Епископ Гавриил (Огородников) И.М. Игнатова больше интересовала деятельность духовенства, в частности епархиального архиерея, нежели участие в процессах открытия церквей и различных скандалах, возникавших при отклонении заявлений. Он тщательно присматривался к епископу Гавриилу (Огородникову). В Русской Церкви второй половины ХХ века это был один из наиболее авторитетных и уважаемых архипастырей. Он родился 26 октября 1890 года в городке Солигаличе Костромской губернии. По окончании в 1908 году коммерческого училища поступил в училище военное. Первую мировую войну прошел офицером, был ранен. После войны выехал работать в Харбин, в Манчжурию, на Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). В 1926 году поступил в Российскую духовную миссию в Китае, изучал богословие и готовился к духовной деятельности. В 1930 году принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, в 1933 году – в иеромонаха . В 1943 году находился в Пекине в составе той же духовной миссии. С конца 1934 по 1938 год был настоятелем Михайло-Архангельской церкви в городе Дальнем (Дайрене). В то время православные епархии в Китае находились в подчинении Русской Православной Церкви Заграницей (Карловацкий Синод), которая не имела молитвенного общения с Русской Православной Церковью в России (Московская Патриархия). Но после победы Красной Армии над Германией и Японией большая часть иерархов Зарубежной Церкви, находившихся в Китае, в октябре 1945 года воссоединилась с матерью-Церковью. Вместе с ними воссоединилась и большая часть клириков этих епархий. Гавриил, в то время уже в сане архимандрита, в 1948 году был командирован делегатом от Русской духовной миссии в Китае в Москву на торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. После торжеств, 29 августа, в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Гавриил был хиротонисан в епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротония была совершена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, архиепископом Дмитровским Виталием (Введенским) и епископом Можайским Макарием (Даевым). 11 августа 1949 года владыка Гавриил был перемещен на Вологодскую кафедру. За время пребывания на Вологодской кафедре ему также поручалось временное управление Архангельской, Ижевской и Кировской епархиями. Архиепископ Гавриил организовал епархиальное управление, перевел всех священников на постоянные оклады, навел порядок в храмах епархии. За период его управления епархией не был закрыт ни один храм. Часто совершал богослужения, на которых присутствовало много верующих, в том числе молодежь, рукополагал в священный сан недостаточно «благонадежных», с точки зрения светской власти, кандидатов. Среди них будущий митрополит Николай (Кутепов) и архиепископ Михаил (Мудьюгин).

http://pravoslavie.ru/31686.html

Впрочем, я лично знал владыку уже в то время, когда такого давления не было, когда, наоборот, храмы начали бурно открываться. Мое появление в Вологодской епархии в 1989 году совпало со временем бурного роста количества ее приходов, которое в последние годы жизни владыки увеличилось втрое — с 17 до 48. В Астраханской области владыке приходилось проявлять иногда необыкновенное мужество и изобретательность в плане действий, направленных на сохранение храмов, которым угрожало закрытие. Он был смелым человеком и в том отношении, что рукополагал в священный сан и принимал в клир своей епархии людей «неудобных» с точки зрения атеистических властей того времени, помня, что и сам он подобным образом был рукоположен в 1958 году владыкой Вологодским Гавриилом (Огородниковым). С этим для него были связаны дополнительные переживания и испытания. При этом владыка не был, конечно же, человеком, который занимался ненужной бравадой и упивался собственной смелостью. Он переживал, когда из-за необдуманных действий некоторых не по разуму ревностных верующих и клириков интересы Церкви терпели урон. В отчете заместителя председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР В. Фурова в ЦК Коммунистической партии Советского Союза, написанном в 1976 году, владыка Михаил был отнесен к немногочисленной категории нелояльных архиереев, которые всячески изыскивают пути, как обойти законодательство о культах. В одном из отчетов уполномоченного Совета по делам религии Астраханской области в центр говорилось о том, что архиепископ Михаил дошел до такого немыслимого вольнодумства, что высказался об изменении Конституции и предоставлении Церкви наравне с другими общественными организациями права выдвижения кандидатов в депутаты. Владыка Михаил был «архиереем до мозга костей» с очень высоким представлением о достоинстве архиерейского сана. Он был настоящий князь Церкви, военачальник воинства Христова. Его величие, однако, не было внешним, ему не мешала заплатанная ряса. Даже в поношенном пиджаке с галстуком он мог выглядеть так же величественно, как и в богослужебном облачении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2237523...

