Павел Голенищев-Кутузов Голенищев-Кутузов Павел Иванович, граф (1767–1829) – поэт, переводчик, сенатор. Сын директора Морского корпуса переводчика И.Л. Голенищева-Кутузова, племянник полководца М.И. Голенищева-Кутузова, отец поэтессы Авдотьи Глинки. Из этого же рода поэт «чистого искусства» Арсений Голенищев-Кутузов, а в XX веке –поэт и переводчик Илья Голенищев-Кутузов. Начинал еще в 1780-е годы как ученик Ипполита Богдановича, затем заявил о себе как рьяный антикарамзинист, видевший в Карамзине, как писал современник, «человека вредного обществу, и коего все писания тем опаснее, что, под видом приятности, преисполнены безбожия, материализма и самых пагубных и возмутительных правил». В качестве мартиниста и «гасителя» просвещения фигурирует во многих эпиграммах и в «Доме сумасшедших» Александра Воейкова: «Вот Кутузов! Он зубами//Бюст грызет Карамзина». С 1798 по 1803 годы был куратором, с 1810 по 1816 – попечителем Московского университета. В 1803–1804 годах издал три тома «Стихотворений», в которых, наряду с одами в честь суворовских побед и переводами, в отдельный раздел выделены «Духовные стихотворения» – молитвы и переложения псалмов. Наиболее значительными его стихотворениям и были перевод знаменитой элегии Грея, положившей начало «кладбищенской поэзии», и оригинальная «Эпистола 9 к Неве реке, писанная мерою старинного русского стопосложения» (1803). Эта эпистола едва ли не самая первая в поэтической летописи Невы: О питательница река Нева Града славнова и великова, Коль везде о тебе гремит молва, О брегах твоих камня дикова, Так, что видеть, Нева, красу твою Приезжают народы дальные, – То не чудо, что я тебя пою, Славлю воды твои кристальные! Свет увидел я при твоих струях, Был твоими вспоен потоками, Был воспитан я на твоих брегах; Там старанием и уроками Обработался ум незрелый мой... Там я нежнова зрел родителя, Подававшего мне пример собой; Видел умного в нем учителя, Управляющего моей душой, Возрождавшего в чувствах пламенных К чести, к истине и добру любовь;

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Павел Голенищев-Кутузов Голенищев-Кутузов Павел Иванович, граф (1767–1829) – поэт, переводчик, сенатор. Сын директора Морского корпуса переводчика И.Л. Голенищева-Кутузова, племянник полководца М.И. Голенищева-Кутузова, отец поэтессы Авдотьи Глинки. Из этого же рода поэт «чистого искусства» Арсений Голенищев-Кутузов, а в XX веке –поэт и переводчик Илья Голенищев-Кутузов. Начинал еще в 1780е годы как ученик Ипполита Богдановича, затем заявил о себе как рьяный антикарамзинист, видевший в Карамзине, как писал современник, «человека вредного обществу, и коего все писания тем опаснее, что, под видом приятности, преисполнены безбожия, материализма и самых пагубных и возмутительных правил». В качестве мартиниста и «гасителя» просвещения фигурирует во многих эпиграммах и в «Доме сумасшедших» Александра Воейкова: «Вот Кутузов! Он зубами//Бюст грызет Карамзина». С 1798 по 1803 годы был куратором, с 1810 по 1816 – попечителем Московского университета. В 1803–1804 годах издал три тома «Стихотворений», в которых, наряду с одами в честь суворовских побед и переводами, в отдельный раздел выделены «Духовные стихотворения» – молитвы и переложения псалмов. Наиболее значительными его стихотворениям и были перевод знаменитой элегии Грея, положившей начало «кладбищенской поэзии», и оригинальная «Эпистола 9 к Неве реке, писанная мерою старинного русского стопосложения» (1803). Эта эпистола едва ли не самая первая в поэтической летописи Невы: О питательница река Нева Града славнова и великова, Коль везде о тебе гремит молва, О брегах твоих камня дикова, Так, что видеть, Нева, красу твою Приезжают народы дальные, – То не чудо, что я тебя пою, Славлю воды твои кристальные! Свет увидел я при твоих струях, Был твоими вспоен потоками, Был воспитан я на твоих брегах; Там старанием и уроками Обработался ум незрелый мой… Там я нежнова зрел родителя, Подававшего мне пример собой; Видел умного в нем учителя, Управляющего моей душой, Возрождавшего в чувствах пламенных

