МДА П. И. Цветкова). Отдельные положения работы тем не менее подверглись критике: в частности, Глаголев критиковал тезис Беляева, что перед пришествием антихриста будет постепенно оскудевать благодать в человечестве и Иисус Христос и Св. Дух удалятся «от среды погруженного в нечестие и безверие мира» (Тезис 73. С. 1028). Кроме того, было отмечено смешение экзегетических, догматических и «практических» наблюдений и рассуждений автора. Современниками работа Беляева оценена высоко с научно-богословской и с практической точки зрения как необходимая настольная книга для священников, миссионеров и тех, кто интересуется богословскими вопросами (отзывы: МОб. 1899. 9; ЦВ. 1899. 17). Докторскую диссертацию Беляева предваряла публикация отдельных ее глав в журналах «Богословский вестник» и «Вера и разум» в 1893-1898 гг. В 1899 г. работа Беляева удостоена половинной премии митр. Макария (Булгакова) в МДА, в 1902 г.- полной премии митр. Макария (Булгакова) от Святейшего Синода (после отзыва проф. КДА С. Т. Голубева). Среди богословско-полемических работ Беляева представляет интерес цикл статей в журналах «Вера и разум» и «Русское обозрение» в 1896 г., вызванный энцикликой Римского папы Льва XIII от 20 июня 1894 г. с призывом к соединению правосл. и др. христ. конфессий с католич. Церковью. Подробно разбирая причины разделения Церквей с исторической и догматической точки зрения, Беляев пришел к выводу, что до тех пор, пока католич. Церковь придерживается догматов, не соответствующих учению древней Церкви, соединение Церквей невозможно. К этим статьям примыкал очерк, посвященный 300-летию Брестской унии, в котором Беляев писал о том, что насильственные попытки церковной унии не несут ничего, кроме страданий, отступлений от веры и губительных компромиссов. Он убеждал читателей в ложности и опасности призывов папы Льва XIII к единению Церквей. Ряд статей и лекций Беляева посвящен истории религии и библейской тематике. Наиболее значительная из них - дис. pro venia legendi (для получения звания приват-доцента) «Идея единобожия в Ветхом Завете».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Scientific heritage of the historian I.D. Belyaev «…Он не был историком героев…, он изучал и восстанавливал серую, будничную жизнь народа …» Н. Аксаков Среди плеяды отечественных ученых XIX в. почетное место занимает имя исследователя русской истории И.Д. Беляева . Он был современником выдающихся личностей своей эпохи: М.П. Погодина, К.С. Аксакова, Б.Н. Чичерина, А.С. Хомякова, С.М. Соловьева и многих других, каждый из них внес весомый вклад в изучение истории Российского государства и развитие исторической науки в целом. При этом фигура И.Д. Беляева не отошла на задний план, а его исследования не затерялась в череде многочисленных публикаций. Многие из них до сих пор имеют важное историческое и практическое значение при изучении актуальных вопросов русской истории. В связи с этим необходимо сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе и его научном наследии 15 июля 1810 г. в семье диакона церкви св. Троицы Д. Н. Беляева родился мальчик, которого назвали Иваном. Будущий известный историк получил начальное образование от своих родителей, которые заложили в сыне основы школьного обучения. Дальнейшее развитие личности Беляева происходило в рамках его приобщения к традициям и правилам церковной жизни. В 1821 г. мальчика отдали в Дмитровское духовное училище. После его окончания Иван продолжил обучение в Вифанской семинарии, где с 1824 г. был определен на низшее отделение. Здесь ему преподавали ряд базовых предметов, среди которых большое внимание уделяли истории. Планируя стать священнослужителем, И.Д. Беляев готовился к поступлению в Духовную академию или монастырь, но его отец оказался против с. 6]. В 1829 г. Беляев поступил в императорский Московский университет на нравственно-политическое отделение, которое впоследствии стало юридическим факультетом. Здесь он познакомился с выдающимися историками своего времени М.П. Погодиным и Н.И. Надеждиным, которые воспитали в молодом исследователе интерес к изучению русской истории с. 6]. После окончания в 1833 г. университета И.Д. Беляев через год поступил на службу чиновником в Московскую Синодальную контору. Здесь И.Д. Беляев получил хорошую практику по проверке и систематизации различных документов, но рутинная работа тормозила в Беляеве развитие исследователя. После многолетней работы протоколистом Беляев в 1841 г. был записан в штат Государственного архива при Московском департаменте Правительствующего Сената. Как полагают современники, молодому Беляеву помог его старый знакомый М.П. Погодин. С этого момента начинается плодотворная научная деятельность историка и его карьерный рост. В 1842 г. И.Д. Беляев был избран соревнователем Московского общества истории и древностей российских. Через несколько лет, в июле 1844 г., исследователь был назначен письмоводителем к инспектору Московских Сенатских архивов, а буквально полгода спустя Беляева зачислили на должность правителя дел при Департаменте Министерства юстиции с. 7, 8].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/n...

