Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Морача. XIII в., сер. XVI в. Муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится в горном каньоне над р. Морача, рядом с водопадом Светигора (40 м), между городами Колашин и Подгорица (Черногория). М. основал как задужбину в 1251-1252 гг. кн. Стефан (в ней он и был похоронен), сын великого жупана Вукана , внук серб. великого жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ). Серб. кор. Милутин (1282-1321) обновил мон-рь. В XV в. обитель сильно обеднела. Известно о покупке в 1444 г. настоятелем М. Никодимом книг для «оскудевшей» б-ки мон-ря с целью их копирования. В 1505 г. турки сняли крышу и подожгли кровельные конструкции Успенского собора. Почти 70 лет собор стоял без крыши, что нанесло урон его убранству и фрескам; он был отремонтирован в 1574 г. игум. Фомой при помощи кн. Вукича Вучетича. В 1577-1578 гг. при игум. Моисее продолжилось восстановление собора, была построена и расписана трапезная, при обители открылся скрипторий. В этот период М. стала национально-освободительным, образовательным и культурным центром Черногории, здесь проводились народные соборы (вече), строились планы по освобождению от османского ига. Ок. 1639 г. при патриархе Печском Паисии (Яневаце) , митр. Герцеговинском Лонгине и игум. Антонии были отремонтированы соборная и Никольская церкви, в 1642 г. расписана капелла первомч. Стефана с припратой. В 1648 г. в М. состоялись выборы Печского патриарха, которым стал Гавриил I (Раич) . Обитель поддерживала тесные отношения с афонским мон-рем Хиландар , поэтому хиландарские мастера участвовали в росписи собора в XVII в. В 1691-1699 гг., во время австро-турецкой войны, М. находилась в запустении. Впосл. она уступила свое лидирующее положение Цетинскому монастырю, но ее насельники продолжали координировать борьбу местного населения против турок. В 1712 г. поменяли крышу собора, в 1742 г. он был отремонтирован. В XVIII в. морачские монахи возродили неск. обителей в Сербии, опустевших после великого переселения сербов ( Каленич , Каменац и Манасию ). В этот период в М. продолжали действовать иконописная мастерская и школа, а ее насельники неск. раз приезжали в Россию за милостыней.

http://pravenc.ru/text/2564158.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том X — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 10-й том «Православной Энциклопедии», увидевший свет в 2005 г.,открывается статьей «Второзаконие» и заканчивается статьей «Георгий, сщмч., еп. Загорский». В 10-й том вошло 552 статьи. В этом томе заканчиваются статьи на букву «В» и начинаются материалы на букву «Г». Кроме многочисленных статей, посвященных святым, различным персоналиям, монастырям, памятникам церковного искусства, которые естественным образом составляют основное содержание Энциклопедии, 10-й том «Православной энциклопедии» также содержит целый ряд обширных материалов по библеистике: «Второзаконие», «Галатам послание», «Гармонизация евангельская», «География библейская» и др. Не менее широко представлены в 10-м томе и статьи по литургике («Вход», «Вход Господень в Иерусалим», «Галликанский обряд» и др.), церковному праву («Высшая церковная власть», «Высшее управление Поместной Церкви», «Гангрский Собор» и др.), истории Руси и Русской Церкви («Галицкая Русь», «Вятская и Слободская епархия» и др.), истории западных исповеданий, страноведению. В 10-й том вошли статьи о таких значимых церковных деятелях Сербской Православной Церкви, как сщмч. Гавриил I (Раич), Патриарх Сербский, (ум. 1659г.), Гавриил II (Михич Михайлович), Патриарх Печский (XVIII в.), Гавриил III (Николин), Патриарх Сербский (XVIII в.), Гавриил V (Дожич), Патриарх Сербский (1938–1950). Последний несколько больше, чем другие Сербские Патриархи, известен в нашей стране, но в основном, благодаря своей репутации противника коммунистического режима Тито, однако его жизнь и деятельность мало изучены даже в самой Сербии. Среди материалов 10-го тома также можно выделить статью «Габровские монастыри» Болгарской Православной Церкви, в одном из которых располагался госпиталь для русских солдат, оказывавших военную помощь Болгарии во время освободительной войны болгарского народа от Османского ига в 70-х гг. XIX столетия.

