Вот иконы, которые говорят об особенной близости Богородицы к Ее Сыну, — вот икона Казанской Божией Матери, которую мы чтим сегодня; на этой иконе особенно изображена нежность Богородицы к Младенцу. Эта нежность, может быть, и заставляет так особенно чтить эту икону. Вот икона «Сладкое лобзание», на которой изображена Богородица, целующая Младенца. Затем икона «Призри на смирение», где Богородица изображена в венце, со скипетром. Эта икона говорит о том, что Ее смирение увенчано Божественной славой. Это все иконы радостные, а есть и такие, которые говорят о скорбях, о страданиях Матери Божией. Вот икона «Недреманое око» — на ней мы видим лежащего Богомладенца, над Ним Богородица, вверху ангел, несущий орудия страстей. Эта икона говорит о том, что с самого рождения Младенца Матерь Божия предвидела оружие, которое пройдет Ее сердце. Богоматерь склонилась над Младенцем и как бы защищается от семи направленных на Нее стрел. Почему семи? Потому что семь слов сказал Христос на кресте, и каждое из них ранило сердце Его Матери смертельной скорбью. Поэтому скорбь Матери и Сына символизированы семью стрелами. Икона называется «Семистрельная». Вот икона «Страстная», особенно почитаемая в московском Страстном монастыре. На ней изображена Богоматерь с Младенцем и ангелы, несущие орудия страстей. Затем икона, говорящая о том же, — «Не рыдай Мене, Мати». Вы видите, братья и сестры, как тайна жизни Богоматери отображается на всех этих иконах. Но не только об этих горних тайнах Богородицы говорят нам иконы. Они говорят также и об отношении Матери Божией к человеческому роду, к падшему человеку, к его грехам и его страстям. Иконы Богоматери свидетельствуют о непрестающей, непрекращающейся заботе Ее о роде человеческом. «Скоропослушница» — вот как именует Церковь одну икону. «Целительница», «Избавительница», «Милующая» — вот наименование икон Матери Божией. А есть наименования, говорящие об особых дарах Матери Божией людям. Вот, например, икона «Подательница ума». Эта икона говорит о том, что мы должны обращаться за мудростью не только к книгам, не только к мудрецам человеческим, а прежде всего должны обращаться к Матери Божией, Которая источает из Себя чистоту Божественного света. А вот икона «Спорительница хлебов», написанная по предложению оптинского старца Амвросия, который установил особый праздник этой иконе 15 октября и сам скончался в этот день. Эта икона говорит о том, что всходы земные, которые колосятся по лицу земли, тоже растут по благословению Матери Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

На гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря», выполненной мастером Акимом (монограмма АК) в 1643-1676 гг. в Киеве (ДМКДУ), а также предположительно на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение И. вместе с др. святыми из Киево-Печерского патерика помещено в правой части композиции в одном из цветков древа. На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) И. представлен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» в левой части иконы (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 3-м ряду 2-м слева (между преподобными Матфеем и Дамианом), с надписью на нимбе: «прп(д) uepeмia». Он изображен старцем (вполоборота вправо) с впалыми щеками, голова покрыта клобуком, руки в молении. Единолично И. представлен на иконе 40-х гг. XIX в. письма иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки И. в Ближних пещерах. Сохранилась икона кон. XIX в. с изображением преподобных Дамиана, Матфея и И. (НКПИКЗ). В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, написан в левой группе чудотворцев Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 9-м ряду крайним слева, оглавно, в куколе. Так, на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, Иркутский обл. художественный музей) он облачен в высокий клобук, борода с проседью, наименован прозорливым («пр(д) Uepeмiu прозо»). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И. имеет характерные черты внешности. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен в правой части (за прп. Феодосием) в 6-м ряду 3-м справа, средовек с небольшой русой бородой, в куколе, с поднятой в молении рукой (надпись: «Iepeмiй»). Его образ присутствует на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в.

