В нач. XX в. в европ. печати развернулась кампания против режима кор. Леопольда II. 15 нояб. 1908 г. он был вынужден подписать декрет о преобразовании НГК в колонию Бельгии - Бельгийское Конго (БК). В годы первой мировой войны колониальные войска БК принимали участие в военных действиях в районе оз. Танганьика, в Камеруне, на границе с Руандой-Урунди. В этот период европ. компании, преимущественно Бельгии, Великобритании, Франции, а также США, увеличили добычу в БК полезных ископаемых, организовали выращивание каучуконосов, создали плантации кофе и какао. Разработка недр сопровождалась развитием горнодобывающей промышленности, транспорта, энергетики. Возникли крупные промышленные центры в провинциях Катанга, Киву и в Леопольдвиле. В этот период свои миссии в К. организовали пятидесятники: Евангелическую миссию Конго (1915), Британские Ассамблеи Бога (1918) и др. В 1926 г. столица БК была перенесена из Бомы в Леопольдвиль. В 20-30-х гг. ХХ в. начался подъем национально-освободительного движения. Одной из ее форм стали политико-религ. движения и секты (кимбангуизм, тайное об-во «людей-леопардов» и др.; по нек-рым данным, их количество доходило до 500). В 1946 г. конголезцы добились права на создание профсоюзов. В 50-х гг. появились культурно-просветительные орг-ции, выступавшие с требованием предоставления БК независимости, впосл. оформившиеся в политические партии: Альянс народа баконго под рук. Ж. Касавубу (1959), Национальное движение Конго во главе с П. Лумумбой (НДК; 1958), Конфедерация ассоциаций Катанги, вошедшая в 1965 г. в Конголезский национальный конвент. В 1956 г. была опубликована «Декларация епископов Бельгийского Конго и Руанды-Урунди», в к-рой католич. Церковь фактически выступила с критикой злоупотреблений колониальных властей и призывом предоставить независимость БК. В 1959 г. в БК вспыхнуло антиколониальное восстание. Попытки навести порядок с помощью частичных реформ не увенчались успехом. На конференциях «круглого стола» в Брюсселе (янв.-февр. 1960) Бельгия согласилась предоставить БК независимость.

http://pravenc.ru/text/1841886.html

В новом издании много сносок, в которых даются текстологические пояснения к словам. В самом переводе в квадратных скобках вставлены тексты, которые встречаются в позднейших рукописях Нового Завета, чаще всего из Textus Receptus (Новы Запавет (пер. Клышко), 2014, 3). Профессор И. Чарота сильно критиковал первое издание труда А. Клышко за непоследовательность в переводе имен собственных. Это же замечает С. Суринович, делая сравнительный анализ старого и нового переводов [Здабыткр 2016]. Белорусская Православная Церковь Московского Патриархата также приняла решение о переводе Священного Писания на белорусский язык. В 1989 г. была создана Библейская комиссия Белорусской Православной Церкви (далее – БК БПЦ), которую возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев). Первым результатом работы комиссии стал перевод Евангелия от Матфея, изданный в 1991 г. После этого работа комиссии по ряду причин была приостановлена вплоть до 1995 г. Комиссией был выработан ряд принципов, которых она придерживалась в процессе перевода книг Священного Писания: • приблизить белорусский перевод к греческому оригиналу; • разработать и последовательно использовать богословско-литургичную лексику и терминологию; • унифицировать белорусские формы библейских имен и географических названий; • ориентироваться на современный литературный белорусский язык и опыт славянской переводческой традиции [Евангелие (Пер. ББК БПЦ), 1991, 9–10]. В 1996 г. БК БПЦ подписала договор с Библейским обществом Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере переводов Священного Писания на белорусский язык. Переводы БК БПЦ приобрели межконфессиональное значение. На сегодня БК БПЦ перевела и издала все книги Нового Завета: Евангелие от Матфея (1991), Евангелие от Марка (1999), Евангелие от Луки (2002), Евангелие от Иоанна (2005), Деяния святых апостолов (2010), Соборное послание святых апостолов (2010), Послания апостола Павла (2011–2015) и Апокалипсис (2016). Основой перевода был «Текст большинства». Полное издание перевода вышло в 2017 г. [Перевод БПЦ, 2017].