Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iro по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

В. м. осуществлял широкую благотворительную деятельность. Во время голода 1891-1892 гг. и в годы русско-япон. войны проходили бесплатные трапезы, открылись лазареты, делались значительные пожертвования в епархиальные комитеты Красного Креста и др. орг-ции. На средства мон-ря были отремонтированы здания и выстроена церковь в Шацком ДУ, почетным блюстителем к-рого с 1877 г. был архим. Аркадий. В. м. учредил и содержал церковные школы в имении Нарышкиных Быкова Гора, в дер. Купле (в 2-этажном каменном доме с храмом, квартирами для учителей, общежитием), в селах Золотая Поляна и Шаморга. Ежегодно мон-рь жертвовал по 300 р. на церковные школы Шацкого у. и по 1000 р. на школы в Тамбовской епархии. При принесении Вышенской Казанской иконы в Тамбов 1/3 пожертвований направлялась на духовно-учебные заведения епархии. Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г. Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г. В 1865 г. В. м. владел 398 дес. земли, в нач. XX в.- 1348 дес. земли (в т. ч. 508 дес. пахотной и 300 дес. луговой земли на р. Цне), большая часть к-рой сдавалась в аренду. К 1905 г. у В. м. имелся неприкосновенный фонд в 265 030 р. На берегу р. Цны мон-рь построил деревянную часовню с домом для пономаря и сторожа лесных угодий. К 1905 г. в В. м. проживало ок. 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. После кончины в 1907 г. архим. Аркадия (похоронен у алтаря Рождественской ц.) настоятелем стал игум. Ипатий. В 1919 г. В. м. был закрыт, часть братии изгнана, территория передана лесхозу, свиносовхозу, детскому городку им. III Интернационала (учителя жили в братском корпусе, дети - в трапезной). По благословению игум. Августина (Щеглова) монашескую общину в В. м. с 1923 г. возглавлял иером. Дорофей (Аникин), к-рый вместе с иеромонахами Арсением (Егоровым), Иовом (Мироновым), Макарием (Шешляковым), мон. Пахомием жил в маленькой комнате на территории обители, совершал богослужения. Часть насельников жили в близлежащих селах, в т. ч. игум. Августин (Щеглов), иеромонахи Сергий (Васильев), Феофан (Яркин), Леонтий (Купряшкин), мон. Аркадий (Эктов). Ок. 1930 г. большая часть братии была арестована. Успенский и Рождественский храмы, нек-рое время действовавшие как приходские, к 1938 г. были закрыты. С 1938 г. в В. м. находилась психиатрическая больница, в к-рой в 60-х гг. содержались более 900 чел. В Казанском и Рождественском соборах были размещены больничные склады. В 1973 г. усердием неск. священнослужителей, в т. ч. настоятеля Сергиевской ц. в с. Эммануиловка прот. Г. Глазунова, были обретены и тайно перенесены в Троице-Сергиеву лавру мощи свт. Феофана. С 1988 г. мощи святителя находились в Сергиевском храме Эммануиловки. У алтаря храма были погребены и обретенные в В. м. нетленные останки архим. Аркадия (Честонова). С 1947 г. в том же храме находится сохраненная 2 монахинями Вышенская Казанская икона Божией Матери. Паломники со всей России и из-за рубежа приезжали в сельскую церковь для поклонения святыням.