Исповедникам веры посвящена открывшаяся в Санкт-Петербурге выставка " Civitatis Dei cives. Граждане Божьего Града " мая 2012 Представлены фотографии, документы, личные вещи исповедников веры из архива клирика Псковской епархии, протоиерея Павла Адельгейма, материалы о церковной жизни 1940–1960-х годов из коллекции Вадима Кустова. Исповедникам веры, чудом выжившим в годы репрессий, посвящена выставка " Civitatis Dei cives. Граждане Божьего Града " , которая открылась 22 мая в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Она посвящена представителям подлинной " духовной аристократии " - епископам, священникам, мирянам, по разным причинам в годы советской власти оказавшимся в Средней Азии. Среди них были выходцы из Александро-Невского братства в Петрограде, последние духовные чада Оптинских старцев, члены московской " маросейской " общины отцов Алексия и Сергия Мечевых, вернувшиеся в Россию эмигранты " первой волны " , наследники традиции Киевских духовных школ и братств. Все они образовали своеобразную духовную семью. Главными лицами, о которых рассказывает выставка, стали преподобный Севастиан Карагандинский, митрополит Гурий (Егоров), архиепископ Ермоген (Голубев), архиепископ Гавриил (Огородников), архимандрит Борис (Холчев), инокиня Евгения (Миллер). Эти люди связывают нас с прежней Россией и ее Церковью. Представлены фотографии, документы, личные вещи исповедников веры из архива клирика Псковской епархии, протоиерея Павла Адельгейма, материалы, передающие атмосферу церковной жизни 1940-1960-х годов из коллекции Вадима Кустова.   Говоря о названии экспозиции, член Свято-Петровского братства Юлия Балакшина напомнила, что Град Божий - одно из древнейших имен Церкви. В стране, где люди кричали: " Слава партии! Слава Сталину! " и требовали казни " врагов народа " , новомученики и исповедники сохранили принципиально иное духовное пространство, само сокровище Церкви. Мы имеем право называть их именно гражданами Божьего Града -  теми, кто деятельно отвечал за Церковь в самые трудные годы ее существования.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=230...

Русская Православная Церковь ХХ век 17 июня Москва. Храм Большого Вознессения 1924 год – Состоялось совещание Антирелигиозной комиссии. АРК приняла решение: «Организацию временных епархиальных тихоновских советов считать возможным только в том случае, если у последних будут отсутствовать антисоветские тенденции и произойдет слияние на местах тихоновских епископов с потерявшими авторитет живоцерковниками». В июне 1926 года – На Украине сотрудники ОГПУ арестовали автокефалиста Василия Липковского. После ареста Липковский был вывезен в Харьков. Затем киевское ГПУ опечатало канцелярию рады УАПЦ и объявило, что Автокефальная Церковь больше не существует. Летом 1965 года – Архиепископ Калужский Ермоген (Голубев) составил Заявление на имя Святейшего Патриарха Алексия.  Заявление подписали: архиепископы –  Иркутский Вениамин (Новицкий), Казанский Михаил (Воскресенский), Пермский Леонид (Поляков), Пензенский Феодосий (Погорский), Новосибирский Павел(Голышевым), Мукачевским Григорием (Закалякой), Ташкентским Гавриилом (Огородниковым), епископами Рижским Никоном (Фомичев) и Черновицкий      Нестор (Тугай). В Заявлении говорилось о негативных последствиях реформы приходского управления, ставилась под вопрос каноническая состоятельность соответствующих решений Собора, а также предлагалось внести такие поправки в «Положение об управлении Русской Православной Церковью», которые бы позволили настоятелям входить в состав приходских «двадцаток». Особенно острым местом Заявления было указание на то, что юридические акты, на основании которых власти заставили Архиерейский Собор изменить порядок приходского управления, были изданы до принятия Конституции 1936 г . и вошли в противоречие с теми ее статьями, которые декларировали равноправие всех граждан СССР, не делая при этом исключения для священнослужителей. Таким образом, группа архиереев попыталась исправить печальную ситуацию в жизни приходов, которая сложилась в результате навязанных Церкви решений Архиерейского Собора 1961 г . Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел приходов ставило их в сложное положение, затрудняло духовное окормление паствы, порождало конфликтные ситуации. Старосты приобрели огромную власть.

