Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ [груз. ] († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей, убитых по приказу иран. шаха Аббаса I в обители Воскресения Христова в Гареджи на Пасху 1616 г. Предание об избиении Г. п. было записано 22 июня 1868 г. совершавшим паломническую поездку в Гареджи М. П. Сабининым со слов своего проводника, иером. гареджийской Иоанно-Крестительской пуст. Герасима († 1870), к-рый подвизался в мон-ре ок. 60 лет и застал насельников, знавших о событиях XVII в. по рассказам старцев. Разорив Тбилиси, иран. шах Аббас отправился на охоту на юго-восток Грузии, в т. н. Караягские степи. Будучи уверенным, что «предал мечу» всю Грузию, шах был удивлен, увидев посреди степи множество огней. Узнав, что это гареджийские монахи совершают пасхальный крестный ход в мон-ре Воскресения Христова (к югу от лавры св. Давида, за хребтом), шах приказал немедленно убить всех. Иран. войско встретил настоятель мон-ря Арсений, к-рому перед пасхальной утреней явился ангел и повелел объявить собравшимся в обители о близкой смерти, предложив выбор: «Кто хочет спасти свою жизнь, пусть бежит или скрывается». Арсений со слезами просил воинов шаха позволить братии дослужить литургию и принять Св. Таин. По окончании службы все монахи облачились в мантии и вышли к персам. Произнеся отречение от власти шаха и веры Магомета, они были изрублены, тела их выброшены на съедение птицам и зверям, обитель и неск. соседних с ней разорены. В одной из церквей Воскресенского мон-ря воины обнаружили старца-схимника, совершавшего богослужение. Чтобы не допустить поругания Св. Таин, он немедленно принял Св. Дары, после чего был обезглавлен. Имя его осталось неизвестным. До наст. времени следы его крови видны на каменном престоле, куда воины положили главу св. схимника, на потолке и стенах маленькой церкви, равно как и множество пятен крови др. мучеников в церквах Воскресенской обители.

http://pravenc.ru/text/161687.html

Шесть тысяч преподобномучеников Давидо-Гареджийских В пустыне Давида Гареджийского, в Грузии, процветали 12 монастырей. Веками монахи во множестве населяли эти обители. В 1616 году персидский шах Аббас I напал на Грузию и страшно опустошил ее, уничтожив большое число христиан. Однажды, на утро Пасхи, шах отправился на охоту и увидел множество огней: это были насельники 12 монастырей. Держа в руках свечи, они шли крестным ходом вокруг соборного храма. Когда шах узнал, что это были монахи, он удивленно спросил: «Не вся ли Грузия разорена мечом?» И приказал воинам тотчас обезглавить всех иноков. В это время Ангел Божий явился игумену Арсению и известил о близкой смерти. Игумен передал весть братии, предоставив тем, кто хотел, возможность спастись бегством. Только два молодых монаха бежали на гору, остальные же приготовились к смерти, празднуя Воскресение Господне. Когда они читали молитву «Отче наш», персидские воины окружили церковь. Отец Арсений вышел им навстречу и попросил позволения закончить службу. После того как все монахи причастились Святых Тайн, они в праздничных одеждах предстали перед врагами. Персы обезглавили сначала игумена, а затем и всех братий. От этого монастыря они направились к другим, намереваясь их разрушить. Обнаружив двух монахов, укрывшихся на вершине горы, персы потребовали от них принять ислам. Воины Христовы отказались и были безжалостно убиты, а на том месте вырос розовый куст, от которого исходило чудное благоухание. Так закончилась история этих монастырей, которые более тысячи лет являлись очагом духовной культуры в Грузии. В конце XVII века грузинский царь Арчил повелел разыскать мощи мучеников. И по сей день они источают миро, исцеляющее самые тяжелые недуги . 23 апреля 2013 г. Эти святые почитаются в Грузинской Православной Церкви. В Ме­сяцеслов Русской Православной Церкви данная память не вклю­чена. скрыть способы оплаты Комментарии Карина 11 августа 2016, 18:08 Более 20 лет уехала из Грузии и живу в другой стране. Очень болею за Грузию она всегда в моем сердце и молюсь о ней очень рада читать в комментариях что Вера крепнет в Грузии это православная стана а в православие спасение храни Господь Грузию

