Иисус Навин и книга И. Навина Иисус Навин и книга И. Навина – преемника Моисея в деле руководительства еврейским народом во время завоевания земли ханаанской. Имя его в евр. тексте читается ( Втор.3:21 . Суд.2:7 ) или ( Исх.17:9 . Втор.1:38 ); оно встречается также в форме ( Чис.13:8, 16 . Втор.32:44 ) и ( Неем.8:17 ). LXX передавали его формой Ιησος, в каковой оно перешло и в нашу Библию . И. Навин происходил из колена Ефремова и был сыном Нуна ( ) или, по греч. произношению, Навина. Уже при жизни Моисея он является видным деятелем в среде еврейского народа. Так, И. Навин предводительствовал евреями в войне против амаликитян ( Исх.17:8 ), восходил с Моисеем на Синай ( Исх.24:13 ) и был в числе соглядатаев, посланных в ханаанскую землю пред вступлением в нее избранного народа ( Чис.14:6 ). Как ближайший помощник Моисея, как храбрый военачальник и муж, обнаружившей твердую веру в божественную помощь ( Чис.14:6 ), И. Навин, еще при жизни великого законодателя, был, по указанию Божию,. избран преемником ему и продолжателем его служения ( Чис.27:17 . Втор.3:21, 22 ). Новому вождю еврейского народа предстояло исполнить два дела: во-первых, завоевать ханаанскую землю, заселенную многочисленными и сильными племенами; во-вторых, разделить ее между коленами евр. народа так, чтобы предупредить возникновение в будущем различных поземельных споров. Обе указанные задачи и были исполнены И. Навином, а описание подвигов этого великого мужа, и составляет содержание книги, известной под его именем. Соответственно сказанному, книга И. Навина распадается на две части: в гл. 1–12 описывается завоевание Палестины, а. в следующих по 22 повествуется о разделении обетованной земли между коленами Израиля. Последние две главы (23 и 24) служат эпилогом книги и представляют изложение речи, с которою обратился И. Навин пред своею смертью к старейшинам народа; при этом, в 24 гл. есть замечание о смерти И. Навина и последующей судьбе еврейского народа. Частнее содержание книги состоит в следующем: гл.1–5 приготовление к завоеванию Ханаана и переход Иордана; гл. 6–7, 1 взятие Иерихона; гл.7–10 завоевание южного Ханаана ( Нав.7:2–8, 29 завоевания Гая; Нав.9:1–10, 27 присоединение гаваонитян и поражение амморейских царей); гл. 11 завоевание северного Ханаана; гл. 12 общее обозрение совершившихся событий; гл. 13 назначение области колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассии; гл.14–15, 12 удел Халева и колена Иудина; гл.16–17 удел колена Ефремова и половины колена Манассии; гл. 18 удел Вениамина; гл. 19 уделы Симеона, Завулона, Иссахара, Неффалима и Дана; гл. 20 назначение городов убежища; гл. 21 назначение городов левитских; гл. 22 возвращение Заиорданских колен в свою область; гл. 23 и 24 речи Навина к народу и замечания о его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Семьдесят (Seventy) Число «семьдесят» и связанные с ним образы встречаются в поворотных местах библейской истории. В общем разряде круглых чисел число «семьдесят» лишено слишком явной универсальности сотни и служит точным выражением значения «десять раз по семь». Хотя значение числа «семьдесят» не всегда бывает ясным и определенным, при пристальном рассмотрении этого понятия раскрываются некоторые любопытные особенности. Самый знаменательный образ семидесяти появляется в Быт.10 и повторяется в Евангелии от Луки. Внимание на соответствие в Быт.10 семидесяти народов семидесяти главам Израиля обратили давно. В так называемом списке народов представлены семьдесят племен израильского мира. Хотя общее число в тексте не указывается, мы вполне можем подсчитать их и получить число «народов» (соответствующее числу «богов» или «сынов Израилевых») во Втор.32:8 , и в позднейшем иудаизме явно сохранялось предание о таком исчислении племен. Свидетельством тому служит представление, что