Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (сер. XVII в., слобода Катунки, ныне Нижегородской обл.-3.02.1716, Новгород), митр. Новгородский и Великолуцкий. Из духовного сословия. По преданию, сохранявшемуся в слободе Катунки, «он с малых лет ходил по монастырям и, достигши Сергиевой лавры, там остановился и занялся науками». Принял постриг и был рукоположен во диакона в Троице-Сергиевом мон-ре (впосл. лавра). То, что И. увидел в Троицкой обители во время обширных строительных работ 80-х гг. XVII в., впосл. отразилось в его храмостроительной деятельности. В 1689(1690) г. патриархом Московским и всея Руси Иоакимом И. был назначен настоятелем Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря , возведен в сан архимандрита. В период его настоятельства Высокопетровский монастырь - родовая усыпальница Нарышкиных, родственников царя Петра I,- был заново отстроен. 8 мая 1690 г. в присутствии царей Петра I и Иоанна V в обители был освящен обновленный собор во имя свт. Петра, митр. Московского. После богослужения Петр I в покоях И. «жаловал бояр и околничих и думных и ближних людей водкою». В том же году по указу царя в монастыре началось строительство трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского, задуманного по аналогии с одноименным храмом Троице-Сергиева монастыря; одновременно строились корпус братских келий, «новоманерная» надвратная колокольня. В 1691 г. в мон-ре состоялись похороны родственников Петра I - его деда, боярина К. П. Нарышкина, и дяди, кравчего Ф. К. Нарышкина (на обоих погребениях присутствовал патриарх Московский и всея Руси Адриан ). Заботами И. в 1690-1691 гг. к обители были приписаны саратовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь с рыбными ловлями и саранский Богородицкий жен. мон-рь. Высокопетровский архимандрит занимал 10-е место по старшинству («степени») среди настоятелей мон-рей России (5-е среди московских), участвовал в погребении патриарха Иоакима, часто сослужил патриарху Адриану, который посылал его совершать богослужения в приходские храмы Москвы. 22 окт. 1690 г. И. возглавлял крестный ход вокруг Белого города.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901, г. Тирасполь - 4.11.1937, Сиблаг, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из семьи священника-миссионера. В нач. 20-х гг. служил в Красной Армии. Был увлечен идеями обновленца В. Д. Красницкого . В 1924 г. сблизился с еп. (впосл. архиепископом) Сергиевским Варфоломеем (Ремовым) и отошел от обновленчества. Стал прихожанином Высокопетровского московского муж. мон-ря , где учился в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции МДА. 17 марта 1926 г. пострижен в мантию, 17 апр. рукоположен во иерея. В постриге получил имя Герман в память схиигум. Смоленской Зосимовой пуст. Германа (Гомзина) , к-рый был духовным наставником Варфоломея (Ремова). В мон-ре нес послушание по организации учебного процесса в тайной «академии». Вскоре Г. стал одним из известных в Москве духовников. Был духовно близок общинам храмов свт. Николая у Соломенной Сторожки и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке, где неоднократно служил. После арестов в 1929 г. священников этих храмов священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка часть прихожан перешла под окормление Г. в Высокопетровский мон-рь. Г. последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . После закрытия в 1929 г. последнего из действовавших монастырских храмов - собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери - высокопетровский клир перешел в храм прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке. Здесь духовническая деятельность Г. достигла расцвета. В 1932 г. он был возведен в сан архимандрита. 28 янв. 1933 г. Г. был арестован вместе с др. молодыми пострижениками Высокопетровского мон-ря и как участник «контрреволюционной организации христианской молодежи» приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Сиблаге, близ г. Мариинска, в Западно-Сибирском крае, продолжал в заключении духовно окормлять верующих. Из-за жесткого ограничения числа отправляемых из лагеря писем Г. в одном послании обращался сразу ко мн. духовным чадам, письма разрезали на фрагменты, к-рые раздавали адресатам. В лагере Г. посетила одна из его духовных дочерей - З. С. Черкова, сумевшая передать ему Св. Дары. В заключении Г. узнал о казни архиеп. Варфоломея (Ремова) и написал 2 заупокойных канона, посвященные его памяти.

