Особо почитаемые святые и святыни: на Карпатосе - вмч. Мина, прп. Иоанн Карпафийский, икона Божией Матери Врисиани в Месохори; на Касосе под именем прп. Кассиании чтится поэтесса и невеста имп. Феофила Кассия (Икассия). Епископы Карпафские: Васс (упом. в 347), Филон (383-400), Зотик (упом. в 518-520), Мина (упом. в 533). Архиепископы Карпафские: Иоанн (упом. в 680-681), Лев (упом. в 783-787), Филипп (упом. в 879-880), Иоанн (упом. в 1170), Иоанникий (1562-1576), Макарий (1576-1583), Иоасаф Авурис (1583-1590), Феодул (1590-1601), Иерофей (1601-1622), вдовство кафедры (1622-1636), Дамаскин (Агапитос) (1636-1643), Афанасий (1643-1665), Леонтий (1665-1674), Макарий (1674-1679), Неофит (Гриманис) (1680-1723), Никифор (1736-1744), Парфений (1744-1755), Макарий (1755-1760), Паисий (1760-1764), Даниил Синаит (1764-1780), Парфений (1780-1821), Неофит (1822-1832), Мефодий (Сапундзакис) (1832-1864), Никифор Критянин (1865-1869). Митрополиты Карпафские и Касосские: Игнатий (1869-1875), Герасим (Пигас) (1875-1885), Нил (Смирниотопулос) (1886-1889), Софроний (Аргиропулос) (1889-1897), Агафангел (Архитас) (1897-1908), Евгений (Масторакис) (1908-1912), Герман (Монодиадис) (1912-1940), Апостол (Папаиоанну) (1950-1975), Георгий (Орфанидис) (1975-1980), Нектарий (Хадзимихалис) (1980-1983), Амвросий (Лавриот) (с 1983 - по наст. время). Ист.: Le Quien. OC. Т. 1. Col. 947-948; Darrouz è s. Notitiae. N 1-5, 7-8, 11-12, 14-16, 18, 21; Р. 206, 218, 232, 250, 266, 273, 294, 345, 352, 377, 385, 389, 408, 420. Лит.: Βολδης Θ. Π. 14 πατριαρχικ γγραφα τς Αρχιεπισκοπς Καρπθου κα Κσου (τν τν 1762-1792) ερισκμενα ν τ Μον το Σιν//ΕΕΒΣ. 1937. Τ. 13. Σ. 211-223; Janin R. Carpathos//DHGE. 1949. Vol. 11. P. 1111-1112; Γριτσπουλος Τ. Α. Καρπθου κα Κσου, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 366-369; Μουτσπουλος Ν. Κρπαθος: Σημεισεις στορικς τοπογραφας κα ρχαιολογας. Θεσσαλονκη, 1978; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 207-208; Kiminas D. The Ecumenical Patriarchate: A History of Its Metropolitanates with Annotated Hierarch Catalogs. S. l., 2009. P. 111. (Orthodox Christianity; Vol. 1); Δπτυχα. 2013. Σ. 990-992.

