Для чего св. Церковь установила чтить дни памяти святых 24 декабря (6 января) (Поучение на предпразднество Рождества Христова. Пролог декабрь 24) Св. Православная Церковь чтит ежедневно святых, от века благоугодивших Богу, совершает особые иногда службы в честь их и вообще постоянно напоминает нам о них. Для чего так? Во-первых, для того, чтобы, воспоминая святых, мы учились подражать добродетелям их и хранить свою душу и тело чистыми и непорочными. В слове на Предпразднество Рождества Христова говорится: «Для чего мы совершаем память святых праотцев?» и отвечается: «Да и мы, братие, тех добрым делом поревнуем и подвигнемся творити я; да будем друзи Богу и сынове царствия Его. Таковы были и праотцы. Они были подобные нам человеки, но плотское угодие возненавидели, покорили плоть духу и обуздали ее. Возлюбили бодрствование, пост и непрестанную молитву. И тем достоит всем ревновати, а не татем, ни пьяницам, ни злодеем, им же уготована мука с дьяволом». Во-вторых, для того св. Церковь постоянно напоминает нам о святых, чтобы мы в нуждах прибегали к ним и воздавали им почитание. Св. Василий Великий говорит: «К святым прибегает утесненный, к ним притекает веселящийся; один – чтобы найти избавление от трудных обстоятельств, другой – чтобы охранялось его благополучие. Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему здравия. Прошения ваши да будут приличны святым... Святый лик, священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей. Вас не земля сокрыла, но прияло небо; вам отверзлись врата рая» (Бесед. 19 на св. четыредесять – муч. тв. св. отц. т. VIII). Такое почитание воздавал святым вселенский учитель, и такую силу он приписывал молитвам их. В-третьих, наконец, св. Церковь часто совершает память святых для того, чтобы постоянно охранять наше духовное общение с ними. Чем чаще мы воспоминаем святых, тем ближе становимся к ним; чем чаще обращаемся к ним, тем более убеждаемся, что они суть самые дорогие наставники наши, друзья и благодетели, и тем более сближаемся с ними и воспламеняем нашу любовь к ним. Мне же, говорит Давид, зело честни быша друзи Твои, Боже ( Псал. 138, 17 )! Итак, братие, не напрасно нам св. Церковь постоянно напоминает о святых Божьих, а с целью научить нас вере их, чтобы мы в трудных случаях нашей жизни всегда прибегали к ним, как к надежнейшим помощникам, чтобы мы всегда были благодарными и признательными им за их благодеяния и никогда не прерывали бы духовного общения с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Против гордости 11 (24) января (Слово св. отца Евагрия о гордости. Прол. янв. 11) Преподобный Евагрий, в слове о величании, для того, чтобы отвлечь нас от пагубного порока гордости, говорит, между прочим, следующее: «Душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый, отступивши от Бога, еще скорее камня падет... Плод гнилой не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу... Душа гордого удалена бывает от Бога и доставляет радость одним бесам... Гордость с неба низринула денницу, и он, как молния, пал на землю». Для нашего назидания отнесемся внимательно, братие, к словам Преподобного и посмотрим, есть ли правда в них. Прежде всего, Евагрий, как вы слышали, говорит: душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Эти слова Преподобного, как истину, доказывает собою всего убедительнее Вавилонский царь Навуходоносор. Ослепленный гордостью, он в своих помыслах считал себя счастливейшим из смертных, всю власть и силу во всем себе приписывал и хулил Бога еврейского. Чем же кончилось? Тем, что, согласно с словами Евагрия, и пал он во глубину зол. Раз, когда, смотря на Вавилон, Навуходоносор величался им, как делом рук своих, его поразил осуждающий глас с небес; и с сей минуты, лишенный ума, удаленный от престола и общества человеческого, подобно волу, семь лет питался он травою. Далее Преподобный говорит: «Как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый еще скорее камня падет». И это сущая правда, братие мои! Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки не такого держатся устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться, и стал относиться к ним с презрением. Дьявол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить заботу, чтобы погубить его, и достиг своего, Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Тут дьявол предложил старцу броситься в колодезь, говоря, что, де, за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался и вытащен был из колодца едва живым. На третий день он скончался (Прол. апреля 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Ведь донское казачество исторически является колыбелью всего казачества как такового. Сибирью приросла Россия, как известно, благодаря донскому удалому казаку-атаману Ермаку Тимофеевичу. Яицкие казаки охраняли границы Российской империи по над рекой Яик, ныне Урал там, где казахские ультранационалисты в лихих 90-х переименовали русский купеческий город Гурьев в Атырау. Оренбургские казаки стояли форпостом чуть поодаль, оберегая русских людей от набегов кочевников и всяческих остатков некогда могучей Орды. Терские казаки вместе с регулярной армией вели изредка прекращающуюся 100-летнюю войну с горцами-разбойниками того времени, представлявшими серьезную угрозу спокойствию других народов Кавказа и проживающих на приграничных территориях соотечественников. Нынешнюю столицу Донского региона, город Ростов-на-Дону сначала в виде крепости во имя святого Димитрия Ростовского основали, естественно, все те же донские казаки. Об этом рассказывал здесь . Где казачество, там и вера наша православная – факт исторически выверенный и однозначный. Более века именно Новочеркасск, не Ростов-на-Дону являлся городом донской административной, купеческой и духовной элиты: войсковых атаманов и войсковой администрации, священства, офицерства и чиновничества, центр просвещения и культуры. Ростов славился лишь своими коммерческими, купеческими, банковскими и прочими «делишками». Изобиловал армянами и евреями, что, собственно, и подтверждает такой его статус. После 1917 года Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоятельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию из тех, кто выжил после кровавого ленинско-троцкистского террора . 24 января 1919 года была подписана так называемая директива о расказачивании и истреблении казаков, как единственной на тот момент силы, способной к самоорганизации. Видеонапоминание для еще не отрезвившихся правдой о советском «добром государстве» и мечтающих об утопическом проекте «СССР 2.0». В ВК . На крови построить не дадим, память убиенных предков не оскверним.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/01/primir...

По упразднению Кирилло-Челмогорской пустыни образовалось что-то вроде бесприходного прихода (с землями содержавшимися на средства прихожан и церковного притча), со священником и причтом. Так продолжалось около 80 лет, т.е. до 1845 года. В Чёлмском монастыре накануне секуляризации в 1764 г. у церкви было два приходских двора с 60 десятинами земли и два деревянных храма: Богоявленский и Успенский. Установление границ между землями церковного причта было проведено в процессе межевания в 1783 г. 11 октября 1803 г. выданантиминс Успенской церкви. 21 мая 1818 г. был заложен Богоявленский храм, а освящен 9 сентября 1823 г. Этот храм двух придельный с приделом в трапезе во имя прп. Кирилла Челмогорского (освящен 24 июля 1837 г.), теплый, в нём 2 печки. Деньги на устроение этого храма дала дочь М. Н. Лыткина Марфа. На ее же средства в главном приделе храма были установлены иконостас и рака с мощами прп. Кирилла (15 января 1839 г.) Придела во имя Николая чудотворца Лыткины, по каким-то неизвестным причинам воздвигнуть не успели. Храм в том виде, в каком он существовал, производил впечатление недоконченности, недостроенности, непропорциональности в своих частях: он был мал, тесен, с неправильным входом и с несоответствующей общим контурам храма колокольней. Священник Федор Гурьев, переписав и распространив житие, утвердил снова имя подвижника, и сделал тем самым первые шаги к восстановлению обители. " Житие и чудеса, преисполнена историческим известием по отысканным некоторым памятникам и дошедшим устным преданиям, священником Федором Гурьевым той же пустыни 1844 г. месяца мая " . В 1845 г. пустынь приписана к Александро-Ошевенскому монастырю. В 1871 г. проведена опись Александро-Ошевенского монастыря и приписных к нему пустыней. В приписанной Кирилло-Челмогорской пустыни в церкви Богоявления Господне рака прп. Кириллу над его мощами, красного дерева с клеймами с 3-х сторон медными посеребренными. Сень над ракой столярной работы с резьбой, позолочена. 1880–1887 гг. Кирилло-Челмогорский монастырь хотя и числится под ведением Ошевенскаго, но имеет ныне самостоятельность, и иеромонахи, и управляющие назначаются Епархиальным начальством.

