Авель (Матиешин), иеромонах Будущий иеромонах Авель (в миру Архип Акимович Матиешин) родился в с. Песчанка (Песчанское) Балтского уезда Каменец-Подольской губ. в 1890 г. в крестьянской семье. 23 июня 1917 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Решением Духовного собора лавры определен на служение в Зверинецкие пещеры. Здесь в 1918 г. вместе с монахами и послушниками пережил разрушительный взрыв Зверинецких военных складов. Оставшаяся от последствий взрыва и пожара церковная утварь полуразрушенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в пещеры. Архип был оставлен сторожем пещер, а затем до 1921 г. служил пономарем. 19 мая 1923 г. принял монашеский постриг с именем Авель. Исполнял послушание в лаврской братской больнице. После хиротонии епископа Вячеслава (Шкурко) в 1932 г. о. Авель в качестве его келейника переехал в Житомир, в 1936 г. вслед за епископом Вячеславом в г. Сумы, а весной 1936 г. в Яранск Кировской обл., по месту службы владыки Вячеслава. В конце 1937 г. о. Авель был арестован НКВД по Кировской обл. и проходил по следственному делу епископа Вячеслава (Шкурко). После освобождения проживал в Яранске. Был вновь арестован. Осужден Кировским облсудом 21 января 1947 г. по ст. 58. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна 23 . 1. Не позднее 26 января 1955 г. Дорогой мой В[ладыка]. Поздравляю я Вас с прошедшими и наступающими с Богоявленскими праздниками и желаю я Вам, П[реосвященный] В[ладыка], телеснаго здравия и душевнаго спасения и многолетия, хотя и тяжелые они для нас с Вами. Но а все же хочется и еще пожить и с Вами повидаться, а потом и помирать мне. Дорогой В[ладыка], я очень тронут был Вашим сердечным и Отеческим Вашим вниманием ко мне, недостойному Вас, и я очень, В[ладыка], Вас душесердечно благодарю за Вашу милость ко мне, которую Вы мне, недостойному Вас, преподали мне, и я вольно и невольно прослезился над [н]ей и сотворил трижды крестное знамение и возблагодарил Господа Бога за Его посланную милость ко мне через Вашу Блаженную десницу святительскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В Никольской церкви собора Василия Блаженного прошло первое богослужение Москва, 28 июня 2007 г. В Покровском соборе (Василия Блаженного) на Красной площади открылась после реставрации одна из десяти церквей - в честь Николы Великорецкого. " В течение последних лет мы совершили большой объем работ по реставрации внешнего облика собора и благоустройству прилегающих территорий. И сейчас перешли в интерьеры, галереи и отдельные церкви, входящие в собор " , - сказал на церемонии открытия директор Государственного исторического музея (ГИМ), филиалом которого является Покровский собор, Александр Шкурко. " Сейчас происходит духовное возрождение нашей нации, и для нас очень важно найти свое место в этом процессе. Глубокие духовные исторические культурные корни являются главным богатством нашей страны " , - отметил президент Московской межбанковской валютной биржи, финансирующей реставрацию интерьеров собора, Александр Потемкин. Настоятель патриаршего подворья храмов в Зарядье, священник Вячеслав Шестаков совершил в отреставрированной церкви первое богослужение - благодарственный молебен, передает РИА Новости . Отвечая на вопрос, смогут ли молиться простые верующие, директор ГИМ отметил, что здесь проводятся службы по праздникам в честь тех святых, которым посвящены отдельные церкви собора. " Так было и в 16, и в 17 веках. Это не приходской, не общинный храм, а, выражаясь современным языком, - элитарный " , - сказал Шкурко. Тем не менее регулярные богослужения в Покровском соборе проводятся уже десять лет по воскресеньям - в нижнем храме в честь Василия Блаженного. По словам директора ГИМ, в течение трех лет в Покровском соборе будут отреставрированы еще четыре церкви. " Мы рассчитываем в течение трех лет завершить реставрацию оставшихся здесь четырех церквей, не тронутых реставрационными работами " , - сказал Шкурко. Он также отметил, что начата также " вычинка " полов, поверхность которых с течением времени стала волнистой. Кроме того, по его словам, необходимо восстанавливать живопись в галереях собора.

