Предисловие Географическое положение земли Гесем История и литература вопроса I) Библейские указания относительно земли Гесем II) Свидетельства переводов Библии и древних географов III. Географические особенности лежащей к востоку от Пелузийского рукава Нила области и в частности – вади Тумилат Приложение I. Цель посольства Иакова к Иосифу Приложение II. Значение доказательства из в Быт.44:29· Приложение III. Вопрос о западной границе земли Гесем Приложение IV. Смысл выражения Приложение V. Значение названий: земля Гессем и земля Рамесес Приложение VI. Героополис у LXX назван вместо «Гесем». Приложение VII. О месте Героополиса. Приложение VIII.Cocmoяяxe в прежнее время Суесской насыпи. Состояние израильтян в Египте Сведения об этом первоисточника Перемена в образе жизни израильтян Влияние на израильтян египетской образованности. Приложение XI. Орошение полей при помощи ног (Втор.11:10) Приложение XII. 521. Причина отвращения египтян к пастухам Приложение XIII. Египетские слова в еврейском языке и еврейские в египетском Приложение XIV. Доказательства из Паралип.4 и 12 Приложение XV. Понятие о шотерим Приложение XVI. О происхождении древнейшего алфавита Приложение XVII. Сходство древнееврейского письма с ·финикийским. Религиозное состояние израильтян в Егииитии. Приложение XVIII. О происхождении у израильтян поклонения Богу в образе тельца и о значении сеирим. Общественное устройство израильского народа в Египте Время угнетения Прилож XX. Условия, благоприятсвовашие умножению патриархальной семьи. Приложение XXI. Соприкосновение израильтян с Ханааном Приложение XXII. Есть ли в Исх.1:8, указание на перемену династии? Приложение XXIII. Плинфоделание по египетским памятникам Прилож XXV. Место города Пифома Приложение XXVI. Положение города Рамесеса Приложение XXVII. Открытия Навиля в Масхуте Приложение XXVIII. Смысл гаобнаим в Исх.1:16. Приложение XXIX. К достоверности Исх.115–22 Моисей Источники сведений о Моисее Приложение XXXII к стр. со сноской 715. Образование имени Моисея Приложение XXXIII к стр. со сноской 716. Наречение имени Моисея дочерью фараона Приложение XXXIV к стр. с примечанием 722. Значение библейскаго суф. Приготовление Моисея к высокому Его назначению Приложение XXXV к стр. с примеч. 803. Рагуил. Иофор. Ховав Приложение XXXVI к стр. c прилож. 805/Земля Мадиамская Божественное призвание Моисея Возвращение Моисея в Египет и его просьба пред фараоном отпустить израильский народ для совершения служения богу.  

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Лукавый демон и враг рода нашего, как увидел, .что первозданный проводить в раю безпечальную жизнь, и, облеченный плотию, живет на земле как ангел, решился соблазнить и увлечь его к падению обещанием еще больших благ, и таким образом лишил его и того, чем он уже обладал. Вот что значит не оставаться в своих пределах, но домогаться большаго. На это-то указывая, премудрый сказал: завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. II, 24). Видел ты, возлюбленный, как смерть и вначале пришла от невоздержания? Посмотри, как и впоследствии божественное Писание постоянно осуждает увеселения, и говорит - в одном месте: и седоша людие ясти и пити, и восташа играти (Исх. XXXII, 6), а в другом: и яде и пияше, уты, утолсте и отвержеся возлюбленный (Втор. XXXII, 15). И жители Содома этим же, сверх прочих преступлений, навлекли на себя неумолимый гнев Божий. Послушай, что говорит пророк: сие беззаконие Содомы, яко в сытости хлеба сластолюбствования (Иезек. XVI, 49). (Этот порок) есть как бы источник и корень всего худого. 