http://pravenc.ru/text/293632.html

И. был сторонником политики расширения юж. границ России и выхода к Средиземному м. Накануне 1-го Крымского похода (1687) он выступил перед войсками со «Словом благочестивому и христолюбивому воинству» и «Словом православному воинству о помощи Пресвятой Богородицы» (автограф - ГВСМЗ. Собр. Флорищевой пуст. В-5636/107), где неизбежность победы обосновывал не только заступничеством святых, но и свидетельствами летописей о борьбе русских с татарами и турками. И. составил «Свидетельство ко образу святыя неизреченныя Софии, Премудрости Слова Божия, о Российском благословенном царствии» - толкование новгородского извода иконы Св. Софии как политической аллегории процветания Российского гос-ва под упр. царевны Софии Алексеевны ; в сочинении цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи представлены как «предстоящие» царевне. После свержения Софии Алексеевны И. в 1690 г. преподнес царям Иоанну и Петру «Слово избранно от Божественных писаний и от повестей отеческих о Российском царствии». После смерти патриарха Иоакима (1690) И. написал «Житие и завещание патриарха Иоакима». С усилением в Москве Нарышкиных положение И. осложнилось. 3 апр. 1692 г. патриарх Адриан возглавил хиротонию И. во митрополита Сибирского и Тобольского, что можно считать почетной ссылкой И. Прибыв в Тобольск 12 февр. 1693 г., И. активно включился в борьбу со старообрядчеством. Живший в Тобольске учитель «старой веры» Иосиф Истомин (Астомен) после неск. публичных диспутов с И. в 1693 г. принес покаяние и под диктовку Тобольского архиерея написал «исповедание». Зимой 1694/95 г. митрополит совершил поездку по епархии, посетив Тюмень, Туринск, Пелым, Верхотурье, Ирбит. Сибир. архипастырь проповедовал, обличал последователей «старой веры», принимал жалобы населения, освящал новопостроенные храмы, решал др. вопросы епархиальной жизни. Самым известным его деянием во время поездки стало освидетельствование мощей и прославление прав. Симеона Верхотурского. В 1695 г. архипастырь составил Житие святого с тропарем на обретение мощей и описанием чудес от них («Повесть известная и свидетельствованная о появлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах… праведного Симеона»). В 1696 г. И. написал книгу, состоящую из 3 «Посланий на арменов и полуарменов» (РНБ. Собр. СПбДА. 164), в к-рой он наряду с обличением старообрядчества кратко изложил его историю. Название труда объясняется тем, что происхождение нек-рых старых обрядов, в частности двоеперстия , автор объяснял влиянием армян, якобы появившихся в России при Иоанне IV Васильевиче , в эпоху Стоглавого Собора. В самый разгар красноярского восстания в 1697 г. митрополит написал послание, в котором обличал руководителей мятежа, а жителей города призывал подчиниться властям.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Все эти ссылки Симона на источники, какими он пользовался, напечатаны в подлиннике в Исследования Кубарева о Патерике Печерском (Чтен. Моск. истор. общ. 1847. 9. Отд. 1. 12–15 Определить с точностию, когда написано послание Поликарпово, сохранившееся с большею точностию в рукописных Патериках Киево-Печерских, невозможно. Поликарп, по-видимому, сам дает для этого основания, когда, изложив жития Никиты затворника, Лаврентия затворника и Агапита врача, говорит Акиндину: «Се же речеся в пятнадесятное лето твоего игуменства, еже не бысть помяновено за 60 и 100 лет, ныне же твоея ради любве и утаеная слышана быша». Но в каком году Акиндин сделался игуменом, неизвестно: он упоминается только уже в сане игумена и архимандрита под 1231 г., когда присутствовал при рукоположении Ростовского епископа Кирилла (П. собр. р. лет. 1. 