http://pravenc.ru/text/164729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Брадатый; † после 15.12.1510, Спасо-Каменный монастырь), бывш. митр. Московский и всея Руси. Прозвище Брадатый может указывать на то, что З. был родственником дьяка Стефана Брадатого (Бородатого), служившего при дворе вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Марии Ярославны ( Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва. СПб., 1998. С. 161-162). Есть основания согласиться с предположением А. В. Карташёва о том, что З. до принятия монашеского пострига служил дьяком вел. кн. Иоанна III ( Карташёв. Очерки. Т. 1. С. 494): автографы З., напр. в рукописи РГБ. Троиц. 122, свидетельствуют о наличии у него навыков профессионального писца. В 1485 г. (до 10 марта) З. был поставлен архимандритом ставропигиального Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , насельники к-рого были подсудны во всех делах, кроме духовных, вел. князю (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). Контакты представителей рода Бородатых с Симоновым мон-рем были неслучайными. В 1462-1485 гг. дьяк Семен Васильев Бородатый производил дозор водяных мельниц Симонова и Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского , монастырей (Там же. 372. С. 366). Этот же дьяк 1 марта 1484 г. в качестве свидетеля подписал вкладную грамоту Г. Перхушкова в Симонов мон-рь (РИБ. Т. 32. 50). В актах Симонова мон-ря в 1485-1490 гг., т. е. в период настоятельства З., упоминаются монастырские старцы Кассиан и Яким Бородатые (АСЭИ. Т. 2. 398. С. 403; 399. С. 404), возможно, их приход в обитель связан с З. Наряду с ними упоминается соборный старец Досифей (Курицын) (Там же. 398. С. 403), по-видимому родственник влиятельного дьяка Иоанна III Ф. В. Курицына . Старший сын и соправитель Иоанна III вел. кн. Иоанн Иоаннович 10 марта 1485 г. выдал на вотчины Симонова монастыря на Галичской земле иммунитетную грамоту, подтверждающую прежние льготы (Там же. 396. С. 402). По мнению Л. И. Ивиной, этот документ свидетельствует об особом отношении вел. кн. Иоанна Иоанновича к З. ( Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 104). 26 мая 1485 г. верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич выдал З. льготно-несудимую грамоту на владения Симонова монастыря в своем княжестве (АСЭИ. Т. 2. 397. С. 402-403). При З. Симонов мон-рь купил земли в Можайском у. (Там же. 398. С. 403; 399. С. 405). В поземельной тяжбе между мон-рем и вотчинником И. Саврасовым, имевшим великокняжескую грамоту на спорную землю, вел. князь с доклада московского наместника кн. И. Ю. Патрикеева разрешил тяжбу в пользу З. (Там же. 400. С. 405-408). Возможно, в период настоятельства З. кн. Патрикеев купил у властей Симонова монастыря луг (ДДГ. С. 345). Уже в бытность З. митрополитом кн. Патрикеев вновь вынес решение в пользу властей Симонова монастыря (АСЭИ. Т. 2. 402. С. 411).

http://pravenc.ru/text/200033.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Варнава (Меркулов). Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Меркулов Василий Ильич; 24.01.1831, с. Прудищи Венёвского у. Тульской губ.- 17.02.1906, ТСЛ), прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых), иером., старец Гефсиманского скита ТСЛ, основатель выксунского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря . Из крепостных крестьян помещика Юшкова, был последним, 7-м, ребенком в семье. Религиозным воспитанием обязан матери, впосл. постриженной им в монашество в Выксунской обители. По свидетельству матери, мальчик трижды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи, был исцелен от болезни явившимся ему ангелом. В детстве Василий был весел и приветлив, с наступлением отрочества стал серьезен, избегал шумных игр. В 1840 г. семья Меркуловых была продана помещику Скуратову и переехала в с. Нара (Фоминское) Московской губ. (ныне г. Нарофоминск). Василий начал обучаться слесарному ремеслу, в свободное время посещал мон. Геронтия, подвизавшегося близ Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Под влиянием бесед со старцем юноша во время паломничества осенью 1850 г. в ТСЛ у мощей прп. Сергия Радонежского дал обет принять монашество. В 1851 г. Василий поступил в ТСЛ, стал келейником перешедшего в лавру мон. Геронтия (в схиме Григория). По благословению последнего Меркулов перешел в Гефсиманский скит под духовное руководство отшельника мон. Даниила. После получения 17 нояб. 1856 г. отпускной грамоты от кнг. Щербаковой Меркулов 23 дек. 1857 г. был принят послушником в Гефсиманский скит, трудился в слесарной мастерской, у свечного ящика, читал в храме за богослужением, был проводником паломников в пещерах скита. Схим. Григорий и мон. Даниил благословили Меркулова принять подвиг старчества и основать жен. мон-рь. 20 нояб. 1866 г. строителем Гефсиманского скита иером. Анатолием Меркулов был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, 29 авг. 1871 г. Леонидом (Краснопевковым) , еп. Дмитровским, вик. Московской епархии, в Угрешском монастыре рукоположен во иеродиакона, 20 янв. следующего года в Высокопетровском монастыре еп. Можайским, вик. Московской епархии Игнатием (Рождественским) рукоположен во иеромонаха.