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Иоанн Дамаскин , преподобный (676–749): Точное изложение православной веры . М., 1992. Иоанн Златоуст , святитель (347–407): О покаянии и об Ироде, и Иоанне Крестителе; Слово о лжепророках и лжеучителях//Творения. Т. VIII. Кн. 2. М., 2009. Он же. Фрагменты//БК. Иоанн Кассиан , преподобный (360–435): Послание к Кастору о правилах общежительных монастырей//Сергиев Посад, 1993. Иоанн Карпафский , преподобный (VII в.): Сотница вторая//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ., 1993. Иоанн Кронштадтский , святой праведный (18291908): Мысли при чтении Святого Писания//Дневник. Т. 1. Тверь, 2007. Ипполит Римский , священномученик (170–236): Слово на Богоявление//Творения. Казань, 1899. Исайя Отшельник, преподобный (V в.): Слова//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ., 1993. Исидор Пелусиот , преподобный (†440): Письма. М., 2000. Исихий Иерусалимский , блаженный (†433): Фрагменты//БК. Иустин Попович , преподобный (1894–1979): Подвижнические и богословские главы//На Богочеловеческом пути. СПб., 1999. Он же. на Первое послание ап. Иоанна. М., 1999. Каллист Ангеликуд , преподобный (1325–1395): Слово XVI//Путь к священному безмолвию. М., 1999. Кесарий Арльский, святой (470–543): Киприан Карфагенский , священномученик (†258): Творения. М., 1999. Кирилл Александрийский , святитель (378–444): На Святой Символ//Творения. М., 2000. Он же. Фрагменты//БК. Кирилл Иерусалимский , святитель (315–386): огласительные//Творения. СПб., 1913. Климент Римский , святой (†99): Послание к Коринфянам//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Лев Великий , святитель (390–461): Проповеди//БК. Он же. Слово VII//Слова на Рождество Христово. М., 2000. Лука (Войно-Ясенецкий) , священноисповедник (1877–1961): Проповеди в 3 томах. Симферополь, 2003. Макарий Великий , преподобный (301–391): Творения. М., 2002. Макарий Оптинский , преподобный (1788–1860): Письма. М., 2011. Максим Исповедник , преподобный (580–662): Вопросоответы к Фалассию//Избранные творения. М., 2004. Марк Ефесский , святитель (1392–1444): Ответ Иоанну Палеологу//Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Сергиев Посад, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Прп. Александр Свирский в житии. Икона. 1655 г. (ГРМ) Иконография А. С. складывалась на протяжении 2-й пол. XVI в. в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. После обретения мощей святого, в 1644 г., была создана серебряная рака (сохранилась крышка: ГРМ. БК-2891). Одновременно развивались 2 типа изображения А. С.: поясное, как на иконе-пяднице 2-й пол. XVI в. (ГММК. Инв. 4974 соб.), напрестольных серебряных крестах 1576 и 1592 гг. (ГРМ. БК-2889; БК-2890), и ростовое - напр., на иконах «Избранные святые: Николай Чудотворец, Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, Александр Свирский» 1560 г. (ГТГ. Инв. 14192); «Трехрядница: Воздвижение креста, Покров, избранные святые» 1565 г. (ГТГ. ДР-48); «Преподобный Александр Свирский в житии» 1655 г. (ГРМ. Инв. 2657); на шитых покровах 1581 г. (ГТГ. Собр. П. Корина. Инв. 42), 1582 г. (ГРМ. ДРТ-303), 1644 г. (ГРМ. ДРТ-263), 1670 г. (ГРМ. ДРТ-292), 1686 г. (ГРМ. ДРТ-302). Существуют варианты изображений со свитком, развернутым вверх или вниз; свернутым (складень трехстворчатый с образом А. С. в среднике 2-й пол. XVI в. и сценами его жития на створках нач. XVIII в. (ГТГ. Инв. 1446)). В сводном иконописном подлиннике XVIII в. о святом сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток, одежда же его бе свита толста вельми и искропана, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти: поживе 85 лет» (Филимонов. С. 434). Число клейм в сохранившихся житийных иконах варьируется: 10 - на иконе XVIII в. (ЯХМ. Инв. 647); 14 - на иконе XVII в. (ГИМ. Инв. 53054 ); 16 - на иконе рубежа XVII-XVIII вв. из придела прп. Александра Свирского в соборе Покрова на Рву (ГИМ); 39 - на иконе 1655 г. (ГРМ). Иконографические программы житийных икон отражают различные аспекты почитания А. С. Имеются лицевые (с 6 миниатюрами) списки жития А. С.: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 135, кон. XVII в.; ГИМ. Муз. 344, сер. XVIII в.; РГАДА. Ф. 188. 1209.

