ЦВ 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г. Неизвестные шедевры иконописи В Москве в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка икон и церковных древностей XVI–XX века из собрания известного московского хирурга Глеба Покровского. Свою коллекцию он собирал на протяжении 50 лет, она никогда не экспонировалась и не попадала в каталоги. Эти произведения, впервые за многие десятилетия увидевшие свет, стали настоящим открытием как для специалистов, так и для любителей иконописи. О собирателе и его коллекции рассказывают кураторы выставки.   Врач и подвижник благочестия Глеб Александрович Покровский родился 10 июля 1925 года в Москве. По линии отца он происходил из семьи потомственных священнослужителей. Его дед — иерей Феодор Покровский — был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Юшта близ города Спасска Рязанской губернии. Еще мальчиком, в 30-е годы, Глеб Покровский прислуживал в храме. Его детство и юность пришлись на годы жестоких гонений на Церковь, но, во многом благодаря семейным традициям, он остался человеком глубоко и искренне верующим, не боявшимся проявлять свои убеждения. Он никогда не был членом партии, несмотря на свои высокие должности в медицинских учреждениях. В 1943 году, сразу после окончания средней школы, Глеб Покровский ушел на войну. Сражался на Ленинградском фронте, участвовал в тяжелых боях на Карельском перешейке, был контужен. После окончания войны и демобилизации в 1946 году поступил в Первый медицинский институт. Окончив институт и аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию, в 1956 году Глеб Покровский начал свой врачебный путь в Институте скорой помощи имени Склифосовского, где вскоре возглавил хирургическое отделение. Он был талантливым хирургом, и в 1972 году стал заместителем директора Института проктологии. Глеб Покровский стал доктором медицинских наук и профессором, лауреатом Государственной премии России. Практикующим хирургом он оставался почти до конца своей долгой жизни.

http://e-vestnik.ru/reports/neizvestnye_...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЛЕБ (ПОКРОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Глеб (Покровский) Епископ Глеб изучил жизнь всех храмов Рязани, знал, чем дышат прихожане и причт церковный: " Воскресенская церковь. Прот. о.Сергий Соколов весьма уважаемый пастырь в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный священнослужитель, добросовестный помощник по делам епархиальной канцелярии... " " Ильинская церковь. Наст. свящ.Павел Свистов не проповедует, регент Леонов обратил храм в концертный зал... " " Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте... Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местночтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать в них участие " Епископ Глеб целый год проживал в очень маленькой холодной комнатке, которую ему выделил церковный совет. Епископ Глеб долго терпел такое существование и только через год сообщил об этом в рапорте архиерею: " Борисоглебский собор... Церковный совет совершенно бездеятелен и не обращает никакого внимания на мое положение. Живу я в одной комнате и тут же подо мной погреб, чувствую боль в ногах от холода, в течение года никто не подумал спросить, как живу я, обещана мне помощь, но уже 6 мес. ничего не вижу. Один из членов позволил выразиться: " монаху только молиться " ; другой: " если ему нужна квартира, сам может искать " , третий не давал мне облачение в один из приходов, пришлось потребовать его увольнения " .

http://drevo-info.ru/articles/13677350.h...

