Присутств. Аминь 155 . Свящ. (возлагая руку на крещаемого): Как Иисус благословил принесённых к Нему детей чрез возложение рук Своих, так и ты ныне да будешь благословен мною во имя Иисуса. Огради, Господи, сего раба Твоего [сию рабу Твою] N; удали от него всякую тьму духа, дай ему познавать Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа, чтобы он таким образом по слову Сына Твоего достиг вечной жизни. Присутств. Аминь. Свящ. (кладёт немного соли на губы крещаемого): N., приими соль… (Смотр. там же). Призри милостиво, о Господи, на сего раба Твоего N., охрани его от всякого зла греховного и удерживай его непрестанно в страхе Твоём, который есть начало всякой премудрости. Присутств. Аминь 156 . Свящ. (возлагает на крещаемого столу-епитрахиль): N., войди в царство Божие, в общение святых. Да приимет тебя Христос Господь некогда в день суда в царство блаженных, как верного раба Своего, подобно тому как ныне Он принимает тебя в общество верных Своих. Присутств. Аминь. (У купели). Свящ. Помолимся! Всемогущий, благий Боже, давший жизнь сему дитяти среди живых и ныне восхотевший принять его чрез святое крещение в общество Сына Твоего Иисуса, молимся Тебе: сохрани его в сей жизни, если это благоугодно Тебе; подай ему возрасти во славу Твою, на утешение (радость) родителям его, на пользу собратиям его, на украшение Церкви Твоей. Исполни его Святым Своим Духом, чтобы оно любило Тебя от всего сердца своего, ходило по путям заповедей святых Твоих и никогда не могло отделиться от Того, Которому оно ныне принадлежит, – Христу, Сыну Твоему, Господу нашему. Присутств. Аминь 157 . Свящ. Отче наш… (до слов: Но избави нас). Присутств. Но избави нас от зла. Аминь 158 . Свящ. (касаясь перстом ушей и рта крещаемого): Epheta, т. е. откройся. Да откроет Господь уши твои и да разрешит узы языка твоего, чтобы ты слышал Слово Божие и с радостию мог возвещать хвалу Его. – Соответственно словам исповедания веры, которое от времён Апостольских употребляется в Церкви, как краткий очерк содержания христианского учения, я ныне спрашиваю тебя, N., веруешь ли ты в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

«Триединство Божества и единство человечества» Москва, 1912 Сергиев Посад, 1912 и 1913 гг. «История Плащаницы» Сергиев Посад, 1913. «Богосл. Вестн.», 1912, февраль-март «Наука и Жизнь» Москва, 1913 Сергиев Посад, 1913. «Богосл. Вестн.», 1913, февраль «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве» Москва, 1913 «Замечания, поправки и дополнения к Православному догматическому богословию» Прот. Н.П. Малиновского т. III и IV Сергиев Посад, 1914 Речь. «Прогресс и преображение» Сергиев Посад, 1914. «Богосл. Вестн.» 1914, окт.-ноябрь Москва, 1914 «Единство идеала Христова». Письмо к другу Сергиев Посад, 1915. «Христианин», 1915, январь-февраль «Христианства нет без Церкви» Сергиев Посад, 1915 г. «Богословие и свобода Церкви» (О задачах освободительной войны в области русского богословия) «Богосл. Вестн.» 1915, октябрь, стр. 98 «Богосл. Вестн.» 1918, март, стр. 5 Петроград, 1915. «Богосл. Вестн.» 1915, апрель, стр. 876 «Обновление академического храма и пострижение в монашество». (Речь) «Богосл. Вестн.» 1913, декабрь, стр. 905 «Покровский академический храм к началу второго столетия Академии» «Богосл. Вестн.» 1914, окт.-нояб., стр. 725 Год издания неизвестен. Указ. на лит. труд см. «Богосл. Вестн.» 1915, X–XI–XII, стр. 61, (отчёт) «Единство Церкви к всемирная конференция христианства» «Богосл. Вестн.» 1917, январь, стр. 1 «Открытие Всероссийского Церковного Собора» «Богосл. Вестн.» 1917, авг.-сент., стр. 275 «Почему необходимо восстановить патриаршество?». (Речь на Соборе) «Богосл. Вестн.» 1917, авг.