Документы, выработанные на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года) ниже публикуются четыре документа, совместно выработанных Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и одобренных Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Работа комиссий продолжается. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям. Об отношениях Церкви и государства. Комментарий к совместному документу " Об отношениях Церкви и государства " . О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ КОМИССИЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА И РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ Основываясь на общей православной вере в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и верности общему каноническому Преданию Русской Православной Церкви, действуя в соответствии с поручением, которое было сформулировано в ходе собеседований, состоявшихся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве 17-18 мая 2004 года в ходе визита делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на совместных заседаниях в Москве (22-24 июня и 17-19 ноября 2004 года), в Мюнхене (14-16 сентября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) подготовили проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5283.html

Иерархические права и обязанности пресвитеров, по каноническим постановлениям христианской Церкви и по церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви. Часть 2 Источник Предисловие Издание наше не осталось незамеченным: светская и духовная пресса сделала одобрительный отзыв о первой части нашей книги (см. «Церк. Вестн.», «Странник», «Киев. Еп. Ведом.» и «Киевлянин» за 1884 г.); Учебный Комитет при Св. Синоде признал ее в качестве пособия по «Практическому Руководству для пастырей» в духовных семинариях, а Св. Синод удостоил премии Высокопреосвящ. Макария, митрополита Московского (см. «Церк. Вестн.» за 1885 г. 13 и 14). Такое сочувственное внимание, с каким была встречена первая часть нашего труда, поощрило нас продолжить начатый труд и довести его до конца. Полагаем, что, составивши и издавши вторую и третью части своей книги, мы выполнили предпринятое нами дело. В какой же мере и как выполнена нами предположенная цель, – судить не нам. Находим только нелишним сделать несколько объяснений и замечаний касательно некоторых сторон всего нашего издания. Как в первой, так и в последующих частях своей книги мы излагали канонические постановления Вселенской Церкви и церковно-гражданские постановления Русской Церкви совсем отдельно одни от других. Так поступили мы, руководствуясь желанием полнее изложить как постановления Церкви Вселенской, так и постановления Церкви Русской, обстоятельнее определить воззрения Церкви Вселенской на все стороны жизни и деятельности пастырской и воззрения Церкви отечественной на тот же предмет, яснее и нагляднее показать согласие действующего права – практики Церкви Русской относительно прав и обязанностей пастырских с духом законодательства Церкви Вселенской, и таким образом облегчить для читателей возможно боле полное понимание не только буквы закона, которым должен руководствоваться пастырь Церкви Русской, но и самого духа этого закона, его смысла и значения. Самые постановления и правила Церкви Вселенской и Русской мы старались приводить с буквальной точностью, насколько это было возможно без нарушения систематичности и других литературных требований, причем в видах уяснения истинного смысла и значения правил и постановлений церковных мы нередко сопоставляли одни с другими, справлялись со свидетельствами истории, обращались к толкованиям лучших законоведов Церкви и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Руководство по истории Русской Церкви Доброклонский, выдающийся церковный историк, значим прежде всего своим «Руководством по истории Русской Церкви». «Руководство по истории Русской Церкви» писалось как семинарский учебник, но, по сути, является фундаментальным трудом по истории Русской Церкви до XX века. Особенно, «Руководство по истории Русской Церкви» ценят за богатство фактического материалы, научную выверенность. Отец Георгий Митрофанов в своих лекциях оценивает «Руководство по истории Русской Церкви» Доброклонского как «наиболее подробную историю Русской Церкви от крещения Руси до 20 века. Учебник этот сухой. Но не просто так он получил ещё до революции премию мит. Макария (Булгакова). «Руководство по истории Русской Церкви» — одна из самых исчерпывающих по колличеству фактического материала и одна из самых научно выверенных книг по истории Русской Церкви. Хотя и напоминает справочник.» Николай Афанасьев, ученик Доброклонского, писал о его «Руководстве по истории Русской Церкви»: «Хотя это было руководство по русской истории для семинарий, но оно имело и большое научное значение. Впервые был использован огромный материал, особенно по истории синодального периода