http://sobory.ru/article/?object=27950

Хорошо ли это? Как видите, очень дурно, и потому вам, невесткам, в предотвращение подобного зла надо всячески стараться утвердить себя в мирном и согласном житии между собой. Как достигнуть этого? Помните о том, что мирное и согласное житие невесток между собой имеет великую цену в очах Божиих и особое благоволение Божие к таким женам привлекает. А чтобы в этом убедиться, выслушайте рассказ о том, что произошло с преподобным Макарием Великим . Однажды во время молитвы этот подвижник Христов услышал голос: «Макарий, ты еще не сравнился в совершенстве и святости жизни с двумя женщинами, которые живут в одном недалеком от тебя городе». Услышав это, преподобный взял старческий жезл свой и пошел в указанный город отыскивать тех жен. Придя туда, он скоро нашел их дом, толкнул в двери, и тотчас одна из женщин вышла к нему и с великой радостью приняла его. Макарий велел ей позвать и ее невестку. Когда обе стали перед ним, он сказал: «Скажите мне, сестры мои о Господе, как вы живете и как служите Богу?» Благочестивые жены отвечали ему со смирением: «Грешницы мы, святой отец, и живем в суетах мирских». Но преподобный не переставал просить их, говоря: «Ради Бога, откройте мне ваши добрые дела». После усиленной просьбы святого старца женщины наконец сказали ему: «Нет у нас добрых дел, одним лишь не прогневляем мы Бога: со вступления нашего в замужество за двух родных между собой братьев вот уже пятнадцать лет мы живем так мирно, что не только не заводили между собой ссоры и вражды, но и одна другой слова неприятного не сказала. И мы дали обет перед Богом, что до самой смерти нашей будем говорить друг другу одно доброе». Надеемся, жены-христианки, теперь вы убедились в том, что мирное житие невесток между собой, подлинно, имеет великую цену в очах Божиих и привлекает к ним особое благоволение Божие. А если убедились, то и сами живите между собой так же, чтобы и вам сделаться угодными Богу, и вам привлечь к себе Его милость и любовь. Чтобы утвердиться в таком житии, чаще беседуйте между собой о том, как угодно Богу миролюбие; всякий раздор и несогласие старайтесь уничтожать в самом начале и приучайте себя к кротости и незлобию, смирению и терпению, неосуждению и отхождению от зла. Когда навыкнете этим добродетелям, тогда, несомненно, и в мире утвердитесь; а когда в мире утвердитесь, тогда и постоянно будут царствовать между вами согласие и любовь. При этих же добродетелях и благословение Божие над вами всегда будёт почивать, и Ангелы Божии – между вами пребывать, и будут ваши семьи прекрасным примером спасения и благоденствия, миром достигнутых. Аминь. К девам. Из житий святой мученицы Агнии девы (21 января cm. ст./З февраля н. cm .) и святой преподобномученицы Евгении (24 декабря cm. ст./б января н. cm .)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Из этих примеров ясно, что девы, свято здесь, на земле пожившие, подлинно получают великую награду на Небесах и поселяются в Небесном Царствии Божием вместе со святыми и Ангелами. А отсюда какое же для вас утешение, девы-христианки? После всего сказанного вы, без сомнения, уверились, что и ваши труды для Господа, и ваши жертвы, и ваши молитвы, и ваше целомудрие даром не пропадут, но воспомянутся Господом, и награду великую вы за них получите. Знайте, что если вы, подобно девам святым, соблюдете себя чистыми и непорочными в мире, то, несомненно, и вы сопричислитесь к тому Небесному сонму, о котором говорит тайновидец апостол Иоанн: И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом... Это... девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу ( Откр. 14:24 ). Тецыте же и вы тако, девы, да достигнете. Аминь. Урок матерям. Из житий святого апостола Тимофея (22 января cm. ст./4 февраля н. cm .) и святого великомученика и целителя Пантелеймона (27 июля cm. cm./9 августа н. cm .) Никого так не любит ребенок, как мать, ни к кому так не привязан, как к матери, и никого не слушает так, как мать, – это истина непреложная. А из нее сама собой открывается и другая истина: если ребенок никого так не любит и не слушает, как мать, то она прежде всего и обязана учить дитя свое добру и в самом раннем возрасте насаждать в душе его семена благочестия. И поскольку посеянное в раннем возрасте всегда глубоко запечатлевается в душе человека и остается в нем на всю жизнь, то благо тому ребенку, которого мать в детстве научит добру, а если посеет семена злые – худо ему, да несладко и матери. Святой апостол Тимофей имел отца-язычника, мать же его и бабка, иудеянки родом, были святы и праведны и добрыми делами украшены. Когда апостол Павел исцелил хромого в Листре (см.: Деян. 8–10 ), мать Тимофея приняла христианскую веру и, приняв сама, сейчас же стала наставлять в