Тора была получена племенами на семидесяти языках, прежде чем ее получил Израиль (m. Sota 7:5). В библейском рассказе Авраам вышел из числа этих семидесяти племен, дав начало новому народу, который избрал Бог ( Быт.12 ). В свою очередь, Авраам, как новый Адам на исторической сцене, стал отцом семидесяти, пришедших в Египет ( Быт.46:27 ; Исх.1:5 ; Втор.10:22 ; но ср. Деян.7:14 ). Таким образом, история происхождения Израиля как будто бы намеренно обрамляется двумя списками семидесяти: племенами израильского мира ( Быт.10 ) и потомками Иакова в Египте ( Быт.46 ). Хотя основная особенность Израиля состояла в разделении на двенадцать колен, он был также микромиром, выросшим из семидесяти элементов. Семьдесят потомков Иакова превратились в Египте в многочисленный народ ( Втор.10:22 ), и его представляли семьдесят старейшин Израиля ( Исх.24:1, 9 ; Иез.8:11 ), которые были «старейшинами и надзирателями его» ( Чис.11:16 ; ср. с семьюдесятью пастырями Израиля, возможно, ангелами в 1 Еноха 89:59–66 ; 90:22–25 ). В Исх.24 эти семьдесят сопровождают Моисея, а также Аарона, Надава и Авиуда к горе ( Исх.24:1 ), чтобы «увидеть Бога», есть и пить в Его присутствии ( Исх.24:11 ). Семидесяти была оказана более высокая честь по сравнению с народом Израиля, но гораздо меньшая, чем Моисею и его священническому окружению. В Чис. 11 говорится о семидесяти «старейшинах и надзирателях» народа, которые были призваны с Моисеем к скинии собрания. Когда Дух, сошедший на Моисея, почил и на семидесяти, они стали пророчествовать ( Чис.11:16, 24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

I. В Библии животные разделяются на четыре класса: на животных, живущих на суше – четвероногих больших и малых ( Лев.11:2 ), рыб морских ( Лев.11:9, 10 ) птиц небесных ( Лев.11:13 ), пресмыкающихся ( Лев.11:20, 29, 41 ). Первый разряд подразделяется на домашний скот и на животных полевых, диких ( Быт.1:25, 2:20, 7:14, 21, 8:1, 17, 19 ). Кроме этого деления существовало еще деление религиозно-обрядового характера – на чистых и нечистых, не совпадавшее с первым. Из животных, живущих на суше, чистыми считались имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, как то: коровы, овцы, козы, буйволы, олени, серны, лани, ориски и камелопарды ( Втор.14:5 ). О последних составить определенное понятие трудно. Все остальные, не имеющие вышеупомянутых признаков, причислялись к нечистым. Из них в Библии упоминаются: осел ( Быт.37:25 ; 1Пар.12:40 ), верблюд ( 1Пар.27:30 ), лошадь ( Быт.47:17, 50:9 ), мул ( 2Цар.13:29 ), заяц, тушканчик ( Лев.11:5–6 ; Втор.14:7 ) и все хищные животные: волк, медведь ( 4Цар.2:24 ), лев ( Суд.14:8 ), пантера или барс ( Иер.5:6 ), гиена ( Иер.12:9 в евр.), лисица ( Песн.2:12 ). Для рыб в Свящ. Писании нет отдельных названий. Чистыми из них считались те, которые имеют плавательные перья и чешую. Из птиц в Библии упоминаются: голуби (см. Прав. Б. Энц. IV), горлицы ( Иер.8:7 ), куропатки ( 1Цар.26:20 ), журавли и ласточки ( Иер.8:7 ), куры ( Мф.23:37 ). Нечистыми считались все хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты и др. ( Лев.11:13–19 ; Втор.14, 12–18 ). К пресмыкающимся животным причислялись: мышь, ящерица ( Лев.11:29–30 ), лягушки, крот ( Исх.8:8 ), змея, червь, саранча ( Лев.11:22 ), пчела ( Суд.14:5, 8 ), шершень ( Исх.23:28 ), муха, моль ( Иов.4:19 ), муравей ( Притч.6:6 ), паук ( Притч.30:28 ), блоха ( 1Цар.26:20 ), скорпион ( Втор.8:15 ), гусеница ( Иоил.1:4 ), улитка ( Пс.57:9 ) и др. Чистыми из пресмыкающихся признавались только те, у которых голени выше ног, чтобы скакать, как то: саранча в четырех ее видах ( Лев.11:21, 22 ). Только чистые животные употреблялись в пищу и приносились в жертву. Домашние животные играли видную роль в экономической жизни израильтян и составляли главную часть их имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Книги и книжное дело у древних евреев . Кто писал у евреев во времена ветхого завета? Общедоступность письма, всеобщая грамотность здесь не имели места. С вопросом о лицах, знавших письмена, связывается целый ряд других вопросов, и прежде всего вопрос о том, когда евреи начали писать? В книге пророка Исаии Ис.29:11,12 мы встречаем речение «иодеа гассефер» – знающий письмо, т. е., судя по контексту, умеющий читать, но так как чтение и письмо неразлучны в представлении древних, не знавших особого курсива, то понятно, что пророк предполагал у называемого им «иодеа гассефер» и способность писать, значит, во времена Исаии, при развитии политическом и социальном еврейского народа, пророк не считал, что каждый еврей мог читать и писать. В ранний период еврейской жизни, когда патриархи были номадами, искусство письма еще менее допустимо. Из факта покупки Авраамом пещеры и поля при Махцеле против Мамрэ у Ефрона из сынов Хетовых ( Быт.23:17 ) или покупки Иаковом части поля у сынов Еммора, отца Сихемова, за 100 монет ( Быт.33:19 ) – не следует, что подобно событию, описанному в 32 главе книги Иеремии, покупка была юридически закреплена составлением особой записи. Равным обр. происшествие с Иудой, описанное в 38 главе книги Бытия (вручение перстня Фамари), не говорит, что на известных предметах имелись в то время надписи. Фамарь просит у Иуды дать ей 3 предмета: печать, перевязь и трость; очевидно, одной печати было еще недостаточно, чтобы отличить вещь патриарха, а потому на печати скорее были употребительные в то время какие-либо изображения, а самый предмет был просто убранством. Мужские и женские украшения были распространены и в этом периоде ( Быт.24:22 ). Несомненные данные касательно письмен относятся ко времени Моисея, однако, и в эти и в последующие времена среди народной массы выделяются «соферы», о которых находится упоминание в Пс.45:2 , Ис.33:18 , Иез.9:2–3 и т. п. Подобным писцом был и Варух, которому Иеремия диктовал свои речи. В отличие от «шотера», писца-чиновника ( Втор.1:15 ; 1Пар.27:1 , ср. Втор.29:9 , Втор.31:28,16,18 ); 2Пар.19:11 , 2Пар.34:13 , ср. Втор.20:5 , Иис. Нав.1:10 , Нав.3:2 ), «софер» был лицом, свободно занимающимся письмом. Ионафан, дядя Давидов, упоминается в 1Пар.27:32 , как царский советник, человек умный и писец; последним он был, очевидно, не в качестве профессионала. Писец Шафан выступает далеко не в скромной роли техника-переписчика в истории обретения свитка закона при Иосии (см. «Энц.» VII). Отсюда понятно, почему впоследствии под писцом стали разуметь ученого, прототип современного нам библеиста или вообще библиофила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Ливан, Ливанский Ливан, Ливанский ( ,=белый, белая гора; Λβανος Αντιλβανος; Libanus; L: Libanon): Втор.1:7, 3:25, 11:24 . Нав.1:4, 9:1, 13:5, 6 . Суд.3,3 . 3Цар.4:33, 5:6, 9:19, 10:17 . 4Цар.14:9, 19:23 . 2Пар.2:8, 9:16, 20, 25:18 . 1Ездр.3:7 . 2Ездр.4:48, 5:53 . Иудиф.1:7 . Пс.28:5, 6, 71, 16, 91:13, 103:16 . Песн.3:9, 4, 8, 11, 15, 5:15 . Сир.24:14 . Ис.2:13, 14:8, 29:17, 33:9, 35:2, 37:24, 60:13 , Иер.22:20 . Иез.17:2 . Наум 1:4 . Зах.10:10, 11:1 . и др. – Гора, лежащая в северных пределах Палестины, на границе между Иудеей и Сирией ( Втор.1:7, 11:24 . Нав.1:4, 9:1, 11:17, 12:7, 13:5 . 3Ездр. 15:20 ). Состоит из двух горных хребтов, из коих западный по преимуществу называется Ливаном, а восточный – Антиливаном, которые отделяются один от другого долиною, называемой Емафским проходом, или Келесирией, ныне Бекаей ( 2Ездр.2:24, 4:48 . 1Мак.10:69 . 