http://pravoslavie.ru/22912.html

Церковь Трех Патриархов в ансамбле собора Василия Блаженного открылась после реставрации 11 июня 2008 г. 14:20 Церковь Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла в Покровском соборе на Рву (храме Василия Блаженного) открылась после реставрации 10 июня. Храм интересен оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена фреска «Спас Нерукотворный». Прежде чем перерезать ленточку у входа в отреставрированный храм, директор Государственного исторического музея (ГИМ) Александр Шкурко рассказал, что реставрация этого одного из четырех малых приделов собора продолжалась почти год. Вот уже шесть лет ГИМ, филиалом которого является храм Василия Блаженного, осуществляет реставрацию уже отреставрированы фасады собора, и последние два года осуществляется реставрация интерьера, внутренних церквей и галерей. «Сегодня мы открываем еще одну церковь в ансамбле Покровского собора, и делаем это в канун большого праздника Дня России, отметил А. Шкурко. Мы вносим существенную частицу в этот праздник сегодня». Он напомнил также о том, что 10 июня заканчивается конкурс «7 чудес России», и выразил надежду, что храм Василия Блаженного обязательно окажется в числе победителей как «самые первый, самый символический памятник России». Александр Потемкин, директор Московской Межбанковской валютной биржи, оказавшей помощь в реставрации, отметил, что Покровский собор «это сложное сочетание европейского, византийского и азиатского». Храм Трех Патриархов это уникальная церковь, в которой много «не только красоты, но и истории» как и все церкви ансамбля, она посвящена одному из событий в штурме Казани, в данном случае победе над конницей хана Япанчи. Молебен в открывшемся храме совершил настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье в Китай-городе священник Вячеслав Шестаков, напомнивший о том, что церковь это «не только памятник истории и культуры», но и памятник «любви человека к Богу». Главный архитектор проекта Татьяна Никитина рассказала журналистам, что самое сложное в работе было реставрация иконостаса. В частности, был восполнена нижняя часть иконостаса, так как после восстановления первоначального уровня пола иконостас оказался «повисшим в воздухе». В ходе работы было важно уйти от прежних техник реставрации, «от ошибок наших предшественников», избегать практики «новодела». В процессе реставрации также были убраны деревянные решетки, которые преграждали путь посетителям, и установлены стеклянные двери.

http://patriarchia.ru/db/text/420445.htm...

В храме Василия Блаженного открылась после реставрации одна из внутренних церквей 28 июня 2007 г. 11:05 В Покровском соборе на Красной площади (храм Василия Блаженного) открылась после реставрации одна из десяти внутренних церквей, названная в честь Николы Великорецкого. Над восстановлением старинных росписей и иконостаса храма трудились лучшие художники страны. Единственное нововведение — стальные двери заменили на стеклянные, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Первый канал. Храм Василия Блаженного создавался как символ объединения русских земель, поэтому внутри он разделен не на приделы, а на церкви: десять церквей на едином основании символизируют могущество российского государства. Сегодня каждой из этих церквей была необходима помощь реставраторов. Как отметил Александр Шкурко, директор Государственного исторического музея (ГИМ), филиалом которого является Покровский собор, пол храма не выдерживает такого количества посетителей — «около миллиона ног в год», кирпич разрушается и требует реставрации. «В течение последних лет мы совершили большой объем работ по реставрации внешнего облика собора и благоустройству прилегающих территорий. И сейчас перешли в интерьеры, галереи и отдельные церкви, входящие в собор», — рассказал на церемонии открытия директор Государственного исторического музея. «Сейчас происходит духовное возрождение нашей нации, и для нас очень важно найти свое место в этом процессе. Глубокие духовные исторические культурные корни являются главным богатством нашей страны», — отметил президент Московской межбанковской валютной биржи, финансирующей реставрацию интерьеров собора, Александр Потемкин. Настоятель патриаршего подворья храмов в Зарядье священник Вячеслав Шестаков совершил в отреставрированной церкви первое богослужение — благодарственный молебен. Отвечая на вопрос, смогут ли молиться простые верующие, директор ГИМ отметил, что здесь проводятся службы по праздникам в честь тех святых, которым посвящены отдельные церкви собора. «Так было и в XVI, и b XVII веках. Это не приходской, не общинный храм, а, выражаясь современным языком, — элитарный», — сказал Шкурко.