-сент. «Восстановление патриаршества» «Богосл. Вестн.» 1917, окт.-дек., стр. 418 «Письма о Западе» «Христианин» 1915, март-июль «Богосл. Вестн.» 1911, июль-авг., стр. 493 Слово в день празднования 95-й годовщины от основания Московской духовной академии. (1 окт. 1909 г.) «Богосл. Вестн.» 1909, окт., стр. 399 «Из академической жизни. Посещение Академии обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером» «Богосл. Вестн.» 1911, май, стр. 252 «О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О сём просим мы Тебя чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего. Присутств. Аминь. Затем священник снова обращается к брачующимся, приглашая их повторить своё «да» друг другу, в знак согласия; подать друг другу правую руку в знак взаимной любви; объясняет значение обмена кольцами 176 . Затем после возгласа: Помощь наша от Господа и т. д. 177 совершает благословение колец молитвою: Благослови Господи †… 178 и после этого: Свящ. Не угодно ли вам, брачующиеся, повторить своё согласие! Во имя Господа я спрашиваю Вас, NN, жених: берёте ли Вы сию предстоящую невесту NN по свободному выбору своею христианскою супругою пред Богом и Его святою Церковию? Жених. Да. Свящ. Даёте ли Вы ей обет любви, верности и чести до смерти, как это заповедал Бог и Его святое Евангелие? Жених. Да. Свящ. Во имя Господа, спрашиваю я Вас, NN, невеста: Берёте ли Вы и т. д. (повторяет оба вопроса невесте). Свящ. Дайте друг другу эти кольца, носите их как символ брачной верности. Да подаст вам Господь благодать к сему. Всемогущий Бог Отец, Сын и Св. Дух да благословит ваш обет †. Брачующиеся. Аминь. Свящ. Утвердите своё согласие, подавши друг другу правую руку (после исполнения этого). Бог всемогущий, Отец на небе да благословит утвердить, благословить и освятить брак, который вы заключаете и заключили. – Как служитель Церкви Божией объявляю я брак ваш как пред Богом заключённый, и благословляю † его во имя Отца, Сына и Святого Духа. Присутств. Аминь. Свящ. Господи, сохрани рабов Твоих; Присутств. Ибо они полагаются на Тебя. Свящ. Господи, услышь нашу молитву. Присутств. И вопль наш пусть дойдёт до Тебя. Свящ. Помолимся! О Господи, молимся Тебе… 179 . Свящ. Отче наш, иже еси на небесех… (до конца). Идите с миром, Господь да благословит вас… 180 . Таинство священства, как мы уже знаем, совершается в старокатолическом мире по чинам римско-католическим, и в молитвеннике христиано-католиков нет повторения этого чина. Под отделом «посвящение» священников в этом молитвеннике находятся только догматические положения, относящиеся к этому таинству (к значению, которое связано с посвящением в степени священства).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

1923–1924 гг. – проф. Московской Богословской обновленческой академии, где читал лекции по теории проповеди и проводил занятия по греческому языку. Был на 2-м Всерос. (обн.) Поместном Соборе в мае 1923 года, но протокола заседания о лишении сана и монашества Патриарха Тихона не подписал. С августа 1923 года – председатель Св. Синода (обн.), установил канонические связи с Востоком. Подписался под обращением к архп. Кентерберийскому Примасу Англии. С сентября 1924 года на покое, жил в Гаграх. С 1925 года – постоянный член Прав. Св. Синода. С 1934 года уволен на покой с оставлением его членом Св. Синода. Скончался 10 мая или 22 окт. 1935 года, не соединившись с Православной Церковью. Похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы. Духовный писатель. Труды Речь перед защитой магистерской диссертации «Богосл. Вестн.» 1898, июль «Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». (Магистерская диссертация) Сергиев Посад, 1898. Сергиев Посад, 1912 «Рецензии на этот труд» «Богосл. Вестн». 