68 . Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 г. Сайт «Кредо-пресс.ру». URL: http://credo.press/102183/(дата обращения: 04.11.2021). 69 . Дудинов П. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Состояние источников и вопрос издания его деяний//Христианское чтение. 1997. 14. Сайт «Киберленинка», URL: (дата обращения: 05.01.2022). 70 . Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. (Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной) – М.: изд. «Московский рабочий», изд. отдел ВПМД, 1994. 71 . Епископ Андрей (псевдоним – «Е.А.»). Дерзкое ходатайство./Сотрудник братства святого Гурия, 1910, от 8 мая 1910 г./Сборник «О просвещении приволжских инородцев». Том 1. 30 номеров журнала «Сотрудник братства свят. Гурия». Посвящается Казанскому Миссионерскому Съезду 1910 г. – Казань: Типо-Литография И.С. Перова, на Еулаке соб. д., 1910. 72 . Епископ Андрей (псевдоним – «Е.А.»). Об организации миссии при монастырях./Сотрудник братства святого Гурия, 1910, от 17 июня 1910 г./Сборник «О просвещении приволжских инородцев». Том 2. «Сотрудник братства свят. Гурия». – Казань: Типо-Литография И.С. Перова, на Еулаке соб. д., 1910. 73 . Епископ Андрей. О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года./Сотрудник братства святого Гурия, 1910, от 17 июня 1910 г. 74 . Епископ Андрей. Обязанность Миссионерских монастырей./Сотрудник братства святого Гурия, 1909, от 12 декабря 1909 г./Сборник «О просвещении приволжских инородцев». Том 1. 30 номеров журнала «Сотрудник братства свят. Гурия». Посвящается Казанскому Миссионерскому Съезду 1910 г. – Казань: Типо-Литография И.С. Перова, на Еулаке соб. д., 1910. 75 . Ермолаева О.П. О призвании женщины на служение Миссии (Доклад Казанскому Миссионерскому Съезду)./Сотрудник братства святого Гурия, 1910, от 3 июля 1910 г./Сборник «О просвещении приволжских инородцев». Том 2. «Сотрудник братства свят. Гурия». – Казань: Типо-Литография И.С. Перова, на Еулаке соб. д., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

ПОСТАНОВИЛИ: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, – глава делегации; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кызыльский и Тувинский Феофан; игумен Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя ОВЦС Украинской Православной Церкви; протоиерей Михаил Гундяев, представитель Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей и международных организациях в Женеве; протоиерей Димитрий Сизоненко, исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям; протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель храма святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге; священник Александр Васютин, сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям; священник Сергий Мовсесян, руководитель учебно-методического отдела Института теологии Белорусского государственного университета; священник Илия Косых, сотрудник службы коммуникации ОВЦС; иеродиакон Иоанн (Копейкин), помощник председателя ОВЦС; Д.П. Лозинский, сотрудник ОВЦС Украинской Православной Церкви; Д.И. Петровский, сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям; К.В. Перегудин, помощник заместителя председателя ОВЦС; Ю.Н. Коминко, сотрудник Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, главный редактор сайта " Православие в Украине " ; Е.С. Сперанская, сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям; М.Б. Нелюбова, сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям; Е.В. Пастухова, сотрудник Института религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций при Синоде Белорусского Экзархата; И.В. Новиков, сотрудник Международного общественного объединения " Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла " . ЖУРНАЛ 97 СЛУШАЛИ:

http://religare.ru/2_97146.html

Паисия, приложил к своему прошению сочиненную песню на счет Паисия, которая при деле в консистории. Лишенный всего, сей Ириней жил на покаянии в Рыльск. монастыре. 232 В 1821 году архимандрит Рыльского Николаевского монастыря с брат. представлял сего протоиерея В. Коренского к пострижению в монашество; но резолюцией преосв. епископа Евгения в сем ходатайстве было отказано: «подобает, писал Владыка, быти под искусом до учрежденного срока». 233 Рыльский архим. Израиль 8 августа 1833 года скончался в селе Глушков Рыльск. уезда, куда был командирован для заложения новой церкви. Рапорт о сем иером. Феодосия в Рыльск. духовн. правл. от 9 августа, а преосвящ. еписк. Илиодору 10 августа. Примечание: Из указа Курской духовной консистории от 22 марта 1834 года за 1757, последовавшего на имя Рыльского архимандрита Сергия вследствие данного Курской консистории от преосвящ. еп. Илиодора предложения, – видно, что сей преосвященный, ходатайствовал пред Св. Синодом, о назначении игумену Виталию, за долговременную и беспорочную службу пенсии; Св. Синод указом от 10 июля 1833 года предписал преосвящ. епископу Илиодору – «сделать пастырское рассмотрение и распоряжение в рассуждении доставления игумену Виталию возможного пособия в пристойному и безбедному пропитанию и содержанию». Преосвящ. еп. Илиодор 20 июня написал на сем указ следующую резолюцию: «указ сей объявить о. игумену Виталию с присовокуплением, что на него Виталия имеет быть обращено особенное внимание относительно обеспечения его в содержании». И вот поэтому то, при поручении ему в смотрение Рыльск. монастыря, положено было выдавать ему игумену жалованья 200 руб. в год из неокладных сумм монастыря. С поступлением же в сей монастырь настоятеля архимандрита Сергия, преосвящ. еписк. Илиодор, для доставления верных способов пропитания игумену Виталию, полагал учинить следующее: 1) пребывание иметь, ему игумену Виталию, дозволить в архиерейском доме и пользоваться кельями, трапезою, отоплением, освещением и прислугою; 2) на одежду и другие потребности производить ему по 250 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Грюмберг Пантелеимон Николаевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ПСТГУ и Гайда Федор Александрович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедры Русской истории ПСТГУ «Некоторые современные представления о состоянии Русской Православной Церкви в 1917 г. перед открытием Поместного Собора». 6. Диакон Владимир Василик, преподаватель СПДАиС «Генезис института Патриаршества во Вселенской Церкви» 7. Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий 8. Епископ Бориспольский Антоний, ректор КДАиС   II Секция «Патриаршество в истории России» Председатель — архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Сопредседатель — Назаренко Александр Васильевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории»; архимандрит Макарий (Веретенников), доктор церковной истории. Доклады: 1. Лисовой Николай Николаевич, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН «Патриарх в Царстве и Церкви» 2. Белякова Елена Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН «Тема учреждения Патриаршества в русских Кормчих» 3. Синицына Нина Васильевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН «Симфония Священства и Царства в период учреждения Патриаршества и идея Третьего Рима» 4. Богданов Андрей Петрович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН «Патриаршество в России XVII века: аспекты изучения» 5. Седов Павел Владимирович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Санкт-Петербург) «Реформа церковной иерархии при царе Феодоре Алексеевиче» 6. Петрушко Владислав Игоревич, кандидат исторических наук, доктор церковной истории, доцент кафедры истории Русской Церкви ПСТГУ, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» «О попытке создания униатского патриархата в Речи Посполитой и ее возможном влиянии на учреждение Патриаршества в Москве»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205743...

