Святой Геласий Рымецкий, архиепископ Трансильванский Память 30 июня/13 июля В XIV веке в Рымецком монастыре, одном из старейших монастырей Трансильвании, жил монах по имени Геласий . Он вел примерную подвижническую жизнь, и память о нем сохраняется как в обители, так и среди жителей того края вплоть до наших дней. Известно, что он вместе с двенадцатью учениками подвизался в священном безмолвии в горах, а затем стал игуменом монастыря. Днем он работал вместе с учениками, всю ночь бодрствовал и на заре служил Божественную литургию. Преподобный Геласий участвовал в трапезе только по субботам и воскресеньям, а в остальные дни довольствовался одним святым причастием. Во время постов он посещал отшельников, рассеянных по округе, и поддерживал их своими отеческими наставлениями и молитвами. Когда он возвращался в монастырь, его уже ожидало множество больных, одержимых и нуждающихся, чтобы получить Божие благословение по его молитве. Однажды летом, чтобы дать ученикам возможность освежиться, преподобный Геласий иссек источник. И доныне верующие приходят к нему за водой, обладающей целебными свойствами. В 1924 году с монастырского кладбища была унесена наводнением большая часть мощей, в том числе и глава преподобного Геласия, которая сама собой остановилась напротив окна церкви. С тех пор она хранится в алтаре, где верующие воздают ей почитание. В 1978 году под вторым слоем росписей на стенах монастырской церкви была найдена надпись 1377 года. В ней упомянуто имя архиепископа Трансильвании Геласия, первого известного иерарха этой области, местопребыванием которого, очевидно, был Рымецкий монастырь. В течение нескольких следующих лет были обретены другие части его мощей, от которых постоянно происходили чудеса. Многочисленные паломники стали стекаться в это святое место. Жительнице деревни Негрешт-Оаш по имени Мария, страдавшей от эпилепсии, во сне явилась голубка и велела прийти в Рымецкий монастырь. Поклонившись мощам преподобного Геласия, женщина полностью исцелилась. Житель деревни Кокора (около Альба-Юлии), отдалившийся от Православия и затем разбитый параличом, был привезен в монастырь на телеге. Монахи собрались перед мощами преподобного Геласия и усердно молились о больном, который получил полное телесное и духовное исцеление, подобно евангельскому расслабленному, и вернулся домой.

http://pravoslavie.ru/54820.html

Календарь Материалы 12 июля 2012 г. [Гость сайта] Екатерина Люльчак Ежегодно в России пропадает более 80 тысяч человек, из них 20 тысяч – дети. И, к сожалению, найти удается не всех: слишком поздно приняли заявление, слишком долго раскачивалась полиция… А ведь чем быстрее начнутся поиски, тем больше шансов, что ребенка найдут. И найдут живым. Главное – искать! Без промедлений, рассчитывая не только на полицию и МЧС, но и на свои силы. В этом как никто уверена Алина Павлюкова – координатор первого в России добровольческого поискового отряда «Лиза Алерт», рассказавшая о его работе. [Поместные Православные Церкви/Румынская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Святой Геласий вместе с двенадцатью учениками подвизался в священном безмолвии в горах, а затем стал игуменом Рымецкого монастыря. Он участвовал в трапезе только по субботам и воскресеньям, а в остальные дни довольствовался одним святым причастием. Однажды летом, чтобы дать ученикам возможность освежиться, преподобный Геласий иссек источник. И доныне верующие приходят к нему за водой, обладающей целебными свойствами. [Интернет-журнал/Общество] Екатерина Люльчак 11 июля, в последний день международного фестиваля «За жизнь», прошел круглый стол «Технология смерти: абортивные средства контрацепции и фармакологические аборты». Проблема, затронутая в рамках круглого стола, оказалась настолько животрепещущей, что запланированные выступления вылились в острую дискуссию. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Любовь Петра к Господу была столь пламенной, что он стал главой двенадцати апостолов, избранных Господом. Он был для них не как господин, обладающий властью принуждать, – ибо как это было бы возможно, если Господь запретил апостолам посягать на власть друг над другом, – но скорее как выразитель мнения апостолов и любимый собеседник Учителя. [Встреча с Православием/Проповеди] Иеромонах Арсений (Писарев) Подошел к концу пост, втечение которого православные христиане готовились ко дню памяти святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. 12 июля – это день, когда, согласно церковному преданию, главные христианские апостолы, учителя среди учителей – Петр и Павел, были казнены в Риме. (MP3 файл. Продолжительность 15:49 мин. Размер 7.6 Mb)