http://pravenc.ru/shop/657806/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ (Скопленец, Скоплянец) († 30.10.1680, мон-рь Печская Патриархия), патриарх Печский, с 1655 г. Прозвище Скопленец, возможно, указывает на г. Скопье как на место его рождения. На основе исследований М. можно идентифицировать с Максимом, митрополитом Рашским и Новопазарским, к-рый в 1631 г. упоминается в связи с покупкой богослужебных книг для бедных храмов, а в 1640 г. он выкупил берат на управление кафедрой у нового султана Ибрагима I (1640-1648). Управлял Рашской митрополией до 1643 г., затем стал митрополитом Герцеговинским, но когда в 1648 г. его преемник по Рашской кафедре, сщмч. Гавриил I (Раич) , возглавил Печскую Патриархию, вернулся на Рашскую кафедру. М. возглавил Печскую Патриархию в 1655 г., после отъезда (1653) патриарха Гавриила I в Москву, где тот решил остаться навсегда и отослал свиту домой с поручением избрать вместо себя нового патриарха. После возвращения патриарха Гавриила в Сербию положение М. не изменилось. Он носил титул «Божьей милостью архиепископ Печский и патриарх всех сербов и болгар и других». Заботился об укреплении церковной структуры и выплате долгов Патриархии казне Османской империи, для чего собирал милостыню по епархиям и мон-рям: в 1658 г. посетил мон-рь Хиландар, в 1661 г.- Валахию, в 1662 и 1664 гг.- Самоков и Разлог, в 1666 г.- монастырь Шишатовац, в 1671 г.- мон-рь свт. Николая в Кабларском ущелье. В записи 1671 г. упоминается, что М. совершил паломничество ко Гробу Господню в Иерусалим. Рим. Конгрегация пропаганды веры безуспешно пыталась возобновить с ним переговоры о заключении унии. Ок. 1669 г., вероятно после инсульта, оставил Патриарший престол. Его преемником стал Арсений III (Черноевич) . Похоронен возле входа в ц. свт. Николая Чудотворца Печской Патриархии. Лит.: Р. Српска црква сред. XVII в.//Гласник САНУ. ист. наука. Београд, 1980. 120. Св. 2. С. 106, 122, 157; Српски jepapcu. С. 98-100, 303-304; Н. С. Максим, nampujapx//Српски биографски речник. Нови Сад, 2011. 5. С. 763-764. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2561600.html

Василий спокойно добрался до Святой Горы и остался там на год. Побывал он во многих свято-горских монастырях и скитах, набрался опыта у многих подвижников и отшельников афонских. Но большую часть времени он провел в сербском монастыре Хиландар среди сербских монахов. На обратном пути из Святой Горы он снова побывал в Печи, чтобы поприветствовать патриарха. Святейший патриарх тогда собрал всех сербских архиереев и в день праздника Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа 1638 года рукоположил Василия в епископы, назначив его митрополитом Требиньским. Кафедра его была в Тврдоше. Хотя св. Василий был еще молодым (святителю в то время было лет тридцать), он был удостоен епископского сана за свою добродетельную жизнь. Он не только был нужен Церкви, но и этого требовали сложные исторические обстоятельства. Из Печи он вернулся обратно в Тврдош, где православный народ встретил его с радостью. Сразу по приезде в монастырь св. Василий продолжил свою пастырскую деятельность. Несмотря на многочисленные опасности, которые ему со всех сторон угрожали, он постоянно объезжал свою епархию, проявляя настоящую неустрашимость как архипастырь. Главное его оружие было слово Божие и молитва. Сила его молитв была такова, что его молитвами уже тогда происходили исцеления. Тогда Господь и проявил св. Василия чудотворцем. Народ его считал святым за его святую жизнь и его молитвы, а также и од Господа дарованную ему прозорливость. И не только он ходил в народ, а и сам народ приходил к св. Василию, ища от него помощи и утешения в разных бедах и искушениях. И святитель с великим благодушием помогал каждому своей молитвой и духовными наставлениями, а часто и подаяниями. Он и других учил давать подаяния, а также и восстанавливать святые храмы и монастыри. Его стараниями Стефан Владиславлевич, богатый и добродетельный человек, и игумен монастыря Тврдош Вениамин, отремонтировали и привели в порядок монастырь Тврдош, в котором они жили. Турки в то время убили митрополита восточно-герцеговинского Паисия Требешанина, кафедра которого находилась недалеко от Оногошта (Никшича). Тогда сербским патриархом в Печи был Святейший Гавриил Раич (1648-1656), который позже принял мученическую кончину. Патриарх тогда св. Василия, бывшего митрополитом Захолмским, благословил на упраздненную кафедру, написав в связи с этим грамоту (письмо).