194 Равным образом, с какого времени начинать счисление этих 160 лет, в продолжение которых оставалось в забвении то, что теперь описано Поликарпом, он не означил. Некоторые полагают, что надобно начинать счисление с 1074 г., под которым преп. Нестор написал в своей летописи об отцах печерских (Филарет. Обзор. р. дух. литер. § 45 и когда скончался преп. Феодосий Печерский (Срезневск. Древн. пам. русск. письма и языка в Изв. Ак. наук. 10. 189 и отсюда заключают, что послание Поликарпа написано в 1234 или в 1235 г. Но это только догадки. Обзор редакций К.-Печер. Патерика, в Изв. импер. Ак. наук по II Отд. Т. 5. 130 и след. О возвращении его из Царяграда в отечество летопись говорит под 1211 г. (3. 31 Сахаров. Исслед. о русск. иконописании. Кн. 2. С. 10 Срезневск. Древн. памятн. русск. письма и языка. С. 171 Списки этого сочинения есть в библиотеках Троицкой Сергиевой лавры и Москов. Дух. Академии (Казанск. Истор. русск. монашества. С. 122. М., 1855 Прибавл. к Тв. св. отц. 6. 134–136 Снес.: прим. 71. В I Новгор. летописи под 1230 г. читается по одному списку: «И мне грешному Тимофею пономарю», а по другому: «И мне грешному Иоанну попови» (П. собр. р. лет. 3. 47 Несомненно, один из них был переписчик, а может быть, и другой также вписал свое имя уже при переписке летописи, составленной неизвестным. О Нифонте догадка — у Татищ. Истор. росс. 1. 57

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Ст. кн. 1. 34 П. собр. р. лет. 1. 55 Труды Общ. ист. и древн. росс. Ч. 3. Кн. 1. С. 166–167 Под 11 ч. июля значится память ее и в сербском Прологе XIII в. (Оп. рукоп. Румянц. муз. С. 452 И по древнейшей летописи (П. собр. р. лет. 1. 34 Лет. Переясл. 35 и по Сказанию мниха Иакова (приложен. 1), и по Прологу XIII в. (Румянц. муз. С. 453 они были рождены от болгарыни: свидетельства достоверные естественно предпочесть несогласному с ними свидетельству сомнительной летописи Иоакимовой, будто Борис и Глеб родились от греческой царевны Анны (Татищ. Ист. росс. 1. 40; 2. Прим. 184 Разве согласиться, что Анна была только двоюродная сестра греческих императоров Василия и Константина и дочь болгарского царя Петра? Этим, действительно, удобно примиряются означенные разноречия (Лавровск. О летописи Якимовской, в Учен. записк. II Отд. Ак. наук. 2. Вып. 1. С. 153–155 «Быша сынове мнози у Владимера, в нихже беста святая сия... тако светящися, аки две звезде светле посреде темных» (Нестор. в рукоп. житии св. Бориса и Глеба. Рум. муз. 152 Мних Иаков. Жит. св. Бориса и Глеба. Хр. чт. 1849. 2. 340 Преподобный Нестор в житии их (отрывки см. в Русск. истор. сборн. 4. С. 438–440 говорит а) о святом Борисе: «Много показа милосердие во области своей, не точию ж к убогим, но и ко всем людем, якоже всем чудитися милосердию его и кротости; бе бо блаженный кроток и смирен»; б) о святом Глебе: «Многу ж милостиню творя нищим, и вдовицам, и сиротам»; в) об обоих вместе: «Пребыста в поучении Божиих словес, милостиню творяща нищим, и убогим, и вдовам, яко не имети у себе ничто ж» (рук. Румянц. муз. 152 Известно, что между частными сказаниями преподобного Нестора о святых страстотерпцах, какие изложил он в житии их и потом в своей летописи, есть некоторые разноречия и одно даже противоречие (Кубарев. Нестор. в Русск. истор. сборн. 4. 409–413 Казанск. в Отеч. записк. 