Библиография Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В подстрочных примечаниях автор обычно ссылается на издание, указанное в библиографии. В том случае когда ему приходилось пользоваться разными изданиями одного и того же труда, и в примечании ссылка сделана на издание, не указанное в библиографии, то он указывает в самом примечании год этого издания. В тех случаях когда разбивка на тома указанного издания не совпадает с разбивкой основного прижизненного издания, то он указывает сначала том использованного издания и затем в скобках разделение на тома основного прижизненного издания; например: Соловьев. V (X), 214. Аввакум, протопоп. Сочинения протопопа Аввакума//Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). Азарьин Симон. – см. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Т. I—II. М.—Л., 1940—1545. Александр Б. (Боровкин, еп. Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных в пользу раскола. Т. I—II. СПб., 1861. Алексеев Иван. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II (есть отд. издание: Ивана Àлексесеева сочинения против мнимого свящества поповцев/Изд. Н. Субботин. М., 1890); ЛРЛД. Т. IV. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870. Андрей Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Поморские ответы. Изд. 1-е, М., 1884; изд. 2-е, М., 1911; изд. 3-е, М., 1911; изд. 4-е, Уральск, 1911. Аполлос [Алексеев], архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1859. [Аполлос (Алексеев), архим.] Н. А. А. [новоспасский архимандрит Аполлос] Никон//ЧОИДР. 1848. 5. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества [I]. СПб., 1912 (ЛЗАК. Т. 24). Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин как выговский проповедник//ТКДА. 1867. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII—XVIII вв. М., 1890. Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение. 1865. Барсов Н.И. Раскольничья литература новейшего времени//Христианское чтение. 1894. Т. I (есть отд. издание).

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕНИСОВЫ Андрей и Семен Денисовы с изображением Выговского общежительства. Настенный лист. Выг. 10-е гг. XIX в. (ГИМ) Андрей и Семен Денисовы с изображением Выговского общежительства. Настенный лист. Выг. 10-е гг. XIX в. (ГИМ) Соломония Денисова. Рисованный лубок. Выг. Нач. XIX в. (ГЛМ) В Слове надгробном Петру Прокопьеву (1719) Андрей Д. возводит свой род к кн. Борису Александровичу Мышецкому, к-рый в Смутное время переселился из своих поместий под Новгородом в вотчину в Заонежье. Внук кн. Б. А. Мышецкого Евстафий, к-рый был, видимо, 2-м сыном Ивана Борисовича, откуда пошла фамилия Второй (с этой фамилией и с ее вариантом «Вторушин» А. Д. упом. в нек-рых источниках) (Евстафий и Иван как члены семьи Мышецких известны только по сообщению А. Д.), имел 3 сыновей - Ивана, Якова и Дионисия (Дениса) († 1705). Дети Дионисия Евстафьева - Андрей, Семен, Иван и Соломония - главные действующие лица начальной истории Выголексинского общежительства : Андрей был киновиархом Выговской пуст., Семен в 1730 г. сменил Андрея на этом посту, Соломония была настоятельницей жен. Лексинской обители (1706-18 февр. 1735). Петр Прокопьев, внук Якова Евстафьева, племянник Д., стал первым уставщиком Выговского общежительства. Мн. родственники Д. являлись активными участниками старообрядческого движения. Иван и Яков Евстафьевы возглавили выступления крестьян Шунгского погоста против тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря в 70-х гг. XVII в. Сын И. Евстафьева Емельян был одним из организаторов самосожжений старообрядцев в Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре в 1687 и 1688 гг. Андрей Денисов (1674, сел. Повенцы, позднее Повенецкий Рядок, совр. пос. Повенец, Карелия - 1.03.1730, Выговская пуст.), основатель и первый киновиарх (1702-1730) Выговского общежительства, старообрядческий писатель. Крестным отцом А. Д. был видный деятель раннего периода старообрядчества, соловецкий уставщик иеродиак. Игнатий , часто посещавший дом Д. Евстафьева. Стремление сохранить «старую веру», руководившее братьями Евстафьевыми и их потомками, привело 17-летнего А. Д. в дек. 1691 г. в Выговскую «пустынь» (Выговский суземок), к-рая с кон. 70-х гг. XVII в. стала прибежищем сторонников «древнего благочестия». Первую зиму А. Д. вместе со своим спутником И. Белоутовым прожил в землянке. Летом 1692 г. они построили небольшую келью между озерами Тагозеро и Белое. Для совместной молитвы и бесед А. Д. часто приходил к Д. Викулину , к-рый вскоре уговорил его соединиться в «единотрапезное и единоименное» житие. В 1693 г. А. Д. привел на Выг свою сестру Соломонию. В окт. 1694 г. по инициативе А. Д. и Викулина и по благословению инока Корнилия было организовано Выговское общежительство на принципах киновийного мон-ря. В 1697 г. на Выг переселились отец А. Д. и братья Семен и Иван.

