Первозванный, пророк Иоанн Креститель, благоверные Александр Невский и Димитрий Донской, равноапостольные Великий князь Владимир и Великая княгиня Ольга, страстотерпцы Царь Николай и Царица Александра с Царевичем Алексеем, святой младенец-мученик Гавриил Белостокский, Слуцкий, святой мученик царевич Димитрий. 12 мая крестоходцы прибыли на Кубань, сообщает пресс-служба местной епархии. Крестный ход проследовал через станицы Запорожскую и Голубицкую, затем в Темрюк и Славянск-на-Кубани. Далее маршрут прошел через станицу Старонижестеблиевскую, город Тимашевск, станицы Брюховецкую, Каневскую, Новоминскую и Староминскую. Напомним , пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 26 апреля по 8 августа. Протяженность молитвенного шествия, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня успения святого равноапостольного Великого Князя Владимира, составит 2,5 тысячи километров. Крестный ход пройдет по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий. Крестный ход проходит при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По просьбе его организатора Андрея Бардижа «Русская народная линия» оказывает информационную поддержку этому уникальному Крестному ходу.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/16/mo...

Василий Декаполит , прп., исповедник (28 февраля/13 марта) Василий Захломский , Острожский, еп. (29 апреля/12 мая) Василий Кадомский , блж. (2/15 мая; 13/26 июня) Василий Мангазейский , прав. мч. (22 марта/4 арпеля; 10/23 мая) Василий Московский , Христа ради юродивый, чудотворец (2/15 августа) Василий Парийский , еп., исповедник (12/25 апреля) Василий Печерский , иеромонах, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (11/24 августа; 28 сентября/10 октября [Печер.]) Василий Рязанский , еп. (10/23 июня; 3/16 июля) Василий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Василиск Команский , мч. (3/16 марта; 22 мая/4 июня) Васса Псково-Печерская , прп. (19 марта/1 апреля;) Вассиан Пертоминский , Соловецкий чудотворец, прп. (5/18 и 12/25 июня) Венедикт Нурсийский , игумен, прп. (14/27 марта) Вениамин Петроградский и Гдовский , митр., сщмч. (31 июля/13 августа; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Вениамин Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 13/26 октября) Вера Римская , отроковица, мц. (17/30 сентября) Виссарион Египетский , прп., пустынник, чудотворец (6/19 июня) Владимир (в крещении Василий), равноап., вел. князь, просветитель Руси (15/28 июля) Владимир Киевский и Галицкий , митр., сщмч. (25 января/7 февраля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Владимир Ржевский , блгв. князь (14/27 июля) Владимир Ярославич Новгородский , блгв. князь, чудотворец (4/17 октября) Владимирских святых Собор (23 июня/6 июля) Власий Севастийский , еп., сщмч. (11/24 февраля) Вонифатий Тарсийский , мч. (19 декабря/1 января) Всеволод (в крещении Гавриил) Новгородский , Псковский, блгв. князь, чудотворец (11/24 февраля; 22 апреля/5 мая; 27 ноября/10 декабря) Вукол Смирнский , еп., прп., ученик Иоанна Богослова (6/19 февраля) Вячеслав Чешский , блгв. князь, страстотерпец (4/17 марта; 28 сентября/11 октября) Гавриил Белостокский , Слуцкий, младенец, мч. (20 апреля/3 мая; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице [Белорус.]) Гавриил , архангел (26 марта/8 апреля; 13/26 июля; 8/21 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) родился 20 марта 1684 года в деревне Зверки Гродненской губернии, в семье благочестивых и православных родителей Петра и Анастасии Гавдель. В 1690 году, в день, когда родителей не было дома, младенец (6 лет) был похищен евреем-арендатором, жидом Шутко, и увезен в местечко Белый Сток, где и претерпел мученическую кончину 20 апреля от иудеев (ритуальное убийство) секты хасидов, что подтвердило судебное следствие. Св. Гавриила, распяли, прободили в бок и кололи его разными инструментами до тех пор, пока не выпустили всю кровь, и он умер. Тело младенца было брошено в поле, но скоро найдено и предано христианскому погребению, а мучители получили достойное возмездие. Через 30 лет после погребения в 1720 году совершилось открытие мощей святого Гавриила, они оставались нетленными. В 1746 году храм в Заблудове, в котором был погребен младенец, сгорел (возможно, был сожжен), но святые мощи уцелели. И в 1775 году было перенесение их в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу. Слуцкий архимандрит Михаил Козачинский составил стихотворную повесть о мученике Гаврииле. Память св. мученика-младенца Гавриила Святая Церковь совершает 20 апреля/3 мая и 9/22 мая в день перенесения его нетленных мощей. Май 10 Василий Мангазейский, мученик Святой праведный мученик Василий Мангазейский чудотворец — первый святой, прославленный на Сибирской земле. Блаженный Василий родился около 1583 года в Ярославле, в семье благочестивого, но небогатого горожанина, именем Феодора. В юном возрасте он был взят неким богатым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярную Мангазею — один из первых русских городов Сибири. В то время (конец