( Матф. 5:3–12 ; Лук. 6:20–26 ). 1 Ветхозаветному человечеству были предложены на, выбор «жизнь» или «смерть» (Второз. XXX, 19; Иерем. XXI, 8). Всё ветхозаветное домостроительство направлялось к тому, чтобы научить народ «любить Господа Бога» Израилева «от всего сердца своего и от всей души своей, дабы жить ему» (Второз. XXX, 6), но предварительной ступенью и необходимым условием для достижения такого настроения было указано «обрезание сердца» его (Второз. VI, 6; Иерем. IV, 4; Дeяh. VII, 51 ). Чтобы побудить ветхозаветное человечество к совершению такого трудного подвига, Господом Богом были определены «благословение» ( ευλογα) за исполнение закона и «проклятие» ( κατρα) за его нарушение. «Благословение» должно было сопровождаться преуспеянием верного исполнителя закона и во внешнем благополучии жизни социально-политической, семейно-экономической и т. д., «проклятие» же обусловливало для дерзкого нарушителя закона наступление бедствий в указанных отношениях ( Bmop. XXVIII след. и др.) – «смятение и несчастие во всяком деле рук его, доколе не будет истреблен» (Второз. XXVIII, 20). Во всеоружии таких могущественных для себялюбивого человека побуждений, закон, как суровый «пестун» ( Гaлam. III, 24 ), воспитывал ветхозаветное «жестокосердое» ( Mamф. XIX, 8 ; Mapk. XVI, 14 ) человечество, доводя его до сознания неисправимой собственными силами природной греховной испорченности всякого человека, а вместе с сим – неспособности закона «животворить» человека ( Гaлam. III, 21 ) по его внутреннему существу. Выяснилось, что закон не мог препобедить и предотвратить того коренного извращения человеческой природы, в результате коего оказывалось, что самому лучшему не возрождённому человеку «прилежит злое», когда он хочет делать «доброе» ( Puмл. VII, 21 ) и что он с роковою неизбежностью делает не то, что хочет, а что в своей совести и разуме ненавидит ( Puмл. VII, 15 ), будучи порабощен живущему в самой сокровенной глубине его природы греху ( Puмл. VII:14, 17 ). Ветхозаветному человеку был дан «святой закон» и заповедь святая, праведная и благая, но так как сам-то человек по внутреннему существу своему – «плотен», раб греха ( Puмл. VII, 14 ), то и оказалось, что «заповедь», данная человеку для жизни, фактически послужила ему к смерти ( Puмл. VII:12, 10 ), и все, «утверждающиеся на делах закона», оказались «под клятвою» самого же закона ( Гaлam. III,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Поучение на Новый Год Если когда, то нынешний день, поздравляя друг друга с Новым Годом, мы желаем друг другу доброго здоровья, новых радостей и счастья. Доброе это желание. И сохрани Господи желать и мыслить кому-либо худо. Но, братие мои! Нужно знать и помнить всегда, что истинные наши радости и счастье зависят от благочестивой христианской жизни. Св. апостол учит, что благочестие на все полезно; ибо ему принадлежит обетование настоящей и будущей жизни (Тимоф. 4:8). А благочестие христианское состоит в том, когда христианин всегда удаляется всяких худых помыслов и дел, почитает отца и матерь, пастырей духовных, старших и начальствующих, любит ближних и делает им добро, трудится по-Божьему, вообще, имеет в душе своей Божий страх и добрыми делами прославляет Бога. За такие-то, говорю, добрые дела и Господь награждает человека добром. Итак, братие, чего желаете себе от Бога в нынешнем году? Желаете ли, чтобы Он награждал вас благами и радостями земными: благословлял ваши поля хорошим урожаем, помогал вам Своею благодатью в ваших трудах и занятиях? – Живите добродетельно, трудитесь по закону Господнему, и Он исполнит ваше желание (Второз. 