Памятникам архитектуры были посвящены статьи «Орнаментика и современное состояние старинных Самаркандских мечетей» С. М. Дудина (1903. Вып. 7. С. 49-73), «Смоленская крепостная стена: Отчет об осмотре ее в 1903 г.» П. П. Покрышкина (1904. Вып. 12. С. 1-25), «Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири» Н. В. Султанова (1907. Вып. 24. С. 1-154) и др. Начиная с 1911 г. на страницах издания печатались описания памятников рус. архитектуры по губерниям, в основном северным (1911. Вып. 39. С. 102-162; Вып. 41. С. 78-222; 1912. Вып. 44. С. 95-142; Вып. 46. С. 91-137; 1913. Вып. 48. С. 55-129; Вып. 50. С. 99-138; 1914. Вып. 52. С. 128-172; 1915. Вып. 57. С. 125-177; Вып. 59. С. 107-190). Эти публикации не были доведены до конца. Отдельными выпусками на страницах ИИАК с 1908 г. публиковались «Вопросы реставрации», в к-рых размещались протоколы реставрационных заседаний Археологической комиссии. Там содержатся ценные сведения по архитектурной археологии, реставрации и истории рус. архитектуры. Всего вышло 19 выпусков (как правило, появлялись 2 раза в год) (1908. Вып. 26. С. 1-61; Вып. 28. С. 1-106; 1909. Вып. 31. С. 1-66; Вып. 32. С. 1-90; 1910. Вып. 34. С. 1-54; Вып. 36. С. 1-62; 1911. Вып. 39. С. 1-76; Вып. 41. С. 1-77; 1912. Вып. 44. С. 1-94; Вып. 46. С. 1-90; 1913. Вып. 48. С. 1-42; Вып. 50. С. 1-98; 1914. Вып. 52. С. 1-127; Вып. 55. С. 1-130; 1915. Вып. 57. С. 1-124; Вып. 59. С. 1-95; 1916. Вып. 61; 1917. Вып. 64; 1918. Вып. 66). Церковной археологии в издании изначально отводилось скромное место. В основном выходили статьи, посвященные отдельным памятникам, напр. «Раскопки развалин церкви св. Григория близ Эчмиадзина» архим. Месропа (Тер-Мовсесяна) (1903. Вып. 7. С. 1-48), «Армянская церковь в Аруче» Н. Я. Марра (1904. Вып. 12. С. 61-64). Со временем (особенно с появлением «Вопросов реставрации») внимание к церковной археологии резко возросло, стали публиковаться большие отчеты об исследованиях, обобщающие статьи по типологии церковных памятников и методам их изучения и сохранения: «Церкви Псковского типа XV-XVI столетия» Покрышкина (1907. Вып. 22. С. 1-37), «Церковь с. Дубровиц» М. В. Красовского (1910. Вып. 34. С. 55-71), «Савиновская церковь близ Казани» Печенкина (Там же. С. 72-84), «Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь» Репникова (1914. Вып. 52. С. 173-179), «Спасо-Вифанский монастырь и его здания» А. А. Захарова (1916. Вып. 61) и др. С 1913 г. в ИИАК публиковались материалы по церковным рукописям и др., напр. «Житие святых епископов Херсонских в грузинской Минее» (1913. Вып. 49. С. 75-88).