IV том. В четвертом томе я подробно остановлюсь лишь на нескольких, при том немногих, параграфах. § 141. Условия действительности и действенности таинств (стр. 32–55). Целая стр. 35 и начало 36-ой дословно списаны из статьи проф. Н.Я. Беляева-Пелагианский принцип в римском католичестве, Православный Собеседник, 1871, т.1,стр. 232–235. Собственно и у Беляева здесь большая часть-выписки из книги Януса-Папа и Собор. Слов Януса о. Малиновский ничем не выделяет, но ставит (в 1 прим. на 36 стр. ) цитату: «Янус. Папа и собор. 76–77. 311 стр. » А потом: «См. о том же еще у проф. Беляева Н.Я. » Как будто о. Малиновский пользуется книгой Януса, а не статьей проф.Беляева, у которого занимает и слова Януса, и цитату на его книгу! Кроме того, после цитаты на Беляева и еще на Соколова примечание продолжается. Оказывается, что все это довольно обширное примечание взято опять у проф.Беляева, стр. 234 прим. А затем более трех страниц выписано из книги проф. В.А. Соколова – Иерархия англиканской епископальной церкви, Сергиев посад 1897. Срвн. Стр. 36 Малиновского и 269. 273. 272. Соколова. Стр. 37 Малиновского и стр. 275–277 Соколова. Стр. 38 Малиновского и стр. 277. 278. 282 Соколова. Стр. 39 Малиновского и стр. 288 Соколова. Обширное прим. 2-ое на 39 стр. см. у Соколова стр. 272 и 271 прим. Списывание почти всегда буквальное, но иногда текст Соколова помещается у Малиновскаго в примечаниях, а примечания Соколова стоят в тексте о. Малиновского. Книга проф.Соколова на этих страницах дважды процитована, но очень осторожно. На стр. 36 из нее позаимствовано небольшое 2-ое примечание. В конце примечания цитата: «См. у проф. Соколова. Иерархия англ. церкви. 372– 373 стр.», хотя в книге Соколова всего 362 стр. (Нужно стр. 272–273). Ясно, что цитата относится к одному только примечанию, которое, кстати сказать, заимствовано и не буквально. На стр. 38 в тексте читаем: «Мнение, что для действительности таинства необходимо не внешнее только, но и внутреннее намерение, признают господствующим в западной церкви». Здесь сноска и в прим.2 цитата на Соколова. След, у Соколова взята только эта последняя мысль, а между тем с книги Соколова выше почти буквально списано две страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Байрон Джордж Ноэл Гордон (17881824) – английский поэт Балакирев Милий Алексеевич (18361910) – композитор, дирижер, общественный деятель Бальзак Оноре, де (17991850) – французский писатель Бальмонт Константин Дмитриевич (18671942) – поэт Баратынский Евгений Абрамович (18001844) – поэт Бартрам Николай Дмитриевич (18731931) – график, искусствовед, основатель и директор Государственного музея игрушки Барышников А.П. – владелец литейно-колокольного завода (XIX в.) Бах Иоганн Себастьян (16851750) – немецкий композитор Бахметев Николай Иванович (18071891) – церковный композитор, директор придворной певческой капеллы (18611883) Белов Василий Иванович (1932) – писатель Беляев A.A. ( см. Августин ) Беляев Андрей Андреевич (18751916) – протоиерей, ректор Вифанской семинарии Беляева (урожд. Любимова) Юлия Александровна (ум. 1920) – супруга A.A. Беляева Беляева Юлия Александровна (19141958) – дочь A.A. Беляева Беляева-Боровкова Нина Александровна (род. 1919) – дочь A.A. Беляева Белякова Екатерина Михайловна (18921980) – художница Березовский Максим Сазонтович (17451777) – композитор 529 Берлиоз Гектор (18031869) – французский композитор, дирижер Бетховен Людвиг, ван (17701827) – немецкий композитор, дирижер Блок Александр Александрович (18801921) – поэт Блуменфельд Феликс Михайлович (18631931) – пианист, дирижер, композитор Бобылева Мария Афанасиевна (18881972) – музыкант, преподаватель фортепиано в Загорске Богданов Вукол – иеродиакон Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (конец XIX в.?) Богданов М. – владелец литейного завода (первая половина XIX в.) Богданов Сергей – певец Большого театра? (первая половина XX в.) Богданов-Березовский Валериан Михайлович (19031971) – композитор, музыкальный критик Бонч-Бруевич Михаил Александрович (18881940) – ученый-радиотехник Борис (ум. 1015) – святой князь-страстотерпец Борис (Семенов) – диакон, келейник архиепископа Августина (19201930-е) Борис Годунов (ок. 15521605) царь Борисова (урожд. Бернард) Нина Павловна (Анненкова-Бернар, Дружинина, 1859/18641933) – писательница, актриса

