I. СЛОВО БОЖИЕ Места Св. Писания, свидетельствующие о принадлежности судебной власти епископу. В Новом Завете два места, из которых яснее видно о принадлежности судебной власти в Церкви Апостолам и приемникам их епископам. Это в Евангелии Матфея 18 гл. ст. 15 – 19, и в 1 послании Ап. Павла к Тимофею гл. 5 ст. 19–20. Спаситель Апостолам Своим, между прочим, преподает следующую заповедь и облекает их следующим правом: аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи ею между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел ecu брата твоего. Аще ли тебе не послушает, пойми с собою еще единого или два: да при успех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол: аще же не послушает их, повеждъ Церкви, аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф. 18:15–19 ). Толкования: Апостольские постановления: Епископ, потщись быть чист делами; знай образ свой и достоинство свое, ибо имеешь образ Бога между людьми для начальствования над всеми людьми. И таким образом седи в Церкви, когда говоришь слово, ибо имеешь власть судить согрешивших; ибо вам епископам сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. Итак, суди епископ со властью, как судит Бог . Суди так, как бы судил пред Богом; яко суд Господень, говорит Он (Второз. 1:17). По сему сначала осуждай виновного по власти, потом привлекай его к себе милостью (II, 11, 12, 13). Св. Златоуст: если и сих преслушает, повеждь Церкви, т. е. предстоятельствующим (τõις προεδρυσιν Matth Hom. 61). Преосвящен. Макарий, архиепископ Литовский: последние слова: аминь глаголю вам, елика... прямо свидетельствуют, что под Церковью Спаситель разумел именно лица облеченные Им властью вязать и решить – точно так, как и у Иудеев в подобном случае, когда дело шло об исправлении, или наказании кого-либо, Церковью назывался собственно верховный совет, или синедрион. По сему то св. Златоуст в объяснении на это место, после слов: повеждь Церкви, прибавляет: т. е. ее предстоятелям, и далее слова: елика аще свяжете... принимает за продолжение той же мысли, и равно относит к предстоятелям Церкви. Бесед. на Ев. Матф. в русск. перев. III. 32. Согласно со св. Златоустом объясняют это место Киприан, Августин, Феофилакт и другие („Православно-Догмат. Богословие”. Т. III, 281, 282 изд. 1851).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Любовь научит тебя узнавать твоих ближних 25.11.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 25-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице Где найти, где услышать Закон Господень, спасающий меня? Что я должен делать, чтобы иметь жизнь вечную? Какому правилу, какой этике и морали должен я следовать, чтобы стать праведным в своих собственных глазах? Что положить в основание моей жизни, чтобы она обрела смысл? Это вечные вопросы, без удовлетворительного ответа, как свидетельствует об этом известный случай с неким начальствующим, встретившим Христа, или с сегодняшним знатоком Закона, который хочет научиться любить, но которому нужен Закон, указывающий на тех, кого он должен любить. Проблема, не имеющая решения, поскольку поиск решения совершается не внутри себя, а вовне: поиск идеологии, нравственной системы, дающей гарантию спасения. Еще в Ветхом Завете, в книге Второзакония, предлагается ответ: Закон — не на небе, не за морем, «но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Второз. 30, 12—14). Точно так же говорит пророк Иеремия: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31, 33). В Божественной сокровенности — то, что Павел называет верой (Рим. 3, 27) — Закон становится Превечным Словом, словом любви, призывом к любви. Это Превечное Слово — Тот, Кто говорит со мной и Кто созидает меня, — становится Законом Духа (Рим. 8, 2) и Законом свободы (Иак. 1, 25; 2, 12), не как Нечто, внешнее по отношению ко мне, превосходящее меня, но как Превечное Слово, Которое в моей сегодняшней жизни просвещает меня, влечет меня, зовет меня. Божественное присутствие, которое дает мне присутствовать в мире моих ближних. Самый прекрасный пример, противоположный этому, если можно так выразиться, растерянность учителя Закона в сегодняшнем Евангелии. Закон, внешний по отношению к нему, и предлагаемый ему свыше, дает ему возможность правильно ответить на вопрос Спасителя: любовь к Богу и любовь к ближнему. Заповедь о любви к ближнему действительно входит в Закон вслед за высшей заповедью о любви к Богу (Второз. 6, 4 и Левит 19, 18). Учитель богословия придерживается кодекса Закона, правила — остается только узнать: кто заслуживает именоваться «ближним». Кого Закон обязует любить?

