До поступления в Академию был секретарем Полтавского архиерея. В 1911–1915 гг. учился в СПбДА, где был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. С 1915 г. архимандрит, настоятель Боровского Пафнутьева монастыря. С 1919 г. хиротонисан во епископа Боровского, викария Калужской епархии. Алексий (Зверев Алексей Данилович; 1867/8–1918), мученик, миссионер Московской епархии. Член Собора по избранию как мирянин от Московской епархии. Выходец из крестьянской семьи, окончил начальное училище. В 1918 г. был командирован Собором в Пермь для выяснения обстоятельств гибели архиепископа Андроника (Никольского) . Убит красноармейцами по окончании расследования на обратном пути в Москву вместе с другими членами комиссии. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Алексий Зосимовский (Соловьев Феодор Алексеевич ; 1846–1928), преподобный, схииеромонах. Член Собора по избранию от монашествующих. В 1866 г. окончил МДС. В 1867 г. рукоположен в диакона и назначен к служению в храме св. Николая Чудотворца в Толмачах, в 1895 г. переведен в Большой Успенский собор в Кремле. В 1895 г. рукоположен во иерея. В 1898 г. поступил в число братии Смоленской Зосимовой пустыни, пострижен в монашество, иеромонах. Старчествовал, был духовником обители. На Всероссийском съезде монашества в июле 1917 г. избран членом Собора. 5(18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя по уполномочию Собора вынул жребий на Патриаршество митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону. В 1919 г. пострижен в схиму, с оставлением имени. В 1923 г. переехал в Сергиев Посад на частную квартиру в связи с закрытием Зосимовой пустыни. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Амвросий (Булгаков Алексей ; 1845–1920), архимандрит. Член Собора по должности как наместник Киево-Печерской лавры. Окончил духовное училище. В 1864 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, где, по всей видимости, принял постриг. В 1875 г. рукоположен в иеромонаха Свияжского монастыря. С 1883 г. настоятель Михаило-Архангельского Черемисского монастыря. С 1884 г. игумен, благочинный монастырей Казанской епархии, с 1892 г. архимандрит. С 1897 г. наместник Свято-Успенской Почаевской лавры. В сентябре 1909 г. назначен наместником Киево-Печерской лавры. 20 января 1918 г. по собственному прошению был уволен от должности. Был похоронен на кладбище лавры близ дальних пещер.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

25.11.1936 г. закрыта и отдана под заготзерно. В 1941-1943 гг. в ней размещалась тюрьма СД. В 1943 г. взорвана отступавшими немцами с 2-х попыток при помощи 1 тонны взрывчатки. Большой кирпичный трёхпридельный собор с шатровой колокольней был построен в центре Сычёвки в 1898–1911 годах по проекту столичного архитектора Альфреда Александровича Парланда. Сычёвка в конце XIX века была важным уездным городом Смоленской губернии, по её названию именовался уезд – Сычёвский. Во времена строительства храма Сычёвка в экономическом отношении преуспевала: она была известна во всех областях России, прежде всего как производитель хлеба и высококачественного льна. В 1888 году через город была проложена железная дорога Вязьма-Ржев, что подстегнуло торговлю, которая до этого велась с помощью сплавных рек. Удобное географическое расположение Сычёвки между реками Вазузой и Лосминой обеспечило поселению, возникшему в XV веке, быстрое развитие и процветание. Уже в XVIII веке селу Указом императрицы Екатерины II «был присвоен статус уездного города Смоленского наместничества». Водные пути позволяли вести торговлю с другими областями России и Европы: «По рекам Гжати, Вазузе, Волге, Тверце и др. товары (овёс, льняное семя, лён) направлялись к Петербургу и в г. Белый, из которого по рекам Обже и Западной Двине товары шли в Ригу». Именно на торговле хлебом и льном сделали свое состояние местные купцы братья Синягины. Их фирма по торговле льном и льняным семенем приносила доход в миллионы рублей и имела большое влияние на развитие этой отрасли не только в Сычёвке, но и в соседних городах – Вязьме, Зубцове, Гжатске и Ржеве. К заслугам фамилии Синягиных местные газеты относят и то, что «здешний лен, продававшийся прежде под названием «яропольскаго» (село в Зубцовском уезде Тверской губернии), теперь котируется за границею, с названием «сычевскаго» и это название введено уже даже в бюллетени биржи г. Дунди (Англии)». 17 июля 1895 года в Сычёвке умер один из представителей рода Синягиных, Иван Александрович, потомственный почётный гражданин, 1-й гильдии купец.

