Это впрочем (сдерживание дыхания), как всякий видеть может, следует и само собою за вниманием ума; потому что, при усиленном размышлении о чем-либо, дух сей (дыхание) неспешно входит а выходит, особенно у безмолствующих телом и духом» (Добр. 5,313–320). Каллист Тилликуда говорит о «направлении ума в сердце с дыханием». Удержанию дыхания и дыханию вообще Григорий Синайский посвящает целую главу, в связи с созерцанием. О том, что нужно удерживать выдох, говорит и Исайя Отшельник. А другой (монах) говорит: монах должен иметь память Божию вместо дыхания. И Новый Богослов Симеон говорит: удерживай дыхание, чтобы не дышать неподобающе. И Лествичник говорит: «Иисусова память да соединится с дыханием твоим и тогда познаешь пользу исихии» (Patr. M., t. 150,1316). Неподобающее дыхание – это дыхание, мешающее концентрации ума и исправляемое умной молитвой. Уже одно частое упоминание о дыхании должно навести на сравнение с йогическим дыханием. Как видно из изложения дыхательного метода, дыхание в умном делании не играет той универсальной роли, как в йоге, как средстве концентрации космической и индивидуальной праны, призванной усилить активность умственной энергии души-манаса. Подвижник умного делания не ищет никаких вспомогательных сил, кроме силы Божественной благодати, которая ничего общего с праной не имеет. Дыхательный метод призван исправлять «неподобающее» дыхание, искажение дыхания во время концентрации, а не регулировать и усилить обмен психического тока, как в йоге. Кроме того, перманентное йогическое дыхание ведет также к накоплению чужеродного, плохо ассимилируемого, психического тока, что вызывает худшие формы психизма и медиумизма. Дыхание имеет значение вспомогательного механического средства удерживать ум в сердце. Оно теряет всякое значение, когда молитва становится внутренней благодаря силе Духа Св., удеживающего ум в сердце. «Главным образом непарительность подается Господом Иисусом Христом при Его призывании путем дыхания и уединения в месте безмолвном и не светлом, а все другое подобное, только способствует сему» (Каллист и Игнатий, Добр. 5,337). О значении метода вообще говорится: «Чистая молитва есть больше всякого делания. Всякий метод, или правило, или прием, всякое правило и разные делания потому устанавливаются, что мы не можем еще чисто и непарительно молиться» (там же.) Ступени умного делания

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

2. Иное дыхание жизни, делающее человека душевным, иное Дух животворящий, который делает его духовным. Поэтому Исаия говорит: «так говорит Господь, сотворивший небо и утвердивший его, и основавший землю и то, что на ней, и давший дыхание народу, живущему на ней «Дух попирающим ее» ( Ис.42:5 ), – называя дыхание данным вообще всякому народу, живущему на земле, а Дух – собственно тем, которые попирают земные похоти. Поэтому опять тот же Исаия, различая то и другое, говорит: «Дух изыдет от меня, и всякое дыхание Я создал» ( Ис.57:16 ), – Дух, полагая собственно в Боге, Который в последние времена излил Его на род человеческий чрез усыновление людей, а дыхание приписывая вообще созданию и представляя его тварью. А сотворенное различно от сотворившего Дыхание временно; Дух же вечен. Дыхание, несколько увеличиваясь и пребывая некоторое время, потом уходит, оставляя то, в чем прежде было, бездыханным. Дух же, окружая человека внутри и вне, всегда, пребывает и никогда не оставляет его. «Но не духовное прежде, – говорит Апостол, говоря это как бы относительно нас людей, – но прежде душевное, потом духовное» ( 1Кор.15:46 ), согласно с разумом. Ибо надлежало человеку прежде быть созданным и созданному получить душу, потом же принять общение Духа. Посему и «первый Адам стал» от Господа «живою душою, второй Адам (есть) Дух животворящий» ( 1Кор.15:45 ). Итак, как сотворенный живою душою, обратившись к худшему, потерял жизнь; так тот же самый, возвращаясь к лучшему и получая животворящего Духа, найдет жизнь. 