Богословие   О неправославном учении профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова Роман Вершилло   ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Проф. Осипов учит, что первородный грех не является грехом в обычном смысле слова 1.1 что такое грех 1.2 что такое наказание за грех 1.2.1 проф. Осипов учит о возникновении в человеке непорочных страстей 1.2.2 проф. Осипов учит о рассечении единого человеческого естества 1.3 проф. Осипов учит, что первородный грех - это не грех и не наказание за грех 1.4 что такое грех с православной точки зрения 1.5 что такое наказание за грех с православной точки зрения   2. проф. Осипов учит, что Иисус Христос " принял " на себя первородный грех 2.1 проф. Осипов неверно учит об усвоении грехов 2.2 проф. Осипов отождествляет первородный грех с " непорочными страстями " 2.3 проф. Осипов учит о не добровольном, а вынужденном законом падшего естества страдании Спасителя 2.4 как учит Православная Церковь об усвоении Христом человеческой природы 2.5 как учит Православная Церковь о тлении и смерти 2.6 как учит Православная Церковь о двух видах изменения 2.7 как учит Православная Церковь о двух видах страдания 2.8 как учит Православная Церковь об искажении природы 2.9 как учит Православная Церковь о двух видах смерти 2.10 как учит Православная Церковь о двух вечностях 2.11 как учит Православная Церковь о добровольном страдании Христовом 2.12 как учит Православная Церковь об усвоении Христом грехов рода человеческого   3. проф. Осипов учит, что Искупление рода человеческого состояло в том, что Христос изжил в Себе первородный грех 3.1 проф. Осипов учит, что спасение происходит внутри естества человеческого и по законам этого падшего естества 3.2 проф. Осипов неверно учит о победе над грехом 3.3 проф. Осипов учит, что свое спасение совершает каждый человек, преодолевая первородный грех 3.4 проф. Осипов неверно учит о прощении грехов 3.5 проф. Осипов уничтожает Православное учение о таинствах 3.5.1 проф. Осипов неверно учит о таинстве крещения 3.5.2 проф. Осипов неверно учит о таинстве причастия

http://moral.ru/Osipov.htm

Г. А. Пожидаева ( Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина) оживила доклад о региональных особенностях московской и новгородской певческих школ второй половины XVI–XVII в. прекрасным вокалом. Высоко были оценены доклады К. В. Вершинина ( ИРИ РАН) «Особый перевод сказания Анастасия Синаита о достоинстве священников», Е. М. Юхименко ( Государственный исторический музей) «Источники Выговских Четьих Миней», Т. В. Пентковской ( Московский государственный университет (МГУ) им. М. В. Ломоносова) «Оглавление библейное»: к вопросу о времени и месте составления», Н. В. Савельевой ( Институт русской литературы (ИРЛИ) РАН) «Неизвестное» послание патриарха Гермогена» и др. В ряде выступлений речь шла об агиографических памятниках: А. В. Духаниной ( ИРИ РАН), К. Д. Прихотько ( Московская духовная академия), А. Е. Соболевой ( ИРЯ РАН). Одно из заседаний секции проходило под руководством чл.-корр. РАН Л. А. Беляева в ИА РАН и было посвящено истории московского Новодевичьего монастыря, Покровского собора в Измайлове, храма свт. Николая Чудотворца на Столпах. Во многих докладах секций 3 и 4 («История и культура Руси XI–XV вв., и «Русская история и культура XVI в.») рассматривались вопросы канонического права и литургики, церковных уставов: доклады Т. И. Афанасьевой и Г. С. Баранковой ( обе – ИРЯ РАН), М. В. Корогодиной ( Библиотека РАН), А. И. Алексеева ( Российская национальная библиотека), А. А. Манохина ( Российский государственный гуманитарный университет – РГГУ), А. С. Усачева ( РГГУ, Московский государственный институт международных отношений), Д. М. Буланина ( ИРЛИ РАН), Марии Кьяра Ферро ( Университет им. Г. д’Аннуцио, Кьетти и Пескара, Италия), Франчески Ромоли ( Университет Пизы, Италия). Л. И. Журова ( Институт истории Сибирского отделения РАН) посвятила свой доклад Судным спискам Собора 1531 г., Н. А. Шереметов ( ИРЛИ РАН) – службе прп. Феодосию Печерскому. Обращались докладчики и к материалу древнерусский житий – А. В. Носов ( МГУ, Архив РАН), Н. В. Евстафьев ( ИСл РАН), Т. Б. Карбасова ( ИРЛИ РАН).,взаимоотношений властей и церковных иерархов – Н. В. Башнин ( Санкт-Петербургский институт истории РАН). О связях Руси и афонского монастыря Хиландарь по данным антропонимии рассказал К. А. Максимович ( МГУ; ИРИ РАН; Университет Иоганна Гутенберга, Германия), локализацию двух московских монастырей предложил М. А. Гиршевич ( Столичное археологическое бюро). А. Е. Тарасов (МГУ) выступил с докладом «Русский вариант XV в. перечней митрополий и архиепископий Константинопольского патриархата».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324908/

