Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Идентификация В. и А. с известными историческими лицами возможна лишь предположительно; достоверно известно, что в XVII - 1-й пол. XVIII в. они местно почитались в Ржеве. Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209) Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209) Начиная по крайней мере с 30-х гг. XIV в., возможно и несколько ранее, Ржева находилась под властью Литовского великого княжества ; о сидевших здесь в это время князьях имеются отрывочные сведения, и Владимиры среди них неизвестны. С 80-х гг. XIV в. область принадлежала Московскому княжеству, в 1389 г. на короткое время она вошла в удел боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго († 1410), однако к моменту своей кончины он Ржевой уже не владел. Среди ржевских князей долитов. периода, происходивших из смоленской ветви древнерус. княжеского семейства (потомков блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича ), действительно находим одного Владимира, к-рый был, судя по всему, 1-м ржевским князем, родоначальником ржевской линии смоленских князей. Это Владимир Мстиславич, 2-й сын торопецкого блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго (1178-1180), умершего на новгородском столе. Св. кн. Владимира Ржевского с кн. Владимиром Мстиславичем отождествляли Е. Е. Голубинский и архиеп. Димитрий (Самбикин) . В летописях Владимир Мстиславич впервые упоминается в 1180 г., когда умирающий отец поручил его братьям Рюрику и Давыду Ростиславичам (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 609). В Крещении князь, возможно, имел имя Флор или Лавр (если верна предположительная атрибуция В. Л. Яниным буллы с изображением св. Феодора на одной стороне и святых Флора и Лавра на другой как печати Владимира Мстиславича). В 1208 г., будучи князем псковским, Владимир Мстиславич участвовал в отражении литов. набега на Новгород. В 1209 г. был посажен своим старшим братом - новгородским кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным в Вел. Луках, сохранив за собой Псков.

http://pravenc.ru/text/159124.html

Лит.: Квашнин-Самарин Н. Исследование об истории княжеств Ржевского и Фоминского. Тверь, 1887; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 107-108; Тюменев И. Верховья Волги//ИВ. 1894. Июнь. С. 705; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 198-199; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 269; Назарова Е. Л. Место Ливонии в отношениях между Новгородом и Псковом (1-я четв. XIII в.)//Историческая археология: К 80-летию Д. А. Авдусина. М., 1998. 352-359; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси: X-XV вв. М., 1970. С. 121, 243; он же. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV вв. М., 1998. С. 48-60; Кузьмин А. В. Торопецкая знать в XIII в.//RM. Vol. 10. S. 67-68; Валеров А. В. Новгород и Псков: Очерки полит. истории Сев.-Зап. Руси XI-XIV вв. СПб., 2004. С. 136-144. А. В. Назаренко, Е. В. Романенко Иконография Описание облика святых в иконописных подлинниках не представлено. Однако прориси и сведения о несохранившихся иконах, немногочисленные сохранившиеся образы дают представление о сложившейся в XVII в. иконографии В. и А. Как правило, их изображали вместе, предстоящими в молении Спасителю (в облаках). Фигуры показаны в 3/4 развороте, обе руки сложены в молитвенном жесте (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-4209) или со свитком в одной руке (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-2423). У князя поверх нижнего платья ферязь, подбитая мехом, он простоволос, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная. Одежды А. традиционны для изображений св. жен: голова покрыта платом, поверх платья плащ. Этой иконографии соответствует икона из собрания Тверского музея (не сохр.), известная по описанию и прориси, со следующей характеристикой головного убора А.: «Голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи» ( Жизневский. С. 67. Кат. 86. Рис. 3 - прорись с иконы). О распространенности данного извода свидетельствуют известия об иконах в ржевских часовнях: при храме в честь Рождества Христова (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19011. Л. 41) и при единоверческом кладбище ( Жизневский. Табл. IV), в Твери на соборной колокольне и в ц. во имя Двенадцати апостолов (позднее хранилась в Тверском музее, утрачена в числе др. икон в период оккупации нем.-фашистскими войсками в 1941-1943) и др.