http://pravicon.com/info-1939

В то время турки жестоко расправились с Восточно-Герцеговинским митрополитом Паисием Требешнянином. Печский патриарх Гавриил Раич (1648–1656), впоследствии также пострадавший от турок и окончивший жизнь свою мученически, назначил святителя Василия митрополитом на овдовевшую кафедру и по этому поводу издал специальную грамоту, в которой, в частности, говорилось: «Смирение мое пишет в богоспасаемую епархию, которая зовется Никшич, Плана, Колашиновичи и Морача… вам, преподобным игуменам, священноинокам и инокам, благоверным протопопам, и честным священникам, и всем во Христе Боге благоверным христианам. Благодать Божия и помощь святых сербских святителей да будет со всеми вами! Сим уведомляю вас, что дал и благословил вышереченную епархию владыке Захолмскому, кир Василию, которую держал покойный владыка Максим и блаженнопочивший владыка Паисий, да будет им вечная память. Примите с усердием вышереченного владыку и воздайте ему честь, как полагается всякому законному митрополиту, дабы получить благословение и благодать Господа Бога и покров Пречистой Богородицы на вас, и на детей, и дома ваши православные». Приняв в управление новую епархию, святитель Василий еще некоторое время управлял из Тврдоша, а затем переехал в Оногошт.      В это время турки все больше стали угнетать сербский народ, грабя села и уводя людей в рабство. Особенно усердствовали в злодеяниях слуги Али-аги, осквернявшие церкви и монастыри, опустошавшие окрестности. Герцеговинский санджак-бек хватал всех известных сербов и по очереди предавал их жестокой смерти. В это время святитель жил в монастыре Святого апостола Луки в Жупе Никшчской. Иногда он пребывал также в монастыре Святого великомученика Димитрия под Оногоштом, который также обновил. Однако грозные события заставили его искать нового прибежища. Святитель выбрал пещеру под горой Загароч и там устроил келью. Однако, узнав об этом, старожилы окрестных сел посоветовали ему перебраться оттуда в монастырь Острог, что святитель и сделал. Принимая участие в постройке церквей и келий, он собственными руками носил тяжелые камни

http://pravoslavie.ru/112833.html

В это время турки убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина, чья резиденция находилась на окраине Никшича. Тогдашний печский патриарх Св. Гавриил (Раич), впоследствии пострадавший как священномученик, воссоединил восточную и западную герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом Св. Василия. Турецкие притеснения вынудили Святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге Св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженский храм. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь. Поблизости от Острога жил князь Раич со своими шестью сыновьями, который чинил монахам всяческие притеснения. Будучи в 1667г. у печского патриарха Максима, Святитель поведал ему о насилиях князя, и патриарх написал Раичу письмо, в котором пригрозил проклятием всякому, кто дерзнет вредить монастырю и его насельникам. И сам Василий предсказывал князю, что если он не прекратит творить неправду, то лишится своих сыновей. Это пророчество вскоре исполнилось. Опечаленный князь Раич принес искреннее покаяние в своих грехах и Господь, по предсказанию Св. Василия, вновь утешил его мужским потомством. Неустанно подвизаясь в посте и молитве, Святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля (12 мая) 1671г. мирно предал свою душу в руки Господа в своей келии. Из скалы, у которой находилась его келия, выросла виноградная лоза. Тело Святого монахи погребли в Введенской церкви. Чудеса Святого Василия Спустя семь лет после своего упокоения в 1678г. Святитель явился во сне игумену монастыря в Жупе Никшичской Рафаилу Косиеревцу и повелел ему прийти в Острог и открыть его гроб. Игумен не придал своему сну никакого значения. Этот сон повторился во второй раз, но также безуспешно. В третий раз явился игумену Св. Василий, облечённый в архиерейские одежды и с кадильницей в руках. И когда Святитель кадил, - из кадильницы вышел жар и опалил игумена по лицу и рукам. Игумен пробудился и с великим страхом рассказал о видении братии своего монастыря.