Arhiva A decedat cel mai în vârst cleric al Eparhiei de Minsk protoiereul Ioan Horoevici 6 mai 2020 16:46 6 мая 2020 года, на 88-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу старейший клирик Минской епархии , настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в городе Минске протоиерей Иоанн Хорошевич. Соболезнования выразил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел . Иван Александрович Хорошевич родился 14 января 1933 года в деревне Красное (ныне Молодечненский район Минской области). В 1960 году окончил Минскую духовную семинарию и принял диаконский сан. 19 июля 1960 года назначен диаконом Никольского собора города Алма-Аты. 15 ноября 1961 года по возведении в сан иерея назначен настоятелем Успенского храма города Гурьева Казахской ССР (с 1991 г. — город Атырау). 3 июня 1969 года принят в штат Калининской епархии и назначен настоятелем Успенского храма города Зубцова Калининской области. 16 июня 1970 года освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Преображенского храма города Рославля Смоленской области. 5 октября 1971 года назначен священником Успенского кафедрального собора города Смоленска. 21 августа 1974 года переведен на должность настоятеля собора. С 1 сентября 1972 года по 16 октября 1975 года по совместительству исполнял обязанности секретаря Смоленского епархиального управления. 16 октября 1975 года согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви командирован в ГДР и назначен настоятелем Алексиевского храма-памятника Русской славы в городе Лейпциге. За время служения в Лейпциге приложил много усилий и стараний по восстановлению храма-памятника. 15 сентября 1983 года освобожден от занимаемой должности и назначен ключарем Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине. 6 сентября 1984 года решением Священного Синода в связи с истечением срока командировки освобожден от обязанностей ключаря Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине и направлен в распоряжение митрополита Минского и Белорусского Филарета .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5632870...

Взаимоотношения с протестантами и англиканским сообществом Отношения между Русской Православной Церковью и различными протестантскими деноминациями, а также с англиканским сообществом развивались по нескольким направлениям. С одной стороны, Русская Церковь продолжала участвовать в тех богословских диалогах на межправославном уровне, которые начались в 70-80-х гг. XX в. Будущий Патриарх Кирилл являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.). Диалоги с англиканским сообществом и со Всемирной лютеранской федерацией начались с 1981 г., а со Всемирным альянсом реформатских церквей с 1986 г. Кроме того, продолжались двусторонние диалоги Русской Православной Церкви с Церковью Англии (в январе 1991 г. митрополит Кирилл провел переговоры с делегацией Церкви Англии в Москве, в октябре 1991 г. сопровождал Патриарха Алексия II во время визита в Великобританию), Евангелической церковью Германии (митрополит Кирилл вел переговоры с делегацией Евангелической церкви Вестфалии в августе 1990 г., участвовал в мероприятиях 24-го Немецкого евангелического кирхентага в Рурской области в июне 1991 г.) и Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии (визит митрополита Кирилла в Финляндию по приглашению Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и его встреча с главой Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии архиепископом Турку Ю. Паармой состоялись в апреле-мае 1999 г.). В 1990-х гг. Православные Церкви стали испытывать серьезные затруднения в диалоге с англиканами, протестантами и реформатами в связи с введением в этих общинах «женского священства» и общего усиления либеральных тенденций. Все труднее стало находить точки соприкосновения на богословской почве. Эта ситуация заставила Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение к православно-протестантскому диалогу и инициировать постепенный переход от богословских тем к социальной и политической тематике. В диалоге с протестантскими деноминациями Русская Церковь считала своим долгом свидетельствовать о духовно-нравственных ценностях, основанных на Предании древней неразделенной Церкви. Именно поэтому в тех случаях, когда в протестантских общинах наблюдался радикальный отход от основополагающих нравственных норм христианства, Русская Церковь ограничивала или полностью прекращала контакты с этими общинами (например, с Епископальной церковью в США в ноябре 2003 г. в связи с «епископской ординацией» открытого гомосексуалиста и др.). Архиерейский Собор 2008 г. отметил , что «будущее отношений со многими протестантскими общинами зависит от их верности нормам евангельской и апостольской нравственности, на протяжении многих веков хранимым христианами».