http://pravenc.ru/text/1681137.html

Подробный рассказ о жизни монахов в обителях, связанных с традицией прп. Герасима, содержится в его Житии, написанном в VI в. предположительно одним из монахов его мон-ря. Этот источник, по-видимому, содержит правила, данные самим прп. Герасимом и сохранившиеся до VI в. благодаря устной традиции. Согласно Житию, прп. Герасим в центре Л. учредил общежитие, в котором должны были подвизаться новоначальные монахи, усваивая основы монашеского образа жизни. Более опытным подвижникам разрешалось жить в отдельных кельях по заведенному распорядку: каждый лавриот пребывал в своей келье 5 дней в неделю, вкушая только хлеб, воду и финики; в субботу и воскресенье лавриоты собирались в церковь киновии на общее богослужение, причащались Св. Таин и участвовали в общей трапезе; в воскресенье вечером монахи вновь удалялись в кельи. При жизни прп. Герасима в Л. подвизалось до 70 отшельников. Им было запрещено зажигать в келье лампу или готовить пищу на огне. Они пребывали в абсолютной бедности, не заботились о своем теле, занимались молитвой и рукоделием (плели веревки или корзины). Плоды своего труда лавриоты приносили в киновию и во 2-й половине воскресного дня получали от эконома недельный запас хлеба, воды и фиников. Насельники Л. в материальном отношении всецело зависели от киновии, никто из них не имел личного имущества, кроме одежды, тростниковой циновки, одеяла и глиняной миски ( Cyr. Scyth. Vita Gerasimi [Spuria]. 2-3). Лавриотам было запрещено пить евкратион (εκρτιον - теплый напиток, приготовленный с использованием перца, тмина и аниса), т. к. прп. Герасим считал его допустимым только в общежитии (Ibid. 4). Согласно Уставу прп. Герасима, монашеские кельи отшельников всегда должны были оставаться открытыми, и любой брат в отсутствие хозяина кельи при необходимости мог взять там нужную вещь. Прп. Герасим, вероятно, был первым, кто ввел институт общежития в Иорданской пустыне. Послушники пребывали в киновии 10 и более лет. После смерти прп. Герасима († 475) его мон-рь, состоявший из Л. и киновии, в течение 6 лет управлялся 2 монахами, братьями Василием и Стефаном (Ibid. 10; Idem. Vita Cyriac. 5), после чего была вновь восстановлена должность игумена. На начальном этапе развития лавриотского монашества подобный симбиоз киновии и Л. возникал, как правило, тогда, когда они имели общего основателя. Если основатели были разными, то киновия и Л. обычно сохраняли независимость. Так, в кон. VI в. монахи Л. Марда, созданной прп. Евфимием, проживали в отдельных кельях-пещерах на склонах одноименной горы, подчинялись архимандриту, которого назначал Иерусалимский патриарх, при этом они были независимы от киновии Кастеллион, расположенной на вершине той же горы и основанной в 492 г. прп. Саввой ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 158).

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Другой старец Герасим    В каливе Успения Пресвятой Богородицы в нижней части Нового Скита проживал старец Игнатий по прозвищу Лавриот, поскольку пришел сюда из Великой Лавры. А отец Герасим был его восприемником в великой схиме и, таким образом, считался старцем Игнатия. Он часто приходил, особенно в старости, в эту часть Скита в Кириакон на праздники и на литургии. Уже на закате жизни как-то раз в этой каливе его встретил молодой еще тогда Иоаким Специерис и попросил благословения пойти на какое-то послушание, которое должен был проходить в Кареях. Благословив его и пожелав помощи Божией, старец сказал: «Иди, вот тебе мое благословение, а я, прежде чем ты вернешься, умру. Через восемь дней меня не будет». Как пишет сам присноблаженный отец Иоаким в воспоминаниях: «Я не обратил внимания на его слова, потому что, с одной стороны, он выглядел весьма здоровым, а с другой — с большим удовольствием и проникновением пел на всенощном бдении. Но ровно восемь дней спустя, старец преставился. В тот день, о котором сообщил мне, что умрет, он пришел в каливу отца Игнатия и попросил, чтобы его пособоровали. Затем, причастившись Пречистых Тайн, прилег, причем при этом присутствовали и другие старцы. Он тихо повернулся к ним, попросил прощения, и, чуть