Датой основания церкви Спаса на Сенях является 1675 год. Об этом рассказывает надпись, расположенная на храмозданном кресте: «Освятися алтарь и сооружен бысть крест сей церкви Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7183 (1675) Августа 17 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержавца...». Храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1730 и 1758 годах церковь Спаса на Сенях вместе со всем Архиерейским домом пострадала от пожаров, во время которых сгорели деревянные перекрытия. Архитектор Сергей Ухтомский, присланный для восстановления Архиерейского дома, предложил заменить во всех церквях деревянные кровли на несгораемые металические перекрытия. Работа затянулось на несколько десятков лет и только в 1781–1783 годах церковь Спаса на Сенях получила перекрытия из кованного железа, произведенного на сибирских заводах. В 1788 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. В Спасской церкви и других храмах Ростовского кремля перестали проводить богослужения. Помещения были переданы в гражданские ведомства, в них разместили соляные и винные склады. Вследствие этого уже в первой половине XIX века древние здания Ростовского кремля пришли в плачевное состояние. Кровля и фундамент не ремонтировались, сырость разрушала кирпичную кладку. В 1850–1851 годах Архиерейский дом посетили великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, а также будущая императрица Мария Александровна. Царские особы нашли древние строения в ужасающем состоянии и пожелали видеть их обновленными. В 1852 году начался процесс передачи зданий Ростовского кремля обратно церкви. В 1860 году по инициативе ростовского купца И. И. Хранилова церковь Спаса на Сенях была частично отреставрирована на деньги местного купечества. Была заменена кровля и обновлена стенопись. Капитальные работы по реставрации храма были начаты только в 1891 году. Деньги на реставрацию церкви Спаса на Сенях пожертвовал Ростовскому кремлю томский купец В. И. Королев. Были проведены капитальные работы по восстановлению церковных сводов и алтаря. Также под руководством художника В. В. Лопакова были возобновлены росписи на стенах и отреставрированы иконы храма.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Но наступают другие времена, и храм " превращается " в памятник архитектуры, который, однако, государство берет под охрану. В 1973 году собор уничтожают: растаскивают тракторами, камни сбрасывают в реку. А еще через 20 лет по указу Б. Ельцина " охраняемый памятник архитектуры " , уже давно не существующий, снимают с охраны государства. В 2000 году на месте храма Нерукотворного Образа был установлен памятный крест, освящение которого совершил 2 июня настоятель кафедрального Свято-Ильинского собора Архангельска протоиерей Владимир Кузив, посетивший Красноборск во время крестного хода по Северной Двине. С того времени утраченная традиция возобновилась. По материалам сайта: www.arhpress.ru. http://arhispovedniki.ru/gallery/ Первое письменное упоминание о Красноборске относится к началу XVII века. «В 1620 году на Юрьеве-Наволоке отдан был на пустом гарном месте дикий лес крестьянину Игнатию Яковлевичу Ожегову (Рудачку), с обязательством платить в казну оброка 16 алтын и 3 деньги». Построив свои дома и освоив землю, Ожегов стал получать доходы и в 1627 году на свои средства построил деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного. Постепенно здесь начинают селиться жители из окружающих селений и приезжие. Увеличивающееся селение стало именоваться слободкой, затем посадом. В 1775 году в посаде насчитывалось 102 дома с численностью населения 500 человек, с гостиным рядом в 105 лавок, с широко развитой торговлей. В 1780 году в результате административных преобразований по указу Екатерины II посаду Красный Бор присвоен статус – уездный город Красноборск. В 1781 году утвержден герб города. С сайта Красноборского районного музея: http://krasnoborskmuseum.ru/history.html Церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что в заштатном городе Красноборске, находится на левом гористом берегу реки Северной Двины, при устье речки зовомой Нечмежа. Она остоит от уездного города Сольвычегодска в 70 верстах. Первоначальное существование свое восприяли по явлению нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135-е (1627) при державе Благоверного и Благочестивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России. Предание говорит, что образ тот явился в пустом лесистом месте на березе. На том месте тогда и была построена деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа. Построена же церковь та неизвестно кем именно, а только летописец говорит так: «есть село нарицаемое Красной бор, в том же селе возграждена церковь деревянна во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135 Создатель же церкви оной бысть некий муж Боголюбец того же села насельник».

