(Ратшин, стр. 15). Соловецкий монах Сергий, потом ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логгина Яренских в 1638 году, вскоре после того написал витиеватое сказание об этих чудотворцах, не лишенное литературного искусства и оригинальных приемов. Он говорит, что нашел о чудесах святых «на хартиях написано невеждами простою беседою, не презрех же сего неукрашено оставити». Еще в конце XVI в. Соловецкий монах Варлаам, живший в Яренге в качестве монастырского прикащика и приходского священника, написал тетради о явлениях и чудесах Иоанна и Логгина ( В.О. Ключевский , стр. 326). В «Иконописном Подлиннике»: «Иоанн подобием брадою, волосами и лицем, что Иоанн Предтеча, а риза, что на Алексие человеке Божии. Яренга река на Соловечьи губе. Логгин подобием рус, брада аки Козьмина, риза празеленная, как на Алексее человеке Божии» (Филимонов, стр. 36, 60). 314. Святый и праведный Стефан трудник иже бысть на Осинках у Окияна моря, преставися в лето седмь тысящь По Ратшину (стр. 4), трудник Соловецкий. Вероятно из числа учеников преп. Зосимы, погребенный в часовне подле соборной церкви Соловецкого монастыря. Не канонизирован. 315. Преподобныя отцы Василид и Филикс Корельскаго монастыря, святаго Николы чудотворца, у окиана моря, быша в лето 7000 В описании Николевского Корельского монастыря (Ист. Рос. Иерархии, VI, 629) о них не упомянуто; в книге Ратшина (стр. 10) сказано, что в этой обители «жили в древности, в числе братии, Василид и Филикс, оставившие по себе память благочестивых иноков; тела их погребены здесь». Хотя, тут же отдельно, упомянуто об Антонии и Филиксе Филипповых, но можно полагать, что они те же самые сыновья Марфы Посадницы от первого ее мужа, упомянутые выше (См. преп. Евфимий). 316. Преподобныя отцы Исаиа и Никанор иже на ручьях моря окияна новыя чудотворцы О житии их ничего не найдено. В «Иконописном Подлиннике» Филимонова значатся под 30 мая. Не канонизированы. 317. Преподобныя отцы Иона и Васиян Преображенскаго монастыря иже на Пертомине у моря окиана чудотворцы на Унской губе, преставишася в лето 7000 месяца ноября 6 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

последней видно, что она составлена после литовского погрома на основании какой-то «истории», вероятно, летописной повести о городе Угличе ( В.О. Ключевский , стр. 317). В «Иконописном Подлиннике»: «преп. Паисий подобием сед, плешив, брада аки Саввы Звенигородскаго, круглая, продолговатая, ризы монашеския и схима на плечах» (Филимонов, стр. 57, 58). 365. Святый благоверный князь Роман Владимирович преставися в лето 6790 Сын князя Владимира, получившего Угличский удел от родителя – великого князя Константина Всеволодовича, в то же время, когда братья его, св. Василько и Всеволод, получили Ростов и Ярославль. Блаж. Роман вступил в управление княжеством в 1261 г. и был попечительным отцем народа. Осиротелый, вдовый и бездетный, блаж. Роман посвятил последние дни свои подвигам молитвы, поста и благотворительности. Он мирно почил 3 февраля 1285 года и погребен в соборном храме г. Углича (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 130. В 1486 году, при копании рвов для основания новой соборной церкви, обретены нетленные мощи св. князя Романа. По распоряжению патриарха Иова, они были вновь свидетельствованы в 1595 году Казанским митрополитом Гермогеном. В 1609 г. ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя Романа; останки их хранятся в соборе под спудом. Житие его, написанное в 1605 году, Семеном Олферьевым и иноком Сергием, погибло в время разорения Углича в 1609 году (Ключевский, стр. 316–317). 366. Преподобный князь Кассиан Римлянин иже бысть на Учме реце, преставися в лето 7076 месяца октября в 4 день Потомок князей Мангупских, прибыл в Москву в 1478 году с невестою Uoahha III , царевною Софиею, но не захотел остаться при дворе великокняжеском и, любя уединение, скорбя о горькой участи своей родины, страдавшей под игом иурок, избрал себе скромное место боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе из рода князей Оболенских. Когда святитель Иоасаф отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место своего пострижения, сюда вместе с ним перешел и кн. Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе и был пострижен, но чрез несколько времени удалился, с несколькими братиями