28:3–6). Вспомните праотца Авраама, праведного Иова, св. Филарета Милостивого. Своею верою и добрыми делами они угождали Богу, и Бог благословлял их благами земными. Св. царь Давид много лет царствовал на земле, дожил и до старости, но он во всю свою жизнь не видел праведника оставленного и детей его, просящих хлеба ( Псал. 36:25 ). Правда, не всегда люди добродетельные живут с богатством земным. Но они и не ищут его; не скорбят и тогда, когда по воле Господней лишаются его. Они имеют в душе своей чистую совесть: а чистая совесть для них есть самое дорогое сокровище и богатство. На их главах почивает благословение Господне (Притч. Сол. 10:6); а с благословением Господним у них малое лучше, чем у грешника большое ( Псал. 36:16 ). Но что я говорю – малое? Даже великое горе, которое грешнику иногда не под силу переносить, праведному человеку доставляет утешение; ибо он всякое горе и несчастье переносит с покорностью воле Господней. Чрез горе и несчастье он укрепляется в вере в Бога и святой жизни. Праведный Иов был велик и славен с богатством земным; но когда по воле Господней сделался самым бедным и сидя на гноище, с ног до главы покрытый мучительными струпьями, то был еще выше и славнее духом: он просиял твердою верою в Бога и покорностью воле Господней. За то и Господь наградил его еще большею славою и на земле, и на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Д.А. Добросмыслов Часть I. Общее значение обрядового закона Моисея. Причина и цель его предписания и отмены 5 До Моисея у евреев не было того сложного и строго определенного внешнего религиозного культа, каковой представляет обрядовый закон Моисея. Главные принадлежности культа, особенно жертвы, существовали еще и до Моисея во времена патриархов, но и эти существенные принадлежности внешнего культа далеко не имели еще тогда той сложности и определенности, как стало после Моисея. В отношении, например, жертв древние праведники, праотцы евреев, довольствовались небольшим числом их, и те приносили не в определенные времена, а только по особым случаям и по собственному свободному желанию. Бог не давал им многочисленных и определенных заповедей о жертвах (Иерем. VII, 22 – 28) 6 . Со времени же выхода евреев из Египта Бог предписывает им через Моисея многочисленные жертвы и другие обряды, строго под страхом проклятия и смерти требуя от них исполнения этих предписаний в знак почитания Своего имени (Второз. XXVII, 26). При этом этих предписаний о внешнем культе было дано так много, что они численностью несравненно превосходили предписания Моисея о чисто духовном служении Богу 7 , и в то же время формы внешнего культа были предписаны несовершенные, состоявшие, главным образом, из кровавых и вообще грубо материальных жертв и приношений, так что о высших формах внешнего богослужения – хвале и молитве – вовсе не было дано заповедей Моисеем 8 . Но потом, уже через пророков, Бог снова объявляет, что для прославления Его сущности прежде всего необходимы духовные жертвы, а не внешние – обрядовые, что первые (духовные) жертвы составляют высшее служение Ему сравнительно с жертвами обрядовыми, что последние без первых – мерзость в очах Его, и что, далее по отношению к самому внешнему богослужению грубо материальные и кровавые жертвы не составляют еще сущности, что есть более высокие формы и этого богослужения – слово молитвы и обеты. «Слушайте слово Господне, князья содомские, так взывал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Приложение IX. Указатель мест из Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета, приводимых в письмах блаж. Феодорита ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . Быm. II , 7: 145 . III, 17–18: 41. III, 19: 14. VI, 2: 146. XII , 3: 211. XVIII, 20–21: 119. XXIÏ 223. XXII, 18: 151. XXX, 39. 