http://pravoslavie.ru/archive/120712

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Геласий Рымецкий, свт. - житие Геласий Рымецкий (XV-XVI вв.), игумен, епископ Трансильванский, святитель. Память 30 июня. Геласий был уроженцем гор Апушень, в Трансильвании. С молодости он стал подвижником в долине Рымецкого ручья, учась искусству борьбы со страстями у местных отшельников. Очистив свой разум от злых мыслей и сподобившись дара чудотворения, иеросхимонах Геласий спустился к народу и сделался игуменом Рымецкого монастыря и знаменитым пастырем. Местное предание говорит что и святого было двенадцать учеников вместе с которыми он молился и постился, совершая богослужения с большим тщанием и страхом Божиим. По целым неделям игумен не принимал пищи, вкушая только Святые Дары. Днями он выполнял послушания вместе с братией, а ночами совершал бдения и Божественную литургию. Только по субботам и воскресеньям игумен ел вместе с монахами в монастырской трапезной. Игумен Геласий был духовным наставником как для Рымецких монахов, так и для жителей окружных деревень. Во время постов он посещал подвижников подвизавшихся в пещерах этого горного края и молился вместе с ними. Затем он спускался к монастырю, куда собирались и местные жители и пастухи. Туда же сносили больных, особенно одержимых, которые исцелялись по молитвам святого. Согласно надписи на древней храмовой фреске, святой Геласий был рукоположен во епископа и пастырствовал как в Рымецком монастыре так и во всем Трансильванском краю. Однажды на сенокосе вместе с братией, когда стояла невыносимая жара и все страдали от жажды, по молитве святого появился ручей. В другой раз, когда святой со своим ослом шел на сенокос, он получил откровение о своей скорой кончине. После долгой молитвы он собрал учеников и наказал им жить в любви, любить Церковь, и бежать пьянства и невоздержанности. Затем, поцеловав их, он отдал душу Господу. По монастырскому преданию, когда осел с телом святого спустился с горы, колокола в деревнях стали звонить сами собой. Почитание Многие немощные получали исцеление на могиле святого. Летом 1924 года, во время разлития монастырского ручья, много костей из монастырского кладбища было смыто в долину. Среди них был и череп святого Геласия, который внесло ручьем в окно старой церкви, где он пребывает с тех пор, сохраняемый в алтаре. Появившийся по молитве святого " ручей святого Геласия " , как его называют ныне, сохранился по сей день и местные жители черпают из него воду, уповая получить благословение и излечение. Святой Геласий был канонизирован Священным Синодом Румынской Православной Церкви в лике святителей 20 июня 1992 года. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Геласий Рымецкий, свт. " .

http://pravicon.com/info-2035

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ РЫМЕЦКИЙ Свт. Геласий. Икона. XX в. (ц. Св. Троицы в Лос-Анджелесе, Румынская епископия) Свт. Геласий. Икона. XX в. (ц. Св. Троицы в Лос-Анджелесе, Румынская епископия) [румын. Ghelasie], св. (пам. румын. 30 июня), правосл. архиеп. Трансильвании 2-й пол. XIV в. (род. в Трансильвании). Первый известный по имени предстоятель Православной Церкви в Трансильвании. Упоминается в надписи 1377 г. на слав. языке на стене церкви мон-ря Рымец (жудец Алба). В дек. 1978 г., во время проведения реставрационных работ в храме, при изучении 2-го слоя настенной живописи на аркаде, отделяющей наос от пронаоса, была обнаружена надпись следующего содержания: «Писал многогрешный раб Божий Миху, иконописец из Кришу-Алб, по благословению архиепископа Геласия во дни короля Лайоша в год 6885, 2 июля». Имеющиеся сведения позволили отождествить его с настоятелем и духовником мон-ря в долине небольшой р. Рымец в горах Траскэу, жившим в то время и почитавшимся местными крестьянами. Сначала он был игуменом мон-ря, затем стал архиепископом, но не покинул мон-рь. Г. Р. прославился даром чудотворений и исцелений от различных болезней. Недалеко от мон-ря находится источник, появившийся из-под земли по молитвам Г. Р. Предание сообщает обстоятельства кончины Г. Р. по дороге в мон-рь. Когда мул с телом старца появился во вратах обители, колокола монастырских и окрестных церквей сами зазвонили, извещая о кончине старца, и на камне у церкви отпечатался след копыта животного. В акафисте Г. Р. говорится об этом чуде. В мон-ре Рымец в деревянной раке покоятся мощи - чудесно обретенная честная глава святителя. 20 июня 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение о прославлении Г. Р. Торжественная канонизация состоялась 29 июня того же года в мон-ре Рымец. Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 1. Passim. В. С. Мухин Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/161955.html