1851. Январь Но эти разногласия, которые, впрочем, более или менее удобно примиряются (Бутков. Разб. трех памятн. русск. дух. литер. Прим. 37. С. 99. СПб., 1852 не дают права отнимать у преподобного летописца какое-либо из означенных сочинений, а предполагают только, что и он, подобно всякому историческому писателю, мог исправлять в позднейшем своем сочинении ошибки или неточности, допущенные в прежнем, пользуясь новыми, достовернейшими известиями. Потому в случае невозможности примирить какое-либо из подобных разногласий справедливее следовать показанию летописи как сочинения, написанного Нестором после отдельных Слов о святых Борисе и Глебе и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Мефодию, расположен архондарик, украшенный портретами болгарских королей. Среди святынь Зографа несколько чудотворных икон. Особо почитаемые святыни монастыря – три большие иконы святого Георгия Победоносца. Древнейшая чудотворная икона святого Георгия сама собою изобразилась на доске. Эта икона называется «Фануилева», от имени палестинского монастыря, где, согласно преданию, первоначально пребывал образ. С иконой связано еще одно знаменитое чудо. Некий маловерный епископ, усомнившийся в том, что икона действительно нерукотворная, дерзнул пальцем коснуться лика великомученика. Дерзость была наказана – палец прирос к образу, так что часть его пришлось отрезать (и сегодня эту часть перста можно увидеть на чудотворном образе). Эта икона находится при колонне правого клироса. Она помещена в серебряный киот, изготовленный в 1837 году в Санкт-Петербурге. Вторая икона великомученика Георгия, согласно преданию, приплыла морем из Аравии. Она называется «Аравийская». Этот образ укреплен на колонне близ левого клироса. Третья чудотворная икона Георгия Победоносца – «Молдавская», дар государя Молдавии Стефана III Великого. Эта икона была найдена им по видению и сопутствовала ему в боях. Также в Зографе пребывают несколько чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Икона Богородицы «Акафистная» (Предвозвещающая) находится в одноименной часовне, которая была построена в 1764 году. Изначально икона находилась вне монастыря в келье у одного из старцев, который ежедневно читал перед иконой акафист. В один из октябрьских дней 1274 года монах услышал голос, исходящий от иконы. Богородица предупредила старца, что на монастырь собираются напасть латиняне. Икона Богородицы «Эпакуса» (Услышательница) XIV века находится в алтаре. Раньше икона была частью фрески старого собора. При постройке нового собора в 1818 году икона была тщательно вырезана и установлена на сегодняшнем месте. Согласно преданию, в конце XIII века еще преподобный Косма Зографский слышал от нее глас, укрепляющий его в духовном рвении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Дворц. разряды. 3. 378, 400, 401, 407, 408, 410–412 Что это за чудотворная икона Преч. Богородицы Иверская, которая принесена была в Москву из Царяграда от Цареградского патриарха Парфения? Есть мнение, будто так названа писавшим Дворцовые разряды та самая икона, которая принесена была с Афона в 1648 г. Никону, тогда еще новоспасскому архимандриту, иверским архимандритом Пахомием в правление Цареградского патриарха Парфения (архим. Серг. Иверск. икона Богоматери. С. 20. М., 1879 Но мнение это не имеет положительных оснований, и ниоткуда не известно, чтобы копия Иверской иконы Богоматери, присланная тогда Никону с Афона, считалась уже чудотворною. Почему не допустить, что еще прежде, чем прислана была с Афона Никону по его желанию точная копия с подлинной Иверской иконы, в Москву принесена была именно из Царяграда и от Цареградского патриарха Парфения другая