Ангел Силен Всесильный Создатель наш Бог хранить нас Сам Собой и без приставления к нам ангельской стражи, слушатели возлюбленные! Силен Владыка наш Сам Собой, не требуя ничьей помощи, управлять жизнью нашей, как и создал нас Сам без помощи Ангелов. Силен, говорю, Сам сохранить нас, как содержащий Сам всю тварь видимую и невидимую, чувственную и духовную. Однако изволил Бог , по неисследимому Своему совету, непостижимой премудрости и бесконечному разуму, создать всемогущей силой Своей горнее и дольнее, Ангелов и людей, и устроить благочинный порядок во всем создании Своем, в явлении Божией Своей силы и Божией Своей премудрости, и чтобы мы славили Его, Создателя нашего, восклицая вместе с псаломником: «Велик Господь наш и велика сила Его, и разум Его непостижим. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил» ( Пс. 146:5, 103:24 ). Создав всю вселенную, видимую и невидимую, чувственную и духовную, Премудрый Создатель расположил ее в трех изряднейших местах, как бы в трех царствах: превысочайшем, нижайшем и среднем. Самое превысочайшее место – это небо превысокое, называемое небом небес. Оно есть и Престол Божий, место Божественной Его славы, неприступного света, где царствует Сам Царь царей и Господь господей: «Бог наш на высоте живущий и на смиренных взирающий» ( Пс. 112:5–6 ). Место нижайшее – это земля, которую Господь дал людям для обитания, согласно Писанию: «Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс. 113:24 ), – и на которой поставил человека царем, увенчав его славой и честью и покорив ему все. Место среднее – это небеса, находящиеся под высочайшим небом. Он отдал его святым Ангелам, сотворив их, чтобы вечно царствовать в благодати Его, поставив их Властями, Началами, Господствами и другими высокими чинами. Расположив таким образом всю вселенную на этих трех местах, Господь наш установил такой порядок, чтобы среднее место управлялось высочайшим и нижайшее – средним, то есть управлять Ангелами изволил Сам Бог , а управлять и хранить людей повелел Ангелам: «Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих» ( Пс. 90:11 ). Чем же управляют, что делают в нас святые Ангелы, будучи посредниками между Богом и нами и охраняя нас? Сколько благодеяний, сколько необходимого творят они нам как для души, так и для тела, присутствуя около нас днем и ночью и на всяком месте, – сего невозможно ни сказать, ни исчислить! (2)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Получил я от Вас два письма, на которые не написал в ответ ни одной строчки. Благодарю Вас, что Вы предварительно прощаете меня за сию неисправность, и подлинно она происходит не от охлаждения моей любви к вам, но от других причин, о которых я не намерен объясняться теперь в особенности, и о которых вы сами составите достаточное понятие, когда узнаете о состоянии моем на новом месте. Письмо, которое намерен я послать к вам по следующей почте, обгонит Ивана, и прежде его прибудет к вам. Потому я и не буду заниматься, и занимать вас лично собой, а закину только за Ивана словечко. Прошу Вас покорнейше, почтеннейший Отец Иоанн, успокоить его с дороги в доме вашем со всякой лаской, и не лишите его приюта доброго, пока он не будет переведен в бурсу на прежнее место свое. По какому случаю я отправил его из Костромы, узнаете во время свое. Я хочу известить Вас обо всем, что касается до меня в надлежащем порядке случаев, как они один за другим следовали, дабы вы лучше могли замечать зачатки действий в причинах, и закладку к последующим в предыдущих. На сей раз почитаю за нужное уверить вас, что Иван совершил свое служение при мне с постоянной верностью, и ревностным усердием и с природным своим смирением, и что на отъезд его из Костромы и разлучение со мною, сколько слепота моя позволяла мне замечать происходившее во мне и в нем, было указание промысла Божия. Господь с ним! Кажется, что он не от меня разлучается со мною. Извините сами, и перед другими извините меня, что я не могу, как бы хотелось мне, воспользоваться сим случаем для засвидетельствования моей любви и благодарности пред вами, почтеннейшие и дражайшие друзья мои. Финансы мои в великом расстройстве, надлежит по необходимости наложить пост на себя, дабы поправить их. Сами судите, кроме издержек, которых потребовало первое обзаведение и которых требует злоба каждого дня, надлежало мне для уплаты долгов, по одной и той же почте послать 525 рублей в разные места. Кое-что исправил из одежды для себя и для Ивана, на угощение лихорадки вышло довольно, а тут отправление Ивана случилось, для которого одна подорожная обошлась в 50 рублей с копейками. По милости Божьей я не огорчаюсь на него, по сему случаю прошу и вас не огорчать его какими-либо замечаниями, которые на него не падают, но