Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Смоленской епархии, названо по г. Вязьма Смоленской обл. Проект создания В. в. был выдвинут царем Феодором Алексеевичем на Соборе в нояб. 1681 г. Царь предложил учредить в подчинении Смоленского митрополита (Смоленская кафедра была возведена на степень митрополии в 1679) 2 епископские кафедры - в Брянске и в Вязьме. Для содержания Вяземского архиерея царь предполагал назначить вяземский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь со 128 дворами, к к-рому в связи с этим должна быть приписана «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда» с 90 дворами (СГГД. Т. 4. 128). По-видимому, этот проект не был реализован. Участники Собора 1681-1682 гг. отказались от учреждения подчиненных епископских кафедр, чтобы «в архиерейском чине не было какого церковного разгласия» (АИ. Т. 5. 75; ср.: Воробьёв Г . О Московском Соборе 1681-1682 гг. СПб., 1885. С. 50-53). Кроме того, по свидетельствам документов, к 1686 г. епископии в Вязьме не было. Во 2-й пол. XVIII в. город с уездом состоял в Вяземском округе Московской епархии под упр. епископов Сарских и Подонских (Крутицких). Из Крутицкой епархии в Смоленскую Вязьма была передана в 1764 г. (В XIX в. в лит-ре, посвященной истории Вязьмы, преобладало мнение о том, что В. в. было учреждено в кон. XVII в. Данная т. зр. отражена в рукописном «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 17, 17 об., сер. XIX в.), работах прот. А. Н. Макаревского (впосл. Феодосий, еп. Екатеринославский и Таганрогский) (Вяземская соборная Св.-Троицкая ц. Смоленск, 1861. С. 40-41), И. П. Виноградова (Ист. очерк г. Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включ.). М., 1890. С. 86), Е. Н. Клетновой (Хронограф Вяземскаго собора//Памятная кн. Смоленской губ. на 1914 г. Смоленск, 1914. Прил. С. 2) и др.) Решение об учреждении В. в. было принято на внеочередном епархиальном съезде духовенства и мирян Смоленской губ. под председательством еп. Феодосия (Феодосиева) , состоявшемся 16 мая 1917 г. в Смоленске. Съезд постановил увеличить число епископских кафедр путем создания вик-ств в крупных центрах губернии (в Смоленской епархии, по данным, приведенным на съезде, в то время действовало 740 приходов). В. в. было открыто согласно постановлению Патриарха св. Тихона (Белавина) и Свящ. Синода 19 июня 1918 г. 12 авг. Вяземским архиереем был назначен бывш. Орловский еп. сщмч. Макарий (Гневушев) , с нач. 1918 г. являвшийся настоятелем вяземского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 23 авг. того же года еп. Макарий был арестован, 4 сент. расстрелян. 17 сент. 1918 г., согласно постановлению Свящ. Синода, Вяземским епископом стал Павел (Ивановский), бывш. еп. Никольско-Уссурийский, вик. Владивостокской епархии. С кон. 1918 г., после эмиграции за границу еп. Феодосия (Феодосиева), еп. Павел временно управлял Смоленской кафедрой, в 1919 г. он скончался.