http://moral.ru/samarianin/

Тесные и широкие врата 18 (31) августа (Поучение о узцем пути, ведущем в жизнь вечную, и о широцем, ведущем ны в погибель и в муку вечную) Господь заповедует нам идти в Царство Небесное тесными вратами и говорит о сем так: входите тесными вратами, потому что широкия врата и пространный путь ведут в погибель ( Мф. 7, 13 ). Что же это за тесные врата и что значит пространный путь? Побеседуем о сем в наше назидание. Св. отцы о тесном и широком пути говорят так: «Подвизайтесь, братье, тесным путем, вводящим в жизнь вечную. Путь же этот есть скорбный путь: вера, любовь, милостыня, послушание, бдение, воздержание. Не упивайтесь, не клевещите, не завидуйте, не лгите и не ссорьтесь. Не убивайте, не воруйте, не гневайтесь, не раздражайтесь, не гордитесь, не будьте тщеславны; но смиренное и сокрушенное сердце имейте. Плачьте о своих грехах, заботьтесь о своем спасении. Паче всякого человека смиряйтесь и никого не осуждайте; потому что нет хуже зла, как осуждать других. И Господь сказал: не осуждайте и не будете осуждены. Вот в чем спасение: чтобы осуждаемому терпеть, укоряемому смиряться и считать себя грешнейшим из всех пред Богом и пред людьми. Сей труд предстоит нам, и о нем сказал Давид: смирихся, и спасе мя... Пространный же путь и широкий, ведущий в погибель, есть: неверие, непокорность, непослушание, гордость, тщеславие, леность, пьянство, объядение, блуд, зависть, клевета, ненависть, ропот, хула, осуждение ближнего и вообще прилагать грехи ко грехам и беззакония к беззакониям». Итак, вы видите, братие, что тесные врата и узкий путь суть образы добродетельной жизни, ведущей в Царство Небесное; а широкие врата и пространный путь суть образы жизни греховной, которая ведет к духовной вечной смерти. Теперь оставалось бы нам избрать тот или другой путь. Но, кто же из нас, кроме человека, вовсе лишенного ума и чувств, променяет вечное на временное, вечную блаженную жизнь – на минутные удовольствия и не пойдет узким путем? Конечно, так. Но если так, то не забывайте при сем, братие, одного: «Кто, – говорит Василий Великий , – предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, по писанному: не уклоняйся ни направо, ни налево» (Второз. 17, 11). (Вас. Вел. 5, 330). Значит, уж если пошел узким путем, то назад не оглядывайся. Иначе все дело твое уподобится храмине, построенной на песке, на которую как только налетел ветер, то всю и разметал ее ( Мф. 7, 26–27 ). И еще говорит Господь: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия ( Лук. 9, 62 ). Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Приложение IX. Указатель мест из Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета, приводимых в письмах блаж. Феодорита ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . Быm. II , 7: 145 . III, 17–18: 41. III, 19: 14. VI, 2: 146. XII , 3: 211. XVIII, 20–21: 119. XXIÏ 223. XXII, 18: 151. XXX, 39. 40: 156. XXXI, 38: 78. XXXI, 39: 75. 78. 156. XXXI, 40: 78. 156. Исх. II, 15: 3. IV, 22: 146. XVII, 12: 128. XVIII, 24: 77. XIX, 21: 122. XXII, 28: 146. XXIII, 1: 82. 86. LXXXVI. 145. XXIII, 2: 102. XXXIII, 20: 146. 3 Цар. XI , 13: 252. XIX, 1–4: 8. XX, 42: 135. XXI, 1 сл.: 9. 125. 247. 4 Цар. V, 1 сл.: 135. Есо. V, l: 86. 245. 248. Uob. I, 21: 15. 136. 223 . XII, 10: 228. XII, 11. 12: 249. XL, 3: 12. Ncaл. I, 2: 146. 151 . II, 1–2. 6–8: 146. IV, 7: 156. IV, 9: 246. IX, 5: 166. IX, 7. 8: 133. IX. 9: 166. XIII, 3: 170. XV, 10: 145. 148. XVI, 17. 18: 133. XVIII, 5: 116. 119. XXI, V: 170. XXII, l: 229. XXII, 11: 151. XXIV, 2: 241. XXXI, 9: 173. 252. XXXVI, 5. 6: 108. XXXVI, 9: 241. XXXIX, 2: 241. XXXIX, 3: 77. 137. 252. Псал. CXLV. 4: 149. 