Содержание Вопрос 1. Почему пятая книга законодателя называется Второзаконием? Вопрос 2. Как должно разуметь сказанное: «слыши Израилю: Господь Бог твой Господь един есть» (Втор. 6:4 )? Вопрос 3. Сказанное «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего» и проч. (Втор. 6:5 ) как разуметь должно? Вопрос 4. Почему закон повелевает клясться Богом (Втор. 6:13 )? Вопрос 5. Как должно разуметь сказанное: «да не искусиши Господа Бога твоего» (Втор. 6:16 )? Вопрос 6. Почему закон запрещает брачные союзы с соседственными иноплеменниками (Втор. 7:3 )? Вопрос 7. Кого называет Моисей сынами Енаковыми (Втор. 9:2 )? Вопрос 8. Как должно разуметь сказанное: «Господь Бог ваш сей Бог богов и Господь господей» (Втор. 10:17 )? Вопрос 9. Как должно разуметь сказанное: «да не сотворите тамо всех, елика творим зде днесь, кийждо угодное пред собою» (Втор. 12:8 )? Вопрос 10. Почему Моисей, дав закон приносить иереям десятины, сказал: не возможеши ясти в градех твоих десятины пшеницы твоея и вина твоего и елеа твоего (Втор. 12:17 )? Вопрос 11. Почему Моисей часто запрещает вкушение крови (Втор. 12:23 )? Вопрос 12. Какою силою творит чудеса пророк, который учит богопротивному (Втор. 13 и далее)? Вопрос 13. Что значат слова: «да не прорицаете» (ο φοιβσετε) «и не возложите плеши между очима вашима над мертвым» (Втор. 14:1 )? Вопрос 14. Почему запрещает Моисей приносить в жертву первородное животное, когда оно увечно (Втор. 15:21 )? Вопрос 15. На каком основании определено есть опресноки? Вопрос 16. Что значит сказанное: «праведне праведное гоните» (Втор. 16:20 )? Вопрос 17. Что значит сказанное: «аще не удоборешимо слово у тебе в суде между кровию и между судом и между язвою» и проч. (Втор. 17:8 )? Вопрос 18. Почему Моисей повелевает князю не умножать себе коней (Втор. 17:16 )? Вопрос 19. Для чего Моисей повелевает пленнице определенное число дней оплакивать своих родных и потом уже вступать в брак с тем, кто взял ее в плен (Втор. 21:13 )? Вопрос 20. Почему Моисей требует, чтобы, когда родители обвиняют сына, делали сие сообща и отец, и матерь (Втор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2888...

Глава 12 Завещание Моисея народу об уничтожении следов и проявлений идолопоклонства в земле обетования. – Охранение устава о жертвоприношениях и единстве богослужебного пункта. Втор.12:3 .  и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того. «Столб» («маццева») деревянное цилиндрическое изваяние в честь Астарты, «роща» (русск.) или « дубрава» (слав.), евр. «ашера» – ветвистые деревья (ср. Ос 4.13 ) с жертвенниками в честь той же богини. «Истребить имя их от места того», чтобы уничтожить само воспоминание о бывшем здесь идолопоклонстве. Так поступили, например, рувимляне, изменив имена городов Нево и Ваал-Меон ( Чис. 32.38 ). Втор.12:5 .  но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, Т. е. туда, где будет иметь пребывание скиния и впоследствии – храм. Втор.12:6 .  и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, [и мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; Втор.12:7 .  и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. Втор.12:8 .  Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным; Втор.12:9 .  ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе. Втор.12:10 .  Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас, и будете жить безопасно, Втор.12:11 .  тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам [сегодня]: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу [Богу вашему];

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