http://pravenc.ru/text/293850.html

Соч.: О некоторых эолических и дорических календарях: Эпиграфич. исслед. СПб., 1883; Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Petropoli, 1885-1890. 2 vol.; Inscriptiones graecae in oris Bospori Cimmerii et Chersonesi Tauricae per annos 1881-1888 repertae. Petropoli, 1890; Scythica et Caucasica e veteribus scriptoribus graecis et latinis et cum versione rossica. Petropoli, 1893-1900. Vol. 1. Fasc. 1-3; 1904-1906. Vol. 2. Fasc. 1-2; Этюды по визант. эпиграфике//ВВ. 1894. Т. 1. С. 657-672; 1895. Т. 2. С. 184-188; 1899. Т. 6. С. 337-369; Заметки к христ. надписям из Крыма//ЗапООИД. 1897. Т. 20. С. 149-162; 1898. Т. 21. С. 225-254; Жития святых епископов Херсонских: Исслед. и тексты. СПб., 1906; Сборник палестинской и сир. агиологии. СПб., 1907-1913. 2 вып.; Заметки к агиол. текстам//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 2. С. 133-140; Кн. 3. С. 1-17; Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. (ППС; Вып. 58); PONTIKA: Изборник науч. и крит. статей по истории, археологии, географии и эпиграфике Скифии, Кавказа и греч. колоний на побережьях Черного м. СПб., 1909; Две речи Феодора Дафнопата. СПб., 1910. (ППС; Вып. 59. 1); К истории христианства на Кавказе: Греч. надписи из Ново-Афонского мон-ря//Сб. археол. статей, поднесенный гр. А. А. Бобринскому. СПб., 1911. С. 169-198; Страдание св. славного вмч. Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату. СПб., 1911. (ППС; Вып. 59. 2); Menologii anonymi Byzantini saec. X quae supersunt. Petropoli, 1911. Fasc. 1: Menses Februarium et Martium continens; 1912. Fasc. 2: Menses Junium, Lulium, Augistum; О житиях прп. Давида Солунского//ЗапООИД. 1912. Т. 30. С. 217-251; Житие св. епископов Херсонских в грузинской Минее//ИИАК. 1913. Вып. 49. С. 75-83; Четьи-минеи Иоанна Ксифилина: (Предв. сообщ.)//ИИАН. Сер. 6. 1913. Т. 7. 4. С. 231-240; Визант. «царская» минея. Пг., 1915; Мученичество св. и славные вмц. Фотины Самарянки и чад и сестер ее, с нею пострадавших//Палестинский патерик. СПб., 1914. Вып. 21; Неизд. греч. агиогр. тексты. СПб., 1914; Житие прп. Феодора Студита в Мюнхенской ркп. 467//ВВ. 1915. Т. 21. Вып. 3/4. С. 222-304; О житиях св. вмч. Евсигния//ЖМНП. Н. с. 1915. Ч. 55. Февр. С. 65-91; Ad Nicetae David Paphlagonis laudationes ss. Apostolorum//ИИАН. Сер. 6. 1916. Т. 10. 16. С. 1505-1522; Мефодия, патриарха К-польского, Житие прп. Феофана Исповедника: По моск. ркп. 159. Пг., 1918. (ЗапИФО; Т. 13. 4); Новые христ. греч. надписи из Крыма//ИТУАК. 1918. 54. С. 33-46; Критические заметки к письмам Феодора Дафнопата//ИИАН. Сер. 6. 1920. Т. 14. С. 393-398; Очерк греч. древностей. СПб., 1997. 2 ч.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

1891 г. проф. Кояловича (Ж. произнес речь на похоронах последнего). 16 сент. 1894 г. Ж. был избран экстраординарным, 7 мая 1901 г.- ординарным профессором СПбДА. Неоднократно выходили литографированные издания лекций Ж. по рус. гражданской истории. В протоколах совета СПбДА (прил. к ХЧ) напечатаны отзывы Ж. о научно-лит. деятельности архиеп. Димитрия (Самбикина) , на докт. диссертацию В. З. Завитневича (А. С. Хомяков. К., 1902. Т. 1), на 17 магист. диссертаций: С. Г. Рункевича (История Минской архиепископии. СПб., 1893; отд. отт. отзыва: СПб., 1896), А. В. Ярушевича (Ревнитель Православия князь Константин Иванович Острожский (1461-1530) и православная Литовская Русь в его время. Смоленск, 1897), Г. Я. Киприановича (Жизнь Иосифа Семашки. Вильна, 18972; отд. отт. отзыва: СПб., 1899), К. В. Харламповича (Западнорус. правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; отд. отт. отзыва: СПб., 1902), П. С. Смирнова (Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898), А. А. Завьялова (Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II. СПб., 1900), Д. И. Абрамовича (Исслед. о Киево-Печерском патерике. СПб., 1902) и др. Ж. написал ок. 50 рецензий. 13 апр. 1901 г. ученому была присуждена степень д-ра церковной истории за соч. «Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией (до 1609 г.)». Эту публикацию предваряли работы Ж.: «Борьба против унии на современных ей литовско-польских сеймах (1595-1600)» (СПб., 1897) и «К вопросу о виновности экзарха Никифора... в турецком шпионстве» (ХЧ. 1899. Ч. 1. С. 573-590). Продолжением исследования данной темы стала серия из 6 выпусков «Сеймовая борьба… (с 1609 г.)», опубликованных в ж. «Христианское чтение» в 1903-1912 гг. (отд. отт.: Вып. 1: (1609-1614 гг.). СПб., 1903; Вып. 2: (1615-1619 гг.). 1904; Вып. 3: (1620-1621): Восстановление иерархии. 1906; Вып. 4: (1623-1625). 1908; Вып. 5: (1625-1629). 1910; Вып. 6: (1629-1632). 1912). В ходе исследования Ж. использовал большой неизвестный архивный материал, в частности польск.