http://pravoslavie.ru/5485.html

Αρχεο Интервью заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова сайту Санкт-Петербургской духовной академии 22 Μαου 2012 τος 17:20 В интервью сайту Санкт-Петербургской духовной академии заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов вспоминает приснопамятного архиепископа Михаила (Мудьюгина), подводит итоги пятилетия подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, а также рассказывает о современном положении Русской Православной Церкви в Китайской Народной Республике. — Отец Николай, приснопамятный владыка Михаил (Мудьюгин) был архипастырем, из рук которого Вы приняли священный сан, а впоследствии на протяжении нескольких лет трудились под его омофором. Каким владыка был в жизни, в непосредственном общении? Какие черты характера особенно запомнились Вам? Какой образ архиерея он Вам оставил? — Владыка Михаил был незаурядного мужества архиерей, который смело и, вместе с тем, с необходимой изобретательностью и гибкостью отстаивал интересы Русской Церкви, ее достоинство против всех недружественных посягательств. Как отметил Святейший Патриарх в своем приветствии конференции , посвященной 100-летию архиепископа Михаила (Мудьюгина), за время управления владыкой Михаилом двумя епархиями в них не был закрыт ни один храм, несмотря на все давление и все усилия, к этому предпринимавшиеся. Впрочем, я лично знал владыку уже в то время, когда такого давления не было, когда, наоборот, храмы начали бурно открываться. Мое появление в Вологодской епархии в 1989 году совпало со временем бурного роста количества ее приходов, которое в последние годы жизни владыки увеличилось втрое — с 17 до 48. В Астраханской области владыке приходилось проявлять иногда необыкновенное мужество и изобретательность в плане действий, направленных на сохранение храмов, которым угрожало закрытие. Он был смелым человеком и в том отношении, что рукополагал в священный сан и принимал в клир своей епархии людей «неудобных» с точки зрения атеистических властей того времени, помня, что и сам он подобным образом был рукоположен в 1958 году владыкой Вологодским Гавриилом (Огородниковым). С этим для него были связаны дополнительные переживания и испытания. При этом владыка не был, конечно же, человеком, который занимался ненужной бравадой и упивался собственной смелостью. Он переживал, когда из-за необдуманных действий некоторых не по разуму ревностных верующих и клириков интересы Церкви терпели урон.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4526369...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Гавриил (Огородников), архиеп. Ташкентский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Гавриил (Огородников), архиеп. Ташкентский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. (Огородников Дмитрий Иванович; 13.10.1890, г. Солигалич Костромской губ.- 28.02.1971, Ташкент), архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский. Род. в семье промышленника. В 1908 г. по окончании Петровского коммерческого уч-ща в С.-Петербурге поступил в Ораниенбаумское юнкерское военное уч-ще. С начала первой мировой войны служил в лейб-гвардии Павловском полку, имел ранения. За боевые заслуги был награжден орденами св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава с мечами и бантом, Георгиевским солдатским крестом и Георгиевской медалью, получил звание поручика. Во время гражданской войны служил в армии адмирала А. В. Колчака, после поражения к-рой эмигрировал в г. Харбин (Китай), где работал на КВЖД, затем был шофером-механиком в г. Шанхае. В 1926 г. по благословению духовного отца, Шанхайского еп. Симона (Виноградова) , поступил на богословские курсы при Русской духовной миссии в Китае . 23 февр. 1931 г. в Архангельском кафедральном соборе Шанхая еп. Симоном Огородников был пострижен в монашество с именем Гавриил и 29 марта рукоположен во диакона с оставлением в клире Архангельского собора. В 1933 г. начальником 20-й Рус. духовной миссии еп. Виктором (Святиным) Г. был рукоположен во иерея. С 7 окт. 1935 г. служил настоятелем в ц. арх. Михаила в г. Дайрен (Дальний, совр. Далянь). 6 апр. 1936 г. награжден наперсным крестом, 26 нояб. 1937 г. возведен в сан игумена. 18 февр. 1938 г. назначен настоятелем Покровской ц. г. Тяньцзинь и благочинным Тяньцзиньского округа. В окт. 1938 г. из-за конфликта с оккупационными япон. властями был вынужден переселиться в Шанхай, где с 25 нояб. того же года продолжил служение в клире Архангельского собора с назначением благочинным Шанхайского округа. 16 марта 1940 г. возведен в сан архимандрита. 11 дек. 1943 г. назначен наместником пекинского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря при Рус. духовной миссии. В июне 1948 г. Г. прибыл в Москву, где представлял Рус. духовную миссию в Китае во время празднеств 500-летия автокефалии Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/161307.html