40: 156. XXXI, 38: 78. XXXI, 39: 75. 78. 156. XXXI, 40: 78. 156. Исх. II, 15: 3. IV, 22: 146. XVII, 12: 128. XVIII, 24: 77. XIX, 21: 122. XXII, 28: 146. XXIII, 1: 82. 86. LXXXVI. 145. XXIII, 2: 102. XXXIII, 20: 146. 3 Цар. XI , 13: 252. XIX, 1–4: 8. XX, 42: 135. XXI, 1 сл.: 9. 125. 247. 4 Цар. V, 1 сл.: 135. Есо. V, l: 86. 245. 248. Uob. I, 21: 15. 136. 223 . XII, 10: 228. XII, 11. 12: 249. XL, 3: 12. Ncaл. I, 2: 146. 151 . II, 1–2. 6–8: 146. IV, 7: 156. IV, 9: 246. IX, 5: 166. IX, 7. 8: 133. IX. 9: 166. XIII, 3: 170. XV, 10: 145. 148. XVI, 17. 18: 133. XVIII, 5: 116. 119. XXI, V: 170. XXII, l: 229. XXII, 11: 151. XXIV, 2: 241. XXXI, 9: 173. 252. XXXVI, 5. 6: 108. XXXVI, 9: 241. XXXIX, 2: 241. XXXIX, 3: 77. 137. 252. Псал. CXLV. 4: 149. 180. CXLV, 9: 14. CXLVI, 2: 151. Притч. X, 12: 219. XIII, 8: 184. XXII, 24: 186. XXII, 28: 288. XXVII, l: 29. Екклез. III, 8: 257. Песнь Песн. II, 3: 146. Прем. Сол. IV, IÏ 136. VI, 8: 249. VII, 6: 14. 18. 1. c. Сырах. II, 5: 78. IV, 31: 102. Иса. I, 2: 146. I, 9: 117. 181. 229. II , 15: 252. III, 3: 1. III, 12: 219. V, 20: 246. VII, 14: 246. VIII, 10: 267. IX, 6: 151. XI, Ï 151. XI, 2. 3: 151. XI, 6: 186. XI, 10: 151. XIX, Ï 151. XXVII, 12–18: 151. XXIX, 24: 171. 242. Иезек. III, 17: 78. 122. III, 18: 78. 122. 168. XXXIII, 11: 78. XXXIV, 3: 78. 183. XXXIV, 4: 77. 78.183. XXXIV, 17: 78. Даниил. IIÏ 287. III, 18: 245. III, 50: 252. V, 4. 23: 146. VI, 16 сл: 252. XIX, 33–39: 145. Uouл. II, 17: 151 . Uoh. II , 9: 123 . Лeb. XIX, 8 сл.: 83. XIX, 18: 219. Числ. XXV, 7 сл.: 116. Второз. I, 16: 145. V, 32: 161. XVIII, 15: 146. XXXII, 43: 146. I. Нав. I, 5: 129. 148. 229. Суд. XV, 16: 16. 1 Цар. 1, 15: 223. XIV, 6–20: 252. XVII, 26: 180. XVII, 38–39: 16. XXX, 24. 25: 240. 2 Цар. I, 20: 151. VII, 12: 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

21, 13). Они исказили учение о субботе, обратив ее из дня исключительно посвященного на служение Богу – в день совершенной праздности и телесного покоя и самые чудеса, совершаемые Спасителем в субботу в их обличение и вразумление, называли преступлениями. Иносказательную заповедь Моисея о тщательном соблюдении закона: „навяжи заповеди Иеговы в знак на руку твою, и да будут они повязками над глазами твоими“ (Второз. 6, 8), они истолковали с грубою буквальностью, навязали себе на голову и руки повязки с словами закона и старались делать их виднее и больших размеров (Мат. 23, 5). Они извратили учение о клятве, не дозволяя, напр., клясться храмом, и разрешая клясться золотом в храме (Мат. 23, 15), о посте, обратив его в лицемерное наружное сетование с нахмуренным лицом и нечесанными волосами, о чистоте духовной, заботясь больше об умовении рук перед обедом и омовении посуды (Мат. 23, 25). Они освобождали детей от обязанности кормить родителей, если дети сделают пожертвование на храм (Мат. 15, 5). Они достоинство молитвы поставляли не во внутреннем, сокрушенном обращении к Богу, а в ее продолжительности на видных местах перед народом (Мат. 6, 5); забыв заповедь Божию о любви к ближнему и долг попечения о заблуждающихся и согрешающих, они с презрением отвращались от мытарей и грешников, почитая только самих себя праведниками; наконец, вместо служения Богу подвигами благочестия, они считали достаточным давать десятину от руты, мяты и аниса, забыв, как сказал Иисус Христос, суд, милость и веру (Мат. 23, 23). Вот какие были законные делатели на жатве Божией в то время, когда эта жатва явилась такою зрелою под лучами света и силы учения и деяний Богочеловека. Только две светлых личности из всего иудейского синедриона и сонма книжников и фарисеев того времени указали нам Евангелисты, – Иосифа и Никодима, приходивших к Спасителю по ночам страха ради иудейска ( Иоан. 19, 38. 