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

315 См. Стоглав, изд. Правосл. Собесед. 1862 г Казань, стр. 176 и 177. „По всем святым церквам в митрополии и в архиепископьях и в епископьях избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздных и житием непорочных, и денег у них от церкви и себе мзды не емлют ничего и приводят их и приходят с ними ко святителю“. Об избрании дворецкими, намесгниками и дьяками (в Пскове) попов к ружным церквам см стр. 178. 317 Об обязанности собирать церковные доходы „лучшим людям“ прихода („которые к той церкви прихожи“) и о снабжении церквей святыми иконами и книгами на эти доходы, см. Стоглав. изд. Правосл. Собесед. 1862 г., Казань, стр. 329: „о пустых церквах, что стоят без пения“. 318 См. И. С. Л., IV, стр. 195. Посадники Роман и Арист поставили новый крест (прежний сломан бурей) на церкви св. Троицы, 202 и др. О существовании церковных старост в Сибири в XVII веке см. цар. грам. Енисейскому воеводе Уварову; Доп. к Ак. Ист. III, 8. 319 Церковная казна, по старинной терминологии, носила характерные названия; так например: Спаса Нерукотворенного образа казна: „Хлеба Спасовы“, и т. п.; подобно тому и церковные земли назывались „местом церковным Ивана Предтечи“, „местом церковным великого чудотворца Николы“, „пророка Ильи“ и т. п. (Белевская вивлиофика, изд. Елагина, т. I. стр. 209, 452, 503, Писцов. и перепис. кн. XVII века по Ннж. Новгороду, изд. Арх. Ком., 1896 столб. 87). 320 Типичным примером самодеятельности мирян в древней Руси в делах общецерковных может служить, например, следующий факт, в XVII веке жители гор. Вологды, видя чудеса от гроба Галактионова, умершего в 1612 году (сына казнённого кн. Ивана Бельского) сошлись в большое собрание и обратились к архиепископу с просьбой о построении храма; архиерей, расспросив благоговейных людей, истинных и правоверных, о житии отшельника, и „совещав с народы“, велел им построить храм на могиле Галактиона и братию собрать, а одному из этой новой братии – составить житие подвижника. Иногда окрестное население побуждало монахов к составлению правильного жития основателя местного монастыря; см. Ключевского, Древнерус. жития святых, стр. 324, 390 и 396.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и известное показание, яко избрание то несть истое святаго Дорофеа онаго, но инаго некоего, не весма добре написанное и многое в себе сумнения имущое. В рук. типографской, 472 л. 25 читаем: Житие св. Людмилы (сентября 16) перевод п. Стефана Любинскаго (Яворскаго?) с незначительными исправлениями стиля, а далее против жития св. Андрея юродивого Ас. S. Smaji 6 при концу... сокращенно частию от простерших словес. На л. 444 – Ех sauctorum actis собрание неких святых древних не воспомяновенных в месяцеслове словенском ихже житиами возможно будет наполняти дни оскуднии от житиа настоящих святых людей (Fabianus papa martyr, Gylda). 1321 Рукоп. Рост. Яковл. мон. 355 л. 317 об. Грамота и пр. напечатаны в Яр. Губ. Вед. 1852 32 и 33. 1323 Рук. син. 147 л. 382. Вероятно, тогда же было подтверждение Димитрием грамоты архимандриту Макарию, данной 15 мая 1691 года патриархом Адрианом. Антоний Угличский Покровский монастырь Я. 1870 стр. 49. 1324 Синод. рук. 858 с многочисленными поправками руки св. Димитрия. В письме к Феологу святитель говорит: Пишу Богородицу Толгскую (Яр. Еп. Вед. 1873, 33 стр. 258 письмо 6). 