Память А. У. содержится в большинстве греч. календарей. Согласно Типикону Великой ц . IX -X вв. празднование 22 янв. совершалось в храме вмц. Анастасии в Домниновых портиках (Mateos. Typicon. P. 142-143). Разные редакции Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 76) и Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 348) - предписывают читать на утрене житие А. У., написанное Симеоном Метафрастом (BHG, N 82). Служба А. У. включена в Иерусалимский устав , начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 36), и в совр. церковный календарь. Память А. У. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 219-222), Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 333-336), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 376) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 107). О почитании А. У. на Руси свидетельствует упоминание ее памяти в месяцесловах древнейших Евангелий - Реймсского 1-й пол. XI в. (Л. 3об.) и Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 249). Песнопения А. У. помещены в Кондакаре кон. XI - нач. XII в. (ГТГ. К-5349. Л. 45об.) и Стихираре 1156-1163 гг. (РНБ. Соф. 384. Л. 6), служба находится в составе Минеи XII в. (ГИМ. Син. 162. Л. 187-200 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 39). Краткое житие А. У. переведено на Руси в 1-й пол. XII в. и включено в нестишной Пролог 1-й редакции (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 182). В ВМЧ кроме проложного жития А. У. ошибочно включены мучения Анастасии Римляныни (BHG, N 76x и 76z) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 253-254 (1-я паг.)). Гимнография В Типиконе Великой ц. Х в. святой посвящен тропарь по 50-м псалме «Τς νικηφρου Αναστσεως» (     - Mateos. Typicon. T. 1. P. 142). Различные редакции Студийского устава - Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 348-349), Мессинский Типикон 1131 г.

http://pravenc.ru/text/114938.html

Кондак молебен Пресв. Богородице в Типографском Уставе с Кондакарем. XI в. (ГТГ. К–5349. Л. 93 об.) В Типографском Уставе с Кондакарем (ГТГ. К-5349, XI-XII вв., 126 л.), древнейшем из слав. Кондакарей и уникальном по структуре и составу, на каждую литургическую память текст кондака приводится дважды: без нотации и текстовых вставок, возможно с дидактической целью - изучить текст перед его пением, а затем «растяжным письмом» и с нотацией ( Успенский Б. А. 1973. С. 320-321). Нотирована меньшая часть рукописи (из 132 кондаков имеют нотацию 43 (29 минейных и 14 триодных), в т. ч. 38 самогласнов и 5 подобнов, для которых в этой рукописи содержатся только 2 образца-самогласна - Владышевская. 2006. С. 116-118); в ней нет ни ипакои, ни причастнов, помещенных в др. Кондакарях. Как и в знаменном распеве , в К. п. наиболее развиты четные гласы. Образцы-самогласны для кондаков (указано 18,) наиболее часто приходятся на 2, 4 и 6-й гласы (Там же. С. 118-119). Из 5 нотированных древнерус. Кондакарей только в этом списке, как и в визант. аналогах, после каждого кондака помещен 1-й икос без нотации, но с указанием, является ли песнопение самогласном или подобном (за редкими исключениями). Икосы имели собственную, по-видимому неосмогласную, систему подобнов (указано 14); полных текстов самогласнов в этом памятнике содержится 7 (Л. 29, 38, 49, 50 об., 75 об., 82, 89 об.), но нотированных образцов не обнаружено. Вероятно, общим для пары кондак - икос был мелос припева, текст к-рого совпадает ( Владышевская. 2006. С. 154-156). В последовании праздника Благовещения Пресв. Богородицы помещен Акафист , в котором нотирован 1-й кондак - «Възбраньноуму воеводе победьная» (Л. 58 об.; сохр. не полностью). Как и в Благовещенском Кондакаре, после кондакарной части здесь есть разделы дополнительных песнопений: воскресные кондаки и икосы во всех 8 гласах (без нотации, но, как правило, с указанием подобнов - Л. 94-97), кондаки (с нотацией) и икосы на освящение церкви и Пресв. Богородице (кондак молебный) (Л. 92 об.- 93, 93 об.), прокимны «Вьсяко дыхание» (сохр. на гласы 1-4 - Л. 100, 102 об., 105 об., 108).