http://patriarch.patriarchia.ru/vzaimoot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНДЯЕВ Николай Михайлович (род. 18.11.1940, Ленинград), прот., проф. СПбДА. Из семьи протоиерея; дед, свящ. Василий Гундяев, был одним из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской епархии. Брат Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) . Во время Великой Отечественной войны Г. пережил блокаду в Ленинграде. В 1959-1963 гг. учился в ЛДС, затем продолжил образование в ЛДА, к-рую окончил в 1967 г. со степенью канд. богословия, и был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата, стал преподавателем патрологии (до сент. 2004). В 1972 г. получил ученое звание доцента, с 1975 г. профессор. В 1976-1977 гг. заведовал аспирантурой в МДА, со 2 марта 1986 по июнь 1987 г. занимал должность ректора ЛДА. В 1966 г. Г. был рукоположен во диакона Ленинградским митр. Никодимом (Ротовым) , в 1967 г.- во иерея, с 1971 г. протоиерей. С 1977 г. является настоятелем Преображенского собора в С.-Петербурге. Г. состоял в редколлегии сб. «Богословские труды» . В июле 1972 г. был назначен секретарем Комиссии Свящ. Синода по делам христ. единства. С 13 февр. 1973 по 4 апр. 1977 г. заместитель председателя ОВЦС МП, затем консультант ОВЦС. Возглавлял делегацию РПЦ на 2-м конгрессе правосл. богословских школ (1976, мон-рь Пендели, близ Афин), участвовал в консультациях между представителями Конференции католич. епископов США и Национального Совета Церквей Христа и христ. церквей СССР (Загорск, 1970), в собеседованиях богословов РПЦ и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (Турку, 1970; Ярвенпяа, 1974; Турку, 1980; Ленинград, 1983), РПЦ и Евангелической Церкви Зап. Германии («Aphoльдcxaйh-V», Кирхберг, 1971; «Aphoльдcxaйh-VI», Загорск, 1973), РПЦ и Союза евангелических Церквей ГДР (Загорск, 1974; Киев, 1978; Гюстров, 1981; Загорск, 1984), в работе 5-й (Найроби, 1975) и 6-й (Ванкувер, 1983) Ассамблей ВСЦ, в заседаниях Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолич. диалогу (Шамбези, 1975; Шамбези, 1977; Бонн, 1979; Москва, 1981; Амерсфорт, 1985), в собеседованиях РПЦ и Международного миротворческого движения «Пакс Кристи Интернационалис» (Лондон, 1978; Амстердам, 1983; Лёвен, 1985), в работе 5-го Всехристианского мирного конгресса в Праге (1978), Всемирной конференции по миссии и евангелизации «Да приидет Царствие Твое» (Мельбурн, 1980), 9-й Международной патристической конференции (Оксфорд, 1983) и др. Награжден церковными орденами св. Владимира 2-й степени (1977), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2000). Соч.: Бог и человек: Что в новом творении уже исполнилось и чего мы можем ожидать//ЖМП. 1974. 5. С. 72-77; Для единства и мира по завету Христа//Там же. 1979. 4. С. 49-56; Святоотеческое богословие и секулярный мир//Правосл. богословие на пороге 3-го тысячелетия. М., 2000. С. 252-258. Лит.: Назначение ректора Ленинградских духовных школ//ЖМП. 1986. 5. С. 15. А. И. Богданов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168326.html

