Гегель Гегель (Георг-Фридрих-Вильгельм, 1770–1831 г.) в свое время оказал необыкновенно могучее влияние на умы, его философия рассматривалась, как последнее и окончательное слово истины, но его влияние не было продолжительным. Его ученики различным образом изменили его учение в существенных пунктах, а последующие поколения знакомились с ним лишь по кратким изложениям его системы в курсах истории философии. До сих пор нет ни одной специальной монографии о философии религии Г., но за всем тем, через посредство своих учеников, Г. еще живет в богословствующих умах, и затем в последнее время все более и более выясняется, что, если слава Г. была преувеличенною, то забвение его было мстившей саму за себя несправедливостью: забыв Г., забыли много глубоких и поучительных идей. Теперь снова постепенно обращаются к его философии. По Г. цель бытия и цель философии одна и та же. Цель философии есть истина; цель, к которой стремится бытие, есть самопознание, или самосознание; таким образом, процесс мирового бытия есть процесс философствования. Вместе с тем, это есть и процесс самоосвобождения, потому что познание истины есть приобретение свободы ( Ин.8:32 ). Абсолютное познание есть совпадение мышления с бытием, есть абсолютное самосознание. В процессе развития мысль предшествует бытию, потому что всякое бытие есть выражение или раскрытие мысли. Таким образом, началом всего должно положить абсолютную мысль или идею, которая переходит в бытие через самоотрицание (в бытии еще нет мысли), но бытие, развиваясь, в своих высших формах достигает сознания и самосознания. Здесь происходит возвращение идеи самой в себя или самосознание абсолютного духа через посредство конечного духа. Достижение такого самосознания есть цель и религии, и философии, но той и другой эта цель достигается различным образом. Религиозный процесс в его существе и в его исторических формах Г. представляет следующим образом. Первая форма, в которой религия вступает в сознание, есть чувство (Gefuhl), но это свойственно не исключительно религии, так как каждое содержание нашего сознания прежде всего открывается в чувстве, как форме непосредственного знания, в котором познающий субъект и познаваемый объект еще находятся непосредственно один в другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Разделы портала «Азбука веры» Отдел образования Казахстанской митрополии Отдел Дистанционного Образования Богословско-Миссионерского факультета – это учреждение просвещения Русской Православной Церкви для мирян, построенное на принципах ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, которое призвано дать полноценные знания учащимся в объеме курса духовных семинарий. Целью Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского факультета является: Приобретение прихожанами и сотрудниками храмов Русской Православной Церкви систематических знаний о православной вере. Предоставление педагогам светских – высших и средних – учебных заведений мощного инструмента для воспитания молодежи и достоверных знаний о православной культуре. Помощь настоятелям православных храмов в воспитании собственных кадров, православных миссионеров и преподавателей церковных дисциплин для воскресных школ на приходах. Помощь студентам заочных отделений православных духовных семинарий качественно организовать свое обучение и получить глубокие полноценные знания. Срок обучения: Два года – для желающих получить базовые знания о православии (с вручением сертификата). Четыре года – для людей, окончивших базовый курс и имеющих своей целью получение углубленных знаний с последующим их применением в миссионерской деятельности (с вручением диплома). Студентами отделения Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского факультета могут быть лица православного вероисповедания в возрасте от 18 до 60 лет, прошедшие собеседование. Успешно окончившие отделение Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского факультета смогут стать катихизаторами, миссионерами, преподавателями Закона Божия, церковнославянского языка, догматического богословия, церковно-исторических дисциплин в воскресных школах и на богословских курсах при Православных приходах. Поскольку основной задачей Богословско-Миссионерского факультета является воцерковление учащихся, то система дистанционного обучения предполагает живое участие наших студентов в приходской жизни тех храмов, рядом с которыми они проживают.