ободрить, и одобрить его, и содействовать не подавленно, но созрению и раскрытию в душе его добрых семян, посеянных Создателем. Да почиет на нем благословение Божие во веки! Друг мой возлюбленный! Посади Ивана по прочтении сих строк, на первое, на горнее место, под образами. Потом воззри на него, как на доброго моего друга, который по телу и внешности служил мне, и берег меня, как Ангел хранитель. Потом воззри оком души твоей на небо, и не говоря ни слова, объяв, благослови его, да благословит тебя Всевышний, един благословенный. Потом посади его на мое у тебя место, и угости его, как бы я сам был у тебя. Мужайся, возлюбленный! Бодрствуй, крепись и стой! Аще Бог по нас, кто на ны? Прости. Друг твой – Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Сегодня утром я решился писать к вам, благодетельный друг мой, и только что уселся за рабочий стол, заваленный разным хламом ученым и деловым, и очистил проталинку для полулиста бумаги, мне принесли кучу припечатанных свертков из Иоппии. В них обрелось и вожделенное письмо ваше от 8 декабря с приложением вашей дани памяти Жуковского и Гоголя. Прочитав то и другое с наслаждением, отвечаю вам под влиянием мыслей, предшествовавших вашему посланию и вновь выведенных на простор моей души силой вашего слова. Бог, у Которого милость в деснице и правда в шуйце, помиловал вас и продолжил дни ваши, драгоценные для многих. Кипарис наш высится и, распространяя благовоние, стрясает от себя благотворную росу на былия земли жаждущей. Я разумею вас и вашу дань памяти двух знаменитых писателей. С Гоголем я встретился на пути в Иерусалим и не мог узнать его по причине неприкосновенного сосредоточения души его в себе самой и в Боге, а сочинений его не читал по обстоятельствам моей службы. Жуковского же я никогда не видал в лицо; но душа его светлая, добрая и сладкоречивая открывалась мне в его творениях, кои я с жадностью читал и заучивал наизусть, будучи еще питомцем духовной академии. По его лире настраивалось мое слово. До сих пор не забыты мною те стихи его, кои тогда были сладки мне. Жалею, что в книгохранилище моем нет стихотворений сего вдохновенного певца. Если другие причислили его к лику поэтов парнасских, то вы указали его место в царстве благодати. Это хорошо и назидательно. Пусть знают все молодые писатели, что в их одном лице два естества, горнее и земное, должны присно выражаться в их слове и жизни. Ποιητς значит творец. Что ж он должен творить? вся добро зело. Как? прекрасно, великолепно и полезно. Из чего? из идей Божеских и человеческих. Где? в глубине души доброй и светлой. Отрадно обращение супруги Жуковского к доброте православия. Теперь союз души ее с птенцами незабвенного поэта стал крепче и надежнее. Куда как чудотворна любовь! В катихизисе она занимает третье место после веры и надежды, а в сердцах едва ли не первое. Припоминаю Руфь, уверовавшую в Иегову ради Ноемии, любившей ее горячо, и вижу с вами на обращении рабы Божией Елисаветы печать любви ее к супругу и детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Беседа 8. Евангелие от Матфея, глава 5, 1–12. «Нагорная проповедь. Совершенство» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книгам Нового Завета, и темой сегодняшней беседы станет начало 5-й главы Евангелия от Матфея. Здесь нашему взору предстает Нагорная проповедь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Евангелие возводит нас на высоту подлинной Жизни в Боге и с Богом. Центральный стих данной Проповеди: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Поистине недостижимая Высота! И мы читаем 1-й стих 5-й главы Евангелия от Матфея: Мф.5:1 . «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его». Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Господь восходит в горнее место, чтобы и других увлечь за Собою. Но толпы народа не имеют силы взойти. А следуют (за Ним) ученики, к которым только Он, не стоя, а сидя и уменьшившись (таким образом – О.С.) в росте, обращает слово. В самом деле, ведь они не могли понимать Его в блеске Его величия» . Пророк Исаия говорил об этом добровольном сокрытии величия: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» ( Ис.53:2 ). Апостол Павел говорит даже более решительно: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Итак, Он восходит на гору не в величии и славе, и блаженный Феофилакт пишет: «Он сел и начал учить… не в городе, не на площади, чтоб видели Его многие и хвалили, но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеления» . Можно сказать, что они пришли исцелить телесные недуги, а Господь Своею Проповедью уврачевал их душевные болезни. Впрочем, ученики не искали чудес исцеления, а стремились к Учению Истины. Блаженный Феофилакт пишет: «Народ приступает для чудес, а ученики для наставлений» . Существенное замечание (!), оно научает нас пренебрегать внешним (чудесным) ради внутреннего (духовного назидания в учении). Посему всякий раз, выбирая между «чудом» и учением, избери Учение, и не ошибешься. Сказано о значимости духовного знания (ведения): «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия…» ( Ос.4:6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Каково евангельское понимание блаженства? Кто такие «нищие духом» и «кроткие»? О чем плачут плачущие? Как следует понимать заповедь о миротворцах? Как стать чистым сердцем? Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, и темой сегодняшней станет начало 5-й главы данного Евангелия. Здесь нашему взору предстает Нагорная проповедь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Евангелие возводит нас на высоту подлинной Жизни в Боге и с Богом. Центральный стих всей Нагорной проповеди: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Поистине недостижимая высота! Совершенство Божественное! И мы читаем 1-й стих 5-й главы Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» (Мф. 5: 1). Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Господь восходит в горнее место, чтобы и других увлечь за Собою. Но толпы народа не имеют силы взойти (то есть всецело принять глаголы Слова. – прот. О.С. ). А следуют (за Ним) ученики, к которым только Он, не стоя, а сидя и уменьшившись (таким образом. – прот. О.С. ) в росте, обращает слово. В самом деле, ведь они не могли понимать Его в блеске Его величия» 1 . Пророк Исаия говорил об этом добровольном сокрытии и умалении величия: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53: 2). Апостол Павел говорит даже более решительно: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 6–8). «Что может быть яснее и убедительнее этого? Не с низшей начав степени, Он соделался совершенным, а, напротив того, будучи Богом, принял образ раба и этим принятием не усовершился, но смирил Себя» 2 . Всякий раз, выбирая между «чудом» и Учением, избери Учение Итак, Господь восходит на гору не в величии и славе, и блаженный Феофилакт пишет: «Он сел и начал учить… не в городе, не на площади, чтоб видели Его многие и хвалили, но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеления» 3 . Можно сказать, что они пришли исцелить телесные недуги, а Господь Своею проповедью уврачевал их душевные болезни.

http://pravoslavie.ru/94562.html

Горнее место Горнее место . Название это усвояется устрояемому в алтаре за престолом особому возвышению, на котором ставится кафедра епископа с расположенными по бокам ее седалищами для пресвитеров. Своим происхождением оно обязано тому древнему обычаю, по которому как служащие священнослужители, так и молящиеся миряне не исключительно стояли во время совершения богослужения, а отчасти стояли, отчасти сидели. Вследствие этого, в церквах должны были явиться седалища, или места сидения для священников и мирян. Седалища первых, имевшие место в алтаре, были устроены не с западной стороны престола и лицом не к востоку, а с восточной стороны, лицом к народу, – они ставились в полукруге алтарной абсиды, непосредственно или вплотную к стене. Седалище епископа находилось в центре полукруга абсиды, а седалища пресвитеров располагались полукружиями с обеих его сторон (Ап. Постановления, II кн., 57 гл.). Сравнительно с этими последними, епископская кафедра имела возвышенное положение, поднималась над уровнем пола на одну и более ступеней. Так, в живописи, украшающей одну из комнат усыпальницы св. Ермы, изображена кафедра, возвышающаяся на пять ступеней, не считая платформы, на которую поставлена; на ней восседает епископ, совершающий рукоположение. Кафедра базилики в Переццо в Истрии (VI в.) так же возвышается на пять ступеней, а скамьи для пресвитеров расположены гораздо ниже по обе ее стороны и состоят из двух рядов, возвышающихся один над другим в виде амфитеатра. В Солуни существуют три епископские трона, оставшиеся от дотурецких времен: один в бывшей св. Софии, другие два на дворах бывших церквей св. Георгия и Пантелеимона. Первый имеет три ступени восхода, вторые два по шести. Наконец, в базилике на острове Торчелло епископская кафедра возвышается на десять ступеней, а скамьи для пресвитеров состоят из шести, один над другим возвышающихся, рядов, и все Г. место имеет вид настоящего амфитеатра. Такие возвышенные на несколько ступеней кафедры назывались в древности «cathedrae gradatae» (Августин, Ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Поучение первое на Собор Архистратига Михаила, месяца ноября, в 8 день («Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих» (Пс. 90:11)) Силен Всесильный Создатель наш Бог хранить нас Сам Собой и без приставления к нам ангельской стражи, слушатели возлюбленные! Силен Владыка наш Сам Собой, не требуя ничьей помощи, управлять жизнью нашей, как и создал нас Сам без помощи Ангелов. Силен, говорю, Сам сохранить нас, как содержащий Сам всю тварь видимую и невидимую, чувственную и духовную. Однако изволил Бог, по неисследимому Своему совету, непостижимой премудрости и бесконечному разуму, создать всемогущей силой Своей горнее и дольнее, Ангелов и людей, и устроить благочинный порядок во всем создании Своем, в явлении Божией Своей силы и Божией Своей премудрости, и чтобы мы славили Его, Создателя нашего, восклицая вместе с Псаломником: «Велик Господь наш и велика сила Его, и разум Его непостижим. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил» ( Пс. 146:5, 103:24 ). Создав всю вселенную, видимую и невидимую, чувственную и духовную, Премудрый Создатель расположил ее в трех изряднейших местах, как бы в трех царствах: превысочайшем, нижайшем и среднем. Самое превысочайшее место – это небо превысокое, называемое небом небес. Оно есть и Престол Божий, место Божественной Его славы, неприступного света, где царствует Сам «Царь царей и Господь Господей: Бог наш на высоте живущий и на смиренные взирающий» ( Пс. 112:5–6 ). Место нижайшее – это земля, которую Господь дал людям для обитания, согласно Писанию: «Превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс. 113:24 ), – и на которой поставил человека царем, увенчав его славой и честью и покорив ему все. Место среднее – это небеса, находящиеся под высочайшим небом, Он отдал его святым Ангелам, сотворив их, чтобы вечно царствовать в благодати Его, поставив их Властями, Началами, Господствами и другими высокими чинами. Расположив таким образом всю вселенную на этих трех местах, Господь наш установил такой порядок, чтобы среднее место управлялось высочайшим и нижайшее – средним, то есть управлять Ангелами изволил Сам Бог, а управлять и хранить людей повелел Ангелам: «Ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

преподобный Ефрем Сирин Подвизайтесь вы, оставившие житейскую суету и все скорогибнущее, и не обращайтесь к этому снова сердцем своим. Богатство преходит, слава исчезает, красота увядает, все изменяется и исчезает как дым, преходит как тень, изглаждается как сон. Посему-то Соломон сказал: Суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1:2). Посему-то и Давид воспевал, говоря: Образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс.38:7). И действительно всуе мятутся, которые любят хлопоты настоящей жизни. Действительно всуе мятутся, всуе тревожатся, всуе волнуются, которые собирают и кладут в сокровищницы, что вскоре погибнет, и чего невозможно им взять с собою. Ибо, все оставив, нагими, как родились, пойдем мы к Страшному Судии; покинув все собранные нами сокровища, нагие, жалкие, унылые, омраченные, сокрушенные, уничиженные, для всех открытые, робкие, трепещущие, посупленные, смущенные, поникнув лицом в землю, и закрывая его от стыда, - так пойдем, так явимся так будем предстоять на оном великом, на оном страшном, нелицеприятном, неподкупном, непостижимом для нас судилище, где трепещут ангелы, где поставлены страшные престолы, где читаются книги деяний, где река неугасимого огня, где немилосердый червь, где непроницаемая светом тьма, где хладный тартар, где неумолкающее сетование и скрежет зубов, где непрестанные слезы, где немолчные воздыхания, где безутешный плач, где место не смеху, но рыданию, где место не восклицаниям, но трепету, где место не радованию, но воздыханиям, где место не забав, но суда. Подлинно, страшно слышать, страшно и видеть, как всякая тварь внезапно восстает, собирается, подвергается наказанию и отчету за все слова, дела и помышления, за всякий грех, совершенный и днем и ночью. Велик страх тогда, братия, велик трепет! Великая нужда, какой никогда не было и не будет до этого дня, постигнет тогда, как ангелы потекут, трубы зазвучат, звезды спадут, солнце омрачится, небеса свиются, вся земля поколеблется. Силы подвинутся, серафимы, херувимы придут в движение, и горнее и дольнее, и земное и преисподнее, смятется и поколеблется; отверзутся гробы, соберутся тела, уготовятся судилища. Великий будет тогда страх, несказанный трепет, неизъяснимая нужда! Великая это буря, великое волнение, трудное обстоятельство, непостижимое смятение, великое рыдание! Послушаем, что говорит Даниил: Зрях в видении нощию, дондеже престола поставишася и Ветхий денми седе, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ. Река огненная бяше пред Ним; тьмы тем служаху Ему: судище седе, и книги отверзошася. Вострепета дух мой. Аз Даниил видяй, и видения главы моея смущаху мя (Дан.7:2. 9:10.15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/872/...