I. В Библии животные разделяются на четыре класса: на животных, живущих на суше – четвероногих больших и малых ( Лев.11:2 ), рыб морских ( Лев.11:9, 10 ) птиц небесных ( Лев.11:13 ), пресмыкающихся ( Лев.11:20, 29, 41 ). Первый разряд подразделяется на домашний скот и на животных полевых, диких ( Быт.1:25, 2:20, 7:14, 21, 8:1, 17, 19 ). Кроме этого деления существовало еще деление религиозно-обрядового характера – на чистых и нечистых, не совпадавшее с первым. Из животных, живущих на суше, чистыми считались имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, как то: коровы, овцы, козы, буйволы, олени, серны, лани, ориски и камелопарды ( Втор.14:5 ). О последних составить определенное понятие трудно. Все остальные, не имеющие вышеупомянутых признаков, причислялись к нечистым. Из них в Библии упоминаются: осел ( Быт.37:25 ; 1Пар.12:40 ), верблюд ( 1Пар.27:30 ), лошадь ( Быт.47:17, 50:9 ), мул ( 2Цар.13:29 ), заяц, тушканчик ( Лев.11:5–6 ; Втор.14:7 ) и все хищные животные: волк, медведь ( 4Цар.2:24 ), лев ( Суд.14:8 ), пантера или барс ( Иер.5:6 ), гиена ( Иер.12:9 в евр.), лисица ( Песн.2:12 ). Для рыб в Свящ. Писании нет отдельных названий. Чистыми из них считались те, которые имеют плавательные перья и чешую. Из птиц в Библии упоминаются: голуби (см. Прав. Б. Энц. IV), горлицы ( Иер.8:7 ), куропатки ( 1Цар.26:20 ), журавли и ласточки ( Иер.8:7 ), куры ( Мф.23:37 ). Нечистыми считались все хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты и др. ( Лев.11:13–19 ; Втор.14, 12–18 ). К пресмыкающимся животным причислялись: мышь, ящерица ( Лев.11:29–30 ), лягушки, крот ( Исх.8:8 ), змея, червь, саранча ( Лев.11:22 ), пчела ( Суд.14:5, 8 ), шершень ( Исх.23:28 ), муха, моль ( Иов.4:19 ), муравей ( Притч.6:6 ), паук ( Притч.30:28 ), блоха ( 1Цар.26:20 ), скорпион ( Втор.8:15 ), гусеница ( Иоил.1:4 ), улитка ( Пс.57:9 ) и др. Чистыми из пресмыкающихся признавались только те, у которых голени выше ног, чтобы скакать, как то: саранча в четырех ее видах ( Лев.11:21, 22 ). Только чистые животные употреблялись в пищу и приносились в жертву. Домашние животные играли видную роль в экономической жизни израильтян и составляли главную часть их имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иисус Навин и книга И. Навина Иисус Навин и книга И. Навина – преемника Моисея в деле руководительства еврейским народом во время завоевания земли ханаанской. Имя его в евр. тексте читается ( Втор.3:21 . Суд.2:7 ) или ( Исх.17:9 . Втор.1:38 ); оно встречается также в форме ( Чис.13:8, 16 . Втор.32:44 ) и ( Неем.8:17 ). LXX передавали его формой Ιησος, в каковой оно перешло и в нашу Библию . И. Навин происходил из колена Ефремова и был сыном Нуна ( ) или, по греч. произношению, Навина. Уже при жизни Моисея он является видным деятелем в среде еврейского народа. Так, И. Навин предводительствовал евреями в войне против амаликитян ( Исх.17:8 ), восходил с Моисеем на Синай ( Исх.24:13 ) и был в числе соглядатаев, посланных в ханаанскую землю пред вступлением в нее избранного народа ( Чис.14:6 ). Как ближайший помощник Моисея, как храбрый военачальник и муж, обнаружившей твердую веру в божественную помощь ( Чис.14:6 ), И. Навин, еще при жизни великого законодателя, был, по указанию Божию,. избран преемником ему и продолжателем его служения ( Чис.27:17 . Втор.3:21, 22 ). Новому вождю еврейского народа предстояло исполнить два дела: во-первых, завоевать ханаанскую землю, заселенную многочисленными и сильными племенами; во-вторых, разделить ее между коленами евр. народа так, чтобы предупредить возникновение в будущем различных поземельных споров. Обе указанные задачи и были исполнены И. Навином, а описание подвигов этого великого мужа, и составляет содержание книги, известной под его именем. Соответственно сказанному, книга И. Навина распадается на две части: в гл. 1–12 описывается завоевание Палестины, а. в следующих по 22 повествуется о разделении обетованной земли между коленами Израиля. Последние две главы (23 и 24) служат эпилогом книги и представляют изложение речи, с которою обратился И. Навин пред своею смертью к старейшинам народа; при этом, в 