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   Дневник А. Д. Беляева 1892 год//ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26 Л. 55 об. 57.  Все даты указаны по старому стилю.  Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892)//Владимирское краеведение URL: (дата обращения: 19.05.2022).  Сестра Александра Дмитриевича.  Дневник А. Д. Беляева 1892 год//ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26 Л. 55 об.  Трапезный храм в честь преподобного Сергия Радонежского.  Профессор МДА.  Дневник А. Д. Беляева 1892 год//ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26. Л. 56.  В 12 часов дня 26-го сентября, после проводов крестного хода в Москву, в актовом зале академии состоялся акт. Зал был полон публикой. В числе высоких посетителей акта были: Высокопреосвященнейшие Митрополит Московский Леонтий и Архиепископы: Феогност Владимирский, Савва Тверской, Ионафан Ярославский, Феоктист Рязанский, Преосвященные: Сергий Новгород-Северский и Христофор. Из светских лиц присутствовали на акте товарищ Обер-Прокурора Св. Синода В. К. Саблер и Государственный Контролер Т. И. Филиппов. Вниманию многочисленной публики было предложено три чтения. Ректор Академии архим. Антоний читал о сущности христианского догмата троичности Лиц, и его значении для нравственности.//См.: Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892)//Владимирское краеведение URL: (дата обращения: 19.05.2022).  Дневник А. Д. Беляева 1892 год//ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26. Л. 56.  В ознаменование настоящего события Лавра получила из разных мест множество дарственных приношений: драгоценные хоругви, в том числе несколько из Владимирской губернии, — святые иконы, из которых наиболее выдающаяся по величине размера и богатству украшения — от гор. Владимира; Москва преподнесла Лавре два хрустальных креста по образцу «Корсунских»; много дорогих покровов и лампад к мощам Преп. Сергия, дорогих сосудов, воздухов и проч. С своей стороны и Троице-Сергиева лавра ознаменовала великое торжество новым благодеянием. Ко дню торжества отстроен и освящен странноприимный дом в память 500-летия блаженного преставления Преподобного Сергия Радонежского (такова надпись на здании). Здание примыкает к стенам монастыря с южной стороны; оно довольно обширных размеров, каменное, в три этажа, и может вмещать до полутора тысяч богомольцев. Постройка здания обошлась Лавре в 80,000 рублей.//См.: Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892)//Владимирское краеведение URL: (Дата обращения: 19.05.2022)

http://bogoslov.ru/article/6174771

Основные научные труды Беляева посвящены догматическому богословию. В магистерской диссертации «Любовь Божественная» Беляев ставил перед собой задачу построить догматическую систему на основании одного принципа, выводя из любви Божественной все важнейшие христ. догматы. Магистерскую диссертацию предваряла публикация работ «Любовь Божественная творящая или всесозидающая» и «Любовь Божественная спасающая или воссоздающая человечество», в которых Беляев приходил к выводу об основополагающем значении любви Божественной в сотворении мира и человека, спасении человека и его воссоздании как нового творения, освящении в теснейшем и неразрывном соединении с Богом в «союзе любви». Для диссертации Беляева характерен поиск внутреннего единства, а не только внешней