http://pravenc.ru/text/159124.html

N 2. P. 54—68). 21.Католическая церковь и социальный вопрос//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1938. 1. С. 12—15. 22.Памяти А.П. Доброклонского//Вестник: Орган церковно-общественной жизни. 1938. 2. С. 16—17. 23.Служение мирян в Церкви и вне ее//БРПК. 1938. 17 (также: Границы Церкви//ПМ. 1949. С. 17—36). 24.Народ Святой//ПМ. 1948. 6. С. 5—17. 25.Границы Церкви [позже, после незначительной переработки, 11 гл. «Вступления в Церковь " ]//ПМ. 1949. 7. С. 17—36. 26.Власть Любви: Актовая речь, произнесенная в Богословском Институте в 1949 г.//ЦВЗЕПРЭ. 1950. 22. С. 35. 27. " Когда вы собираетесь в Церковь …» (1 Кор. 11:18)//ЦВЗЕПРЭ. 1950. С. 12—17. 28.Таинства и тайнодействия (Sacramenta et sacramentalia)//ПМ. 1951. С. 17—34 (переиздание: ПО. 1999. (54). С. 64—84). 29.Неудавшийся церковный округ//ПМ. 1953. 9. С. 7—30. 30.Апостол Петр и Римский епископ: По поводу книги О. Кулльманна «Св. Петр»//ПМ. 1955. 10. С. 7—32 (L " apôtre Pierre et l " évêque de Rome//Theologia. 1955. N 26. P. 465—475; 620—641. - A propos du livre d " Oscar Cullmann «Sain Pierre, discipleapôtre-martyr». Neuchâtel et Paris, 1952. 31.Le Sacrement de l " Assemblèe//Internationale Kirchliche Zeitung. 1956. N46. Р. 200—213; Messager Orthodoxe. 1964. N27—28. Р. 30—43. 32.О церковном управлении и учительстве//ЦВЗЕПРЭ. 1956. С. 18—25. 33.La doctrine de la primauté à la lumière de l " ecclésiologie//Истина. 1957. С. 401—420. 34.Пресвитериды или председательницы. 2-е правило Лаодикийского собора//ЦВЗЕПРЭ. 1957. 66. С. 13—24. 35.Кафолическая Церковь//ПМ. 1957. 11. С. 17—44. 36.Come, Lord Jesus. The problem of eschatology and history//St. Vladimirs Quarterly. 1957. Vol. 1. 4. P. 5—15 (рус. пер.: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»//Вестник РСХД. IV-1966. 82. С. 69—81). 37.The ministry of the lady in the Church//Ecumenical Review. 1958. N 10. Р. 255—263. 38.Находились ли останки апостолов Петра и Павла в катакомбах?//ЦВЗЕПРЭ. 1959. 68. С. 13—21. - О книге: J. Carpopinio. De Pythagore aux Apôtres. Etude sur la conversion du monde Romaine.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 Шляпкин П. А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг„ 1915. С. 16. Автор указывает, что на миниатюрах лицевых рукописей XVI–XVII вв. князь изображался в виде воина верхом на коне, тогда как на иконах того же периода Александра Невского писали в схиме. Старообрядческие рукописи и иконы сохраняют схимнический вариант изображения князя. 3 Милъчик М. И. Северный деревян­ный монастырь на иконах XVII–XIX вв.//ПК НО: Ежегодник 1978. Л., 1979. С. 333–346. Вид Александро-Ошевенского монастыря встречается на иконах второй половины XVII в. См.: Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского севера: Страницы истории. Л., 1981. Рис. 53,54. 4 Мильчик М. И. Северный деревян­ный монастырь на иконах... С. 344, при- меч. 25. В иконописных подлинниках ука­зывалось: «...кверху Спас во облаце...» (Свод, 22). Изображение Спаса в об­лаках на иконе XVII в. Александра Ошевенского с монастырем см. в кн.: Препо­добный Сергий Радонежский/Сост. Н. Чугреева. М„ 1992. С. 207. Ил. 114. 