3. Видишь вред от невоздержания? Посмотри теперь на благотворныя действия поста. Проведши сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали закона; когда же, сошедши с горы, увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученныя с таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу, пьянствующему и поступающему беззаконно. Поэтому чудный этот пророк должен был поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться опять получить свыше и принести (к народу) скрижали, разбитая за его беззаконие (Исх. XXIV, XXXII, XXXIV). И великий Илия постился столько же дней, и избег владычества смерти, вознесся на огненной колеснице как бы на небо и доныне не испытал смерти (4 Цар. II, 1, 11). и муж желаний, много дней проведши в посте, удостоился чуднаго того видения (Дан. Х, 3); он же укротил ярость львов и обратил ее в кротость овец, не переменив природы, но изменив расположение, между тем как зверскость их оставалась та же. И ниневитяне постом отклонили определение Господне, заставив поститься, вместе с людьми, и безсловесных животных, и таким образом, отставши все от злых дел, расположили к человеколюбию Владыку вселенной (Ион.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

в) то, что принадлежит временам, бывшим после Моисея. Немногие сего рода места, не состоящие в необходимой связи с целостью книг Моисеевых, руками Иисуса Навина, Ездры или других избранных Духом Святым продолжателей и хранителей Священного Писания, могли быть внесены с намерением объяснения или пополнения, соответственного их временам. Быт. XIII. 18 (см. Ис. Нав. XIV. 15. XV. 13). Быт. XXXVI. 31–43 (см. 1 Пар. 1. 43–54). Исх. XVI. 35 (см. Иис. V. 12). Втор. XXXIV. 2) Иис. I. 8. 4 Цар. XXII. 8. Дан. IX. 11. Неем. VIII, 1 Ин. 1. 17. 45. V. 46. Из сих немногих указаний на книги Моисеевы уже можно видеть, что те же самые, которые под сим именем существуют ныне, так же существовали, употреблялись и признаваемы были во время земной жизни Иисуса Христа, после плена вавилонского, во время самого плена, во времена царства Иудейского, и в первые дни после смерти Моисеевой. Текст самаритянский и греческий перевод, столь давно отдаленные особенною судьбою от текста еврейского, также суть неподозрительные свидетели о подлинности целого состава оных. III. ДOCTOBEPHOCTЬ ПИСАНИЙ МОИСЕЕВЫХ СО СТОРОНЫ ЕГО ЛИЦА Непререкаемое достоинство бытописанию Моисееву дает его богодухновенность, неизменно свидетельствуемая и всегдашним мнением, и событиями ветхозаветной и новозаветной Церкви. Недоверчивым испытателям во свидетельство достоверности Моисея могут быть указаны следующие особенные принадлежности его лица: 1) воспитание при дворе фараона во всей премудрости египетской (Деян. VII. 22), которого, впрочем, выгодами он не пленился; 2) откровения многократные, продолжительные и беседования с Богом устами ко устам (Числ. XII. 7. 8); 3) обильный дар чудотворений; 4) вождение народа Божия и служение Божественному законодательству; 5)беспристрастие, с каковым он повествует унизительные для себя происшествия без застенчивости (Числ. XII. 1), говорит о добрых качествах и не скрывает своего греха и наказаний (Числ. XX. 12); 6) бескорыстие, с каковым он отказывался от благословения Божия и спасения своего, для спасения народа (Исх. XXXII. 10. 32), и умер, не оставив детям никакого достоинства (1 Пар. XXIII. 14). IV. BPEMЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КНИГИ БЫТИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