Так диавол, сидевший в ней, открыл ее грех, из-за которого она страдала Эту же женщину, когда она успокоилась, выпустили на монастырский двор, но она вдруг схватила за руку мальчика лет 11–12 и с нечеловеческой силой потащила его за собой, приговаривая: — Пошли домой, ты же мой малыш, которого я закопала в навозе. Так диавол, сидевший в ней, открыл ее грех, из-за которого она теперь страдала. Свт. Геласий Рымецкий (XIV в.) Как Василий, так и Маришка совершенно исцелились и вернулись восвояси. Подобные из ряда вон выходящие происшествия часто совершались в монастыре, но самым потрясающим, если это слово тут уместно, было исцеление Лазаря Ротару из предместий города Регин. Лазарь этот был братом одного из рымецких монахов — отца Дамаскина, который тогда нес послушание монастырского эконома. Лазарь пришел в монастырь сам, ему хотелось постоять на богослужениях, чтобы выздороветь, он чувствовал, что с ним что-то не то. В монастыре мы все заметили странности в поведении Лазаря: то он безудержно смеялся, то был понур и хотел вернуться домой. Город Регин, храм Свт. Николая, 1725 г. Фото: Богдан Илиеш Отец Арсений вместе с отцом экономом, братом Лазаря, всё время приглядывали за ним, старались держать его на виду. Глядя на то, как отец Арсений носился с ним, легко было догадаться, что он как никто знал, насколько тяжело состояние Лазаря, который был настоящим бесноватым. В этом нам всем предстояло убедиться однажды вечером, когда мы все были в трапезной. У Лазаря, сидевшего с нами за столом, вдруг резко изменилось настроение, глаза у него побагровели и стали искриться; он стал крутить головой во все стороны, словно следил за кем-то, и вдруг заплакал, говоря, что у него болит кожа, его как будто жгут огнем, и кожа его действительно стала красной. Мы в недоумении смотрели на него, задавали ему всякие вопросы, как вдруг он бросился под стол и засвистел так громко, словно во рту у него была специальная свистулька, а потом на животе со страшной скоростью полетел к двери, словно сверху его кто-то нес.

http://pravoslavie.ru/149585.html

Геласий продолжил развитие уже рассматривавшегося нами процесса роста самопревозношения пап. Хотя так называемый «геласианский декрет» был написан не им, его письма к императорам Зенону и Анастасию с протестом против их попыток навязать Церкви имперскую власть явились манифестацией папской независимости и послужили мощным прецедентом для средневековой борьбы между Церковью и государством на Западе. Признавая божественное происхождение «царства», Геласий тем не менее заявляет, что император не обладает властью определять христианские принципы управления христианским обществом: власть делать это принадлежит «священству», и в особенности папе Римскому - наследнику св. Петра. Основываясь на «апостольском решении, поддерживаемом словами Христа, преданием древних и канонами», Геласий оспаривает право апеллировать от Рима к другим церквам. Папа, наследник Петра-скалы, на которой зиждется Церковь, может осуждать, отлучать, кассировать приговоры других епископов собственной своей властью. Вслед за Римом стоят второй и третий «престолы Петра» - Александрия и Антиохия. Геласий не признавал равенства Константинополя с Римом - об этом, утверждал он, не говорится в древних канонах, а местопребывание императора не имеет значения. Мелхиседек, по его словам, соединял в своем лице власть царя и священника, но Христос, принимая во внимание слабость человеческой природы, разъединил обе власти. Светская и духовная власти действуют каждая в своей сфере: в мирских делах епископ должен повиноваться императору, но в духовных - император епископу. В своем знаменитом письме императору Анастасию Геласий написал: «Существуют две власти, которые управляют миром: святая власть первосвященников и власть царей земли. Из этих двух властей священники несут груз куда более тяжкий: на Страшном суде они должны будут держать ответ за проступки самих царей земли». Тексты папы Геласия стали классической основой папского самосознания на Западе. В них Римская Церковь рассматривается как последний оплот истины; с этим-то сознанием она и будет бороться с еретическими восточными императорами VII-VIII вв. Хотя в вопросе противостояния православия и монофизитства папа Геласий выступал за правое дело, он делал это так грубо и с таким самопревозношением, что это могло лишь усугубить положение и углубить раскол.