24 гл. есть замечание о смерти И. Навина и последующей судьбе еврейского народа. Частнее содержание книги состоит в следующем: гл.1–5 приготовление к завоеванию Ханаана и переход Иордана; гл. 6–7, 1 взятие Иерихона; гл.7–10 завоевание южного Ханаана ( Нав.7:2–8, 29 завоевания Гая; Нав.9:1–10, 27 присоединение гаваонитян и поражение амморейских царей); гл. 11 завоевание северного Ханаана; гл. 12 общее обозрение совершившихся событий; гл. 13 назначение области колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассии; гл.14–15, 12 удел Халева и колена Иудина; гл.16–17 удел колена Ефремова и половины колена Манассии; гл. 18 удел Вениамина; гл. 19 уделы Симеона, Завулона, Иссахара, Неффалима и Дана; гл. 20 назначение городов убежища; гл. 21 назначение городов левитских; гл. 22 возвращение Заиорданских колен в свою область; гл. 23 и 24 речи Навина к народу и замечания о его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Страх Божий Страх Божий а) заповедан: Бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш] ( Лев.19:32 ). Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи ( Втор.6:13 ; Втор.10:20 ). Бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности ( Нав.24:14 ). Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь ( Лк.12:4–5 ). Бога бойтесь, царя чтите ( 1Петр.2:17 ); б) есть дар Божий: Дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня ( Иер.32:39–40 ). Страх Божий есть а) начало ведения и мудрости: Начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, исполняющих заповеди Его ( Пс.110:10 ). Страх Господень научает мудрости ( Притч.15:33 ); б) источник жизни: Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти ( Притч.14:27 ); в) сокровище: Страх Господень будет сокровищем твоим ( Ис.33:6 ); г) отвращение от зла: Страх Господень – ненавидеть зло ( Притч.8:13 ); д) чист: Страх Господень чист, пребывает вовек ( Пс.18:10 ); е) сыновний и благоговейный: Если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, – то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом ( Евр.12:9,28 ). Страх Божий и соблюдение заповедей: в этом – долг человека: Храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его ( Втор.8:6 ). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ( Еккл.12:13 ). Побуждения к страху Божию: а) величие и всемогущество Божие: Чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, у Которого небо и небеса небес, земля и все, что на ней. Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный ( Втор.10:12,14,17 ). Кто на небесах сравнится с Господом? Кто между сынами Божиими уподобится Господу? Бог, прославляемый в совете святых, велик и страшен есть для всех окружающих Его. Господи, Боже сил! Кто силен, как Ты, Господи? ( Пс.88:7–9 ). Господь царствует, да трепещут народы; Он восседает на херувимах, да трясется земля! Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно! ( Пс.98:1–3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Моав, моавитский, моавитяне Моав, моавитский, моавитяне (, , ,=от отца, Μωβ, Μωαβτς, Μωαβται; Moab, Moabitae, Moabitis; М авъ, М М авль, М L: Moab, Moabiter, Moabitisch): Быт.19:37 . Исх.10:15 . . Втор.1:5, 2:8, 9, 11 . TOC o «1–5» h z 18:29, 23:3, 29:1, 32:49, 34:1, 8. Нав.13:14, 32, 24:9, 36 . Суд.3:12 и дал. Суд.3:28–30, 10:6. 11:15–18. 25 . Руф.1:1, 4, 6, 22, 2:2, 6 . 1Цар.12:9, 14:47, 22:3 . 2Цар.8:2, 12, 23:20 . 3Цар.11:1, 7 . . 1Пар.1:46, 4:22, 18:2, 11 . 2Пар.20:1, 36:5, 24:26 . Пс.82:7, 107:10 . Ис.11:14, 15:1 и дал. Ис.16:2 и дал. Иер.9:26. 25:21, 27:3 . гл. Иер.48 :1и дал. Иез.25:8, 9, 11 . Дан. 11:41 . Ам.2:1, 2 . Соф.2:8–9 . – 1Ездр.9:1 . Неем.13:1, 23 . 