Отдел шестой. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа XXV. Вход Господень в Иерусалим и следовавшие за ним дела, прит­чи и беседы. Ответы на лукавое совопросничество фарисеев, саддукеев и книжников В Жизни Христа наступал последний решительный момент. Злоба врагов все возрастала и изыскивала средства подорвать Его влияние на народ и даже убить Его. Теперь не время было более воздерживаться от открытого провозглашения мессианства. Доселе Христос заявлял о Себе как об обетованном Мессии в большинстве частным образом и отдельным личностям; теперь настало время объявить об этом всенарод­но, и самым торжественным образом заявить, что Он есть истинный Царь Мессия, истинный Сын Давидов. И Спаситель сделал это заявление своим торжественным входом в Иерусалим. Пред большими праздниками толпы богомольцев, собирав­шихся отовсюду, имели обычай входить в святой город торжественно и со всевозможными выражениями радости. Такой вход захотел сделать и Христос, который, как общепризнанный народом пророк и славный учитель, по необходимости должен был занять видное положение; и Он воспользовался этим обстоятельством, чтобы в последний раз открыть славу свою. Доселе Он вступал в Иерусалим обыкновенно пешком; те­перь Он хотел вступить в него так, как не раз вступал некогда Его предок Давид, именно сидя на осле. Это мирное и полезное животное высоко ценилось на востоке, и для иудеев с ним связывалось не мало исторических воспоминаний, кото­рые делали его даже более благородным и любимым в их глазах, чем гордые кони, добывавшиеся из Египта. Еще более возвышалось в глазах их значение осла вследствие торжественного заявления пророка, что на осле именно вступит в Иерусалим Мессия – Царь ( Зах. 9:9 ). И поэтому такой именно вход Спасителя в св. город мог служить лучшим и самым наглядным провозглашением Его мессианства. Рано утром девятого Нисана Спаситель оставил свой мир­ный и гостеприимный кров в Вифании и по обычаю пешком направился с своими учениками к Иерусалиму. Спустившись в небольшую долину, сплошь покрытую смоковницами и масли­нами, они приблизились к деревне Виффагии, которая подобно Вифании находилась в таком близком расстоянии от Иерусалима, что по раввинскому закону считалась как бы частью его. Тайные ученики и последователи Христа в это время жили во многих местах, и (вероятно) к одному из них, жившему в Виффагии, Он отправил двоих учеников, чтобы они взяли у него осла для торжественного входа в Иерусалим. Ученики в точности исполнили повеление и привели ослицу с молодым осленком.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя – Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название – Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе. И мы заранее рассказываем об этом детям. Вход во Иерусалим – рассказ для детей и про детей Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно. Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно – про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя. В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях – чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки… Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого – одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