Я был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений... Благодаря этому в 1962 году я сумел пригласить, а затем привезти в Пюхтицы перевую делегацию Евангелическо-лютеранской Церкви ГДР… Вскоре в немецкой газете Neue Zait была опубликована восторженная статья с фотографиями. Не заметить ее во властных структурах, где особенно тщательно фиксировалось иностранное слово в наш адрес, просто не могли… Мой план спасения Пюхтиц сработал! Время перемен Наступил 1987 год. В первый момент перестройка меня окрылила. В послевоенные годы особенно донимало нас всевластие Совета по делам религий. И хотя с перестройкой влияние его вроде бы стало ослабевать, однако это все равно оставалось нормой государственно-церковных отношений… Я решился на поступок... поворотный в моей судьбе. 17 декабря 1985 года я отправил письмо генсекретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву… поставил вопрос о перестройке государственно-церковных отношений… Михаилу Сергеевичу я все-таки благодарен за его понимание, на мой взгляд, главного: вольно или невольно генсек ЦК КПСС осознал, что вести войну с Церковью и верой значит вести ее со своей собственной душой. А что касается перемен, то они не могли не произойти. В канун 1000-летия Крещения Руси мы обратились в Совет по делам религии… чтобы достойно отметить юбилей Православия. Нам ответили, что ни государство, ни общественность не будут принимать участия… Это внутренний церковный юбилей, и нечего по такому поводу будоражить народ... Тогда в 1983 году мы образовали свою комиссию и стали по мере возможностей действовать. Начинать следовало с создания духовного и административного духовного центра. Мы попросили власть имущих, чтобы они передали нам один из московских монастырей. Смотрели и Донской, и Новоспасский монастыри, но в них исключалась возможность нового строительства. Был еще, конечно, Данилов монастырь — в нем размещалась колония для несовершеннолетних преступников. Но он был в таком неприглядном состоянии, что власти нам его даже не предлагали. И все-таки мы остановились на этой обители. ...Взялись за дело, и через несколько лет это место стало практически неузнаваемым. ...И только одно мешало этой красоте выглядеть по-настоящему празднично: соседний с монатсырем храм Воскресения Словущего по-прежнему оставался обезглавленным, а в его стенах выполняла очередной пятилетний план московская фабрика по производству зонтов. Освободить здание храма должны были в 1987 году. Мы пригласили директора завода на заседание нашей комиссии, где попросили его позволить нам привести Божий храм хотя бы с внешней стороны в надлежащее состояние. ...Через неделю директор заявил, что вопрос ремонта храма обсудил их партийный комитет и вынес решение: коллектив фабрики зонтов не может трудиться под крестами. На что я, не удержавшись, спросил: «А как же в Кремле, в окружении крестов кремлевских соборов проходят съезды коммунистической партии?» Он насупился и ушел. Вскоре храм начали реставрировать.