Они меня отвергли. Как хотят, Так будет им! Кровавые опалы, Злой Иоанн, коварный Годунов, Постыдное насилье иноземцев, Всё им отдастся. Басманов. О, остановись! Ещё слова звучат без отголоска, И Царь любим. Димитрий. Ты их не знаешь, Пётр. Народ не твёрд, лукавствуют бояре... Взгляни на них. Они молчат. Глаза Потупили, чтоб взор неосторожный Не обличил их тайных, злобных дум, Чтоб радости в их лицах не видал я. Но... знаю их. Басманов. Обманчив первый шаг. Подумай, Царь! Димитрий. Нет! Квицкого уроки Мне памятны. В начале заговор Я задушу; наёмными руками Я укреплю над буйными главами Ярма тяжёлого позор. Басманов. Не торопись, не раздражай России. Димитрий. Оставь меня, не трать напрасных слов. Басманов. Кто не спешит – не кается. Димитрий. Пустое! Не слушаю... Сутупов, допроси Преступника, скажи ему... Не нужно: Сам допрошу. Какого званья ты? Дьяк Осипов . Я Осипов, в крещенье Тимофей, Приказный дьяк. Димитрий. Скажи, бесстыдный лжец, Ты знал ли то, что жизнию заплатишь За клевету и дерзостную речь? Дьяк Осипов . Я знал и не боялся. Димитрий. Отведите Его на казнь; чтоб долго он страдал, Чтоб памятью его жестокой смерти Безумная смирилася вражда. Дьяк Осипов. О, обратись к Творцу! Молитвой тёплой Проси Его, да твой простится грех! Басманов. Ведите! Димитрий. Стой! Я выдумаю муки Ужаснее всех казней прежних дней. Но назови наставников: прощенье И милости, и царские дары Я дам тебе. Дьяк Осипов . Их было двое. Димитрий. Двое! Их имена? Дьяк Осипов. Наставник первый– Бог , Которого Григорий забывает. Другой... он здесь, он входит в твой чертог, Он шепчет всем твоих обманов повесть. Димитрий. Он здесь! О, назови, и я тебя Помилую, простить клянуся. Дьяк Осипов. Совесть. Димитрий. Сообщник кто? Дьяк Осипов. Они не нужны мне. Димитрий. И ты один пришёл, обманщик дерзкий, В моём дворце, средь верных слуг моих, На голову свою призвать погибель? Не верю я. Дьяк Осипов. О, недоведом путь, Которым Бог ведёт Свои творенья! И, правимый невидимой рукой, Ты – Божий меч, каратель преступленья,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Как мы видим, Послание патриархов учит о крещении иначе, чем проф. Осипов. Во-первых, оно признает необходимость прощения прародительского греха и всех грехов именно в таинстве крещения. А проф. Осипов считает, что мы невиновны в прародительском грехе, и поэтому не нуждаемся в его прощении. Проф. Осипов вообще не считает возможным прощение первородного (прародительского) греха. Наконец, проф. Осипов считает прощение личных грехов не необходимым действием крещения, а как бы попутным, посторонним к действию крещенской благодати. Он оставляет без внимания тот фундаментальный факт, что без крещения не бывает отпущения грехов в таинстве покаяния. Во-вторых, Послание патриархов не видит ничего неправославного в учении о вечном наказании как за первородный грех, так и за личные грехи. А проф. Осипов учит о том, что никакого наказания от Бога быть не может. В-третьих, Послание патриархов учит о блаженном бессмертии, даруемом в крещении. А проф. Осипов учит о том, что этого не происходит, поскольку, согласно его учению, " крещение и спасение не действуют автоматически " . Такое же расхождение с православной догматикой обнаруживается в учении о том, как происходит усвоение плодов Искупления в таинстве крещения. Подражательным и образным Церковь называет именно общение страстей, а истинным - Причем учит о том, что совершается это усвоение внутренним освящающим, очищающим и просвещающим действием благодати Святаго Духа. В этом состоит сверхъестественная сторона таинства. А проф. Осипов настаивает на противоположном: что истинное, а не образное общение Спасителя и спасенных именно в страстях и смерти. Усвоение плодов спасения совершается, согласно проф. Осипову, через " Жертву Христову, осуществляемую в каждом человеке " , через всеяние " семени тела Христова " . Крещение объявлено проф. Осиповым сакраментальным началом этого осуществления.   Заключение   Мы уже указывали, что проф. Осипов неверно понимает, что такое грех и наказание за грех. Он подрубает под корень все Христианское вероучение, найдя для своих рассуждений точку опоры вне Христианства. Мы имеем ввиду его иносказательное истолкование слова " воздаяние " , слова " грех " и слова " наказание " .