http://pravoslavie.ru/61007.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ ГАРЕДЖЕЛИ [Мачутадзе Отар; груз. ] (сер. XVII в., Гурия - после 1729, лавра Давидгареджи, Кахети), архим., настоятель лавры Давидгареджи (12 марта 1690 - после 1729), известный груз. церковный деятель XVII-XVIII вв. О. Г. называют 2-м (или новым) строителем пуст. Гареджи . Имя гурийского дворянина Отара Мачутадзе вместе с именем его брата, еп. Джуматского Максима (Мачутадзе), впервые упоминается в документе нач. 70-х гг. XVII в.: они входили в свиту Туты, дочери гурийского кн. Кайхосро I, невесты сына царя Картли Вахтанга V царевича Левана ( Карбелашвили. 1900. С. 130). В жалованной грамоте 1683 г. Леван назвал Отара своим «преданным рабом» и назначил его сборщиком повинности, взимаемой с урожая винограда ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 498). Между 1683 и 1690 гг. Отар прибыл в лавру Давидгареджи в пуст. Гареджи, где принял постриг с именем Онуфрий. 12 марта 1690 г. по решению Собора Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата О. Г. был назначен настоятелем Давидгареджи. В поставительной грамоте, подписанной католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Иоанном X (Диасамидзе) , архиеп. Алавердским Николаем (Андроникашвили) и др. груз. архиереями, указывалось, что это было сделано по распоряжению царя Картли Ираклия I (1688-1703) ввиду запустения гареджийских мон-рей в 1616 г., после нашествия персид. шаха Аббаса I на Кахети (подробнее см. в ст. Гареджийские преподобномученики ) ( Карбелашвили. 1900. С. 129; Жордания. 1903. С. 10). О. Г. урегулировал имущественные вопросы Давидгареджи, увеличил доходы, обеспечил безопасность и достаток, привлек многочисленную братию, развернул обширную строительную деятельность. В скором времени обитель снова обрела статус одного из крупнейших церковных центров Грузии. В 1690 г. Ираклий I вернул мон-рю все земли, к-рые присвоили кахетинские дворяне ( Лолашвили. 1959. С. 30-31); в 1696 г. царь назначил каждому монаху и О. Г. пособие в размере 9 червонцев в год, выделил из царской казны 5 литр (ок. 5 кг) свечей; в 1699 г. назначил ежегодное пожертвование мон-рю с доходов Картли (хлебом, вином, рисом, маслом, солью и сыром) и др. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 516, 518).

http://pravenc.ru/text/2581425.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПАВЕЛ Максимович Бочаров (1882-1937), мч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Николаевич Елькин (1876-1937), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Кузовков (1875-1937), мч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Никитич Парфёнов († 1918), мч. (пам. 3 нояб., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Сергеевич Соколов (1892-1938), мч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Гаврилович Любимов (1871-1931), диак. , священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_99.html

Шесть тысяч преподобномучеников Давидо-Гареджийских HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Шесть тысяч преподобномучеников Давидо-Гареджийских Шах увидел множество огней: это насельники 12 монастырей, держа в руках свечи, шли крестным ходом вокруг соборного храма. «Разве не вся Грузия разорена мечом?» – спросил шах. В пустыне Давида Гареджийского, в Грузии, процветали 12 монастырей. Веками монахи во множестве населяли эти обители. В 1616 году персидский шах Аббас I напал на Грузию и страшно опустошил ее, уничтожив большое число христиан. Однажды, на утро Пасхи, шах отправился на охоту и увидел множество огней: это были насельники 12 монастырей. Держа в руках свечи, они шли крестным ходом вокруг соборного храма. Когда шах узнал, что это были монахи, он удивленно спросил: «Не вся ли Грузия разорена мечом?» И приказал воинам тотчас обезглавить всех иноков. В это время Ангел Божий явился игумену Арсению и известил о близкой смерти. Игумен передал весть братии, предоставив тем, кто хотел, возможность спастись бегством. Только два молодых монаха бежали на гору, остальные же приготовились к смерти, празднуя Воскресение Господне. Когда они читали молитву «Отче наш», персидские воины окружили церковь. Отец Арсений вышел им навстречу и попросил позволения закончить службу. После того как все монахи причастились Святых Тайн, они в праздничных одеждах предстали перед врагами. Персы обезглавили сначала игумена, а затем и всех братий. От этого монастыря они направились к другим, намереваясь их разрушить. Обнаружив двух монахов, укрывшихся на вершине горы, персы потребовали от них принять ислам. Воины Христовы отказались и были безжалостно убиты, а на том месте вырос розовый куст, от которого исходило чудное благоухание. Так закончилась история этих монастырей, которые более тысячи лет являлись очагом духовной культуры в Грузии. В конце XVII века грузинский царь Арчил повелел разыскать мощи мучеников. И по сей день они источают миро, исцеляющее самые тяжелые недуги . Комментарии читателей

