Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (10.03.1629-29.01.1676), рус. царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых , сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны. С 5 лет А. М. находился под надзором «дядьки» Б. И. Морозова, к-рый оказал на него значительное влияние. В пятилетнем возрасте А. М. под руководством Морозова обучался чтению (сначала по букварю, затем по Часослову и Псалтири), с 7 лет - письму, а с 9 - церковному пению (столповому знамени, а также строчному пению и демественному пению - у певчих дьяков Луки Иванова, Михаила Осипова, Ивана Семионова). К 12 годам у А. М. составилась б-ка из духовных и светских книг, благодаря разносторонней начитанности он был одним из самых образованных людей своего времени. Чтение способствовало глубокой и сознательной религиозности, А. М. был набожен, не пропускал ни одного богослужения, часто вставал ночью и молился до утра, прекрасно знал церковный устав; по праздникам сам отправлялся в тюрьмы и богадельни и лично раздавал милостыню, кормил нищих. Внимательно выслушивал челобитчиков, по преданию, в царском с. Коломенском стоял ящик для просьб на имя царя. Требовал во всем соблюдать порядок («чин») и строго взыскивал за его нарушение, был вспыльчив, но отходчив. В характере А. М. соединялись склонность к размышлению и наблюдению и исключительная любознательность. А. М. страстно увлекался соколиной охотой и даже составил ее правила - «Урядник сокольничья пути», любил театральные представления. Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ) Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ) В 14 лет А. М. был объявлен наследником престола. Рано лишился родителей. В 16 лет, после смерти отца, А. М., по существовавшему правилу, был избран на царство земским Собором из представителей духовенства, бояр, служилых, торговых «и всяких чинов людей». При этом молодой царь не взял на себя никаких письменных обязательств, «что прежние цари выдавали», да с него их «и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим».

http://pravenc.ru/text/82384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОМЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ) Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ) (Московской епархии), находится в г. Коломне Московской обл. Основан блгв. вел. кн. Московским Димитрием Иоанновичем Донским в 4 верстах от принадлежащего ему г. Коломны, в юж. части Московского вел. княжества, рядом с местом слияния рек Москвы и Оки. Первым игуменом мон-ря был прп. Григорий Голутвинский († 1405?), постриженик Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра ), ученик прп. Сергия Радонежского . Рассказ об основании мон-ря содержится в Житии прп. Сергия Радонежского 3-й, Пахомиевской редакции (по классификации Б. М. Клосса , который датирует эту редакцию приблизительно 1442). В главе «О Голутвиньском манастыри» говорится, что вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович пригласил прп. Сергия посетить Коломну для основания мон-ря. «Съ многим трудом прииде», Сергий благословил в Голутвине под Коломной место буд. обители (при этом не говорится, что его выбрал сам преподобный; судя по контексту, это было сделано вел. князем), «бе бо зело красно и угодно место, на усть рекы Москвы, иде же течет в... великую реку Оку». Троицкий игумен заложил основание каменной ц. в честь Богоявления и по просьбе вел. князя благословил на игуменство своего ученика иером. Григория, «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна» ( Клосс. 1998). Из житийного рассказа очевидно, что прп. Сергий основал К. С.-Г. м. в последние годы жизни, однако когда именно, Житие не сообщает. Видимо, датировать событие можно периодом между 1385 г., когда прп. Сергий вновь стал духовником кн. Димитрия Иоанновича, и 1389 г., когда вел. князь скончался. По мнению Клосса, агиографический рассказ об основании мон-ря восходит к тексту первоначального Жития, написанного Епифанием Премудрым .

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ) († 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время ) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского . Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II . Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы , казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы ) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II.

http://pravenc.ru/text/182117.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2) (ГИМ. Епарх. 436), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в. Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний . Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров. Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «              » (Ин 15. 17). Нек-рые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил ).