http://sobory.ru/article/?object=34585

В мае-окт. 1895 г. Н. ездил в Россию, по пути посетил Берлин. 27 авг. 1895 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположил во священника сщмч. Иоанна Кочурова , к-рый стал настоятелем Владимирской ц. в Чикаго. На обратном пути Н. неск. дней провел в Лондоне, где 20 окт. выступил в правосл. храме (Тридцать речей и три послания. 1896. С. 117-119), 23 окт. на заседании Англо-русского лит. об-ва призвал православных и англикан. богословов создать богословское об-во с целью сближения их Церквей (Там же. С. 120). В 1895 г. в епархии было открыто Православное об-во взаимопомощи, в к-рое вошли церковные братства приходов вост. штатов, в 1897 г. в об-во входило 19 братств. Почетным председателем стал Н., председателем - российский генконсул А. Э. Оларовский, секретарем - свящ. Александр Хотовицкий . При нек-рых приходах (в Ситке, Уналашке, на о-ве Св. Павла и др.) открыты об-ва трезвости. В 1896 г. была основана епархиальная типография в Нью-Йорке, в к-рой печатались книги и брошюры на русском, английском и местных языках - алеутском, квихнахско-кускоквимском и др., много брошюр было издано к 100-летию Американской миссии. К 100-летию (26 авг. 1897) со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова) были изданы молитвы на алеутском, квихнахском и колошском языках, приготовлены к печати тексты литургии и всенощного бдения на алеутском языке, история Ветхого и Нового Завета на колошском языке, Огласительное поучение на квихнахском (Амер. правосл. вестн. 1898. 1. С. 30). По инициативе Н. с 1 сент. 1896 г. стал выходить «Американский православный вестник» , в к-ром публиковались материалы по истории Русской духовной миссии в Америке, статьи и документы о старокатолич. движении, материалы об Англиканской Церкви, о соединении Церквей и проч. Наиболее важные статьи печатались на русском и английском языках. С 1897 г. стала выходить газ. «Свет» для возвращенных из унии в Православие русинов. В марте 1897 г. Н. учредил в епархии цензурный комитет, 16 нояб. освятил в Сан-Франциско обновленный кафедральный собор.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Кукша (Величко). Икона. 1990 г. Иконописец А. В. Мельникова (Величко Косма Кириллович; 12.01.1875, с. Арбузинка Елисаветградского у. Херсонской губ.- 24.12.1964, Одесса), прп. (пам. 11 дек., 16 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схиархим. Из крестьянской семьи. В 1895 г. вместе с односельчанами отправился в паломничество в Иерусалим, на обратном пути посетил Афон, где принял решение стать монахом. Вернувшись в Россию, посетил киевского старца архим. прп. Иону (Мирошниченко) , который благословил его поступать в монастырь на Афоне. Получив согласие родителей, вновь отправился на Афон и в 1897 г. стал послушником в Русском вмч. Пантелеимона монастыре . При поступлении в мон-рь был назначен на послушание в просфорню. В 1898 г. был отправлен в Иерусалим в порядке очередности нести послушание у Гроба Господня . По возвращении на Афон был назначен гостиником в гостинице для паломников. Вскоре он был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г.- в мантию с именем Ксенофонт. В 1912-1913 гг. оказался вовлечен в беспорядки среди рус. монашеской братии на Афоне, вызванные спором об имяславии . В июле 1913 г. в числе других сторонников имяславия насильственно вывезен в Россию. Прп. Кукша (Величко). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Прп. Кукша (Величко). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Возвратившись на родину, он в составе большой группы афонских монахов проживал на подворье ц. Феодосия Печерского в Киеве. По разрешению Киевского и Галицкого митр. Флавиана (Городецкого) с кон. сент. 1913 г. был принят на временное послушание в странноприимницу Киево-Печерской лавры . Во время первой мировой войны вместе с другими монахами был направлен братом милосердия на санитарный поезд. В 1917 г. вернулся в Киево-Печерскую лавру, где был принят на испытательный срок. 12 марта 1918 г. зачислен послушником в лаврскую хлебню. 29 окт. 1919 г. переведен в Дальние пещеры сторожем. 4 июня 1922 г. подал прошение в Духовный Собор лавры о признании действительным его афонского пострига; положительное решение было принято 18 июня того же года.