http://moral.ru/Osipov.htm

1 декабря 2012 г. 01:00 4-5 декабря. Конференция " Российская государственность: опыт 1150-летней истории " . Москва 4–5 декабря в Москве пройдет конференция «Российская государственность: опыт 1150-летней истории» Организаторы: Институт российской истории, Российской академии наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ПРОГРАММА 4 декабря Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (просп. Вернадского, 84, зал 1) Пленарные заседания 11:00–13:00 — Пленарное заседание (часть I) Председатели: В.А. Мау, Ю.А. Петров, Р.Г. Пихоя Тишков Валерий Александрович (академик, директор Института этнологии и антропологии РАН, заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН) Этнокультурный фактор в истории российской государственности Горский Антон Анатольевич (д.и.н., в.н.с., Центр по истории Древней Руси ИРИ РАН) «Древнерусское» государство b IX–XI вв. Кучкин Владимир Андреевич (д.и.н., руководитель Центра по истории Древней Руси ИРИ РАН) Древнерусские княжества XI–XV вв. Рогожин Николай Михайлович (д.и.н., проф., руководитель Центра истории русского феодализма ИРИ РАН) Государственность России XVI–XVII вв.: власть и общество Сахаров Андрей Николаевич (д.и.н., член-корреспондент РАН, проф., руководитель Центра «Историческая наука России» ИРИ РАН) Российская империя как цивилизационный фактор Анисимов Евгений Викторович (д.и.н., проф., в.н.с., Санкт-Петербургский институт истории РАН) Государственность Петра Великого. Становление империи 13:45–15:45 — Пленарное заседание (часть II) Председатели: В.А. Мау, Ю.А. Петров, Р.Г. Пихоя Шмидт Сигурд Оттович (академик РАО, почетный председатель Археографической комиссии РАН) Проблема власти государя в «Истории государства российского» Н.М. Карамзина Гросул Владислав Якимович (д.и.н., г.н.с., Центр «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН) Власть и общество b XIX b. Шелохаев Валентин Валентинович (д.и.н., руководитель Центра «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН)

http://e-vestnik.ru/db/konferentsiya_laq...

Господин Осипов предлагает свой перифраз аввы Дорофея : «...одна причина всех заблуждений и всех страстей – гордость» – и утверждает, что у нас процесс развития мнений о себе в среде священства и иерархии идет вовсю. Тогда позвольте задать вопрос г-ну Осипову. Если положение так печально, то каким же образом «гордая» иерархия, «фарисейское» монашество и миряне, потерявшие внутреннюю духовную жизнь, могли сохранить Православие в огне страшных и тяжелых испытаний? Неужели г-н Осипов не понимает, что гордость не может рождать мучеников за Христа? Если бы картина борьбы Церкви с силами ада соответствовала бы карикатуре, написанной г-ном Осиповым, то откуда у Церкви были бы силы бороться с земным и космическим злом; откуда у иерархов была бы твердость и решимость идти на историческую Голгофу ради Православия? Далее г-н Осипов противопоставляет обряды Церкви, как нечто внешнее, нравственному исправлению человека; он пишет: «...целью становится исполнить то, что «положено», а не духовное и нравственное исправление человека по образу Христову». Позвольте, г-н Осипов, спросить вас, а что представляет собой обряд и церковный устав, к которым вы относитесь с такой иронией? Церковный обряд – это сакральный и таинственный язык Церкви, это духовные каналы, через которые человеческая душа включается в поле благодати. Церковь верит в богодуховность литургических обрядов, которые включают в себя образы и символы вечного. Человек может приблизиться к Христу через благодать Духа Святаго, которая преимущественно дается в Таинствах Церкви. Без литургики и храмовой обрядности, без символического сакрала одни проповедь и учительство останутся только благочестивой болтологией. Итак, г-н Осипов повторяет в своем варианте концепцию протестантов о том, что основой церковных собраний должна быть проповедь , а обряды, как нечто внешнее и второстепенное, сведены к минимуму и лишены сакрального смысла. Господин Осипов с возмущением пишет, что некий студент «откровенно выразил то, что другие тщательно скрывают», а именно, что «главная задача пастыря – это исполнение Таинств, исполнение треб, совершение богослужений и т. д.» Студент не отрицает задачу духовного воспитания людей, но не считает ее основной для священника. Эту мысль г-н Осипов комментирует следующим образом: «Вот образец типичного, убийственного обрядоверия, превращение священнослужения в магизм». Во-первых, нас удивляет, что преподаватель богословия употребляет толстовский лексикон. Как известно, нигилист Толстой не раз заявлял, что Таинства и обряды Церкви – это колдовство.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