180. CXLV, 9: 14. CXLVI, 2: 151. Притч. X, 12: 219. XIII, 8: 184. XXII, 24: 186. XXII, 28: 288. XXVII, l: 29. Екклез. III, 8: 257. Песнь Песн. II, 3: 146. Прем. Сол. IV, IÏ 136. VI, 8: 249. VII, 6: 14. 18. 1. c. Сырах. II, 5: 78. IV, 31: 102. Иса. I, 2: 146. I, 9: 117. 181. 229. II , 15: 252. III, 3: 1. III, 12: 219. V, 20: 246. VII, 14: 246. VIII, 10: 267. IX, 6: 151. XI, Ï 151. XI, 2. 3: 151. XI, 6: 186. XI, 10: 151. XIX, Ï 151. XXVII, 12–18: 151. XXIX, 24: 171. 242. Иезек. III, 17: 78. 122. III, 18: 78. 122. 168. XXXIII, 11: 78. XXXIV, 3: 78. 183. XXXIV, 4: 77. 78.183. XXXIV, 17: 78. Даниил. IIÏ 287. III, 18: 245. III, 50: 252. V, 4. 23: 146. VI, 16 сл: 252. XIX, 33–39: 145. Uouл. II, 17: 151 . Uoh. II , 9: 123 . Лeb. XIX, 8 сл.: 83. XIX, 18: 219. Числ. XXV, 7 сл.: 116. Второз. I, 16: 145. V, 32: 161. XVIII, 15: 146. XXXII, 43: 146. I. Нав. I, 5: 129. 148. 229. Суд. XV, 16: 16. 1 Цар. 1, 15: 223. XIV, 6–20: 252. XVII, 26: 180. XVII, 38–39: 16. XXX, 24. 25: 240. 2 Цар. I, 20: 151. VII, 12: 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Богородица: „Воспевая восхвалю Господа, яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди ( Лук. 1:48 ), и народ языков всегда восхвалит Меня». Ангел: „о, Дево, вина небесной радости, приятное и чудесное обиталище, умилостивление всего мира, едина воистину в женах благословенная! уготовай Себя к таинственному пришествию Христову“. Богородица: „О, юноша! вина небесной радости, пришедший от бестелесных и беседующий с брением! доколе Я буду противиться тебе, и доколе ты не прекратишь слов своих? Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему“. – Так говорила всехвальная и всеблаженная Дева; говорила, конечно, Она и более таинственное. Но послушаем, возлюбленные, что говорил Деве и праведный Иосиф. Иосиф: „Непорочною я принял Тебя из дома Господня, чистою девою оставил Тебя дома; что же вижу теперь? – будущую матерь, а уже не деву. Скажи мне скорее, открой мне всю правду, Мария“. Богородица: „Непорочною, как говоришь ты, оставил Меня дома, чистою находишь и по возвращении: с детства Я ненавижу одежду, запятнанную плотью; сладострастия нет во Мне и следа». Иосиф: „убойся, Мария, строгого собрания судей, правдивого приговора иудейской синагоги и скажи мне прямо, не скрой от меня того, что должно случиться». Богородица: „убойся, Иосиф, трибунала и нелицеприятного суда будущего века, пред каковым судом трепещут даже безгрешные ангелы; о земном же суде и царе не заботься». Иосиф: „в законе Моисеевом написано: аще кто обрящет отроковицу деву, яже несть обручена, и насиловав будет с нею, да даст отцу отроковицу пятьдесят дидрахм (Второз. 22:28)... Что Ты скажешь на это»? Богородица: „у пророков написано: „дадут книгу запечатленную человеку, ведущему писания,.., и речет: не могу прочести, запечатленна бо ( Ис. 29:11 ). По-видимому, это пророчество изречено о тебе». Иосиф: „Выдай, Мария, злодея моего дома; назови того, кто опозорил его, и я своею секирою древоделя поражу его, как обесчестившего мои седины; и пусть тогда посмевается надо мною весь Израиль». Богородица: „ты прав и безупречен; но, уповаю, Бог Мой откроет тебе, что должно произойти со Мною, – во сне укажет тебе того, кого ты именуешь злодеем».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разделение человечества на две части было в известном смысле разделением мира на две части, т. к. мир тесным образом связан с человечеством. Мы не знаем, употреблялся ли термин «космос» для обозначения человечества вне Израиля и без него, но, судя по тому, что такое словоупотребление стало обычным в новозаветных писаниях, мы можем предположить, что оно уже существовало в иудейской письменности. Однако, различие между частями космоса не было коренным, т. к. уделом одной и другой части мира была смерть. Закон не преодолевал смерть, а обещал лишь долгую и благополучную жизнь в обетованной земле: «Итак, соблюдайте все заповеди Его, которые я заповедаю вам сегодня: дабы вы укрепились и пошли и овладели землею, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею: и дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед» (Второз. 