http://azbyka.ru/katehizacija/distantsio...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Духовное образование (Телепрограмма, 23.09.06) (комментарий в русле истории) Новодевичий монастырь Духовные школы Русской Православной Церкви в 1943–1949 годах А. М. Катаев (Приводится по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006, 1. С. 177-190 ) Во время встречи митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным 5 сентября 1943 г. решался вопрос об открытии в Москве богословского института и богословско-пастырских курсов. Об открытии богословских курсов просил митрополит Сергий. Сталин предложил открыть сразу духовные академии и семинарии, поскольку богословские курсы казались ему недостаточно солидным учреждением. Как отмечает О. Ю. Васильева, в них, по мнению Сталина, «не было… показной солидности представительства Русской Православной Церкви». Следует заметить, что Сталин неплохо знал дореволюционную систему духовного образования, поскольку провел в стенах духовных школ 11 лет, окончив Горийское духовное училище и 5 лет отучившись в Тифлисской духовной семинарии. Однако митрополит Сергий возразил: «...у молодежи не сформировано нужное мировоззрение для такого образования». Патриарх предложил поручить разработку «Положения» о духовных школах архиепископу Саратовскому Григорию (Чукову), который имел большой опыт работы в подобных заведениях. До мая 1923 г. протоиерей Николай Чуков занимал должность ректора Петроградского богословского института. С 2 апреля 1924 г. он заведовал богословскими курсами Центрального городского района Ленинграда и являлся членом комиссии по выработке Положения о Высших богословских курсах. 24 сентября 1925 г. Григорий (Чуков) был избран ректором Высших богословских кур-сов и оставался в этой должности до их закрытия 31 июля 1928 г.5 В октябре Патриарх Сергий представил в Совет по делам Русской Православной Церкви «для согласования» Положение о богословском институте и богословско-пастырских курсах и учебную программу, разработанные архиепископом Григорием.

http://sedmitza.ru/text/407224.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГУНДЯЕВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Михаил Гундяев Михаил Васильевич Гундяев ( 1907 - 1974 ), митрофорный протоиерей , настоятель Свято-Никольского храма на Большой Охте . Родился 18 января 1907 года в городе Лукоянов Нижегородской губернии в семье железнодорожного машиниста Василия Гундяева , позже ставшего священником. С раннего детства мечтал стать священником. Поэтому после окончания средней школы остался в городе Лукоянове, чтобы проходить послушание у местного архипастыря – епископа Лукояновского Сергия . Юноша исполнял при архиерее обязанности иподиакона и секретаря. В 1926 году поступил учиться на Высшие богословские курсы в Ленинграде , где проучился до 1928 года, слушая лекции знаменитых профессоров и прилежно занимаясь под их руководством. Он собрал прекрасную рукописную библиотеку, составленную из конспектов лекций этих выдающихся ученых. Однако много позже эти конспекты сыграли в судьбе молодого богослова весьма неожиданную и печальную роль, став вещественными доказательствами в ходе следствия по делу Михаила Гундяева, обвинявшегося, среди прочего, в намерении совершить покушение на жизнь товарища Сталина. Еще будучи студентом Высших богословских курсов, он одновременно пел в хоре подворья Киево-Печерской лавры в Ленинграде и активно участвовал в приходской жизни, служил псаломщиком в сельском храме деревня Каменка . В августе 1928 года Высшие богословские курсы были закрыты, Михаила призвали в Красную армию, где он прослужил два года. По возвращении в Ленинград поступил на работу, совмещая её с обучением в Механическом техникуме, который успешно окончил в 1933 году. Этот техникум был единственным учебным заведением в городе, куда оказалось возможным поступить, имея в личном деле запись об обучении на Высших богословских курсах. Именно по этой причине документы Михаила не приняли в мединституте, который он первоначально избрал, намереваясь выучиться на врача.