На своих лекциях г-н Осипов не только отвергает пресуществление Святых Даров, но называет веру в пресуществление «какой-то грубятиной» (его подлинные слова). Нам хочется надеяться, что это недоразумение, что лекция г-на Осипова или статья «Евхаристия и священство» написана не им, а его врагом – псевдо-Осиповым, но на это, к сожалению, надежды мало. В своих лекциях, говоря о богослужении, Осипов повторяет странную фразу: «Не впадайте в магизм». Здесь звучит любимое обвинение протестантов против Православия. Вера в объективное действие таинств и обрядов является не «магизмом», а непременным условием для принятия благодати; неподготовленность или небрежность по отношению к святыне представляют собой не «магизм», как хочет внушить г-н Осипов, а духовное хамство – личный грех человеческой воли. Вообще г-н Осипов, безосновательно отвергая христианское понимание мистики, а также разницу между православной и ложной (в том числе пантеистической) мистикой, спекулирует словом «магизм». Для него подача помянника в алтарь – магизм, невнимательная молитва – тоже магизм. Следует помнить, что Лев Толстой (по выражению св. Иоанна Кронштадтского «злейший из еретиков») называл церковные обряды «колдовством». Может быть, г-ну Осипову мое письмо покажется резким, но разве это может сравниться с возмутительным обвинением меня в людоедстве, которое г-н Осипов предъявил не персонально мне, а вообще тем, кто верит в истинное пресуществление Святых Даров и причащается с этой верой? V. Субстанция познается через ее атрибуты, хотя не исчерпывается ими. Устойчивые свойства, характеризующие природу предмета, называются субстанциальными, а случайные или временные, присутствие или отсутствие которых не вызывает изменения самой природы, – акцидентальными. Определение, которое дает г-н Осипов субстанции и акциденции, относится к ноумену и феномену. Если это не простая ошибка, то возникает предложение, что г-н Осипов умышленно искажает философскую терминологию, берущую начало в древней античности, для дальнейшей аргументации своей концепции.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Здесь мы видим радикальный вариант патологического заблуждения о чистилище с той разницей, что все-таки католики, по крайней мере, до половины XX века не допускали спасения для некрещеных и иноверцев. Учение о посмертном Крещении чуждо Церкви, но зато оно находится в вероисповедальных книгах мормонов. В церковных канонах содержится запрещение одного из суеверий «креститься ради мертвых». Впрочем, г-н Осипов не требует Крещения живых ради мертвых; он считает, что мертвые в аду без посторонней помощи благополучно разрешат вопрос о посмертном Крещении. Церковь не признает никаких посмертных Крещений ни в раю, ни в аду, ни на земле. Итак, г-н Осипов посылает души оставшихся вне православия в ад, как в перевалочный пункт, где открыты дороги во все стороны. Откуда взялось такое учение? Неужели г-н Осипов получил новое откровение о загробном мире? Но сам он в своих лекциях предостерегает от подобных «отпеваний», которые могут привести человека к глубокому духовному расстройству и прелести. Нам говорят, что у г-на Осипова, кроме ошибок, есть еще много верных замечаний, а также апологетических выступлений в защиту Православия против католицизма и протестантизма. Но здесь повреждено само Православие. Защищая Православие, г-н Осипов в то же время уничтожает его, поэтому внешняя защита может превратиться в маскировку, чтобы вызвать доверие своей аудитории. Если возможно обращение ко Христу в аду, причем в любое время, когда захочется человеку, тогда земная жизнь перестает быть определяющим вечность фактором, она превращается только в короткий этап существования, а в аду возможность спасения для людей, принадлежавших ко всем конфессиям и верам, оказывается одинаковой в зависимости от их дел. Экуменизм на земле вызывает у большинства православных недоверие и протест; к тому же он успел дискредитировать себя. Теперь г-н Осипов решил осуществить широкий экуменизм в аду. Заметим, что г-да Осипов и Зайцев отрицают самое главное для посмертной встречи со Спасителем и вечного соединения с Ним – веру, как свободный выбор, как волевой акт, как необходимость для нравственного определения своей личности, веру в Христа – Искупителя и Спасителя. Г-н Осипов отрицает эту необходимость веры, без которой не может быть истинной любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Еще один вопрос: как г-н Осипов относится к анафематизмам, которые входят в чин богослужения в Неделю Православия? Там произносится и повторяется отлучение от Церкви – земной и небесной