1898, март, апрель «Соловки». Страничка из дневника Паломника Москва, 1899 «Новооткрытый рукописный Стоглав» Сергиев Посад, 1899 «О христианском браке» Сергиев Посад, 1901 «Два дня в Кронштадте». Издание 2 Сергиев Посад, 1902 «Иноки на службе ближним» «Богосл. Вестн.» 1902, ноябрь, стр. 305. «Богосл. Вестн.» 1902, декабрь, стр. 576 «Игумен Даниил» Москва, 1902 «Пастырь-учитель» Троицкая Лавра, 1903 «Богосл. Вестн.» 1904, янв., стр. 162 «Богосл. Вестн.» 1904, янв., стр. 188 «Любопытная проповедническая новинка» «Богосл. Вестн.» 1906, апрель, стр. 803 Речь при наречении его во епископа Волоколамского 2 января 1904 года «Богосл. Вестн.» 1904, март, стр. 414 Речь пред молебном при начале учебных занятий в Моск. Дух. Ак. в 1904/1905 уч. году «Богосл. Вестн.» 1904, дек., стр. 593 Статьи по Гомилетике. Обзор журналов «Богосл. Вестн.» 1903, окт., стр. 331. «Богосл. Вестн.» 1903, нояб., стр. 524 «На заре новой церковной жизни». (Думы и чувства)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В своих письмах Максим проявляется как настоящий богослов, высокообразованный, замечательно одаренный рассудительностью и богословским умом; он показывает свою великую привязанность к тем обителям, в которых он жил в смиренном подчинении их предстоятелям, хотя ничто его к тому не обязывало; он исполнен сострадания, заботливости и любви к братиям, которых он там посещал; видно также, что он прочно укоренен в аскетической и созерцательной жизни и постоянно старается делом исполнить заповеди Христа. Впрочем, для Максима истинное богословие неотделимо от духовной жизни: аскетическая жизнь и ее средоточие – молитва – являются, говорит он, лучшим оплотом против заблуждения и неведения и позволяют получить благодать, которая есть единственный источник истинного познания Бога 158 . Преподобный Максим Исповедник . Письма Предисловие переводчика Переводчик выражает сердечную благодарность Марине Ивановне Бениной: без её помощи эта работа не могла бы быть осуществлена. Кажется, рассуждения о сложности и запутанности стиля св. Максима давно уже стали общим местом. Однако в этом бурном потоке, где мысль часто опережает слово, есть своего рода charme discret поступаться которым ради плавности языка представлялось мне неуважением к читателю. К особенностям стиля св. Максима, сглаживать и «улучшать» которые мне казалось неуместным, относятся, в частности: 1) частое, иногда почти непрерывное повторение одного и того же слова или однокоренных слов (как, например, в первом абзаце Письма VIIÏ «присутств... присутств... присутств...»); 2) неоднозначность грамматических (а иногда и смысловых) связей (как, например, в третьем абзаце Письма VIIÏ «А обитать в ней...»; «в ней» может относиться и к «жизни», и к «плоти», и к «Аравии» из предыдущего предложения); 3) соединение вопросительного и восклицательного предложений в одно, и т. д., и т. п. Ради передачи в переводе такого рода особенностей приходилось, естественно, идти на определённое насилие над нормами русского синтаксиса и пунктуации, но я надеюсь, что снисходительный читатель простит меня, ощутив подлинный вкус речи св. Максима – в той степени, в какой мне удалось его передать.