2Мак.8:8, 10:11 ). Название Ливана (от Лаван – белый) имеет гора сия или по причине снегов, постоянно покрывающих вершины ее, особенно вершины Ермона, на которых самым летом снег не тает ( Иер.18:14 ), или от бело-седого цвета известкового камня, из которого состоит грунт его (сн. Herz. VIII. p. 362). Ливан лежит среди замечательных земель и областей: к западу – узкая прибрежная земля Финикии с ее знаменитыми в древности торговыми городами – Тиром, Сидоном, Триполем и др.; к северу – Антиохия, главный город Сирии, резиденция Селевкидов, где впервые ученики Христовы стали называться христианами; к юго-востоку – Святая земля с ее городами и селениями, освященными стопами Спасителя. Ливан поднимается из долины Леонтеса и из бассейна истоков Иордана, как горный кряж, от которого, как от ствола, идут два горные хребта с юга на север и северо-восток, из которых западный, называемый Ливаном, арабы называют Жебель ель-Гарби (Dschebel el-Gliarbi) – западная гора, а второй, т. е. Антиливан – Жебель ешь-Шарки (Dschebel esch Scharki) – восточная гора. Отделяясь от Жебель ес-Шейха или Ермона долиной нижнего Леонтеса, который в северном течении своем ныне называется Литани, собственный Ливан идет от юга на север, почти параллельно берегу, от окрестностей Тира и Сидона до реки Кебира (древнего Елевтера), к северу от Триполя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 11 1–8. Пороки Соломона. 9–13. Гнев Божий на Соломона и предречение разделения царства его. 14–22. Начало осуществления суда Божьего над Соломоном и домом его; первый противник Соломона – Адер Идумеянин. 23–25. Второй враг Соломона – Разон, узурпатор царской власти в Сирии. 26–28. Третий враг Соломона – Иеровоам Ефремлянин. 29–39. Предсказание пророка Ахии Иеровоаму будущего его царствования над 10 коленами. 40–43. Бегство Иеровоама в Египет от гнева Соломона и смерть последнего. 3Цар.11:1 .  И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 3Цар.11:2 .  из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3Цар.11:3 .  И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Несметные богатства Соломона ( 3Цар.10:14–29 ) и ослепительный блеск его царствования вообще, что поставило еврейского царя на один уровень со славнейшими современными ему царями языческих народов, расположили царя к подражаниям им сначала в культурной вообще стороне жизни, а затем и в области религии, в противность положительному запрещению закона. Такими запрещенными законом ( Втор.17:16–17 ) нововведениями Соломона были упомянутое уже умножение конницы и колесниц (ср. замечание к ( 3Цар.10:23–26 ) ), а еще более безграничное многоженство: у Соломона было до 1000 жен (700 жен первого ранга и 300 наложниц (ст. 3) ). Это чрезвычайное многоженство объясняется не столько чрезмерным женолюбием Соломона (LXX: φιλογνης, слав.: «женолюбив», ср. И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7, 5), сколько мотивами политического свойства – суетным желанием возвысить славу двора своего увеличением гарема и превзойти в этом отношение других царей 10 . Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями и совершенно пренебрег запрещению в законе браков с хананейскими женщинами ( Исх.34:16 ; Втор.7:1–4,23:3 ). В греко-слав. текстах, кроме названных в (ст. 1) евр. -русск. текстах народностей, упомянута еще Аморрейская, что может быть общим названием хананеев (ср. Быт.48:22 ; Нав.24:15 ; Втор.1:7 ). Весьма возможно, что многие из этих жен не были действительными, служа лишь для украшения и пышности двора; в поэтическом выражении кн. Песнь Песней ( Песн.6:8 ) упомянуто, что у Соломона было 60 цариц и 80 наложниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков (Davies. 1995), либо тем, что евр. слово следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» (Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана, здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит. ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» (Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона, принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).