http://patriarchia.ru/db/text/262415.htm...

Вячеслав (Шкурко Василий Феофилович), еп. Иранский, вик. Кировской епархии Родился 25 апр.1886 г. в г. Полтаве. Образование получил в Полтавской гимназии и Киевской духовной семинарии. С 29 сент.1910 г. находился в Киево-Печерской Лавре. В Киевской духовной академии учился «келейно», т.е. у профессоров академии на дому. Им была написана кандидатская работа на тему: «Пастырское делание на ниве Христовой», которая получила одобрение со стороны профессоров: прот. О.П.Светлова и проф. О. В.Прилуцкого , но официально степени кандидата богословия он не получил. После занятия Лавры обновленцами был некоторое время (с 1926–1928 гг.) приходским священником в г. Киеве (на Трухановском острове). В 1929 г. переведен в Лаврскую Китаевскую пустынь на должность проповедника, где и пробыл до 1931 года. После этого, снова был на приходе в предместьи г. Киева – Пуща-Водица, где возведен в сан игумена. В октябре 1932 г. перед наречением во епископа возведен в сан архимандрита. 31 окт. ст.ст.1932 г. хиротонисан во епископа Новоград – Волынского, вик. Киевской епархии с назначением управлять Житомирской епархией. Хиротония состоялась в Киеве в малом Софийском соборе. Хиротонию совершали: архиепископы Сергий Киевский, Василий Каневский, архиепископ Антоний и епископ Уманский Александр. С 23 окт.1934 г. – епископ Сумский, вик. Харьковской епархии. В 1936 г. – епископ Яранский, вик. Кировской епархии. Был человеком кротким, глубоко-религиозным, но со странностями. Его благочестивую настроенность многие принимали за утонченное юродство. Так, например, он мог во время службы неожиданно рассмеяться вслух, или не ответить на заданный вопрос, а только посмотреть на вопрошающего с непонимающей улыбкой или ответить невпопад. Служил он истово, но некрасиво, так как имел очень тихий и глухой голос и совершенно не имел слуха. Составил акафист Преподобномуч. Анастасии. Был высокого роста, имел представительную наружность. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература; «ЖМП” 1933, 13, стр.6. ФМП 20, стр.9. ФПС II, стр.7. ФПС IV, стр.3. ФПС V, 55. Исправления и дополнения A.A. Anfang 1935 wurde er verschickt. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 119. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЧЕСЛАВ (Шкурко Василий Феофилович; 25.04.1886, Полтава - 17.12.1937, Киров), еп. Яранский. Из дворянской семьи. Окончил Полтавскую гимназию, затем Киевскую ДС. С 29 сент. 1910 г. находился в Киево-Печерской лавре. Обучался в Киевской ДА «келейно» (у профессоров на дому). До 1926 г. монах лавры. После ее захвата обновленцами приходский священник на о-ве Труханов (1926-1928), проповедник в Китаевской пуст. лавры (1929-1931), игумен церкви в Пуще-Водице (ныне в черте Киева). В окт. 1932 г. возведен в сан архимандрита, 13 нояб. 1932 г. хиротонисан во епископа Новоград-Волынского, викария Киевской епархии с назначением управлять Житомирской епархией. С 5 нояб. 1934 г. епископ Сумской, вик. Харьковской епархии. С 16 апр. 1936 г. епископ Яранский, викарий Кировской епархии. Составил акафист прмц. Анастасии. 30 сент. 1937 г. арестован по обвинению в совершении панихид на могиле иером. Матфея († 1927), ставшей местом паломничества прихожан сергиевской и викторовской ориентации, в ведении «пропаганды», «что скоро будут мощи Матфея». По утверждениям свидетелей, В. восхвалял «жизнь крестьян при царе» и прославлял святых Русской Православной Церкви. В 1918 г. в числе др. священнослужителей он подписал письмо оккупационным герм. властям о выдаче для охраны Киево-Печерской лавры оружия; эта мера расценивалась как попытка вооруженной борьбы с советской властью. В. инкриминировалось также поддержание тайной связи с митр. Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) . В. виновным себя не признал. 2 нояб. 1937 г. дело направлено на рассмотрение Особой тройки УНКВД по Кировской обл. 9 дек. В. осужден, 17 дек. расстрелян. 30 марта 1989 г. полностью реабилитирован. Арх.: Арх. УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-7949. Лит.: [Сообщ. о хиротонии]//ЖМП, 1931-1935. С. 155. В. В. Марковчин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161183.html