что связано на земле, будет связано на небесах ( Мф.16, 19; 18, 18 ) – тех, кто не верит в Божественное бытие, тех, кто отвергает Церковь и ее Таинства, всех еретиков, которых осудили и анафематствовали Вселенские Соборы. Что это: голос Церкви – «столпа и утверждения истины», или же пугало для детей? Господин Осипов отрицает, что для спасения необходима принадлежность к исторической Церкви, то есть к святой, соборной, апостольской, единой с небесной Церковью . Так что чин анафематизма должен подвести его и тех, кто согласен с его концепцией, к глубоким размышлениям и к осознанию большой ответственности перед Церковью. Господин Осипов говорит об объективных причинах неверия во Христа. Но над всеми объективными причинами стоит промысл Божий, который, если можно сказать, объемлет их и руководит ими. Так что все объективные причины сводятся к одной субъективной причине – неспособности людей поверить во Христа как Бога и Спасителя, ни при каких обстоятельствах и внешних ситуациях. Седьмой Вселенский собор отлучает от Церкви тех, кто не поклоняется иконе Христа, а г-н Осипов присоединяет к Церкви тех, кто отрицает Самого Христа. Неужели он более добр, чем сама Церковь ? В связи с учением и высказываниями профессора Осипова у верующих возникают многие вопросы и недоумения, ответим на некоторые из них: Вопрос: В своих лекциях г-н Осипов некорректно отзывался о праведниках Ветхого Завета как о людях, которые совершали грехи и подвергались падениям. Создается впечатление, что г-н Осипов хотел показать, будто языческие философы в этом отношении были даже более нравственны, то есть вера в глазах г-на Осипова не является основой и главным стимулом для нравственности. Ответ: Апостол Павел в своих посланиях приводил жизнь праотцев как пример веры, через которую они угодили Богу. Учение апостола Павла и Церкви о том, что человек спасается через веру, проявляемую в делах любви, является камнем преткновения для различных теософских спекуляций. Поэтому г-н Осипов, основывая свою концепцию на противоположном словам апостола Павла тезисе о том, что и без веры спастись возможно, хочет показать, что вера не сделала праотцев лучшими. Он подобен астроному, который дал определение солнцу следующими словами: это предмет в форме окружности, имеющий внутри ее темные пятна. Однако примеры праотцев, о которых он говорит с оттенком иронии, обращаются против него самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Состоялась церемония награждения лауреатов Макариевской премии 2007 года Москва, 28 сентября 2007 г. 28 сентября в конференц-зале Президиума РАН (Нескучный дворец) состоялась церемония торжественного вручения Макариевских премий 2007 года. В торжественном акте приняли участие: архиепископ Истринский Арсений; исполняющий обязанности мэра Москвы, первый заместитель мэра Москвы В.И. Ресин; президент Российской Академии Наук Ю.С. Осипов. На церемонии также присутствовали: председатель Фонда по премиям имени митрополита Макари (Булгакова) архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и др. Архиепископ Истринский Арсений огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сообщает Седмица.ru. С приветственным словом к участникам церемонии обратились соучредитель фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария президент РАН академик Ю.С. Осипов и первый заместитель мэра Москвы В.И. Ресин. Член Экспертного совета С.Л. Кравец огласил отчет председателя Экспертного совета Фонда по премиям митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), члена-корреспондента РАН, декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.П. Карпова. Премии по номинации «История Православной Церкви» вручил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Первую премию — Лисовому Николаю Николаевичу, 1946 года рождения, доктору исторических наук, старшему научному сотруднику Института российской истории РАН г. Москва, за труд «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в.»; Вторую премию — Смирновой Энгелине Сергеевне, 1932 года рождения, доктору искусствоведения, профессору МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва, за труд «Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII — середина XV века»; Третью премию — Сорокину Владимиру Устиновичу, 1939 года рождения, кандидату богословия, профессору Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерею, настоятелю Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербург, за труд «Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)»;

http://pravoslavie.ru/24149.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010