11,8–9). Когда в апокалиптической литературе перспективы расширились за пределы земной жизни, то Тора стала источником не только долгой жизни на земле, но и вечной жизни. Через воскресение в ней примет участие весь Израиль. «В это время спасутся из народа Твоего все, которые будут найдены записанными в книге. И многие из спящих во прахе пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде, как звезды во веки, навсегда» ( Дан. 12, 1–3 ). Сияние Израиля, а потом только праведных от Закона, будет сиянием Торы. Вечная жизнь стала признаком мессианской эпохи, но сама мессианская эпоха будет по преимуществу эпохой Торы. Единство человеческого рода будет восстановлено, т. к. народы, за исключением Израиля, будут уничтожены или порабощены Израилю, что почти равносильно их уничтожению. Иерусалим воссияет вечным светом, или небесный Иерусалим сойдет на место земного, или земной Иерусалим с Израилем восхищен будет на небо. Блаженство Израиля будет восстановлением утерянного первым человеком райского блаженства: «Для вас открыт рай, насаждено древо жизни, уготовано будущее время, приготовлено изобилие, создан град, установлен покой…» (III Ездра, 8,52). Этому изменению жизни человечества, или точнее Израиля, должно соответствовать и изменение мира, который должен вернуться к своему райскому состоянию: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их… И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. И не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Исаия, 11,6–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Сей-то Отрок соделал четыредесятилетнего Моисея губителем Египетского народа ( Исх. 2:11 ), потом, в продолжении четыредесяти лет, пастырем овец ( Исх. 3:1 ), потом, еще в продолжении четыредесяти лет, – вождем Израиля, и укрепил на четыредесятидневный пост ( Исх. 24:18 ), равно как и Сам Отрок сей четыредесять дней постился после крещения ( Матф. 4:2 ), спустя четыредесять дней по воскресении из мертвых ( Деян. 1:3, 9, 11 ) вознесся в небесный Иерусалим, и спустя четыредесять дней после рождения от Девы ныне пришел в Иерусалим земной. О сем Отроке предвозвестил Аввакум, говоря: Бог от Фемана приидет ( Аввак. 3:3 ), то есть, от юга: ибо с южной страны Иерусалима, из Вифлеема Он пришел ныне в Сион. О сем Отроке, свидетельствовал Моисей, говоря: Пророка вам возставит Господь Бог из братий ваших: и всякий, кто не послушает Его, потребится душа того (Второз. 18:15; Деян. 3:22 ). К сему Отроку молился Пророк Давид, говоря: Седяй на херувимех, явися: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас ( Пс. 79:2, 3 ); и в другом месте: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи ( Псал. 78:8 ). Господи, преклони небеса Твои, и сниди ( Пс. 143:5 ); Ты Господи Боже сил, вонми посетити вся языки ( Пс. 58:6 ). Итак, – разумейте языцы и покаряйтеся ( Ис. 8:9 ). Видите и веруйте, Иудеи. Сего Отрока песнословят Ангелы; Ему покланяются Архангелы; Его трепещут Власти; Его славят Силы; Ему служат Херувимы; Его богословят Серафимы; Ему работает солнце; Ему служит луна; Его слушают стихии; Ему повинуются источники. При виде сего Отрока, врата адовы сокрушились, врата небесные разверзлись ( Иов. 38:17 ), и ад, узрев Его, вострепетал. Сей Отрок истребил смерть, посрамил диавола, разрушил клятву, прекратил печаль, стер (главу) змия ( Быт. 3:15 ), разрушил средостение ( Ефес. 2:14 ). раздрал враждебное рукописание грехов (Колосс. 