http://pravenc.ru/text/1841898.html

Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб. 1885. С. 152-153; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 294-295; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916. Ввозная грамота окольничему Василию Ивановичу Умного Колычеву на поместье Елизария Тыртова в Лядском погосте Шелонской пятины. 1573. 21.03//РГАДА, ф. 1209, д. 16931, л. 158-159 об. (Самоквасов 1905б: 79). Подлинная писцовая книга поместных, церковных и монастырских земель Шелонской пятины письма и меры Григория Бундова и подьячего Ждана Алабухина//РГАДА, ф. 1209, д. 967, л. 45об. Отписная книга поместий у земцев-нетчиков. 1594 (вотч. контора, д. 16947)//Материалы Поместного приказа по Новгороду и Новгородской области XVI-XVII вв./Под общ. ред. А.А.Новосельского и А.И.Яковлева. М., 1928//СПбФИРИ, кол. 276, оп. 1, д. 92. С. 127. Отдел поместья Д.ф.Курицыну в Лядском погосте Шелонской пятины. 1612. 27.08//ГАШ//СПб ФИРИ, м/ф. 293 (без пагинации) Список с дозорной книги поместных, вотчинных и пустопорозжих земель Шелонской пятины Залесской половины письма и дозора В.Волконского и В.Андреева. 1628-1629//РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 800, л. 445. Книга сбора церковной дани (подъезда и десятины) с Вотской и Шелонской пятин сбора Калины Литвинова да Тимофея Тютрюмова да Филипа Данилова 160 году, записано в феврале//РГИА, ф. 835. оп. 5, д. 18, л. 10. Подлинная переписная книга поместных и вотчинных сел и деревень, дворов и людей Шелонской пятины Залесской половины стольника Степана Оничкова и подьячего Антипа Федорова//РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 8570, л. 204 об.-205. По указу новгородского митрополита Иова по грамоте за приписью дьяка Ивана Сназина велено Череменецкого монастыря игумену Евфимию в Шелонской пятине выбрать десятских для сбора неокладных доходов, венечных пошлин и др. денег. 1703, дек.//СПбИИ, кол. 183, карт. 2, д. 378 Книга переписная церковнослужителей г. Новгорода, Вотской, Бежецкой, Обонежской, Деревской, Шелонской пятин Новгородского уезда, Старой Ладоги, Новой Ладоги, Порхова, Тихвинского посада, Порховского окологородья. 1722-27//РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 2158. л. 44 об.-45.

http://sobory.ru/article/?object=04137

В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 129, 976-1025 гг.) он представлен молящимся; в Минологии за окт. (Vat. Gr. 1156. fol. 262v, 3-я четв. XI в.) - стоящим в рост. Миниатюрные изображения А. имеются также в др. рукописях (Vind. hist. Gr. 6. fol. 2v, 34r. 3-я четв., XI в.; ГИМ. gr. 175. fol. 171v, кон. XI в.; Oxion. Bodleian. gr. th. f. I. fol. 14r., 1322-1340 гг.; РНБ. О. I. 58. Л. 45об., 82об., XV в.). А. изображался среди святых, включавшихся в циклы минейных икон XI-XX вв., напр. на створке со святыми за сент., окт. и нояб. из гексаптиха в мон-ре вмц. Екатерины на Синае , кон. XI - нач. XII в., а также на годовой минейной иконе XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне . Образы А. встречаются в росписях балканских и молдав. церквей: вмч. Георгия Старо -Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; Христа Пантократора в Дечанах (Югославия, Косово и Метохия), 1335-1350 гг.; вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.; Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (румыния), ок. 1386 г.; вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 г.?; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1565 г.; свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. Изображение А. включено в Строгановский иконописный подлинник. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. 61), предписывается изображать его «старцем с большой бородой». Ист.: BHG, N 2-4b; ActaSS. Oct. T. 9. P. 484-514; PG. 115. Col. 1211-1248; Boissonade I. F. Anecdota Graeca. P., 1883. T. 5. P. 462-488 [версия]; Conybeare//Classical Review. 1895 [арм. верс.]; Batareikh E.//Oriens Chr. 1904. T. 4. P. 279-307; Nissen Th. S. Abercii Vita. Lpz., 1912; SynCP. P. 89, 153-155; ВМЧ. Окт. С. 1734-1772. Лит.: Hartmann L. M. Abercius und Cyriacus//Serta Harteliana. 1896. P. 142, 144; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 326-327; Т. 3. С. 435; D ö lger F. J.//Ichtys. 1922. Bd. 2. S. 454-507; Abel A.//Byz. 1926. T. 3. P. 321-405; Quasten. Patrology. T. 1. P. 171 sq.; Janin. Églises et monastères.