приподняв голову, мирно предал дух свой Христу, на Которого от юности полагал всю свою надежду... Когда я вернулся из Кареев, — пишет отец Иоаким, — старца Герасима уже три дня как погребли... и я начал скорбеть и горько плакать». Однажды отец Иоаким пошел на его могилу и с верой попросил у него благословения и молитвенного предстательства перед Христом. Той же ночью во сне он увидел старца Герасима радостного и всего сияющего, облаченного в монашескую одежду; старец с улыбкой сказал ему: «Вот, ты видишь, где я нахожусь». И тогда отец Иоаким спросил, лучше ли ему сейчас, в той жизни. Блаженный старец радостно ответил: «О, нет никакого сравнения. Да не увижу более этот привременный мир». Потом отец Иоаким снова спросил, узнал ли он там кого из прежде усопших отцов Скита, и старец ответил: «Я никого не видел, кроме старца Анфима, у которого, как только прибыл туда, я облобызал ноги, как повелел сопровождавший меня Ангел». И снова спросил его отец Иоаким, в лучшем ли, чем он, месте находится старец Анфим, на что тот ответил: «Он находится в лучшем, чем я, месте, но и мне хорошо».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ап. Иоанн с учеником Прохором. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. X в. Мон-рь Дионисиат (Cod. Dionys. 588. Fol. 225v — 226) Первые попытки каталогизации афонских рукописных собраний предпринимались еще в XVIII в. Иерусалимским Патриархом Хрисанфом Нотарой и Неофитом Мавромматисом, митр. Навпакта и Арты. В 1801 г. появился весьма несовершенный указатель англичан Ханта и Карлайла. Наконец, в кон. XIX в. греч. ученый С. Ламброс составил каталог греч. афонских рукописей, описывающий 6618 кодексов из собраний мон-рей (кроме Вел. Лавры и Ватопеда), Протата и скитов св. Анны и Кавсокаливийского ( Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1895-1900. 2 vol.). Каталог 1536 рукописей Ватопеда составил вместе с Аркадием Ватопедским митр. Софроний (Евстратиадис) (Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Monastery of Vatopedi on Mt. Athos. Camb. (Mass.) etc., 1924), он же издал каталог 2046 рукопией Вел. Лавры, подготовленный Спиридоном Кабанасом (Κατλογος τν κωδκων τς Μεγστης Λαρας τς ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει. 1925). Эти основные каталоги дополняют описания, к-рые составили Евлогий Курилас (более 500 кодексов из б-к Кавсокаливийского скита, скита св. Анны и др.), Евдоким Ксиропотамский (84 ркп. из Ксиропотама), Евфимий Дионисиатский (218 ркп. из Дионисиата), М. Манусакас (15 ркп. мон-ря Ставроникита), Пантелеимон Лавриот (165 ркп. Вел. Лавры), Герасим Микраяннанит и др. (см. также: Πολτης Λ. , Μανοσακας Μ. Ι. Συμπληρωματικο κατλογοι χειρογρφων το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονκη, 1973 ). С 50-х гг. XX в. ведется активная работа по микрофильмированию афонских рукописей; наиболее полным собранием микрофильмов располагает Патриарший ин-т патристических исследований в мон-ре Влатадон (Фессалоника). Согласно Уставу, «желающий посетить библиотеки Свящ. Монастырей обязан предъявить в Свящ. Кинот письменные рекомендации Министерства иностранных дел Греции или Вселенской Патриархии, с которыми он находится в непосредственной переписке» (ст. 185). С 70-х гг. XX в. наблюдается тенденция к централизации рукописных собраний А. Книги мн. скитов и келлий, закрывшихся из-за отсутствия насельников, были переданы в б-ки главных мон-рей.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Епископи на о-ве Санторин, Греция. Ок. 1181 г. Широкое распространение М. в Иудейской пустыне началось в первые десятилетия V в. благодаря деятельности прп. Евфимия Великого (377-473), к-рый, как и прп. Харитон, был родом из Анатолии (г. Мелитина на Евфрате). Ок. 5 лет он подвизался в Фаранской лавре, затем жил как отшельник вместе со своим учеником прп. Феоктистом в пещере в Вади-Мукеллик, в окрестностях Текоа, между Иерусалимом и Иерихоном ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). Вскоре в 3 км от пещеры была устроена киновия (т. н. Нижний мон-рь), к-рой управлял прп. Феоктист. Сначала прп. Евфимий отправлял всех приходивших к нему монахов в киновию, однако в видении ему было повелено принимать нек-рых иноков в ученики. Вскоре рядом с его пещерой поселились 12 монахов, и в 428 г. прп. Евфимий основал на этом месте собственную лавру «по типу Фаранской», в к-рой действовал устав лавры прп. Харитона (Ibid . 