7 Репродукцию с поясной иконы Александра Свирского XVI в. из собрания ГРМ, ДРЖ 1791 см. в кн.: St. Alexander, Karelian Miracle-worker. Exhibition catalogue. Helsinki, 1996. P. 21. Kat. 1. В этом же издании воспроизведены прориси с икон XVIII–XIX вв. из собрания ГРМ, изображающие Александра Свирского . См.: Там же. Р. 4. Kat. 15. (ПМ-4265), Р. 8, Kat. 13. (ПМ-4261), Р. И. Kat. 14. (ПМ-4266). 8 См. воспроизведение иконы в кн.: Kobrzeniecka-Sikorska Cr. Ikony staroobrzedowcdw w zbiorach muzeum Warmii Mazur. Olsztyn, 1993. Kat. 63. Эта же композиция с некоторыми отличиями в де­талях воспроизведена на иконе XIX в. из музея Синебрихова в Хельсинки и в рукописном лицевом Житии Александра Свирского 1715 г. из собрания ГРМ. См.: St. Alexander, Karelian Miracle-worker. P. 29. Kat. 39, P. 6. Kat. 12. 12 Сведения об изображениях Анны Кашинской, об отмене канонизации ее и последующем восстановлении празднования см.: Голубинский, 1903. С. 159–169, 558. 13 Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография Антониево-Дымского монастыря//Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902–1981). Архангельск, 1992. С. 137–154. В статье указаны две иконы с изображением Антониева Дымского монастыря из собрания ГРМ: 1) ок. 1842 г. – ДРЖ, Б-662; 2) XIX в. (середина)–ДРЖ, Б-28. Благодарю М. И. Мильчика за консультацию по данному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Прп. Александр Свирский в житии. Икона. 1655 г. (ГРМ) Иконография А. С. складывалась на протяжении 2-й пол. XVI в. в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. После обретения мощей святого, в 1644 г., была создана серебряная рака (сохранилась крышка: ГРМ. БК-2891). Одновременно развивались 2 типа изображения А. С.: поясное, как на иконе-пяднице 2-й пол. XVI в. (ГММК. Инв. 4974 соб.), напрестольных серебряных крестах 1576 и 1592 гг. (ГРМ. БК-2889; БК-2890), и ростовое - напр., на иконах «Избранные святые: Николай Чудотворец, Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, Александр Свирский» 1560 г. (ГТГ. Инв. 14192); «Трехрядница: Воздвижение креста, Покров, избранные святые» 1565 г. (ГТГ. ДР-48); «Преподобный Александр Свирский в житии» 1655 г. (ГРМ. Инв. 2657); на шитых покровах 1581 г. (ГТГ. Собр. П. Корина. Инв. 42), 1582 г. (ГРМ. ДРТ-303), 1644 г. (ГРМ. ДРТ-263), 1670 г. (ГРМ. ДРТ-292), 1686 г. (ГРМ. ДРТ-302). Существуют варианты изображений со свитком, развернутым вверх или вниз; свернутым (складень трехстворчатый с образом А. С. в среднике 2-й пол. XVI в. и сценами его жития на створках нач. XVIII в. (ГТГ. Инв. 1446)). В сводном иконописном подлиннике XVIII в. о святом сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток, одежда же его бе свита толста вельми и искропана, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти: поживе 85 лет» (Филимонов. С. 434). Число клейм в сохранившихся житийных иконах варьируется: 10 - на иконе XVIII в. (ЯХМ. Инв. 647); 14 - на иконе XVII в. (ГИМ. Инв. 53054 ); 16 - на иконе рубежа XVII-XVIII вв. из придела прп. Александра Свирского в соборе Покрова на Рву (ГИМ); 39 - на иконе 1655 г. (ГРМ). Иконографические программы житийных икон отражают различные аспекты почитания А. С. Имеются лицевые (с 6 миниатюрами) списки жития А. С.: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 135, кон. XVII в.; ГИМ. Муз. 344, сер. XVIII в.; РГАДА. Ф. 188. 1209.