http://pravenc.ru/text/2462221.html

Куропаткин А. Н. (военный министр). Дневник (запись 31 октября 1903 г.)//Красный Архив. 1922. Февраль. С. 81–82. О записке Льва Тихомирова и о Зубатове. Кучинский Иосиф. Проект выделения Холмщины на почве русско-польских отношений. СПб., 1911. Л. Из Привислинья//Русское обозрение. 1897. Кн. 3. С. 536–539. Характеристика бывшего попечителя Варшавского учебного округа А. Л. Апухтина (1879–1895 гг.). Положение Польской Церкви. Ларский И. На родине. Миссионерский съезд//Современный мир. 1908. 9. Отд. 2. С. 46–60. О IV миссионерском съезде в Киеве. Ларский И. На религиозном пути//Современный мир. 1910. 5. Отд. 2. С. 47–51. Вопрос текущей жизни. О религиозном брожении в России. Ларский И. Материалы для русского Декамерона//Современный мир. 1911. 1. С. 330–345. О жизни русских монастырей. Ларский И. Илиодор//Современный мир. 1911. 9. С. 273–288. О деятельности Илиодора в Царицыне. Л-ев. Ненормальные явления в жизни народной школы Северо-Западного края России//Русское обозрение. 1897. Кн. 2. С. 913–946. Препятствия со стороны ксендзов обучению в начальных школах на русском языке и попытки полонизации литовского алфавита. Линд В. Законодательство и жизнь//Русская мысль. 1909. Кн. 5. Отд. 2. С. 170–186. Оценка деятельности III Думы. Липранди А. П. С берегов Вислы. Варшавский собор и нужды Православия в крае//Русское обозрение. 1895. Кн. 1. С. 452–460. Липранди А. П. Поляки и школа//Русский вестник. 1897. Т. 250. Июль. С. 166–191; т. 250. Август. С. 122–145; т. 251. Октябрь. С. 268–283. Борьба с польским католическим влиянием в школе (Белоруссия и Литва, XIX в.). Липранди А. П. Литовская культура и литовская письменность//Русский вестник. 1898. Т. 253. Январь. С. 337–352. В защиту перехода на русский язык в школах Литвы. Липранди А. П. Прибавления к Церковным ведомостям 07.III.1908 и 04.IV.1908. Серия статей о Государственной Думе. Л-ко. Письмо из Варшавы//Русский вестник. 1898. Т. 258. Ноябрь. С. 413–415. Борьба поляков против введения русского языка в государственных и учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Деятельно он помогал возобновлению Трифоно-Печенгского монастыря. При архимандрите Варлааме в 1891 г. монастырем пожертвовано на голодающих поморов 1000 р. и – жителей Вятской губернии 1000 р. Архимандрит Варлаам скончался 16 декабря 1894 г. 53 лет от роду, в самый разгар своей плодотворной деятельности. В настоящее время Соловецкою обителью управляет настоятель архимандрит Иоанникий. Уроженец Архангельской губернии, бывший наместник сего монастыря. Избран 26 марта 1895 г. и утвержден Св. Синодом 23 июня 1895 г. в должности настоятеля с возведением в сан игумена. Определением Св. Синода от 14–27 марта 1896 г. ко дню Священного Коронования Их Императорских Величеств за заслуги по духовному ведомству награжден, а 15 июня Преосвященным Иоанникием, епископом архангельским и холмогорским, возведен в сан архимандрита. В 1897 г. Соловецкий монастырь осчастливлен Высочайшею милостию. С давнего времени монастырь имел недостаток в строевом лесе для монастырских построек; вследствие этого в 1894 г. было возбуждено ходатайство об уступке Соловецкому монастырю состоящего в ведении казны покрытого лесом острова «Кондострова», находящегося в Онежской губе Белого моря, в расстоянии 5 часов пароходного пути от монастыря. Высочайше утвержденным в 28-й день ноября 1897 года положением Комитета Министров разрешено отвести в надел Соловецкому монастырю вышепоименованный остров «Кондостров», занимающий площадь в 1185 десятин 300 кв. сажен. В апреле 1898 г. Учрежденный Собор Соловецкого монастыря получил Высочайшую Его Императорского Величества Государя Императора благодарность за пожертвование 1000 р. в фонд имени Императора Александра III на устройство в Сибири школы с названием Соловецкой. II Соловецкая обитель за время своего пятивекового существования пережила много исторических событий, – являясь стражем на далекой русской северной окраине, она охраняла интересы государства, служила с большою пользою делу религии и нравственности; она воспитала много истинных рабов Божиих: одни обрели спасение в трудах послушания и иночества; другие оставили по себе память просветительною деятельностью среди северных инородцев; третьи угодили Господу подвижничеством в пустынном уединении; наконец много и таких, которые, подражая основателям соловецким, преподобным Зосиме и Савватию, сами положили начало под охраною и влиянием Соловецкой обители иноческим обществам, существующим до сего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тема старообрядчества неоднократно привлекала к себе и других художников-передвижников. Сергей Дмитриевич Милорадович (1851–1943), разносторонний художник, создававший произведения на историко-религиозные сюжеты, портреты, пейзажи, бытовые композиции, посвятил теме церковного раскола такие свои знаменитые картины, как «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» (1885), «Аввакум на пути в Даурию» (1898), «Аввакум в Братском остроге» (ок. 1899), « Патриарх Никон », «Суд над патриархом Никоном». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок Григорий Григорьевич Мясоедов (1834–1911) написал картину «Самосжигатели. Из времен гонения на раскол» (1882–1884), изображающую трагическую страницу из истории старообрядческого движения. Кисти его однофамильца, ученика И.Е. Репина Петра Евгеньевича Мясоедова (1867–1913) принадлежит картина «Сожжение протопопа Аввакума» (1897), за которую он получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. Александр Дмитриевич Литовченко (1835–1890), создает картины «Стрелецкий бунт» (1862), «Боярыня Морозова» (1885), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба святого Филиппа, митрополита Московского» (1886). В отличие от картины Сурикова (появившейся двумя годами позже), Литовченко изображает боярыню Морозову в тот момент, когда после очередного допроса ее на специальных носилках возвращают в острог. Клавдий Васильевич Лебедев (1852– 1916) пишет картину «Сжигание старообрядческих книг». Основные участники трагического противостояния в русской церкви середины XVII в. изображены на картине художника, близкого к передвижникам, Алексея Даниловича Кившенко (1851–1895) «Церковный собор 1654 года ( патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты)» (1880). Картины Владимира Александровича Кузнецова (1874–1960) «Канун» (1909) и «Божьи люди» (1917) посвящены жизни современных старообрядцев, с которыми художник общался в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