систематической стройности, что дало сочинению сравнительно с традиционными курсами догматики «органичный» характер. Особое внимание Беляев уделил психологическому аспекту в жизни Спасителя и вопросу о «кеносисе», уничижении, Христа. Работа вызвала неоднозначную реакцию среди церковных ученых: наряду с полным одобрением и высокой оценкой (отзыв проф. В. Д. Кудрявцева-Платонова) были и критические высказывания (напр., резкая статья проф. П. Я. Светлова, в которой автор обвинял Беляева в зависимости от нем. спекулятивного богословия). В «Путях русского богословия» (1937) прот. Георгий Флоровский ставил в вину Беляева излишнюю склонность к «нравственному» толкованию догматов, влияние нем. богословия, «пренебрежение к отеческим творениям», рассудочный психологизм и преувеличенную заостренность внимания на внутренней борьбе Спасителя в Гефсиманском саду. Вместе с тем он отметил то, что проблема «кеносиса» была впервые поставлена в рус. догматическом богословии. Пытаясь вывести все догматы из одного принципа (любви Божественной), Беляев не различал реальную любовь и отвлеченное понятие любви, понимая под «любовью» то онтологическое свойство, то нравственное качество. По мнению митр. Владимира (Сабодана), «нерасчлененность в мысли между божественным и человеческим, между богопознанием и самосознанием» привела Беляева к «синкретичности» (Владимир (Сабодан). С. 202). Беляеву не удалось «достичь гармонического сочетания божественного и человеческого элементов», и в его экклезиологических рассуждениях Церковь определяется «терминами малосовместимыми: Церковь-общество, Церковь-Тело Христово» (Там же), что является смешением канонически-правовых и догматических понятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Беляева , можно с уверенностью сказать, что опубликованные историком работы по различным вопросам отечественной истории имели в своей основе серьезную архивную базу, на анализе которой определялась постановка цели и задач многочисленных исследований. В них историком были подняты вопросы, ранее остававшиеся в тени исторической науки, что дало поступательный толчок следующим поколениями исследователей для их всестороннего и детального изучения. Немаловажное значение в формировании научного наследия И.Д. Беляева имел творческий потенциал историка и его желание проникнуть в самую суть проблемы и понять ее решения. В связи с этим в памяти потомков исследователь всегда останется добродушным стариком, верным своим принципам и готовым на бескорыстную помощь. Список литературы/Spisok literatury Аксаков Н. Иван Дмитриевич Беляев //Русская беседа. – 1895. – 1. – С. 146–148. Барсов Е. И.Д. Беляев , секретарь императорского Общества истории и древностей российских//Чтения ОИДР. – Кн. I. – М., 1882. – С. 14–20. Вакулина Е.Н. Исторические взгляды И.Д. Беляева . – М.,1990. Владимирский-Буданов М.Ф. Лекции по истории русского законодательства И.Д. Беляева . – М., 1879. Гадзяцкий С.А. Иван Дмитриевич Беляев //Русская беседа. – 1895. – 6. – С. 1–18. Беляев И.Д. Крестьяне на Руси. – М., 1903. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. – М., 1879. Беляев И.Д. О наследстве без завещания по древним русским законам до Уложения Алексея Михайловича. – М., 1858. Беляев И.Д. О русском войске в царствование Михаила Федоровича и после его, до преобразований, сделанных Петром Великим. – М., 1846. Беляев И.Д. О способе восстановления чернил в древних рукописях пергаментных и бумажных//Временник. – Кн. IV. – М., 1849. Беляев И.Д. О сторожевой, станичной и полевой службе на польской Украине Московского государства до царя Алексея Михайловича. – М., 1846. Беляев И.Д. Рассказы из русской истории. – Кн. I. – М., 1861. Беляев И.Д. Рассказы из русской истории. Кн. II/История Новгорода Великого от древнейших времен до падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/n...