http://pravenc.ru/text/64396.html

Βασιλδα σε ρως, βασιλως μητρα. Βασιλως κα Θεους, βασιλως ψστου. Χαιςρε μετ τκον μνουμνη παρθνος Твоего пою Сына. В изумленьи страшусь Но с любовью взываю: Радуйся, по Рождестве о всепетая Дева! Как Царицу Тебя созерцаю и Матерь, Матерь Бога-Царя, Высочайшего Бога. Радуйся, по Рождестве о всепетая Дева. Однако здесь больше различий, чем сходств. Во-первых, в кондаке все стихи в составе одной строфы начинаются на одну букву, в то время как в строфах восьмой песни начальные буквы стихов различаются. Во-вторых, в кондаке мы имеем дело с 6 равносложными стихами (семисложниками), а в тропарях восьмой песни мы видим 6 неравносложных стихов (от 18 до 7 слогов) со сложным размером. Более близкий аналог мы видим в песнопении Входа Господня в Иерусалим «σμα καινν σωμεν» : Ασμα καινν σωμεν, λαο τως επ πλου καθεζομν Χερουβμ —UU——UUU—UU—U—U—UUU— 23 слога, мужское окончание. Βια μετ τωςν παδων βαστζοντες επωμεν —UU—U—UU—UU—UU 14 слогов, дактилическое окончание. Γενους μιςν, δσποτα, δηγς πρς τν ζων U—U——UUUU—U—U— 14 слогов, мужское окончание. Δι μαςς γρ παρεγνου U—U——UU—U 9 слогов, женское окончание. ν ψστοις οκωςν ες τος ορανος UUU—UU—U—UU— 12 слогов, мужское окончание. Песнь воспоем новую, народы, на жребяти, как на Херувимах Седящему. Скажем же, вместе с детьми мы, ветви носящие: Владыка, буди нам к жизни наставником! Ведь ради нас явился Живущий в вышних, живущий на небесах. Этот гимн Пауль Маас считает первоначальной и архаичной формой кондака , а Гродидье де Матон датирует второй половиной IV века и считает, что его могла слышать блаженная Эгерия . В нем мы видим тот же принцип, что и в строфах восьмой песни Благовещенского канона: гимн состоит из шести строф по шесть стихов, из них первые четыре стиха начинаются с соответствующей буквы алфавита (в результате чего образуется полный алфавитный акростих), остальные два составляют припев. Как и в гимне «σμα καινν σωμεν», в восьмой песне канона стихи являются неравносложными. Следовательно, можно сделать вывод о том, что восьмая песнь Благовещенского канона (далее — БК) строилась по сходным принципам и, возможно, в одно и то же время. Отметим далее, что в содержании ирмоса и тропарей восьмой песни БК ничего, кроме припева, не связано с песней трех отроков. При этом припев весьма отдаленно связан с содержанием тропарей. К тому же наши наблюдения за однопеснцем JR, как и за другими однопеснцами, показывают, что диалог для них нетипичен. Кроме того, в реконструируемом однопеснце JR — три строфы, в восьмой песни — шесть. Наконец, в восьмой песни БК употребляются колоны с большим количеством слогов (18 слогов — первый стих, 17 слогов — третий стих), что не типично для логаэдических канонов, зато типично для кондаков, в том числе ранних (см. первый стих в «σμα ναπμψωμεν» — 23 слога).