http://pravenc.ru/text/161125.html

17. Милославское (Милославский р-н; прот. Валерий Хиров). Епархиальные отделы и их руководители: 1. Отдел катехизации и религиозного образования (свящ. Сергий Рыбаков), 2. Отдел по делам молодежи (иером. Платон (Воробьев)), 3. Историко-архивный отдел (свящ. Сергий Трубин). Свято-Духовская церковь в Рязани, XVII в. Статистика: 284 прихода (57 городских, 227 сельских), 245 действующих храма, 23 часовни; 338 священнослужителей (316 священников, 22 диакона). Действующие монастыри: 1. Иоанно-Богословский муж. мон-рь, документально известен с 1237 г., в 1931 г. закрыт, возвращен Церкви в 1988 г. 19 насельников. Наместник — архим. Авель (Македонов). Адрес: 391132, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово. 2. Свято-Троицкий муж. мон-рь, основан в XIV в., закрыт в 1920-е гг., возрождается с 1995 г. 15 насельников. Наместник — архим. Андрей (Крехов). Адрес: 390018, Рязань, Огородный пер., 23а. 3. Николо-Чернеевский муж. мон-рь, основан в 1573 г. как мужской, в 1912 г. обращен в женский, закрыт в 1920-е гг., возрождается как мужской с 1991 г. 9 насельников. Настоятель — игумен Феофан (Данченков). Адрес: 391588, Рязанская обл., Шацкий р-н, с. Старочернеево. 4. Свято-Дмитриевский муж. мон-рь, документально известен с XVII в., с 1764 г. заштатный необщежительный мон-рь, в советские года закрыт, возрожден в 1995 г. 7 насельников. Настоятель — игумен Амвросий (Калабухов). Адрес: 391830, Рязанская обл., Скопинский р-н, с. Дмитриево. 5. Успенский Вышенский жен. мон-рь, основан в XVI-XVII вв., закрыт в 1920-е гг., возрожден как женский в 1998 г. 18 насельниц. Настоятельница — игумения Нонна (Знаменская). Адрес: 391574, Рязанская обл., Шацкий р-н, п/о Выша, Быкова Гора. 6. Солотчинский Рождества Богородицы жен. мон-рь, основан в 1390 г. как мужской, закрыт в 1920-е гг., возрождается с 1993 г. как женский. 31 насельница. Настоятельница — игумения Варвара (Самарина). Адрес: 391020, Рязанская обл., п. Солотча. 7. Милостиво-Богородицкий жен. мон-рь, основан в1797 г., в советские года закрыт, возрожден в 1997 г. 24 насельницы. Настоятельница — монахиня Любовь (Доронина). Адрес: 391670, Рязанская обл., пгт. Кадом.

http://sedmitza.ru/text/394498.html

8. Покровский жен. мон-рь, основан в 1819 г., закрыт в 1919 г. полностью разрушен, возрожден в 1999 г. 9 насельниц. Настоятельница — монахиня Сергия (Масляева). Адрес: 391710, Рязанская обл., г. Михайлов. Учебные заведения: 1. Рязанское Духовное Училище (открыто в 1990 г., 4-х годичное, ректор — прот. Анатолий Лазарев; в 2001/2002 гг. — 224 учащихся (95 по очной форме, из них 58 человек на пастырском отделении, 37 — на псаломщическом; заочно обучается 129 человек, из них 91 — на пастырском, 38 на псаломщическом. Адрес: 390000, г. Рязань, Кремль, д. 1. тел. (0912) 77-52-95); 2. Православная гимназия во имя свт. Василия Рязанского (г. Рязань, открыта в 1995 г., директор — прот. Николай Сорокин, 230 учащихся с 1 по 11 класс); воскресные школы — 100. Успенский собор в Рязани, XVII в. Церковные СМИ: 1. журнал «Рязанский церковный вестник» (гл. редактор — митр. Симон, редактор — Солотчин С.Г., выходит 1 раз в 2 месяца, 1000 экз.); 2. журнал " Вышенский паломник " (издается с мая 1996 г. Братством во имя свт. Феофана Затворника; гл. редактор — Голикова Е.И.; подписной индекс 78647; Адрес редакции: 390000, г. Рязань, ул. Вознесенская, 63/18; тел. 77-41-06; postmaster@blago.ryazan.ru); 3. газета " Благовест " (издание Иоанно-Богословского мон-ря, ред. — Евсина И.И.; Адрес редакции: 390000, Рязань, ул. Кольцова,10,т. (0912) 77-20-77, 44-63-50); 4. телепередачи «Дорога к храму», «Зерна» (ведущий — Бочков В.Д.), «Неделя» (Рязанское областное ТВ); 5. радиопередача «Истоки» (Рязанское обл. радио; ведущая — Кулаева Т.В., еженедельно, 15-20 мин.). Православные объединения и организации: 1. Братство во имя свт. Феофана Затворника (г. Рязань, создано в 1995 г.; руководитель — Голикова Е.И.; преподавание Закона Божьего в школах, издание журнала «Вышенский паломник»); 2. Рязанская общественная организация «Православные витязи» (Руководитель — Тихонов В.И.; в 2002 г. в организации занимались спортом 183 мальчика от 10 до 17 лет); 3. Сестричество во имя св. благ. Царицы Александры Феодоровны (Старшая сестра — Петракова О.В.; в состав организации входят 20 сестр милосердия).