http://pravenc.ru/text/182349.html

1912. Т. 1. Ч. 2. С. 146-292; Еще о цикле псевдо-Анатолия//ВВ. 1912. 19. С. 152-187; Цикл Анатолия Лаодикийского по В. В. Болотову//ВВ. 1912. Т. 19. С. 188-223; Евсевий Никомидийский и Лукиан: К вопр. о происхождении арианства//БВ. 1912. 4. С. 722-737; 5. С. 180-189; Из эпохи арианских споров: Павлин и Зинон, еп. Тирские//ВВ. 1913. Т. 20. С. 1-56, 117-188; К истории времяисчисления у евреев, греков и римлян. Пг., 1915 (отд. отт. из ЖМНП за 1914); День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского//ХЧ. 1915. 1. С. 76; 2. С. 240; Еще об Анатолии и Псевдо-Анатолии//Визант. обозр. 1915. Т. 1. С. 83-103; Св. Александр Александрийский и Ориген//ТКДА. 1915. 10/11. С. 244-275; 12. С. 388-414; О Пасхе 22 марта//ХЧ. 1915. 9. С. 1135-1154; Из истории древних пасхальных циклов: 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского: Речь перед защитой дис.//БВ. 1916. 1. С. 36-47; Вопрос о происхождении арианства//БВ. 1916. 5. С. 133-162; К вопросу об Антиохийском Соборе 324 г. и о «великом и священном Соборе в Анкире»: [Сер. статей]//ВВ. 1912 Т. 19. Отд. 2. С. 55-146; БВ. 1916. 7/8. С. 482-512; 9. С. 88-102; 1917. 1. С. 114-155; Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. Пг., 1916; Так называемая «византийская» эра от сотворения мира: Место и время ее происхождения//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 1-52. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20776. Лит.: Проф. А. А. Спасский: Некролог: К характеристике его ученой деятельности как историка Др. Церкви//БВ. 1916. 10/12. С. 3-94; Дамаскин. Т. 6. С. 337, 341; Голубцов С. А. , протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 45-48; он же. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 59, 101, 160, 167; Медведев И. П. Мир ученого одиночества: свящ. Димитрий Лебедев//Деятели рус. науки. СПб., 1999. Вып. 1. С. 227-267; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 198; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 138-143. Игум. Дамаскин (Орловский), П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ.