http://pravoslavie.ru/78459.html

Никодим Святогорец , преподобный (1749–1809): Поучения//ni-ka.com.ua/index.php?Lev=poucheniya Николай Кавасила , святой (1332–1391): Слово на Успение Богородицы//Христос, Церковь , Богородица. М., 2002. Николай Сербский , святитель (1880–1956): Творения. М., 2010. Нил Синайский , преподобный (†450): Письма//Творения. М., 2000. Нил Сорский , преподобный (1443–1508): Предание о жительстве скитском. М., 1849. Онуфрий (Гагалюк) , священномученик (1889–1939): В защиту христианской веры//Творения в 2 томах. Тверь, 2005. Орсисий Тавенисиотский, преподобный (†380): Свидетельство//Древние иноческие уставы. М., 1994. Петр Дамаскин , преподобный (XII): Творения. Киев, 1902. Савва Сербский , преподобный (1169–1236): Хиландарский устав//Изречения подвижников Греции. М., 2002. Симеон Новый Богослов , преподобный (949–1022): Катехизис//БК. Он же. Слова//Творения в 3 томах. СТСЛ, 1993. Симеон Фессалоникийский, святитель (†1429): Послание в поддержку благочестия против агарян//Византийские сочинения об исламе. М., 2006. Тихон Задонский , святитель (1724–1783): Краткие нравоучительные слова//Творения в 5 томах. М., 1994. Тихон Московский, священноисповедник (1865–1925): Вегетарианство и его отличие от христианского поста. М., 1996. Феодор Студит , преподобный (759–826): Слова//Творения. Т. II. М., 2011. Он же. Послания в 2 книгах. М., 2003. Феодорит Кирский , блаженный (393–457): Фрагменты//БК. Феофан Затворник , святитель (1815–1894): МНКДГ=Мысли на каждый день года по церковным чтениям. М., 2009. Он же. Начертание христианского нравоучения. М., 2008. Он же. О Православии с предостережениями от погрешений против него. СТСЛ, 1995. Он же. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни//Собрание сочинений. Т. 11. М., 2008. Он же. Созерцание и Размышление//Собрание сочинений. Т. 14. М., 2008. Феофилакт Болгарский , блаженный (1055–1107): на деяния и послания св. апостолов. Т. 2. М., 2009. Филарет Московский , святитель (1782–1867): Катехизис. Он же. Проповеди//Слова и речи в 4 т. СТСЛ, 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Утром и вечером, когда мы заезжали за " ленту " , я всегда читал 26, 50 и 90 псалмы и «Богородице Дево, радуйся». Когда мы попали под первый миномётный обстрел, мины рвались прямо возле нашей машины, но она осталась невредимой, а всех остальных осколками посекло. Когда занимали укроповские блиндажи, укропы поставили растяжку (разлет осколков 200м), но усики развели не до конца, поэтому не рвануло. Мы поехали на новые позиции. Я помолился и окропил всех святой водой. По дороге мы подорвались на двух минах – прямо подо мной рванули (БК боекомплект не сдетонировал, хотя везли все для крупного, улитки от АГС раздуло как мячи, гранаты взвелись, но не разорвались, короба ПТУР разорвало, ракеты голые торчали, но не взорвались, из 15 коробов только 2 бронебойных патрона от Утёса разорвались, гранаты в 8 ящиках не сдетонировали). Мины на дороге были так заложены, что от подрыва 2 мин справа должны были взорваться 4 противотанковые слева, и нас должно было разнести в пыль. Когда мы вылезли из машины и заняли круговую, из 24 человек только 4 были на ногах. Укропы стали бить по нам из миномётов, чтобы добить. И опять Господь отвёл – никого не разорвало, не посекло, и в машину с БК не попало, иначе разнесло бы всех. Вечером пришла броня и забрала 4 бойцов, находившихся в тяжёлом состоянии. Остальные дождались темноты и пошли по минному полю на сломанных ногах 2,5–3 километра. Я шёл первым и молился святителю Николаю, чтобы он спас нас. Читал молитвы шёпотом, потому что рядом были укропы. Парни, которые шли в конце, сказали, что слышали, как я молился. Не понимаю, как это возможно. Мы добрались на сломанных ногах до часовни, заползли в какую-то комнату и ждали утра. С первыми лучами солнца на меня смотрел святитель Николай с большой иконы – кому молился, к тому и пришёл. Утром укроповский дрон летал над часовней и корректировал миномётный обстрел. Опять Господь отвёл – снаряды рядом ложились, но из наших никто не пострадал, часовня тоже. Когда за нами приехал КамАЗ, укропы опять начали класть мины, но даже во время погрузки раненых все уцелели. Такое чудо Господь сотворил!