http://pravenc.ru/text/161153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН Пантелеимон (Кутовой), митрополит Красноярский и Ачинский. Фотография. 2011 г. Пантелеимон (Кутовой), митрополит Красноярский и Ачинский. Фотография. 2011 г. (Кутовой Николай Васильевич; род. 14.12.1955, дер. Грибаны Могилёвского р-на и обл. Белорусской ССР), митр. Красноярский и Ачинский. Из семьи железнодорожного инженера. Семья была верующей, регулярно посещавшей богослужения; Николая с детства приучала к вере бабушка. Учился в школах пос. Куйбышевского Кокчетавской обл. Казахской ССР (ныне с. Новоишимское, Казахстан) и г. Новороссийска Краснодарского края. В 1972 г. окончил среднюю школу и поступил в совхоз-техникум в пос. Урицкий Кустанайской обл. (ныне пос. Сарыколь Костанайской обл., Казахстан), к-рый окончил в 1976 г. по специальности зоотехник. В 1977-1980 гг. обучался на заочном отд-нии Кубанского сельскохозяйственного ин-та в г. Краснодаре и одновременно работал зоотехником в совхозе «Первомайский» с. Юровка Анапского р-на Краснодарского края. В 1980 г. поступил в Ленинградскую ДС. Смоленским и Вяземским архиеп. Кириллом (Гундяевым ; ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл) в Успенском соборе Смоленска 13 апр. 1985 г. рукоположен во диакона, 14 апр.- во иерея. Служил в храмах Смоленска. В 1985 г. окончил семинарию экстерном. В 1986-1989 гг.- настоятель Свято-Троицкого собора г. Вязьмы и благочинный церквей Вяземского округа Смоленской епархии. 8 марта 1987 г. пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона. В том же году поступил на заочное отд-ние МДА. В 1988 г. возведен в сан игумена. В 1989-1991 гг.- настоятель новооткрытого храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Десногорске Смоленской обл. В эти годы вел библейские телепрограммы на телевидении Десногорска. 7 янв. 1991 г. назначен настоятелем Никольской ц. г. Калининграда. В 1993 г. окончил МДА. Определением Синода РПЦ от 22 февр. 1993 г. избран епископом Балтийским, викарием Смоленской и Калининградской епархии. 2 мая 1993 г. в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) возглавил архиерейскую хиротонию П. Во время управления Балтийским викариатством П. заботился о развитии там монашеской жизни: в 1996 г. основана монашеская жен. община в честь иконы Божией Матери «Державная» в пос. Изобильное Полесского р-на Калининградской обл. (с 2009 мон-рь), в 1998 г. появились калининградский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь и монашеская жен. община во имя прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны в Калининграде (в 1999 преобразована в мон-рь). Было организовано окормление священнослужителями вик-ства верующих в местах лишения свободы, силовых структурах. В 1991-2000 гг. П. вел совместное с духовенством епархии преподавание библейских курсов и спецкурса по изучению правосл. катехизиса в Калининградском высшем военно-морском уч-ще.

http://pravenc.ru/text/2578858.html

Калининград, 5 февраля. Смоленская и Калининградская епархия может быть разделена на самостоятельные епархии, сообщило в среду в вечернем выпуске местное телевидение ГТРК «Калининград» со ссылкой на епископа Балтийского Серафима. «В ближайшее время епархию ждут перемены. По словам епископа Серафима, Смоленская и Калининградская епархии будут однозначно самостоятельными», - говорилось в телесюжете. «Это будет решаться не раньше Великого праздника Христова Воскресенья, когда соберется Священный синод. Тогда произойдет разделение епархии, и будут назначены их руководители», - пояснил в своем телекомментарии епископ Балтийский Серафим. В сюжете уточняется, что сегодня Смоленская и Калининградская епархия находится под прямым руководством патриарха Кирилла, с которым уже в эти выходные епископ Балтийский Серафим встретится в Смоленске. Патриарх Кирилл стал 16-м предстоятелем Русской Православной Церкви, он избран Поместным собором 27 января, церемония интронизации состоялась 1 февраля. До своего избрания он был митрополитом Смоленским и Калининградским, возглавляя епархию с 1984 года (сначала в сане архиепископа Смоленского и Вяземского). В Смоленской области, где проживают чуть более 1 миллиона человек, действуют семь благочиний (Смоленское, Гагаринское, Ярцевское, Сафоновское, Рославльское, Ельнинское, Демидовское) и Вяземское викариатство, насчитывающие около 140 приходов. Самостоятельная епископия была учреждена в Смоленске в 1137 году. В Калининградской области, где проживают около 940 тысяч человек, действуют четыре благочиния (Калининградское, Неманское, Приморское, Восточное), насчитывающие около 75 приходов. Первый православный храм открылся в 1985 году, до 1945 года этот регион принадлежал Германии. Общее количество храмов - около 270, в приходах Смоленской и Калининградской епархии проходят служение около 220 священников и диаконов, сообщает РИА Новости . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Смоленскую и Калининградскую епархию могут разделить Калининград, 5 февраля 2009 г. Смоленская и Калининградская епархия может быть разделена на самостоятельные епархии, цитирует РИА Новости новостное сообщение ГТРК " Калининград " . " В ближайшее время епархию ждут перемены. По словам епископа Серафима, Смоленская и Калининградская епархии будут однозначно самостоятельными " , - говорилось в телесюжете со ссылкой на епископа Балтийского Серафима. " Это будет решаться не раньше Великого праздника Христова Воскресенья, когда соберется Священный Синод. Он пройдет под Святейшим Патриархом, и тогда произойдет разделение епархии, и будут назначены их руководители " , - пояснил в своем телекомментарии епископ Балтийский Серафим. В сюжете уточняется, что сегодня Смоленская и Калининградская епархия находится под прямым руководством Святейшего Патриарха Кирилла, с которым уже в эти выходные епископ Балтийский Серафим встретится в Смоленске. Патриарх Кирилл стал 16-м предстоятелем Русской Православной Церкви, он избран Поместным собором 27 января, церемония интронизации состоялась 1 февраля. До своего избрания он был митрополитом Смоленским и Калининградским, возглавляя епархию с 1984 года (сначала в сане архиепископа Смоленского и Вяземского). В Смоленской области, где проживают чуть более 1 миллиона человек, действуют семь благочиний (Смоленское, Гагаринское, Ярцевское, Сафоновское, Рославльское, Ельнинское, Демидовское) и Вяземское викариатство, насчитывающие около 140 приходов. Самостоятельная епископия была учреждена в Смоленске в 1137 году. В Калининградской области, где проживают около 940 тысяч человек, действуют четыре благочиния (Калининградское, Неманское, Приморское, Восточное), насчитывающие около 75 приходов. Первый православный храм открылся в 1985 году, до 1945 года этот регион принадлежал Германии. Общее количество храмов - около 270, в приходах Смоленской и Калининградской епархии проходят служение около 220 священников и диаконов. 5 февраля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29185.html