http://pravenc.ru/text/115430.html

Изображения грехов. Фрагмент иконы «Страшный Суд». 1914 г. Копия А. С. Суслова иконы нач. XVI в. из собр. А. В. Морозова (ГИМ) [общеслав. слово; старослав.  ; болг. грях; словен. gréh; чеш. hích; польск. grzech и т. д.; не имеет соответствий в др. индоевроп. языках]. Точное значение слова не установлено. М. Фасмер считал, что оно связано с глаголом «греть» или «гореть», т. е. иметь «жжение (совести)». Другие ставят это слово рядом с латыш. grèizs и литов. graizas - кривой, косой. Третьи сближают его с церковнослав.   (смешение), отсюда  . Ср. рус. «нагрезить», т. е. «сделать что-либо плохое, причинить ущерб» ( Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. 1. С. 455-457). С мнением Фасмера не согласны составители Этимологического словаря славянских языков под ред. О. Н. Трубачёва, указывающие, «что гипотеза о развитии значения «Г.» из первоначального «жжет совесть» есть не что иное, как подстановка христианского значения на место первобытного, что невозможно для слова праславянского, т. е. еще дохристианского» (ЭССЯ. Вып. 7. С. 115). Они предлагают для слова «Г.» др. этимологию, соответствующую 2-му и 3-му вышеизложенным мнениям (Там же. С. 115-116). «Устойчивость значения (слова «Г.».- М. И.), отсылающего к идее отклонения, отступления, недозволенного выхода за пределы установленной границы… дает основание для поддержки той этимологической версии не имеющего однозначной этимологии праславянского слова gréxъ, которая связывает его происхождение с индоевропейским корнем, означающим «кривой»» (ЭССЯ. Т. 7. С. 116). Свящ. Павел Флоренский выражал согласие с теми, кто слово «Г.» приравнивают к слову «огрех», отмечая при этом, что «нам нет надобности решать вопрос о том, насколько правильна такая этимология, ибо, по существу дела, грех все равно есть огрех…» ( Флоренский П. Столп и утверждение Истины. П., 1989. С. 179). Ссылаясь на словарь И. И. Срезневского ( Срезневский. Словарь. Т. 1. С. 604), он пишет: «грешить» значит «ошибиться», «не попадать в цель», наконец, «дать мимо», «дать маху», «пропустить» (Там же). Однако в приводимых Срезневским письменных памятниках, многие из к-рых являются переводами с древнегреч. языка, глагол   употребляется не со всеми значениями др. греч. глагола - μαρτνω. Кроме перечисленных у Срезневского и у свящ. П. Флоренского глагол μαρτνω имеет много др. значений, главным из к-рых для христ. понимания Г. является «грешить», «совершать проступок», «провиниться» ( Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т. 1. С. 91). В слав. языках значение слов «Г.», «грешить» иногда связано только с областью сексуального. «В тесном значении «грех» - это,- отмечает В. И. Даль,- распутство»: «он (она) еще и греха не знает» ( Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1903. М., 2000. Т. 1. Стб. 994). Общее понятие

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ [Косма] (1337, Москва - 9.06.1427, Кириллов Белозерский мон-рь), прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых), Белозерский, основатель Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Прп. Кирилл Белозерский. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. 1424–1448 гг. Иконописец прп. Дионисий Глушицкий (?) (ГТГ) Прп. Кирилл Белозерский. Икона из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. 1424–1448 гг. Иконописец прп. Дионисий Глушицкий (?) (ГТГ) Агиографические источники Основные сведения о К. содержат посвященные ему агиографические произведения. Житие святого написано Пахомием Логофетом (Сербом) в нач. 60-х гг. XV в. В. М. Яблонский выделил 2 редакции Жития: 1-ю, написанную Пахомием, и 2-ю, принадлежавшую его перу предположительно. Появление 2-й редакции, по мнению исследователя, представляло собой «механическое сокращение» 1-й и было вызвано целями «богослужебно-гомилетическими» ( Яблонский. 1908. С. 93). По мнению Г. М. Прохорова , 2-ю редакцию создал Пахомий «в литургических целях» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 9). Датировка редакций основывается на косвенных признаках. По мнению Яблонского, 1-я редакция создана между мартом и маем 1462 г. Верхняя граница основана на отсутствии в ранних списках Жития сведений о поставлении игумена Кириллова Белозерского мон-ря свт. Трифона на Ростовскую кафедру (хиротония состоялась 13 мая 1462). Нижняя граница определяется чтением: «...овогда повелен быв тогда самодержцем великым князем Василием Васильевичем». Исследователь сделал вывод, что редакция была написана после смерти вел. кн. Василия II Васильевича , последовавшей 27 марта 1462 г. Время написания 2-й редакции определяется по дате создания самого раннего списка - по мнению Яблонского, им следует считать рукопись 1475 г.: БАН Литвы. Ф. 19. 102. В совр. описаниях сборник датируется 80-90-ми гг. XV в. ( Морозова Н. А. Кириллические рукописные книги, хранящиеся в Вильнюсе: Кат. Вильнюс, 2008. С. 39). Ранние списки 2-й редакции уже имеют чтение о епископской хиротонии игум. Трифона. Т. о., можно предполагать, что 1-я редакция Жития К. предшествовала 2-й. Самые ранние списки 1-й редакции датируются 70-ми гг. XV в. (РГБ. Троиц. 764; СПбФИРИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 161), 2-й редакции - 80-90-ми гг. XV в. (ГИМ. Чуд. 151; РНБ. Соф. 1389; БАН Литвы. Ф. 19. 102). В Торжественниках из Кириллова Белозерского мон-ря читалась, как правило, 2-я редакция Жития (РНБ. Соф. 1419, 1389; F.I.257).