XVI b.) в связи с использованием арктического мореплавания, Мангазея переживала расцвет как центр торговли и колонизации на русском Севере (впоследствии город запустел и в конце XVII b. прекратил свое существование). Святой Василий исправно исполнял свои обязанности управляющего, и честность его была очевидна всем. От природы кроткий и смиренный, с детских лет исполненный страха Божьего, он пользовался добрым расположением окружающих. Сердце его было исполнено веры в Бога, а любовь к молитве заставляла оставлять житейские заботы и ходить во святую церковь. Поэтому все свободное от работы время святой Василий проводил в храме за богослужением, часто и подолгу молился дома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1648 году в Иванишках евреи замучили и искололи ребенка множеством ран, которые потом они залили воском. В 1649 году были замучены и умерщвлены евреями младенцы в Хвостове, в Киях (близ Пинчова), в Негословицах (под Воцановым), в Сецимине и в Опатове. 11 Марта 1650 года в Кадене (Caaden) один еврей умертвил христианского ребенка Матиана Тиллиха, 41/2 лет от роду, нанесши ему два смертельных удара и 6 ран, а также отрезал ему пальцы на обеих руках. Убийца, еврей, был схвачен и 21го Марта присужден к колесованию. Такого же рода злодеяния были совершены тогда евреями в Штейермарке, Кернтене и Крайне, причем виновные объявили, что христианская кровь, как самое сильное средство, употребляется ими для того, чтобы останавливать кровь при совершении обрезания, возбуждать любовь, прекращать менструации и т. п., и что, по древнему, но тайно содержимому учению, ею достигается примирение с Богом (Эйзенменгер) 76 . В 1660 году в Германии, в Тунгухе (Tunguch) евреями пред пасхою был зарезан христианский ребенок; виновные, в числе 45 человек, были сожжены 77 . 12 Мая 1665 года, в Вене, евреи замучили и умертвили одну женщину, выбросив в озеро ее труп, изрезанный на части. В 1669 году 25 Сентября еврей из Меца Рафаил Леви, украл на большой дороге, близ деревни Slatigny, у жителя той же деревни Gilles le Moyne, трехлетнего мальчика и на своей лошади, закрыв его своею накидкою, отвез в Мец, где, замучив его и выточив из него кровь, труп выбросил в лес. Только долгое время спустя в лесу была найдена голова ребенка с частью шеи и несколько ребер, приставшее к ним платьице и красная шапочка. Арестованный и осужденный еврей 17 Января 1670 года был сожжен 78 . В 1689 году христианские младенцы были замучены и умерщвлены евреями в Жулкове, Львове или Лемберге, в Цеханове и Драговецке. В Драговецке были отравлены и все судьи, разбиравшие дело. В 1690 году, в Белом Стану (в Белостоке) был похищен евреем арендатором Шутнею 6-летний мальчик Гавриил, родившийся в селе Зверках, близ города Заблудова, в 1684 году; евреи подвергли его сначала жестоким истязаниям, потом умертвили и тело его бросили в густой хлеб в поле. По лаю собак родители нашли тело своего сына-мученика, и, по надлежащем освидетельствовании, погребли его в православном Заблудовском монастыре, находящемся ныне в Белостокской области. Спустя 30 лет, при копании могилы для нового мертвеца, тело младенца Гавриила найдено нетленным и было поставлено в церковный склеп. 9 Мая 1755 года, по ходатайству архимандрита Михаила Казачинского, оно перенесено в Слуцкий Свято-Троицкий мужской монастырь Минской губернии, находящийся на берегу реки Случь, в полуверсте от уездного города Слуцка, и поставлен в каменном храме Св. Троицы 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В XV–XIX веках гонениям подвергались христиане, жившие на территории Османской империи. В историю христианства они вошли под именем балканских новомученико в 280 . Особое место среди них занимают христиане, принявшие ислам , раскаявшиеся и пожелавшие смыть кровью грех отречения от Христа. Описание такого рода подвига занимает значительное место в Афонском патерике 281 . В житиях преподобномучеников, пострадавших от турецких властей, много общего. Будущие святые в силу различных обстоятельств принимают ислам, затем раскаиваются, уходят на Афон, после суровых монашеских подвигов возвращаются в города и принимают мученическую кончину. В патерике подчеркивается добровольное искание прежними отступниками мученической смерти. Но делают они это не самовольно, а по благословению опытных старцев. И в течение всего времени их подвига, до самой мученической кончины, на Святой горе возносятся за них молитвы, дабы Господь укрепил их. См. Приложение к теме 3. Русские мученики XV-XIX вв. На Руси в период с XV по XIX вв. мучеников было немного. Нередко гонителями были лица, формально считающиеся христианами. При Иване Грозном претерпели мученическую кончину митр. Московский Филипп (9 января) и преподобный Корнилий Псково-Печерский (20 февраля) 282 . Святой Патриарх Ермоген (†1612, память 17 февраля и 5 октября) был замучен поляками и изменниками – боярами в Смутное время. Мученическая кончина сщмч. Иосифа , митрополита Астраханского (†1672, 11 мая), на совести казаков Степана Разина. Особой любовью и почитанием на