Жохов Владимир Платонович, протоиерей Родился 17 мая 1917 г. в с. Челмохта Холмогорского р-на. В 1934 г. семья Жоховых перебралась в Ленинград, а вскоре отец Владимира Платон Матвеевич был арестован и осужден по 58-й статье. Владимир работал художником, по воскресеньям служил в храме иподиаконом. В 1939 г. его призвали в армию, служил на западной границе. Вскоре после начала войны был ранен и тяжело контужен. Демобилизовавшись с инвалидностью второй группы, поселился в Архангельске, служил иподиаконом и чтецом в Свято-Ильинском кафедральном соборе. В апреле 1943 г. женился на Елизавете Андреевне Болотовой. Затем семья перебралась во Владимир. Будущий протоиерей иподиаконствовал в Успенском соборе. В 1945 г. вместе с епископом Владимирским Онисимом (Фестинатовым) В. П. Жохов стал членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором был избран Святейший Патриарх Алексий. В том же году Владимир Платонович вернулся на север, был рукоположен епископом Архангельским Леонтием (Смирновым) во диакона и через несколько месяцев во иерея. Служил в разных приходах Мурманска и Архангельска. В начале сентября 1950 г. был назначен настоятелем храма в с. Кочпон. За 15 лет служения в епархии им была построена деревянная церковь в Мурманске, в Кочпоне при нем были открыты два молельных дома, церковь в с. Иб, в храме в Кочпоне построен придел во имя праведного Прокопия Устюжского. Отец Владимир был благочинным пятого округа Архангельской епархии. В эти годы он окончил Ленинградскую духовную семинарию 441 . В 1953 г. епископ Гавриил (Огородников) организовал поездку по восточной части епархии, один из ее участников протоиерей В. Чугунов (тогда студент Ленинградской духовной академии) писал об этой поездке в своем очерке «По следам далеких воспоминаний»: «Сопровождающие нас о. Николай Пулькин и о. Модест наперебой говорят нам, в какое прекрасное место мы едем. В пригороде Сыктывкара, поселке Кочпон, настоятель Казанской церкви – молодой священник о. Владимир Платонович Жохов – создал православный рай. «Это не то что трусливый Котлас, – говорит о. Модест. – В Сыктывкаре о.Владимир религию поднял высоко. Там все верующие. Безбоязненно в черной рясе и скуфье ходит он по улицам города. Видные люди общества идут к нему под благословение. Его Казанский храм всегда полон. Множество молодежи и детей всегда наполняет его. Дети о. Владимира прислуживают ему в алтаре. На требование учителей снять кресты они отказались посещать школу. В дело вмешалась Москва и разрешила детям носить кресты. Директор публично извинился. Нет, о.Владимир Жохов велик. Он – герой Сыктывкара. Вот куда мы едем». – «Да это же Китеж-град! – воскликнул владыка Гавриил. – Будет радостно побывать мне у о. Владимира Жохова " " 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Гавриил (Огородников Димитрий Иванович), архп. Ташкентский и Среднеазиатский Родился в 1690 году в г. Солигаличе, Костромской области. 1908 г. окончил коммерческое училище. 1914 г. окончил военное училище. 1916 г. эвакуирован в Китай, в г. Шанхай. 1926 г. поступил в Русскую Пекинскую Духовную Миссию, где получил богословское образование. 1930 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. 1933 г. рукоположен во иеромонаха. 1935 г. настоятель Михайло-Архангельской церкви в г. Дальнем (Дайрен). 1938 г. настоятель Покровской церкви в г. Тяньцзине и благочинный. 1938 г. окт. – священник кафедрального собора в г. Шанхае и благочинный Шанхайских церквей. 1944 г. – наместник Русской Духовной Миссии в Пекине в сане архимандрита. 1948 г. 29 августа хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротонию совершали в Троице-Сергиевой Лавре: Святейший Патриарх Алексий, архп. Дмитровский Виталий и еп. Можайский Макарий. С II авг.1949 г. – епископ Вологодский и Череповецкий. С 28 янв. по 24 июля 1953 года временно управлял Архангельской епархией. 27 июля 1959 г. – епископ Астраханский и Енотаевский. 25 февраля 1960 года – архиепископ. 15 сент.1960 года – архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. II мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Труды: «День преставления преп. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре”. «ЖМП» 1960, 8, стр.6–7. -«- 1960, II, стр.4–7. Литература: «Журнал Засед.Св.Синода» 16 от 23.YIII.1948 г 2 от 26.1.1953 г. 10 от 24.VII.1953 г. «ЖМП» 1948, 9, стр.40. -»- 1949, 9, стр.6. -«- 1957, 3, стр.7. -»- 1958, стр.17. -«- 1959, I, стр.14. -»- 1959, 2, стр.32. -«- 1959, стр.6. -»- 1960, 3, стр.8, 10. -«- 1960, 8, стр.6, 7. -»- 1960, 10, стр.4. -«- 1960, II, стр.4, 7 -»- 1961, I, стр.42. -«- 1961, 8, стр.31. -»- 1961, 9, стр.6. Епископ Иоанн (Снычев). «Состав Русск. Правосл. Церковн. Иерархии на 1966 г.», стр.25. Geboren am 26.10.1890, der Vater war ein Handwerker. Im Ersten Weltkrieg war er Offizier, verwundet, erhielt mehrere Kriegsauszeichnungen, darunter das Georgs-Kreuz. In China arbeitete er zunächst an der Eisenbahn. 23 .12.1966 erhält er den Vladimir-Orden 2. Klasse (mP 1967,7,26; StdO 1967,10,9). Infolge des Klimas erleidet er einen Herzinfarkt; seine letzte Liturgie feierte er am 8.2.1970. + 28.2.1971 in Taškent (MP 1971,4,22ff.). In seinem geistlichen Leben nahm die Verehrung der Gottesmutter einen besonderen Platz ein, er war tiefgläubig, sehr um seine Herde besorgt; auch während der Krankheit betreute er seine Eparchie. Literatur: mP 1967,7,26. StdO 1967,10,9. Prav. Rus» 1976,23,13. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