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийской Лавры, числом более 6000 - житие Дни памяти: во вторник Светлой седмицы В 1615 году иранский шах Абасс I c многочисленным войском напал на Грузию. Утолив жажду кровью христиан, он устроил охоту в долине Гаре-Кахети. Ночь застала его в горах Гареджи, и там же он расположился лагерем со своей свитой. В полночь внимание шаха привлекла огненная вереница, двигающаяся по горе. Вначале он принял это за привидение, но потом ему объяснили, что там находится знаменитый монастырь, нынешней ночью там празднуется Светлое Воскресение Христово и монахи с горящими свечами трижды обходят церковь. Шах приказал тотчас же отправить туда войско и истребить всех. В ту же ночь Ангел Божий явился настоятелю Гареджской лавры Арсению и сообщил: " Господь наш Иисус Христос призывает вас всех в свою Небесную Обитель. Этой ночью вас ждет великое испытание - мечом будете убиты. Кто желает продлить свою земную жизнь, пусть бежит, а кто жаждет душу свою очистить для вечности, тот погибнет от меча и Господь Бог украсит его нетленным венцом. Сообщи это всем обитателям монастыря и пусть каждый сделает выбор сам! " Настоятель сообщил всем о видении и монахи стали готовиться к грядущим испытаниям. Только двое послушников испугались смерти и спрятались подальше от монастыря, на горе. В конце службы, при пении " Отче наш " , обитель окружили иранские воины. Настоятель монастыря вышел к предводителю и попросил немного времени, чтобы закончить службу и причаститься всей братии. Иранцы посоветовались и решили уступить просьбе. Отцы причастились, пожелали друг другу отваги и празднично одетые предстали перед карателями. Иранцы сперва отрубили голову настоятелю, затем беспощадно изрубили всех. В это время два послушника, убежавшие из монастыря, увидели как с неба спускаются сияющие венцы, а два из них понуро плывут в отдельности. Послушники тотчас вернулись в монастырь. Воины зарубили и их. Впоследствии на этом месте вырос розовый куст, который цвел и в XIX веке, несмотря на сухую и каменистую почву. В конце XVII века царь Арчил с большим усердием собрал кости мучеников и упокоил их в большом каменном ящике, слева от алтаря. Святые мощи мироточат по сей день. Братия монастырей святого Давида Гареджского и святого Иоанна Крестителя обратилась к Католикосу Антону I с просьбой составить чинопоследование праздничной службы мученикам и днём их почитания установить вторник Светлой седмицы, то есть третий день Пасхи. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийской Лавры, числом более 6000 " .

http://pravicon.com/info-3636

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАТОЙ (VIII-IX вв.), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт. - в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе) МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) МИРИАН (Михран), равноап. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругой, царицей св. Наной)) , царь Картли, креститель Грузии МИХАИЛ ГАРЕДЖЕЛИ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. в ст. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар и Симон Гареджийские МИХАИЛ ЗАРЗМСКИЙ [Микаел, Микел Зарзмели] (1-я пол.- сер. Х в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.), 3-й настоятель мон-ря Зарзма МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) НАЗАРИЙ священномученики Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), расстрелянные 2 сент. 1924 г. в окрестностях Кутаиса (пам. груз. 14 авг.) НАНА св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругом, царем Картли св. равноап. Мирианом)), груз. царица (сер. III - сер. IV в.) НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт. НИКОЛАЙ VIII (Багратиони), свт. (пам. груз. 18 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский; 1584-1589) НИКОЛАЙ ДВАЛИ († 19.10.1314), прмч. (пам. груз. 19 окт.; 12 февр., в Соборе груз. святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви ОТАР ГАРЕДЖЕЛИ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 12 авг.) - см. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар, Симон Гареджийские ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики ПЕРОЖАВРА СИВНИЙСКАЯ (IV в.), св. (пам. груз. 15 янв. вместе со св. царицей Саломеей Уджармской ) Грузинской Православной Церкви ПЕРСИДСКИЕ МУЧЕНИКИ Грузинской Православной Церкви (XVII в.) - см. Ферейданские мученики (пам. на Вознесение Господне)