39 ). Св. Апостол Павел говорит о себе, что он был ревнителем отеческих преданий, но он осудил их как ложные, потому что ради их гонил Церковь Божию, и только потому помилован был, что делал это по неведению (Тим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Разделение человечества на две части было в известном смысле разделением мира на две части, т. к. мир тесным образом связан с человечеством. Мы не знаем, употреблялся ли термин «космос» для обозначения человечества вне Израиля и без него, но, судя по тому, что такое словоупотребление стало обычным в новозаветных писаниях, мы можем предположить, что оно уже существовало в иудейской письменности. Однако, различие между частями космоса не было коренным, т. к. уделом одной и другой части мира была смерть. Закон не преодолевал смерть, а обещал лишь долгую и благополучную жизнь в обетованной земле: «Итак, соблюдайте все заповеди Его, которые я заповедаю вам сегодня: дабы вы укрепились и пошли и овладели землею, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею: и дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед» (Второз. 11,8–9). Когда в апокалиптической литературе перспективы расширились за пределы земной жизни, то Тора стала источником не только долгой жизни на земле, но и вечной жизни. Через воскресение в ней примет участие весь Израиль. «В это время спасутся из народа Твоего все, которые будут найдены записанными в книге. И многие из спящих во прахе пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде, как звезды во веки, навсегда» ( Дан. 12, 1–3 ). Сияние Израиля, а потом только праведных от Закона, будет сиянием Торы. Вечная жизнь стала признаком мессианской эпохи, но сама мессианская эпоха будет по преимуществу эпохой Торы. Единство человеческого рода будет восстановлено, т. к. народы, за исключением Израиля, будут уничтожены или порабощены Израилю, что почти равносильно их уничтожению. Иерусалим воссияет вечным светом, или небесный Иерусалим сойдет на место земного, или земной Иерусалим с Израилем восхищен будет на небо. Блаженство Израиля будет восстановлением утерянного первым человеком райского блаженства: «Для вас открыт рай, насаждено древо жизни, уготовано будущее время, приготовлено изобилие, создан град, установлен покой…» (III Ездра, 8,52). Этому изменению жизни человечества, или точнее Израиля, должно соответствовать и изменение мира, который должен вернуться к своему райскому состоянию: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их… И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. И не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Исаия, 11,6–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Это правильное распределение дождей находится в прямой зависимости от двух главных источников влаги: Ливанских гор на севере и Средиземного моря на западе. Тающий в течение лета снег на этих горах наполняет осеннюю атмосферу влагой, образует дождевые облака, которые образующимся на море осенью воздушным течением гонятся на юг, где они и выпадают в качестве дождя. В сухое время года, т.