http://drevo-info.ru/articles/14113.html

Исполнившееся 11 (24) июля 1955 г. восьмидесятилетие А. В. Карташева обнимает собою целую эпоху. В его детской памяти врезалось убийство Императора Александра ΙΙ, пережитое им в невозмущенной тишине русской провинциальной глуши. И он же в наши дни своим нестареющим духом откликается – живее, чем многие молодые – на происходящее в мире в исходе второй мировой войны. Но мало того, что эти восемьдесят лет составляют целую эпоху, на протяжении которой жизнь мира изменилась до неузнаваемости. В своем православном восприятии истории Антон Владимирович сообщает этому пестрому содержанию внутреннее единство. И потому его восьмидесятилетие выходит за тесные пределы дружной ученой семьи. Посвящая своему старейшему члену настоящую книжку «Православной Мысли», Совет Богословского Института переживает этот домашний праздник, как событие общественное, на которое не могут не отозваться ни Русская Зарубежная Церковь , ни Русская эмиграция вообще. Прежде всего, чисто внешне, Антон Владимирович есть то звено, которое соединяет наш Богословский Институт с духовной школой русского дореволюционного прошлого. Он ее прошел всю, снизу доверху, от духовного училища до С.-Петербургской Духовной Академии, где, по окончании курса, был и преподавателем: и. д. доцента по кафедре Истории Русской Церкви. Решившись оставить Академию, он поступил в 1905 г. на службу в Петербургскую Публичную Библиотеку и был избран преподавателем Петербургских Высших Женских (Бестужевских) Курсов по кафедре Истории Религий и Церкви. Не только его преподавание на Высших Женских Курсах, но и его работа в Публичной Библиотеке имела характер научный. В свои студенческие годы я очень много слышал об Антоне Владимировиче от знакомых курсисток, ценивших его лекции чрезвычайно высоко. Но познакомился я с ним только по окончании Университета, когда я был одновременно оставлен при Университете для подготовки к профессорскому званию и причислен к Публичной Библиотеке в качестве «вольнотрудящегося» по отделению Богословия. Это было в сентябре 1914 г. Моим первым начальником по службе был Антон Владимирович. Мне было тогда двадцать два года. Я увидел Антона Владимировича за его работою ученого библиотекаря и могу засвидетельствовать, что пополнение библиотеки научно-богословской литературой в размахе старой дореволюционной России было ученой заслугой Антона Владимировича, зорко следившего за специальной библиографией и не отстававшего от движения науки. Всем нам известный богословский «энциклопедизм» Антона Владимировича уже тогда поражал его сотрудников. Опыт беженства, открывший нам заграничные книгохранилища, показал нам, что в последние предреволюционные годы, Богословское Отделение Петербургской Публичной Библиотеки стояло на большей высоте, и его книгохранилища были богаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В синем зале Епархиального Управления 14 сентября прошел торжественный молебен на начало нового учебного года на Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсах при Отделе религиозного образования и духовного просвещения. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Вот уже семнадцатый год здесь готовят катехизаторов - наставников в вере - и церковных педагогов, столь необходимых нашей Церкви сегодня. Интересные преподаватели, совместная церковная молитва, активное участие в любимых всеми епархиальных выставках, да и просто друзья-единомышленники - все это можно найти, придя в новом учебном году на Свято-Иоанновские курсы. Немного истории В дореволюционной России в духовных училищах и учительских семинариях готовили преподавателей с духовным образованием. В начале девяностых годов прошлого века, когда стали возрождаться церковноприходские воскресные школы, потребность в таких кадрах возникла особенно остро. Тогда, в 1991 году, и появились богословско-педагогические курсы, которые с 1999 года стали именоваться Свято-Иоанновскими, в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, прекрасно совмещавшего пастырское и педагогическое служение в качестве законоучителя. Сначала курсы были годичными, затем - двухгодичными, а с 1997 года программа обучения рассчитана на три года. В этом году курсы вновь готовы принять будущих катехизаторов и педагогов. 14 сентября в синем зале Епархиального управления прошел торжественный молебен на начало нового учебного года. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Жизнь курсов Занятия проходят в вечернее время с 17 до 21 часов, два дня в неделю (вторник и пятница) - обязательное посещение и два дня (понедельник и четверг) - факультативы. Читают лекции и проводят занятия 27 преподавателей, из них 12 имеют священный сан и 15 - миряне, преподающие в высших духовных и светских учебных заведениях Санкт-Петербурга. За три года слушатели изучают 18 предметов из четырех тематических разделов: исторического, богословского, педагогического и культурологического.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