«Сам же ты ходил в церковь , в Бендерах исповедовался и приобщался», – говорил я Ковалёву. «Было это, а теперь согласных с нами священников нет, не у кого…» «Ну, а если бы нашёлся, ты бы согласился поисповедоваться?» – «Нет, где уже? Согласных нет. Господом основана одна церковь , но вы не согласны, – отвечал Ковалёв. – И сложение перст у вас не то, что надо, и крест не такой»… – «Что ты, Феодор, – прервал я его, – посмотри, какой у меня крест»… – «Это только так… для «наружности»… Пришлось вести речь о перстосложении для крестного знамения и о восьмиконечном кресте. Ковалёв слушал, по-видимому, внимательно. Когда в некоторых местах я переспрашивал Ковалёва с целью узнать, правильно ли он понял меня, он точно передавал смысл моей речи и, по-видимому, соглашался со мной. Но на заключительный вывод Ковалёв отвечал полным несогласием с моими доводами и ссылался на Виталию. «Что ты, Феодор, всё на Виталию ссылаешься; ты бы книжки почитал и посмотрел, как там сказано. У тебя есть книги?» – «Есть каноник и устав». – «Хочешь, я привезу тебе Б. Катехизис и Кириллову книгу». «Что ж, привезите». Мы простились. Ковалёв как-то загадочно посмотрел на меня и сказал: «Отец Иван, только это ты напрасно». «Что – напрасно?» «Напрасно «ездяешь» и затрудняешься, я приобщаться не буду». «Не с тем я прихожу к тебе, – пришлось слукавить мне, – чтобы ты приобщался, а хочется мне побеседовать с тобой. Вот, Виталию ты часто поминаешь; быть может, и меня помянешь». «Ладно, ладно, приходи», – сказал и направился в свой каземат. II Свидание с Ковалёвым навеяло мне невесёлые мысли. Самоуверенность, с какой теперь он держит себя, – знаменательна. Авторитет Виталии даже после известных событий всё ещё велик для него. Всё это привело меня к мысли развенчать Виталию в глазах её поклонника, чему и посвятил я свою вторую беседу. Прибыв 20-го числа в тюремный замок, я направился прямо в каземат Ковалёва Вручая заключённому привезённый мною Б. Катехизис, я приступил сейчас же к намеченной цели. «Видишь, Феодор, – стал говорить я Ковалёву, – Виталия пророчила о конце мира, о страшных муках и всяких бедствиях, заставила закопаться стольких людей, лишила тебя жены, детей и родных, запрятала в этот дом, и ты всё ещё веришь ей. Пора сознать тебе, что как речи её о конце мира, так и всё учение – ложь. Выкинь из головы бредни Виталии, забудь их и прочитай вот эту книгу (Б. Катехизис): здесь найдёшь много для тебя неведомого». При этом я указал Ковалёву на главы о церкви, тайнах и втором пришествии Иисуса Христа. «Это точно… мать Виталия ввела меня в большую беду… я прочитаю… всю книгу прочитаю»… – говорил мне Ковалёв в каком-то раздумье. «Всё, чему учила Виталия – неправда. С чем же ты будешь жить? Твоя душа требует же пищи?» «Как не требует? Вот какой стал (Ковалёв хотел сказать, что пополнел), а тут (указал он на сердце) пусто и тяжело». «И заметь, Феодор, так будет до тех пор, пока ты не выкинешь из головы всё, чему учила тебя Виталия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

9. Столова Галина Романовна, искусствовед Новгородский Софийский собор и его роль в русской истории и культуре 10.Турилов Анатолий Аркадьевич, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук Проблемы изучения западнорусской книжности XV - начала XVI веков 11.Василик Владимир Владимирович, сотрудник издательства Валаамского монастыря Древнейшая палестинская гимнография и проблема творчества Косьмы Майумского 12.Мамиев Михаил Эрнестович, научный сотрудник Института истории и археологии Северной Осетии,  Владикавказ Памятники церковной архитектуры Северной Осетии (особенности “народного” христианства) 13.Симиненко Виктор Иванович, архитектор-реставратор высшей квалификации, кандидат архитектуры, Винницкий Максим Валерьевич, аспирант Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Екатеринбург Фаянсовые иконостасы православных храмов конца XIX - начала XX веков 27 января, 10.00-14.00 14.Заболотная Наталья Викторовна, старший научный сотрудник РАМ им.Гнесиных, кандидат искусствоведения Древнерусские певческие рукописи эпохи Студийского устава как источник сведений о богослужебном пении 15.Печенкин Глеб Борисович, преподаватель Академии хорового искусства им.Свешникова Обучение знаменному распеву 16.Пожидаева Галина Андреевна, доцент Высшего театрального училища им.Щукина, кандидат искусствоведения О традициях монастырского пения XVI-XVII веков 17.Гурьева (Городецкая) Наталья Валерьевна, научный сотрудник Центра русской церковной музыки им.прот.Димитрия Разумовского Московской консерватории Восемь гласовых многоголосных циклов Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына в рукописи ГИМ (XVIIbeka) 18.Денисов Николай Григорьевич, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева, старший научный сотрудник центра церковной музыки Московской государственной консерватории, кандидат искусствоведения Тема будет объявлена дополнительно 19.Коновалов Игорь Васильевич, председатель Общества церковных звонарей, старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя

http://pravoslavie.ru/archiv/2.htm

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. С 10 мая 1992 года и по сей день повседневной жизнью монастыря управляет архимандрит Алексий (Поликарпов). Так Москва вновь обрела свой семипрестольный собор. Сегодня Данилов не просто один из московских монастырей. Как и задумывали его восстановители пять веков тому назад, обитель стала центром Православия. При ней возведена резиденция Патриарха и Священного Синода с домовой церковью Всех Святых. В бывшем братском корпусе монастыря расположен Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. Храмы [ править править код ] Архитектурный ансамбль Даниловой обители почти беспрерывно менялся на протяжении семи веков: обветшавшие постройки сносились или реставрировались, появлялись пристройки и приделы, возводились новые здания, устраивались часовни. Здесь был сооружен первый памятник в честь 1000-летия Крещения Руси. Сегодняшний Данилов монастырь — это духовно-административный центр Русской Православной Церкви. В его архитектуре, как на каменных скрижалях, прочитывается вся история русского Православия. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — самая древняя монастырская каменная постройка. Этот храм в его первоначальном виде возводился в 1555—1560 годах (освящен 18 мая 1561 года митрополитом Московским Макарием в присутствии царя Иоанна Грозного). Рядом спустя столетие была построена Покровская церковь с приделом во имя пророка Даниила. В 1730 году, когда храм Святых Отцов обветшал, его разобрали, а стены нового, сохранившегося доныне, воздвигли на сводах Покровской церкви, которая стала цокольным, нижним этажом единого храмового комплекса. В 1806 году в верхнем храме были устроены два придела — во имя благоверного князя Даниила Московского (северный) и святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба (южный).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Москва. Данилов мужской монастырь. Данилов монастырь, Даниловский монастырь Карта и ближайшие объекты Данилов монастырь, 3 класса, в Москве, у Серпуховской заставы. Основан в конце XIII века Даниилом (см. 4 марта). После 1330 года, когда братия монастыря была переведена в Кремль к Спасу на Бору, он пришел в запустение; возобновлен был царем Иоанном Грозным в 1560 году. Соборный храм во имя святых отец Седми Вселенских соборов построен в 1554 — 1560 годах. Здесь находится древняя Владимирская икона Божией Матери; на ней сохранились подлинные портреты Иоанна Грозного, царевича Иоанна и митрополита Макария. В арке придела святого князя Даниила почивают мощи его в серебряной раке. При монастыре школа и приют — больница для монашествующих города Москвы. На монастырском кладбище среди выдающихся исторических деятелей покоится прах Н.В. Гоголя, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова. В 1872 году, 1 сентября монастырь праздновал 600-летие своего основания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Святыни Свято-Данилова монастыря: Свято-Данилов – один из первых монастырей в Москве, о которых в настоящее время известно историкам. Обитель основана в конце XIII века на самых опасных южных подступах к Москве. В дальнейшем обнесенный крепостными стенами, монастырь-сторожа – сильный форпост, способный принять на себя первый удар наступающих на стольный град вражеских войск. Младший сын святого благоверного князя Александра Ярославича Невского Даниил (1261-1303) получил Москву в удел и стал родоначальником княжеской династии собирателей русских земель. Около 1282 года в пяти верстах от Кремля на правом берегу Москвы-реки основана обитель с храмом в честь преподобного Даниила Столпника – тезоименитого покровителя князя. В 1300 году первая в Московском княжестве архимандрития учреждена именно в Даниловом монастыре. 17 (4 ст.ст.) марта 1303 года в возрасте 42 лет святой благоверный князь Даниил отошел ко Господу. В летописи говорится, что Иван Калита «приведе» архимандритию в кремлевский храм Спаса на Бору, где был устроен новый монастырь – Спасский, который при Иване III переместят на Крутицкий холм и назовут Новоспасским. Два с половиной века на месте Данилова монастыря находился лишь небольшой приходской храм, и погост. Обитель возродилась чудесами и исцелением недужных, происходившими на могиле святого князя Даниила. Сохраненное в Степенной книге предание «Иже о блаженном великом князе Даниле сказания», повествует, как князь Даниил Александрович явился отроку из свиты его потомка великого князя Ивана III Васильевича. Святой упрекнул великого князя за то, что он не хранит память о своем предке. Укоренный этим Иван III устроил «соборные панихиды» и стал раздавать милостыню, дабы молились о душах его предков.