31 декабря 1920 года его привлекли к следствию по делу о «сокрытии народного имущества», и оставили на свободе под подписку о невыезде из города Смоленска. Обвинялся в нарушении декрета «Об отделении Церкви от государства». Святейшим Патриархом Тихоном в начале 1921 года Венедикт (Алентов) избран и наречен во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии. Его хиротония прошла 27 марта 1921 года в Смоленске. К месту назначения преосвященный Венедикт смог выехать, только когда Смоленский губернский трибунал снял с него обвинение в нарушении вышеуказанного декрета. В управление Вяземским Церковным Викариатством он вступил 19 января 1922 года. Викариатство имело круглую печать с текстом: «Вяземское Уездное Церковное Управление». Арестовали владыку Венедикта 6 февраля 1927 года в Вязьме. В заключении он находился вначале в местной тюрьме, а затем его перевели в Смоленский дом предварительного заключения. Епископу Венедикту предьявили обвинение «в монархической пропаганде», но он виновным себя не признал. 20 апреля 1927 года его освободили под подписку о невыезде. 8 июня 1927 года преосвященного Венедикта арестовали и поместили в Смоленский ДПЗ. Его привлекали по делу «контрреволюционной монархической организации» вместе с епископом Иларионом (Бельским), архимандритом Кириллом (Сычёвым) и игуменом Серафимом (Сибекиным) и др. 29 августа 1927 года решением особого совещания при Коллегии ОГПУ, по статьям 58–6, 58–12 преосвященного Венедикта приговорили к десяти годам ссылки. Ему предъявили обвинение в «содействии контр-революционной монархической организации, укрывательстве её участников, созданной с целью свержения Соввласти и восстановления монархии». Считается, что он находился в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), где работал санитаром. По другим данным, три года он находился в ссылке в Киргизии. 23 декабря 1928 года по амнистии ему сократили срок до семи с половиной лет. Освободили владыку Венедикта 6 августа 1934 года, и он проживал в Рязани. С 1934 по 1936 годы преосвященного Венедикта назначали на разные кафедры: епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии (с 22.11.1934 г. по 12.03.1935 г.; не получил регистрации и вернулся в г. Рязань); епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии (с 12.03.1935 г., на кафедре не был, ввиду того, что кафедру не покинул епископ Варлаам (Пикалов)).

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

В 1921 году храм посетил епископ Минский Мелхиседек (Паевский), объезжавший приходы епархии. В 1922 году усилиями безбожных властей в Русской Православной Церкви возник обновленческий раскол, и в июле 1922 года епископ Мелхиседек объявил об автономии Белорусской Церкви и стал митрополитом Минским и Белорусским. 7 апреля 1923 года в минском Петропавловском кафедральном соборе владыка Мелхиседек в сослужении епископов Вяземского Венедикта (Алентова) и Гжатского Феофана (Березкина) хиротонисал отца Иоанна во епископа Мозырско-Туровского, викария Минской епархии. Первое время епископ Иоанн жил в Мозыре, а затем обосновался на своей родине в городе Петрикове. Приступив к исполнению архипастырских обязанностей, он энергично принялся за дело, взяв себе за правило частое посещение храмов вверенного ему викариатства. Пользуясь тем, что власти законодательно не запретили преподавание частным порядком Закона Божия и всего относящегося к православной вере, он стал регулярно собирать у себя детей, разучивать с ними церковные песнопения и преподавать им Закон Божий. В 1926 году власти арестовали епископа. Будучи допрошен, владыка Иоанн заявил: «Я, как человек сильных и твердых убеждений религиозных и как епископ, вел работу в пределах установленных властью законов» . 26 марта 1926 года приговором Особого Совещания при Коллегии ОГПУ епископ Иоанн был лишен права проживания в крупных городах страны и выслан из Петрикова. В Великий Четверг 1926 года епископ последний раз отслужил на родине Божественную литургию и, испросив прощения у прихожан, вышел из собора. Люди шли за владыкой до пристани, а затем еще долго шли в холодной воде за баржей, на которой увозили владыку. Высланный из Петрикова, епископ не пожелал терять связи со своей паствой и поселился в городе Лоеве Гомельского округа, где, по мнению властей, «вновь развернул антисоветскую работу, выразившуюся в нелегальном управлении епархией...» 18 сентября 1926 года епископ Иоанн был приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. По окончании ссылки в 1929 году, ему было запрещено жить в некоторых городах и за ним был установлен административный надзор. Митрополит Сергий (Страгородский) назначил его епископом Рыльским, викарием Курской епархии. На пути в Рыльск владыка заехал к архиепископу Курскому Дамиану (Воскресенскому), чтобы поставить его в известность о полученном им от митрополита Сергия назначении.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