е. летом, продолжающимся от апреля до октября, небо делается совершенно безоблачным и не выпадает ни одной капли дождя для освежения земли и человека. Но растительность не погибает, так как богатые росы, образующиеся по ночам, с достаточностью возмещают отсутствие дождя, и северо-западный ветер, в течение всего лета дующий с моря, значительно умеряет дневной зной. Изредка свирепствует палящий восточный ветер (кадим), который вгоняет едкую пыль во все поры одежды и тела. Но и этот ветер в Палестине не имеет такой губительности, какою отличается африканский самум. Вследствие господствующей правильности, климат Палестины весьма здоровый и способствует высокому росту и телесной силе населения. В ней совершенно нет каких-либо гнилых болот, отравляющих атмосферу. Болезни вообще редки, а те, которые иногда свирепствуют в ней, большею частью заносного свойства. В настоящее время Палестина кажется пустынною и бесплодною. Но не такою была она в древности. Когда она отдана была во владение избранного народа, то представляла собою как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружающих пустынь, и отличалась изумительным плодородием, дававшим ей полное право на название страной, «где течет молоко и мед» ( Исх. 3:8 ), «красою всех земель» (Иезек. 20:6). Это была, по описанию Моисея, «земля добрая, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, масличные деревья и мед, земля, в которой народ будет есть хлеб, и ни в чем не будет иметь недостатка» (Второз. 8:7–9). Еще и теперь долины отличаются чрезвычайным плодородием, и при некотором трудолюбии дают по две жатвы в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Сей-то Отрок соделал четыредесятилетнего Моисея губителем Египетского народа ( Исх. 2:11 ), потом, в продолжении четыредесяти лет, пастырем овец ( Исх. 3:1 ), потом, еще в продолжении четыредесяти лет, – вождем Израиля, и укрепил на четыредесятидневный пост ( Исх. 24:18 ), равно как и Сам Отрок сей четыредесять дней постился после крещения ( Матф. 4:2 ), спустя четыредесять дней по воскресении из мертвых ( Деян. 1:3, 9, 11 ) вознесся в небесный Иерусалим, и спустя четыредесять дней после рождения от Девы ныне пришел в Иерусалим земной. О сем Отроке предвозвестил Аввакум, говоря: Бог от Фемана приидет ( Аввак. 3:3 ), то есть, от юга: ибо с южной страны Иерусалима, из Вифлеема Он пришел ныне в Сион. О сем Отроке, свидетельствовал Моисей, говоря: Пророка вам возставит Господь Бог из братий ваших: и всякий, кто не послушает Его, потребится душа того (Второз. 18:15; Деян. 3:22 ). К сему Отроку молился Пророк Давид, говоря: Седяй на херувимех, явися: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас ( Пс. 79:2, 3 ); и в другом месте: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи ( Псал. 78:8 ). Господи, преклони небеса Твои, и сниди ( Пс. 143:5 ); Ты Господи Боже сил, вонми посетити вся языки ( Пс. 58:6 ). Итак, – разумейте языцы и покаряйтеся ( Ис. 8:9 ). Видите и веруйте, Иудеи. Сего Отрока песнословят Ангелы; Ему покланяются Архангелы; Его трепещут Власти; Его славят Силы; Ему служат Херувимы; Его богословят Серафимы; Ему работает солнце; Ему служит луна; Его слушают стихии; Ему повинуются источники. При виде сего Отрока, врата адовы сокрушились, врата небесные разверзлись ( Иов. 38:17 ), и ад, узрев Его, вострепетал. Сей Отрок истребил смерть, посрамил диавола, разрушил клятву, прекратил печаль, стер (главу) змия ( Быт. 3:15 ), разрушил средостение ( Ефес. 2:14 ). раздрал враждебное рукописание грехов (Колосс. 