3. Ибо не иное то, что умирает, и не иное то, что оживает, как не иное погибающее и не иное обретаемое, но самую погибшую овцу Господь пришел отыскать.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Он же дает жизнь, в особенности тем, которые умерли для греха. О Нем говорится: у тебе источник живота ( ). Он же говорит и Евангелии: Аз есмь путь, истина и живот ( ). Ст. 16. He вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться: ибо от лица Моего изойдет дух и Я соделаю дыхание. LXX: He вечно буду Я мстить вам, и не всегда буду гневаться на вас. Ибо от Меня изойдет дух, и всякое дыхание Я создал. Господь, который обитает в вышних и призирает на смиренное, которому ими – Святой и который покоится в святых, укрепляет изнуренных и дает жизнь угнетенным, так говорит: He всегда буду Я гневаться, не вечно буду негодовать Я, для того поражающий, чтобы исправить, для того убивающий, чтобы оживотворить. Ибо Я милостив к Своему творению, и кого Сам создал, тех не допущу до погибели. Также и Дух Мой, который изойдет из Меня, или который, по еврейскому, Авиле, Симмаху и Феодотиону, все окружает (ибо это означает и есть всего. Я создал и дыхание или во множественном числе: дыхания (ибо это означает nasatnoth), о котором в другом месте написано: всякое дыхание или все дышащее, хвалит Господа ( ). Об этом духе и дыхании в начале Бытия написано: Бог вдуну дыхание жизни, и бысть человек о душу живу ( ). Нечто подобное и Иов говорит: «Дух Господа, находящийся в ноздрях коих, и дыхание Всемогущего, научающее меня» ( ). Поэтому, так как от Меня исходит дух и дыханием и вдохновением Моим все оживотворяется и живет, то не справедливо было бы погибнуть тем, которые сохраняются Моим дыханием и духом. Некоторые из наших говорят, что это тот дух, которым весь мир одушевляется и управляется, и все имеет познание о Боге, пиша о котором согласно с стоиками знаменитый поэт говорит: И небеса, и земля, и равнина зыбучего моря, И блестящий шар луны, и титановы звезды Дух питает внутри; и душа, разливаясь по членам, Целой громадою движет, смешавшись с телом великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Молитвами вашими, блаженнии,/утешение нам, в скорби сущим, испросите,/и страну нашу падшую возставите/и людей расточенных соберите,/в скорби, яко Иона, вопиющих:/от бед наших, Боже, избави нас. 1-й лик: Все святые земли Русской, молите Бога о нас. Заступников вас вемы,/отцы приснопамятные,/и твердых хранителей земли нашей./Темже к вам прибегающе,/милость приемлем/и бед различных избавление. 2-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко стену и пристанище/стяжахом вас, святые,/облегчение в скорбях,/в бедах и напастях помощь,/в болезнях исцеление/и спасение душам нашим. 1-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Заступницу Тя жизни вемы/и твердую Хранительницу, Дево,/и искушений тучи разсеявающую,/и бесов нападения отгоняющую,/и молимся всегда:/от гибельных страстей наших избави нас. Катавасия: Молите Бога о нас,/все святые земли Русской,/яко мы усердно/к вам прибегаем,/скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Ектения малая. Кондак, глас 6: Предстателие страны нашея неусыпные,/ходатаи о нас ко Творцу непрестанные,/не презрите молений наших,/но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ускорите на молитву/и потщитеся на умоление,/предстательствующе присно о чтущих вас. Посем глаголет диакон: Вонмем. Премудрость. Канонарх же возглашает и сам поет прокимен на глас: Прокимен, глас четвертый. Мне же зело честни быша/друзи Твои, Боже. 1-й лик: Мне же зело честни быша/друзи Твои, Боже. Канонарх поет на глас стих: Изочту их, и паче песка умножатся. 2-й лик: Мне же зело честни быша/друзи Твои, Боже. Канонарх поет: Мне же зело честни быша… 1-й лик: Друзи Твои, Боже. Диакон: Господу помолимся. 