http://pravenc.ru/text/171687.html

В.М.К. – см. Карлович В.М. Воробьев Г. О Московском Соборе 1681—1682 г. СПб., 1885. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. I—III. Временник Ивана Тимофеева. М.., 1951. Вышенский Иван. Сочинения. М., 1955. Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. I—II. СПб., 1882. Голубев С. История киевской духовной академии//ТКДА. 1886. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I—II. Киев, 1883—1898. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I—II. М., 1900—1904. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами//ЧОИДР. 1905. Т. III (есть отд. издания 1892 и 1905 гг.). Голубцов А. П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1908. Горчаков М. Монастырский приказ. СПб., 1868. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964. Грушевский М. М. История Украины-Руси. Нью-Йорк, 1954. Т. I—X. Дворцовые разряды. СПб., 1850—1855. Т. I—IV. Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. 1913. Т. XI (Памятники истории нижегородского движения в эпоху смуты и земского ополчения 1611-1612 гг.). Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897. [Демкова] Сарафанова Н.С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума//ТОДРЛ. 1960. Т. 18. С. 329—340. Денисов Андрей (Вторушин, кн. Мышецкий) – см. Андрей Денисов. Денисов С. – см. Семен Денисов. Деяния собора 1649 г./Под ред. С. А. Белокурова//ЧОИДР. 1894. Т. IV. Деяния собора 1651 г. (Московского)//Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882. Т. II. С. 470—472. Деяния собора 1654 г. (Московского). См.: Строев П.М. Дополнение к книгам гр. Ф. Толстого. Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описаниям библиотек гр. Ф. Толстого и купца И. Царского. М., 1841. С. 151—156; Макарий (Булгаков, епископ). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. 3-е изд. СПб., 1889. С. 159. Деяния собора 1660 г. (Московского)//Гиббенет Н.А. Ук. соч. Т. II. С. 180—220; Дело о патриархе Никоне. С. 64, 72, 88—110.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Сватиков С. Г. Россия и Дон (1549—1917). Вена, 1924. Светозаров П.Л. – см. Павел Любопытный. Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем рукописям XVIII – XIX веков А.Н. Пыпиным (ПДПИ. Т. XLIV). Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). История о отцех и страдальцех соловецких//Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863. Семен Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Виноград российский, или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Вып. 1—2. М., 1912. Синод: Постановления. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. Т. I—II. Синодик – см. Сводный старообрядческий синодик. Сказание Авраамия Палицына/Под ред. О. Дружининой. М.—Л., 1955 Скворцов Г. Патриарх Адриан//Православный собеседник. 1912. Т. I—II. Скворцов Д.И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое исследование. Тверь, 1890. Скрижаль. М., 1655-1656. Смирнов Е. Иоаким патриарх Московский. М., 1881 Смирнов П. Правительство Б.И.Морозова и восстание в Москве 1648 г.//Труды Средне-Азиатского университета. Серия III. Вып. 2. Ташкент, 1929. Смирнов П.П. Города Московского государства первой половины XVII века. Т. 1. Вып. 1-2. Киев, 1917-1919 (оттиск из журнала “Университетские известия” за 1918 г.). Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке (Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898. Смирнов П. С. Выговская беспоповская община в первое время ее существования//Христианское чтение. 1910. Т. V—VI. Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб., 1908. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. 2-е изд. СПб., 1895. Смирнов П. С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея//Христианское чтение. 1906. 7. Смирнов П. Морозов и восстание 1648 года//Труды Средне-Азиатского университета. Ташкент, 1928. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1914.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Здесь виден Питирим с его умом здравым, с его сердцем, полным любви, с решимостью воли твердой, виден тот учитель церкви, какой нужен в деле с расколом». Еп. Питирима обвиняют в применении с 1718 г. сильных принудительных мер против раскольников, в чем он находил поддержку со стороны царя Петра I, назначившего ему помощником капитана гвардии Юрия Ржевского. По смерти государя деятельность его ослабела, т. к. не встретила сочувствия в государственных сферах. Он был назначен членом Снода («Полн. Прав. Бог . Эн. Сл.»). Соловьев сообщает, что Петр I, решив обращать раскольников увещательными средствами, нашел в 1706 г. годное для сего духовное лицо. Тогдашний игумен переяславльского Никольского мон. Питирим сначала так и действовал. Вскоре после указа 1716 г. о переписи всех раскольников, Питирим сообщил царю, что перепись не достигает цели, т. к. некоторые священники за мзду показывают раскольников исповедающимися у них. Он писал о раскольниках: «Все они благополучию государственному не радуются, и всегда стремятся возвысить свой злой рог к обладанию на Церковь и гражданство; хотя они между собою много несогласны, но на Церковь все злобою согласны». В 1718 г. последовал строгий указ. Владыка Питирим исходатайствовал позднее назначение Ржевского нижегородским вице-губернатором. Безпоповским Поморьем в первой половине XVIII в. управляли братья Денисовы, Андрей (1664–1730) и Семен (1682– 1741), бывшие главными вождями раскола в это время. Сами себя они именовали Денисьевы Второго или Вторушины. Происходили они из кн. Мышецких. Родич их был в 1660–63 гг. воеводой в Олонце. В 1685 г. один из бродивших расколоучителей фанатизировал Андрея, который, тайно от отца кн. Дионисия, ушел к раскольникам в олонецкие леса. Там он сблизился с Даниилом Викулиным, с которым создал Выговское общежительство, будучи его главным устроителем и управителем. Даровитый, грамотный и начетчик, он старался пополнять свое богословское образование. Под видом купца он посетил Киев и в течение двух лет бывал на лекциях в Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...