Могила почиталась верующими, многие приходили сюда в надежде получить исцеление от недугов. Верующие брали землю с могилы, и ее приходилось обновлять. Паломники были из числа как признававших канонические церковные власти, так и находившихся в викторианском разделении (см. в ст. Виктор (Островидов) ). Немало сил к увековечению памяти М. приложил назначенный на Яранскую кафедру в 1936 г. еп. Вячеслав (Шкурко) . При нем на могиле старца была устроена небольшая часовня, в ней были иконостас и неугасимая лампада, возле бессменно дежурили верующие. Установлено было совершать там торжественное моление в день кончины М. По воспоминаниям очевидцев, могила была всегда усыпана цветами и обставлена иконами. Среди верующих распространялись фотопортреты М. По благословению еп. Вячеслава (Шкурко) было составлено по устным воспоминаниям 1-е Житие преподобного, разошедшееся во множестве рукописных списков. Еп. Вячеслав всегда посещал могилу праведника и усердно молился здесь, когда шел в кладбищенскую церковь. Власти были обеспокоены массовым почитанием М. В одном из партийных отчетов за 1937 г. говорилось: «Церковники г. Яранска для поднятия «престижа» церкви, увеличения своих доходов, а главное для привлечения в церковь массы верующих и оказания на них тлетворного влияния пытались открыть «мощи» бывшего иеромонаха авантюриста Матвея. Прославил его «святость» приехавший в Яранск архиерей Шкурко... Развертывалось паломничество к могиле «святого», приходили религиозные фанатики, проживавшие от г. Яранска за 60 км» (ГАСПИКО. Ф. П-1290. Оп. 1. Д. 173. Л. 19-20). 30 сент. 1937 г. еп. Вячеслав был арестован и вскоре казнен; среди предъявленных ему обвинений было совершение панихид на могиле М. Часовня прп. Матфея Яранского на месте его погребения. 1990–1991 гг. Архит. А. Г. Носков. Фотография. 2012 г. Часовня прп. Матфея Яранского на месте его погребения. 1990–1991 гг. Архит. А. Г. Носков. Фотография. 2012 г. Могила старца находилась близ действовавшей кладбищенской Вознесенской ц. Власти пытались остановить паломничество к могиле М., закрыв в 1940 г. кладбищенский храм. К 1948 г. Вознесенская ц. уже не имела крестов, ограды и сторожки. Верующие неоднократно направляли прошения в Московскую Патриархию и в органы власти вернуть им храм, обосновывая это тем, что возле него покоится «богоугодный старец священноиеромонах Матвей, к которому как к молитвеннику и ходатаю пред Престолом Господа славы еженедельно издалека тянутся сотни паломников, причем отмечено, что некоторые из почитателей старца по молитвам его получали благодать, между тем, могила, где погребен старец, находится в пренебрежении. Итак все взятое вместе побуждает нас, христиан, восстановить забытый Яранский кладбищенский храм» (ГА Кировской обл. Ф. Р-2169. Оп. 44. Д. 516. Л. 56-57 об.). Власти отказались открыть Вознесенскую ц., в 1955 г. она была разрушена.