http://sedmitza.ru/text/394498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫШЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Рязанской и Касимовской епархии), находится в дер. Выша Шацкого р-на Рязанской обл. Первоначально муж. мон-рь, занимал территорию в 8 верстах от наст. местоположения, вверх по р. Выше (к XIX в. сохр. остатки фундаментов построек). Время основания неизвестно, в нач. XVII в. насельников притесняли местные жители. По челобитной строителя игум. Тихона (1625-1661) и по грамоте царицы-инокини Марфы (Романовой) в 1625 г. Успенская ц., кельи и «всякие хоромы» В. м. были перенесены на недоступный для мирян правый берег р. Выши, при ее впадении в р. Цну (по преданию, пущенная братией по течению реки икона Божией Матери пристала именно в том месте). В кон. XVII в. В. м. пострадал от пожара, в 1724 г. был приписан к Чернееву во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю . В 1739 г. в В. м. проживали иером. Иосиф и 4 насельника, в 1744 г.- 3 монаха и 1 псаломщик. Указом Рязанской духовной консистории 10 марта 1753 г. для служения в В. м. был переведен иером. Авраамий из Троицкого мон-ря «на устье реки Павловой» (см. ст. Рязанский во имя Св. Троицы мон-рь ). К сер. XVIII в. в В. м. находились деревянные Успенский храм, ц. во имя прп. Сергия Радонежского, кельи. На месте сгоревшей Успенской ц. (ок. 1754) был построен и игум. Василием освящен каменный храм (1761-1762), в к-ром в 90-х гг. XVIII в. устроен левый придел во имя прп. Сергия Радонежского. Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. находилась также дубовая колокольня, «рублена осьмериком, крыта тесом», с 4 колоколами. Мон-рь имел небольшие сенокосные угодья и пасеку, денежного жалованья не полагалось. В 1764 г. В. м. стал самостоятельным, заштатным, к 1780 г. в его хозяйстве имелось 5 лошадей, рогатый скот, пасека (5 ульев), 389 четв. земли, сенные покосы (700 копен). Часть монастырских земель обрабатывали крестьяне с уплатой оброка в обитель (25 р. в год).

http://pravenc.ru/text/161125.html

7. С. 246-263; 9. С. 303-308; 10. С. 322-345; 11. С. 367-381; Богданов Д. Ф. Описание документов Черниева мон-ря и Вышенской пуст.//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Т. 28. С. 95-106; Книга окладная мон-рям и церквам и часовням Шацкого города и Кадома//Там же. 1895. Т. 39. С. 146-224; Описание мон-рей Щацкой провинции//Там же. Т. 40. С. 59; Пискарев П. И. Список мон-рей Тамбовского края//Там же. 1896. Т. 42. С. 34; Кондратов А. Игум. Тихон, подвижник Вышенский//ДЧ. 1899. 12. С. 599-609; Архим. Аркадий, настоятель Вышенской пустыни//Тамбовские ЕВ. 1908. 45. С. 1971-1981; 47. С. 2074-2079; 49. С. 2208-2220; 1909. 1. С. 1-8; 5. С. 237-248; 6. С. 293-302; 15. С. 631-641; 17. С. 769-773; 19. С. 851-898; Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 819-823; Цветаев А., прот. Воспоминания об избавлении г. Тамбова от холерной эпидемии в 1871 г. по молитвам граждан пред чудотв. Вышенской иконой Божией Матери. Тамбов, 1916; Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993; Чудотворные иконы Матери Божией. Коломна, 1993. С. 438; Общежительная Вышенская Успенская пуст.//Вышенский паломник. Рязань, 1996. Май. С. 21-23; Июль. С. 74-76; Архим. Аркадий - настоятель Вышенской пуст.//Там же. 1997. 2. С. 64-66; 3. С. 75-77; 4. С. 98-100; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1998. С. 222-223; Сказание о чудотворной иконе Казанской Божией Матери, находящейся в Вышенской пуст. Шацкого у. Тамбовской епархии: Изд. кон. XIX в. Тамбов, 2000п; Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003; Свято-Успенский Вышенский мон-рь//Рязанский церк. вестн. 2004. 6. С. 62-67; Икона Божией Матери Казанская Вышенская: Повествование, акафист//Свято-Успенский Вышенский мон-рь. [Рязань], 2008. С. 4-34. Согласно «Сказанию...», жителю с. Ивановского Тихону, 6 лет страдавшему «неизлечимым недугом расслабления» и непрестанно молившемуся об исцелении, когда тот уже отчаялся, во сне явилась «Благообразная Девица» и повелела: «Поди в село Жадовку, на поляну, находящуюся за источником Самородки.