26). Лавра прп. Евфимия поддерживала тесные связи с соседней киновией прп. Феоктиста, в которой жили новоначальные монахи и из к-рой они со временем должны были переходить в лавру с более строгим, отшельническим уставом. После смерти прп. Евфимия его лавра по завещанию была преобразована в киновию, т. к. местность, в к-рой она находилась, не была приспособлена для отшельнической жизни. Лавра прп. Саввы Освященного Лавра прп. Саввы Освященного Ок. 455 г. ученик прп. Евфимия Великого, прп. Герасим Иорданский, основал лавру в 1,5 км от Иордана. Согласно уставу прп. Герасима, новоначальные монахи первое время (до 10 лет) жили в общежитии, устроенном в самом центре лавры. Духовно опытные иноки жили обособленно в кельях. Каждый лавриот должен был пребывать в своей келье 5 дней из недели, вкушая только хлеб, воду и финики. В субботу и воскресенье все лавриоты и насельники киновии должны были приходить в церковь общежития, чтобы принять участие в богослужении, причаститься Св. Таин и присутствовать на общей трапезе. В отличие от устава прп. Харитона насельники лавры прп. Герасима в материальном отношении всецело зависели от киновии.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Внутреннее неустройство много препятствует ее благосостоянию; нет в ней ни общежития, ни прежних знаменитых старцев, к-рые до восстания греческого служили образцом для всей Горы и поддерживали прежнюю ее славу» ( Муравьёв. С. 319). Агиасма прп. Афанасия. Фотография. 70-е гг. XIX в. Агиасма прп. Афанасия. Фотография. 70-е гг. XIX в. Постепенно стали возвращаться беженцы и начались восстановительные работы. В 1852-1854 гг. на средства архим. Вениамина был расписан нартекс и экзонартекс кафоликона. В 1874 г. в сев. корпусе мон-ря было построено помещение для новой б-ки. В 1887 г. был сооружен мраморный иконостас в кафоликоне, в 1892 г. возобновлена часовня Живоносного Источника над Агиасмой прп. Афанасия ( Σμυρνκης. Σ. 383, 390; Μαμαλκης. Σ. 518-519). С кон. XIX в. по 1930 г. в В. Л. действовала школа. В 1878 г. проигум. Хризостом Лавриот и Александр Лавриот (Ефморфопулос) приступили к обработке и упорядочиванию монастырского архива. На основании архивных материалов Александр Лавриот († 1905) написал ок. 117 работ и исследований, посвященных истории Св. Горы и В. Л. в частности. В авг. 1898 г. В. Л. посетил свт. Нектарий Эгинский, митр. Пентапольский. В 1905 г. В. Л. пострадала от землетрясения, были разрушены мн. здания (параклисы, башня Архангелов, колокольня и др.). В 1905 г. построены здание синодикона и параклис св. Параскевы, в 1911 г. восстановлен параклис св. Михаила Синадского. После освобождения Сев. Греции от османского владычества (1912) у афонских мон-рей появилась возможность приступить к пересмотру своей внешней и внутренней жизни, в 1914 г. В. Л. на непродолжительное время перешла на общежительный устав ( Δωρθεος, μον. Τ. 1. Σ. 231). В 1-й пол. ХХ в. В. Л. была ведущим научным центром изучения истории Афона и святогорской традиции. С 1919 г. мон. Спиридон Лавриот (Кабанас) начал издавать научный афонский ж. «ρδβλθυοτεΑθως», первой публикацией к-рого стала «Диоптра» Филиппа Пустынника. В 1925 г. совместно с Софронием (Евстратиадисом), бывш. митр. Леонтопольским, он опубликовал каталог рукописей, хранящихся в б-ке В.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Л. Спиридон (Кабанас) является автором работ о свт. Григории Паламе и др. исследований. Среди работ мон. Евлогия Лавриота (Куриласа) наиболее значительны «История аскетизма» (1929) и Каталог рукописей Кавсокаливийского скита (1930). В 1937-1939 гг. Евлогий (Курилас) был митрополитом Корчинским (совр. Албания), в 1942-1949 гг.