ней своего сына. И отрок Тимофей, блаженный, говорится в житии, «не тако брашном, яко глаголом Господним от матере своея питаемый, языческого и иудейского заблуждения весьма уклонися». Но этого мало: ревность в христианском воспитании сына у матери Тимофея простиралась до того, что она отдала его в научение святому апостолу Павлу, который возлюбил отрока, утвердил в вере, призвал на служение апостольское, – и Тимофей сделался впоследствии ревностнейшим распространителем веры Христовой. Так благодетельны стали для него материнские заботы о его воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Новые испытания 17 октября 1927 году вновь последовал вызов в Москву. Владыка Серафим не поддержал церковную политику митрополита Сергия (Страгородского), который в июле того же года подписал Декларацию о лояльности советским властям. Епископ Серафим написал ему прошение об освобождении от служения на Дмитровской кафедре. Прошение было подписано. Владыка уехал в Меленки, куда за ним потянулась вся его дмитровская паства. В Меленках епископа тоже оставили в покое ненадолго. 24 апреля 1932 года его увезли в Ивановскую тюрьму. Там он сразу же попал в тюремную больницу, поскольку обострились все его тяжелые заболевания. Но отдохнуть владыке Серафиму не дали – в таком состоянии он был отправлен в сопровождении фельдшера в Москву. По дороге владыка уговорил фельдшера забрать у него мощи и отвезти их к нему домой в Меленки. Однако фельдшер отвез лишь половину мощей, а остальные он передал властям. В скором времени после этого фельдшер был убит упавшим на него в лесу деревом. В Москве епископ Серафим сразу же был отправлен на Лубянку. Его обвиняли в руководстве московскими приходами «непоминающих» церквей. Ходатайство брата не помогло. 7 июля 1932 было принято постановление выслать владыку в Казахстан сроком на три года. 10 ноября 1932 года он прибыл в город Гурьев. 18 июля 1933 года с острым приступом владыку забрали в тюрьму. А 1 августа он уже был направлен на вольное поселение в Уральск. Весной 1934 года владыка Серафим заболел малярией. Пролежав больным два месяца, он неожиданно исцелился 23 июня – на день памяти святителя Иоанна Тобольского . 22 января 1935 года пришло новое направление – на этот раз в Омск. Пробыв в Омске всего пять дней, владыка был направлен в Ишим, куда прибыл 3 февраля. На Пасху 1935 года завершился срок ссылки, однако бумаги об освобождении пришли лишь осенью. По состоянию своего здоровья владыка решил остаться в Ишиме. «Началась моя схима» Летом 1936 года умер старший брат владыки. По этому поводу он сказал кому-то из духовных чад: ««Я остался один, теперь моя очередь». Он сам отслужил себе отпевание. В последние время епископ Серафим все более думал о принятии схимы. Когда он еще жил в Уральске, один сельский священник писал ему: «Владыка, Ваша схима – Ваши болезни».

http://pravoslavie.ru/123281.html

Вместе с этими сообщениями, Совету объявлено следующее соизволение Её Императорского Величества: «чтоб положили на мере, каким образом поступать с Пугачёвым имением, с женою его, детьми и братьями, и как сии последние не в бунте, то справедливо ли будет их арестовать, ибо и Пётр Великий часто говаривал: «брат мой, а ум свой». Как сие положат на мере, то чтобы означили, чрез какое правительство сие производить в действие». Совет положил, что для возбуждения омерзения к Пугачёву злодеянию, должно дом его на Дону, если таковой найдётся, или пустое место, где он живал, чрез палача разорив, выжечь и посыпать солью; что сие надобно учинить по команде и писать о том к генерал-майору Потапову, а он поручит исполнить оное донской войсковой канцелярии; что хотя жена, дети и братья Пугачёва и невинны, взять их под присмотр требует сама осторожность; что надлежит их послать к генералу Бибикову, дабы он, показывая их там всем, и самим пленяемым мятежникам, и освобождая несколько из сих последних, мог убедить тем заблуждаемых о лжи и неистовстве злодея (7-го января 1774 г.). Бибиков, прибыв в Казань, доносил о соединении Башкирцев с возмутителями, о пресечении сообщения с Сибирью и об усердии казанского дворянства, и просил о присылке к нему лёгких войск (13-го января 1774 г.). В то же время доносили губернаторы: астраханский – о злодействах Киргиз-Кайсаков и возмущении казаков в Гурьев городке, а сибирский – о распространившемся в его губернии колебании жителей и также злых умыслах Киргиз-Кайсаков (3 января-20 марта 1774 г.). Наконец Бибиков прислал давно желаемую весть о поражении самозванца близ Сарочинской крепостцы, но жаловался на не деятельность генерал-поручика Деколонга. Императрица предложила, вместо последнего, двух генералов: Суворова и Гроттенгельма. Но Совет изъяснился, что Суворов отъехал уже в первую армию, а отправление отсюда Гроттенгельма подаст повод к толкам, и указал на находившихся в Москве генералов: Долгорукова и Нащокина (24 марта 1774 г.). От Бибкова между тем шли благоприятные вести одна за другою о поражении Пугачёва и освобождении Оренбурга (14-го апреля 1774 г.); но вслед затеем получено известие о смерти самого Бибкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