487 Иловайский. Истор. Ряз. княж. 100, 218. Орлов. епарх. вед. 1870 г. 7, стр. 430. Акт. Ист. V, 75. 488 Румянц. Муз. Собр. Рукоп. Беляева 13 (1521) л. 44. Т. Воздвиженский. Истор. обозрение рязанск. Иерархии, стр. 292–293. 489 Д. И. Багалей. История колонизации, I, 38, 210. В 1592 г. Елец обращен в крепость, или, как принято выражаться, выстроен. (Там же и у Беляева – О станич. и сторожевой службе. Чтения... 35). 490 Румянцев. Муз. Собр. рукоп. Беляева 13 (1521) л. 24. Воздвиженский. Истор. обозрение рязанской иерархии, стр. 23–25. В отписке попа замечено, что рязанская область по Чернаву реку. Червленных Яра по сказке попа два – один усть-Воронежа реки верст 30 ниже, а когда жили там люди, никто не знает; другой на р. Хопре усть реки Савалы, а впала Савала ниже Вороны от воронежского устья верст со сто. Из того, что козловский поп говорит и о г. Чернаве, поступившем, как известно, в Крутицкую епархию, можно заключить, что у рязанских архиереев вышли столкновения и с крутицкими. 494 Д. И. Багалей. История колонизации, 38, 197, 212–213. К числу городов Рязанской епархии относят Коротояк, основ. 1648 г. при р. Тихой Сосне (Рум. муз. собр. рукоп. Беляева (1521) л. 601). Приписка могла быть очень кратковременная. В 1658 г. он в Патриаршей области (Каз. Патр. Прик. книга 39, л. 883–885); в 1682 г. Коротояк поступает в Воронежскую епархию вместе с Урывом и Землянском из Белгородской епархии (там же, кн. 106, л. 830). 495 Неволин. Полн. собр. сочин. VI, 86. В 1659 г. к Талецкому острогу подступали крымцы и разрушили церковь Зосимы и Савватия. 3 августа татары с черкасами подступали к Ельцу и тут жгли Божии церкви, разоряя их до основания. О нападениях и разорениях доносили рязанскому архиерею (Собр. Беляева в Рум. муз. 13, л. 93). 497 Иловайский. Истор. Ряз. княжества, стр. 145. Чернигово-Северские области по смерти Михаила Всеволодовича разделились между его четырьмя сыновьями и образовали княжества Брянское, Новосильское, Карачевское и Тарусское, которые в свою очередь раздробились на мелкие уделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– Вы подтверждаете показания обвиняемого Любимова о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической организации? – спро­сил следователь архиепископа. – Показания обвиняемого Любимова я не подтверждаю. На следующий день следователи устроили еще одну очную ставку архиепископа с другим обвиняемым. – Что вам лично известно о контрреволюционной деятельности Александра Александровича Беляева? – спросил следователь. – Александр Александрович Беляев является организатором и руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации церковников. Членами этой организации являлись я – Павел Дмитриевич Семеновский, Иван Алексеевич Остроглазов, Афанасий Васильевич Любимов, Иван Иванович Сперанский, Василий Алексеевич Макаров и многие дру­гие приближенные архиепископа Августина Беляева. Члены упомянутой ор­ганизации под руководством Беляева вели активную борьбу с советской властью... – Вы подтверждаете показания Семеновского о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической организации? – спросил следователь архиепископа. – Показания обвиняемого Семеновского я не подтверждаю. Архиепископ Августин держался мужественно и, несмотря на угрозы следователей и оговоры лжесвидетелей, категорически отвергал все обвинения. Следователи тогда прибегли к допросу одного из заключенных, который находился в одной камере с архиепископом и вызвался свидетельство­вать против