http://pravenc.ru/text/178045.html

Е. был погребен в приделе Благовещенского кафедрального собора. Могила утрачена. По его завещанию в 1826 г. в Воронежскую ДС было передано 213 книг на рус. языке и 98 книг на иностранных языках. В Отделе редких книг научной б-ки Воронежского гос. ун-та обнаружено 9 книг по философии и богословию, принадлежавших Е. Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. 44. Оп. 1. Д. 2; Ф. 184. Оп. 1. Д. 5. Соч.: Слово на день св. Иоанна Златоуста нояб. 13: Об обязанностях наставника. СПб., 1807; Слово на день тезоименитства имп. Марии Феодоровны и вел. кн. Марии Павловны. СПб., 1807; О благотворном влиянии св. веры на людей. СПб., 1807; Речь по прочтении манифеста... к единодушному восстанию противу врага отечества. Каз., 1812. Лит.: Чистович И. А. История С.-Петербургской ДА. СПб., 1857. С. 138; Замечательнейшее 10-летие в истории епархии Воронежской по части благотворительности (1812-1822)//Воронежские ЕВ. 1870. 7. С. 332-348; Геннади. Словарь писателей. Т. 1. С. 344; Амвросий, архим. Епифаний епископ//Воронежские ЕВ. 1879. 16. С. 700-701; Никонов Ф. А. Слобода Белогорье//Там же. 1883. 1. Прил. С. 27; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 431; Ист. сведения о Задонском ДУ//Воронежские ЕВ. 1886. 22. С. 831-858; Никольский П. В. История Воронежской ДС. Воронеж, 1899. Ч. 2. С. 14, 178-190; Воронежская епархия//ПБЭ. Т. 3. С. 844; К-в А. Канивецкий Е., еп. Воронежский//Там же. Т. 8. С. 249; Дубровин Н. Ф. После Отечественной войны: Из рус. жизни в начале XIX в.//РС. 1903. 12. С. 491-492; Цитович Д. Открытие Бирюченского духовного приходского уч-ща//Воронежская старина. 1907. Вып. 6. С. 172-232; Никольский П. В. Монашество на Дону//Там же. 1909. Вып. 8. С. 77-180; он же. Монашество на Дону в XIX в.//Там же. 1910. Вып. 9. С. 149-235; Павловский И. Ф. Кр. биогр. словарь ученых и писателей Полтавской губ. с пол. XVIII в. Полтава, 1912. С. 234; Литвинов В. В. Из истории Воронежского епархиального попечительства о бедных духовного звания//Воронежская старина. 1915/1916. Вып. 14. С. 302-311; Сергий (Петров), архим. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней. Воронеж; Минск; Од., 1961-1969. Ч. 3. С. 504-508. Ркп.; Абакумов В. М. Отдел редких книг науч. б-ки ВГУ: Перечень бывш. книговладельцев//Филол. зап. Воронеж, 1996. Вып. 7. С. 235; Дневник купца А. П. Капканщикова/Предисл. и публ.: П. А. Попов и Л. П. Сотникова//Из истории воронежского края. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 181-206; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 1. С. 435; Воронежские архипастыри. С. 233-238; Липаков Е. В. Казанская ДС: Ист. очерк. Каз., 2007. С. 83-84.

http://pravenc.ru/text/190083.html

Награжден орденами св. Анны 3-й (1844) и 2-й степени (1858) и св. Владимира 4-й степени (1850). Последние годы жизни пребывал на покое в тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , погребен там же. Могила утрачена, сохранилось основание креста с текстом: «Здесь погребен Китайский миссионер, молитвенный старец, архимандрит Иннокентий...», установленное у сев. стены Успенского собора обители. Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 7478; ЯИАМЗ. Ед. хр. 15434. Л. 206-216; Ед. хр. 15542. Л. 498-501. Соч.: Об освящении церкви в с. Верховинах Новоладожского у. С.-Петербургской епархии. СПб., 1876; Путевые впечатления при посещении и поклонении св. местам Палестины в 1872 г. СПб., 1883, 1894; Церковь св. мц. Параскевы, в Верховинах//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 9. С. 165-166. Лит.: Соколов А. А. Ярославцы, жившие в Китае, или ярославские синологи//Ярославские ГВ. 1872. 3. С. 7-9; 4. С. 11-12; Зеленецкий Троицкий мон-рь//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 491; Строев. Списки иерархов. Стб. 81, 275, 368; Сергий, иером. Летопись старорусского Спасо-Преображенского 1-кл. муж. мон-ря, в к-ром находится чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Новгород, 1896. С. 51-52, 113; Некролог//ЦВед. 1897. 21. С. 719-720; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 170; Троицкий Зеленецкий мон-рь и его основатель прп. Мартирий. СПб., 1912. С. 27; Шереметевский В. В. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1; Хохлов А. Н. П. И. Кафаров: Жизнь и научная деятельность: (Кр. биогр. очерк)//П. И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение: (К 100-летию со дня смерти): Мат-лы конф. М., 1979. Ч. 2. С. 10 и др.; он же. Иннокентий (Немиров) в Пекине и Иерусалиме: (К истории Пекинской духовной миссии)//Вестн. Новосибирского гос. ун-та. 2005. Сер. История, филология. Т. 3. Вып. 3: Востоковедение. С. 32-42; он же. Пекинский миссионер архим. Иннокентий (Немиров) и его поездка в Св. землю в 1872 г.//ППС. 2005. Вып. 102. С. 150-162; Шубина С. А. Ярославцы - члены Рос. духовной миссии в Китае//«Минувших дней связующая нить...»: (V Тихомировские чт.). Ярославль, 1995. С. 108-110; Раздорский А. И. Ист.-стат. описания епархий РПЦ (1848-1916): Свод. кат. и указ. содерж. СПб., 2007. С. 570-572.