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Теребени. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Погост и церковь в Теребени упоминаются с конца 16 века. Существующая церковь построена во второй половине 18 века местным помещиком Карауловым. Погост располагался вблизи старой дороги Опочка – Новоржев (бывший Новоржевский военный тракт). Церковь деревянная, обшита тесом. Позднее пристроили колокольню по проекту И. Пузырева. В церкви похоронен отец полководца М.И. Кутузова. Действует. Псковские власти в 2013 году приступят к реставрации уникального памятника деревянного зодчества XVIII века — храма Воскресения — усыпальницы родителей героя Отечественной войны 1812 года, фельдмаршала Михаила Кутузова. Храм Воскресения Словущего в деревне Теребени Опочецкого района — один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества XVIII века. В его подвале находится склеп, где похоронены родители фельдмаршала Кутузова — генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов и его жена Анна Илларионовна (урожденная Бедринская). Церковь является объектом культурного наследия регионального значения. Источник: сайт  " Историческая правда. Россия. Беларусь "    Храм Воскресения Словущего на погосте села Теребени — в сущности, последний источник жизни этого постепенно умирающего села. Ради него в псковскую глушь едут историки, любителей тайн и просто православные люди, которых привлекает личность настоятеля Воскресенской церкви, отца Георгия (Мицова). Погост и церковь находятся на отшибе, дальше только овраг и лес. К воротам ведет узкая дорожка. Рассмотреть церковь издали можно разве что поздней осенью и ранней весной. В остальное время ее закрывают кроны буйно разросшихся деревьев, выглядывает лишь самый высокий купол да шпиль колокольни. Зато перезвон колоколов слышно по всей округе. В абсолютной тишине, которая здесь царит, этот звук пробирает до мурашек. Деревянный храм, сохранившийся с XVIII века — огромная редкость для Псковской области. По поводу года его постройки у историков нет единого мнения: одни называют 1757-й, другие 1778-й, третьи 1889-й. Точность датировки важна даже не сама по себе — от нее зависит имя заказчика. Если церковь заложена в 1757 или 1778 году, то заказчиком был Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, генерал-поручик, выдающийся военный инженер, сенатор. Ему принадлежали окрестные земли и имение Ступино, в километре от Теребеней. Если же Воскресенскую церковь возвели в 1789 году, через пять лет после смерти Иллариона Матвеевича, то храм построен по воле его сына — светлейшего князя Михаила Илларионовича, генерал-фельдмаршала, «спасителя Отечества».