http://sedmitza.ru/lib/text/434763/

Узнавание как элемент повествования нередко свидетельствует о всемогуществе Божием. Как, например, в житии мученика Геласия Гелиопольского. Геласий был комедиантом. (Как сейчас, так и в древности Церковь Христова нередко была предметом насмешек, которые звучали с театральной сцены.) На христиан опять воздвигались гонения. И вот Геласий в очередной раз должен был разыгрывать на сцене таинство Святого Крещения. Сойдя в импровизированную купель, он начал возливать на себя воду со словами: «Крещается раб Божий Геласий. Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа!». После этого актёр вдруг стал серьёзным. Грим смылся в купели крещения. Геласий предстал на сцене совершенно другим человеком. «Я христианин!» – воскликнул он. Зрители разразились смехом, оценив эту «шутку». Но тут они начали узнавать , что случилось нечто необычное. Наконец, осознав, что Геласий не шутит, его схватили и усекли мечом. В данном случае узнавание раскрывает нам всемогущество Божие, показывает, как Дух Святой в один миг может изменить самого закоренелого грешника. Узнавание также помогает человеку осознать свои грехи и через это подвигает к покаянию. Пожалуй, самый известный пример такого узнавания – разговор Давида с пророком Нафаном, когда царь внезапно узнаёт в том злодее, о котором пророк рассказал в притче, самого себя (см.: 2Цар.12 ). Узнавание сопряжено с кульминацией истории и порождает развязку повествования. 9. Катарсис и покаяние Ещё в античности философами и поэтами было замечено, что слово способно потрясать человеческую душу, вводить её в состояние восторга и умиления. Это явление было названо катарсисом, то есть очищением посредством сильных сопереживаний, порождённых словом. Любой творец знает, что главная цель его произведения – ввести зрителя, читателя или слушателя в состояние духовного восторга, или катарсиса. Цель миссионерской проповеди – привести человека не только в состояние духовного восторга, но пробудить в нём покаяние, указать путь к изменению всего своего естества. То есть перед миссионером стоит задача гораздо более сложная, чем перед художником.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Получив власть и достигнув своей цели, он рукоположил множество епископов, отнимая в то же время престолы у епископов, еще не возвратившихся. Тогда он призывает и авву Геласия, приводит его в храм, лаская и вместе устрашая. Когда старец вошел в храм, Феодосий говорит ему: «Произнеси анафему на Ювеналия». Нимало не устрашившись, Геласий отвечал: «Я не знаю другого епископа Иерусалимского, кроме Ювеналия». Феодосий, опасаясь, чтобы и другие не стали подражать благочестивой ревности его, велел с бесчестием выгнать его из церкви. Последователи раскола Феодосиева взяли старца, обложили его со всех сторон дровами и грозили сжечь его; но видя, что он не боится и не страшится этого, и опасаясь возмущения народного, потому что Геласий был в большой славе (все же это происходило по Божию Промыслу), без всякого вреда отпустили мученика, который мысленно уже принес себя во всесожжение. Сказывали об авве Геласии, что он еще с юности проводил жизнь бедную и пустынническую. В это же время и в тех же местах весьма многие вели одинаковую с ним жизнь. Между ними был один старец, самый простой и бедный, который жил до смерти своей в уединенной келье, хотя в старости своей имел учеников. Он до конца жизни соблюдал то подвижническое правило, чтобы не иметь двух хитонов и не заботиться со своими учениками о завтрашнем дне. Когда авва Геласий, при помощи Божией, устроил общежительную обитель, жертвовали ему большими полями, и заводил он также для нужд общежития рабочий скот и волов, ибо Тот, Кто древле внушил св. Пахомию устроить общежительную обитель, помогал и авве Геласию во всем устроении монастыря. Вышеупомянутый старец, искренно любивший Геласия, видя его в сих занятиях, сказал ему: «Боюсь, авва Геласий, чтобы ум твой не прилепился к полям и прочему имуществу общежития». Авва Геласий отвечал ему: «Скорее ум твой прилепится к шилу, которым ты работаешь, нежели ум Геласия к стяжаниям». Рассказывали об авве Геласии, что, быв часто возмущаем помыслами, побуждавшими его удалиться в пустыню, в один день он сказал ученику своему: «Сделай милость, брат, потерпи, если что я сделаю, и не говори со мною ни о чем в продолжение сей недели».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ КИЗИЧЕСКИЙ [греч. Γελσιος Κυζικηνς], греч. историк 2-й пол. V в., автор «Церковной истории», посвященной эпохе правления имп. Константина Великого, гл. обр. Вселенскому I Собору в Никее (325). Во всех сохранившихся рукописях (древнейшая - Ambros. gr. 534, XII-XIII вв.) сочинение анонимно. Имя автора - Геласий - приводится лишь в «Библиотеке» патриарха К-польского свт. Фотия ( Phot. Bibl. 15, 88). Первоначальное название кн. «Церковная история», видимо, было заменено в позднейшей традиции на «Повествование о деяниях Собора в Никее» (Τν κατ τν ν Νικα σνοδον πραχθντων σνταγμα). Информация о жизни Г. К. содержится только в тексте его «Истории». Сын пресвитера из г. Кизик в М. Азии, живший в Вифинии при имп. Василиске (475-476), он приступил к написанию книги, чтобы опровергнуть клевету «сторонников еретика Евтихия» (монофизитов), утверждавших, что их учение базируется на вере никейских отцов. В конце предисловия автор обещал написать сочинение по истории правления имп. Констанция Хлора, но о нем ничего не известно. Патриарх Фотий читал церковную историю Никейского Собора в рукописи без имени автора (приводимое начало сочинения не оставляет сомнения, что речь идет именно о труде Г. К.), но он сообщает, что в одной из рукописей он нашел эту же книгу, надписанную именем Геласия , еп. Кесарии Палестинской. Под тем же именем Фотию была известна др. «Церковная история» (не сохр.), автор к-рой был племянником свт. Кирилла Иерусалимского, а также трактат «Против аномеев». Критически сопоставляя все эти сочинения, Фотий предполагал, что существовали 3 различных церковных писателя с именем Геласий, занимавших кафедру Кесарии Палестинской: сын пресвитера из Кизика, племянник Кирилла Иерусалимского и автор сочинения против аномеев. Однако нет веских оснований считать, что Г. К., писавший в Вифинии, стал епископом Кесарии Палестинской. Можно предположить, что Геласий действительно занимал кафедру Кесарии, но не митрополии Палестины, а г. Кесария Германика, находившегося в Вифинии, к востоку от Кизика; определение же Палестинская было вставлено переписчиком ошибочно.