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Во время переезда из Москвы в Тамбов извозчик задумал ограбить и убить женщину и с этой целью свернул с дороги в лес. Мария, почувствовав угрозу жизни, стала усердно молиться Божией Матери и услышала голос, исходящий от иконы: «Не бойся, Я - твоя Заступница!» (ГАРО. Ф. 974. Оп. 1. Св. 4. Д. 4: Из ведомости о Вышенской Успенской муж. общежительной пуст. за 1891 г. Б/л). Извозчик пришел в ужас, услышав голос Пресв. Богородицы, и был поражен слепотой. Получив скорое возмездие за дурные помыслы, он искренне раскаялся, и по молитвам Марии к нему вернулось зрение. Доехав благополучно до Тамбова, московская послушница определилась в Вознесенский мон-рь по благословению его игум. Маргариты и осталась жить в этой обители. Чудотворный образ своей Заступницы она поместила в келье. По ходатайству игумении Мария была пострижена в монахини 9 июня 1816 г. с наречением имени Миропия (Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 4-6). Спустя нек-рое время благочестивая монахиня снова удостоилась чуда через Казанскую икону. В нач. 1827 г. Божия Матерь трижды явилась во сне мон. Миропии и повелела ей отправить Свой образ в Шацкую Вышенскую пуст. «на вечное пребывание» (Там же. С. 7). Монахиня передала икону в обитель через своего духовника иером. Филарета. Он в свою очередь «вручил случившемуся в то время в Тамбове о. протоиерею села Конобеева Димитрию Афанасьевичу Конобееву, а он и доставил св. икону в пустынь» (ГАРО. Ф. 974. Оп. 1. Св. 4. Д. 4: Из ведомости о Вышенской Успенской муж. общежительной пуст. за 1891 г.). 14 лет пребывавшая в Вознесенском мон-ре в келье мон. Миропии икона с 7 марта 1827 г. стала главной святыней Вышенской пуст. и получила название «Вышенская». На новом месте К. В. и. прославилась чудесами, о к-рых стало известно за пределами епархии. Икона была причислена к российским святыням; 8/21 июля 2012 г. торжественно отмечается 200 лет со дня прославления К. В. и. Казанская Вышенская икона Божией Матери. До 1812 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловке) Казанская Вышенская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В 1891-1892 гг. архим. Аркадий для увековечения памяти мон. Миропии и в благодарность за подаренную ею икону устроил на ее могиле в тамбовском Вознесенском мон-ре часовню-памятник с неугасимой лампадой ( Кученкова. 1993). Мон. Миропия. Фотография с портрета, выполненного свт. Феофаном Затворником. Нач. ХХ в. Мон. Миропия. Фотография с портрета, выполненного свт. Феофаном Затворником. Нач. ХХ в. До нашего времени дошел акт осмотра соборов и помещений бывш. пустыни от 13 февр. 1924 г. (документ плохо сохр., текст почти не читается). В этом акте, составленном декоратором театра, говорится о состоянии собора и его ценностях. В описании упоминаются К. В. и. и портрет ее дарительницы мон. Миропии, написанный свт. Феофаном Затворником. «Там же в правом приделе на стене в простом киоте икона Казанской Божией Матери размер 11/2×1 аршин, фольговая риза белая, уже развалившаяся, живопись в некоторых местах попортилась от жары, она, кажется, свидетельница пожара. По оплечье фольговая риза заменена новой, после пожара ризы не оказалось, от времени она разваливается, на что я прилагаю лоскуток подкладки (лоскуток в деле не сохр.- Авт.), под фольгой бумаги с печатным шрифтом и видом бумаги и на нем напечатанным указом времен императоров Николая I или Александра I. Икона сама старого темного письма и довольно приличного. Дальше слева при входе в церковь нашел портрет на окне монахини Миропии, на задней стороне портрета написано красной краской на самом холсте и под рамкой. Надпись: «Монахиня Миропия Данкова. От сей монахини поступила в Вышенскую Пустынь чудотворная икона Казанская в 1827 г. Портрет написан рукой преосвященного епископа Феофана, пребывающего на покое в пустыни в 1872 г.»» (ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 534. Л. 196, 353). Казанская Вышенская икона Божией Матери. XIX в. (Вышенский Успенский мон-рь) Казанская Вышенская икона Божией Матери. XIX в. (Вышенский Успенский мон-рь) В 1918 г. почти во всех уездах Тамбовской губ. вспыхнули восстания крестьян против советской власти. По сохранившимся воспоминаниям местных жителей, в это время в Вышенском монастыре неоднократно организовывались крестные ходы с К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В. и. В 2011 г. в связи с исполняющимся в 2015 г. 200-летием со дня рождения свт. Феофана Затворника были проведены крестные ходы с Вышенскими святынями - К. В. и. и мощами свт. Феофана - по России (Владимирская и Тамбовская епархия, Рязань и Тверь), а также по Украине (Киево-Печерская лавра, Почаевская Успенская лавра, Тернополь и др.). Особенно торжественной была встреча святынь в Почаевской лавре. Об исцелении от К. В. и. сообщила в письме в Вышенский монастырь жительница пос. Орша Тверской обл. (Рязанский церк. вестн. 