931 Das Buch Henoch v. Dillm. cap. 8; 10, 4; 13, l ff. Раввины Менахим, Елиезер, Абрагам. Cnf. Eisenmenger. Entdecktes Iudenthum, II, ss. 153–157 f. Buxtorf. Talmud, lexic. p. 1495; Fabricius. Cod. Pseudoepigr. V. Test. I, pag. 179, 182, 191. 932 Origen. Contra Cels. (ed. Spencer) lib. V I, p. 305. Iren, adv. haeres. I, 12 ; Epiph. Haeres. XXXIV, 4. 933 Правда, возражением против самой возможности у священных библейских писателей такого воззрения, служить, по-видимому, то, что с древнейших времен в Библии решительно проводится такой взгляд на языческих богов, что они – не более, как идолы, дела рук человеческих, и что никакой реальности им не принадлежит. Обычным названием языческих богов служить gillul, истукан, идол ( Лев. 26:30 ; Втор. 29:16 ; 3Цар. 15:12, 21:26 ; 4Цар. 17:12, 21:12; 23:24 ; Иер. 50:2 ; Иез. 6:4, 20:8, 30:13, 37:23  и др.). Понимать ли имя gillulim в смысле dii lapidei (Gesenius, Thesaurus, t. I, p. 287, слово gillul), «груды камней» (Hitzig, zm Ezech. 6, 4, 1847) или dii stercorii (как некоторые pabbuhы u Thenius, zu I König 15, 12, Евр. словарь Штейнберга), – во всяком случае, этим именем обозначается ничтожество языческих богов. Это же выражается и в таких наименованиях их, встречающихся особенно у пророков, как – Elilim, ничто ( Ис. 2:8, 18:2, 10:10, 19:1–2, 31:7 ; Авв. 2:18 ; Иез 30:13 ; Пс. 95:5,96:7 ; Лев. 19:4 ) – имя, представляющее созвучность и вместе противоположность имени Elohim; liebel, призрак, пар ( Иер. 2:5, 8:19, 10:8, 15, 14:22, 16:19, 51:18 ; Втор. 32:21 ; 3Цар. 16:14, 20 ; 2Цар. 17:15 ; Ион. 2:9 ; Пс. 30:3 ); avert, пустота, ничтожество ( Ис. 41:29, 66:3  ср. Bet-aven., Ос. 4:15 ). И такими языческие боги представляются в Библии не только по фирме, под которою они являются в культе, но и по самому существу их. Ничтожны не истуканы только, но и предполагаемые в них язычниками символы или духи: все они ничто, ничтожны и дела их ( Ис. 41:24, 29 ), совершенная пустота, дело заблуждения ( Иер. 10:3, 15 ), почему и культ языческих богов – совершенное заблуждение, глупость ( Иер. 10:15; 51:18 ; Ион. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   Лев. XXV:23.    Втор. XV:1—4.    Втор. XXIII:24—25; сравни: Мф. XII:1; Мк. II:23; Лк. VI:1.    Лев. XIX:9—10; XXIII, 22.    Втор. XXIV:19—21.    Втор. XXIV:12—13; Исх. XXII:26—27.    Втор. XXIV:6.    Втор. XV:7—11.    Например, Пс. XXXVI:26; XL, 2; CXI, 9; Притч. XI:24—25, 28; XIV, 21, 31; XXII, 7—9 и мн. др.    Втор. XV:7—11; Пс. IX:23—39; Притч. XI:17; XIV, 21, 31; XXII, 22—23; 1 Сир. XXXIV:20—22 и мн. др.    Исх. XXII:25; Лев. XXV:35—37; Втор. XXIII:19—20; Пс. XIV:5; Притч. XXVIII:8; Иез. XVIII, 8 и др.    Втор. XIV:22—29; XXVI, 12; сравни: Лк. XVIII:12.    1 Тим. VI:7.    Деян. XVII:25.    Рим. VIII:18.    Мф. V:36; VI, 27.    Рим. V:2; Еф. II:8—9; 2 Тим. I:9; Тит. III:4—5 и мн. др.    1 Кор. VI:20.    1 Кор. VI:19.    Иак. I:25.    Деян. V:4.    Ин. XIII:35.    Ин. XIII:34; XV, 12.    Мф. V:39—40.    Лк. XIV:33.    Ин. XV:13.    Лк. VI:30; сравни: Мф. V:42.    Мф. IV:20, 22; Мк. I:18, 20; Лк. V:11; Мф. XIX:27; Лк. XIX:28.    Лк. XII:33.    Мф. XIX:21.    Мф. VI:19—24.    Лк. VI:38; XI, 41; XII, 15, 33 и др.    Лк. VIII:3.    Мф. IV:42, 44; Лк. VI:30, 35, 38 и др.    Мф. VI:24—34.    Лк. XIV:33.    Лк. VI:30.    Мф. XXIII:8—10.    Лк. VIII:3.    Ин. XII:6; XIII, 29.    1 Петр. II:21.    Мф. VIII:20; Лк. IX:58.    Мф. XII:1; Мк. II:23; Лк. VI:1.    Мф. XXI:19; Мк. XI:20—21.    Лк. VIII:3.    Ин. XII:6.    Ин. XIII:29.    Деян. III:6.    2 Кор. VI:10.    1 Тим. VI:8.    2 Фес. III:8.    Деян. XX:34—35.    2 Кор. XI:27.    Например, Иак. II:14—17; 1 Петр. IV:8—10; 1 Ин. III:17; Рим. XII:20; 1 Кор. XVI:1—3; 2 Кор. VIII:11—15; IX, 6—10; Гал. II:10; 1 Тим. VI:18 и др.    Деян. II:44—46; IV, 32—35.    Деян. V:3.    1 Кор. VI:10; Еф. IV:28; Тит. II:10.    М. А. Олесницкий, «Из системы христианского нравоучения», стр. 409.    2 Кор. VIII:14.    Деян. V:3.    Гл. 19, русский перевод протоиерея П. Преображенского.    Вид. 3, гл. 9.    Заповедь 2.    Подобие 1, рус. перевод протоиерея Преображенского.    Подобие 10, гл. 4.    Гл. 1, рус. перевод проф. Попова.    Гл. 4.    Гл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