http://pravenc.ru/text/62706.html

Докладчик поддержал и восстановление патриаршества, но «канонически идеального»: патриарх должен быть не главой епископов, чем-то отличающимся от них, а организатором и объединяющим лицом для всех архиереев (ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.220. Л.44об., 45об.). Профессор Петроградского университета, доктор богословия прот.Александр Смирнов, продолжив обсуждение, напротив, призвал слушателей «стать на жизненнопрактическую точку зрения». Он считал, что докладчики, апеллировавшие к церковным канонам, «оставались вне времени и пространства». По его мнению, каноны создавались в конкретное историческое время, а значит, в какой-то части могут быть неактуальны для современности. Таким образом, вопрос о роли мирян на Соборах может быть решен в соответствии с нынешними потребностями Церкви. Однако и он также подчеркнул, что расширение участия мирян в церковных делах не отрицает особого статуса епископа: «конечно, высшие церковные вопросы решаются епископатом, и он же утверждает постановление мирян. Но не надо возлагать всю власть на епископов. Это разрушит церковность» (ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.220. Л.52–52об.). За большее внимание к современным обстоятельствам выступил и выпускник Московского университета, профессор Пермского университета, магистр богословия Н.Н. Фиолетов. Фиолетов, самый молодой член Собора (26 лет), совсем недавно, в 1916г., защитил магистерскую диссертацию «Рецепция (принятие) как источник церковного правообразования». Исследователь предложил авторскую правовую концепцию: так как Церковь имеет социальную природу, укорененную в догматическом определении ее как Тела Христова, то можно говорить о том, что церковный социум является источником церковного правообразования. Обращаясь к примерам жизни Церкви в ранний период, Фиолетов делает вывод, что голос мирян на предварительной стадии обсуждения можно назвать совещательным, но после принятия решения епископами — и решающим: принять или не согласиться с итогами Собора. Молодой профессор нашел удачной мысль Ф.И. Мищенко и А.И. Покровского о том, что вывод из обозначения в источниках «Соборы епископов» об отсутствии там мирян равносилен тому, как если бы сказали, что «епископское богослужение» подразумевает отсутствие на нем клира и мирян (Фиолетов, 1917, 52, 60).