2Ездр.8:66 . Иудиф.1:12, 5:2, 6:1, 7:8 и др. – Моав, сын Лота от его старшей дочери, родоначальник моавитян ( Быт.19:30, 37 ). Потомки его занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границей их было Мертвое море, на востоке – пустыня, на юге – Вади ель-Ахзи, на севере – река Арнон. Это была часть нынешней провинции Керек. С юга она граничила с Идумеей, на севере – с коленом Рувимовым. Это гористая земля со многими плодоносными долинами и равнинами. Реки ее, как и на прочей Заиорданской земле, текут с востока к западу, таковы: ель-Ахзи, Саред, Арнон. Будучи хорошо орошаема водою, земля изобилует хлебом, фруктовыми деревьями, виноградными садами, скотоводством (сн. Руф.1:1 . 4Цар.3:4 . Ис.16:1, 8–10 ). Главный город их был Ар или Равваф-Моав, на юг от него Кир-Моав, как крепость. Другие города: Луиф, Сигор и другие. Землей управляли цари ( Чис.22:4 . Суд.3:12 . 1Цар.22:3 . 4Цар.3:4 . Иер.27:3 ), и при них находились князья и старейшины, подобно как у Идумеев ( Чис.22:8, 14–15, 23:6 ). В прежнее время вся земля Заиорданская населена была ханаанскими племенами исполинов, замзумимами или зузимами и емимами. Емимы жили между Арноном и Саредом ( Быт.14:5 ), а замзумимы или зузимы – между Арноном и Иавоком ( Втор.2:20 . Быт.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Суд, наказание, правосудие (Judgment) В Библии показан как человеческий, так и Божий суд. Суд выражается в стремлении отделить правое от неправого и принять в результате решение, в котором учитываются практический опыт и приоритет закона. Судья принимает решение, определяя справедливое воздаяние за совершенные человеком дела. Земные судьи как миротворцы . В Библии первостепенная роль судей заключается в поддержании общественного порядка посредством улаживания конфликтов между людьми. Моисей поддерживал порядок в пустыне, выполняя функцию первого судьи в Израиле и поручая другим разбирать конфликтные ситуации повседневной жизни во время исхода ( Исх.18:2–24 ; Втор.1:16 ). По Моисееву закону, судья надзирал за каждым поселением ( Втор.16:18 ), отправляя наиболее трудные дела на рассмотрение высшей инстанции ( Втор.17:8–9 ). Принимая правильные решения, эти судьи поддерживали атмосферу сотрудничества в пустыне. В результате «судьи», как это слово переведено на русский язык, в Книге Судей по общепринятым представлениям занимались правовыми делами. Однако эти судьи, в основном, исполняли роль освободителей: «И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их» ( Суд.2:16 ). Девора была единственным лидером в книге, к которому израильтяне «приходили на суд» ( Суд.4:5 ). В домонархическом обществе функцию судей выполняли, как правило, священники и пророки ( 1Цар.7:15–8:1 ). Впоследствии, как мы видим из исторических хроник, к решению правовых вопросов привлекались цари: Нафан представил гражданское дело на рассмотрение Давида ( 2Цар.12:1–6 ), а Соломону пришлось вынести решение в споре двух женщин по поводу ребенка ( 3Цар.3:16–28 ). В Притч.20:8 сказано, что «царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое». Авессалом «вкрадывался в сердце Израильтян» обещаниями обеспечить им справедливый суд, говоря: «О, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде» ( 2Цар.15:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Враг (Enemy) Мир в Библии полон самых разнообразных врагов. Если бы человек, не знакомый с Библией, приступил к чтению с мыслью, что «религиозная» книга должна быть исполнена высшей духовности, далекой от реалий человеческой жизни, он бы, наверняка, очень удивился. Если бы мы удалили упоминания о «врагах» из всех библейских рассказов, пророчеств, псалмов, притчей, евангелий и посланий, текст оказался бы изрешеченным пропусками и лишился всякого смысла. Наличие врагов представляет собой проблему, решение которой предлагает Бог. В Библии показана, главным образом, история Израиля, поэтому большинство врагов, с которыми мы в ней встречаемся, относятся к врагам Израиля. Враги Израиля – это прежде всего «народы», этнические и национальные группы с разными