2-й лик: Господи, помилуй. Предстоятель возглашает: Яко Свят еси, Боже наш… 2-й лик: Аминь. Канонарх поет на глас 4: Всякое дыхание да хвалит Господа. 1-й лик: Всякое дыхание да хвалит Господа. Канонарх поет стих: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. 2-й лик: Всякое дыхание да хвалит Господа. Канонарх поет: Всякое дыхание. 1-й лик: Да хвалит Господа. Диакон: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй способ подготовления существеннее первого, а потому следует за ним. Молитвенное подготовление, как и песненное (прокимен и Всякое дыхание), имеет две ступени, и на этой, первой, оно ограничивается приглашением «Господу помолимся», ответом «Господи помилуй» (неопределенная пока молитва) и возгласом, косвенно указывающим на нужду нашу в освящении и с этою целью прославляющим Святого во святых Своих Бога: «Яко Свят еси Боже наш и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу…». Возникновение Без сомнения, здесь остаток прежней молитвы о достойном услышании Евангелия; в одном груз. Евхологии эта молитва положена именно пред «Всякое дыхание»; она начинается, как нынешняя наша («Возсияй в сердцах наших»), но возглас имеет: «Яко Ты еси просвещение и 631 ]. Есть такая молитва и в др. ркп. Служебников на этом месте. Всякое дыхание Теперь следует вторая и окончательная ступень песненно-молитвенного подготовления к Евангелию. Песненная часть этого подготовления состоит в пении, по чину прокимна (с канонархом), стиха «Всякое дыхание да хвалит Господа», последнего (6) стиха последнего (150) псалма, с 1-м его стихом: «Хвалите Бога во святых Его…». Служа столь же непосредственным приготовлением к Евангелию, как литургийный аллилуиарий (прокимен на литургии служит приготовлением к Апостолу, посему и на утрене не может быть непосредственным приготовлением к Евангелию), этот стих приглашает все живое к прославлению Господа, прославлению, которое стало возможным и осуществилось лишь после проповеди Евангелия «всей твари» (ср. 1-ое утреннее Евангелие; ср. стих к прокимну апостолам: «Небеса поведают славу Божию» и настоящий стих: «во силы Его»). Будучи последним стихом Псалтири, стих этот достойно заключает настоящий «псалтирный» отдел утрени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Евангелие Яко Свят К слушанию Евангелия наш устав готовит не только песнями, но и молитвами. Второй способ подготовления существеннее первого, а потому следует за ним. Молитвенное подготовление, как и песненное (прокимен и Всякое дыхание), имеет две ступени, и на этой, первой, оно ограничивается приглашением «Господу помолимся», ответом «Господи помилуй» (неопределенная пока молитва) и возгласом, косвенно указывающим на нужду нашу в освящении и с этою целью прославляющим Святого во святых Своих Бога: «Яко Свят еси Боже наш и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу…». Возникновение Без сомнения, здесь остаток прежней молитвы о достойном услышании Евангелия; в одном груз. Евхологии эта молитва положена именно пред «Всякое дыхание»; она начинается, как нынешняя наша («Возсияй в сердцах наших»), но возглас имеет: «Яко Ты еси просвещение и освящение…» 2469 . Есть такая молитва и в др. ркп. Служебников на этом месте. Всякое дыхание Теперь следует вторая и окончательная ступень песненно-молитвенного подготовления к Евангелию. Песненная часть этого подготовления состоит в пении, по чину прокимна (с канонархом), стиха «Всякое дыхание да хвалит Господа», последнего (6) стиха последнего (150) псалма, с 1-м его стихом: «Хвалите Бога во святых Его…». Служа столь же непосредственным приготовлением к Евангелию, как литургийный аллилуиарий (прокимен на литургии служит приготовлением к Апостолу, посему и на утрене не может быть непосредственным приготовлением к Евангелию), этот стих приглашает все живое к прославлению Господа, прославлению, которое стало возможным и осуществилось лишь после проповеди Евангелия «всей твари» (ср. 1-ое утреннее Евангелие; ср. стих к прокимну апостолам: «Небеса поведают славу Божию» и настоящий стих: «во утверждении – тверди – силы Его»). Будучи последним стихом Псалтири, стих этот достойно заключает настоящий «псалтирный» отдел утрени. История Исторически предшествие этого стиха Евангелию объясняется тем, что некогда Евангелие на утрене (песненной) читалось после хвалитных псалмов и славословия великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Хвалитные псалмы в праздники начинаются и оканчиваются пением «Всякое дыхание да хвалит Господа». Такое пение называется «Всякое дыхание». Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, которые от того называются «стихирами на хвалитех», «стихирами хвалитными». Стихиры поются при конце хвалитных псалмов, а именно – за последним стихом 149 псалма: «Сотворити в них суд написан», – и со всеми стихами 150 псалма. После хвалитных псалмов и стихир следует великое славословие. Когда поется «Всякое дыхание», тогда после пения стихиры на «Слава и ныне» настоятель говорит: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и певцы поют великое славословие: «Слава в вышних Богу». Когда же не поется «Всякое дыхание», тогда после хвалитных псалмов, вместо пения стихир на «Слава и ныне», чтец произносит: «Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет», – и читает «Слава в вышних Богу». Итак, на всякой утрени (кроме седмицы пасхальной) положено славословие «Слава в вышних Богу». В дни непраздничные «Слава в вышних Богу» читается, а в праздники оно поется, и славословие, которое поется в праздники, именуется великим славословием. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрени. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». В этом славословии, которое читается, молитва «Сподоби, Господи» находится в конце его. В славословии же, которое поется, эта молитва находится в середине его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1-ое утреннее Евангелие; ср. стих к прокимну апостолам: «Небеса поведают славу Божию» и настоящий стих: «во силы Его»). Будучи последним стихом Псалтири, стих этот достойно заключает настоящий «псалтирный» отдел утрени. История предшествие этого стиха Евангелию объясняется тем, что некогда Евангелие на утрене (песненной) читалось после хвалитных псалмов и славословия великого. Студийскому уст. Всякое дыхание пелось на глас предшествующего прокимна. уст. глухо, слав. ркп. амине начинает певец Всякое дыхание в настоящ. глас, тожь поем и мы в тойже глас. Диакон кадит олтарь токмо. Тажь певец стих Хвалите Бога во святых Его. И мы: Вс. дых. Тажь певец: Всякое дыхание, и мы: да хвалит Господа»; поздн. «Вс. дых. в той же глас». «канонарх: Всякое дыхание на гл. 6». И о сподобитися часть настоящего приготовления к Евангелию состоит в приглашении от диакона: «И о сподобитися нам к слышанию (-я) св. Евангелия, Господу помолимся» (ср. неопределенное приглашение на предыдущей ступени) и троекратного (ср. однократное на предыдущей ступени) «Господи помилуй». На литургии нет такого специального моления, потому что Евангелие читается с меньшею торжественностью, часто менее относится к празднуемому событию и подготовляется чтением Апостола. Возникновение начальное «и» в этом возгласе диакона показывает, что это отрывок прежнего более пространного моления. Действительно, груз. и древн. греч. ркп.: «диакон (греч.: иерей) творит малую ектению, затем возглашает: И о сподобитися», что поздн. греч. опускают; но слав. «Паки и паки, иерей возглас: Яко подобает, диак.: И о сподобитися нам послушати достойно св. Еванг. Миром Господу Богу (по) молимся». Такой же редакции возглас и в старообр., но «достойно» пред «послушати», и «Господа Бога» (ектении нет). Предуготовительные к Евангелию возгласы у Бога помощь к достойному слушанию Евангелия столь прилежным и долгим молением, верующие приглашаются и со своей стороны принять меры к такому слушанию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Впрочем, из