http://pravenc.ru/text/154265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872, с. Люторич Епифанского у. Тульской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Из семьи служащего. Окончил ДУ, в 1895 г. поступил послушником в Чудов московский муж. мон-рь , где вскоре был пострижен в монашество. Ок. 1909 г. рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. После закрытия Чудова мон-ря в 1918 г. перешел в Высокопетровский московский муж. мон-рь , где жил до 1923 г. (по др. сведениям, в 1917-1925 гг. служил в московском храме свт. Николая в Плотниках), в 1925-1929 гг. служил в Преображенской ц. на Песках. В 1929 г. возведен в сан игумена. 28 дек. 1930 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «контрреволюционной деятельности... выражавшейся в антисоветской агитации». По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 31 янв. 1931 г. сослан на 3 года в Казахстан. По возвращении из ссылки В. 26 дек. 1933 г. был направлен служить в Покровский храм в с. Дьякове Коммунистического р-на Московской обл., 20 окт. 1936 г. переведен в Покровскую ц. в с. Андреевском Дмитровского р-на. 5 нояб. 1937 г. арестован и заключен в Таганскую тюрьму. Обвинялся в «антисоветской агитации», а также в том, что пытался «расширить и укрепить влияние Церкви на население... участил службы, причем сами службы тянутся очень долго... Пытается вмешиваться в вопросы воспитания детей в школе и ведет среди школьников религиозную пропаганду». Виновным в «антисоветской агитации» В. себя не признал, 17 нояб. тройкой УНКВД по Московской обл. был приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Московской Патриархии; РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Ед. хр. 953; ЦА ФСБ РФ. Арх. Н-6656. Т. 3; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У-19322. Лит.: Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М., 1997; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 222; Дамаскин. Кн. 6. С. 311-313; Дамаскин (Орловский), игум. Житие прмч. Варлаама (Никольского)//Моск. ЕВ. 2003. 1/2.