http://pravenc.ru/text/64396.html

11. С. 17-20; Толкование митр. Филаретом церк. молитвы «О соединении всех»//Там же. 1/2. С. 8-12; К крестовому походу: Речь на митинге протеста против религ. гонений в России 5 марта 1930 г. в Роттердаме//Россия и славянство: Газ. П., 1930. 67, 8 марта; Церковное облегчение//Там же. 84, 5 июля; В поисках мира церковного//Там же. 1932. 176, 9 янв.; Завет св. кн. Владимира//Путь. 1932. 36. С. 75-80; На путях к Вселенскому Собору. П., 1932; Церковь и государство: Что было и что должно быть в России. П., 1932; Временное правительство и Рус. Церковь//СЗ. 1933. Кн. 52. С. 369-388; Соединение Церквей в свете истории//Христианское воссоединение: Сб. ст. П., С. 82-120; Церковный вопрос на конгрессе меньшинств в Вене//Путь. 1933. 40. С. 40-53; Церковь и национальность//Там же. 44. С. 3-14; Церковь как фактор социального оздоровления России//К познанию России: Тр. кружка. П., 1934. Вып. 1. С. 115-124; Личное и общественное спасение во Христе//Путь. 1934. 45. С. 30-36; Церковь в ее ист. исполнении//Там же. 1935. 47. С. 15-27; Русское христианство//Там же. 1936. 51. С. 19-31; Русская Церковь периода империи//К познанию России. 1937. Вып. 2. С. 78-91; Свобода научно-богосл. исследований и церк. авторитет//ПМ. 1937. Вып. 3: Живое предание. С. 25-41; Церковь и государство: (Восточно-правосл. точка зрения). Варшава, 1937; Святой вел. кн. Владимир, отец рус. культуры. П., 1938; Св. вел. кн. Владимир. П., 1939; Революция и Собор 1917-1918 гг.//ПМ. 1942. Вып. 4: Богосл. мысль. С. 75-101; Ветхозаветная библейская критика. П., 1947; Непримиримость//Возрождение: Лит. полит. тетради. 1947. Кн. 6. С. 7-14; Православие в его отношении к ист. процессу//ПМ. 1948. Вып. 6. С. 89-102; Певец Святой Руси//Возрождение. 1950. Кн. 10. С. 157-160; Мои ранние встречи с о. Сергием Булгаковым//ПМ. 1951. Вып. 8. С. 47-55; 1500-летняя годовщина IV Вселенского Собора//Там же. 1953. Вып 9. С. 65-95; Идеология и церковный путь Франка//С. Л. Франк, 1877-1950: Сб. памяти С. Л. Франка. Мюнхен, 1954. С. 67-70; 35 лет работы издательства YMCA-PRESS//ВРСХД.

http://pravenc.ru/text/Карташёв.html

Лит.: Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного толкования Слова Божия//Путь. 1928. Вып. 13. С. 5-15; он же. Завет иудеохристианства//ПМ. 1930. Вып. 2. С. 12-56; он же. О молитве Господней//ПМ. 1949. Вып. 7. С. 58-74; он же. Сыны Божии//Вестн. РСХД. 1954. 1(31). С. 4-11; idem. The Revision of the Russian Translation of the NT//The Bible Translator. L., 1954. Vol. 5. N 1. P. 27-34; idem. . The Interrelation of the Gospels: Matthew-Luke-John//Studia Evangelica. B., 1959. Bd. 1. S. 129-147. (TU; 73); он же. Славословие божественной любви (Рим 8. 31-39)//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 117-129; он же. К вопросу о построении Молитвы Господней//Там же. 1951. Вып. 8. С. 56-85; он же. К вопросу о тексте Мк 9:23//Церк. вестн. Зап.-Европ. Экзархата. 1957. 2 (66); Руло Ф. Еп. Кассиан Безобразов как экзегет//Символ. 1995. 34. С. 9-10; Булгаков С. Иуда Искариот, апостол-предатель//Путь. 1931. 26. С. 3-60; 27. С. 3-42; Святой Грааль: опыт догматической экзегезы Ин 19. 34//Там же. 1932. 32. С. 3-42; Апокалипсис св. Иоанна. П., 1948. М., 1992; Салтыков А. Гора в Библии//Путь. 1931. 30. С. 71-85; Иванов П. Завет ап. Павла//Там же. 1938. 55. С. 41-52; Александров А. Книга Иова//Там же. 1938/1939. 58. С. 57-63; Князев А. , протопр. Ветхий Завет в посланиях ап. Павла//Церк. вестн. Зап.-Европ. Экзархата. П., 1951. 4 (31). С. 4; он же. Ветхий Завет и спасение во Христе//Там же. 1952. 3 (42). С. 3; он же. Откровение о Матери Мессии: (О ветхозаветных основах мариологии)//ПМ. 1953. Вып. 9. С. 96-113; он же. Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете//Там же. 1955. Вып. 10. С. 92-112; он же. Историческое и богословское значение письма Аристея к Филократу//Там же. 1957. Вып. 11. С. 123-138; он же. Религиозная жизнь евреев в Вавилоне//Вестн. РСХД. 1959. 54. С. 23-32; он же. Mariologie biblique et liturgie byzantine//Irénikon. 1955. T. 28. 3е trimestr. P. 268-288; он же. La Théodicée de Job dans les offices byzantins de la Semaine Sainte//Θεολογα. T. 26; он же. The Great Sings of the Heavenly Kingdom and its Advents in Strength//SVTQ.