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4 ´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7 ´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

http://pravenc.ru/text/154327.html

1985. С. 85). Сожжение Аввакума, Феодора, Лазаря и Епифания. Миниатюра из лицевой рукописи. Мастерская Каликиных. Кон. XIX - нач. XX в. (ГИМ. Щук. 690. Л. 81 об) Сожжение Аввакума, Феодора, Лазаря и Епифания. Миниатюра из лицевой рукописи. Мастерская Каликиных. Кон. XIX - нач. XX в. (ГИМ. Щук. 690. Л. 81 об) Е. появился в Москве осенью-зимой 1666/67 г., по мнению С. А. Зеньковского , он остановился в доме Ф. П. Морозовой , где познакомился с иноком Авраамием (автором «Христианоопасного щита веры против еретического ополчения», в составе к-рого дошла Записка Е.). Свою обличительную «книгу» (в форме челобитной) Е. подал царю во время работы Большого Московского Собора в 1667 г., хорошо зная, какие суровые меры Собор принял против нераскаявшихся старообрядцев (Никиты Добрынина, протопопа Аввакума, диак. Федора ) в мае 1666 г. Согласно «Житию инока Епифания», созданному в Выговском общежительстве в 30-х гг. XVIII в., Е. на площади перед Успенским собором читал свои обличения «на патриарха Никона» и подал царю Алексею Михайловичу челобитную («книгу»). Карманова считает, что Е. подал царю «книгу» 8 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери ( Карманова. 1996. С. 410-416). Этот поступок привел к аресту и заключению Е. По решению Собора 17 июля 1667 г. Е. «по премногом увещании… проклятию предаша», он был лишен иночества («иночества обнажиша и острищи повелеша») и вместе с Аввакумом и Лазарем предан светскому суду (МДИР. 1876. Т. 2. С. 181-182). На последнем допросе 5 авг. того же года Е. вновь заявил о несогласии с богослужебными реформами, ссылаясь на «книгу», к-рую подал царю. 26 авг. Аввакум, Е., Лазарь и симбирский свящ. Никифор были приговорены к ссылке в Пустозерск, 27 авг. над Е. и Лазарем на Болотной пл. в Москве была совершена казнь - отсечение языка. В Пустозерский острог узники прибыли 12 дек. 1667 г., там их разместили поодиночке в крестьянских избах, 20 апр. 1668 г. сюда же был привезен Федор Иванов. Лит. деятельность Е. и др. пустозерских узников, рассылка ими по стране обличительных писем и челобитных привели к тому, что 14 апр.