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Восприемники: Я верую. Свящ. Веруешь ли ты во Иисуса Христа, Его единородного Сына, зачатого от Духа Святого, рождённого от Марии Девы, страдавшего при Понтийском Пилате, распятого, умершего и погребённого, сходившего во ад, в третий день воскресшего из мёртвых, восшедшего на небеса, сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придёт судить живых и мёртвых. Воспр. Я верую. Свящ. Веруешь ли ты также во Святого Духа, во едину святую вселенскую Церковь , во общение святых, отпущение грехов, в воскресение плоти и в вечную жизнь? Воспр. Я верую. Свящ. Отрекаешься ли ты от всего, что неугодно Богу и что есть грех , от духа зла, от всех дел его и от всей его прелести? Воспр. Я отрекаюсь. Свящ. Даёшь ли ты обещание, согласно заповеди Христовой, любить Господа Бога Твоего от всего сердца, от всей души и от всего помышления твоего, и ближнего твоего, как самого себя? Воспр. Я даю обещание. Свящ. (помазуя грудь крещаемого елеем оглашенных): Я помазую тебя † елеем спасения во Христе Иисусе, Господе нашем. Да укрепит тебя благодать Того, Который спас нас от греха, на борьбу против зла, на упражнение в добре и к терпению в страданиях. Присутств. Аминь 159 . (Крещение чрез обливание, помазание темени миром и покрытие головы совершается так же, как и у германских старокатоликов, с теми же возгласами) 160 . Свящ. (вручая восприемникам свечу): N., приими сию возжённую свечу, как видимый знак оживляемой любовию веры. Открой очи для света истинного познания и последуй Христу, свету мира, чтобы никогда не ходить тебе во тьме и тени смерти. Присутств. Аминь. (Оканчивается крещение возгласом священника): Господь сам сказал: Сия есть вечная жизнь… ( Ин.17:3 ). И: Если хочешь войти в жизнь… ( Мф.19:17 , и Мф.22:37–39 ). – N., иди с миром; Господь да будет с тобою и да сопровождает тебя до конца дней твоих. Присутств. Аминь 161 . Таинство миропомазания в сборнике христиано-католических песнопений называется «возобновлением крещального союза» 162 , т. е. обетов, данных при крещении и обетований, полученных от Бога. Эта мысль проводится также и в песнопениях, назначенных для миропомазания (Firmung=Confirmatio=утверждение). Совершается миропомазание епископом, и чин его начинается так же наставлением к имеющим получить миропомазание. После этого весь чин миропомазания христиано-католиков есть точная копия того же чина германских старокатоликов за ислючением самых незначительных изменений, напр., в заключительном благословении епископа выброшены слова: «от Сиона» и: «Иерусалима», или в стихах Пс.67 слова: «от храма святого Твоего, который в Иерусалиме» заменены одним словом от: «святилища Твоего», а пред заключительным возгласом вставлен возглас епископа: «Вот, таким образом да будет благословен всякий человек, боящийся Господа» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

1910. Гоппельт Л. Крещение и новая жизнь по Евангелию от Иоанна, гл. 3, и Посланию к Римлянам, гл. 6: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 112–117. 1911. Иванд Д. Х. Учение об оправдании: Вера и дела: [Докл. на Богосл. собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 233–238. 1912. Кивиранта С. С., пастор. Евхаристия как выражение общения верующих: [Докл. на Богосл. собеседованиях в Финляндии. Турку, 19–22 марта 1970 г.]//БТ. 1971. Сб. 7. С. 240–248. 1913. Кречмар Г. Предание Древней Церкви в Церкви Евангелической: [Докл. на собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 227–231. 1914. Кречмар Г. Богословско -экклезиологическое значение Вселенских и Поместных Соборов в вопросе Церкви и Предания: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 255–263. 1915. Кречмар Г. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германиии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 149–156. 1916. Кюэн А. Эсхатология евангельских христиан/Пер. с фр.: А. Шурбелев//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 186–204. 1917. Лехтонен С., прот. Евхаристия и жертва Христа: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]//БТ. 1973. Сб. 11. С. 181–188. 1918. Лилиенфельд Ф., фон. Образцы евангелического благочестия в XX в.: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германиии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 128–135. 1919. Мартикайнен И. В. Богословская основа миротворческой деятельности Церквей: [Докл. на Богосл. собеседованиях в Финляндии. Турку, 19–22 марта 1970 г.]//БТ. 1971. Сб. 7. С. 249–256. 1920. Николайнен А. Т. Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]//БТ. 1973. Сб. 11. С. 188–192.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