http://bogoslov.ru/article/6195155

Дарственную запись купца Савинова, совершённую в Казанской гражданской палате в пользу общества, которое никогда не было признаваемо, как противузаконную, уничтожить. 2. В богадельне оставить только престарелых и дряхлых, и отнюдь не моложе 50 лет. 3. Перекрещивание в моленной запретить. 4. Впредь никого не дозволять принимать в ту богадельню, ибо в Казани есть богоугодные заведения приказа общественного призрения, куда и должны быть помещаемы страждущие. 5. Местному начальству иметь строгий надзор и наблюдать, чтобы все постановления, до раскольников относящиеся, были исполнены с точностию» (38). Богадельня в Прилуцком просуществовала до 1845 г., когда она была окончательно закрыта властями. В заключение следует сказать, что казанскому старопоморскому обществу в первой половине XIX в. удалось создать эффективные социально значимые для всего Волжского региона структуры и механизмы, которые помогли укреплению старообрядческих общин в Казанской и прилегающих к ней губерниях. Казанское старопоморское купечество активно претворяло в жизнь модель адекватной для православного сознания гражданской социальной ответственности, выступая в качестве важнейшего элемента адаптации старообрядческих общин к вызовам времени. Казанская старопоморская община уже в первой половине XIX в. имела достаточный потенциал для формирования органичной, основанной на древней православной традиции, модели гражданского общества. Примечания 1. Национальный архив республики Татарстан (ПА РТ). Ф.1. Оп.2 Д.96. Л.73об. 2. Там же. 3. Там же. 4. Там же. Л.66. 5. Там же. 6. Там же. Л.71об. 7. Там же. Л.65—65об. 8. Там же. Л.71об. 9. Там же. Л. 5. 10. Там же. 11. Копия с купчей: Там же. Л.41об.-42. 12. Копия с купчей: Там же. Л.35—35об. 13. НА РТ. Ф.1. Оп.2. Д.96. Л.44; полный текст копии с купчей: Там же. Л.43об.-45об. 14. ИА-РТ. Ф.1. Оп.2. Д.96. Л.48-48об. 15. Копия с купчей: Там же. Л.36об.-37. 16. Копия с купчей: Там же. Л.38—38 об. 17. Там же. Л.39об.-40. 18. Там же. Л.46. 19. Там же. Л.6. Под документом стояли следующие подписи [порядок сохраняется]: мещане Иван Золотарев и Григорий Мельников, казанский купец Кондратий Зорин, купец Кондратий Перминов, Платон Калмыков, мещанин Дорофей Егоров Марков, Степан Васильев, мещанин Лукоян Егоров, купецкой сын Александр Зорин, мещанин Забелин, мещанин Тихон Григорьев, купец Иван Васильев Федорин. но вместо него и по его просьбе и велению сын его родной Ксенофонт Федорин руку приложил, купец Савва Зорин, мещанин Ефрем Федоров, казанский купецкой сын Никифор Федоров сын Фомин, вме-1 сто мещанина Левонтья Харитонова и за себя казанский мещанин Ефим Ба[с?]туликин руку приложил, мещанин Матвей Шершов, вместо казанских мещан Корнилы Кодалова, Николая Шишигина и Ивана Шеба-лова за неумением их грамоте и по просьбе их и за себя казанский мещанин Матвей Тисковцев руку приложил, мещанин Парфен Николаев, вместо мещанина Симиона Федорина и за себя казанский мещанин Иван Шарков руку приложил (НА РТ. Ф.1. Оп.2. Д.96. Л.6).

http://sobory.ru/article/?object=24406

320 «Тм же образомъ остахся и азъ, бдный, и не имамъ ни от кого же какое посщение, понеже нын други//и недруги вси мене ненавидятъ. И хотя и извщу которому другу какую мою тайну, и онъ смышляетъ недоброе извшение мое, и ненавидят мя бол тако, чтобъ не слышалъ о мн. Токмо что имю реши: славно да будетъ имя Божие. Все то от Бога есть, еже имать кто друговь врныхъ. и ненавидять его: и то едино благодать есть» (Савва 8, л. 288об.–289). 321 Пыпин 1862. 12–14; Тихонравов 1863, 443–444, 448–449; Порфирьев 1873, 37–38, 97–98; Каган-Тарковская 1999, 92–93, 366–367. 328 Патриархи константинопольский Дионисий и иерусалимский Нектарий подписали это определение в двух совершенно сходных списках; затем один список был отправлен к александрийскому патриарху Паисию с самим иеродьяконом Мелетием, а другой список Нектарий послал со своим калугером к антиохийскому патриарху Макарию – Гиббенет 2, 655–660; Макарий 1996, 230–231; Фонкич 1997, 165. Оба экземпляра в подлиннике на греческом языке с русским переводом хранятся в РГАДА, ф. 135, оп. 1, д. 7, 8; изд.: СГГД 4, 84–117 27). 334 Подробную библиографию работ о творчестве этих авторов см.: Буланин 2004в, 729–731; Буланин 2004г. 789–790; Буланин 2004а, 790–793; а также специальные работы: Фриск 1995, 138–157; Сазонова 1998, 608–615; Сазонова 1998а, 615–623; Страхов 1998; Люстров 2001, 38–39, 45–47, 59–63; Подгергера 1998, 26–29; Подгергера 1999, 34–47; Подтергера 2003, 38–57 и др. 336 «Никонъ, милостию Божиею патриархъ, всеблаженнйшему Афанасию митрополиту благодать, милость, миръ от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!» (Афанасий 4, л. 83об.); «Никонъ, милостию Божиею патриархъ, чаду нашему Савв благодать, милость, миръ от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!» (Савва 3, л. 93); «Никонъ, милостию Божиею патриархъ, рабу Божию и нашему во Святмъ Дус чаду Савве благодать, милость, миръ от Бога Отца и Госпола нашего Иисуса Христа!» (Савва 5, л. 98об.). 337 Все послания апостола Павла, кроме посланий к Римлянам и Евреям, в начальном обращении содержат фразу: «Благодать вамъ и миръ Бога Отца нашего и Господа Исус Христа...» – Библия 1581, 32об., 43, 45об., 47об., 49об., 51об., 54, 56, 57об., 58об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