http://foma.ru/putem-xristovyim.html

2 февр. 1975 г. католикос Моран Мар Василий Оуген I посвятил Г. в митрополита Дели и Сев. Индии. В епархию Г. вошли союзная территория Дели, штаты Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Пенджаб, Раджастхан, Уттар-Прадеш и частично Мадхья-Прадеш. Г. построил в епархии 20 церквей, основал Делийский правосл. центр, Центр мирной политики, Дом всех религий и сиротский приют в шт. Керала, курировал различные социальные программы. В 1975 г. был избран в Исполнительный комитет ВСЦ, был главой Комиссии ВСЦ «Церковь и общество». Под председательством Г. в 1979 г. прошла Всемирная конференция «Вклад веры, науки и техники в построение справедливого, жизнеспособного общества всеобщего участия» (Кеймбридж, шт. Массачусетс, США). В 1983-1991 гг. Г. был президентом ВСЦ, в 1983 и 1988 гг. возглавлял делегацию ВСЦ на сессиях Генеральной ассамблеи ООН по разоружению. Поддержка идеи социальной справедливости, создания благоприятной среды обитания, мира на земле, права каждого на достойное существование, неприятие апартеида и всех форм колониализма закрепили за Г. репутацию «красного епископа». Поиск политических решений проблем бедности вызвал интерес Г. к политике. Он считал, что Церковь может помочь в ее решении через социальное служение. Г. много путешествовал, более 45 раз посетил СССР и РФ. Последние годы провел в Индии и проявлял интерес к проблеме «недуг и исцеление», в 1995 г. организовал на эту тему международный семинар (Сураджкунд, близ Дели). Г. был погребен в часовне Старой семинарии в Коттаяме. Труды Г. были отмечены наградами ГДР (премия Отто Нушке за мир, 1988), Индии (премия Неру «Советская страна», 1988; Международная премия Бхаи Парама Вира Сингха Национального ин-та пенджабских исследований, 1990; Премия Ачарии, 1992), Польской Православной Церкви (орденом св. Марии Магдалины, орденом еп. Францишка Ходура 1-й степени Польской Старокатолической Церкви), РПЦ (орденами прп. Сергия Радонежского 1-й степени и св. Владимира) США (премия «Человек года» Американского биографического об-ва, 1990; Золотая Академическая премия за достижения в жизни, 1991; премия «Социальное служение» колледжа Гошена; премия «Выдающийся воспитанник» Принстонской теологической семинарии; премия Оскара Пфистера Американской психиатрической ассоциации, 1992). Г. был почетным доктором богословия ЛДА, Лютеранской теологической семинарии (Будапешт), Факультета Яна Гуса (Прага).

http://pravenc.ru/text/166642.html

В.- участник многочисленных богословских и миротворческих межрелиг. конференций. В 1967 г. присутствовал на заседаниях Отдела всемирной миссии и евангелизации ВСЦ в Женеве, затем на заседании Центрального комитета ВСЦ на о-ве Крит. В 1968 г. входил в делегацию РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ. В 1970 г. являлся представителем МП на Международном старокатолическом конгрессе, проходившем в Бонне. В авг. 1972 г. участвовал в сессии Центрального комитета ВСЦ в Нидерландах. В 1976 г. входил в делегацию МП на собеседованиях между богословами РПЦ и Союза Евангелических церквей ГДР. 11-21 июня 1980 г. в составе делегации Христианской мирной конференции (ХМК; см. ст. Пражское христианское движение ) присутствовал на заседании Объединенной комиссии по международным проблемам в Нью-Йорке. Дважды возглавлял делегацию РПЦ на мирных конференциях христиан из СССР и Японии: 2-9 нояб. 1980 г. (2-я конференция) и 4 янв. 1984 г. (3-я конференция). 6-10 июня 1983 г. участвовал от РПЦ в 4-м православно-реформатском богословском собеседовании в Одессе. Входил в делегацию РПЦ на VI Ассамблее ВСЦ в Ванкувере (Канада, 24 июля - 10 авг. 1983). 27 дек. 1995 г. В. был назначен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода, священноархимандритом Александро-Невской лавры в честь Св. Троицы в С.-Петербурге. Во многом благодаря усилиям В. Церкви в 2000 г. была полностью передана Александро-Невская лавра, Казанский собор в С.-Петербурге, к-рый с дек. 1999 г. является кафедральным, возобновлены богослужения в Исаакиевском, Петропавловском, Самсониевском соборах, в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) . В июле 2004 г. в тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь вернулась Тихвинская икона Божией Матери . В наст. время в С.-Петербургской епархии действует 11 мон-рей (8 муж. и 3 жен.), 296 приходов, 89 приписных храмов и 109 часовен. Количество благочиний увеличилось до 20. Расширился состав епархиального совета - с 6 членов (в 1996) до 12. При епархиальном управлении ведут активную работу отделы по просвещению, образованию, медицинскому обслуживанию, социальному служению, издательской деятельности, молодежной работе, по борьбе с наркоманией и др. В. является главным редактором епархиальных журналов «С.-Петербургские ЕВ», «Церковный вестник» (выпускается с 2000). С 2000 г. в епархии издается газ. «Православие и жизнь». Ежедневно выходит в эфир правосл. радиостанция «Град Петров».