498 „Λγω δ μν τι ς ν πολσ τν γυνακα ατο μ π πορνεα κα γαμσ λλην, μοιχται”... „Dico autem vobis: quia quicumque dimiserit uxorem suam, nisi ob fornificationem, et aliam duxerit, moechatur: et qui dimissam duxerit, moechatur»... 500 Платон, еп. Костромской. Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви. Москва. 1870. Стр. 236. 501 Филарет. Правосл. догмат. богословие. Ч. II. Стр. 339–342. Сравн. Макарий. Правосл. Догмат. богосл. Т. V. Стр. 11–14. 502 Макарий. Правосл. догмат. богосл. Т. V. Стр. 18–19. Сравн. Платон. Сокращ. излож. догматов веры по учению правосл. церкви. Стр. 238–239. 504 Макарий. Правосл. догмат. богосл. Т. Стр. 292. Сравн. Платон. Сокращенное изложение догматов веры... Стр. 240. Сравн. Антоний. Догмат. богосл. Стр. 238–239. 505 Простр. Христ. Катехизис. Стр. 97. Сравн. Макарий. Правосл. догматич. богословие. Т. IV. Стр. 293–294. Сравн. Филарет. Правосл. догмат. богословие. Ч. II. Стр. 310–311. Сравн. Сильвестр. Опыт правосл. догмат. богосл. Т. V. Стр. 50. 506 Антоний. Догматич. богословие. Стр. 239. Сравн. Макарий. Православно-догматич. богословие. Т. IV. Стр. 302. Сравн. Филарет. Правосл. догмат. богосл. Ч. II. Стр. 318–320. 509 Антоний. Догматич. богосл. Стр. 239–240. Сравн. Платон. Сокращ. излож. догм. веры... Стр. 241. Сравн. Макарий. Правосл. догм. богосл. Т. IV. Стр. 302–304. 513 Таких посланий сравнительно очень не много и потому они могут быть перечислены. Первое послание относится к 1808-му году и трактует о происхождении и авторитете англо-американской церкви. Указав на то, что американско-епископальная церковь находится в непосредственной связи с церковью англо-шотландскою и чрез нее с древне-христианской церковью по вероучению, управлению, культу и проч., составители, издавшие указанное пастырское послание, призывают верующих беспрекословно следовать велениям родной церкви, как ведущей их прямым путем к вечно-благодатной жизни. Второе пастырское послание издано в 1811-м году и трактует об отношении между пастырями и пасомыми. Указав на замечаемое в некоторых местах американско-епископальной церкви ослабление внутренней связи между пастырями и пасомыми, на отсутствие должного уважения у последних к первым, составители указанного послания обращаются к духовенству с увещанием, чтобы оно, насколько возможно, стояло на должной высоте своего служения, чтобы в сочлены этого служения допускало лишь лиц, отличающихся образованием и добрым поведением, чтобы в точности сохраняло каноны церкви, усердно занималось воспитанием юношества, было рачительно в исполнении возложенных на него обязанностей и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