http://pravoslavie.ru/jurnal/102483.htm

Димитрий Тракателлис Глава 3. Исполнение страстей в свете власти (Мк 11:1–16:20) С одиннадцатой главы начинается третий из основных разделов Евангелия от Марка (11:1–16:20). События, описанные в этом разделе, происходят в Иерусалиме; соответственно, главы 11–13 рассказывают о действиях и проповеди Христа в Святом Городе. Конфликт между Иисусом и духовными вождями иудаизма выходит на поверхность и затем, разгораясь, со световой скоростью устремляется к Страстям. Главы 14–16 последовательно описывают Страсти, от предательства и ареста до распятия, смерти и погребения Христа. На весь раздел наложила сильнейший отпечаток христология Страстей, особенно в последних главах, хотя и христология Власти неизменно присутствует. Внимательный читатель текста Мк 11:1–16:20 замечает регулярные намёки на христологию Власти, которые не позволяют теме Страстей односторонне доминировать в этом разделе. В этом смысле он противоположен предыдущему разделу, где тон задавала христология Страстей. В Мк 11:1–16:20 роли изменились. Первая фаза: конфликт достигает кульминации (11:1–13:36) 1. Одиннадцатая глава начинается с описания входа в Иерусалим (11:1–11) 366 , о котором рассказывают и другие евангелисты ( Мф 21:1–11 ; Лк 19: 28–40 ; Ин 12:12–19 ). Нет сомнений, что Марк понимает данное событие в мессианском ключе 367 , поэтому здесь можно ожидать обширных указаний на божественную власть Иисуса. Однако это вроде бы не так. Эпизод с ослёнком (11:2–3), без сомнений, выдаёт бесспорную власть и необычное знание Иисуса, но евангелист не делает на нём особого акцента. Аналогичным образом обстоит дело со словом «Господь» («он надобен Господу», 11:3): вполне возможно, что оно имеет особый христологический подтекст, но не исключено, что его смысл аналогичен тому, который вкладывала в него сирофиникиянка (7:28) 368 . Следовательно, в описании подготовки к входу в Иерусалим евангелист действительно упоминает о безграничной власти Иисуса, но делает это как бы между прочим, не разворачивая свою мысль. Так же обстоит дело и с самим входом в Иерусалим (в отличие от параллельных мест у других евангелистов). С лёгкостью бросаются в глаза три момента.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Сегодняшний день исполнен многих больших смыслов, и давайте еще раз сосредоточимся на том, что до нас доносит Евангелие. Господь воскресил Лазаря, то есть явил миру Свою огромную силу. Никто никогда не мог воскресить покойника, который больше трех суток находился во гробе и начал тлеть. Никому не было дано такой силы — ни египетским врачам, которые мумифицировали умерших, ни другим восточным мудрецам, занимавшимся медициной, как и сейчас никому не дано вернуть к жизни труп, который начал разлагаться. Конечно, это было ясное свидетельство тогдашнему Израилю о том, что явился Некто, кто обладает Божественной силой. Кто же еще поможет Израилю осуществить самую заветную мечту? А она была связана с конкретной политической целью — освободиться от власти римлян, язычников, чьи когорты топтали Святую землю. Конечно, можно понять чувства израильтян — они видели в оккупации надругательство над их верой, их святынями, и вполне естественно стали воспринимать Того, кто воскресил покойника, как