вышесказанного отнюдь не следует, что мы не можем называть душу дыханием Божиим, понимая при этом не то, что душа – это природа и субстанция Бога, но то, что дунуть (у Бога) значит то же, что сотворить дыхание, а сотворить дыхание – то же, что сотворить душу. Это мнение подтверждает и то, что говорит Бог через Исаию: «Изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное». А что Он говорит не о каком-либо телесном дыхании, показывает дальнейший ход повествования. Ибо за этими словами следует: «За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его» ( ). Что же называет Он дыханием, как не душу, которая опечалена и поражена по причине греха? В таком случае «всякое дыхание, Мною сотворенное» означает то же, что и «всякая душа, Мною сотворенная». Глава IV Таким образом, если бы мы считали Бога как бы душою нашего мира, для которой мир выступает как тело единого живого существа, то тем самым сказали бы, что Бог дыханием сотворил телесную душу человека из подвластного Ему воздуха, т. е. из Своего тела; однако то, что Он в этом случае сотворил бы и дал Своим дыханием, мы должны были бы считать данным не из Него самого, а из подчиненного Ему воздуха Его тела, таким же образом, как и наша душа производит дыхание из подчиненного ей же предмета, т. е. из нашего тела, а не из самой себя. Но так как Богу подчинено не только тело мира, но Он превыше всякой как телесной, так и духовной твари, то мы должны думать, что Он дыханием Своим не сотворил душу ни из Себя самого, ни из телесных элементов. Глава V Но из чего: из того ли, чего совсем не было, или же из чего-либо такого, что уже было сотворено Им духовно, но еще не было душой? Если мы не думаем, что Бог все еще продолжает творить что-нибудь из ничего после того, как сотворил все разом, а веруем, что Он «почил ...от всех дел Своих, которые делал» ( ), так что все, что творит потом, творит уже из тех (дел), то не знаю, каким образом возможна мысль, что Он творит души из ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Поскольку у только что приступивших к борению даже сосредоточенный ум постоянно скачет и им постоянно приходится снова его возвращать, но он ускользает от неопытных, которые еще не знают, что нет ничего более трудноуловимого и летучего, чем их собственный ум, то некоторые советуют внимательно следить за вдохом и выдохом и немного сдерживать дыхание, в наблюдении за ним как бы задерживая дыханием и ум, пока, достигнув с Богом высших ступеней и сделав свой ум неблуждающим и несмешанным, трезвенники не научатся строго сосредотачивать его в «единовидной свернутости» . Можно видеть, что так и само собой получается при напряжении внимания: при всяком сосредоточенном обдумывании, особенно у людей спокойных телом и разумом, дыхание исходит и входит тихо. Субботствуя духовно и в меру возможности унимая собственные действия тела, иси–хасты прекращают всю сопоставительную, перечислительную и разную другую познавательную работу душевных сил, всякое чувственное восприятие и вообще всякое произвольное телесное действо–вание, а всякое не вполне произвольное, как например дыхание, они ограничивают в той мере, в какой это зависит от нас . Если, говорит далее Григорий Палама, монах стремиться возвратить ум внутрь себя и хочет, чтобы ум «двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением», то разве ему не пригодится «привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или на пупке? Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца» . Смысл слов святого Григория заключается в том, что молитва является не только умственным, но и телесным деланием, и потому плоть никогда не должна быть оставлена без внимания. Молитва в понимании это уже не просто евагрианское «восхождение ума к Богу» , но делание, охватывающее всего человека, включая ум и сердце, душу и тело, взор и дыхание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010