http://pravenc.ru/text/159056.html

Новая Конституция стала одним из ключевых признаков действительно большой перемены во внутренней политике СССР. Обновление основного закона Советского Союза связывалось с «демократизацией» общественных отношений в стране, изменения были нацелены на улучшение «имиджа» СССР и в Mipoboй системе социализма, и перед лицом буржуазно-демократического Запада. И хотя в СССР по старым договоренностям с 1978 года заработал и второй завод по производству «Пепси-Колы» — в Евпатории, а 18 Июня 1979 года в Вене на встрече Леонида Брежнева и президента США Джимми Картера был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), процесс окончательно прервался в конце Декабря 1979-го Афганистаном и международными «олимпийскими» разборками 1980 года… «Большая перемена» в отношениях между СССР и САСШ была свернута. С приходом же к власти в начале 1981 года президента Рональда Рейгана холодная война между СССР и САСШ возобновилась в полном масштабе и даже на новом уровне напряженности. В Марте 1983 года Рейган объявил СССР «Империей Зла» (EvilEmpire)… Были организованы две провокации с южнокорейскими самолетами. В Карелии и на Дальнем Востоке. Вторая с «Боингом» сработала на 100%! К 1983 году Мировая система социализма вокруг СССР, было сложившаяся к 1949 году из стран «народной демократии» в составе ГДР, Китая, Северной Кореи, Монголии, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии, Румынии, Албании, Югославии, как единое целое значительно сократилась.Сначала ещё при Сталине откололись Югославия и Албания.Затем от СССР уже при Н.С.Хрущеве отошел громадный Китай. К 1969 году Китай даже стал потенциальным геополитическим противником. И хотя к МСС потом присоединялись Северный Вьетнам, Куба, Вьетнам объединенный, в геостратегическом отношении это мало что меняло. Довольно оппозиционно по отношению к СССР держала себя Румыния. Попытки Москвы расширить МСС за счет Анголы и особенно Афганистана стали главным поводом длярейгановской формулы. Как говорят сейчас — политический слоган или мем «Империя Зла» оказал громадное информационно-психологическое влияние на польские события начала 1980-х годов. Вслед за поляками стала поднимать голову пришибленная в 1956 году оппозиция в Венгрии, вновь 1968 год стал поводом для роста оппозиционности вЧехословакии, особенно в Чехии… Советскому Союзу и его народам магией словосочетания «Империя Зла» стал навязываться «комплекс вины» чуть ли ни перед всем человечеством. После Русской Весны 2014 года и значительного повышения обороноспособности России некоторые патриоты юморят над старым выражением: «Империя зла. Империя очень зла». Но тогда — в 1983-м году оккультная и по содержанию, и по стилю формула «Империя Зла» стала действующим оружием против СССР посильнее термоядерного и нейтронных бомб. Так однозначным информационно-психологическим убийственным приемом создавалась и международная, и внутренняя почва для настойчивого ожидания уже настоящих кардинальных перемен с «дорогой в никуда».

http://ruskline.ru/swr/2021/06/03/pereme...