4 . “Слово в день Покрова пресвятыя Богородицы. Месяца октовриа в 1 день” (тема: “Аз стена, и сосца моя, яко столп. Словеса суть невесты небеснаго Соломона в Песнех песней во главе 8 положенная” [ Песн 8:10 ], нач.: “Всех царей земных общий есть обычай, слышателие православнии!”) [Собрание 1786:4, л. 35об.–41; Вечеря 1682: л. 72об.–79]; 5 . “Слово второе в день Покрова пресвятыя Богородицы. Месяца октовриа в 1 день” (тема не обозначена, нач.: “Праведнейший комуждо мзды по делом воздаятель. . .”) [Собрание 1786:4, л. 41–45об.; Вечеря 1682: л. 79об.–85]. Одним из самых важных показателей атрибуции проповедей Димитрия Ростовского является то, что проповеди, опубликованные в “Собрании проповедей”, читаются в “авторитетных” сборниках проповедей святителя, прежде всего в “авторизованных” рукописных сборниках, вышедших из скриптория митрополита, некоторые из них имеют правку и маргиналии, сделанные рукой митрополита. Несмотря на огромное количество рукописей с проповедями Димитрия Ростовского , таких “авторитетных” рукописных книг немного. К ним относятся рукописи ГИМ: Заб619, Сок81, Син146, Син147 – все три сборника имеют маргиналии митрополита. Встречаются и отдельные рукописные тетради, вышедшие из ростовского скриптория, некоторые с маргиналиями митрополита, в состав которых входят один-два текста, например: ОИДР242, Долг130 12 , Тих517, ЯМЗ1153. Необходимо отметить также два сборника, в состав которых входят исключительно проповеди Димитрия Ростовского : ГИМ, Увар 183 13 , РГБ, Вол175. Следует назвать еще три сборника сочинений Димитрия Ростовского : РМЗ828, Тит3557 , Хлуд25. Писцы этих сборников, вероятно, имели в своем распоряжении, кроме уже известных опубликованных произведений Димитрия Ростовского , подлинные черновые рукописные материалы святителя, поэтому состав этих рукописей отличается от большинства известных сборников проповедей: в них обнаруживаются неизвестные сочинения Димитрия наряду с текстами, Димитрию Ростовскому не принадлежащими. Поэтому мы не всегда можем использовать эти рукописи при атрибуции сочинений святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мощи св. прав. Артемия почивали в посвященном ему храме в серебряной раке около иконостаса. В нач. XX в. в обители хранились 3 серебряных креста с частицами святых мощей, чудотворная Казанская икона Божией Матери и икона свт. Николая Чудотворца. Богослужения совершались с канонархом по столбовому распеву, читалась «неусыпаемая Псалтирь». Дважды в год совершались крестные ходы - 23 июня, в день кончины прав. Артемия, когда мощи святого обносили вокруг мон-ря, и 17 нояб., в память перенесения мощей святого в обитель. А. В. м. был закрыт в кон. 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд др. построек были разобраны. В 1941-1945 гг. в сохранившихся помещениях мон-ря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг.- средняя школа и тракторная бригада. В 1990 г. здания мон-ря были переданы РПЦ. 5 авг. 1990 г. состоялось первое богослужение в деревянной часовне на месте кончины св. Артемия, 17 нояб.- первая литургия в Николаевском приделе Артемиевского храма. Определением Свящ. Синода РПЦ от 25 дек. 1991 г. А. В. м. был открыт. В 1991-1995 гг. наместником мон-ря был иером. Иоасаф (Василикив), с июля 1995 по май 1996 г.- иером. Алексий (Тетерин), в 1996-1997 гг. вновь игум. Иоасаф (Василикив), с янв. 1998 г.- игум. Варнава (Пермяков), с авг. 2000 г.- иером. Иосиф (Волков). В 2001 г. в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, 2 монаха и 10 послушников. Устав А. В. м. составлен по образцу устава Пантелеимона вмч. мон-ря на Афоне . В с. Карпогоры открыто подворье обители. Братия А. В. м. осуществляет активную миссионерскую деятельность, окормляя жителей всего Пинежского р-на Архангельской обл., в к-ром нет действующих приходских храмов. Ист.: ГААО. Ф. 308. Оп. 1. Д. 180. Л. 10об., 20об.- 22об.; Д. 16. Л. 6-7об.; Д. 24. Л. 19-21; Оп. 2. Д. 5. Л. 12об.; Д. 12. Л. 45об., 50об. Лит.: Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Архангельск, 1869. Кн. 1. С. 528-560; Веркольский монастырь и его значение для окрестного простого народа//Мирское слово. СПб., 1873. 20. С. 239; Шульгин В. Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь//Архангельские ЕВ. 1898. 23-24; 1899. 1; Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 23-36; Евдокимов А. А. По реке Пинеге (из летних экскурсий краеведа)//На Северной Двине. Архангельск, 1924. С. 55-57; Животовский С. На Север с отцом Иоанном Кронштадтским//Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М.; СПб., 1998. С. 161-163; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/76368.html