http://pravenc.ru/text/190079.html

История почитания И. Н. в Московской Руси и на территории буд. Украины и Белоруссии принципиально отличаются друг от друга. Начало и конкретные обстоятельства этого процесса в первом случае никак не засвидетельствованы. Нельзя согласиться с мнением Ф. Г. Спасского, предложившего связывать распространение культа И. Н. в восточнослав. землях с деятельностью Григория Цамблака в качестве митр. Киевского ( Спасский. 2008. С. 37-38). Известные на сегодняшний день факты наглядно свидетельствуют, что пространные южнослав. Жития (к каковым можно отнести и Житие И. Н.) получают на Руси известность не ранее кон. XV в. ( Турилов А. А. К вопросу о периодизации русско-южнослав. лит. связей XV-XVI вв.//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 68-74; Он же. 2001. С. 252-254). Аргументом против данной версии служит то обстоятельство, что в западнорус. землях, где было заметно влияние Цамблака, почитание И. Н. в XV в. не прослеживается. Более вероятно предположение, что почитание И. Н. (и соответствующие тексты) получило распространение в Московской Руси, минуя Западнорусскую митрополию, в посл. четв. XV в., когда между Молдавским княжеством и Великим княжеством Московским был заключен военно-политический союз, скрепленный в 1483 г. браком наследника престола Иоанна Иоанновича Молодого и дочери господаря Стефана Великого Елены. Старший известный рус. список службы И. Н., включающей также оба Жития (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 169. Минея служебная на июнь), вероятно новгородского происхождения ( Турилов. 2001. С. 251-252; ср.: Темчин. 1997. S. 163-169, 171) и датируется 20-ми гг. XVI в. ( Морозова Н. Кириллические рукописные книги, хранящиеся в Вильнюсе: Каталог. Вильнюс, 2008. С. 60). Во всяком случае в кон. 30-х гг. XVI в. Житие И. Н. и служба ему были настолько известны в Новгороде, что они составили лит. основу соответственно рус. Жития новомученика Георгия Нового Софийского, написанного по поручению архиепископа (впоследствии митрополита) Макария иером. Илией , и службы ему, созданной псковским свящ. Василием (в монашестве Варлаам ) ( Калиганов. 2000. С. 61-64, 406-415). Одновременно Житие И. Н. включается в состав ВМЧ и оттуда переходит во все позднейшие минейные собрания XVI-XVII вв.: Чудовские (ГИМ. Чуд. 315, 1600 г.), Тулуповские (РГБ. Троиц. 679, 1627-1632 гг.) и Милютинские (ГИМ. Син. 806, 1646-1654 гг.) Минеи-Четьи. Несколько сокращенный вариант Жития был включен в Пролог 1643 г. (и в позднейшие его издания - см.: Кенанов Д. Старобългарски текстове и южнославянски теми в печатния Пролог//Krakowsko-Wileskie studia slawistyczne. Kraków, 1997. T. 2. С. 261). Через посредство ВМЧ Житие вошло также в состав «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского, июньско-августовский том которой был издан в 1705 г. В XIX в. Житие было переведено на русский язык в составе «Книги житий святых».

http://pravenc.ru/text/471404.html

Арх.: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 6, 6а, 9; Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 586. Л. 49; 600. Л. 1-3, 5-6, 10-11, 50а; Ф. 195. Ед. хр. 616. Ист.: Грамота, данная Переславскому Федоровскому мон-рю//Владимирские ГВ. 1844. 14. С. 55-56; Монастырский летописец, или Сказание об основании Успенской девичьей обители// Леонид (Кавелин), архим. Ист. и археол. описание первоклассного Успенского жен. мон-ря в г. Александрове (Владимирской губ.). СПб., 1884. С. 11-33; То же// Морозов Б. Н. Сказание об Успенском монастыре в Александровской слободе//ВЦИ. 2006. 4. С. 13-31; Мошкова Л. В. Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы//Там же. 2007. 1(5). С. 5-30. Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Краткие сведения о святых угодниках Божиих, местночтимых подвижниках благочестия, кои святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 99-102; Свирелин А. И., прот. Ист. записка о Лукиановой пуст. (в Александровском у.)//Владимирские ГВ. 1860. Ч. неофиц. 13. С. 61-64; 15. С. 69-72; Ключевский. Древнерусские жития. С. 345-346; Стромилов Н. С. Рождества Пречистыя Богородицы явленная икона в Лукиановой пуст. Владимир, 1893; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст./Под ред. прот. В. В. Косаткина. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Романова А. А. Повесть о основании Лукиановой пустыни и сказание о иконе Рождества Богоматери в Псковитиновой рамени//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 524-527; Неклюдова О. В. Свято-Успенский жен. мон-рь г. Александрова, Владимирская и Суздальская епархия: 20 лет возрождения обители: Б. м., 2011; Акафист прп. Корнилию Александровскому. Александров, 2013. А. В. Маштафаров, Е. В. Романенко Иконография Изображений К., созданных до его прославления, неизвестно. При реставрации в нач. 90-х гг. XX в. живописной композиции «Богоматерь на престоле, с преподобными», выполненной в 1895 г. (на основе росписи 1828?) на своде ц. Успения Пресв. Богородицы александровского Успенского жен. монастыря, один из коленопреклоненных схимников был подписан как прп. Лукиан, другой наименован К. Однако, судя по тексту свитка в руке святого, помещенного слева, в росписи были изначально изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010