русской церкви». Александр Доброклонский Руководство по истории Русской церкви От автора Первые два выпуска моего Руководства по Истории Русской Церкви (в первом издании) Учебным Комитетом при Святейшем Синоде были одобрены в качестве учебного пособия по истории Русской Церкви для духовных семинарий (Церковный Вестник, 1887, 9) и удостоены премии Высокопреосвященного митрополита Макария. В отзыве Учебного Комитета о них между прочим говорится Труд Доброклонского заслуживает полного одобрения и, несомненно, полезен не только для учеников духовных семинарий, но и для самих преподавателей церковной истории в духовных семинариях, равно как и для всего русского православного общества как чтение по истории отечественной Церкви и содержательное, и увлекательное, написанное с достоинством, соответствующим высоте и важности предмета (Церковный Вестник. 1887, 10). Предлагаемое издание пополнено введением, кое в чем исправлено и изменено. Между прочим, оба выпуска, составлявшие прежде особые книжки, теперь соединены в одну с соответствующими перестановками. Введение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Аннотация Доброклонский, выдающийся церковный историк, значим прежде всего своим «Руководством по истории Русской Церкви». «Руководство по истории Русской Церкви» писалось как семинарский учебник, но, по сути, является фундаментальным трудом по истории Русской Церкви до XX века. Особенно, «Руководство по истории Русской Церкви» ценят за богатство фактического материалы, научную выверенность. Отец Георгий Митрофанов в своих лекциях оценивает «Руководство по истории Русской Церкви» Доброклонского как «наиболее подробную историю Русской Церкви от крещения Руси до XX века. Учебник этот сухой. Но не просто так он получил еще до революции премию митрополита Макария (Булгакова) . «Руководство по истории Русской Церкви» – одна из самых исчерпывающих по количеству фактического материала и одна из самых научно выверенных книг по истории Русской Церкви. Хотя и напоминает справочник». Николай Афанасьев , ученик Доброклонского, писал о его «Руководстве по истории Русской Церкви»: «Хотя это было руководство по русской истории для семинарий, но оно имело и большое научное значение. Впервые был использован огромный материал, особенно по истории синодального периода русской церкви». От автора Первые два выпуска моего Руководства по Истории Русской Церкви (в первом издании) Учебным Комитетом при Святейшем Синоде были одобрены в качестве учебного пособия по истории Русской Церкви для духовных семинарий (Церковный Вестник, 1887, 9) и удостоены премии Высокопреосвященного митрополита Макария. В отзыве Учебного Комитета о них между прочим говорится Труд Доброклонского заслуживает полного одобрения и, несомненно, полезен не только для учеников духовных семинарий, но и для самих преподавателей церковной истории в духовных семинариях, равно как и для всего русского православного общества как чтение по истории отечественной Церкви и содержательное, и увлекательное, написанное с достоинством, соответствующим высоте и важности предмета (Церковный Вестник. 1887, 10). Предлагаемое издание пополнено введением, кое в чем исправлено и изменено. Между прочим, оба выпуска, составлявшие прежде особые книжки, теперь соединены в одну с соответствующими перестановками. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Сортировать по Исключить новости ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 июня 2014 года 19 июня, 2014. Новостная служба Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 июня 2014 года Ж У Р Н А Л 5 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященних митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона и архиепископа Луганского и Алчевского Митрофана об общественно-политической ситуации в Донецкой и Луганской областях и состояние дел в Донецкой и Луганской епархиях Украинской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. Выразить сердечную благодарность епископату, духовенству и монашествующим, что совершают свое служение в это нелегкое время в Донецкой и Луганской областях. 3. Провести сбор средств для гуманитарной помощи мирным жителям и пострадавшим во время военного конфликта в Донецкой и Луганской областях. Организацию и доставку гуманитарной помощи поручить Синодальному отделу по благотворительности и социальному служению Украинской Православной Церкви. 4. Призвать всех верных Украинской Православной Церкви к усиленной молитве Всемилостивому Богу с просьбой о прекращении раздора и вражды между людьми и дарить мир и покой нашему народу. Ж У Р Н А Л 6 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об Обращении к Президенту Украины в связи с последними событиями в Украине. ПОСТАНОВИЛИ: Обнародовать Обращение к Президенту Украины в связи с последними событиями в Украине. Ж У Р Н А Л 7 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия —

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богословская конференция «Эсхатологическое учение Церкви» (комментарий в интересах нации) Приветствие председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. М. Миронова Участникам международной научно-богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви». От имени Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рад приветствовать открытие Вашего общецерковного научного форума, собравшего ведущих богословов Поместных Православных Церквей, представителей инославных христианских традиций, видных историков, религиоведов, философов. Вопросы, которые будут рассматриваться на Вашем научном форуме, весьма актуальны как для современной церковной жизни, так и для человеческого существования. Реалии сегодняшнего дня, укрепление Российского Государства, оздоровление духовно-нравственного климата в нашей стране требует объединения усилий государства и церкви в укреплении традиций земли русской. В лице Русской Православной Церкви мы имеем верного союзника в данном благородном и необходимом деле. Желаю всем иерархам Русской Православной Церкви, участникам форума здоровья, многолетия, новых благих дел в интересах страны и святой Православной Церкви, во имя спокойствия и благополучия в российской державе. Выступление Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Г.Полтавченко Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, уважаемые участники и гости международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви»! Разрешите сердечно приветствовать участников настоящего научно-богословского форума. Это уже четвертая общецерковная богословская конференция, собирающая ведущих богословов, ученых и экспертов из России и зарубежных стран. Разумеется, это не единственное академическое событие в жизни Русской Православной Церкви, но оно относится к важным символам тех благотворных процессов возрождения и сфере науки, богословия и богословского образования, которые происходят в жизни Российского Православия в последние годы.

http://sedmitza.ru/text/403773.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Патриарх Сербский Павел и Священный Синод Сербской Православной Церкви выразили свое отношение к действиям римско-католической церкви на территории России 09.03.2002 В связи с изменением статуса административных округов Римско-Католической Церкви на территории России Святейший Патриарх Сербский Павел и Священный Синод Сербской Православной Церкви выразили поддержку позиции Русской Православной Церкви, направив Папе Иоанну-Павлу II следующее обращение: 392 от 21 февраля 2002 года Белград Его Святейшеству Архиепископу Рима, папе Иоанну-Павлу II Ватикан, Рим, Италия Тема : наша точка зрения на последние решения Вашего Святейшества по поводу устройства Римско-Католической Церкви в России Ваше Святейшество, недавно Нам была предоставлена возможность передать Вам братские приветствия и выразить Наше уважение через видного и весьма заслуженного иерарха Вашей Церкви, Его Превосходительство архиепископа Миланского, кардинала Карла-Марию Мартини, которого и Наша Мерность, и многие другие в нашей Церкви высоко ценим как пастыря, богослова и духовную личность. Хотя, разумеется, он сам расскажет Вам о своих впечатлениях от пребывания в Сербии, Мы также хотим с братской любовью сообщить Вашему Святейшеству, что в Югославии, как и в других странах-наследницах бывшей Югославии, отношения и сотрудничество между двумя нашими Церквами хорошие и постоянно развивающиеся. Без взаимного доверия и сотрудничества между Церквами в Югославии завершившийся в основном процесс возвращения Закона Божия в государственные школы Сербии был бы практически невозможен. Мы также надеемся, что честные римско-католические иерархи Хорватии употребят свой авторитет и общественное влияние в помощь поступательному процессу восстановления нормальной жизни и работы епархий Сербской Православной Церкви на территории Республики Хорватия, в особенности же обеспечению беспрепятственного возвращения изгнанников и беженцев православного вероисповедания и сербской национальности.