538 Ибо не иначе, как обо всех сих зданиях разуметь можно то, что говорится о доме Соломона. 3 Царст. III, 1, VII, 1, 2, Парал. VIII, 1. Сомнение, которое рождается из имени дома ливанской дубравы, неважно. Нельзя думать, чтобы сей наполненный сокровищами дом находился вдали от столицы. Смотр. 3 Царст. X, 17, 21. 539 Он имел 1.400 колесниц, 12.000 конников, 2 Парал. 1, 14, З; Цар. X, 26. Числу колесниц, по – видимому, не соответствует число коней, 2 Парал. IX, 23. Или число колесниц по времени уменьшено, или видимое несогласие сих мест в еврейском тексте происходит от обоюдности слова или , которое может означать ясли или место для одного или многих коней. Но не так легко можно согласить сие поведение Соломона с законом Моисеевым, Втор. XVII, 16. 540 По какому праву? Конечно по тому, что Соломон сам приобрел их, и обитали в них не евреи, но иноплеменники. 542 Алмиоггим. 3 Царст. X, 11. 2; Парал. IX, 10. Из перевода семидесяти толковников видно, что и они не знали сего дерева. 543 Бохарт именно находит Офир в Тапроване, то есть Цейлоне, утверждая свое мнение наименованием золота Парваим или Фаруимского, 2 Парал. III, 6, которое он соглашает с именем Тапрованы, ибо с сирского значит берег Порвана. 544 Иосиф ее почитает египетской и эфиопской царицей, и называет Никавлою, ссылаясь в сем на Геродота. Но единственная царица Египта, о которой упоминает сей последний писатель, есть Нитокриса, и сия не могла быть современницей Соломона, поскольку она древнее Севостриса. Имя и обстоятельства Савской царицы указывают истинное отечество ее в народе, происшедшем от Совева, сына Иектанова. Плиний говорит, что савеи особенно богаты были золотом и благовонным деревом. Hist. nat. L, Vl, c. 28. 546 Таковые союзы вообше признаются запрещенными Богом, 3 Царст. XI, 2. Ибо хотя закон дан был особенно против Хананеев, Исход. XXXIV, 16; но он мог быть распространен согласно с его намерением. Между возбраненными законом женами Соломона первая упоминается дочь фараона, 3 Царст. XI, 1, хотя он сочетался с нею, когда был еще верен Богу. Могло статься, что она сперва признала с ним его Бога, но после, пользуясь его слабостью, обратилась к отечественной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

381 Сомнительно, сообразен ли сей поступок с законом, который не позволяет завещавать завета с хананеями, Исход. XXXIV, 12 ни оставлять от них жива, Втор. ХХ, 16 . Но в сем последнем вместе, Ст. 13, во всякой вообще войне повелевается делать мирные предложения с требованием покорности, в случае же упорства избивать мужеский пол, Ст. 13, а хананеев в особенности умерщвлять всех. В других местах, как то Ucx. XXIII, 32 , и ХХХI40;, 12, 13, 34, 15, возбраняется завет не столько с народами хананейскими, сколько с их божествами. Из сего видно, что законы сии могли остаться без действия при следующих обстоятельствах: 1) если какое хананейское племя охотно покарялось евреям, и 2) если оно не было упорно в язычестве. Посемуто говорится о хананеах, что Бог ожесточил их сердца, да не дастся им милость, Иис. XI, 20. Но в Гаваонитянах мы примечаем оба означенные условия. Итак, если союз их не был совершенно тверд, то потому только, что его особенное условие – отдаленность их земли – оказалось несправедливым. 384 Раздел надлежало сделать не только по жребию, но и по числу народа. Чucл. XXVI, 54, 55 . Чтобы совместить и то и другое; надобно думать, что жребием назначалось только положение одного колена в отношении к другому, а не пространство земли. 388 Первое собрание евреи полагают в Фамиафе, но другие в Силоме перед скинией. Второе по тексту Библейскому и по Иосифу было в Сихеме. Место сие избрано или потому, что здесь Авраам принес первую в земле обетованной жертву, или для того, чтобы в тоже время захоронить кости Иосифа. Иисус. XXVI, 32, Iit. В сие собрание перенесена, конечно, была из Силома и скиния, ст. 1, 25. 