15 июля этого же года я женился на Татьяне Петровне Соловьевой, которая работала машинисткой в Епархиальном управлении, где мы и познакомились. Она была глубоко верующим и очень талантливым человеком. Она была музыкальна, училась некоторое время в консерватории по классу фортепиано, пела в Симеоновской церкви, окончила художественное училище (теперь Таллинская художественная академия), занималась в иконописном кружке, была активной участницей РСХД. Я же много общался с отцом Михаилом Ридигером, который тогда был председателем Эстонского отделения РСХД. Таким образом, у нас было много общего. Вся наша жизнь тогда проходила при Церкви. В день праздника Преображения Господня Владыка Павел рукоположил меня во диакона, и я стал служить в Казанской церкви, а в 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию на один курс с Алексеем Ридигером (впоследствии — Патриархом Московским и всея Руси Алексием II), правда, заканчивать семинарию пришлось заочно, так как нужно было обеспечивать семью. 8 февраля 1948 года епископ Исидор (Богоявленский) рукоположил меня во священника, назначив на очень сложный смешанный эстонско-русский Марии-Магдалининский приход в курортном городке Хаапсалу. Приход этот был очень бедным. Многое пришлось делать своими руками: чинить крышу, красить и приводить в порядок не только здание, но и ризницу, утварь и т.п. Не было еще опыта работы с людьми, а приходилось служить на двух языках: славянском и эстонском. Но постепенно приход ко мне привык. Во многом помогала мне моя матушка Татьяна Петровна. Она пела в любительском церковном хоре, а когда накануне Великого поста на второй год моего служения неожиданно ушел псаломщик, стала читать в храме. Постепенно приход к нам привык, а когда из-за болезни жены нам потребовалось переменить климат и уехать из Эстонии, провожали нас очень сердечно. Много лет спустя мне доводилось иногда приезжать в Хаапсалу и служить, и прихожане встречали меня с радостью. В 1951 году мы переехали в Вологду, под омофор епископа Гавриила (Огородникова). Для моей семьи выделили половину церковного дома, недалеко от храма. Занимали мы две комнаты с кухней. Потолки низкие. Удобств никаких. Отопление печное. Воду приходилось носить с колонки, которая находилась на углу улицы. Электричества не было — только керосиновые лампы. Но при доме был большой земельный участок, на котором я посадил яблони, кусты, картошку; к большому недоумению вологжан разбил сад, в котором было много самых разных цветов. В Вологде цветов на участках не сажали. Только на склонах канав для воды перед домами в изобилии росли космеи. Так что наш сад стал чуть ли не достопримечательностью!