2:14), попрал грех, разрушил заблуждение, восставил тварь. Сей Отрок спас Адама, воздвиг Еву, призвал народы, просветил мир. И так, приидите, Христолюбцы и Боголюбцы, изыдем в сретение Господу и Владыке все в радости и чистоте, – не по обычаю законному, но по расположению духовному, – не пресыщая чрево, но скача сердцем, – не упивающееся вином, но духом горяще ( Римл. 12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» ( 1Цар.28:7 ). Он делается вторым Адамом , обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» ( 1Цар.28:8 ); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит.1:16 ). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18 )? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:23 ). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорить: «нет Бога». Свидетель Господь, говоря­щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 )? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «по едающие народ Мой, как едят хлеб?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Примечательны, во-вторых, совпадения синоптиков в микроскопических деталях: а) Многие частные рассказы у всех трех синоптиков занимают одинаковое место по отношению к другим рассказам и стоят в одинаковой связи между собою, каковы например: крещение – искушение Иисуса и возвращение Его в Галилею, буря на озере и гадаринцы, расслабленный и мытарь Левий, срывание колосьев и сухорукий, суждение Ирода и насыщение 5 тысяч, исповедание Петрово и предсказание Господом своих страданий, иерихонские слепцы и вход Господень в Иерусалим. Еще более аколуфических совпадений в частных рассказах замечается между Матфеем и Марком: все почти, что у Марка параллельно Матфею (а таково почти все содержание второго Евангелия) совпадает с последним также и с аколуфической стороны. б) Сходство в изложениях отдельных эпизодов из Евангельской истории у синоптиков часто доходит до буквального тождества. Таковы: рассказ о чудесном насыщении: Мф. 14, 19. 20 ; Мк. 6, 41. 42 ; Лк. 9, 16–17 ; история преображения: Мф. 17, 5 ; Мк. 9, 7 ; Лк. 9, 35 ; классический пример совпадений в целых отделениях Гольцман 6 находит в рассказе о расслабленном: Мф. 9, 1–8 ; Мк. 2, 1–12 ; Лк. 5, 17–26 7 . в) Многие отдельные изречения, а также целые беседы Господа у всех трех, а еще чаще у двух синоптиков переданы с буквальным тождеством, что в греческом тексте наших синоптических Евангелий представляется особенно примечательным в виду того, что сам Христос говорил свои поучения на арамейском языке; такова, например, эсхатологическая беседа Господа Мф. 24 гл. Мк. 13 гл. Лк. 21 гл., где буквально совпадения заметны не только в патетических и наиболее важных местах, но даже и в незначительных и служебных частях речи. г) Нередко синоптики совпадают в употреблении своеобразных, новосоставленных слов, неупотребительных оборотов, странных грамматических форм, редких сочетаний и т. п. Таковы, например: παρθ о женихе Мф. 9, 15 . Мк. 2, 20 . Лк. 3, 35 ; γεσωντα θαντου Мф. 16, 28 . Мк. 9, 1 . Лк. 9, 27 ; удвоение приращения в аористе πε ατεστθη Мф. 12, 13 . Мк. 3, 5 . Лк. 6, 10 ; ι δ μ, в запрещении Господа вливать новое вино в старые мехи; также неупотребит. δυσ λως Мф. 19, 23 . Мк. 10, 23 ; Лк. 18, 24 ; πιοσιος Мф. 6, 11 . Лк. 11, 3 и мн. др.; д. Наконец у всех трех синоптиков повторяются такие цитаты из Ветхого Завета, которые, одинаково уклоняясь от перевода LXX так и от еврейского подлинника, представляют или оригинальную композицию или свободный перефраз ветхозаветных мест. Таковы: προσχυνσεις Κριον τν θεν συυ Мф. 4, 10 . Лк. 4, 8 , между тем как у LXX Второз. 6, 13 οβηθση ­ , ср также Иса. 40, 3–5; Мк. 1, 3 ; Мф. 3, 3 ; Лк. 3, 4 ; Ис. 29, 13 ; Мф. 15, 8. 9 ; Мк. 7, 6. 7 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010