протоиерей Виктор Гурьев (1842–14.01.1912) Нравственно-аскетические труды протоиерей Виктор Гурьев Пастырь, духовный писатель. Сотрудничал в «Душеполезном чтении» и в «Кормчем». Автор сборников по Прологу, Четьям-Минеям, патерикам. Биография   1. Биографические сведения Протоиерей Виктор Петрович Гурьев о своем происхождении оставил следующую собственноручную запись в перешедшей к нему по наследству родовой Библии Елизаветинского издания. «Я, протоиерей, Московского уезда, Покровской, села Покровского, на Филях, церкви, Виктор Гурьев, от покойной моей бабушки, вдовы протоиерея Хотькова монастыря, Пелагеи Ивановны Гурьевой, умершей в 1862 году 86 лет, о начале рода моего и происхождении фамилии Гурьевых слышал следующее: Мой прапрадед, родоначальник фамилии Гурьевых, был сельский священник Владимирской епархии (уезда и села не помню) Гурий Дмитрич: от него и пошла, по его имени фамилия Гурьевых. У Гурия Дмитрича был сын Дмитрий Гурыч, также сельский священник Владимирской епархии. У Дмитрия Гурыча был сын Лев Дмитрич, тоже сельский священник Владимирской епархии. У Льва Дмитрича был сын Иоанн Львович Гурьев, мой родной дед, умерший 80 лет от роду, в 1850 году, заштатным протоиереем Хотькова монастыря. У Иоанна Львовича был сын Петр Иванович Гурьев, родившийся в 1813 году и умерший в 1869 году 18 декабря, священником Московской, Иоанна-Предтеченской, на Земляном Валу, церкви. От Петра Ивановича родился я, Виктор Гурьев, 1842 года ноября 9 дня. Отец Виктора Петровича был человеком крупных от природы способностей и с философским направлением мышления. Он прекрасно знал немецкий, латинский, греческий и еврейский языки и был лектором греческого языка в духовной семинарии «с особенным усердием и благопоспешностью», как сказано в его аттестате. Петр Иванович был близок с ученым богословским миром и в его доме постоянно бывали выдающиеся ученые богословы, которые весьма уважали его. Как человек, он был очень простой и добрый, как отец – крайне строгий. После Петра Ивановича осталась солидная библиотека из книг преимущественно на немецком языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

Феодор полагал, что потомки Адама удобопреклонны ко греху не по той причине, что унаследовали от него греховную порчу природы, а потому, что они по природе смертны. Так, он пишет: «…мы очень часто впадаем в прегрешения из-за удовольствия, получаемого от пищи и пития и от внешнего мира… так как многие из нас пользуются этим неумеренно. Но всё это не может иметь значения для природы бессмертной. Какое удовольствие, какая любовь к деньгам могут иметь место у природы бессмертной? Но так как мы созданы по природе смертными и такими существуем, то мы очень сильно волнуемся названными страстями и весьма часто увлекаемся ими ко грехам» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos V, 21. PG. 66. Col. 800 ); [Гурьев, 1890, 291]. «Смертные, – говорит он, – всецело служат греху… в нас грех господствует со всею необходимостью, хотя бы душа тысячу раз научалась своему долгу… Поскольку мы смертны по природе, то необходимо весьма часто отягощаемся грехами» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos VIII, 3. PG. 66. Col. 820–821 ); [Гурьев, 1890, 292]. Такой взгляд на антропологию привёл Феодора Мопсуестийского к тому мнению, что и Христос принял смертную природу, «явившись в этом смертном и подлежащем грехам естестве… уничтожил в нём смертность и вместе с тем истребил даже бремя греха» (Theodorus Mopsuestenus. Commentarii in epistolam ad Romanos VIII, 3. PG. 66. Col. 820 ); [Гурьев, 1890, 304]. Отличительная черта учения Феодора заключалась в том, что очищение человеческой природы во Христе происходило не сразу, а «только постепенное свободное нравственное развитие воспринятого человека должно было обусловливать всё более и более тесное соединение его с Богом Словом» (Деяния, 1996, 316–317, 325. Собрание IV, §§4, 6, 11, 27); [Гурьев, 1890, 253]. И всё-таки, полное соединение Иисуса Христа с Богом Словом при жизни не совершилось: оно стало возможным только по воскресении Его из мёртвых (см.: [Гурьев, 1890, 253; Сидоров, 2011, 167; Леонов, 2015, 181–185]). Теперь посмотрим, каково мнение прп. Исаака на этот счёт. 8. Антропологическое учение прп. Исаака Сирина. Образ Божий в человеке, состояние природы до грехопадения и после

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010