http://pravenc.ru/text/161953.html

Однако здесь таилась опасность с другой стороны. Примирительная позиция императора, убеждённость, что, сохраняя единство Церкви, он создаёт необходимые условия для устраивающей всех вероисповедальной формулы, встречала устойчивое сопротивление со стороны Римских епископов. Они решительно вмешивались в дела Востока, не всегда, мягко говоря, оглядываясь на фигуру императора. Смерть Зенона вдохнула новые надежды в сердца понтификов о скором достижении поставленной ими цели. Как только произошла коронация нового царя, послы из Рима, сенаторы Фауст и Ириней, являвшиеся одновременно представителями Теодориха Великого (!), предъявили императору Анастасию требование папы и короля исключить имя патриарха Акакия из диптихов. Когда им в этом было отказано, папа Геласий I (492–496) обратился с посланием к епископам Иллирика, в котором призывал их не подчиняться Константинополю, то есть императору. К сожалению, Рим зашёл уже слишком далеко в упрочении собственной власти, и папа Геласий безапелляционно заявлял, что в «доме греков одни еретики». Геласий – далеко не «рядовой» понтифик, и образ его мыслей много повлиял на позднейшее папство. Имея хорошие отношения с Теодорихом Великим, чувствуя мощную поддержку остготов, папа нисколько не был озабочен растущим конфликтом между папским двором и царём. Последовательно оттеняя Константинополь, он вновь пытается вывести на первый план Александрию и Антиохию. Опровергая сам принцип, на котором основан 28-й канон, Геласий писал: «Разве император не останавливался множество раз в Равенне, Милане, Сирмии и Треве? И разве священники этих городов приобрели что-либо дополнительно, кроме тех почестей, которые передавались им с древних времён? Если вопрос о положении городов и имеет место, то положение второго и третьего престолов (Александрии и Антиохии) выше, чем у этого города (Константинополя), который не только не числится среди (главных) престолов, но даже не входит в число городов с правами митрополии» . В другом послании он ещё дальше развивает эту тему: «Разве следовало Апостольскому престолу предпочесть решение округа Гераклеи, – я имею в виду понтифика Константинопольского, – или решение каких-либо иных епископов, которых необходимо созвать к нему, либо из-за него, когда епископ Константинопольский отказывается предстать перед Апостольским престолом, являющимся первым престолом? Этот епископ, даже если бы обладал прерогативой митрополии или числился среди (главных) престолов, все равно не имел права игнорировать решение первого престола»  1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010