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Возглавлявший Мукачевско-Пряшевскую епархию Сербской Православной Церкви епископ Владимир (Раич) остался в Мукачево, но фактически потерял связь со своим священноначалием и лишился возможности непосредственно окормлять словацкие приходы. Обсудив донесение настоятеля монастыря прп. Иова игумена Серафима (Иванова) от 25 июля 1939 г. «о желательности при данной политической обстановке передачи православных приходов в Словакии из юрисдикции Сербской Церкви в юрисдикцию епископа Берлинского и Германского» Серафима (Ляде) и приложенную к нему копию докладной записки благочинного приходов в Словакии протоиерея Василия Соловьева епископу Владимиру с аналогичными предложениями Архиерейский Синод РПЦЗ 4 августа 1939 г. постановил: «1) Признать, что не встречается препятствий к осуществлению предложенного прот[оиереем] В. Соловьевым мероприятия, если Сербская церковная власть нашла бы осуществление его желательным; 2) О положении православных церквей в Словакии доложить Архиерейскому собору, для чего передать при выписке из сего определения в Соборную канцелярию все относящиеся к сему . В начале 1940 г. епископ Владимир назначил протоиерея Василия Соловьева администратором словацких приходов и одновременно обратился к находившемуся в юрисдикции РПЦЗ Владыке Серафиму (Ляде) с просьбой взять находящиеся в Словакии православные приходы в свое управление. Однако Сербский Патриарх Гавриил не дал на это согласия и подчинил словацкие общины непосредственно . Решение данного вопроса затянулось на 2 года. Осенью 1940 г. в обители прп. Иова была предпринята попытка открыть двухгодичные Пастырско-богословские курсы с целью подготовки священников и иноков-миссионеров для Русского зарубежья и освобо­жденной в будущем от советской власти Родины. Казалось, что появилась возможность реализовать давнюю мечту Владыки Виталия открыть при братстве духовную школу. Сначала для реализации этих планов не нашлось помещения и средств, потом чинились препятствия со стороны некоторых влиятельных церковных кругов, а среди братии не хватало иноков с высшим богословским образованием, чтобы использовать их в качестве бесплатных преподавателей. Кроме того, не было острой необходимости в подобной школе. Местных русинов посылали учиться в сербские семинарии, для русских в Европе существовало несколько богословских школ: пастырское училище архиепископа Дамиана (Говорова) в Болгарии, Свято-Сергиевский институт в Париже, богословские факультеты и семинарии в Польше, в Прибалтике и т. д. К осени 1940 г. все эти духовные школы были закрыты или находились на грани закрытия. У братства же прп. Иова появились условия, позволяющие открыть духовную школу: богословски образованные иноки в качестве преподавателей, достаточные средства, почти пустующая из-за войны странноприимница могла быть использована в качестве учебного помещения. Наконец, среди братии имелись лица, которые могли стать первыми слушателями школы.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Сербский патриарх Гавриил (Раич) приехал в русскую столицу «на вечное житье» 28 мая 1654 г. (АЮЗР 8, 383 44); Белокуров 1882а, 32 – 33) и остался в Москве, несмотря на начавшуюся эпидемию. Патриарх Никон благословил его рукополагать священников и диаконов (Николаевский 1882, 752). Сербский патриарх скончался в 1659 г. (Успенский 1998, 643). В Чюдове монастыре... – Чудов-Алексеевский-Архангело-Михайловский монастырь в Москве, в Кремле. На месте монастыря в XIV в. находился конюшенный двор, подаренный ханом Джанибеком митрополиту Алексию, исцелившему от болезни ханшу Тайболу. В ознаменование этого события святитель Алексий в 1365 г. на месте двора построил монастырь с церковью во имя Чуда архистратига Михаила – Зверинский 2, 407 а На обороте первого столбца (л. 1 об.) запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексию Михайловичу всея Великия и Малыя Росии самодержцу. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. 5.Письмо патриарха Никона с просьбой о помиловании Романа Боборыкина (сентябрь 1656 г.) РГАДА , ф. 142, он. 1, д. 387. Автограф. Бумага с филигранью «Голова шуга» типа: Дианова 1997, (1656). Письмо изд. дважды: Письма 1848, 304 387); Аполлос 1859, 149 – 150. 1646 , а Милостивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии! буди Роману и нам. Изволь ево, великий государь, на поруки выкинуть. Богомолец ваш, государев, смиреный Никон патриарх в Чашникове селе Ивана Алексеевича обретаюсь за 2 часа. Здрав буди, святый царю, и благочестен со всеми своими! Примечания Милостив буди Роману Бабарыкину... – Роман Федорович Боборыкин упоминается в боярских книгах как стольник в 1627 – 1658 гг., как дворянин московский в 1668 г., как дворянин, сопровождающий в походах царицу Наталию Кирилловну, в 1676 г. и 1677 г.; скончался около 1682 г. – Указатель 1853, 34. С 1642 г. до 28 октября 1644 г. возглавлял Холопий приказ – Богоявленский 1946, 205. В 1631 г. Р.Ф. Боборыкин был воеводой в Шацке, в 1636 – 1638 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263-1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8.Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557-1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648-1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712-1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739-1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889-1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

При этом же случае Филарет-ревизор подарил Филарету-ректору панагию, которую последний, употребляя часто при жизни, завещал возложить на него и по кончине в засвидетельствование того, что любовь взаимная между ними была крепка и неразрывна «как смерть». В позднейшее время, в 60-х годах, имел сказанную награду Св. Владимира 2-й ст. со звездою ещё один только архимандрит, бывший Наместник св. Троицко-Сергиевой Лавры, Антоний. 14 Этот племянник – Яков Козмич Амфитеатров. Отец его Козма Ив. Красин состоял в течение 25-ти лет причётником в селе Высоком при отце Филарета, священнике Георгии, и был женат на второй дочери последнего Анне. Когда по старости и слабости здоровья, о. Георгий уволился в заштат, то исходатайствовал перед епархиальным начальством определить на его место священником зятя – причётника Красина. Из этой фамилии и рода Красиных, в дальнем уже поколении, был, между прочим, ординарный профессор Казанской Академии Доктор Богословия Михаил Яковл. Красин, скончавшийся на должности в Июле 1880 г. 15 Высокопр. митр. Филарет был сын священника Георгия Никитича Амфитеатрова, служившего в Орловской губернии, Кромского уезда в селе Высоком, где и была коренная родина Амфитеатровых. У о. Георгия было всех детей восьмеро, – пять сыновей и три дочери. Филарет был вторым по рождении из пяти сыновей. Самый старший сын был Василий, следующий за Филаретом был Гавриил (отец преосв. Антония), четвертый Симеон, пятый Никита. Первые двое были в духовном звании, именно, Василий был священником в селе Гиани Орловской епархии, а Гавриил протоиереем в г. Калуге. Последние же двое были в светском звании. Симеон, принявший при поступлении в московский университет, фамилию Раич, был известным в свое время литератором. Известны его переводы «Вергилиевых Георгик» с латинского языка и поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим» с итальянского языка. Из дочерей Евдокия и Анна были в замужестве за священниками, а Мария за диаконом. См. «Заметки преосв. Антония о жизни высокопр. Филарета – митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010