свящ. Глеб Санюк Священник Глеб Санюк – магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской православной духовной академии (saniukgleb@yandex.ru). Статья посвящена научной и преподавательской деятельности профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Львовича Катанского . Особое внимание уделяется периоду с 1873 по 1874 гг., когда А.Л. Катанский преподавал литургику и церковную археологию в СПбДА. Изучается ряд его исследований в области исторической литургики, проводится их историографический анализ. Выявляется уникальность литургического наследия А.Л. Катанского ввиду незаурядности и одновременно преемственности богословской традиции Ключевые слова: А.Л. Катанский , МДА, СПбДА, Н.В. Покровский , И.Д. Мансветов , таинства, литургия, догматика, историческая литургика. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Львович Катанский родился 19 ноября 1836 г. в Нижнем Новгороде в бедной семье диакона Льва Герасимовича Катанского, служившего в храме прп. Сергия Радонежского. Изначально жизненный путь будущего учёного ничем не отличался от пути его сверстников, сыновей провинциального приходского духовенства. Свои отроческие и юношеские годы Катанский провел под надзором родителей, которые, безусловно, имели огромное значение в деле воспитания и нравственного становления молодого Александра. Он сам об этом так пишет в своих воспоминаниях: «Отец мой имел огромное на меня влияние, на мой характер, склонности и на склад всей моей жизни – и своею личностью, примерами его жизни и принятою им системою воспитания» 1 . Своего родителя Александр Львович характеризует так: «Мой отец был далеко небогатый человек, принужденный по недостатку средств самолично много работать по дому, но он был богат другим, – крепкою, непоколебимою верою в Бога и глубокой религиозностью. Был он очень кроткого, незлобивого характера и строгой жизни, усиленно боролся со своими недостатками и греховными наклонностями, по временам и надолго предаваясь чисто аскетическим подвигам (посту, молитве и др.), которым мы все удивлялись. При этом был еще ревностным проповедником, не опускавшим ни одного праздничного дня без проповеди собственного сочинения, что в то время было далеко не обычным явлением, – даже в среде городских священников и протоиереев, не говоря уже о диакона» 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Покровские храмы Руси (Телепрограмма, 14.10.06) (комментарий в русле истории) Князь Андрей Боголюбский. Скульптор - М. Герасимов А. В. Назаренко Андрей Боголюбский Статья из II тома «Православной энциклопедии» Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1120/25 — 29/30.06.1174, Боголюбово под Владимиром-на-Клязьме), св. блгв. (пам. 4 июля и 23 июня — в Соборе Владимирских святых), кн. владимиро-суздальский (1157–1174), 2-й или 3-й сын ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого от 1-го брака, с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича. Андрей Боголюбский был одной из ключевых политических фигур на Руси в 60–70-х гг. XII в., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Всеволодовича Мономаха), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев. Эта позиция Андрея Боголюбского отчетливо проявилась уже во время вооруженной борьбы его отца за киевский стол против своего племянника волынского кн. Изяслава Мстиславича в 1149–1154 гг., в которой Андрей Боголюбский выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149), но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов Андрея Боголюбского служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел выделенным ему отцом владениям на юге Руси (в частности, Вышгороду), причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (см. Борис и Глеб) и хранившийся в вышгородском жен. монастыре Богородичный образ, который под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и все-го Российского государства. Видимо, это снискало Андрею Боголюбскому популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от 2-го брака Михалка и Всеволода (см. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо), занять росто-во-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и Суздаля — резиденции Юрия Долгорукого переместился во Владимир.

http://sedmitza.ru/text/407444.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере декабря 2011 Геолог и небо В Российской национальной библиотеке хранится несколько научных трудов, даже названия которых сложны для неподготовленного читателя: «Изменчивость отложений на тектонических структурах и ее значение для нефтяной геологии», «Методические указания по составлению литологопалеографических карт», «Неантиклинальные ловушки и залежи нефти и газа, перспективы и направления их поисков». Все они принадлежат перу протоиерея Глеба Каледы. При всей значительности его научных заслуг, он войдет в историю не только как ученый, но и как пастырь, апологет и неординарный христианский богослов. 2 декабря ему исполнилось бы 90 лет. В Российской национальной библиотеке хранится несколько научных трудов, даже названия которых сложны для неподготовленного читателя: «Изменчивость отложений на тектонических структурах и ее значение для нефтяной геологии», «Методические указания по составлению литологопалеографических карт», «Неантиклинальные ловушки и залежи нефти и газа, перспективы и направления их поисков». Все они принадлежат перу протоиерея Глеба Каледы. При всей значительности его научных заслуг, он войдет в историю не только как ученый, но и как пастырь, апологет и неординарный христианский богослов. 2 декабря ему исполнилось бы 90 лет. Отцовство как жизненный принцип Если попытаться выделить в портрете протоиерея Глеба Каледы наиболее существенную черту и обозначить ее одним словом, ничего лучше слова «отцовство» найти не удастся. Казалось бы, священник — отец по определению, многодетность и внимание к воспитанию детей органично присуще христианскому пастырю, особенно православному и русскому. Но отцовство Глеба Каледы не было органичным. Его супруга Лидия Владимировна (дочь священномученика Владимира Амбарцумова) вспоминает: «На семейную жизнь, как потом мы с ним выяснили, он смотрел как на серую сторону жизни. Впрочем, через год после свадьбы он рассуждал уже по-другому». Отец Глеб вырастил и великолепно воспитал четверых сыновей и двух дочерей: сыновья Кирилл и Иоанн стали священниками, Сергей — геологом, Василий — известным психиатром, старшая дочь Мария (в иночестве Иулиания) — настоятельницей Московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, а младшая Александра — врачом Покровской общины в Санкт-Петербурге.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=686