- преподавателем Афинского ун-та. Мон. Александр Лавриот (Лазаридис), продолживший систематизацию монастырского архива, опубликовал в 60-х гг. комплекс документов В. Л. периода тур. владычества, материалы, относящиеся к Греческому восстанию 1821-1832 гг., и документы за 1850-1855 гг. Впосл. эту работу продолжил старец Онуфрий Лавриот (1941-1942) и библиотекарь В. Л. старец Пантелеимон (Давос), опубликовавший в 1958 г. дополнительный каталог рукописей В. Л. ( Μαμαλκης. Σ. 559, 564, 567-568). Братия мон-ря. Фотография. 1990 г. Братия мон-ря. Фотография. 1990 г. Экономические трудности межвоенного периода (подворья афонских мон-рей были национализированы и заселены беженцами из М. Азии), второй мировой войны и последующих десятилетий вызвали упадок афонских обителей и сокращение числа монашествующих. В 1965 г. в мон-ре проживал 71 чел., а в скитах и келлиях - 180 ( Μαμαλκης. Σ. 550). Толчком к возрождению обители послужило празднование 1000-летия Св. Горы Афон и самого древнего ее мон-ря - В. Л. (июнь 1963). На торжествах присутствовали Патриарх К-польский Афинагор I, Патриарх Иерусалимский Венедикт, Патриарх Румынский Юстиниан, Патриарх Сербский Герман и Патриарх Болгарский Кирилл. 23 июня, в воскресенье, в В. Л. была отслужена Божественная литургия, к-рую возглавлял К-польский Патриарх, Символ веры читал греч. кор. Павел I. На следующий день в В. Л. проходило совещание, на к-ром был поднят вопрос о положении святогорского монашества; в нем участвовали представители большинства Поместных Церквей, причем РПЦ представлял архиеп. Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) . Главным результатом совещания стало заявление К-польского Патриарха о гарантированном приеме в святогорские обители всех монахов, направленных на Афон Предстоятелями Поместных Церквей.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Вопрос о времени жизни И. К. одним из первых изучал еп. Порфирий (Успенский). На основе рукописных колофонов он считал, что активная деятельность И. К. в качестве мелурга относится к периоду между 1299 и 1332 гг. Исследователь отметил, что в перечне известных мелургов в Стихираре Ватопедского монастыря 1299 г. имя И. К. отсутствует, тогда как в 1332 г. он уже назван маистором. Еп. Порфирий предположил, что покровителем И. К. был Андроник III Палеолог (1328-1341) ( Порфирий (Успенский). 2006. C. 225-226). Биографию И. К. подробно исследовал Уильямс, к-рый, опираясь на косвенные данные, заключил, что преподобный род. ок. 1280 г. и обучался в грамматической школе при приюте св. Павла. Эта школа была предназначена для бедных юношей из провинции, стремившихся приобщиться к греч. культуре и сделать карьеру в К-поле. Уильямс указал на то, что в Житии И. К. представлен как человек, выросший в слав. среде, и, вероятно, славянин по происхождению (исследователь предположил, что патроним Пападопул является переводом слав. Попович). По мнению Уильямса, покровителем И. К. был имп. Андроник II Палеолог (1282-1328), к-рый считался любителем изящных искусств. Исследователь указал на дополнительный источник, данные к-рого позволяют предположить, что И. К. был жив в 50-70-х гг. XV в. Это стихотворная история К-польских патриархов Кирилла Лавриота (XVIII в.), в к-рой описывается встреча патриарха Филофея Коккина и И. К. на Афоне в 1354/55 или в 1376 г. ( Williams. 1968. P. 312-314, 362). Однако поздний характер текста и отсутствие сведений об источниках, на к-рые опирался Кирилл Лавриот, заставляют сомневаться в достоверности текста. Большинство др. исследователей интерпретировали упоминание о «древнем Кукузеле» в рукописи 1341 г. как свидетельство того, что к этому времени И. К. уже скончался (см., напр.: Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127. Σημ. 4). Е. В. Герцман предположил, что «время активной творческой жизни мастера завершилось задолго до наступления XIV столетия» (возможно, в XII в.- Герцман. 2006. С. 496). Тем не менее, учитывая отсутствие упоминаний об И. К. до нач. XIV в., предпочтительной представляется традиц. датировка.