http://sobory.ru/article/?object=08143

«Перед гробницею святой…» Казанский собор в творчестве А.С. Пушкина Могила М.И.Голенищева-Кутузова в Казанском соборе 13 июня 1813 года состоялись похороны М.И. Кутузова в Казанском соборе Петербурга, в склепе у западной стены северного придела. Казанский собор – грандиозное творение замечательного русского зодчего А.Н. Воронихина, завершенное в 1811 году, – был избран местом погребения полководца не случайно. В 1812–1813 годах собор стал своеобразным пантеоном славы русских войск, которыми предводительствовал Кутузов. Сюда из действующей армии отправлялись трофейные знамена и штандарты, символические ключи от взятых крепостей и городов Европы. Всего в соборе было собрано 107 знамен и штандартов, 93 ключа и даже жезл французского маршала Л.-Н. Даву, командовавшего 1-м корпусом «великой армии», захваченный 5 ноября 1812 года в бою под городком Красным Смоленской губернии. В июне 1813 года собор стал местом всенародной скорби. Сюда, совершив последний поход из Бунцлау, прибыли и были опущены в склеп под собором останки фельдмаршала Кутузова. В полу собора над склепом была вмурована гранитная плита, вокруг которой в 1814 году была поставлена невысокая железная решетка, изготовленная мастером П.П. Ажисом. Передняя сторона решетки украшена бронзовым позолоченным изображением родового герба Голенищевых-Кутузовых. Над решеткой в стену собора вделана доска красного мрамора с надписью золочеными накладными буквами: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау». Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»: Перед гробницею святой Стою с поникшею главой… Все спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамен нависший ряд. Под ними спит сей властелин, Сей идол северных дружин, Маститый страж страны державной, Смиритель всех ее врагов, Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов.

http://pravoslavie.ru/36189.html

Алексей Толстой Толстой Алексей Константинович, граф (1817–1875) – поэт, драматург. Автор одного из самых популярных романсов «Средь шумного бала» (музыка П.И. Чайковского), исторического романа «Князь Серебряный», исторических драм «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», стихотворной сатиры «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», создатель (вместе с двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми) сатирического образа Козьмы Пруткова. «Против течения» – так называется программное стихотворение Алексея Толстого, отразившее своеобразие его места в литературе и общественно-политической жизни того времени. Будучи крупным чиновником, а с 1856 года – флигель-адъютантом императора Александра II, он прилагал все усилия, чтобы добиться отставки. «Не дай мне, Феб, быть генералом, не дай безвинно поглупеть!» – восклицает он в стихотворной шутке. Опубликовав в некрасовском «Современнике» несколько подборок стихов и первую серию сатир Козьмы Пруткова, он приходит к выводу, что с Некрасовым и Чернышевским у него «разные пути». Сблизившись после разрыва с «Современником» с «Русской Беседой» и Иваном Аксаковым, он вскоре убеждается, что со славянофилами ему тоже не по пути. «Двух станов не боец, но только гость случайный» – так определит он свою «позицию». В 60-е годы обозначится и третий «стан». Фет, Аполлон Майков и Полонский объединятся в «тройственный союз», противопоставивший идеологическому примату («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...») идею «чистого искусства». В этот союз вошли А.Н. Апухтин, А.А. Голенищев-Кутузов, К.К. Случевский. Эстетика «чистого искусства» была ему наиболее близка, но и с «тройственным союзом» сближения не произошло. «Гляжу с любовью я на землю, но выше просится душа» – так выразит он свое отношение к поэтическому пантеизму адептов «чистого искусства». В одном из писем признается: «Я верю в Бога, и у меня не высокое мнение о разуме человеческом, и я не верю тому, что он называет возможным и невозможным – я верю больше тому, что я чувствую, чем тому, что я понимаю, так как Бог дал нам чувство, чтобы идти дальше, чем разум. Чувство – лучший вожак, чем разум, так же, как музыка совершеннее слова... Никогда и ничто не заставит меня роптать на Бога, в которого я верую всецело и безгранично».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Бад Киссинген (Bad Kissingen). Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «В одном из самых очаровательных по местоположению уголков Баварии, среди живописно расположенных гор, покрытых густыми буковыми лесами, в долине горной речки Заале, ютится небольшой, но чрезвычайно красивый городок Киссинген. Обязанный своим существованием находящимся в нем целебным минеральным источникам, Киссинген ежегодно в летнее время привлекает к себе множество больных». Так писали путеводители в конце XIX века об этом баварском курорте, в котором насчитывалось всего 5 тыс. жителей. Администрация города старалась всячески развлекать приезжих: в парке играл оркестр, давались театральные представления, читались лекции, устраивались экскурсии и фейерверки. Курортный сезон длился с мая до октября. Прямым железнодорожным сообщением город был связан с Берлином. Слава Киссингена как европейского бальнеологического курорта (здесь лечили в основном заболевания органов пищеварения и обмена веществ) началась в 1830-е и уже в 1835 в нем появились первые русские больные. В 1846 их было 218 человек, в том числе кн. И. Л. Голенищев-Кутузов, который просил местные власти и Синод разрешить устроить в городе православную домовую церковь с духовной при ней библиотекой «в отраду больных, утешение здоровых и в умиление всех благочестивых». Для этой цели требовалось 10 тыс. руб. серебром — четверть суммы князь уже собрал. Разрешение было получено, и в Петербурге был сделан иконостас, куплена утварь, написаны образа. Все это было отправлено на курорт, но, увы, болезнь помешала Голенищеву-Кутузову устроить задуманную церковь в доме Бергмана на Людвигштрасе. Поэтому, когда в 1847 на курорте побывал Император Николай I, то он, скорее всего, молился в своей походной церкви. Вторая попытка открыть церковь была предпринята в 1857, но она тоже не имела успеха, хотя для ее постройки город выделил земельный участок. В 1864 и 1868 курорт для встречи с коронованными особами посетил Александр II, который прибыл с семьей; для него в гостинице была снова поставлена походная церковь. В последующие годы верующие из православной России во время летнего сезона собирались на богослужение в молитвенном зале, устроенном в здании местного казино.