1325 Рук. Имп. Арх. Общ. 68 л. 59. Надо думать, что м. Иов прислал житие, ибо у святителя Димитрия впоследствии были две редакции жития: именно, мы находим отметку святителя у текста жития Авраамия Ростовского под 29 октября «иной образец несогласен первому (Нач. Еже удивитися – вторая редакция жития по м. Макарию и Ключевскому) списано с тетрадей дьячка Богоявленского монастыря», и далее заметку против рассказа: «Аврамий придя в Новград и виде украшение церковное» – «Были ли тогда церкви в Новеграде? (Рук. типограф. 472). О житии Авраамия святитель писал и в 1705 г. к Феологу, прося его достать (Яр. Еп. Вед. 1873, 33 письмо 10). По житию, пр. Авраамий, будучи язычником, пришел на Валаам к игумену Феогносту и был им крещен (Макария История русск. церкви I, стр. 269 Валаамский монастырь. Спб. 1864, стр. II). В той же типографской рукописи, против жития Григория Синаита (нач. Лже убо) две заметки: «сего святаго в месяцесловах нигде не положено, положити убо его августа в 8 день, понеже в реестру проложном так положено; его творение достоино есть Троице святой поемое на неделю полунощнице по Троичном каноне» и далее: «се не так история, як панегирик, словес преумножение, а самых дел меньше, и за распространением словес, едва уразумети историю. (Рук. типограф. 472 л. 396). Что касается до м. Иова, то отношения его к Димитрию, как видно будет и из последующего, были очень дружелюбные. Среди книг Иова мы находим много сочинений св. Димитрия: Образ размышления страстей Христовых, Апологию, Розыск о Делах раскольничьих, Размышление вседневное, потребное всякому христианину. (Описание документов и дел хран. в архиве Святейшего Правительствующего Синода 1868, т. I, стр. 85 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– В первое время они были положены под спудом в соборной церкви Черниговских чудотворцев, находившейся в Кремле, близ Тайницких ворот. Когда же упразднен был этот храм для закладки Кремлевского дворца, тогда они, повелением импер. Екатерины II-oй, торжественно перенесены в 1770 году августа 25 в Сретенский собор на Сенях, откуда в 1774 году перемещены в Архангельский собор, где и доныне покоятся (Снегирев, Памятн. Моск. Древн. XXXIII и 67). 272 Служеб. Соф. Б-ка, по описанию Куприянова LXXVI – в Извест. II отд. И. Акад. Наук. VI, 217. 275 Службу Черниговским чудотворцам мы находим в Трефологах Тр. С. Л. 15 617, 642, 643 и в рукописи N 466 1505 года, где она озаглавливается: «святым для канона – творение таха иеромонаха св. Горы Пахомия». 276 Житие Черниговским чудотворцев помещено в Макарьевских Четьи-Минеях под 20 Сентября (Изд. Арх. ком. стр. 1298–1305) без надписания. 277 Форма этого жития проложная. Такого рода жития, как увидим ниже, имели богослужебное употребление, читаясь на утрени после 6-й песни канона. Поэтому установление праздника святому всегда делало необходимым и явление жития в последней форме. 288 Служба св. Исаии встречается уже в богослужебных книгах XV в. напр. см. Треф. Тр. С. Л. XV в. 617 (Опис. рук. Тр. С. Л. 914). 290 Так в церковном Уставе XIV в. 383 Синод. Библиотеки под 28 Мая значится «Игнатия, еп. Ростовского» (Опис. рук. Синод. Б-ки, III, I, 279; сн. стр. 317, 429). В святцах Следованной Псалтири Императ. Публ Библ. in F. 28, XV в., вместе с Петром, митрополитом Московским , упоминается и св. Игнатий. 291 Время составления жития св. Игнатия В.О. Ключевский относит ко времени не позже половины XIV в. (42); а службу ему мы находим в Трефологе Тр. С. Л. нач. XVI в. 618 под 28 мая (см. Арсений, Опис. рукоп. Тр. С. Л. стр. 914). 296 Рукоп. сборник Тр. С. Л. 765 XV-XVI вв. л. 197. – Служба преп. Димитрию Вологодскому с надписанием: творения Кир Макария игумена тоя же обители. 298 Преосв. Макарий т. I, прим. 331 относит смерть преп. Авраамия к 1045 году; а В.О.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