418 Из донесения Иннокентия (Вениаминова -Попова) в Свят. Синод от 22 апреля 1842 г.: «Отправясь из Охотска 20 августа 1841 года, благополучно прибыл в Новоархангельск, на место пребывания моего 26 сентября того же года, а 27 сентября сошел на берег и вступил в полное управление вверенной мне епархии». [Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: OJ1MA Медиа Групп, 2009. С. 148.] 419 Черепнин Г.П. Цит. соч. С. 447. «Из выдающихся событий в жизни церковно-приходской в Аляске за 1901 г. можно отметить: 1) открытие в Кадьяке первого женского приюта в память блаженного старца Германа, Валаамского инока, бывшего в числе первых миссионеров здешнего края; 2) празднование в Ситхе 27 сентября 60-летия со времени приезда туда приснопамятного Иннокентия впервые в сане епископа (Камчатского и Алеутского). На это празднование я нарочито ездил в Ситху и ко времени его было приурочено открытие там «Иннокентиевского хранилища» (музея) и издание на колошинском наречии «Указания пути в Царствие Небесное» Преосвящ. Иннокентия в переводе Костромитинова». [Тихон (Беллавин). Православная миссия в Аляске (Сев. Америка) в 1900–1901 гг. С. 107.] 420 Черепнин Г. П. Цит. соч. С. 447. Из письма преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 30 октября (ст. ст.) 1901 г.: «Возвратившись восвояси, вместо отдыха нашел массу всякой письменности и дел. Сие, и конечно многое другое, натолкнуло меня написать Конст. Петровичу письмо о даровании викария. О сем хлопотал еще Пр. Николай в 1895 г., а после того дело значительно расширилось и усложнилось. Конечно, найдется немало возражений и затруднений, из которых главное – денежное; но я написал, что готов остаться при трех тыс. р. зол., а две тыс. уступить викарию: будет обоим достаточно. Правящий останется в Штатах, а викарий – в Ситхе, где все готово для него: собор, крестовая церковь , архиер. дом, причт, школа». (Письма святителя Тихона. С. 92.) 423 Пашковский Ф.Н. Из нашой жизни//Свет. Часопись для православных руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Бразилии и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1901,– 13 (26) декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