http://pravenc.ru/text/468737.html

С 90-х гг. XIX в. Г. выступал в печати («Вестник Европы», «Московские ведомости» , «Московские церковные ведомости», «Новое время», «Русское обозрение», «Русское слово», «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» и др.) со статьями о светской и церковной истории Москвы и России, в частности о Смутном времени и об Отечественной войне 1812 г. (подписывался своей фамилией, а также псевдонимами Г. Г., Г. П., Покровский П. Я., Старинщик). С 1894 г. участвовал в составлении многотомного изд. «Приходская библиотека» и состоял членом редакции газ. «Русское слово». Работая с материалами музея, Г. составил описи рукописей из собраний акад. Н. С. Тихонравова и коллекционера Т. Ф. Большакова , каталог масонских рукописей. В 1899 г. опубликовал 7 рисунков и 5 писем А. С. Пушкина , в 1907-1908 гг.- письма А. И. Герцена к Н. П. Огарёву за 1855-1890 гг., в сборниках «Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя» (СПб., 1907-1909. Вып. 1-3) впервые напечатал нек-рые песни, собранные Н. В. Гоголем , и письма Гоголя, записную книжку В. А. Жуковского , в 1912 г.- письма М. И. Кутузова, в 1915 г.- И. С. Тургенева . В 1912 г. Г. предпринял факсимильное издание Архангельского Евангелия 1092 г. Член Русского военно-исторического об-ва (1908), Об-ва истории и древностей российских (1912), Об-ва любителей древней письменности (1914), Московского археологического об-ва (1916), Г. был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. В течение мн. лет состоял старостой храма свт. Николая в Ст. Ваганькове. После Октябрьской революции 1917 г. Г. в качестве эмиссара народного комиссариата просвещения выезжал в различные регионы страны для проведения национализации частных коллекций и б-к. С 1918 по 1922 г. собирал рукописи в брошенных имениях, закрывшихся мон-рях и различных учреждениях, в частности перевез в Гос. Румянцевский музей архивы Барятинских, Воронцовых-Дашковых, Милютиных. В 1918 г. был командирован в Городец Нижегородской губ. для приобретения старинных рукописей из собраний купцов-старообрядцев П. А. Овчинникова и Г. М. Прянишникова . Г. проводил поиск и передачу в музей коллекций антиквара и книговеда П. П. Шибанова (см. Шибановы ), собирателя-старообрядца Е. Е. Егорова , МДА, Рогожского кладбища и др. Принял непосредственное участие в сохранении и научном описании рукописного и книжного собрания XII-XVIII вв. Троице-Сергиевой лавры , к-рое было передано в музей. В 1923 г. издал работу с описанием датированных рукописей с летописями из собрания лавры. Подготовил к публикации текст дневника А. С. Пушкина, выполнил текстологическую часть работы, к-рая была опубликована в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/162163.html