http://pravenc.ru/rubrics/122334_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Монашество АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИОАНН (Иоване) [Авалишвили] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви, церковный деятель, книжник, каллиграф ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) ОНУФРИЙ ГАРЕДЖЕЛИ [Мачутадзе Отар] (сер. XVII в. - после 1729), архим., настоятель лавры Давидгареджи (12 марта 1690 - после 1729), известный груз. церковный деятель XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/rubrics/121452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ (Папатские, Дудикватские) [груз. ] (пам. 29 апр.), 300 чел., пострадавших в груз. исторической пров. Чанети (также Лазети, Лазистан; охватывала территорию совр. тур. илей Артвин, Ризе и Трабзон) (2-я пол. XVII в.). Прямых документальных сведений о мученичестве Л. м. нет, сохранились предания, топонимика и исторические данные об истреблении властями Османской империи лазов (этнографическая группа грузин), отказавшихся принять ислам. По сведениям грузинского историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , вост. часть груз. пров. Чанети входила в состав груз. княжества Гурия вплоть до 1547 г. ( Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 814). После захвата этой части Зап. Грузии турками начался процесс исламизации населения, в то время как эти территории в церковном отношении продолжали входить в юрисдикцию Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Письмо митр. Хобского Германа рус. царю Алексею Михайловичу, 40-е гг. XVII в.//РГАДА. Ф. 110. Оп. 1. Д. 1646. Л. 2). По широко распространенному в регионе преданию, к-рое в нач. XX в. со слов местного лаза-мусульманина Х. Ходжи записал историк З. Чичинадзе, лазы отказались принять ислам и были обезглавлены, тела мучеников были сброшены в море, головы насажены на колья; их выставляли в селах для устрашения др. христиан. Топонимика региона близ с. Эсенкыйы (Абуисла) позволяет установить приблизительные места их мученичества: это гора Дудиквати (с лазского - «отсечение головы») и гора Папати (от лазского «папа» - священник, монах), где, по преданию, были казнены священнослужители и монахи близлежащего мон-ря. По мнению исследователей, мученичество произошло во 2-й пол. XVII в. 18 авг. 2003 г. Синод ГПЦ причислил Л. м. к лику святых, 23 дек. 2003 г. их память была внесена в месяцеслов РПЦ (ЖМП. 2004. 1. С. 21-22). 6 февр. 2007 г. на границе с Турцией, на горе Сарписмта, близ с. Сарпи (муниципалитет Батуми), митр. Батумским и Кобулетским Димитрием (Шиолашвили) был освящен закладной камень муж. мон-ря во имя Л. м. Лит.: Чичинадзе З. Исламизация грузин на Зап. Кавказе. Тб., 2004. С. 78 (на груз. яз.). Г. Андриадзе Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей

http://pravenc.ru/text/2462549.html

Второй собор русского святогорского монастыря — Покрова Пресвятыя Богородицы . Святыни этого храма: несколько частиц Животворящего Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея; св. Анны — матери Пресвятыя Богородицы; св. равноапостольныя Марии Магдалины; св. Архидиакона первомученика Стефана; св. Архидиакона Лаврентия; св. праведного Иосифа Обручника; св. Дионисия Ареопагита ; св. равноапост. царей Константина и Елены; святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого , Афанасия Александрицского, Григория Нисского , Кирилла Иерусалимского , Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы архиепископа Солунского, Феоны митрополита Солунского, Григория епископа великия Армении, Григория Акрагантийского, Мефодия Патарского; патриархов Константинопольских: Тарасия, Мефодия, Павла и Нифонта; Модеста Иерусалимского; Амфилохия; Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанских; св. священномучеников: Пантелеимона, Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты, Артемия, Прокопия; св. мучеников: Гордия, Каллиника, Келсия, Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия, Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Андриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; Десяти мучеников Критских, Сорока мучеников Севастийских; Литовских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия; св. преподобномучеников: Анастасия Перского, Никона, Стефана нового; св. великомучениц: Екатерины, Варвары, Анастасии Узорешительницы, Евфимии Всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мученицы: Фотинии Самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татьяны, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка Хиосского, Полидора, Константия, Иоакова Афонского, Пахомия афонского, Нектария Афонского, три главы св.преподобномучеников Афонских:Евфимия, Игнатия и Акакия; св. безсребренников: Космы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Хатитона исповедника, иоанн кущника, Георгия Хозевита, Исаакия Далматского, Дионисия Олимпийского, Феодора Студита, Парфения Лампсайского; Симеона столпника, Феоктиста, Андрея Критского, Сампсона странноприимца, Пафнутия,Иакова, Василия нового, Петра Афонского, Агафангела, Акааия Кавсокаливского, Евдокима Ватопедского, Михаила Синадского, Германа Валаамского, Александра Свирского , Давида Гареджийского, Нила Афонского, макария нового, Герасима нового, Павла Латрского, Гедеона Афонского; Матроны Солунския, Макрины, Пелагии, Феоктисты, Мелании и Иоанна нового (русского).

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимонов_...

  001     002    003    004