75 О «гибели Запада» в русской культуре одним из первых заговорил В. Одоевский в книге «Русские ночи» (1844), см.: Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975. С. 147 (еще раньше похожую мысль высказал С. П. Шевырев в статье «Взгляд русского на современное состояние Европы», опубликованной в журнале «Москвитянин» в 1841 г.; с. 215–256); в западной философии эта тема особенно ярко прозвучала в книге О. Шпенглера «Закат Европы» (т. 1–2,1918–1922). 76 Теософия (от греч. Θéoς – Бог и σοφα – мудрость) – мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей – соединение мистики буддизма и др. восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального христианства. 78 Гюисманс Шарль Мари Жорж (1848–1907) – французский писатель; натуралистические тенденции его ранних повестей и романов перерастают в романах «Наоборот» (1884), «Там, внизу» (1891), «В пути» (1895), «Собор» (1898) в декадентство и мистицизм. 80 Джемс (Джеймс, James) Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из основателей прагматизма; отвергая объективность истины, выдвинул «прагматический» критерий: истинно то, что отвечает практической успешности действия; единственная реальность, по Джемсу, – непосредственный чувственный опыт. 81 Елизавета (Elisabeth) Тюрингская (Венгерская) (1207–1231) – христианская подвижница, широко почитаемая в Германии; дочь венгерского короля, жена тюрингского ландграфа Людовика IV (ум. 1227). Попыталась претворить в своей жизни францисканский идеал аскезы и милосердия: основывала госпитали, ухаживала за больными, помогала бедным. 82 Шанталь Жанна Франсуаза (Jeanne Françoise de Chantal) (1572– 1641) – французский мистик; испытала воздействие Франциска Сальского, основала (в 1610 г. в Аннеси, Франция) женский монашеский «Орден визитации» (в честь посещения Св. Девой Марией Елизаветы). 83 Духоборы (духоборцы) – секта духовных христиан, возникшая в России во 2-й половине XVIII в. Секта отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество; обожествляет руководителей своих общин. За неподчинение властям и отказ от военной службы духоборы преследовались царским правительством; в конце XIX в. переселились в Канаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

«Справочная книга по Томской епархии» составлена служащими консистории под руководством секретаря оной В. А. Карташева, 1914 г. Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», Томск, 1914 г. Кирпичная церковь Александра Невского была сооружена во имя святого покровителя императора Александра III и должна была стать памятником основателю Великого Сибирского пути. 10 октября 1895 г. группа жителей поселка в устье р. Каменки (строители моста, купцы, мещане, чиновники – всего 21 человек) решила ходатайствовать перед томским епископом Макарием о том, чтобы закрыть «кабаки и притоны, взамен построить церковь во имя Александра Невского», а пока возвести временный молитвенный дом. Для этого при участии строителей, в т.ч. итальянских рабочих-каменотесов, был образован комитет во главе с Н.П. Межениновым. Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение собора, выбрал для него площадку, поручил архитекторам В.А. Косякову и Д.К. Пруссаку разработать проект храма вместимостью в 500 человек и назначил попечителем стройки инженера В.А. Линка. До постройки храма был открыт временный молитвенный дом, построенный в течение месяца на благотворительные средства. Он представлял собой деревянной здание с колокольней, отдельно стоявшей на столбах. Закладка храма состоялась 15 мая 1897 г. Удачно поставленная на возвышенном участке в начале главной магистрали будущего Новосибирска, Новониколаевском проспекте, церковь была первым каменным зданием Новониколаевска. После появления в Новониколаевске нескольких церквей она стала именоваться Собором (1915 г.), а с 1922 г. – Кафедральным Собором. Его строительство велось по инициативе горожан под руководством инженера Н. М. Тихомирова за счет частных пожертвований, средств Фонда имени императора Александра III (для быстрейшего строительства церквей и церковно-приходских школ в Сибири и на Дальнем Востоке) и Кабинета Его Императорского Величества. Проект церкви разработал архитектор Средне-Сибирского участка железной дороги Константин Константинович Лыгин. При проектировании К.К. Лыгин ориентировался на архитектуру церкви Милующей Богоматери известных петербургских архитекторов В.А. Косякова и Д.К. Пруссака, возведенной в 1889-1898 г.г. на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

http://sobory.ru/article/?object=04430

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010