http://pravenc.ru/text/154159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛИНДИН [Билигдин] Петр Федоров († после 1716), один из ведущих иконописцев Оружейной палаты посл. трети XVII - нач. XVIII в.; ученик Ивана Кириллова , затем Симона Ушакова , к-рый в 1678 г. рекомендовал его, кормового мастера, на вакантное место жалованного иконописца (с 1689). Участник мн. коллективных работ мастеров Оружейной палаты: по росписи Успенского собора Московского Кремля (1674 и 1680), по поновлению икон местного ряда иконостаса в дворцовой Сретенской ц. (1677), по написанию икон праотеческого ряда иконостаса в дворцовой ц. вмц. Евдокии (1678), по росписи стен на сюжет «Видение царя Константина» в сенях Грановитой палаты в Кремле (1678), дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1679), по изготовлению изображений херувимов на холсте для дворцовой ц. св. Иоанна Предтечи (ранее ц. Иоанна Белградского, 1679), по написанию икон для московского Новодевичьего мон-ря (1683 и 1685) и росписи стен у зап. входа собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (1684). Самостоятельно мастером были выполнены сев. и юж. двери иконостаса дворцовой ц. Рождества Богородицы (1682; не сохр.), иконы «Благовещение» и «Рождество Христово» для праздничного ряда иконостаса в московский Высокопетровский мон-рь (1691; не сохр.), поновлена композиция «Покров Богородицы» на въездных Пречистенских вратах за Белым городом (1695; не сохр.), написано «Распятие с предстоящими» на стене над юж. входом собора Крестовоздвиженского мон-ря на Знаменке (1697; не сохр.). В 1688 г. вместе с Кириллом Улановым им были созданы иконы «Воскресение со страстями и праздниками», «Свт. Николай Чудотворец в житии», «Прп. Сергий Радонежский в житии» (не сохр.) местного ряда для ц. Живоносного Источника в Богородицком городке (совр. г. Богородицк, Тульская обл.). Б. писал иконы для домашнего обихода членов царской семьи: царевны Татианы Михайловны («Ап. Иоанн Богослов в молчании», «Богоматерь Страстная», «Богоматерь Иверская», 1688), царицы Марфы Алексеевны (12 икон праздников, «Прп. Марфа», 1688), царевича Алексея Петровича («Свт. Амвросий Медиоланский, еп. Василий Парийский, мч. Памфил, вмц. Анастасия Узорешительница, мученицы Марина и Евгения, прп. Иоанн Дамаскин», 1697).

http://pravenc.ru/text/149183.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Седмиезерный (Зырянов), прп. - житие ГАВРИИЛ (Зырянов Гавриил Михайлович; 14.03.1844, дер. Фролово (приход с. Бобровского) Ирбитского у. Пермской губ.- 24.09.1915, Казань), прп. (пам. 24 сент.), Седмиезерский. Первоначально Житие Г. составил его ученик, архим. Симеон (Холмогоров). Род. в семье зажиточных гос. крестьян, крещен во имя арх. Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впосл. приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Г. часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь к мощам св. Симеона Верхотурского, к-рый неск. раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 авг. 1864 г. (по др. сведениям, 16 авг. 1865) поступил послушником в Оптину пуст., 31 июля 1872 г., после увольнения из сословия гос. крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Илариона (Пономарёва). В 1874 г. тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев. Стремление Г. принять постриг не одобрял настоятель пустыни прп. Исаакий I (Антимонов). Осенью 1874 г. Г. посетил Киев, Москву. По приглашению архим. Григория (Воинова) 28 дек. 1874 г. поступил в Высокопетровский мон-рь, 1 февр. 1875 г. зачислен в братию, 13 авг. того же года пострижен в мантию с именем в честь прп. Тихона Задонского, 20 февр. 1877 г. рукоположен во диакона. Утверждение архим. Симеона (Холмогорова), что преподобный служил экономом, не подтверждается офиц. документами. Из-за доносов и интриг нек-рых насельников 14 авг. 1880 г. иеродиак. Тихон перешел в московский в честь Богоявления Господня мон-рь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил еп. Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть др. иеродиаконов Богоявленской обители.

http://pravicon.com/info-2020

Список статей по запросу «Московской» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Московской» найдены статьи: АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЕВСКИЙ МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - см. Московский женский монастырь во имя Алексия, человека Божия АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЯ МОСКОВСКАЯ (Троилина Александра Николаевна; 1821-1897), игум. «БЛАГОВЕЩЕНИЕ МОСКОВСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 25 марта) БОГОЛЮБСКАЯ МОСКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 18 июня) БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - см. Московский муж. мон-рь в честь Богоявления БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг. 1666-1667 гг. ВОЗНЕСЕНСКИЙ В КРЕМЛЕ МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Московский в честь Вознесения Господня женский монастырь ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье) в Москве Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Московской.html