названиями, но подпадающие под общую категорию язычников, то есть неизраильтян. Это идолопоклонники, противящиеся Израилю и Богу Израиля. Даже когда мы видим личных врагов, например, в псалмах, они напоминают национальных врагов Израиля. Рисуя библейский облик врага, мы можем говорить о врагах личных и национальных. Но самое большое различие проводится между врагами во плоти и духовными врагами, и образ последних более полно раскрывается в Новом Завете. Поведение врага . Какими Израиль видел своих врагов? Враг исполнен ненависти ( Втор.30:7 ), поношений ( Пс.54:13 ), проклятий ( Чис.23:11; 24:10 ), злобы ( Втор.32:27 ) и злоречия (сатана, 1Тим.5:14 ). Он злорадствует, когда одерживает победу ( Плч.2:17 ; Мих.7:8 ) и полон бахвальства ( Исх.15:9 ; Пс.12:5 ). Враг причиняет Израилю страдания и стеснения ( Втор.28:53, 55, 57 ). Он окружает Иерусалим и осаждает его ( 3Цар.8:37 ; Лк.19:43 ), разрушает и попирает святилище Господа ( Пс.73:3 ; Ис.63:18 ), грабит сокровищницу Иерусалима ( Плч.1:10 ) и проникает во Святое-святых храма, создавая «мерзость запустения» (напр., Дан.9:27 ). Затем, завладев Иерусалимом, он дерзко восклицает: «А! а! и вечные высоты достались нам в удел» ( Иез.36:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Семьдесят (Seventy) Число «семьдесят» и связанные с ним образы встречаются в поворотных местах библейской истории. В общем разряде круглых чисел число «семьдесят» лишено слишком явной универсальности сотни и служит точным выражением значения «десять раз по семь». Хотя значение числа «семьдесят» не всегда бывает ясным и определенным, при пристальном рассмотрении этого понятия раскрываются некоторые любопытные особенности. Самый знаменательный образ семидесяти появляется в Быт.10 и повторяется в Евангелии от Луки. Внимание на соответствие в Быт.10 семидесяти народов семидесяти главам Израиля обратили давно. В так называемом списке народов представлены семьдесят племен израильского мира. Хотя общее число в тексте не указывается, мы вполне можем подсчитать их и получить число «народов» (соответствующее числу «богов» или «сынов Израилевых») во Втор.32:8 , и в позднейшем иудаизме явно сохранялось предание о таком исчислении племен. Свидетельством тому служит представление, что Тора была получена племенами на семидесяти языках, прежде чем ее получил Израиль (m. Sota 7:5). В библейском рассказе Авраам вышел из числа этих семидесяти племен, дав начало новому народу, который избрал Бог ( Быт.12 ). В свою очередь, Авраам, как новый Адам на исторической сцене, стал отцом семидесяти, пришедших в Египет ( Быт.46:27 ; Исх.1:5 ; Втор.10:22 ; но ср. Деян.7:14 ). Таким образом, история происхождения Израиля как будто бы намеренно обрамляется двумя списками семидесяти: племенами израильского мира ( Быт.10 ) и потомками Иакова в Египте ( Быт.46 ). Хотя основная особенность Израиля состояла в разделении на двенадцать колен, он был также микромиром, выросшим из семидесяти элементов. Семьдесят потомков Иакова превратились в Египте в многочисленный народ ( Втор.10:22 ), и его представляли семьдесят старейшин Израиля ( Исх.24:1, 9 ; Иез.8:11 ), которые были «старейшинами и надзирателями его» ( Чис.11:16 ; ср. с семьюдесятью пастырями Израиля, возможно, ангелами в 1 Еноха 89:59–66 ; 90:22–25 ). В Исх.24 эти семьдесят сопровождают Моисея, а также Аарона, Надава и Авиуда к горе ( Исх.24:1 ), чтобы «увидеть Бога», есть и пить в Его присутствии ( Исх.24:11 ). Семидесяти была оказана более высокая честь по сравнению с народом Израиля, но гораздо меньшая, чем Моисею и его священническому окружению. В Чис. 11 говорится о семидесяти «старейшинах и надзирателях» народа, которые были призваны с Моисеем к скинии собрания. Когда Дух, сошедший на Моисея, почил и на семидесяти, они стали пророчествовать ( Чис.11:16, 24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010