312 Однако и он (в притче о человеческой душе и о теле) настойчиво требует «прилежно почитати святыя книги: се и душу цломудрену сотворяет, и к смирению прилагает, ум и сердце на добродетели взостряет». Ср. Сухомлинов. О сочинениях Кирилла Туровского в Исследованиях по древней русской литературе. Спб. 1908, 273 и сл. 314 В Изборнике Святослава (1073 г.) находятся следующие достопримечательные слова о пользе книги для праведной жизни: «как для коня правитель и воздержание – узда, так для праведника – книга; как не ставится корабль без гвоздей, так праведник без почитания книжнаго; как пленник думает о родителях своих, так и праведник о почитан.книжном; красота воину – оружие, а кораблю– ветрило; так и праведнику – почитанье книжное». 315 См. статью Христианское образование русск. князей в Х – XII вв. Воронежских Епарх. Ведомостях 1894 г., 2 и сл. 317 «Слово о погибели русския земли», вновь найденный памятник литературы XIII в. Спб. 1892, 18–19. 318 Всех канонизованных иноков на Руси насчитывается до 270; если сюда присоединить 54 канонизованных русских иерархов, то окажется, что почти все русские святые прошли путем иночества»говорит Терновский. I, 169. 319 Голубинский. О значении преп. Сергия в истории нашего монашества, «Богосл. Вест.», ноябрь 1892. Ключевский. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства, там же. 322 По житиям Прокопия Устюжского, Дионисия Глушицкого, Александра Куштского. Сергия Нуромского, Павла Обнорского и Арсения Комельского 330 Там же, и его же: «Как служили миру подвижники древней Руси? Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1903, 17. К Варлааму Хутынскому «отовсюду собирались князи и бояри и убозии, он же никогда не ленив о учити люди». 331 В записке Иннокентия о последних днях учителя его, Пафнутия Боровского (в приложении к Ключевскому, Древнерусск. жития, 445–446), читаем: «не токмо же от князь и от княгинь, но и от прочаго народа, от бояр же и от простых (со златом со всех стран приходящих) мы же о сих ничто же рещи смеяхом старцу», возвращавшему присланное князем со словами: «ничто же требую от мира сего, ниже чести желаю, ниже страха от мира сего боюся». «Мирским и странным не по человекоугодию, но по Божию закону вся глаголаше, паче же делы творяще; не устыдеся никогда же лица княжеска, или болярска, ни приносом богатых умягчися когда»... «Многим и сердечныя тайны беседою отверзаше». Там же, стр. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

В «Книге Степенной» говорится: «Мнозе летом прешедшим и монастырь Даниловский оскуде, нерадением древних Архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаватися, токмо едина церкви оста, во имя Св. Даниила Столп- ника, и прозвася место оно сельцо Даниловское, монастыря же ни в слуху не бяше, аки и не бысть“. По чудесному явлению св. Даниила юноше и разных чудес, происшедших от него, монастырь был возобновлен царем Иоанном Васильевичем. В соборном храме в память Семи Вселенских соборов почивают мощи св. князя Даниила, скончавшегося в 1303 г. 4 марта и погребенного в Архангельском соборе; по обретении мощей в 1652 г. 30 августа мощи перенесены в созданный им монастырь; в эти дни чтится память святого. “Ист. Росс. Иер.», IV, 5; Ратшин, 231; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 94; “Опис. монаст.», 1817 г., 36; Проценко, “М-ри в России», 21; Ключевский, “Жит. свят.», 279 (Чернец Иоасаф 1566 г. бывший игумен м-ря), 317 (о житии Даниила); “Словарь ист. о свят.», 84; “Книга Степенная», I, 379, 446; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 54; “Извл. из отч. Об.