В нижнем ярусе постройки, под храмом, расположены проезд и узкий проход, перекрытые цилиндрическими сводами, к западу и востоку от них находятся неск. палат. 2-й этаж занимает храм: 1-главый, бесстолпный, перекрытый лотковым сводом, вытянутый с севера на юг, с 3-частным алтарем. Храм соединен с обширной трапезной палатой, перекрытой полулотковым сводом, к западу от к-рой оборудованы небольшая комната, служившая казначейской, и сени. Высокий четверик храма завершается рядом кокошников, утопленных в стену; карниз с поребриком разделяет ярусы здания. Наличники окон храма и трапезной состоят из полуколонок на консолях, несущих треугольные фронтоны. Основным объемам здания соответствуют пилястры на фасадах. В сер. XVIII в. к сев. стене трапезной было пристроено крыльцо с лестницей на 2-й этаж, а над юго-зап. частью трапезной была поставлена колокольня, состоящая из 2 восьмериков на невысоком постаменте. Грани ярусов звона прорезаны барочными арками. Одновременно или неск. ранее к алтарю Вознесенской ц. были пристроены 2 кирпичные палаты с проездом между ними (перестроены в XIX в.). В сер. XIX в. к трапезной с запада примкнул 2-этажный корпус келий (не сохр.). В 30-х гг. XVII в. и в 1745 г. в В. м. были построены каменные 2-этажный братский и настоятельский корпуса. В 1750-1755 гг. на средства архим. Венедикта (Коптева) был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (перестроен в нач. XIX в. в стиле классицизма). В 1650 г. в В. м. была учреждена архимандрития. Посещения мон-ря царем Алексеем Михайловичем (окт. 1654 - февр. 1655, нояб. 1656 - янв. 1657) и патриархом Никоном (5 нояб. 1656) сопровождались пожертвованиями. В В. м. принял постриг и в 1677 г. был избран архимандритом буд. свт. Питирим , еп. Тамбовский, при к-ром наступил духовный и материальный расцвет обители. В нояб. 1681 г. в связи с предполагавшимся открытием Вяземского викариатства для содержания епископа мон-рю передавалась «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда с 90 дворами.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон посещали собор во время пребывания царского семейства в Вязьме в 1654 году. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. С 1681 года по указу царя Феодора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII-XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского). В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор принесен из Москвы список Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемая вязьмичами. В 1771 году в России свирепствовала чума, проникнув из Москвы почти во все города России, она чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение города от смертоносной болезни подвигло жителей города, в память этого события устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году он был построен на средства купца Авксентия Космича Фатова. С этого времени для Вяземского собора начался новый период расцвета. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. Когда неприятель был изгнан, соборный храм стоял без Богослужения еще несколько лет. На средства выделенные Священным Синодом собор был восстановлен в 1813-1815 годах. В 1836 году из кирпича рухнувшей из-за ветхого состояния колокольни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, просуществовавшая до 1930-х годов. В 1847-1849 годах на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова Иверский перестроен придел и с северной стороны устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (в настоящее время не существует). Каменная четырехъярусная колокольня построена в 1850 году. После обследований, проведенных в 1896 году архитектором Гунстом и инженерами Морозовым и Ястребовым, проведены работы по укреплению фундамента храма. Собору принадлежала каменная Фроловская часовня стоявшая у моста через реку Вязьму. В 1918 году постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода учреждено Вяземское викариатство.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