святителя. – Вами подано заявление на имя начальника Калужской тюрьмы, что находившийся с вами в одной камере следственный заключенный архиерей Беляев в камере занимается антисоветской деятельностью. Что вы можете конкретно рассказать следствию об антисоветской деятельности Беляева? – Беляева я раньше не знал... Познакомился во время нахождения с ним в двадцать пятой камере в двадцатых числах сентября 1937 года и до сих пор сижу вместе с ним... Беляев говорил: «Советская власть существовать не может и не будет, и большевики... никогда не построят коммунисти­ческого общества, примером этого является " Парижская коммуна " , кото­рая пала, коммунизм неосуществим». Когда следственный заключенный, бывший учитель 5-й школы, Другаченок стал говорить колхозникам, что вас священники пичкали всякой белибердой, и после всплыл вопрос о мощах, о нечистоплотности священников, ханжестве, нравственном разложении, использовании темноты масс служителями культа... Беляев после дли­тельных антисоветских разговоров заявил: «Все это поклеп на Церковь, это есть результат нечистоплотности советской власти и вождей ВКП(б)». Беля­ев клеветал на органы НКВД, заявляя: «Раз при советской власти арестовали, то в органах НКВД все равно себя не реабилитируешь, ничего во внимание не примут, все равно осудят. Следствие все выдуманное и подта­сованное. В концлагерях НКВД творятся ужасы, кошмары, издевательства над заключенными, никакого порядка нет, кругом царит несправедливость».

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

Отрадное впечатление производит этот труд. Читая и перечитывая страницы этой поучительной книги, написанной глубоко-серьезным и в то же время ясным и легким языком, предносишь себе образ автора, образ человека, который как бы удалился от мipa и, отдавшись изучению Писания и Отцов, в то же время из своего отдаления наблюдал мip, его дела и мысли, сличал жизнь с учением и теперь дает книгу – поучительный результат этого сличения. Усвоять плоды тяжелых трудов легко и читателями теперь остается пользоваться результатами работ А.Д. Беляева . Совет Академии поручил мне дать отзыв о книге —70— профессора Беляева. Исполняя теперь поручение Совета, я осмеливаюсь думать, что иду на встречу его желаниям, предлагая с своей стороны ходатайствовать пред высшею духовною властью о присуждении г. Беляеву за его книгу степени доктора богословия». Справка: 1) По § 142 устава духовных академий «степени доктора богословия, равно как церковной истории и церковного права, удостаиваются магистры богословия без устного испытания, по представлении напечатанной диссертации или сочинения, хотя бы и написанного не с целью получения ученой степени». 2) Экстраординарный профессор Александр Беляев получил степень магистра богословия в Московской Духовной Академии в 1880 году. 3) По § 81 лит. в. п. 6 того же устава удостоение степени доктора значится в числе дел Совета Академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора Академии по кафедре догматического богословия Александра Беляева в ученой степени доктора богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации профессора Беляева и копии с отзывов о ней экстраординарных профессоров Академии Ивана Попова и Сергея Глаголева . VIII. Отзывы о сочинены кандидата богословия Павла Луппова под заглавием: «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века», представленном (в рукописи) на соискание степени магистра богословия:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010