архим. Киприан (Ященко) Часть I. Лекции по педагогике Лекции прочитаны на Высших Богословских Курсах при Московской Православной Духовной Академии в 2009–2010 учебном году Педагогический крест Первая беседа игумена Киприана (Ященко) посвящена педагогической системе, элементами которой являемся мы все – родители, преподаватели и служители Церкви. Каждому из нас предстоит отвечать на Страшном суде за то, как мы воспитывали детей в духе православия, сумели или нет привести их к Богу. Игумен Киприан: Поднимите руки, у кого из вас есть педагогическое образование? Слушатели откликаются на просьбу. – Опускайте. А кто окончил педагогический институт? Среди собравшихся находятся и такие. – Семь человек, замечательно! Поднимите руки, кто из вас занимался когда-нибудь педагогической деятельностью? По-другому поставлю вопрос. Кто из вас никогда не занимался педагогической деятельностью? Появляется много рук. – Видите, сколько обманщиков?! А воспитание собственных детей разве не педагогическая деятельность? Все, кто мучается со своими детьми, уже попадает в разряд педагогов. Сейчас вы учитесь, у нас есть преподаватель и студенты, происходит некое взаимодействие, перемещение знаний из одной головы в другую. Вот это и есть педагогика, в данном случае – дидактика. Для того чтобы у нас возникла концептуальная схема, начнем с «педагогического креста». Нам так будет удобно рассматривать основные элементы педагогической системы. Что такое педагогическая система? Среди вас есть, к примеру, предприниматели. И они понимают, что существуют бизнес-планы, некие схемы, по которым выстраивается их деятельность. То же самое в педагогике. Кто может привести пример педагогической системы? Слушатели выдвигают свои версии: школа, вуз, взаимодействие «начальник-подчиненный». – Конечно, начальник еще как воспитывает! А в масштабах страны – что может быть педагогической системой? – Министерство образования. – Министерство образования – один из важнейших элементов системы образования в России. Каждая семья – малая церковь , даже если она и неполная, это уже педагогическая система. Наши родители, мы с вами являемся ее плодами, с молоком матери мы впитываем некое содержание, которое в нас вкладывают с момента зачатия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вступление в Церковь «Вступление в Церковь» Афанасьева представляет собой курс лекций, читанные им в Богословском Институте и на Высших женских богословских курсах в Париже и впоследствии обработанные автором. Тема «Вступления в Церковь» — церковные каноны относительно Крещения, но на глубине это глубокое богословие Крещения. Как и всегда у Афанасьева, «Вступление в Церковь» отличается с одной стороны строгой научностью, с другой — глубоким проникновением в новозаветное, ранехристианское видение Церкви. «Вступление в Церковь» носит популярный характер, скорее ознакомительный, чем исследовательский, ввиду своего лекционного характера. Афанасьев начинает свое «Вступление в Церковь» такой характеристикой Крещения: «Прием в Церковь не совершается через простую декларацию желающего в нее вступить. Церковь не есть общество людей, объединенных одной верою. Церковь есть народ Божий, образованный Богом для Себя, с которым Бог заключил Завет на Голгофе, собранный Богом в теле Христа. Основанная Христом на Тайной Вечери, Церковь актуализировалась в день Пятидесятницы через сошествие Духа. Пребывая в старом эоне, она принадлежит новому эону, залогом которого является Дух. По своей природе она — эсхатологична, так как она уже есть на земле начало «последних дней». И будет в последние дни [ en tais eschatais emeras ], говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… (Деян.2, 17). Это древнее пророчество напомнил апостол Петр в своей первой проповеди после Пятидесятницы. В тот же день на вопрос слушавших первую проповедь апостола, что им делать, Петр, ответил: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа (2,38). Мессианское царство наступило, но войти в него можно лишь через отложение прежних грехов, через дар духа. Надо умереть для прежней жизни и возродиться духом для жизни нового эона. Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин.3,5). Вступление в Церковь есть вступление «в тело Христово». Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело [ eis en soma] (1 Кор. 12,13). Как новое рождение и как рождение сверху (Ин.3,7) вступление в Церковь есть творческий акт, совершаемый Духом, а потому вступающий в Церковь становится новой тварью во Христе. Духовно родившийся в «крещении водою и Духом» вступает «в тело» и становится членом народа Божьего.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня» На 60-м году жизни после тяжелого заболевания скончалась известный ученый и педагог монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко) 01.02.2019 7128 Вчера в одной из больниц Санкт-Петербурга на 60-м году жизни после тяжелого онкологического заболевания скоропостижно скончалась монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко), профессор кафедры истории педагогики Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, доктор философских наук. Покойная также преподавала в Санкт-Петербургской духовной академии, Самарской духовной семинарии и на Высших богословских курсах в Московской духовной академии. Редакция «Русской народной линии» выражает глубокие соболезнования родным, близким, коллегам покойной. Да упокоит Господь душу новопреставленной монахини Александры в селениях праведных. Вечная память! Монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко) родилась в 1959 году. Окончила философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Список публикаций покойной . Прощание с новопреставленной монахиней Александрой пройдет 2 февраля 2019 года в Храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных на Долгоозерной улице по адресу: Санкт-Петербург, улица Долгоозерная, дом 17, литера А. Похоронена покойная будет в Свято-Ильинском Заволжском женском монастыре. О личности и творчестве новопреставленной рассказал «Русской народной линии» ее духовный отец и многолетний соратник доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, член Союза журналистов России архимандрит Георгий (Шестун) : Марина Владимировна Захарченко в миру ушла из этой жизни как монахиня Александра. Она по нескольку раз в год приезжала в Свято-Ильинский Заволжский женский монастырь в селе Подгоры Самарской епархии с нулевых годов и очень мечтала здесь остаться.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/01/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТЬЕВ Алексей Алексеевич (1.02.1879, Пермь - 29.08.1937, Томск), прот., исследователь церковного пения, учитель, регент. Род. в семье диакона. Мать И. была дочерью диакона, а его дед Иван Никитич в 50-60-х гг. XIX в. был известным регентом архиерейского хора в Перми. Воспитывался в семье дяди, композитора И. И. Игнатьева, состоявшего в переписке с М. А. Балакиревым . Воспитание в религ. семье наложило отпечаток на дальнейшую жизнь И., его интересы и склонности. В 1896 г. И. поступил в Пермскую ДС, где был регентом семинарского хора. По окончании семинарии с 1900 г. И. служил в Пермской губ. учителем пения в муж. и жен. земских уч-щах при поселке Александровского завода в Соликамском у. (ныне г. Александровск Пермского края), затем женился, был рукоположен во священника и направлен служить в Спасскую ц. с. Скородумского Ирбитского у., где был также законоучителем в земской школе. За труды по народному образованию И. получил благодарность директора народных уч-щ (1903), за церковно-школьную службу - архипастырское благословение (1904), награжден набедренником (1905). В 1906 г. И. поступил в КазДА; 4 года служил настоятелем церкви Казанского уч-ща для слабых детей и законоучителем в школе. В 1909 г. окончил регентский класс муз. уч-ща при Казанском отд-нии ИРМО, где специализировался в области истории и археологии рус. богослужебного пения. Еще раньше И. по рекомендации С. В. Смоленского начал заниматься изучением крюковых рукописей Соловецкого мон-ря, хранившихся в КазДА. За эту работу он получил степень кандидата богословия «с правом при соискании степени магистра богословия не держать устных испытаний». В 1910 г. И. окончил КазДА и был назначен в г. Слободской Вятской губ. законоучителем реального уч-ща и старших классов 3-й жен. гимназии, до 1912 г. был регентом в Никольской ц. В 1912 г. в Казани получил место настоятеля церкви, был законоучителем и преподавателем церковного хорового пения в Родионовском ин-те благородных девиц. Архиеп. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) утвердил И. в должности лектора по литургике на Высших жен. богословских курсах (открытые в 1910 курсы были первым учебным заведением такого рода не только в России, но и в Европе).

http://pravenc.ru/text/293509.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010