http://pravenc.ru/text/149119.html

1936. Athènes, 1939. P. 185-193; Kirche oder Reich Gottes: (Die Iohannische Eschatologie)//In Extremis. [Gen.], 1939. Bd. 5. N 6/8. S. 186-202; La Pentecôte Johannique: (Jo. XX 19-23). Valence-sur-Rhone, 1939; Die Lehre des Neuen Testaments von der Kirche: Eine Studie//IKZ. 1940. Bd. 30. H. 1. S. 1-22; Славословие Божественной любви (Рим 8. 31-39)//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 117-129; Слово в день Трех Святителей//ЦВЗЕЕ. 1947. 5. С. 1-2; (франц. версия: Allocution prononcé à l " occasion de la fête des Trois Docteurs (12. fev. 1947)//Russie et Chretiente. 1947. N 3. Р. 31-33); Idem: (12. fev. 1948)//Ibid. 1948. N 3. Р. 37-38; Idem: (12. fev. 1949)//Ibid. 1949. N 1/2. P. 58-59; Слово при наречении во еп. Катанского//ЦВЗЕЕ. 1947. 8. С. 6-9; Водою и Кровию и Духом: [Речь перед защитой докт. дис.]//ПМ. 1948. Вып. 6. С. 103-124; Моя поездка в Бельгию//ЦВЗЕЕ. 1948. 12. С. 11-12; Памяти Мочульского К. В.//Рус. мысль. П., 1948. 51. C. 3; Свет Воскресения//Там же. 30 апр. 1948. 55. C. 2; 30 лет: (Памяти царской семьи)//Там же. 1948. 55. C. 2; Царство Кесаря перед Судом Нового Завета//Возрождение: Лит.-полит. тетради. П., 1948. 1. С. 7-16; Архиеп. Хрисанф//ЦВЗЕЕ. 1949. 21. С. 30-31; Мои встречи в Германии в нач. 1949 г.//Там же. 18. С. 4-9; О молитве Господней//ПМ. 1949. Вып. 7. С. 58-84; Процесс митр. Вениамина//Слово Церкви. П., 1949. 145. С. 2; 153. С. 2; 161. С. 2; Родословие духа: Памяти К. В. Мочульского//ПМ. 1949. Вып. 7. С. 7-16; Слово на торжественном открытии женских богосл. курсов в Париже//Рус. мысль. 1949. 195. С. 1; Theozentrismus und Christozentrismus im Neuen Testament/Univ. Heidelberg. 1949. Mimeograph; Der Kirchenbegriff bei Paulus: Vortrag auf Einladung des Leiters des Hilfswerks der Evangelischen Kirchen in Deutschland vor der Evangelisch-Theol. Fak. der Univ. Mainz. 1949. Mimeograph; Памяти еп. Иоанна//ЦВЗЕЕ. 1950/1951. 1(28). С. 2-3; Слово на отпевании М. М. Осоргина//Там же. С. 19-20; Проблема зла: (К вопросу о дьяволе). П., 1950; Слово на торжественном праздновании 25-летия Богосл.