http://sobory.ru/article/?object=38324

По всей вероятности, церковь св. Георгия в селе Иславском около 1678 г. была переделана или построена вновь, ибо в приходной книге Патриаршего Приказа за 1678 г. указано под статьею Георгиевской церкви: «писать церковь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа да в приделе св. Георгия, дани рубль, 4 деньги, заезда гривна». В этой форме она писалась до 1740 г. Село Иславское с деревнею причислено было по смерти Ивана Морозова к дворцовым селам, а в 1682 г. 8 марта, по именному указу, пожаловано из дворцовых сел жене боярина Матвея Апраксина вдове Домне Богдановне и ее детям стольникам Петру, Федору и Андрею Апраксиным, и в том же году за ними утверждено отказною книгою, в которой церковь описана так: «в селе Иславском церковь Божия во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянная, да придел великомученика Георгия с папертью, крыты тесом, да старые церкви две царские двери; местных образов: образ Нерукотворенного образа, оклад басемный, серебряный, золочен, венец и цата чеканные, у ангелов венцы и цата серебряные, золочены, резные. Две деисусы, 14 икон. Запрестольный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, обложен серебром, оклад, венцы и цата серебряные, золочены, басемные; образ Пресвятой Богородицы Умиление, венцы и цата басемные… на колокольне три колокола…». 20 июля 1685 г. боярыня вдова Д. Б. Апраксина свою часть имения уступила детям. В 1687 г. Петр, Федор и Андрей Апраксины вотчины, находившиеся в разных уездах, между собою разделили и на часть Андрея досталась половина села Иславского, а другая половина – Федору. В 1704 и 1709 гг. село Иславское находилось во владении адмирала Федора Матвеевича и брата его стольника Андрея Матвеевича Апраксиных, а в селе церковь деревянная Спаса Нерукотворного образа. В 1713 г. граф Ф. М. Апраксин вотчину свою половину села Иславского и деревню Горышкину продал родному брату Андрею Матвеевичу. Церковь в селе Иславском сгорела, и 5 августа 1727 г. выдан указ из Синодального Казенного Приказа «о строении церкви по челобитью графа Апраксина, велено ему в Московском уезде, в вотчине его в селе Иславском, вместо сгорелой деревянной церкви, на том же церковном месте, построить вновь деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа, да в приделе великомученика Георгия; пошлин с указа 6 алтын 4 деньги, нужнейших 1 четь взято».