Мецгер 1999=Мецгер Б.М. Канон Нового Завета: Возникновение, развитие, значение. М., 1999. Муретов 1917= Муретов М.Д. «Раб Божий» ( Ис.50; 52 ). – БВ 1917, 1–3. Мышцин 1905=Мышцин В.Н. Раб Иеговы ( Ис.40–66 ). – БВ 1905, т. 2, 425–435. Никодим 1911=Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1–2. СПб., 1911–1912 (М., 1994р и др.). Порфирий 1856а=Первое путешествие архим. Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1845 году. СПб., 1856. Порфирий 1856b=Второе путешествие архим. Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году. СПб., 1856. Порфирий 1862= Порфирий Успенский . Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный, и весь Новый Завет, с посланием св. ап. Варнавы и книгой Ермы. СПб., 1862. 29 с. Порфирий 1865= Порфирий Успенский . Письмо к Константину Тишендорфу (Петербург 1864 г., 23 февр.). – ТКДА 1865, 11, 429–436 (и отдельно). Порфирий 1910=Материалы для биографии еп. Порфирия Успенского . Т. 2. Переписка/Изд. Ими. Ак. Наук под ред. П.В. Безобразова. СПб., 1910. 1037 с., указ. Приселков 1888=Приселков А. Обозрение Посланий св. Климента, еп. Римского, к Коринфянам. Вып. 1. Обозрение Первого послания. СПб., 1888. Ранович 1990=Ранович Л.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990 (Б-ка атеист. лит.) (переизд. книг 1933 и 1935 г.). Сергий 1997=Архиепископ Сергий (Спасский) . Полный месяцеслов Востока. Т. 1–3. М., 1997 (репринт изд. 1901 г., но не в 2-х, а в 3-х т.) Сидоров 2000= Сидоров А.И. Актуальные проблемы современной патрологической науки в России (тезисы выступления). – Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000, 258–260. Сырку 1891=Описание бумаг еп. Порфирия Успенского , пожертвованных им в Имп. Ак. Наук по завещанию/Составлено по поручению Ак. Наук П.Сырку. Приложение к 64-му тому Записок Имп. Ак. Наук. СПб., 1891, 399–408.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В его 2-томной «Истории музыкального развития России» (СПб., 1910-1912) ряд глав посвящен церковному пению разных периодов. Развернутая гл. 2, «Церковное пение в России от принятия христианства до конца XVII века», имеет разделы «Семиография», «Знамена» (с расшифровками различных знамен), «Церковные звукоряды» (с объяснением системы осмогласия), «Порча церковных книг» (о раздельноречии и вставках в тексты певч. рукописей слов типа «хубово», «ненена» и др.), «Состояние церковного пения [в XVI в.]», «Теоретические сочинения и композиторы», «Демественное пение и псальмы», «XVII век», «Церковные хоры». Источниками для И. послужили труды крупнейших медиевистов XIX - нач. XX в. прот. Димитрия Разумовского , Ю. К. Арнольда , С. В. Смоленского , прот. Василия Металлова , прот. Иоанна Вознесенского , А. В. Преображенского . В этой главе представлены 22 иллюстрации с образцами различных нотаций: греческой, кондакарной, демественной, знаменной, среди них - 11 фотоснимков с указанием конкретных рукописных источников в Синодальном уч-ще (ныне синодальное певч. собрание ГИМ). Гл. 6, «Церковное пение в России от начала XVIII века», включает 4 раздела, в к-рых повествуется об итал. влиянии и итал. композиторах, писавших музыку для правосл. Церкви, о начале печатания в России нотных книг, а также о рус. композиторах М. С. Березовском и «великом крупном художнике» Д. С. Бортнянском . И. подчеркивает значение духовных произведений последнего и в противовес мн. критикам их «русскую природу». В краткой гл. 7 рассказывается о «Духовных стихах русского народа» (1-й разд.- о русских, 2-й - о малороссийских кантах и псальмах, песнопениях «Богогласника» ). В 1-м разд. И. опирается в основном на труд П. А. Бессонова «Калики перехожие» (М., 1861-1864. 6 вып.); в качестве примера приведены напевы старинных стихов «Я у батюшки дочка была» и «Ходила гуляла Святая Дева», гармонизованные В. Ф. Одоевским . Четыре раздела гл. 14, «Церковное пение в России после Бортнянского», посвящены изданию «Обихода» А. Ф. Львова и изданиям Придворной певческой капеллы , «несимметричному ритму», описанному Львовым, певч. хорам и колокольному звону (по работам прот. Аристарха Израилева и С. Г. Рыбакова). Приводятся краткие сведения о жизни и творчестве прот. Петра Турчанинова , иером. Виктора (Высоцкого) , А. П. Есаулова , Г. Я. Ломакина .