http://sobory.ru/article/?object=03047

«26.08.88. Посетил Данилов монастырь. 28 .08.88 (воскресенье). Был на службе в Даниловом монастыре – Успение Божией Матери, большое скопление народа. Хотел приложиться к плащанице. Не удалось. Исповедовалось много народа. Заказал за здравие и упокой. Поставил 4 свечи. Одну – з целителю Пантелеимону. Настроение не очень хорошее. Пришел в больницу – наступило просветление. Душа отдыхает. Прилив любви к И. Х. и Владыке… 2 .09.88 (пят). Данилов монастырь: заказал о Владыке за здравие с акафистом. 3 .09.88. Данилов монастырь: причащался в 6 ч. утра. 4 .09.88. Данилов монастырь: на службе». Какая удача, что институт оказался рядом с Даниловым монастырем, открывшемся будто специально для Толи! Пока было тепло, он ходил туда чуть ли не каждый день. Для этого выходил из института в полшестого утра, говоря вахтеру, что идет на переговорный пункт. Звонит както в первые дни: «Я купил себе брюки. Правда, они дорогие». – «Сколько?» – «Пятьдесят рублей». – «Толя, ну какие же они дорогие?! Это совсем недорогие, нормальные брюки». – «Ты знаешь, они такие красивые: серые, из мягкой ткани. Я шел по улице, и все на меня смотрели». И это в Москвето, где никого ничем не удивишь! Если охарактеризовать это качество Толи одним словом, это – скромность. Он всегда стеснялся выделяться. Чуть позже я привезла ему старую кожаную куртку, в которой он еще студентом ходил по Воробьевым горам. Вот так мы и ходили по Москве: в СвятоДанилов монастырь, Новодевичий, Донской… Невозможно себе представить, что еще несколько месяцев назад мы ничего не знали о Церкви. «5.09.88. Из разговора по телефону узнал, что Владыка всю ночь не спал изза меня – молился. 10 .09.88. Были в Новодевичьем монастыре – причащались. Купили два образа-медальона И. Х. Был с Э. 11 .09.88. День Усекновения главы Иоанна Крестителя. В Донском монастыре впервые помянули Владыку Гурия. 2 .10.88. В Новодевичьем монастыре причащались. 9 .10.88. Данилов монастырь – причастие. Исповедовался у старца. Поставил свечи за здравие и упокой. Купил 2 просфоры. Утром было сильное искушение не идти в монастырь. Несколько раз во время службы присаживался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

- Он был вместе с владыкой Феодором Поздеевским, в него стреляли. А келейником у отца Симеона был отец Михаил, последний послушник. -А до этого был отец Ананий, высокий такой, солидный. Он тоже в ссылке погиб.  Отца Даниила я помню так. На Пасху мы поехали дорогой через храм Христа Спасителя. Нам захотелось посмотреть храм Христа Спасителя. Пасха была теплая, солнечная. И что мы увидели?  Данилов монастырь, пасхальную вечерню. Вошли с боковых ворот и смотрим:  мальчик в подряснике, лет 12, с другим мальчиком катает яички. Это был Ваня, Иван Сергеевич Сарычев. Вот я его с такого возраста помню. А теперь это отец Даниил. А потом, когда он стал уже в числе братии,  чем он нас утешал? Почему нас – потому что если ехать в Данилов-то нас собиралось подружек пять-шесть,  и мы едем на пасхальную вечерню.  Чем отличался Иван Сергеевич (отец Даниил)? Он очень любил читать благодарственные молитвы после причастия с левой стороны собора.  Он так читал - громко, отчетливо! Мы все уже знали: если Иван Сергеевич выйдет читать - это будет одно утешение. Ну, вот,   а потом все менялось, собор закрыли, перевели в храм Бориса и Глеба. -Там же прихожанами были  удивительные люди, которые до сих пор живы. -А, Прасковья Емельяновна? Мы ее звали Паня. Она жила на Малой Тульской. У нее мама была необыкновенная. Она похоронена на Даниловском кладбище. И Прасковья Емельяновна вместе со своей сестрой Тоней.... -Сколько ей было лет? -Она старше меня. Мне 92 года, а ей – 94. -Тоже говорят: и память хорошая, как у вас. -Хорошая! Я тут с ней по телефону поговорила немножко. У нее очень хорошая история жизни, ее мама была монахиня. Сестра  ее тоже  такая хорошая. У нее обстановка была, которая поддерживала духовный  строй ее жизни, и она такой и осталась. -Все это говорит о том, что были замечательные обители. -Данилов монастырь отличался чем? Старчеством. В Данилов монастырь не просто приходили, кто поблизости живет, в Данилов со всей Москвы ездили. Если уж там какая служба в воскресенье вечером – соборный акафист благоверному князю Даниилу – весь собор полный! Спроси, кто откуда – скажут: из Центра, с Преображенки – со всей Москвы ехали ко князю Даниилу. А когда закрыли собор – стало все тускнеть. Аресты пошли. Мы теряли отцов, слезы, переживания были.

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-ze...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010