также ст. « Знаки праздников месяцеслова »), попразднства и в дни, для к-рых в Типиконе назначены тропари на блаженнах; вседневные - во все остальные дни (Типикон. Гл. 21: Т. 1. С. 76-77). В греч. приходской практике, отраженной в Типиконе Г. Виолакиса, гораздо чаще, чем в рус., используются вседневные А., при этом они поются практически без стихов (только припевы и «Слава», «И ныне»); праздничные А. поются, в дополнение к тем дням, когда они поются и в РПЦ, на Рождество Пресв. Богородицы, Введение, Благовещение, Успение, Обрезание Господне, Сретение, Неделю Православия, Крестопоклонную, Антипасху, Отдание Пасхи; в отличие от древних эти А. составлены из стихов разных псалмов (ср. со ст. « Избранный псалом »). В совр. богослужении термин «А.» употребляется по отношению к А. литургии, «Славам» кафизм, степенным А., А. Великой пятницы; в чине великосхимнического пострига содержатся 3 А. с неск. стихами, взятыми из различных псалмов (Требник большой. Л. 81 об.-82). Рус. церковное пение 1. А. служб суточного круга. В совр. практике А. кафизмы вечерни обычно читаются, за исключением 1-го А. 1-й кафизмы «Блажен муж», к-рый поется на 8-й глас или на обиходную мелодию. В нотных рукописях этот А. зафиксирован поздно (XVII в.), музыка носит псалмодический характер, припевы «аллилуия» распеты мелизматически. Кафизмы утрени в совр. практике также обычно читаются; А. 2 (или 3) утренних кафизм, записанные древней знаменной нотацией , помещены в Типографском уставе (ГТГ. К-5349, XI-XII вв.), к-рый предполагает исполнение А. на 8 гласов (сохранилось 5), что является рус. версией аллилуиариев прп. Феодора Студита. С XVI в. известно исполнение А. утрени с использованием гласовых мелодических формул (по 3 для каждой из рядовых кафизм) (О. Живаева). Их автором считается игум. новгородского Хутынского мон-ря Маркелл Безбородый (XVI в.), этот распев до сих пор употребляется старообрядцами- беспоповцами . Формульное («песногласное») пение А. утренних кафизм в орнаментированном варианте встречается до сих пор у старообрядцев- некрасовцев .

http://pravenc.ru/text/115824.html

  001     002    003    004    005