-Пр. Св. Син.», 1839 г., 104 (Шестовы и Куманины постр. кам. цер. св. Троицы); 1857 г., 13 (разреш. устроить вновь иконостасы для храма седьми Всел. Соборов); 1877 г., 25 (устр. госпит. на 20 ранен.); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 142 двор. крест.); 1853 г., 11 (св. благов. кн. Москов. Даниил Алекс.); “Пут. по св. мест. Русск.», I, 156; “Воспом. о посещ. свят. Москов. Госуд. Наследн.», 1838 г., 8; Толстой, “Книга глагол. опис. о Российс. Свят.», 57, 162; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 198, 19; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 333); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс), 106 (Дело 1683 г. по жалобе игум. Тимофея на Симонов. архимандрита о взятии облачения; в 1679 г. здесь был архим. Гавриил, переведен. в Симонов м-рь); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 192 (Приговорн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

210 Olearius, 221, 275 и 319. – Mayerberg, II, 119–121. – Carlisle, 62 и 257.–Tanner, 41. – Struys, 143. – Neuville, 9, 216 и 217 – Когв, 184–186. 211 Герберштеин рассказывает, что в 1525 г. вследствие засухи хлеб так вздорожал, что меру, стоившую 3 деньги, продавали по 20 и по 30 денег (стр. 45). 212 H. de Lannoy, 21. – Барбаро, 62.– Контарини, 102, 117. – Кампензе, 27–31. – Иовий 23, Herbersmein 45 – Olearius, 18, 121. 213 По словам Коллинса, эта язва истребила в 1655 г. около 800.000 человек. Петрей замечает, что моровая язва чаще появлялась на границах Московского государства, нежели во внутренних областях. – Коллинс, 177 – Petreyus, 317. 214 Герберштейн называет эту болезнь Calor, Гваньини переводит словами «ognyowa febris». Ср. Petrejus, 317. 235 В первой половине XVI в. в Двинской области находили места с хорошими угодьями, «в которых дворов и пашней не бывало никогда, от волости они за 20 верст со всех сторон и никаких волостей угодья к тем местам не пришли». Соловьев «История России», т. V, стр. 430. 248 До начала XVII в. основаны были в Сибири Тобольск в 1587 году, Пелым, Березов в 1592, Тара в 1594, Нарым и Кетский острог в 1596. К концу XVI в. в Сибири считалось ужо 94 города, – Карамзин, X, примеч. 44. 250 Avril, 162: Les Moscovites ont attiré plusieurs de ces peuples errans qui après s " être fixé à leur imitation, ont pris goût insensiblement au comm. 255 Христ. Бёрроу, плывшему по Волге в 1579 году, на половине пути между Казанью и Астраханью указывали на высоком холму место, где стояла прежде каменная крепость Oueak (Овечий брод) и вокруг нее город, который русские называли Содомом; по рассказам русских, этот город и часть крепости были поглощены землей за преступления жителей. Hakluyt, I, 42. – Олеарий перечисляет следующие города, когда-то стоявшие на Волге: Unerofskora, исчезнувший татарский город в 65-ти верстах к югу от Тетюши; далее два города, разрушенные Тамерланом, из которых один назывался Simberska-gora; за ними на горе Arbeuchem видны следы города того же имени; за ним на правой стороне реки видны плодородные равнины, покрытые высокою травой, но совершенно необитаемые; видны лишь следы городов и сел, разрушенных Тамерланом. В 7-ми верстах к югу от Царицына видны розвалины построенного Тамерланом (sic) Царева-города (Сарая) с остатками кирпичных стен; кирпичи эти возили в Астрахань на постройку церквей, монастырей и стен. Olearius, 292–307.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

658 П.С.З. XIII, 10168, 31 декабря 1753 Синодский по определению Синода от 20 декабря за М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 407 д. 16891. 659 М.А.М.Ю. Генеральная Ведомость Счетной Экспедиции л. 119–126 Там сказано, что по повелению Имп. Екатерины II и по жалобам архиереев и монастырских властей Коллегией Экономии «приводится к усмирению вотчинных крестьян домов архиерейских – 5 и монастырей – 23». 660 Архив Св. Синода протокол 24 мая 1753 года – о вотчинах Вятского архиерейского дома. Протокол 19 сентября 1754 года и 18 сентября 1756 года – по очень громкому делу Новоспасского монастыря. Протокол 18 сентября 1756 года – о вотчинах Данилова и Никитского в Переяславле Залесском монастырях. В одном из протоколов Св. Синода за 1756 год упоминается также учрежденная в Ярославле следственная комиссия по делу о властях, управителях и слугах Спасо-Ярославского монастыря. Такая же комиссия была и в Чернигове – протокол 9 октября 1758 г. 666 Ср. В.