http://sobory.ru/article/?object=15203

Закрыть itemscope itemtype="" > Каноническое положение русского православного прихода в Праге (1919-1946). Часть 1 05.07.2011 644 Время на чтение 20 минут В 1920-30 годы Чехословакия стала одним из главных центров русской эмиграции, а Прага по праву стяжала славу «русского Оксфорда». О культурной и научной жизни русской эмиграции в Чехословакии написано множество книг и статей. При этом гораздо менее известна церковная жизнь русской эмиграции в Чехословакии. Портал «Богослов.Ru» публикует статью проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную непростому вопросу о каноническом статусе русского эмигрантского прихода в Праге. Эта публикация тематически продолжает статью, посвященную «русской акции» Чехословацкого правительства . До 1918 года Чешские земли (Чехия, Моравия и Силезия) входили в состав Австро-Венгрии, и потому господствующее положение здесь занимала Римско-Католическая Церковь. При этом с середины XIX века в годы наибольшего подъема чешского национального Возрождения среди чехов наблюдается определенный интерес к православию, как к религии большинства славянских народов. В 1870 году Санкт-Петербургский отдел Славянского благотворительного комитета взял в аренду на 30 лет храм святого Микулаша (святителя Николая) на Староместской площади в Праге. Договор об аренде был подписан в Праге 26 июля 1870 года. От имени Славянского комитета договор подписал П. А. Голенищев-Кутузов . Храм святого Микулаша был заложен еще в XIII веке. В 1732-1735 годах он был полностью перестроен по проекту архитектора К. И. Динценгофера, одного из самых прославленных мастеров пражского барокко. В конце XVIII века храм был закрыт и с тех пор использовался как склад . В 1874 году состоялось освящение храма по православному чину, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы). Никольская церковь была тогда единственным православным храмом в столице Чехии . Сюда для служения направлялись русские священники. Хотя с точки зрения Святейшего Синода пражская община являлась одним из зарубежных приходов, подчиненных Санкт-Петербургскому митрополиту, австрийские власти не признавали за пражским приходом статуса религиозной организации. Храм святого Николая официально был нанят частными лицами для их частных нужд.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Иван Михайлович Михайло Михайлович Иван больший Фёдорович Иван меньший Фёдорович Кузьма Савич Михайло Савич Никита Савич Иван Савич Александр Никитич Алексей Никитич Марья Макарьевна, за Радищевым Феоктист Фёдорович Иван Павлович Фёдор Павлович Иван Степанович Елизарий Александрович Фёдор Александрович Василий Александрович Улан Александрович Фёдор Яковлевич хорхора старший Фёдор Яковлевич хорхора младший Яков Яковлевич Бурдук Яковлевич КОЛЕНО XIII: Доримедонт Григорьевич Михайло Иванович Матвей Иванович, женат на NN Семёновне Бедринской Андрей Иванович Логин Иванович Семён Михайлович Юрий Иванович † 1730 Иван Иванович Алексей Иванович Семён Иванович Семён Александрович Василий Александрович Мирон Алексеевич Гликерия Макарьевна, за Михайлом Гавриловичем Карабановым Евдокия Макарьевна, за Челищевым Василиса Макарьевна, за Алексеем Кириловичем Кутузовым Григорий Феоктистович Кирьяк Феоктистович Алексей Иванович Матвей Елизарьевич Андрей Фёдорович Матвей Фёдорович Фирс Фёдорович Алексей Ульянович Андрей Яковлевич Сусло Бурдукович Семён Бурдукович Яков Бурдукович КОЛЕНО XIV: Илларион Матвеевич, генерал-поручик; женат на Беклемишевой Иван Логинович старший, адмирал 1-го класса, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1-й степени; рождение 1 сентября 1729 † 12 апреля 1801; женат на Евдокие Ильинишне Бибиковой, рождение 11 апреля 1743 † 9 марта 1807 Иван Логинович средний Иван Логинович младший Пётр Васильевич КОЛЕНО XV: Князь Михайло Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, фельдмаршал и кавалер всех российских орденов первых степеней; рождение 5 сентября 1745 † 16 апреля 1813; женат на Екатерине Ильинишне Бибиковой, рождение 5 ноября 1754 † 23 июля 1824 Семён Илларионович, майор Анна Илларионовна, рождение 20 августа 1746 † 29 ноября 1813; за Ушаковым Дарья Илларионовна Павел Иванович, сенатор; рождение 1 ноября 1767 † 18..; женат на княжне Елене Ивановне Долгоруковой Логин Иванович, генерал-лейтенант, рождение 13 января 1769 † 22 марта 1846; женат на Надежде Никитишне Коведяевой, рождение 1776 † 10 декабря 1848