человека, обладающего огромной силой, способного освободить Израиль от порабощения. И когда Господь из Вифании смиренно, на ослике, направился в Иерусалим, то люди побросали свои одежды, постелили ветви деревьев и кричали «осанна Сыну Давидову!» А у евангелиста Лука, писавшего по-гречески, употребляется не еврейское слово «осанна», а греческое δξα — «слава». Так встречали полководцев: «Слава! Ты победил смерть, а значит, Ты выведешь нас из этого страшного римского пленения!» Но Господь даже внешним видом хотел показать, что Он совсем не полководец и не организует когорты израильтян для победоносной борьбы с римлянами, Он отказывается от всех видимых знаков власти и смиренно, на ослике, входит в Иерусалим как паломник. И с чего Господь начинает Свою миссию в Иерусалиме? Он изгоняет торгующих из храма. У Него нет когорт, которые помогли бы Ему это сделать. Он один плеткой изгоняет из храма торгующих, потому что они Дом Божий превратили в вертеп, то есть в место обогащения. И Господь полностью развенчивает надежды израильтян, причем совершает это не случайно, а в преддверии Своих страданий и крестной смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/5802355.ht...

Сортировать по Исключить новости Здесь начинается знаменитая Виа Долороза, Скорбный путь. Им Сын Божий шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни – на Голгофу. На своих израненных плечах Спаситель нес крест, который есть ничто иное, как наши грехи. Громадные «Золотые ворота» в восточной стене Старого города, через которые Христос вошел в город на роковую Пасху, уже много столетий не действуют. И вот почему. По еврейскому преданию, именно через них должен войти в город Мессия – Машиах, которого иудеи продолжают упорно ждать, отвергнув истинного Сына Божия. Завоевав Иерусалим, турки узнали об этой легенде и из опасения, что «еврейский Мессия» изгонит их из города, в 1536 году заложили Золотые ворота камнями. Так уже много столетий они и стоят – замурованные, увенчанные мощной зубчатой башней наверху. Никто не может ни въехать, ни выехать через самые большой, но бездействующий вход в Иерусалим. Так исполнилось пророчество Иезекииля: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (44:2). Примечательно, что когда Иисус шел через эти ворота, толпы людей приветствовали его радостными криками «Осанна в Вышних»! «Осанна Сыну Давидову!». Когда же Его, преданного Иудой схватили ночью в Гефсиманском саду, связали и повели через них на неправедный суд Каиафы и Пилата — ни пальмовых листьев, ни постилаемых на земле одежд уже не было. За отвержение и распятие Сына Божия еврейский народ был рассеян по всему свету, его столица – Иерусалим и святой храм, разрушены до основания. «Затворническое» пророчеств Иезекииля сбылось, поэтому пройдем в Старый город через расположенные немного правее Львиные ворота. Свое название они получили из-за украшающих их барельефов с изображениями львов. Здесь расположен вход в мусульманский квартал, поэтому у входа всегда дежурит наряд израильских солдат с автоматами наперевес. Случаи проникновения палестинских террористов-камикадзе из Старого города, отнюдь не редкость. Осмотрев цепкими взглядами нашу паломническую группу, еврейские воины посторонились, и мы миновали массивные деревянные двери.