http://pravenc.ru/text/2562636.html

Молебен прп. Александру Свирскому в храме, построенном в его честь, отслужил священник Вячеслав Шестаков, клирик храмов на Варварке. По окончании молебна он поздравил всех с восстановлением еще одного придела Покровского храма. «Эта церковь устроена для того, чтобы память о Казанской победе, о молитвенном предстательстве прп. Александра Свирского сохранялась в русском народе из поколения в поколение», -- сказал о.Вячеслав. Реставрационные работы, проведенные в приделе Александра Свирского, явились основой для создания экспозиции, представляющей образ святого. Экспонирующиеся иконы отражают как исторические причины особого почитания святого Иоанном IV - царственным строителем собора, так и иконографию самого преподобного. Так, образ «Троицы Ветхозаветной», размещенный над южным входом, напоминает о чуде явления Александру Свирскому Пресвятой Троицы в виде трех ангелов, как ветхозаветному Аврааму. Это единственный случай в русской агиологии. Позднее именно на месте этого явления был основан Свирский Свято-Троицкий монастырь. Над вторым входом помещен образ Иоанна Предтечи, ангела Ивана Грозного, что напоминает об особом отношении царя к преподобному. Помимо замечательной житийной иконы святого начала XVIII в. в местном ряду иконостаса, в экспозиции представлены несколько икон Александра Свирского XVI-XVII вв., раскрытые от позднейших записей специально для экспозиции. Как рассказала журналистам художник-реставратор Ирина Чугреева, в храме не сохранился подлинный иконостас, а поздний иконостас был разобран в 1920-е гг. Понадобились «героические усилия» известных реставраторов тех же 20-х гг., чтобы собрать Деисусный чин тяблового иконостаса из новгородских икон второй половины XVI в., т.е. близких Александру Свирскому и по времени, и по происхождению (он родился в приладожском селе). Храм прп. Александра Свирского, как и все церкви-приделы Покровского собора, очень мал по площади. Отвечая на вопрос о возможности проведения богослужений в церкви прп. Александра Свирского, А. Шкурко сказал, что, по согласованию со священноначалием Русской Православной Церкви, богослужения будут совершаться в престольный праздник Свирского святого и, возможно, в некоторые двунадесятые праздники.

http://pravoslavie.ru/27730.html

В конкурсных и ретроспективных программах стоят произведения ведущих мастеров и совсем молодых авторов игрового, документального и анимационного кино, включая  фильмы Александра и Андрея Прошкиных, Владимира Хотиненко, Сергея Мирошниченко,  Андрея Тарковского-мл., Виктора Лисаковича, Джеммы Фирсовой, Александра Столярова , Александра Сидельникова, Юрия Шиллера, Никиты Воронова, Вячеслава Орехова, Татьяны Карповой, Андрея Осипова,  Валерия Дёмина, Валентины Матвеевой, Татьяны Скабард, Алексея Малечкина, Игоря Калядина, Алексея Горовецкого, Сергея Головецкого, Наталии Гугуевой, Алексея  Бурыкина,  Галины Леонтьевой, Валерия Тимощенко, Ирины Васильевой, Олеси Фокиной,  Галины Адамович, Виктора Шкурко, Бориса Лизнёва, Максима Гуреева, Натальи Кононенко, Максима Якубсона, Натальи Федченко  и других. Лучшие фильмы центральных и региональных телерадиокомпаний  получили признание также на нашем форуме. Имена режиссёров документального и телевизионного кино, такие как Алесей Денисов,  Алексей Погребной, Аркадий Мамонтов, Александр Казакевич, Галина Огурная, Елена Козенкова, Андрей Судиловский и другие вошли в летопись нашего фестиваля и в анналы духовной жизни России Фестиваль формирует среду, критерии оценки кинопроизведений, продолжает практику круглых столов, мастер-классов, просветительских проектов, что дало толчок развитию киноклубного движения, во главе которого стоит Клуб православных кинематографистов Союза кинематографистов РФ с постоянно действующей творческой лабораторией «Видимое и сокровенное». В последние двадцать пять лет в нашем кино активно развивается катехизаторское, духовно-просветительское направление. Лучшие из этих лент  могут быть использованы для работы с молодежью в школах и вузах страны. И, как результат, Творческая лаборатория в рамках Международных Рождественских чтений возобновила работу Секции кино.  Фильмы для молодёжи и подрастающего поколения  формируют духовную целостность восприятия мира, без которой человек и общество саморазрушаются. Одним словом, сам фестиваль «Радонеж» является живой летописью эпохи, свидетельством о невероятно мощном созидательном потенциале православного человека, что порождает в душе чувство гордости за свою страну и современников.