http://radonezh.ru/2022/08/10/gospod-ne-...

Афанасий Великий , святитель (296–373): К Серапиону епископу Тмуитскому послание первое//Творения. Т. 3. М., 1994. Он же. Толкование на псалмы//Творения. Т. 4. М., 1994. Беда Достопочтенный , святой (672–735): семь кафолических посланий//БК. Варсонофий Великий, преподобный (†563): Руководство к духовной жизни. М., 2001. Василий Великий , святитель (330–379): Беседы на псалмы; Беседы на шестоднев//Творения, ч. 1, 1891. Он же. Слово о подвижничестве, третье//Полное собрание творений святых отцов Церкви в русском переводе. Т. 4, М., 2012. Викентий Лиринский , преподобный (†450): Памятные записки Перегрина. М., 1999. Григорий Богослов , святитель (330–390): Слова//Собрание творений. Т. 1. СТСЛ., 1994. Григорий Двоеслов , святитель (540–604): Беседы на пророка Иезекииля. Казань, 1863. Он же. Сорок бесед на Евангелие//Избранные творения. М., 1999. Он же. О пастырском служении. Киев, 1872. Григорий Нисский , святитель (335–394): О жизни Моисея Законодателя//Восточные Отцы и учители Церкви 4 века. Т. 2. М., 2000. Григорий Палама , святитель (1296–1359): Омилии. М., 1993. Он же. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. Димитрий Ростовский , святитель (1651–1709): Келейный летописец. Житомир, 2009. Он же. Поучения и проповеди//Творения. Т. 1. М., 2005. Диадох Фотики йский , блаженный (400–474): Творения. Киев, 1903. Дионисий Александрийский , святой (†265): Фрагменты//Библейские комментарии… Т. 6. Ефрем Сирин , преподобный (306–373): Творения в 8 томах. М., 1993–1995. Игнатий Богоносец , священномученик (†107): К Смирнянам//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Игнатий (Брянчанинов) , святитель (1807–1867): Дневной апостол//Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993. Он же. Письма к мирянам; Письма к монашествующим//Избранные письма. М., 2011. Он же. Понятие о ереси и расколе//Полное собрание творений. Т. 4. М., 2002. Иларий Арльский, святой (†449): на семь кафолических посланий//БК. Илия Минятий , святитель (1669–1714): Проповеди. М., 2000. Иннокентий Херсонский , святой (1800–1857): Собрание сочинений в 6 томах. Тт. 5–6. Калуга, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Бедность южнославянской рукописной традиции не всегда позволяет найти другие, независимые от ЮБ, южнославянские списки, так что можно было бы считать это своеобразие индивидуальной особенностью текста ЮБ. Однако против этого говорят следующие наблюдаемые факты. 1) Характер чтений: в ЮБ некоторые из приведенных чтений со всей несомненностью сохраняют черты славянского архетипа. Они точно соответствуют греческому оригиналу и объясняют чтения восточнославянских рукописей (см. приведенные выписки, разбор отдельных мест дается ниже). Следовательно, по крайней мере еще две рукописи должны были содержать подобные чтения, это архетип славянского библейского текста и антиграф, которым пользовался писец ЮБ. Архетип, разумеется, не был антиграфом ЮБ, об этом говорит ничтожное количество лингвистических архаизмов в ЮБ. 2) Сближение с ЮБ в отдельных книгах некоторых других рукописей: в Царствах это сербский список РГБ, Муз. 3750, XVI в., в Пророках – это БК. Хотя эта последняя рукопись написана у восточных славян в Супрасльском монастыре в 1502–1507 гг., ее связь с южнославянской письменной традицией, именно сербской, хорошо видна в Новом Завете (Алексеев, Лихачева 1978, с. 77–82, 87). Это обстоятельство обусловлено участием сербов в основании Супрасльского монастыря, а также наличием тесных связей между Киевской митрополией и другими митрополиями Константинопольского патриархата, тогда как связи эти с Московской митрополией были с XV в. слабее. 