2:14), попрал грех, разрушил заблуждение, восставил тварь. Сей Отрок спас Адама, воздвиг Еву, призвал народы, просветил мир. И так, приидите, Христолюбцы и Боголюбцы, изыдем в сретение Господу и Владыке все в радости и чистоте, – не по обычаю законному, но по расположению духовному, – не пресыщая чрево, но скача сердцем, – не упивающееся вином, но духом горяще ( Римл. 12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Дан.9:11 . И весь Израиль преступи закон Твой, и уклонишася, еже не послушати гласа Твоего. Ибо, если бы одни преступали закон, а другие были точными хранителями законов Твоих; то не подверглись бы все сему бедствию. Но, поскольку на беззаконие отважились все вообще, то справедливо говорит Пророк: «прииде на нас клятва, и заклятие вписанное в закон Моисея раба Божия, яко согрешихом Ему. Заклятие» же разумеет Пророк, произнесенное Богом во Второзаконии; ибо говорит: «воздвигну на небо руку Мою, и кленуся десницею Моею, и реку: живу Аз во веки. Яко поострю якоже молнию меч Мой, и приимет суд рука Моя, и воздам месть врагом Моим, и ненавидящим Мя воздам. Упою стрелы Моя от крове, и меч Мой снест мяса, от крове язвенных и пленения, от глав князей языческих» (Второз. 32, 40–42). И несколько прежде сего также говорит: «рех: разсею их, уставлю же от человек память их» (26). A «клятву» Пророк разумеет произнесенную шестью коленами на горе Гевал. Посему, говорит Даниил, оное заклятие и клятва, изображенная в законе Моисеевом, исполнились на нас. Дан.9:12 . И устави словеса Своя, яже глагола на ны, и на судии наши, иже судиша нас, навести на ны злая великая. И показывая чрезмерность зол, продолжает Пророк: Яковых не бысть под всем небесем, по бывшим во Иерусалиме. Не нахожу и примера для наших бедствий, говорит Даниил. Потом, доказывая не лживость Божественного предречения, продолжает: Дан.9:13 . Якоже есть писано в законе Моисеове. И представляя справедливость наказания, говорит еще: Вся злая сия приидоша на ны; и не помолихомся лицу Господа Бога нашего, отвратитися от неправд наших, и еже смыслити во всей истине Твоей Господи. Даже, когда постигло нас столько тяжких бедствий не восхотели мы прибегнуть к покаянию, отстать от прежнего беззакония и благоугождать Тебе, хранением законов. Потому и говорит Пророк: Дан.9:14 . Убудися Господь Бог на злобу нашу, и наведе сия на ны. Как некий сон, отложив долготерпение, наложил на нас Бог наказание, достойное нашей жизни; потому что, говорит Пророк,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

494 Образное представление Бога, раздражённого нечестивыми деяниями людей; точно также представляется гнев Бога во Второз. 32, 22; Исая. 17, 9. Езек. 38, 18. 495 В евр. это полустишие начинает 7-й стих и отделяется от предыдущего знаком, соответствующим нашей точке. Мы соединяем, следуя LXX и Вульгате. 496 Многие языческие народы, как персы, греки, даже древние германцы избирали возвышенные места для своих священнодействий. 498 Шарон, плодоносная земля галилейская, простирающаяся от Фавора до моря Генисаретского (I. Нав. 12, 18 ). Так как стоит с членом, которого обыкновенно не имеют собственные имена, то его можно считать нарицательным именем долины вместо долина при Иерихоне. 499 и названия вавилонских божеств. τχη, fortuna, Бог счастья; ка показывает следующее в 12 ст. , значит: определение, рок, судьба, греч. μορα, арабское Manjah, богиня рока. LXX переводят δαιλμνον, а τχη случай, счастье. Кимхи переводит первое через созвездие. Моше Гаккоген, цитируемый Кимхи, говорит, что это добрая звезда, звезда счастья , Юпитер, который в астрологии арабов называется доброю звездою, и составляет противоположность Сатурну, злой звезде. Таким образом здесь идет дело о почитании звезд, которым приписывали влияние на ход мировой жизни. – Обычай приготовлять в капищах столы с пищею для идола, lectisternium известен в древних языческих религиях. (от мешать) вино, приправленное кореньями тоже что vinum mixtum (Plin. II. N. XIV, 13 3, 15). 