Изменение границ губерний по указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. заставило Синод вновь пересмотреть епархиальную структуру. В 1798 г. Синод предложил передать все храмы Калужской губ. в ведение Калужского и Боровского викария Московской епархии с изменением титула митрополита на «Московский и Коломенский». Император с этим не согласился, и в соответствии с его указом от 5 окт. 1798 г. храмы Калужской губ. вошли в состав Д. в. Общее число подведомственных Дмитровскому епископу церквей составило 772 (83 в Дмитровском у., 689 в Калужской губ.). Однако это решение было неэффективным, и в следующем году была образована самостоятельная Калужская епархия (см. Калужская и Боровская епархия ), 1-м архиереем которой 16 окт. 1799 г. был назначен Серапион (Александровский). На Дмитровскую кафедру 25 дек. 1799 г. в Троице-Сергиевой лавре был хиротонисан Серафим (Глаголевский) , бывш. ректор МДА и архим. Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . Его резиденцией стал Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Под упр. еп. Серафима состояли храмы Дмитрова, Звенигорода, Клина, Волоколамска, Рузы, Можайска и Вереи с уездами, всего 436 храмов. 4 апр. 1800 г. в его ведение поступили также 101 церковь и 3 монастыря Серпуховского духовного правления упраздненной Коломенской епархии . 29 янв. 1804 г. еп. Серафим был переведен на Вятскую кафедру, 7 февр. того же года в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге во епископа Дмитровского был хиротонисан бывший ректор МДА Августин (Виноградский) . Его резиденцией было определено Московское подворье Саввина Сторожевского монастыря. К обязанностям викария добавилось поручение митрополита при возникновении священнических вакансий и претензий на них «неученых церковников» оповещать МДА и Троицкую ДС, предлагая занять место кому-либо из учеников. Еп. Августину было также поручено «смотрение над академиею, чтобы все, особливо учителя и проповедники, должности свои проходили рачительно и исправно». С 13 июня 1811 по 19 февр. 1818 г. архиерей управлял Московской епархией. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» Августин был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией, с 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. 19 янв. 1819 г. во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Высокопетровского мон-ря Лаврентий (Бакшевский). Инструкцией архиеп. Августина еп. Лаврентию поручалось управление церквами и мон-рями, состоявшими в ведомстве Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Рузского и Волоколамского духовных правлений.

http://pravenc.ru/text/178617.html

В кон. XVII - нач. XVIII в., при И., был отремонтирован Вознесенский собор Нововознесенского девичьего мон-ря, в 1707 г. сооружен храм на Псковском подворье Великопустынского Спасского мон-ря, в 1710 г. Сергиевский мон-рь «с Залужья» обращен в подворье псковского Любятовского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , 3 авг. 1713 г. вновь освящен Преображенский собор псковского Мирожского монастыря . В сент. 1716 г. Псков посетила супруга царя Иоанна Алексеевича царица Параскева; она сделала ряд вкладов в Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь. В епархии были построены каменные приходские храмы: во имя святых Мины, Виктора и Викентия (1650-1700) в с. Кусва, во имя ап. Матфея в погосте Нёготь (ок. 1707), во имя апостолов Петра и Павла (1710) на о-ве Верхнем, в честь Успения Пресв. Богородицы на Городище (совр. Новоржевский р-н). Весной-летом 1710 г. на земли Пскова, Изборска, Гдова из Риги была занесена «моровая язва». Во время мора по обету и благословению И. 1 сент. 1710 г. в Пскове была построена часовня св. Анастасии. В нояб. того же года почти весь город выгорел, не пострадал только Троицкий собор с архиерейским домом. В янв. 1717 г. И. удалился на покой в серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь , где скончался и был погребен. Захоронение, вероятно, утрачено. Ист.: Расходная книга Патриаршего приказа кушаньям, подававшимся Патриарху Адриану и разного чина лицам с сент. 1698 по авг. 1699 г. СПб., 1890. С. 12; Список лиц рода Корсаковых, Римских-Корсаковых и князей Дондуковых-Корсаковых с краткими биогр. сведениями. СПб., 1893. С. 13. Лит.: Князев А. С. Историко-стат. описание Псковского кафедрального Троицкого собора. М., 1858. С. 19, 38, 53, 75, 76; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Высокопетровский мон-рь в Москве. М., 1873; он же. Списки настоятелей Московского Высокопетровского мон-ря с 1379 г.//ЧОИДР. 1874. Кн. 1. Отд. 5. Смесь. С. 173-220; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; Храмы и мон-ри губернского Пскова: Сб. дореволюционных публикаций. Псков, 2005; Святыни и древности Псковского у.: По дореволюционным источникам. Псков, 2006.

http://pravenc.ru/text/578537.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010