http://sobory.ru/article/?object=07293

3) Холщевый – ¼ аршина ширины и 1 / 4 аршина высоты, от сотворения мира 7061, от Рождества Христова 1552 г. в храм Преподобного Александра Свирского , с св.мощами; с изображением креста осмиконечного на горе, с копием и тростию и надписями: «Царь Славы, IC. ХС. HI. КА, копие губа». Надпись около краев всех сторон следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви преподобного отца нашего Александра Свирского , священа церковь сия при благоверном Царе и Великом Князе Иване Василевиче всея Руси и при Архиепископе Серапионе великого Нова града и Пскова лета 7100 года июля в 3 день на память преподобного отца нашего Афанасия Афонского ». Пришивных углов не имеет, а на месте их дыры от гвоздей, коими антиминс был прибит к престолу 265 . 4) Холщевый – ширины 3, высоты 4 вершка; от сотворения мира 7075 (от Р. X. 1567 г.) окт.; в храм Положения честныя ризы Богородицы; с изображением на мешечке с мощами четыреконечного креста на подножии и словами около его: IC. ХС. ЦР. СЛ. Надпись не кругом антиминса, а сперва по ту и другую сторону мешечка со св. мощами и потом внизу под ним, следующая: «Лета 7075 месяца ω си олта(рь) освяти(ся) великаво Господа Спаса нашего IC ХС.....влцы ....шея Богородицы Честнаг… нея положна риза при Царе и Великом Князе Иоане Василевиче всея Руси и ....чадех Царевиче Иване…..Феодору при Архиепископе Александре на память Покрова святей Богородицы и святого апостола ……анна(нии) и……романа певца Кондакорева…….Мешечек для мощей и наугольники пришиты с исподней стороны. (См. рисунок на листе В). 5) Холщевый – шириною 4 1 / 8 и высотою 4 вершка, 7134 (1626) года, с изображением семиконечного креста с тростию и копием с губою, на подножии, с словами около креста: «ЦРЬ СЛА, IC, ХС, НИ, КА, КОП., ТРОСТ.» Надпись по ту и другую сторону мешечка с мощами и под ним – изображения креста, следующая: освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Мария честного и славного ея Покрова в лето 7134…….бря при благоверном Царе…..Князе Михаиле………доровиче всия России и при Патриархе Филарете и при Архиепископе Павле Пскопском и Изборском. Мешечек с св. мощами и наугольники пришиты с лицевой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах – граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины 17 века. Возможно первую каменную церковь в Устюге возводили приезжие мастера: купец Ревякин, богатейший из устюжан, числился в столичной гостиной сотне и, видимо, пригласил в Великий Устюг московских мастеров. По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. Церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа является древнейшим из сохранившихся каменных храмов города (находится на Советском проспекте у Земляного моста). Вознесенский собор каменный, двухэтажный, совмещает шесть престолов, часовню и колокольню. Юго-восточную часть здания занимает главный холодный храм Вознесения Господня, с юго-западной стороны находится часовня. На северной стороне холодного храма теплый храм Богоявления Господня, с приделом Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В верхнем этаже над теплым храмом теплый же храм Воскресения Христова, под колокольней, придел Святого Дмитрия Царевича Московского. Над часовней холодный храм во имя Всех святых. Над холодной папертью возвышается восьмигранная колокольня. Церковь стоит на месте, где с XIII века находились деревянные храмы, много раз горевшие и восстанавливаемые вновь. Первоначально было две деревянные церкви холодная - Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и теплая - Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.68 Существующий храм построен в 1648 году на средства великоустюжского купца Никифора Ревякина.

http://sobory.ru/article/?object=00248

На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; в ней же говорится и о том, что те которые до конца с благочестием пребывают во время Богослужений в храме, сподобятся великих даров Омилия XXI. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота Омилия XXII. На тот же Праздник (Вознесение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа); в ней же говорится о страстях и добродетелях Омилия XXIII. На 10-е утреннее воскресное Евангелие; в ней же говорится и о предлежащей нам брани, как в чувственной области, так и духовной Омилия XXIV. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии Омилия XXV. Произнесенная в Неделю Всех Святых Омилия XXVI. Произнесенная во время жатвы; в ней же говорится и о духовной жатве Омилия XXVII. И эта омилия была произнесена во время жатвы; в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве Омилия XXVIII. Произнесенная в праздник Святых и Верховных Апостолов Петра и Павла Омилия XXIX. Имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует Евангелист Матфей; в ней же говорится и о печали ради Бога Омилия XXX. Заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует Евангелист Матфей. В ней же говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния Омилия XXXI. Произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа Омилия XXXII. Его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею; в ней же говорится и об искушениях Омилия XXXIII. О добродетелях и противоположных им страстях, и о том, что «мир», «миродержителем» которого является диавол, это – не Божия тварь, а это – те, которые, вследствие злоупотребления тварью, покорились ему. Произнесенная на молебне Омилия XXXIV. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным Омилия XXXV. На то же Преображение Господне; в ней доказывается, что хотя божественный Свет, бывший при Преображении, и был не созданным, однако он не есть существо Божие Омилия XXXVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