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ (20.09. 1754, С.-Петербург - 12.03.1801, там же), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798). Сын имп. Петра III Феодоровича и имп. Екатерины II Алексеевны , отец императоров Александра I Павловича и Николая I Павловича . Детство и становление Вел. кн. Павел был крещен 25 сент. 1754 г. протопр. Феодором Дубянским (см. ст. Дубянские ), духовником имп. Елизаветы Петровны , к-рая взяла новорожденного внука под присмотр и неск. лет не допускала к нему родителей. В 1758-1760 гг. первыми наставниками П. П. были Ф. Д. Бехтеев и гр. М. К. Скавронский. Вел. князь получил разностороннее образование по плану, разработанному гр. Н. И. Паниным (обер-гофмейстер, воспитатель П. П. с 1760); среди его учителей - Т. И. Остервальд (история, география, рус. и нем. языки), С. А. Порошин (арифметика и геометрия), К. И. фон дер Остен-Сакен, архим. Платон (Левшин ; впосл. митрополит Московский) (Закон Божий), Ф. У. Т. Эпинус (физика и астрономия), И. Л. Голенищев-Кутузов (морская наука), Г. Н. Теплов (политические науки), барон А. Л. Николаи (философия и естественное право). П. П. был воспитан глубоко верующим человеком: он принимал активное участие в богослужениях, религ. таинствах, соблюдал посты. С детства интересовался масонской мистикой под влиянием учителей, это увлечение способствовало появлению идеи гос-ва общего блага. Мн. масоны (напр., И. П. Елагин, Н. И. Новиков) связывали с его восшествием на престол наступление царства Астреи. Однако достоверных свидетельств принадлежности П. П. к масонам нет. До вступления на престол вел. кн. Павел принимал ограниченное участие в политических делах. В 1762 г., сразу после переворота, в результате к-рого власть перешла к Екатерине II, и убийства Петра III, П. П. был официально объявлен наследником престола, в том же году получил звание генерал-адмирала и в должности президента Адмиралтейств-коллегии назначен управлять флотом (вступил в управление в 1772). С 1773 г. до нач. 90-х гг. XVIII в. дважды в неделю приглашался имп. Екатериной II к слушанию докладов статс-секретарей, обсуждал с матерью гос. дела в переписке (однако на просьбу участвовать в заседаниях Совета при Высочайшем дворе получил отказ), заявлял о собственных политических взглядах (нашли отражение в 28 записках). Как владетельный герцог Гольштейн-Готторпский даже после обмена герц-ства на графства Ольденбург и Дельменхорст и их передачи младшей линии Гольштейнской династии имел право награждать орденом св. Анны.