http://pravenc.ru/text/200485.html

В. проявлял живой интерес к вопросам христ. этики, пропуская их сквозь призму церковно-общественной жизни. Он всесторонне изучил этическую систему М. М. Тареева и дал ей оценку в опубликованном труде «Основные пункты христианского миросозерцания в системе проф. М. М. Тареева». В. считал себя нравственно обязанным защищать свою религию от враждебных христианству сил: он решительно выступил против книг А. фон. Гарнака «Сущность христианства» и Ж. Э. Ренана «Жизнь Иисуса»; сопоставив их, убедительно доказал, что обе книги, несмотря на различие целей и убеждений авторов, направлены против христианства. Арх.: ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 57. Л. 19-19 об.; Архив УФСБ по Псковской обл. Д. А-10676. Т. 2. Л. 392-393. Соч.: Иисус Христос в понимании Ренана и Гарнака. Серг. П., 1908; Публицистическо-проповеднические принципы... Амвросия, архиеп. Харьковского. Серг. П., 1909; О лит. памятниках «полуарианства»//БВ. 1911. 4. С. 772-794; 7/8. С. 527-559; 12. С. 726-761 (отд. изд.: Серг. П., 1912); «Последний из могикан» эпохи великих реформ: [Памяти архиеп. Амвросия]. Серг. П., 1912; «Страж мира христианского» 2-й пол. XIX в.: К характеристике проповеднического творчества... Амвросия, архиеп. Харьковского. Серг. П., 1912; Осн. пункты христ. миросозерцания в системе проф. М. М. Тареева. Серг. П., 1912; Платон и Филарет, митр. Московские: (Сравн. характеристика их нравств. облика)//бВ. 1913. 1. С. 10-42; 2. С. 311-340; Уставные чтения Ист.-гомилетич. исслед. Серг. П., 1914-1915. 3 вып.; Наследие митр. Платона в истории МДА//БВ. 1914. 10/11. С. 701-724; Жития древнерус. святых как источник по истории древнерус. школы и просвещения//БВ. 1915. 3. С. 562-590; 4. С. 774-816; 5. С. 110-152; Самоограбление мира. Серг. П., 1915; Голгофа и Синай//Христианин. 1916. Март/Апр. С. 339-346; О церк. проповеди накануне революции//БВ. 1917. 8/9. С. 225-250; Die russische akademische theologische Wissenschaft als Vertreterin der Theologie der Orthodoxen Kirche Russlands//Мьпснепег Theol. Zschr. 1952. Hf. 2; Die Orthodoxe Lehre und Praxis des Bussakramenter//IKZ. 1955. Hf. 3; Die Hauptursache des endgültigen Bruches zwischen West- und Ostkirche in orthodoxer Schau//Ibid. Hf. 4; idem. Hamburg, 1954; In orthodoxer Schau. Münch., 1958; О нек-рых моментах последнего периода жизни и деятельности свт. Патриарха Тихона (1923-1925): По личным восп. Мюнхен, 1959; Die Kirche unter der Herrschaft des Kommunismus. Münch., 1960; Пастырское богословие. Мюнхен, 1962-1965. 2 т.; Письма еп. Иоанну (Шаховскому)//Вестн. РХД. 1987. 150. С. 251-255.

http://pravenc.ru/text/158700.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010