http://pravmir.ru/via-doloroza/

Цель этого допроса поставить Иисуса Христа в затруднение и уловить в словах. Они были уверены, что Господь в оправдание Своих действий укажет им на Свои права, объявит Себя Мессией – Христом, а тогда уже им нетрудно будет обвинить Его перед римским правительством. Все было обдумано очень хитро и в то же время благовидно и законно. По общему мнению, синедрион имел право испытывать пророков и судить об их достоинстве. Вопрос ставился прямо, открыто, перед всем народом; Учитель мог так же открыто доказывать и Свое Божественное звание, если Он может это доказать. Избраны были из членов синедриона почетнейшие священники, которых евангелист называет даже архиереями, потому, вероятно, что они стояли во главе той или другой «чреды» священников, а также народные старейшины и ученые книжники ( Лк. 1:5 ). Без сомнения, это посольство обратило на себя всеобщее внимание народа, наполнявшего все притворы храма, и толпы почтительно расступились, давая дорогу столь важным членам синедриона... В лице этих избранников являлся перед Господом не только синедрион, но и весь народ Иудейский. Самые ученики Господа не могли равнодушно отнестись к этому посольству: они, конечно, желали, чтобы члены синедриона признали их Божественного Учителя за Мессию так же, как признали и они, Его ученики. Тогда исчезла бы всякая опасность со стороны синедриона как для Господа, так и для Его последователей.  И вот, на другой день после торжественного входа Господа в Иерусалим, КОГДА ПРИШЕЛ ОН , Иисус Христос,  В ХРАМ , в один из обширных притворов храма, где всегда собиралось множество народа,  И УЧИЛ , с важностью и сознанием своего достоинства подошли,  ПРИСТУПИЛИ К НЕМУ , прерывая Его беседу с народом, эти  ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ , представители верховного иудейского судилища,  И СТАРЕЙШИНЫ НАРОДА  с учеными книжниками  И СКАЗАЛИ , обращаясь к Иисусу Христу со строгим допросом, как начальники: синедрион желает, по своему долгу, знать:  КАКОЮ ВЛАСТЬЮ , Божеской или человеческой,  ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ?  Вот Ты принимаешь от народа название Сыном Давидовым, входишь по-царски в Иерусалим, изгоняешь, без нашего ведома, из храма торжников, которым мы не запрещали торговать в этих притворах, – всенародно здесь учишь без нашего дозволения...  И КТО ТЕБЕ ДАЛ ТАКУЮ ВЛАСТЬ?  От Бога ли прямо Ты получил ее, или Тебя на это уполномочил кто-либо другой, имеющий общение с Богом, подобно тому, как Иеремия давал полномочия своему ученику Варуху? ( Иер. 36:4–6; 43:2–3; 45:1–4 ). Тогда скажи, – кто же этот избранник Божий? Мы, синедрион, должны знать это. Такая точность и раздельность вопроса показывала, что ученые книжники долго обдумывали свой вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Заметим параллель с притчей о милосердном самарянине. Попавший в руки разбойников путник (по святоотеческому толкованию — ветхий Адам) шёл из нагорного Иерусалима (рая) в низину — Иерихон (ад). Кстати сказать, Иисус Навин, сокрушивший подвигом веры иерихонские стены, явился прообразом Иисуса Христа — Победителя ада и смерти. Теперь сшедший с небес новый Адам — Господь — приходит в Иерихон и открывает тайну спасения погружённого во тьму нищего человечества исцелением слепца у ворот города. Как будто отзывается в душе Богоявленское песнопение: “Где бо имел бы Свет Твой возсияти — токмо на седящия во тьме,— слава Тебе!”. Следует отметить, что адский образ Иерихона в дни земной жизни Спасителя проявлялся ещё и в принятых в этом городе адских принципах человеческих взаимоотношений. Здесь разбойники, грабившие людей на упомянутой дороге из Иерусалима, делили добычу. Здесь торжествовал тогда ещё неписаный закон естественного отбора, только не животного, дарвинистского, а человеческого, ницшеанского. И вот у входа в этот ад мы встречаем слепца, имеющего чудом Христовым по вере своей стать сопобедителем несветимой тьмы. Дальше — глубже: в самом городе состоится дивная встреча Христа с Закхеем, который тоже слеп, но слепота его несколько иного рода, чем у нищего у ворот. Этот начальник мытарей находится на самом дне дна человеческой жизни, ибо своим грабежом наводит страх и на самих грабителей как преуспевший в низком том ремесле больше всех. Он мал ростом и не может разглядеть Господа за толпой, Его окружающей. Закхей не видит Бога за людьми по той причине, что духовно не вырос, можно точно сказать: он — недоросль. Когда мы судим по наружности, когда мы исключаем из своих взглядов и оценок реальность Божиего присутствия, тайны Промысла, совершающегося в жизни конкретного человека, — мы не узнаём в этом человеке Христа и не окажем ему милость, как Самому Господу. Выход из этого тупика слепоты нам предлагает всё тот же Закхей. Его желание увидеть Иисуса настолько сильно, что он решается на личное (в человеческих глазах) унижение, открывает перед людьми свою низость, не боится оказаться смешным: лезет на дерево (это начальник­то мытарей, гроза разбойничьего города), оказывается на высоте и — видит Христа. Какой урок! Как, оказывается, всё просто — надо лишь захотеть. Желание только должно быть сильнее самолюбия и ложного стыда, свободно от переменчивого мнения человеческого.