О. Ключевского, Русский рубль XVI–XVIII в. в его отношении к настоящему. Чтения в Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1884, I и отдельно. Москва 1884 г. По мнению Ключевского: Рубль 1500 г. стоил не меньше 100 нынешних. 1501–1550 стоил не меньше нынешних 1551–1600 1601–1612 1613–1636 1651–1700 1701–1725 1730–1740 1741–1750 Рецензент этого сочинения П. С–кий (в Журнале Мин. Нар. Просв. 1885 г. часть 239, май, стр. 305–317) дает уничтожающую критику, заявляя, что научным образом установить ценность рубля невозможно. 667 С архиерейских домов и монастырей по ведомости 1728 г. (О.А.С.С. VIII, положено было платить 53326 руб. 22 1/2 коп.; по ведомости 24 апреля 1732 г. (М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 249 д. л. 68–70) в К. Э. платилось 53745 руб. 87 1/2 коп., 3276 чтв. 7 1/2 чк. и десятинной пашни пахалось 3947 1/4 . По ведомостям К. Э. в приложении VIII к XII т. О.А.С.С. к делу 325/86, 6 ноября 1732 г. – всего надлежало собрать 50980 руб. 80 3/4 коп. По окладной книге 1746 г. (М.А.М.Ю. в 1746 г. всего взять надлежало с архиерейских домов и монастырей 46090 руб. 65 1/2 коп. Как видно из последней страницы этой книги, из приписки 29 октября 1756 г., в этом году за оклад была принята книга 1746 г.; по ней в 1756 г. взято 19868 руб. 78 3/4 коп.; отдано на строение 1048 руб. 91 коп.; из оклада выключено 934 руб. 40 коп.; в доимке осталось 24238 руб. 73 коп., с причта Архангельского собора – 300 руб. Итого 42199 руб. 98 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

1853 года. В Литографии Свято-Троицкия Сергиевы Лавры»; 3) находящееся в сентябре месяце Великих Миней-Четиих митрополита Макария, напечатанном Археографическою Комиссиею, в 3-м выпуске месяца, вышедшем в 1883 году, со1. 1463, и 4) сделанное в 1885 году архимандритом Леонидом при посредстве Общества Древней Письменности под заглавием «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием премудрым в XV веке». В 1698 году предполагалось было повторить издание Симона Азарьина с добавлением новых чудес (см. приписку к «Книге о чудесах преподобного Сергия», составляющей творение Симона Азарьина, печатн. изд.г. Платонова, с. 130), но, по всей вероятности, намерение не было приведено в исполнение, по крайней мере в библиографии вовсе неизвестно повторение издания, принадлежащего Симону Азарьину. В случае нужды цитировать Епифаниево житие преподобного Сергия мы будем цитировать его по второму печатному, т. е. Лаврскому литографическому изданию. Пахомиевы сокращения Епифания в рукописях Лаврской библиотеки (на которые одни мы сделаем указания) находятся: Первое минейное сокращение, сделанное между 1438–1443 годами (Ключевск. «Древнерусск. жития, с. 118),– в рукописях 746, л. 209, и 771, л. 196. После приступа, который начинается: «Приидете честное и святое постник сословие, приидете отцы и братия...», самое сокращение начинается: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное поддружие ему Мариа». Второе минейное сокращение, сделанное между 1449–1459 годами (Ключевск. Ibid., с. 116),– в рукописях 136, л. 557; 641, л. 156; 669, л. 279; 761–763, 777, 778 и 787; 136–778 начинаются тем же приступом, что и предшествующее сокращение, за которым самое сокращение начинается: «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Кирил именем, благоверен сый и бояйся Бога». Первое проложное сокращение, более обширное, назначенное для чтения по 2-й кафизме,– в рукописях 264, л. 112, и 466, л. 278. После приступа, который начинается теми же словами, что( в минейных сокращениях, самое сокращение начинается [в ркп.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010