История явления иконы Спаса Нерукотворного в 1612 г. и чудес, происходивших от святыни, обстоятельства построения во имя ее сначала деревянной, а затем каменной церкви изложены в «Сказании об иконе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нерукотворенного Образа, называемого обыденного, иже есть во граде Ярославле на Ильине улице близ монастыря Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла». Текст этого памятника посадской литературы сохранился в четырех списках XVIII-XIX в.в. В конце марта 1612 г. для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Согласно сказанию, жители, находясь в «недоумении» по поводу настигшего бедствия, 15 мая обратились к протоиерею Успенского собора Илье. Для избавления от болезни было решено прибегнуть к главной защитнице города - чудотворной иконе Толгской Богоматери - и «с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение о освобождении от той напасти смертоносной». Накануне назначенного дня, 23 мая 1612 г., протопопу Илье случилось «сонное видение», в котором ему повелевалось взять в крестный ход икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в часовне близ деревянной церкви Афанасия и Кирилла. Когда священник нашел образ, много лет пребывавший в забвении, он усомнился в истинности указания свыше, ибо под толстым слоем пыли даже не увидел лика. Ночью ему опять было видение: явилась икона, повторив указание «с нею по граду ходити и с молебным пением совершати литии». Утром участники крестного хода взяли из часовни образ, и, когда священная процессия поравнялась с Ильинским храмом, произошло первое чудо от новоявленной святыни: икону пронесли над нищим слепцом, просившим «милостыню от христолюбивых подателей», — и он прозрел. По этому поводу протоиерей Аристарх Израилев, посвятивший несколько работ различным страницам церковной истории Ярославля, заметил: «Вот пример, достойный подражания, - подходить и других подводить под святые иконы, когда их несут куда-либо с крестным ходом».

http://sobory.ru/article/?object=05737

В 1861 году на собранные пожертвования храм был возобновлен и в следующем году освящен. При этом он претерпел некоторые изменения: колокольню разобрали до основания; алтарь и два плеча (северо-восток), разобрав, выложили заново. Трещину заложили и скрепили железными связями, двери, окна, крышу, главу и крест исправили. Снаружи стен выложили цоколь из белого камня, выстлали полы, оштукатурили внутренние стены, возобновили иконостас и т.д. Иконостас в главной церкви, по словам старожилов, построен был после 1812 года на средства помещика А. М. Маслова, в 40-х годах он упал, был возобновлен и восстановлен, причем бывшая позолота покрыта миней краской. В 1861-1862 годах иконостас был окрашен кармином. В приделе иконостас сооружен в 1877 году на пожертвования купцов М.П. Макеева и Г.П. Сухова. Из древностей, хранящихся в церкви, заслуживают внимания: два месячных миней - один 1693 года, другой 1703 года и евангелие печатное 1703 года, все - вклад храмоздателя Дионисия, о чем и сделана на них соответствующая надпись, по его распоряжению, его архиерейским певчим: «1703 года декабря в день св. Володимера Боголюбова монастыря игумен Дионисий, что в мире был священник Давид Васильев, дал вклад книги сия, дваднадесятые минеи, в рязанской уезд в Перевицкой стан в погост Дощатой в церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа для поминовения родителей своих и по отшествии души своей грешной и детей своих Андрея и Якова Давидовых, поминать меня грешнаго. июля в преосвященный Дионисий, вятский и великопермский приложил сии книги в рязанский уезд к церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что именуется погост Дощатаго, в вечное поминовение и ради будущих благ восприятия детей своих и родителей своих и впредь будущим родом поминать. Подписал певчий его Димитрий по его архиерейскому приказу». Из документов хранятся: метрические книги - с 1875 года, исповедные - с 1800 года, ревизская сказка о причте 1811 года, церковная опись 1816 года и другие обычные документы.