http://fest.radonezh.ru/2020/12/01/chetv...

Мелодия, реж. Шиллер Юрий, 44   19-00    Конкурс Про солдата, ( аним.), реж. Телегин Валентин, 13 Полковые батюшки, реж. Шеховцов Валерий, 26 Непобежденный гарнизон, реж. Калядин Игорь, 52     26 ноября                 БОЛЬШОЙ  ЗАЛ     16-00                    Премьерный фильм-событие. Иерей-Сан. Исповедь самурая. реж. Егор Баранов,102     19-00                    Торжественная Церемония Закрытия ХХ  Международного  фестиваля  «РАДОНЕЖ»   Фильм Закрытия      «Наследники»,   реж.   В.Хотиненко , 103       22 ноября          МАЛЫЙ ЗАЛ     10.00    Ретроспектива   Красота Божьего мира, реж. ин. Трифон (Умалатов), 7 Человек перед Богом. Таинство брака, автор митр. Иларион (Алфеев), 25 Братская свеча, реж. Волох Ирина, 42 Мир на кончиках пальцах, реж. Орехов Вячеслав, 26 Портреты на фон монастыря, реж. Карпова Татьяна, 39   13.00     Ретроспектива Император Николай II, реж. Фирсова Джемма, 22 Москва Первопрестольная, реж. Фирсова Джемма, 14 Пасха 45-го года, реж. Криницын Борис, 51   Надеющиеся на тя да не погибнем, реж. Шкурко Виктор, 61   16.00       ТВ – конкурс   Альфа и Омега,   реж. Крылов Евгений, 77 9 лет – ума нет, реж. Будинас Борис, 77     23 ноября          МАЛЫЙ ЗАЛ     10.00     Ретроспектива   Гибель империи, реж. арх. Тихон (Шевкунов), 71 Паломничество в Вечный город, реж. Хотиненко Владимир, 42 Галлиполийское стояние, реж.Чавчавадзе Елена, Огурная Галина, 52   13.00     Ретроспектива   Псково - Печерская обитель,   реж. арх.Тихон (Шевкунов), 44 Советский монах. Алипий-воин, реж. Горовацкий Алексей, 45  Приближение к образу, реж.   Воронов Никита, 52   16-00    ТВ-конкурс Путь домой, реж. Григоренко Алла,15 Прощай, ХХ век… Реставратор Всея Руси Савва Ямщиков, реж. Шувиков Александр, 39 Верую…Из жизни современников. реж. Наталья Солженицына, 53 Владимир Красное солнышко , реж. Гарянин Андрей, 42   Дивизия, реж. Ашибокова Дамира, Мисостишхова Марина, 26     24 ноября          МАЛЫЙ ЗАЛ     10.00    Ретроспектива Форпост, реж. Шадрин Михаил, 56   Где нет ни неба, ни земли, реж. Колин Геннадий, 34  

http://fest.radonezh.ru/article/news/pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009