27 марта 1921 г. во епископа Вяземского был хиротонисан Венедикт (Алентов) , приехавший в Вязьму 19 янв. следующего года. В. в. в эти годы имело адм. регистрацию как «Вяземское уездное церковное управление», в вик-ство входили Вяземский и Сычёвский уезды. Летом 1922 г. еп. Венедикт уклонился в обновленчество, после покаяния вернулся в лоно Церкви (по-видимому, в 1925), в марте 1927 г. был арестован, приговорен к 3 годам ссылки. С 1929 до авг. 1932 г. В. в. возглавлял еп. Владимир (Горьковский) , служивший в нижнем храме вяземской Введенской ц., в апр.-авг. 1933 г. Вяземским епископом был Никон (Пурлевский) , с 24 авг. 1933 по 29 окт. 1937 г.- Модест (Никитин) , 17 марта 1936 г. возведенный в сан архиепископа и с нояб. 1936 по окт. 1937 г. управлявший Смоленской епархией. С 1 февр. по 5 апр. 1955 г. управляющим Смоленской епархией с титулом «епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии» являлся Михаил (Чуб) . 20 апр. 2005 г. Свящ. Синод РПЦ постановил назначить епископом Вяземским, вик. Смоленской епархии, игум. Игнатия (Пунина). В 1930-1937 гг. в верхнем храме вяземской Введенской ц. служил принадлежавший к григорианскому расколу еп. Павел (Троицкий). В 1930-1933 гг. существовало обновленческое В. в., к-рым управляли «епископы» Сергий Андреев (1930-1931), Петр Горбатов (нояб. 1932 - май 1933). Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 17, 17 об. [Ист.-стат. описание Смоленской епархии. Ркп., сер. XIX в.]; Филиал ГА Смоленской обл. г. Вязьма. Ф. 596. Оп. 1. Д. 295. Л. 167 [Вяземский уездный исполком. Адм. отдел, 1922 г.]; УФСБ РФ по Смоленской обл. Справка 10/8-С 6167 от 27.08.1997. Ист.: СГГД. Т. 4. 128; Епархиальный съезд духовенства и мирян Смоленской губ.//Смоленские ЕВ. 1917. 10. С. 272. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 919, 920, 946, 967, 986, 987, 991; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 236; Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 2. СПб., 2001. С. 131-133; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты/Сост. П. Н. Грюнберг. М., 2002. С. 88, 153-155, 178, 186, 200; http://www.sedmitza.ru [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/161153.html

В 1674 г. по повелению царя Алексея Михайловича положено основание каменному собору на возвышенном месте, в главной крепости, между существовавшими тогда двумя башнями и надзор за работами возложен был на вяземского наместника. Постройка его окончена в 1676 г. В нем устроены были три престола: главный – во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя трех святителей московских и преп. Сергия. Когда назначено было викариатство в Вязьме для Смоленского митрополита, Троицкий собор возведен был на степень кафедрального и при нем определен штат священно-церковно-служителей, который оставался и по закрытии кафедры до 1765 г. Служащим при соборе определено было жалование и руга. В царствование Петра I в 1696 г., по случаю войны со Швецией, состоявшим на жаловании церквам уменьшена руга, отпуск хлеба прекращен. В 1777 г. определено всем священно-церковно-служителям собора 64 – 40.5 руб., а на церковные потребы 3 – 90 руб. Несмотря на эту прибавку, средства собора были так скудны, что недели по две не было богослужения и только случайные благотворения поддерживали его. Так князь Сергей Салтыков покупал воск и просфоры по средам для службы в приделе преп. Сергия; купец Гайдуков, чтобы привлечь молящихся к собору, посылал туда по воскресеньям и праздничным дням певчих из своих крепостных людей. По старанию того же благотворителя в 1798 г. собрана сумма по подписке для исправления собора; в 1803 г. собор был расписан и обновлен. Расписание было неудачно: митрополит Платон, проезжая через Вязьму в 1804 г., нашел его совсем без вкуса, а помещение 3-х святителей между главным престолом и приделом преп. Сергия - «тесным и непорядочным». Преосвящ. Серафим в 1805 г., осмотрев собор, нашел в нем крайнюю скудность и велел закрыть придел трех святителей. В 1812 г. французы выжгли все внутренние украшения собора и обратили его в магазин для складки соли. В таком положении он находился целый год, с 12 августа 1812 г. по август 1813 г. В это время получено было предписание губернатора Смоленска – непременно очистить собор, а св. Синоду для исправления его выслать до 15 000 руб. К концу 1814 г. собор был исправлен и в следующем году освящен.

http://sobory.ru/article/?object=00465

  001     002    003