Сортировать по Исключить новости Матушка Георгия (Лидия Владимировна Каледа). Воспоминания В Москве скончалась матушка Георгия (Лидия Владимировна Каледа-Амбарцумова). Дочь священномученика Владимира Амбарцумова и супруга известного московского протоиерея Глеба Каледы, матушка Лидия приняла монашеский постриг в день смерти Святейшего Патриарха Алексия II, 5 декабря 2009 года. 12 июня, 2010 В Москве скончалась матушка Георгия (Лидия Владимировна Каледа-Амбарцумова). Дочь священномученика Владимира Амбарцумова и супруга известного московского протоиерея Глеба Каледы, матушка Лидия приняла монашеский постриг в день смерти Святейшего Патриарха Алексия II, 5 декабря 2009 года. 11 июня на 89 году жизни отошла ко Господу насельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря монахиня Георгия (Лидия Владимировна Каледа), дочь священномученика Владимира Амбарцумова, вдова профессора протоиерея Глеба Каледы. У неё было 6 детей, 17 внуков, 21 правнук. Среди её детей игумения монастыря, два настоятеля московских храмов, матушка священника, геолог, врач-психиатр д.м.н. профессор ПСТГУ. Отпевание состоится 13 июня во Владимирском пределе (в честь священномученика Владимира Амбарцумова) Свято-Духовского храма Зачатьевского монастыря в 10.30. Похороны на Ваганьковском кладбище в 13.00 (6 участок). Тесная сподвижница отца Глеба матушка Лидия Каледа помогала ему в несении тайного служения священника, совершении служб: Литургия в советское время по благословению священноначалия служилась у отца Глеба дома. Отец Глеб и матушка Лидия воспитали шестерых детей: протоиерея Кирилла Каледу (настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутово), протоиерея Иоанна Каледу (настоятель храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, Москва), игумению Иулианию Каледу (настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, Москва), Василия Глебовича Каледу (психиатр, доктор медицинских наук, заместитель Главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук), матушку Александру Зайцеву (Каледу), Сергея Глебовича Каледу (погиб с супругой в автомобильной катастрофе).