Руси были окружены убиенные дети – страстотерпцы, жертвенная смерть которых была соединена с детской невинностью. Это 12-летний Артемий Веркольский (†1545, 20 октября), 10-летний царевич Димитрий (†1591, 15 мая), 6-летний Гавриил Слуцкий Белостокский (†1690, 11 апреля) и др. См. Приложение к теме 3. Были на Руси и мученики, в прямом смысле слова претерпевшие страдания за веру. Мученической кончиной увенчали свои миссионерские труды епископы, продолжавшие дело свт. Стефана Пермского. Это священномученики Герасим (†1430) и Питирим (†1456) Великопермские . Память этих святителей 29 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тело его было выброшено в поле собакам. Но собаки охраняли его, и по их лаю оно было найдено. Убийцей оказался еврей Шутко с сообщниками. Они были осуждены и наказаны по закону, а дело было занесено в судебные книги. Св. мученик Гавриил был причислен к лику святых в 1820 г. Святые мощи его почивали в  Свято-Троицком Слуцком монастыре. В том же монастыре почивала св. праведная княжна София Слуцкая, местно чтимая (память ее 19 марта). •  Мощи младенца-мученика были обретены нетленными через 30 лет после его кончины; 9 мая 1755 г. из Успенского Заблудовского монастыря (в районе Белостока) мощи св. Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий Слуцкий монастырь, принадлежащий Минской епархии (см. коммент. к житию св. Софии Слуцкой — 19 марта). Жизнь и мученическая гибель невинного младенца своей короткой историей связаны с Белостокской епархией Польской Православной Церкви, Гродненской и Минской епархиями Белорусской Православной Церкви. Преподобный Корнилий Переяславский (+ 1693) Память его празднуется 22 июля в день преставления Прп. Корнилий, в миру Конон, родился в Переяславле Рязанском, в семье богатого купца. В юности он тайно оставил родительский дом и поступил в  Лукианову пустынь, в которой прожил 5 лет. Потом пришел в Переяславскую  обитель свв. Бориса и Глеба; здесь было тогда только три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая по виду, что ему не более 15 лет; к тому же он ничего не говорил о себе, и они сочли его глухим и немым. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело его до цели. Его приняли в обитель. Корнилий усердно исполнял все возложенные на него послушания. Пищу он принимал только три раза в неделю. В трапезе не садился со старцами, считая себя недостойным вкушать со всеми. Так прожил он 5 лет и по просьбе его был пострижен в иночество. С тех пор никто не видел его спавшим на постели, а послушания по-прежнему выполнял он с полным усердием. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым; он терпел и молчал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Это письмо В.А. Жуковского важно для нас потому, что фиксирует противопоставление Святой Руси (явления если не мистического, то духовного плана) и Российской Империи (государственного образования). Мы не знаем, откуда в русскую литературу начала XIX века пришла эта формула, но исходя из общих соображений, можно предположить, что из фольклора. Г.П. Федотов, специально интересовавшийся вопросом о том, чем была Святая Русь для мира духовных стихов [Федотов 1991: 95-96], обратил внимание на то, что в духовных стихах практически не встречается слово Церковь, а вместо него появляется выражение Святая Русь. Активизацию употребления формулы Святая Русь в церковной публицистике и проповеднических тнестах можно связать с празднованием трехсотлетия Дома Романовых. В проповедях, произнесенных в связи с этим событием, интересующая нас формула встречается очень часто. Приведем лишь несколько примеров.: о священном торжестве на св. Руси[Слуцкий 1913: 4]; несчастная страдалица наша родина – св. Русь[Слуцкий 1913: 8] ; откликнулась тысячами сердец св. Русь[Слуцкий 1913: 12] ; народное торжество освобождения св. Руси от врагов; когда св. Русь была очищена от врагов[Слуцкий 1913: 17] ; моления, чтобы царь св. Руси был избран по воле Божией; печальник св. Руси патриарх Гермоген[Слуцкий 1913: 17]; под скипетром благословенного Дома Романовых крепла, росла, ширилась св. Русь[Слуцкий 1913: 20]; Вечная память богатырю св. Руси[Слуцкий 1913: 21] (речь идет о Петре I); великого вождя, спасшего св. Русь от Наполеона[Слуцкий 1913: 22]; да поможет Ему (Николаю Второму) Господь победно вести св. Русь и великий русский народ к счастью и величию[Слуцкий 1913: 23]и др. Таких проповедей в 1913 году было произнесено очень много. Обращает на себя внимание, что в ряде примеров значение Святая Русь употребляется в значении ‘Российское государство’ и даже ‘Российская Империя’. К предреволюционным годам относится первая фиксация формулы Святая Русь в гимнографическом тексте. Впервые это выражение встречается в составленной между 1913 и 1917 годами службе Ермогену Московскому: Богу нашему тобою слава, тебе же, свяненномучеиче Ермогене, довлеет радоватися во свете лица его и непрестанно молитися, да не погибнет Русь Святая ... .

http://bogoslov.ru/article/4562110

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010