389 Между благодеяниями Божиими упоминает Иисус о том, что два царя аморрейские изгнаны от лица евреев шершнями. Иисус. XXIV, 12. Некоторые разумеют через сие страх, посланный Богом. Нечто подобное имел в мыслях и сочинитель сравнительных мест в Славянской Библии. Но, вероятно, что то было действительное происшествие, опущенное в порядке истории, впрочем предсказанное Моисеем, Второз. VII, 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ориген (contra Gels. L. IV) думает, что семь семь означает четырнадцать и два два означает четыре. Но как в Новом Завете выражение два два, употребленное, без сомнения, по свойству еврейского языка, знаменует не четыре, а по два (Мк. VI. 7. Мф. X. 1–4), то сие же число должно понимать чрез оное и в истории потопа к животным нечистым; тем паче, что здесь по тексту еврейскому должно читать два без повторения. Подобно и животных чистых семь семь должно считать по семи каждого рода, а не каждого в роде пола; ибо в сем последнем случае, по свойству языка, надлежало бы сказать: от скотов чистых мужеский пол семь семь, и пол женский семь семь. Не много нужно заботиться о том, каким образом неравное число семь семь согласуется с порядком, по которому все вообще животные долженствовали быть два два, или попарно. Довольно, что в семи заключаются пары или мужеский пол и женский. Впрочем, некоторые назначают в ковчег по три пары чистых животных для сохранения рода и по одному для жертвоприношения. Догадка, согласная с обстоятельствами. И из птиц небесных по семи, мужеский пол и женский. Сия речь, так читаемая по тексту еврейскому, в соображении с предшествующею ей и в сравнении с переводом греческим, оказывается неполною, ибо недостает разделения птиц на чистых и нечистых. Но сие можно приписать только простоте и некоторой небрежности древнего образа изъясняться, который иногда преизобилует повторениями, а иногда оставляет на догадку и нужные для полноты и определенности речи обстоятельства. Ибо чрез семь дней отныне, Я повелю быть дождю на земле. Толикая поспешность вступления в ковчег возможна была не иначе как разве при непосредственном попечении Божием о собрании животных, но она нужна была для предупреждения затруднений со стороны нечестивых. Сорок дней и сорок ночей. Сие время дождя, содержа в себе только начало потопа, конечно, не без причины отделяется от его продолжения и означается столь правильным числом. Число четыредесяти во многих местах Св. Писания представляется как число искушения и очищения (Исх. XXIV. 18. XXXIV. 28. Числ. XIV. 33. Втор. IX. 18. XXV. 3. 3 Цар. XIX. 8. Иез. IV. 6. Ин. III. 4. Мф. IV. 1. 2). Итак, не были ли и сорок дней начинающегося потопа последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые хотя уже при виде заслуженной казни, подобно как разбойник на кресте, могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию (1 Пет. IV. 6)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

759 Подробное изложение см. у Delattre’a·, Plan de la Gense, в Revue des questions historiques, juillet 1876, p. 5–43, или y Kurtz’a, Die Einheit der Genesis, Берлин, 1846, y которого впервые встречаем раскрытие истинного плана Бытия. 763 Hengstenberg, Die Authentie des Pentateuches, Берлин, 1836; Fr. Delitzsch, Die Genesis, 1853. 764 Второз. XXXIV. Сл. n° 246, 8. – Слова: „И не было более у Израиля пророка такого, как Моисй“, Втор.34:10 , могут принадлежать писателю более позднему, чем Иисус Навин. Этот последний мог, однако, написать их, потому что их можно понимать таким образом: И не восставало еще (это смысл еврейского слова " od, переведенного словом более) после смерти Моисея (во время И. Навина или в эпоху завоевания Палестины) пророка, подобного ему. 768 Подробное раскрытие этого доказательства можно видеть в La Bible et les découvertes modernes, 6 ed., t. I, p. 535–563. 