http://zavet.ru/news/0203/n09.htm

Новые типы построения древней истории церкви Уже давно признано, что первые три века христианства суть первые в жизни церкви Христовой не просто лишь в хронологическом и, так сказать, топографическом отношении, но, прежде всего, по своей неизмеримой важности: это века основоположительные и бесспорные по своему высокому значению. Все христианские исповедания и разные религиозные общества в первенствующей церкви признают свою общую матерь и видят в ней лик Христа особенно чистым, незапятнанным. К первым векам обращали свой взор все реформаторы церкви, и здесь они думали найти масштаб для определения состояния церкви в каждое данное время. Но общее признание высоты и важности первых трех веков жизни церкви далеко не обусловливает собой общего одинакового их понимания. Здесь встречаются громадные различия, даже противоположности. Правда, в этом более повинны уже не целые христианские исповедания и не отдельные религиозные общества, а корпорации ученых, притом принадлежащих только протестантской общине. В виду этого, при научном занятии церковной историей, знакомство со школами церковно-исторической науки, выросшими на почве протестантства, является делом, безусловно, необходимым. Эти школы суть показатели того, в каком положении в известное время находится научная разработка вопросов в данной области. В настоящий раз мы хотели бы представить те разнообразные, до противоположности, опыты конструирования древней истории церкви, какие мы встречаем в разных богословских школах XIX века. Центральным пунктом, определяющим тот или иной тип построения первоначальной истории церкви, является воззрение на лицо И. Христа, а атмосферой, при которой совершаются эти построения, служат различные философские и общественные течения. Вопрос об атмосфере выясняет нам, почему известные типы построения истории древней церкви появились в XIX в., а вопрос о личности Христа делает понятным, каким образом при конструировании одного и того же предмета (образа древней церкви) возможны различные, до противоположности, суждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Сортировать по Исключить новости Духовное завещание митрополита Владимира Настоящие плоды принесет лишь тот, кто будет способен, став во главе Церкви, забыв о собственных интересах, искренне служить полноте Церкви. 13 августа, 2014 Настоящие плоды принесет лишь тот, кто будет способен, став во главе Церкви, забыв о собственных интересах, искренне служить полноте Церкви. 5 июля скончался Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Чувствуя приближение момента встречи с Богом, Его Блаженство в течение определенного времени работал над духовным завещанием. При подготовке текста завещания использовались также и ранее озвученные обращения, речи, доклады на различных научных мероприятиях. Окончательная его редакция была им одобрена и подписана в октябре 2013 года. Блаженнейший Митрополит Владимир благословил Высокопреосвященнейшему митрополиту Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому Александру объявить это Завещание после своей кончины накануне избрания его преемника на кафедре Киевских митрополитов. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Мысли о будущем Украинской Православной Церкви XX век стал для Православной Церкви в Украине эпохой испытаний. Это и физическое уничтожение духовенства, и голодомор 1932-1933 годов, и подневольная жизнь Церкви в атеистическом СССР, и церковные разделения во времена независимости… Большую часть исторических испытаний, которые выпали на долю православного украинского народа в прошлом веке, мы перенесли лично, на собственном опыте. Этим опытом, приобретенным в течение более чем 75 лет жизни в Церкви, хотелось бы поделиться с братьями-архиереями, народом Божиим и особенно с молодежью — с теми, от кого зависит будущее нашей Церкви. Преодоление церковного разделения Разделение Православия в Украине — трагедия для верующего украинского народа, один из главных вызовов не только для нашей Церкви, но и для полноты Вселенского Православия. Разделения имеют сегодня место во многих Поместных Церквах. Но по сравнению с ними украинская проблема является особенно трудной, как по масштабу разделения (в Украине вне евхаристического общения со Вселенским Православием находится примерно треть исповедующих православную веру), так и по характеру структур, находящихся в разделении (непризнанные Вселенской Церковью, эти структуры признаются государством как правомочные религиозные организации).

http://pravmir.ru/duhovnoe-zaveshhanie-m...

Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения 8 февраля 2013 г. 15:51 25 января 2013 года в Патриаршем зале Трапезных палат Храма Христа Спасителя в Москве в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений прошло секционное заседание, организованное Синодальным отделом по тюремному служению , на тему «Традиционные ценности и современный мир: миссия Церкви в местах принудительного содержания заключенных». Председатель Отдела епископ Красногорский Иринарх выступил с докладом «Миссия Церкви и пенитенциарные учреждения». Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы! Дорогие братия и сестры! Дамы и господа — глубокоуважаемые сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний! I. Вступление В настоящем докладе представлены основные направления, виды и принципы организации Миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях и на постпенитенциарном пространстве на канонической территории Русской Православной Церкви. Предлагаемый материал включает в себя организацию духовно-пастырского окормления всех граждан — участников уголовно-исполнительного процесса, а также учитывает новации досудебных разбирательств, в том числе зарождающийся в России процесс пробации 1 , которая (пробация) плодотворно развивается во многих европейских странах и активно обсуждается российскими правоведами в свете реформы уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации. В целом — это направление, объемлющее всех без исключения участников процесса исполнения наказаний, представляет собой Миссию тюремного (пенитенциарного) служения Церкви в широком понимании этого слова. Миссия тюремного служения Церкви, направленная на духовно-пастырское окормление и возврат в общество исключительно только тех лиц, которые были осуждены или пребывают до суда под следствием в местах принудительного содержания, выделена Священноначалием Церкви в самостоятельное направление и регулируется Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению, а также соответствующими епархиальными подразделениями. Исторически именно контингент лиц, содержащихся под стражей, является основной паствой, духовно окормляемой священнослужителями тюремных храмов, взаимодействующих в контакте с Федеральной службой исполнения наказаний 2 . Это направление представляет собой Миссию тюремного служения Церкви в узком понимании этого слова.

http://patriarchia.ru/db/text/2782750.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010