http://pravmir.ru/moli-boga-o-nas/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Глеб (Савин). Фотография. 90-е гг. ХХ в. (Савин Георгий Семенович; 2.01.1945, с. Хизово Гомельской обл., Белоруссия - 28.09.1998, г. Жлобин, там же), еп., бывш. Полоцкий и Глубокский. Из семьи служащих. По окончании средней школы в 1963 г. поступил в Минскую ДС, но после ее закрытия в том же году был вынужден возвратиться домой. Исполнял послушания пономаря и псаломщика в Никольской ц. дер. Нов. Кривск Гомельской обл. В 1965 г. поступил в Московскую ДС, по окончании к-рой в 1969 г. продолжил учебу в МДА. 21 дек. 1971 г. инспектором МДА архим. Симоном (Новиковым) был пострижен в монашество с именем Глеб. 15 февр. 1972 г. в Воскресенском храме Москвы Волоколамским и Юрьевским архиеп. Питиримом (Нечаевым) рукоположен во диакона, 27 февр. 1973 г. Дмитровским архиеп. Филаретом (Вахромеевым) - во пресвитера. В 1973 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Богослужения годичного круга и их значение в пастырском служении». В 1973-1976 гг. обучался в аспирантуре при МДА, выполнял различные послушания в ТСЛ. В 1976 г. переведен в клир Донецкой епархии с назначением настоятелем Покровской ц. г. Шахтёрска Донецкой обл. В 1979-1983 гг. преподавал литургику в Одесской ДС; с 1983 г. продолжил пастырское служение в Покровской ц. Шахтёрска. В 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма в г. Славянске Донецкой обл. В 1989 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского 3-й степени. С марта 1990 г. исполнял обязанности благочинного 4-го Славянского округа. По избрании Синодом Украинского Экзархата 20 июля 1990 г. Свящ. Синодом РПЦ определен быть епископом Симферопольским и Крымским. Хиротонию Г., состоявшуюся 2 авг. 1990 г. во Владимирском кафедральном соборе Киева, возглавил Киевский и Галицкий митр. Филарет (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.). 24 нояб. того же года переведен на Днепропетровскую кафедру. 11 июня 1992 г. определением Синода Белорусского Экзархата и 17 июля постановлением Свящ. Синода РПЦ назначен правящим архиереем Полоцкой епархии. 16 сент. 1992 г. Синодом УПЦ (М) Г. был освобожден от управления Днепропетровской епархией с правом перехода в Белорусский Экзархат. 26 сент. того же года вступил в управление Полоцкой епархией с титулом «Полоцкий и Глубокский». При Г. была завершена реконструкция здания Полоцкого ЕУ, возобновлен выпуск «Полоцких ЕВ». Особой заботой архиерея было возрождение монашеской жизни в Евфросиниевом полоцком жен. мон-ре , где им было налажено совершение уставных богослужений и начаты реставрационные работы.

http://pravenc.ru/text/Глеб (Савин).html

Остролучье (Острая Лука). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1907. Год утраты:приблизительно 1940 Адрес: пустошь Острая Лука, Темкинский район, Смоленская область Координаты: 55.094772, 35.243802 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Острая Лука (Остролучье) - небольшая деревенька в Медынском уезде, почти полностью населенная старообрядцами. Ныне не существует. Входила в приход господствующей церкви села Ореховни, которое относится ныне к Износковскому району. Сведений о местном старообрядчестве мало. В ореховенском приходе, по данным 1915 г., старообрядцев проживало под тысячу человек (155 дворов). Община в Острой Луке была зарегистрирована 5 ноября 1907 г. Ходатайствовал об этом избранный на общем сходе крестьянин Кирилл Павлович Лебедев, он же просил и о разрешении построить в деревне церковь. Молитвенный дом в деревне был достаточно ветхим. Тогда же, в ноябре, строительство было разрешено. Храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первым председателем совета общины избран был Дмитрий Петрович Блинов. В 1916 г. этот пост занял (как и полагалось, на три года) крестьянин Иван Иванович Соловьев. В 1909 г. Д.П. Блинов выхлопотал разрешение об отведении отдельного кладбища при деревне. Ранее умерших хоронили в селе Ореховня. Это было далеко, и весной разлив реки отрезал село от Острой Луки. Крестьяне-старообрядцы отдали под кладбище часть своей земли. Оно было отведено в одной версте от деревни на возвышенном месте и занимало площадь в одну десятину. В приход Покровской церкви Острой Луки входило более пятнадцати окрестных деревень: Шейки, Бурково, Печурино, Огарево, Химино, Ершово, Мурыгино, Поляны и др. В середине 1920-х годов общее число прихожан превышало тысячу человек. В документах 1907 г. упоминается служивший в Острой Луке о. Никола Иванович Пирогов (9 мая 1863 г. - не ранее 1927 г.). Он родился в деревне Михеево Смоленской губернии и в 1900 г. был рукоположен в село Спас-Загорье Малоярославецкого уезда, затем переведен в Острую Луку, где прослужил, по всей видимости, до конца жизни. 14 декабря 1914 г. епископ Калужско-Смоленский Павел рукоположил к Покровскому храму его сына Ивана в сан диакона. Через год он стал священником и был направлен в Беклеши, а оттуда в Горбатово. В Острой Луке родились священники о.Глеб Власов (Дворцы), о. Маркелл Крюков (Фокино), Глеб Власов (ум. в 1963 г.). Отец Глеб примерно пятнадцать лет прослужил в деревне Дворцы, и переведен был в Острую Луку в 1929 г. В начале 1933 г. Г. Власов был арестован в Острой Луке и осужден по контрреволюционной 58-й статье на пять лет лагерей. 1 августа 1936 г. был досрочно освобожден и около двух лет, может, чуть больше, проработал в колхозе плотником.