http://pravmir.ru/velikiy-post-podgotovi...

Некоторые наблюдатели над жизнью наших паломников во Святом Граде это крайнее ослабление физических сил стараются объяснять или преклонностью возраста, в каком большинство паломников предпринимает путешествие в Иерусалим, или недостатком и истощением и без того скудных материальных средств, с какими нередко едут сюда наши паломники, благодаря чему некоторые из них под конец сезона вынуждены питаться весьма неудовлетворительно, но эти объяснения, по нашему мнению, все же следует признать в большей части односторонними. Паломничество в Св. Землю не чуждо и таких фактов, когда, к великому нашему утешению, подвиги изумительного воздержания и неусыпной непрестанной молитвы на святых местах, влекущие за собою иногда полную потерю физических сил и даже смерть, предпринимаются людьми, материально состоятельными и не чуждыми даже хороших достатков. Как раз в только что окончившийся паломнический сезон (1908 г.), на возвратном пути из Иерусалима в Россию, на пароходе „Лазарев“, отошедшем из Яффы с 1,160 паломниками, 26 апреля, между Хиосом и Смирною скончался „от полного истощения“ некто Андрей Боншин, 63 лет от роду, оставивший на руках своего малолетнего сына Лаврентия, который делил с своим отцом подвиги паломничества, „деньги в сумме ЗООрублей“. Очевидно, здесь „старческий маразм“ и скудость материальных средств мало нам помогут в объяснении причин этого „полного истощения“. Причины его следует искать в глубине высоконастроенной душн паломника. Пламенное религиозное воодушевление, охватывающее все существо глубоко верующего человека, на столько сильно подавляет в нем другие потребности, что заглушает даже сознание настоятельной необходимости удовлетворять свои естественные потребности: „никто же бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю“ ( Филип. 5:9 ), и только тяжелая болезнь или печальный конец – в виде неожиданной смерти в больнице или даже на пароходе, почти у берегов желанной, дорогой родины, напоминают, хотя уже поздно, что человек тяжелые подвиги благочестия не соразмерил с своими слабыми физическими силами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сортировать по Исключить новости Если бы мы не помнили, что через три дня Пасха… Страстная… 7 апреля, 2015 Страстная… Это самая трудная и самая удивительная седмица в году… День за днем, за шагом шаг приближается христианин вместе с Господом своим к великому и страшному часу окончания земного подвига Спасителя. Каждый из этих дней связан с определенными евангельскими событиями, имеет свой духовный смысл и по большому счету неповторим — потому что мы сами каждый год разные и по-разному переживаем и ощущаем эти дни… …Еще вот только-только мы праздновали торжественный и величественный Вход Господень в Иерусалим, освящали трогательные, мохнатые веточки вербы, и уже наступает вечер — и мы входим в пространство Страстной, наступает Великий Понедельник. И мы, придя после утреннего торжества в погрузившийся снова в полумрак храм, слышим: «Се, мы восходим во Иерусалим…» Слышим о том, что на вольную страсть и смерть грядет от славы входа Своего во Святый Град Господь, и получаем такое страшное и такое вожделенное для верного христианского сердца приглашение: последовать за Ним и сораспяться Ему. И тут же мысленному взору нашему предстает — и в чтении евангельском, и в стихирах службы Понедельника — образ смоковницы, проклятой за бесплодие свое (см.: Мф. 21, 18–22; Мк. 11, 12–14). И волей-неволей вспоминаем: начинается пост, и мы полны сил и решимости. Решимости изменить свою такую неправильную, такую совсем не христианскую жизнь. А сейчас пост уже закончился, осталась лишь подводящая под ним и под постническим деланием нашим черту Страстная седмица. И если от смоковницы потребовал плода Господь во время, которое не было порой собирания смокв, то для нас­то сейчас именно эта пора и есть — пора принести Создателю плод покаяния и исправления. Принесен ли он? И если да, то достойный ли это плод?.. И так хочется ответить этому невидимому вопрошающему — собственной совести, так хочется перед ней оправдаться… Жизнь столь сложна, вся состоит из искушений; они следуют одно за другим, а порой наваливаются и все разом. Как им противостоять, разве в человеческих это силах? И новый образ перед нами — праведный Иосиф, искушаемый женой Потифара (см.: Быт. 39, 1–20). Непоколебимый в своей добродетели, мудрости и чистоте. И Сохранивший его от искушения сохраняет и от последствий коварной клеветы из уст разочарованной, дышащей уже ненавистью, а не любовью женщины.

http://pravmir.ru/esli-byi-myi-ne-pomnil...

«Верую... в Господа нашего Иисуса Христа... распятаго за ны при Понтийстем Пилате» Символ веры «Christus Tiberio imperante per procuratorem P. Pilatum supplicio affectus erat». Тацит Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа сопровождались целым рядом глубоко поразительных и поистине ужасных событий, вполне обнаруживших, до какого страшного неистовства могут доходить темные силы зла, когда они стараются нанести решительный удар добру и святости. И нельзя без содрогания читать тех священных страниц, где евангелисты излагают пред нами историю этих именно дней, которые, начавшись днем торжественного входа Христа в Иерусалим в качестве истинного Сына Давидова и царя иудейского, вступавшего в Свою столицу среди народных ликований и приветствий, быстро привели к Голгофе с ее невообразимыми ужасами – к позору и мукам смерти на кресте среди разбойников. Но среди этого ряда событий особенно поразительною с исторической точки зрения была та решительная сцена, которая разыгралась у подножия римского трибунала, когда земное римское правосудие, хотя и вверенное далеко не вполне достойному представителю, делало настойчивую попытку защитить воплощенную невинность от яростной злобы ослепленной неправды. Недаром эта сцена была предметом многих и научных и художественных изображений, потому что она заключает в себе все, что только способно волновать сердце человеческое всеми до противоположности разнообразными чвствами, и в подробностях ее благочестивое чувство правды никогда не перестанет находить для себя источник глубочайшего назидания. 1 Было раннее утро того дня, который назывался “приготовлением к пасхе, 2 следовательно, великая пятница. Жизнь на востоке обыкновенно пробуждается рано, потому что все спешат воспользоваться для совершения своих дел приятной прохладой утренних часов до наступления томительного зноя полуденного солнца. Поэтому лишь только начинался рассвет, как улицы Иерусалима быстро наполнялись оживленными толпами, торопливо двигавшимися по всем на правлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010