http://pravenc.ru/text/2578535.html

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах. Троицкая церковь в Воробьёве Карта и ближайшие объекты Храм на этом месте упоминается с 1644 г., но истинное время его основания неизвестно и относится, скорее всего к более раннему периоду. Само село Воробьево известно с 1453 г. Существующий храм построен в 1811-1813 гг. в стиле классицизма, внутреннее убранство современно постройке. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной, южный придел - святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского, приставной престол - во имя святителя Ионы, митрополита Московского. Храм никогда не закрывался. При храме есть благотворительная служба. Троицы на Воробьевых горах церковь (улица Косыгина, дом 30). На высоком крутом берегу Москвы-реки, перед почти 300-метровым высотным зданием Московского университета и буквально в нескольких шагах от известной смотровой площадки на Воробьевых горах, стоит храм Живоначальной Троицы. В 1937 г. закрыли стоящую неподалеку Троицкую церковь в Троицком-Голенищеве, из нее в храм на Воробьевых горах перенесли два антиминса и соорудили приставной престол в главном алтаре во имя бывших в закрытом храме приделов святителя Ионы, митрополита Московского, и мученика Агапия. Деревянная церковь известна на Воробьевых горах с древнейших времен. В 1451 г. великая княгиня Софья Витовтовна купила небольшое село на высоком берегу Москвы-реки. В 1700 г. документальные источники называют стоящую в селе «церковь Сергия, что в Саду» (по-видимому, названа по приделу), а в 1720 г. упоминают в ней придел преподобного Алексия, человека Божия. Известно также, что в 1785 г. эта древняя церковь перестраивалась, а в конце XVIII века разобрали летний царский дворец. В 1811–1813 гг. близ места, где стояла деревянная церковь, выстроили и освятили каменный Троицкий храм с правым приделом – святителя Николая и левым – преподобного Сергия Радонежского. Он был небольшим, типичным для подмосковных сел. Колокольня, трапезная и главный храм располагались традиционно по оси восток – запад. Мощный купол-ротонда, стоящий на кубическом основном объеме, завершал барабан с небольшой главкой. Южный вход имел далеко вынесенный портик с тосканскими колоннами. Двухъярусная колокольня, на нижнем ярусе которой соорудили главный вход в храм, красиво дополнял всю композицию. На месте престола старого храма тогда же в 1811 г. установили небольшой белокаменный обелиск, увенчанный крестом. Этот обелиск сохранился до сих пор – в шести метрах справа от входа в храм. Буквы на нем давно стерлись, однако хорошо видно изображение трубящего архангела. Сохранилась также и старая ограда с арочным входом. Впрочем, некоторые источники утверждают, что от 1811 г. до нашего времени в неприкосновенности дошла лишь колокольня. Примечательно, что накануне военного совета в Филях в 1812 г. в только что отстроенной Троицкой церкви молился М.И. Кутузов.

http://sobory.ru/article/?object=02278

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010