500 обрекаю дает игру слов с рок, ст. 11 также как приклонитесь с расстилающие; в обоих последних словах коренные согласные одни и теже только в различном порядке. 501 Абрабанел разумел здесь новые периоды восстановления владычества израильского, предвозвещенные великими мировыми явлениями. «За восемьдесят три года до освобождения евреев из Египта, говорит он, в день рождения Аарона, соединение Юпитера и Сатурна имело место в созвездии рыб, – что было предвестием освобождения. Подобное же совпадение Юпитера и Сатурна случилось второй раз в 5224 году от сотворения мира (в 1464 г.); следовательно евреев ожидает, говорил Абрабанел, новая радость». Но истинный смысл нового неба и новой земли указывается в Апок. 21, 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Истреблял народ свой. Потомство злодеев на век прекращается! (21) Приговорите к закланию сынов его, – За нечестие предков их; Чтоб не восстали они, Не овладели землей, И не наполняли бы вселенную враждою. (22) «Я восстану против них, – Это слово Иеговы воинств, – Истреблю имя Вавилона И остаток его и потомство и племя» Это слово Иеговы! (23) «Обращу его в жилище ежей И в скопище грязных вод, И сделаю его гибельным болотом». Слово Иеговы воинств! VII 77 (24) Клянется Иегова воинств, говоря: «Разве не будет так, как Я задумал? Как Я вознамерился, так и совершится. (25) Истреблю Ашура в земле моей, На горе моей уничтожу его, И спадёт со них ярмо его, Снята будет ноша его с их плечей!» (26) Это решительное намерение о всей земле, И на все народы уже простерта рука; (27) Иегова воинств решил, – И кто помешает? Рука Его простерта, – И кто отвратит ее? VIII 78 (28) В год смерти царя Ахаза, был такой приговор: (29) Не слишком радуйтесь, филистимляне, Что сломан жезл, бивший вас; Потому что от змеиного корня Выйдет аспид, А его плод – дракон летучий; (30) Тогда беднейшие будут насыщаться, И угнетенные – покоиться безопасно; А твой корень И остаток твой будет истреблён. (31) Рыдайте ворота, Вопи город! Ослабела совершенно земля филистимлян, Потому что с севера идёт дым И не рассеивается туча его 79 . (32) Что же говорят вестники народов? Что Иегова основал Сион, И на нём прибежище Для народа Его угнетённого. IX 72 Из нескольких мест св. книги, в которых встречается это слово, можно заключить, что первоначально это название принадлежало одному из племён, населявших в древнейшее время ханаанскую землю. Местом поселения племени рефаимов была южная часть Ханаана; в состав его владений входила, кажется, долина, обратившаяся, в следствие известного переворота, в Мертвое море. Этот переворот вероятно разделил племя рефаимов. Уже, во время вступления израильтян в ханаанскую землю, это племя не существовало; о нём хранились только воспоминания (Второз. 2, 10. 11; 3, 11). В этих воспоминаниях рефаимы представляются людьми исполинского роста и необычайной силы. В понятиях древних народов с этими свойствами неразлучно соединяется насильственный образ действования против слабейших племён. Быть может эти-то качества и дали повод, после совершенного уничтожения племени рефаимов, назвать их именем злобно действующих против людей существ духовных и вообще души умерших, пребывавших в шеоле. В этимологическом значения слова нельзя найти объяснения такому названию мертвецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010