Иверская икона, считавшаяся уже чудотворною, когда об этом прямо сказано в Дворцовых разрядах, писанных в то время, хотя до нас и не сохранилось известий, в каком году принесена в Москву эта чудотворная икона и от какого Парфения, Цареградского патриарха: от Парфения ли I (1639–1644) или от Парфения II (1644–1646 и потом 1647–1650)? Икона, присланная Никону с Афона в 1648 г., находится ныне в московском Новодевичьем монастыре, равно как и другая Иверская икона, присланная Никону оттуда же впоследствии для валдайского Иверского монастыря, находится в Валдайском монастыре (Серг. Иверск. икона Богоматери. С. 21–23, 41–46 А чудотворная Иверская икона, которая принесена была в Москву из Царяграда от патриарха Парфения и которую в 1654 г. отпустил царь Алексей Михайлович из Успенского собора в Вязьму к своему войску, не есть ли та самая чудотворная икона Иверская, которая находится ныне в Иверской часовне в Москве и особенно чтится всею Москвою и Россиею? В Иверскую часовню, всегда принадлежавшую Перервинскому монастырю, икона эта могла быть передана из Успенского собора патриархом Адрианом (1690–1700), который очень любил Перервинский монастырь и построил в нем своею келейною казною соборную каменную двухэтажную церковь и для себя патриаршие каменные же кельи (Истор. росс. иерархии. 5. 486–490

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Некоторые из тогдашних икон, особенно явленные и чудотворные, сохранились до настоящего времени. Таковы: 1) икона Божией Матери Елецкая, явившаяся в 1060 г. на одной ели близ Чернигова, где тогда же основан был монастырь; ныне, впрочем, эта икона существует в Елецком монастыре только в копии . 2) Икона Божией Матери Киево-Печерская принесена из Царяграда каменоздателями, прибывшими в Киев около 1073 г. для сооружения Великой печерской церкви, и в этой церкви доныне сохраняется в подлинном виде . 3) Икона Божией Матери Смоленская, известная под именем «Одигитрии»; по древнему преданию, она считается первонаписанною святым евангелистом Лукою, прислана из Константинополя Всеволоду Ярославичу, когда он был князем черниговским (следовательно, 1077–1078), потом сыном его Владимиром Мономахом перенесена в сооруженный им (1111) смоленский Успенский собор, где остается доселе, впрочем уже в поновленном виде . 4) Икона Божией Матери, писанная в XI в. преподобным Алипием, ныне местная в ростовском Успенском соборе, та самая, которая была прислана в Ростов Владимиром Мономахом . 5) Икона Божией Матери Владимирская, писанная также, по преданию, святым евангелистом Лукою, принесена из Царяграда в Киев около 1131 г., потому что привезена, говорит летопись, в одном корабле с другою иконою Богоматери, называвшеюся Пирогощей, во имя которой великий князь Мстислав еще в 1131 г. заложил каменный храм в Киеве . Потом несколько времени находилась в женском Вышгородском монастыре. В 1155 г. перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир на Клязьме, отчего и стала называться Владимирскою. В 1395 г. перенесена в Москву; была поновлена здесь в 1514 г. по благословению митрополита Варлаама и находится в московском Успенском соборе . 6) Икона Божией Матери, достопамятная тем, что пред нею молился пред своею мученическою кончиною (1146) святой князь Игорь Ольгович в киевском Федоровском монастыре, ныне находится в Киево-Печерской лавре в приделе святого Стефана в алтаре над жертвенником . 7) Икона святителя Николая, именуемого Мокрого, она в первый раз сделалась известною по одному чуду, случившемуся во дни великого князя Всеволода I (1078–1093).