2011. 6. С. 47-51). Другая женщина по предстательству Божией Матери по молитвам к К. В. и. исцелилась от рака (Свято-Успенский Вышенский монастырь. 2004. С. 65-66). Арх.: Архив Рязанского ЕУ. Д. Вышенский Успенский жен. мон-рь. Б/л; Архив Рязанского НУК ЦИАМ «Древлехранилище». Указ Святейшего Синода 692 от 18 февраля 1891 г. Д. Вышенская Успенская пустынь. Копия; Воспоминания Варвары Павловны Инструниной, старейшей прихожанки храма в с. Эммануиловка, о судьбе Казанского-Вышенского образа Божией Матери в годы советских гонений на Церковь; ГАРО. Ф. 627: Указ Святейшего Синода 692 от 18 февр. 1891 г., копия; Оп. 178-232 (204). Д. 17. Св. 213. Дело не пронумеровано; Ф. 974. Оп. 1. Св. 4. Д. 4: Вышенская Успенская общежительная пустынь Шацкого уезда Тамбовской губернии. Б/л; Д. 4: Из ведомости о Вышенской Успенской муж. общежительной пуст. за 1891 г. Б/л; Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 534. Л. 145, 148. Циркулярное распоряжение НКЗ и НКП от 29 авг. 1923. 78/1209. Л. 185; Л. 196, 353. Заключение декоратора советского театра К. Ванковского. 13.02.24 г.; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 92. Л. 97-98; Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 3. Л. 10; ГАТО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 868. Л. 1-4. Лит.: Перенесение иконы из Вышенской пуст. в г. Моршанск//Тамбовские ЕВ. 1862. 9. С. 357-358; Вышенская чудотворная икона Казанской Божией Матери//Там же. 1867. 12. С. 544-546; Принесение чудотворной Вышенской иконы Матери Божией в г. Тамбов//Там же. 1872. 8. С. 436-438; Общежительная Успенская Вышенская пуст.//Там же. 1881.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В 1918 г. с. Высочиновка было переименовано в с. Пролетарское. Мон-рь был разорен, икона считается утраченной. В низинном месте луга сохранился колодец, образовавшийся на месте явления иконы, у к-рого совершаются богослужения, служатся водосвятные молебны. В Свято-Троицком храме г. Змиёва находится список иконы XIX в. Ист.: ЦДАВО. Ф. 3. Д. 1064; Архив музея Свято-Успенской Святогорской лавры. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1857. Отд. 4; Спасение потопавших при молитвенном возгласе к Божией Матери//ДЧ. 1867. Ч. 3. 9. Изв. и заметки. С. 47-54; Сказание о чудотворной иконе Пресв. Богородицы Казанско-Высочиновской и сведения об учрежденном в Ее честь Высочиновском Казанском муж. общежит. мон-ре и обретающихся в нем святынях. К., 1888; Зверинский. Т. 1. С. 160; Денисов. С. 890; Бухарев И. Иконы. 1901, 20022. С. 372-374; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 435-436; Высочиновский Казанский мон-рь в Змиевском уезде Харьковской губ.//Православные русские обители. С. 507-508. Е. К. Плыгун Казанская Вышенская икона Божией Матери (К. В. и.), получила название по месту пребывания в Вышенской Успенской муж. пуст. Шацкого у. Тамбовской губ. (ныне Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Скопинской и Шацкой епархии Рязанской митрополии). Наиболее ранние сведения о К. В. и. восходят к 1812 г. Во время разорения Москвы французами среди людей, бегущих из горящего города, была послушница московского Зачатьевского мон-ря Мария Ивановна Аденкова (в нек-рых источниках - Данкова). Она покидала Москву с намерением отправиться в Тамбов, чтобы стать насельницей тамбовского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря . Торопясь с выездом, Мария, будучи состоятельной вдовой дворянского происхождения, почти все имущество оставила в московской обители. Не рассталась она лишь со своей святыней - Казанской иконой Божией Матери, которой ее благословили родители. Помолившись перед иконой, Мария вышла из кельи, держа образ в руках, и села на подводу.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010