Скачать epub pdf Глава 8 Дела Божьи непостижимы – знай своё место Не кончается тропа философа – за поворотом поворот. Куда ведёт дорога?.. Или в том и дело, что никуда?! Божье не познать – знай своё. Не можешь постичь дела Божии – в простоте, не мудрствуя, делай свои. Не знаешь того, что наверху, знай своё место внизу. Философ искал горнее. Небо молчало, земля обескураживала. Оставалась только золотая середина, иначе – яма. Еккл. 8:1 Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется. Мудрый разумеет значение вещей , то есть знает не только саму вещь, а её значение, её предназначение, её логос и её смысл. Прп. Максим Исповедник находил истинное познание мира в познании логосов каждой вещи. Физик постигает вещь, богослов – её логос. Всё через Слово начало быть , значит, во всём своё слово, свой логос. Первоначально вещь именуется; Адам нарекал имена животным, а некоторые думали, что и ангелам. Назвать вещь – это не обозначить её, не словесный жетон на неё нацепить, а познать её, постичь её смысл и значение. В начале было Слово ( Ин. 1:1 ). Кстати, что такое физика или история? Чему научились физики на физфаке, а историки на истфаке? Физики научились говорить о природе, а историки – о событиях, происшедших с людьми. Открыть закон природы – это в конце концов не что иное, как научиться словесно выражать нечто, в ней происходящее, мыслить об этом. Да и «мысль» содержит в своём корне «слово» 56 . Мысль есть слово. Законы Ньютона – это слова, произнесённые по поводу движения тел. Филолог изучает сами слова. Богослов находит в словах отражение Слова. Молящийся словом восходит к Слову и изумевает в молчании пред Молчанием. Изумление – «из-ума» исхождение. Ум витает в слове. Изумление – то, что за словом. В молитве это исихия, смолкает слово, дух молчит пред Молчащим. Кто – как мудрый? Есть хотя бы один? Наш философ-странник ищет его. Кто понимает значение вещей? Вещи – их так много, а где их смысл? Кто откроет?..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Приложения Приложение 1. Каждение Особое место в богослужении Православной Церкви занимает каждение, совершаемое священнослужителями 431 на вечерне, утрене, литургии, других службах и требах. Каждение осуществляется с помощью кадила (кадильницы) – особого сосуда, содержащего раскаленные угли, на которые полагается ладан, выделяющий при сгорании благовонный фимиам. Этим фимиамом кадят престол, горнее место, жертвенник, иконы в алтаре, иконы на иконостасе, в храме, другие святыни, а также священнослужителей, церковнослужителей и мирян. §1. Идейный смысл каждения Благовонное курение фимиама известно с глубочайшей древности. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других даров истинному Богу приносить и ароматы для благовонного курения (см.: Исх. 25:6 ), заповедует Моисею сделать особый жертвенник для приношения курения (см.: Исх. 30:1 ), указывает и особый состав из ароматических веществ, предназначенных для священного курения (см.: Исх. 30:34 ). В Ветхом Завете само курение фимиама имело следующий смысл: как дым от фимиама поднимается к небу, так и молитвы людей обращены к Богу («Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» – Пс. 140:2 ). Однако для Священного Писания также характерно восприятие каждения как жертвы, причем, что очень важно, как универсальной жертвы Богу, которую, как возвещает пророк Малахия, в мессианские времена будут приносить «на всяком месте» (см.: Мал. 1:11 ). Важно отметить, что апостол Павел сравнивает жертву Христову с приношением фимиама: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (в славянском тексте: «в воню благоухания» – Еф. 5:2 ). В настоящее время смысл каждения, конечно, основан на библейском понимании курения фимиама. Однако христианская традиция расширяет идейное значение каждения, добавляя в него новые смысловые оттенки. Так, в молитве, читаемой священником (или архиереем) на благословение кадила 432 , отражается и библейское понимание (дым кадильный как жертва и как символ молитвы человека), однако присутствуют и иные богословские идеи. В частности, содержится просьба к Богу принять аромат кадила в знамение духовного благоухания молитв людей пред Богом и в ответ ниспослать благодать Святого Духа на людей. «Поэтому благовонный дым кадила есть также видимый образ, заключающий в себе невидимое присутствие этой благодати Духа Святого, наполняющей храм, духовно радующей верующих» 433 . §2. Образ совершения каждения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010