http://sobory.ru/article/?object=40209

Отмичи. Покровский Отмицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Покровское подворье расположено в д. Отмичи, в живописном уголке, недалеко от места, где река Тьма впадает в Волгу. В древности здесь был Покровский Отмицкий, или Вотмицкий, монастырь. В 2015 году исполнилось тысячелетие начала христианской истории Тверского края, связанное с д. Отмичи. Согласно сведениям тверского патерика, в 1015 году св. князь Глеб, направляясь в Киев, чтобы проститься с отцом, незадолго до своей мученической смерти проезжал через Отмичи. Здесь его конь споткнулся, и князь, упав, потерял золотую гривну, висевшую на его шее. С тех пор на этом месте стали особо почитать свв. страстотерпцев Бориса и Глеба. В XV веке здесь был основан Покровский Отмицкий монастырь. Это одна из древнейших и в прошлом знаменитейших обителей тверской земли. Ее настоятелями были свт. Акакий Тверской, в епископство которого Тверь переживала расцвет духовной жизни; архимандрит Вассиан Кошка, церковный писатель, сочинения которого содержат ценную информацию по истории Тверского края. Обитель пользовалась особым вниманием тверских князей, которые строили в ней храмы и дарили земельные угодья. Во время литовского нашествия в нач. XVII века монастырь был разорен. Его единственный храм – Покровский – стал приходским. Место Отмицкого монастыря постепенно размывало водой, так что к середине XIX века церковь стояла на самом обрыве. Кладбище полностью затопило. В 1860 году после сильного наводнения храм и село было решено перенести на полкилометра выше по р. Тьме, и в 1854 году уже на другом месте был воздвигнут новый величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с пятью престолами. Этот каменный храм немного не достоял до своего столетия. В 1920-е годы был закрыт и некоторое время использовался как клуб. В 1939–1940 гг. храм был разрушен, кирпич и щебень были вывезены на баржах на строительство водохранилища на Волге. Место храма запустело. И только в наши дни, во время десятого Крестного хода по святым местам, расположенным по берегам р. Тьмы, в деревне Отмичи состоялось освящение часовни в честь Покрова Божией Матери, построенной усилиями местных жителей. На праздник Успения 2010 года настоятелем прихода блаженной Ксении Петербуржской протоиреем Сергием Дмитриевым вместе с настоятелем Никольского храма Алексеем Молостовым в часовне впервые был отслужен молебен.

http://sobory.ru/article/?object=53481

Затем более 180 гостей собрались в трапезной монастыря и обменялись воспоминаниями об отце Глебе. Среди присутствующих были председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов , ректор Православного Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев , настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах   протоиерей Александр Салтыков , настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа , настоятельница Зачатьевского женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря г. Малоярославца игумения Николая (Ильина), ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии»  С.В. Чапнин и многие другие. Присутствовали многочисленные коллеги-геологи из Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института (ВНИГНИ), где отец Глеб проработал более 40 лет, Геологического института РАН, геологического факультета МГУ, Московского геолого-разведочного университета, а также заместитель директора по научной работе ВНИГНИ, заведующая кафедрой литологии Московского геологоразведочного университета профессор Н.К. Фортунатова, бывший начальник Бутырской тюрьмы полковник в отставке Г.Н. Орешкин. Состоялась премьера фильма «Шестой коридор» про тюремное служение протоиерея Глеба, созданного телекомпанией «Сретение» (режиссер Татьяна Тарасова, сценарист Вадим Бандиленко) по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В конце вечера гостям было представлено второе издание книги «Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь» (составитель В.Г. Каледа), в которой собраны как труды отца Глеба, так и воспоминания о нем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1803432...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010