http://pravmir.ru/o-moem-puti/

Но мысль о священстве никогда не оставляла его. Послабление политики государства в отношении к Церкви вселяло надежды, что Бог открывает ему дорогу к служению. В1955 г. будущий владыка обращается к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой о рукоположении. С митрополитом Григорием они были знакомы давно: в 1930 году вместе содержались в Доме предварительного заключения на Шпалерной улице, и, конечно, тот благословил Михаила Николаевича и велел готовиться к принятию духовного сана Будущий владыка вновь пошел учиться – на этот раз в Ленинградскую духовную семинарию. Под руководством протоиерея Михаила Гундяева (отца Святейшего Патриарха Кирилла) Михаил Мудьюгин проходил заочно семинарский курс, готовясь к рукоположению. Но судьба вновь преподнесла испытание: митрополит Григорий умер, не успев совершить рукоположение. Его преемник Елевферий (Воронцов) испугался делать священником доцента и кандидата наук. Тогда органы безопасности зорко следили за Церковью, старались не допускать к рукоположению образованных людей: по их замыслу церковнослужители должны быть отсталыми мракобесами, а потому в семинарию брали главным образом из деревенской полуграмотной среды. После смерти Сталина резко усилилась антирелигиозная пропаганда в стране, кое-где возобновились репрессии, снова стали арестовывать церковных людей. Стало ясно, что в Ленинграде Михаилу Мудьюгину пастырем не быть. Помог митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), он рекомендовал его епископу Вологодскому Гавриилу (Огородникову). В июле1958 г. доцент Мудьюгин уволился из Горного института, а 28 сентября был рукоположен в сан священника в вологодском кафедральном соборе Рождества Богородицы, где и служил в течение двух последующих лет. В1960 г. болезнь жены заставила его перевестись в Устюжну, городок на западе Вологодской области с более сухим, чем в Вологде, климатом, где он служил в храме Казанской иконы Божьей Матери. В общей сложности отец Михаил прослужил на вологодских приходах шесть лет.

http://pravmir.ru/aphiepiskop-mihail-mud...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009