3) Тождественное противостояние южнославянской и восточнославянской рукописной традиций можно отметить в некоторых других библейских текстах за пределами ЮБ. Согласно А. В. Михайлову (1912, с. 322 и др.), 6 южнославянских списков, содержащих четий текст Бытия, противопоставлены 20 восточнославянским и образуют вполне определенный текстовой извод. Вот несколько примеров из Быт. 16–10 , выбранных из издания текста Бытия (Михайлов 1900), южнославянское чтение в левом столбце, его разделяют от 3 до 6 списков. 1 в южнослав. списках добавлен заголовок 21; вьданиа агары кь аврааму от жени его сарры 1 и се бе ν : сеи (се еи, и сеи) 1  имя еи νομα : имя 2 вълези да родиши να : в.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Отзвуки этого торжества слышны в ирмосе девятой песни: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (букв.: непосвященных — μυτων). Устне же верных, Богородице, немолчно, глас Ангела воспевающее, в радости да вопиют: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”». Безусловно, в ирмосе использован эпизод из Библии, из Второй книги Царств (6: 6—7) — рассказ о поражении Озы, который осмелился коснуться ковчега. Но под «одушевленным Бога кивотом» (ς μψχ Θεο κιβωτ) здесь понимается Богоматерь. И здесь нельзя не вспомнить предание, присутствующее в ранних рассказах об Успении Богоматери, в частности в «Слове Иоанна Богослова о Успении Богородицы»: когда иудей Афония пытался сбросить с погребального одра тело Богородицы, Ангел невидимо отсек ему руки . Однако эта реминисценция несет в себе явный антинесторианский подтекст: Нестория и его последователей часто сравнивали с иудеями и именовали их подражателями их нечестия, которые «возобновляя их хулы, говорят, для чего ты, человек, делаешь себя Сыном Божиим?» . Вероятно, в каноне под μητοι подразумевается Несторий и его сторонники, отказывавшие Приснодеве Марии в именовании «Богородица» и уничижавшие Ее роль в спасительном домостроительстве. Таким образом, Несторий и его последователи как бы уподобляются нечестивому Афонии, и, подобно сему, их руки как бы невидимо отсечены Вселенским Собором. Подобная метафора была бы весьма уместна непосредственно после низложения Нестория и его сторонников, например Александра Дамасского (низложен в 434 г.). Соответственно, мы можем отнести создание девятой песни БК и оформление первоначального Благовещенского двупеснца ко второй половине 30-х — началу 40-х годов V века. Датировка Благовещенского двупеснца серединой V века находит свое подтверждение в типологически близком тексте — Луксорском Остраконе Датировка Благовещенского двупеснца серединой V века находит свое подтверждение в типологически близком литургическом тексте — Луксорском Остраконе (Ostrakonum Luxor//Biblitotheca Strasburgiensis. 669) . Этот Остракон палеографически датируется VI веком, но его содержание явно старше. Он состоит из диалога Архангела Гавриила и Девы Марии и завершается доксологией верных, то есть перед нами та же схема, что и в Благовещенском двупеснце. Приведем этот текст с сокращениями.

http://pravoslavie.ru/78459.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010