1921. Пастор об опасности гуманистического направления, принятого Эссенским съездом протестантов//ВРЗЕПЭ. 1951. С. 41. Изложение ст. лютеранского пастора Асмусена в газете ЕЛЦ на тему: «Спасение души или земное благополучие?» 1922. Пиринен К. Справедливость и мир: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]//Бт. 1973. Сб. 11. С. 198–203. 1923. Сленска Р. Соображения к Богословскому собеседованию между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 271–276. 1924. Сленска Р. Восточная Церковь с точки зрения евангелического богословия: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 195–200. 1925. Сленска Р. Крещение и принадлежность к Церкви: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 140–142. 1926.Тойвиайнен К. Справедливость и насилие с точки зрения лютеранской социальной этики: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]]//БТ. 1973. Сб. 11. С. 203–209. 1927. Фогель В. Г. Когда добрые дела бывают добрыми: [Докл. на собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 239–241. 1928. Харбсмайер Г. Спасающее и освящающее действие Божие, осуществляемое Духом Святым в богослужени и Таинствах: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 205–214. 1929. Харбсмайер Г. Проявления примирения в деяниях Церкви: Тез.: [Богосл. собеседование – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 200–202. 1930. Харбсмайер Г. Деятельное свидетельство крещеного в социально-этическом аспекте: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 165–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Подлинность посланий св. ап. Павла к Тимофею и Титу: (крит.-исагогич. очерк). К., 1888; Наше время и самоубийство. К., 1890; Итоги XIX в.: общее обозрение умственного и религиозно-нравственного состояния общества в кон. XIX в. и надежды будущего. К., 1895; Отношение богосл. науки к всемирным задачам Богочеловечества. Од., 1901; Памяти Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского: Две речи. Од., 1902; О совр. положении богосл. науки. М., 1903; Краткое слово о религ. личности нашего времени. Од., 1905; Курс богосл. знаний в его основных положениях. Од., 1905; Научное и педагогическое значение вопросов совр. богословия. Од., 1905; Об исторических формах понимания христианства и о ложной задаче христ. проповеди. Од., 1905; Личность Божества и дистелеология мира: к вопросу о сущности христианства. Од., 1909; О преподавании христ. нравоучения Православной Церкви в среднеучебных заведениях Мин-ва нар. просвещения. Од., 1909; История религии: Опыт ист.-богосл. исслед. Од., 1910. Т. 1; Нем. образованное общество и богосл. наука. Од., 1910; Критич. приемы в богосл. науке: По поводу академических отзывов о докт. дис. Од., 1913; Нем. направление православного рус. богословия. Од., 1916. Ист.: ЦГИАМ. Ф. 229 (МДА). Оп. 4. Д. 1715. Клитин Александр (личное дело студента); РГБ ОР. Ф. 172 (МДА). К. 267. Ед. хр. 5: Пастырские послания ап. Павла вариант магист. работы А. Клитина; 1884 г.]; Там же. К. 29. Ед. хр. 28. Л. 50: Представление магист. дис. выпускником МДА А. Клитиным. 1884 г.; Там же. К. 35. Ед. хр. 19: Дело о соискании степени магистра богословия кандидатами К. Смирновым, И. Крастелевым, А. Клитиным, П. Светловым, А. Коржавиным, А. Струнниковым. 1888 г.; ГА Одесской обл. Ф. 170 (Александр Михайлович Клитин); Справочная кн. Херсонской епархии. Од., 1906. С. 159; Журналы собраний Совета МДА за 1887 г. Серг. П., 1888. С. 43-55 [отзыв доц. М. Д. Муретова о магист. дис. К.]; То же, за 1889 г. Серг. П., 1890. С. 34-35 [магист. коллоквиум К.]; Отчет о состоянии МДА за 1888/89 уч. г.//ПрТСО. 1889. Ч. 44. Кн. 4. С. 689; Бронзов А. А. Отзыв о соч. К. «История религий»//ЦВед. 1910. 50; Кагаров Е. Е. [Рец. на:] Проф.-прот. А. М. Клитин. История религии: Опыт ист.-богосл. исслед. Т. 1//ХЧ. 1911. 5/6. С. 734-741; Журналы собраний Совета МДА за 1912 г. Серг. П., 1913. С. 9-18, 18-28 [отзывы проф. С. С. Глаголева и проф. свящ. Е. А. Воронцова о докт. дис. К.]; С. 143-144 [указ Синода о докт. дис. К.]; Высшая советская школа в Одессе//Вестник Одесского губ. отдела нар. образования. 1920. 4. С. 17.

http://pravenc.ru/text/1841451.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010