773 Об аргументе, заимствованном из пророков см. у абб. de Broglie, Questions bibliques. Un plan de défense. Les prophtes, III, p. 275 sq., A. Largent , L‘abbe de Broglie, sa vie, ses oeuvres, in-8°,Paris, 1900, p. 293–297. 776 Подробности этого доказательства см. Les Livres Saints et la Critique rationaliste, 5 ed., t. III, p. 17–102. 777 По общепринятому мнению, Салим, царем которого был Мельхиседек, Быт.14:18 , есть Иерусалим, но пункт очень спорный и во всяком случае несомненно верный, что Иерусалим не обозначен под именем, которое ему было уже даваемо во время Иисуса Навина, Нав.10:1 , и во всю последующую историю, под именем, которое он носит ранее эпохи Иисуса Навина, в письмах Телль-ел-Амарна. 778 Самарянское Пятокнижие напечатано в полиглотте Le Jay, и Багстера Вальтона. – Blagney опубликовал отдельно, в Оксфорде, в 1790 г. самарянское Пятокнижие по полиглотте Вальтона. 779 См. об этом самарянском переводе: H. Petermann и Völlers, Pentateuchus Samaritanus, Берлин, 1874–1891; M. Heidenheim, Die Samaritanische Pentateuch-Version, die Genesis in der hebräischen Quadratschrift, in-8°, Лейпциг, 1884; J. Nutt, Fragmente of a Samaritan Targum edited from a Bodleian Ms. with an Introduction containing a sketch of Samaritan history, dogma and literature, Лондон, 1814; Uhlemann, Institutiones linguae Samaritanae, Лейпциг, 1837.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Stelle. V, 480), «взирал Авраам на египетский культ, и твердое убеждение в его гибельной суетности и непотребстве» перешли и к потомкам родоначальника израильского народа, если и не ко всем. 371 Такой смысл имеет 5-й ст. 5-йн гл. кн. И. Нав.5:5 по масоретскому тексту, русскому с него переводу, и по славянскому, следующему в этом месте комплюгенскому изданию (Η Παλαια Διαθκη. Ed. Lamb. Bos. 217) Яко обрезаны быша си людие изшедший=весь же вышедший народ был обрезан. 372 Что в Исх.22:4 и др. местах значит «телец», доказывать нет надобности. Мнение английского ученого Беке, по которому вылитый Аароном золотой идол имел вид не тельца, а «конуса» (от «вертеть», «скатывать», отсюда по предположению Гезениуса, moles convoluta, а отсюда у автора – «круглая фигура, вроде шара, цилиндра, или конуса), «служившего символическим изображением пламени огня, виденного Моисеем в горящей купине, и огня, в котором сошел Господь на Синай» (The idol in Horeb: evidence that the golden image at mount Sinai was a cone and not a calf. By Charles Т. Веке. London. 1871. p. 1–4), это мнение и в западной литературе стоит совершенно одиноко и не находит себе сочувствующих вследствие твердой обоснованности общепринятого понимания слова даваемой прежде всего самым содержанием многочисленных в Ветхозаветных книгах мест, в которых это слово может быть понято только в значении «тельца»,· напр., в Пс.105:19, 20 (евр. 106),; Втор.20:3 и др. 373 Φιλωνος τον Ιουδαιου τα ευρισκομενα απαντα. Mangey. II, 159. Другие места из Филона о золотом тельце см. у Бохарта в Hierozoicon, lib. II, с. XXXIV, p. 339–340, по изд. 1675 г. 374 Buddei Hist. Ecclcsiast, I, 760–763, где обстоятельно изложена древняя литература по вопросу о золотом тельце. 375 Ηροδοτου. II, 103; III, 27–29; Στραβων. Γεωγρ. 803. 607. 612 (XVII, I, 22. 31. 40); эти и другие свидетельства древних приведены у Буддея в Hist. Ecclesiast. I, 60. 376 W. Bandissin в Real-Encyklopädie Herzog’s (2 Aufl. VII, 305 и д.) и в своих Studien zur semitisclhen Religionsgeschichte, I, 187; отчасти Diestel у Richm в Handwörterb. d. 13. Altert. 807. 379 Воспроизведение этих статуй см. у Riehm в Handwörterb. d. В. А. 807 и у Smith в A Diet, of the Bible. I, 243.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010