http://pravenc.ru/text/1681269.html

лекция к курсу «Введение в этику», чит. в 1919-20 акад. г.]//УЗ ист.-филол. фак-та Дальневост. ун-та. 1920. Т. 2/1; Константин Леонтьев о прогрессе. Пекин, 1921; L " Église comme Évangile vivant selon la conception orthodoxe. Strasbourg, 1924; Правосл. богослужение как основа религиозного преподавания//Вопросы религ. воспитания и образования: Сб. ст. П., 1928. Вып. 2. С. 75-82; Грустный рай: (О преодолении искушения земного рая)//Путь. 1928. 14. С. 56-79; В обители прп. Сергия: (Храм Сергиевского подворья)//ПМ. 1930. Вып. 2. С. 188-199 (переизд.: Свято-Сергиевское Подворье в Париже: К 75-летию со дня основания. П.; СПб., 1999. С. 67-79); О планомерном добре//ВРСХД. 1930. 2. С. 6-8; «И согласно славим всесвятаго Духа»: (О сущности экуменического движения)//ПМ. 1937. Вып. 3: Живое предание. С. 120-139 (англ. пер.: Gen., 1937). М., 19972. С. 136-158; Логика и догматика//ПМ. 1942. Вып. 4: Богосл. мысль. С. 41-55; 1947. Вып. 5. С. 48-74; 1948. Вып. 6. С. 56-73; Памяти о. Сергия Булгакова. П., 1945; Dostoïevsky: Le Problème du Bien/Trad. B. Hofmann. P., 1946 (перераб. рус. изд.: Тайна добра: (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт-на-Майне, 1960); Бог и Мир: (Миросозерцание о. Сергия Булгакова): В 2 т. П., 1948; Evangelisches und orthodoxes Christentum. Hamburg, 1952; Vision and Action. L., 1952 (нем. пер.: Einheit ohne Vereinigung: Okumenische Betrachtungen eines russischen orthodoxen. Stuttg., 1959); Визит в Англию//ВРСХД. 1953. 3(28). С. 19-24; Пролегомены экзегезы//ПМ. 1953. Вып. 9. С. 43-50; Aux sources de l " Existentialisme//Vues sur Kierkegaard/Ed. G. Henein, M. Wahba. P., 1955. P. 38-44; Западное Православие//ВРСХД. 1957. 47. С. 3-16; 1958. 48. С. 12-25; К понятию бедности в Священном Писании//Там же. 1957. 47. С. 16-19; Уроки, которые следует извлечь из встречи с Греч. Церковью//Там же. 1957. 46. С. 10-26; Образы Греции//Там же. 1958. 49. С. 33-39; 51. С. 30-46; Философские темы в романе Пастернака «Доктор Живаго»//Там же. 1959. 1(52). С. 36-44; 2(53).

http://pravenc.ru/text/182553.html

иконах среди избранных святых, как, напр., «Святые Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ); «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия», 2-я пол. XV в. (ГРМ); на иконе «Богородица Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XVI в. (ГРМ), псковской иконе «Избранные святые перед иконой Божией Матери «Знамение»», 2-я пол. XV в. (ПИАМ). Полуфигура св. Анастасии в медальоне помещена на сев. склоне зап. арки среди святых жен в росписи Дионисия в храме Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре , 1502 г. Ее изображение с сосудом в руке имеется, напр., на новгородской иконе «Святые Параскева и Анастасия» сер.- 2-й пол. XV в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ). Очевидно, А. У. представлена в Минеях на декабрь: 1565 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского мон-ря (ГРМ), кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), а также на иконе 1860 г. (ГЭ), созданной в связи с рождением вел. кнж. Анастасии Михайловны. Нет устойчивой иконографической традиции в цветах одеяния св. Анастасии: обычно она представлена в красном чепце и платье и в зеленом или синем мафории, с крестом в правой руке, левая рука покровенна или раскрыта ладонью к молящемуся; иногда, как св. Параскева,- в зеленом (синем) платье и красном мафории (единоличная икона нач. XVI в.? (ГРМ); тверская икона «Св. Анастасия, свт. Николай и ап. Иаков», 1-я пол. XVI в. (ГТГ)); существуют варианты одеяния с белым платом на голове («Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми на полях», сер. XVI в. (ГМЗРК)); в золотом венце поверх красного мафория (московская икона XVI в. (ГТГ)). В Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. под 22 дек. образ А. У. с крестом в руке сопровождает надпись: «Риза празелен, испод бакан з белил[ом]». Сближение иконографии святых Анастасии и Параскевы выразилось и в появлении икон, на к-рых мученицы держат в руке развернутый свиток с текстом Символа веры , по-видимому, в сер.- 2-й пол. XVI в. эта деталь, присущая образу св. Параскевы, усваивается в иконографии св. Анастасии: на иконе сев.

http://pravenc.ru/text/114938.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010