Для осуществления своих проектов в Западной Германии мунисты начали сбор средств, обращаясь к жителям страны с просьбой о пожертвованиях. О своей принадлежности к ЦО мунисты предпочли не упоминать: обычно они говорили, что собирают деньги на помощь голодающим детям Африки, на спасение тропических лесов Южной Америки и другие гуманные цели. (В Берлине, в год юбилея Мартина Лютера (1983), они собирали пожертвования и на «миссию Виттенберга» (колыбель Реформации).) 291 В Берлине, Франкфурте и Эссене есть места, называемые «священной землей», которые Мун сам обустроил еще в 1965 году. Здесь проводятся особые молитвенные собрания и праздники обетов. Для придания большей значимости событию праздник произнесения обетов, в частности, проводится первого числа каждого месяца. На этих уже «восстановленных» местах Бог отныне «волен услышать наши молитвы», считают мунисты, и поскольку молитвы здесь обладают большей эффективностью, то и молятся здесь как можно чаще 292 . В середине 1970-х годов агитационная работа движения Муна пережила в Западной Германии расцвет и увенчалась участием в предвыборной кампании ХДС/ХСС 1976 года. Однако в результате последовало твердое и однозначное политическое размежевание соответствующих партий и возросла критичность общественного мнения в отношении ЦО. Федеральным правительством Германии был подготовлен подробный отчет, осуждавший деятельность ЦО, а сам Мун был объявлен в стране персоной нон грата. Тем не менее, в 1983 и 1985 годах Мун через своих людей взял под контроль два крупных немецких станкостроительных завода – «Вандерер» в Хааре под Мюнхеном и «Хайлигенштадт» в Гессене под Франкфуртом 293 . ЦО ФРГ давно пыталась завязать контакты с Восточной Германией. Немецкие мунисты обращались за содействием к воссоединявшимся с семьями в ГДР и к известным беженцам «из-за стены», чтобы через них установить контакты с восточными землями. В то же время производились попытки влиять на режим Эриха Хонеккера с помощью многочисленных демонстраций, а также символических акций. О некоторых из них рассказывает Томас Гандоу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат он участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ; во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной Конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной Конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и Устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Исполняя поручения Священноначалия Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции. Святейший Патриарх Кирилл был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором. Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 года, а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта - 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября - 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.. Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 года и октября 1993 года.

http://sedmitza.ru/text/428182.html

– Вы все годы вашей совместной жизни трудились только при храме?  – Нет, я с юности и в первые годы нашей совместной жизни работала в ателье. Меня и мою двоюродную сестру отец Савва благословил. Нам предлагали работу на первых ЭВМ. Родственники наши там работали и предложили. Правда, надо было учиться. Мы отца Савву спросили, а он не благословил, сказал: «Шейте, как Божия Матерь шила». Я шить не любила, а с раннего детства любила танцевать. Танцевала дома и во время танца пела благодарение Богу. В пять, шесть, семь лет. И соседи приходили смотреть. Один из них, генерал, служил в ГДР, но иногда приезжал в отпуск. Он уговаривал маму отдать меня в балетную школу, говорил: это будущая звезда. Мама поехала в Киево-Печерскую лавру , там пошла к одному известному старцу. Дверь открыл его келейник, а старец в это время стоял у икон и пел. Пропел, поворачивается к маме и говорит: «А детей на сцену не пускать!» Ну не чудо ли? Мама еще вопрос не задала, а он ей уже ответил. Шить я не любила, но раз благословили, приняла благословение, а когда стала шить, полюбила это дело. Отец Савва учил нас: «Вы должны шить так, чтобы людям нравилось, чтобы они надевали и говорили: ох, как хорошо!» Мы с сестрой старались так и работать. Работали в хорошем ателье на Кутузовском проспекте. Даже иностранцы иногда туда приходили и что-то заказывали. Но работа была очень тяжелая. Первая смена начиналась в семь утра, заканчивалась в полчетвертого, а вторая начиналась в полчетвертого и заканчивалась в полдвенадцатого ночи. И добиралась с «Киевской» в Люблино, где мы тогда жили. Силы иссякали, я превратилась в тоненькую жердочку, и батюшка, и все вокруг говорили, что надо уходить. И я уволилась из ателье, пошла учиться церковному пению. Пела в хоре Елоховского собора у известного регента Виктора Степановича Комарова. Когда родилась Машенька, ушла, а когда Машенька чуть подросла, года три-четыре ей было, меня пригласили в храм в Сокольниках. В 1983 году Коля родился, опять прервала пение, и уже когда батюшке дали приход в Царицыно, пела и там.

http://azbyka.ru/semya/ja-ponjala-chto-e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010