http://pravicon.com/info-2143

Валаам Валаам прорицатель. Валаам принадлежит к числу самых загадочных лиц Священной Истории. Он жил, по свидетельству Кн. Чис.22–24 и 31:8, 16, в эпоху исхода евреев из Египта, т. е. в XV столетии до Р. X. В истории избранного народа он проявил себя преступными попытками защитить моавитян от евреев, сначала посредством ослабления мужества последних силою своего магического воздействия, ( Чис.22 . Втор.13:4–5 ), а затем через сближение их с моавитянами посредством обольстительного распутного культа в честь моавитского идола Ваал-Фегора ( Чис.25:1–8 и 31:16). Случилось это так. Когда евреи по Божию повелению ( Быт.17:8 ; Чис.14:23 : Втор.1– 4; 2, 7–9, 14, 18–19 ; Чис.20:14–21 ) подошли к восточной границе земли обетованной, им пришлось для обеспечения себя с фланга и тыла вступить в победоносную борьбу с аморрейским и васанским царями ( Чис.21 ) и таким образом на несколько месяцев остановиться по соседству с моавитянами и мадианитянами на так называемых «Равнинах Моавитских», близ Иордана, против Иерихона ( Чис.22:1 ). Между тем, моавитяне и мадианитяне, видя, что евреи в это время занялись завоеванием царств аморрейского и васанского, прониклись мучительным опасением за свою участь и, после неудачной попытки прогнать часть евреев от своих границ вооружённою рукою, решились прибегнуть, по обычаю того времени, к губительной силе магических проклятий, т. е., волшебных вредоносных наговоров. В то время магия, представлявшая в своих редких действительных фактах не что иное, как сильные гипнотические явления, практиковалась в широких размерах особенно в Халдее среди её первобытных обитателей аккадов. По имеющимся ныне сведениям, халдейская магия, представлявшая сначала ряд оставшихся в памяти народа загадочных фактов волевого целительного, или вредоносного воздействия, потом превратилась в искусство заклинания (благословения) и проклятия, и нашла себе выражение в особых письменных произведениях, трактующих целительные явления магии под именем белой, а вредоносные и разрушительные под именем чёрной магии. Со временем уверенность в действительности и пользе магических действий из Халдеи проникла и к окружающим Месопотамию племенам и в том числе к моавитянам и мадианитянам. Поэтому, как только для этих племён стало ясным, что они не могут вооружённой рукой прогнать евреев от своих границ, они нашли нужным обратиться к магической защите известного в это время мага Валаама, сына Веорова из Пефора Арамейского (Месопотамского).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иерихон Иерихон ( , , – издающий бальзамический запах, душистый, благовонный; εριχ; V. и L: Iericho; слав. Чис.22:1, 26:63, 33:48 . Втор.32:49, 34:1, 3 . Нав.2:1, 3, 12:9, 16 ,,. 18:12, 21, 24:11. 2Цар.10:5 . 3Цар.16:34 . 4Цар.2:4, 25:5 . 1Пар.6:78, 19:5 . 2Пар.28:15 . 1Ездр.2:34 . Неем.3:2, 7:36 . Иудиф.4:4 . Сир.24:15 . Иер.39:5 . 1Мак.9:50, 16:14 . Мф.20:29 . Мк.10:46. Лк.10:30, 18:35, 19:1 . Евр.11:30 . – Из древнейших городов Палестины; лежал в расстоянии 6-ти часов пути от Иерусалима, в 2-х часах от Иордана, на западном берегу Иордана, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм ( Втор.34:3 . Суд.1:16, 3:13 . 2Пар.28:15 ). Это был царский город ханаанский, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною ( Нав.2:1–3, 15, 6:18–19 ). При вступлении евреев в Палестину, он первый подлежал их завоеванию. И. Нав. предварительно послал соглядатаев осмотреть его, и после город чудесно был взят ими: по семидневном обхождении вокруг него с ковчегом завета и трубным звуком священников, при громком в последний обход восклицании народном, стены города пали, и город был взят, и все в нем предано мечу и истреблению (см. гл. Нав.6 , сн. 2Мак.12:15 . Евр.11:30 ). При разделе земли обетованной, местность эта досталась колену Вениаминову ( Нав.18:21 ). По завоевании этого города, И. Навин произнес проклятие на того, кто бы дерзнул восстановить его, и город оставался в развалинах до времен царя Изр. Ахава, когда, не страшась проклятия, некто Ахиил дерзнул снова восстановить его, за что и понес достойное наказание ( 3Цар.16:34 , сн. Нав.6:25 ). Правда, о существовании его упоминается и во времена Судей ( Суд.3:13 ), и во времена царств ( 2Цар.10:5 . 1Пар.19:5 ); но это, вероятно, было небольшое селение, удерживавшее прежнее название города, а не укрепленный город. Впоследствии, по восстановлении его Ахиилом, он медленно приходил в прежнее свое положение. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пророк Илия, и здесь, поблизости, было училище пророков, где жили сыны пророческие ( 4Цар.2:4, 5, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010