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Когда вас одолевают заботы, святая икона говорит вам о вечности, когда вы начинаете тосковать, когда сердце ваше охватывает смятение, святая икона зовет вас к радости и обещает утешение и надежду. Вот почему так дорога для верующего святая икона. Когда верующий зажигает лампадку или затепливает свечу перед иконой, то в это же самое время в душе его зажигается незримая лампада перед вечной незримой божественной святыней. И поэтому там, где вы видите холодное, равнодушное отношение к святой иконе, там, знайте, уже началось разложение религиозной жизни, там уже началось охлаждение. И напротив, там, где вы видите любовь к святой иконе, там ждите истинной любви к Господу Богу. Сегодня святая Церковь почитает икону Божией Матери, именуемую Казанской. И тут снова возникают вопросы и сомнения — почему, в самом деле, святая Церковь почитает такое множество икон Матери Божией? Каждому из этих ликов, каждой иконе Церковь установила особое празднество. Если вы возьмете перечень икон Божией Матери и вдумаетесь в него, то вы будете поражены тем, что вы увидите. Вас поразит множество перечислений, название множества местностей, но вдумайтесь глубоко, и вы увидите, что это не сухой перечень, а живая летопись о милостях Матери Божией, о Ее непрестанных явлениях, о Ее неиссякающей любви к роду человеческому, потому что каждая икона Матери Божией неразрывно связана с каким-нибудь особым явлением милости Матери Божией к человечеству. Там Она явилась пастухам в ночном бору, и они видели Ее огненное сияние, видели следы Ее пречистых ног. Там Она явилась больному и подняла его с одра болезни, там Ее видел ребенок и свидетельствовал о Ней, там Она отвратила надвигающееся полчище врагов, там остановила эпидемию — всюду милость Ее, всюду Ее непрестающее милосердие. Множество икон в честь Матери Божией свидетельствует о милосердии, которое расточает Она по всей земле. Вот и здесь у нас в Киеве иконы Матери Божией, и там в Почаеве на отрогах Карпат — тоже Ее икона, в шумной Москве, в далекой Казани, во Владимире, в Смоленске, в каждом уголке земли вы найдете икону Матери Божией, и каждая эта икона есть живое свидетельство о чуде, о явленном милосердии Матери Божией к нам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

" ПОЧАЕВСКАЯ " ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ мая 2002 Из уст в уста передается сегодня в городе радостная весть о приезде почаевских святынь: 1 апреля в 9.30 в Александро-Невскую Лавру прибыла икона Божией Матери " Почаевская " и ковчежец с частицей мощей преподобного Иова Почаевского. Из уст в уста передается сегодня в городе радостная весть о приезде почаевских святынь: 1 апреля в 9.30 в Александро-Невскую Лавру прибыла икона Божией Матери " Почаевская " и ковчежец с частицей мощей преподобного Иова Почаевского. В феврале прошлого года эти святыни были привезены из Успенской Почаевской Лавры в Москву. Там они находились до конца апреля, после чего начали свое путешествие по стране. С почаевскими монахами икона и ковчежец побывали в Екатеринбурге, Томске, Оренбурге, Перми, Нижнем Новгороде и затем были привезены в Санкт-Петербург. После торжественного входа в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, когда народ благоговейно стал на колени и склонился будто уже не перед иконой, несомой священнослужителями, а перед самой Царицей Небесной с преподобным Иовом шествовавшей по собору, наместником Лавры архимандритом Назарием соборно с лаврским духовенством был отслужен молебен. Затем к иконе и мощам стали прикладываться верующие. Архимандрит Назарий поздравил всех пришедших в собор с этим знаменательным и радостным днем. По словам архимандрита, в приезде иконы усматривается промысел Божий: " Почаевская " икона Божией Матери всегда находилась на рубежах противостояния католицизма и православия, и сегодня, когда вновь обостряются отношения с католиками, " Почаевская " икона в Санкт-Петербурге очень нужна. Архимандрит Назарий поблагодарил епископа Владимира, наместника Почаевской Лавры, за то, что он благословил привезти " Почаевскую " икону в Петербург, чтобы здесь она послужила делу укрепления православной веры; поблагодарил братию Почаевской Лавры. По словам архимандрита, икона и мощи пробудут в Троицком соборе Лавры до тех пор, пока к ним не иссякнет поток верующих.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010