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Прийдя в скит, Феофан остановился в келлии Филарета, причем ощущал в себе такое смущение и злобу, как никогда. К счастию его, в этот вечер один из братии благой беседой своей рассеял несколько злобные и мрачные чувства Феофана, но когда тот удалился и Феофан остался один, то злоба снова закипела в его сердце. Положив (на стол) св. мощи, Феофан лег, но уснуть не мог, так как голова его была полна воспоминаниями о тех обидах и оскорблениях, которые когда-либо перенес Феофан; сердце его пылало злобой и желанием отомстить. Наконец, перед самой утреней он заснул, и ему явился преподобный Нил в следующем видении. Представилось Феофану, что он идет из лавры в скит, а навстречу ему идет старец Анания, лавриот, в лавру, который был, как потом мы увидим, святой Нил. Поравнявшись с Феофаном, святой, на приветствие последнего, укоризненно покачал несколько раз головой и промолвил: «Так-то воздал ты мне за оказанное мною тебе благодеяние, неблагодарный человече?» Феофан: «А что я тебе сделал худого?» Святой: «А что еще хуже мог ты мне сделать? Ты, может быть, думаешь, что так и следовало разобрать меня на куски, чтобы они почивали завернутыми в грязном мирском белье?» (Последнее святой сказал потому, что, когда открылись его мощи, то бывшие при сем мастера-миряне взяли себе части мощей и, за неимением места для хранения их, поклали в сумки свои, завернув в белье.) Феофан: «Ты не предупреждал меня, чтобы я не сотворил сего» (т. е. не отрывал бы твоих мощей). Святой: «Из-за твоей неблагодарности разобрали и растащили меня. Это ты растаскал меня, неблагодарный». Затем святой повел речь о Феофане. «Доколе злобиться будешь? Доколе огорчаться, доколе оскорбляться будешь? Разве мало повторял я тебе, чтобы ты, когда найдет на тебя огорченье и гнев, побеждал их терпением? Не говорил ли я тебе, как поступать впредь и столь подробно, как действовать в том и в другом случае? Не обещался ли ты мне никогда не ступать больше на порог монастыря? Не предупреждал ли я тебя (что в противном случае беда будет)? Теперь же ты еще меня винишь во всем и в твоей гневливости!» (По-видимому, Феофан, страдая ту ночь от воспламенения в нем злобы и огорчения, роптал и винил святого).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Болезнующее сердце, духовный плач, согласно святителю Григорию, совершенно очищает человека от страстей, делает его непреклонным ко злу, а грехи соделывает как не бывшими:  «Плач не только здесь приносит утешение, но и добродетель крепко твердою делает, делая душу непреклонною на худшее… Некто из отцов говорил: " Плач делает и хранит " . И не этот только плод от плача, что от него человек делается почти неподвижным на худое и неудобровозвратным к прежним грехам, но и то, что грехи сии становятся как бы не бывшими (ς μ γεγοντα διατθησιν). Ибо так как человек из-за них в начале плачет, то Бог почитает их как бы невольными в нем; что же невольно, то не вменяется в вину (τ δ κοσια οχ πεθυνα) ;  так в Бога согрешающий, если, раскаявшись, в плаче о грехах проводит дни свои, то праведно грехи его вменяются в непроизвольные (ς οχ κοσια δικαως ατ λογισθσεται τ μαρτματα) .   6. Заключение Итак, подводя итог, можно выстроить следующую последовательность возникновения «Слова душеполезного», которое мы встречаем в качестве заключительной части книги св. Никодима «Руководство к исповеди»: 1. текст Пинамонти, 2. перевод Романитиса, 3. переложение св. Никодима Святогорца в «Духовных упражнениях», 4. переложение св. Никодима Святогорца в «Руководстве к исповеди» с добавлением святоотеческих цитат. Необходимо заметить, что критики творчества святого Никодима — Феодорит Лавриот и Иаков из Нового Скита — были правы, указывая на то, что Преподобный перерабатывал и издавал католические пособия. Их ошибка заключалась в том, что с творениями именно Лойолы Святогорец не соприкасался. Отношение последнего к этим обвинениям было нейтральным. Он считал, что полезное из творений «врагов» (т.е. католиков) нужно брать, а худое — отвергать. Однако вместе с полезным святой Никодим включил в свои книги чуждые православному Востоку концепции, такие как «сокрушение» (συντριβ, contrizione), понимаемое как физическая боль сердца ( πνος τς καρδας, il dolore di cuore); генеральная исповедь (γενικ ξομολγησις, la confessione generale); материя таинства на примерах таинств крещения и покаяния.

http://bogoslov.ru/article/5646910

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010