http://sobory.ru/article/?object=06344

И мы, Преосвященный Варнава Архиепископ Холмогорский и Важский, слушав твоего строителева челобитья, пожаловали, благословили, указали на то церковное строение камень, и кирпич, и известь и припасы готовить и строить церкви во имя распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Успения Пресвятыя Богородицы, а глав, сколько надлежит, построить на тех церквях по угожеству, а на главах кресты поставить четвероконечные, по преданию святых Апостолов и святых Богоносных Отцов, и по древнему обычаю таковы, каков крест златой на Москве, на соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы, иже у Великого Государя на сенях, поставлен в давних летах Благоверными Великими Князьями, а каковы те кресты подобием, и им под сей нашей благословенной Архиерейской грамотой подлинное изображение. Да в тех же церквях в алтарях учинить помосты, выше церковных помостов двумя степенями, а степенем высота полтретья вершка, и от тех алтарных помостов от алтарных стен в церквях выпуски учинить до верхней степени полтретья аршина, да в алтарных же стенах в обеих церквях на срединах учинить царские врата, а на правых странах тех врат учинить южные, а на левых северные врата же, и святыя иконы поставить чинно подле царских врать: на правых странах вначале поставить образы Всемилостивого Спаса, подле тех образов поставить образы настоящие тех церквей, Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Успения Пресвятыя Богородицы; а на левых странах царских врат в обеих же церквях меж северными поставить образы Пресвятыя Богородицы с предвечным Сыном Божиим и прочих Святых образы поставить по чину же и по обычаю святых Восточных церквей. А как те церкви построены и ко освящению изготовлены будут, тогда о освящении тех церквей и о антиминсах бити челом нам, Преосвященному Архиепископу, а ради приятия от нас антиминсов быти к нам иеромонаху или иеродиакону, а не простолюдину;. и называтися, ради вышеописанной новопостроенной каменной распятской церкви, вышеупомянутой горе горою Голгофою и скитом Распятским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В понедельник мы творим память блаженного Иосифа прекрасного и изсохшия смоковницы «занеже начало отсюду преемлют страсти Господа нашего Иисуса Христа: Иосиф же во образе сего приемлется», «зане и Христос от единоплеменных Иудей завиствуем бывает и от ученика на тридесяти сребреницех продается и во мрачный темный ров, гроб, заключается, и оттуду самовластно восторгуется царствует над Египтом». – «Смоковница убо есть сонмище иудейское, на немже плода подобнаго Спас не обрет, точию осеняющее закона, и сие отъят от них, праздное всячески содеяв». «Есть же смоковница всяка душа всякаго духовнаго плода не причастна: в ней же утру, по настоящей яве жизни, не обретая Господь покоя у нея, усушает ю клятвою и в вечный посылает огнь». 4 Во святой вторник Церковь воспоминает пребывание Господа с учениками на горе Елеонской и притчу Его о десяти девах, «на милостыню обращая рече, вкупе и уча еже прежде конца всем готовым быти». 5 В великую среду память жены блудницы, помазавшей миром Господа и приготовившей Его к погребению. В четверг – «священное умовение ног, тайную вечерю, предание яве яже по нам страшных Тайн, преестественную молитву и самое то предательство». 6 В великий пяток «святыя и спасительныя страсти совершаем Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа, яже нас ради волею прият: оплевание, биение, заушение, досады, посмеяния, багряную одежду, трость, губу, оцет, гвоздие, копие и по сих всех крест и смерть, яже вся в пяток содеяшася». 7 В великую субботу «боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и еже во ад сошествие празднуем». 8 Песнопения церковные этой недели не многочисленны и не велики по объему, но они глубоко трогательны и назидательны по содержанию, производят на душу молящихся неотразимо сильное впечатление и будят в ней самые лучшие чувствования. Не удивительно поэтому нисколько, что Святая Церковь , чтобы глубже запечатлеть их в сердцах верующих, повторяет их неоднократно. Одни и те же стихиры мы слышим и в стихирах на стиховне на утрени, и их же поем в стихирах вечерних на «Господи воззвах». Некоторые песнопения: «Се жених грядет в полунощи» и «Чертог твой вижду, Спасе мой» составляют принадлежность утренних служб первых трех дней, а последний ексапостиларий переходит даже и в службу великого четверга. Тоже можно сказать и о песнопениях: «Егда славнии ученицы», «Благообразный Иосиф» и «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного». О других песнопениях, как напр., ексапостиларий: «Разбойника благоразумнаго» приходится сожалеть, что он, усладив наш слух за одним богослужением, более уже не повторяется в других службах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010