Среди многообразных форм преследования Русской Церкви в годы атеистического гонения кампания по изъятию церковных ценностей занимает особое место. Формальным поводом к проведению кампании послужили тяжелейшие последствия засухи лета 1921 года и наступившего голода. «Картины голода в Поволжье, который начался осенью 1921 года, были поистине кошмарными, - писали в своих «Очерках» А.Э. Левитин-Краснов и В.А. Шавров, - они поражают даже нас, переживших ленинградскую голодную зиму 1941/42 гг. Достаточно сказать, что людоедство стало в те дни в Поволжье массовым явлением - на людей, как на диких зверей, расставлялись силки; под самым Саратовом, в 2-3 километрах от города, зверски убивали пешеходов, которые становились затем жертвами людоедов; попадались полностью вымершие деревни» . Летом 1921 года святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился к главам христианских Церквей с призывом о помощи. Патриарх также составил специальное воззвание к клиру и пастве, в котором призывал к совершению добровольных благотворительных пожертвований в пользу голодающих. Для контроля и распределения собранных средств в августе 1921 года Святейший Патриарх составил специальный церковный комитет из духовенства и мирян, который был распущен советской властью. «Вместо него начинает действовать государственная «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИКе» . «Разрешение на сбор средств в помощь голодающим Русская Православная Церковь получила только в декабре 1921 г., когда Президиум ВЦИК принял соответствующее постановление. Начались переговоры с Центральной комиссией помощи голодающим при ВЦИК (ЦК Помгол), завершившиеся выработкой Положения об участии Церкви в деле помощи голодающим» . В результате достигнутых договоренностей патриарх Тихон выпустил новое первосвятительское послание от 6 февраля 1922 года,, согласованное с ЦК Помголом, где, в частности, писал: «мы допускаем возможность духовенству и приходским советам, с согласия общин верующих, на попечении которых находится храмовое имущество, использовать находящиеся во многих храмах драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления (подвески в виде колец, цепей, браслет, ожерелье и другие предметы, жертвуемые на украшение святых икон, золотой и серебряный лом), на помощь голодающим» .

http://bogoslov.ru/article/1691617

С 1907 года владыка Александр стал епископом Юрьевским, викарием Владимирской епархии. 29 мая 1912 года назначен епископом Вологодским и Тотемским. Вологодской епархией владыка управлял до 1921 года. В 1917–1918 годах был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви . На Соборе владыка участвовал в общих заседаниях, а также в отделах о церковной дисциплине, о церковном суде, о правовом и имущественном положении духовенства, о благоустройстве прихода и о монастырях и монашестве . В сентябре 1920 года владыка Александр прибыл в Симбирск. Большевики продолжали, как и раньше, обирать народ, а в 1921 году разразился ужасающий по своим последствиям голод. Летом 1921 года Патриарх Тихон основал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Он просил о помощи в своем воззвании «К народам мира и православному человеку». Патриарх благословил жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, но только те, которые не имели богослужебного употребления . Однако решением властей комитет был закрыт, а собранные им средства реквизированы. Церковь обвинялась в невнимании к нуждам голодающих. С 10/23 февраля 1922 года декретом ВЦИК все церковные ценности подлежали изъятию якобы на нужды голодающих. Как известно, на помощь голодающим пошло не более 1% из изъятого церковного имущества. Подобному грабежу Церкви в Симбирске можно уделить целую работу. Тем не менее, Симбирский архипастырь делает все, чтобы помочь голодающим. Прекрасно догадываясь о том, что все награбленное властями не идет на закупку продовольствия, владыка вместе с епархиальным советом постановил: «Так как Симбирская губерния принадлежит к разряду особенно пострадавших в сем году от неурожая хлеба, то просить губисполком предоставить право епархиальному архиепископу и Алатырскому епископу войти в сношение с известными им епархиальными и уездными архиереями на предмет привлечения от них пожертвований на Симбирскую губернию и предоставить им право сообщить о степени голода в пределах Симбирской губернии» .

http://pravoslavie.ru/31261.html

Против этой политики власти и выступил Святейший Патриарх Тихон. В своем Воззвании он рассказал о том, что Церковь помогала голодающим: она обратилась к главам христианских Церквей, разрешила изымать ценности, не имеющие богослужебного употребления, организовала Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. Единственное, на что Патриарх не мог согласиться – это на изъятие священных сосудов: " Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство " . Советской власти не нужна была Церковь, помогающая умирающим от голода, ей нужен был образ врага, ей нужно было уничтожить Церковь, о чем Ленин прямо говорил в своем письме о событиях в Шуе. Поводом для его написания стал протест верующих 15 марта 1922 года, которые не допустили изъятия ценностей из собора. Красноармейцы стали стрелять из пулемета. 4 человека были убиты, 15 ранены. В этот момент глава советского государства и пишет секретное письмо членам политбюро, суть которого можно сформулировать двумя словами: " Раздавить гадину " . Ленин использует массовый голод для последнего наступления на Церковь: " Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления " . Ленин и Троцкий полагали, что изъятие ценностей даст около трехсот миллионов золотых рублей, которые большевики совсем не собирались использовать для помощи голодающим (профессор О.Ю. Васильева в своей работе " Красные конкистадоры " пишет, что к лету 1922 года большевики передали на нужды голодных лишь 2 млн золотых рублей). Большевики несколько ошиблись в своих расчетах, но зато практически открыто уничтожали святыни и продавали их за границу по бросовым ценам. Продавцов не сильно интересовала художественная ценность изделий, которые сбывали, в буквальном смысле, слова " на вес " .

http://religare.ru/2_93169.html

25 января 1907 г. переведен на Ярославскую кафедру. В конце 1913 г. назначен архиепископом Виленским и Литовским. При переводе из Ярославля городская Дума Ярославля присвоила архиепископу Тихону титул почетного гражданина города Ярославля. В июне 1917 г. избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. Определением Святейшего Синода от 13 августа 1917 г. 4979, утвержденным Временным правительством 14 августа, возведен в сан митрополита. 15 августа 1917 г. открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона. Патриарха предстояло избрать жребием, и он пал на митрополита Тихона. Интронизация была совершена 21 ноября в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Новому Патриарху прежде всего пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное, чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи. В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. он выражает озабоченность положением Церкви и осуждает кровавые беспорядки. Патриарх обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и анафематствовал тех, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: «А вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...» Летом 1921 г., во время страшного голода, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем народам. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198619...

Священноначалие знало о голоде и не оставалось безучастным к страданиям народа. Обращаясь к пастве в своем " Воззвании к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей " (15/28 февраля 1922 г.) Патриарх Тихон объявил, что организованный им " Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим начал сборы денег, предназначенных для оказания помощи голодающим " . Но Комитет и его благотворительность были признаны " излишними " . Большевики не пожелали принять помощь из рук православного духовенства. ВЦИК постановил изъять из храмов драгоценные вещи, в том числе евхаристические чаши и другие богослужебные предметы. Это было необходимо большевикам в качестве повода для уничтожения предсказуемо протестующих священников и мирян, для разгрома Церкви, чтобы она не смогла оправиться от удара " десятки лет " . В ленинском письме прямо сказано: чем больше священников мы расстреляем в ходе изъятия, тем лучше. Большевистская политика была хорошо продумана. Вожди революции стремились стереть православие из культурной памяти народа, а для этого Церковь надо было унизить, пригнуть к земле, сделать неприкасаемой... Это удалось лишь частично. Загнав православие в подполье и чередуя " оттепели " с " заморозками " , режим получил неожиданный всплеск религиозности в 70-80-е годы XX века. А затем тактику пришлось кардинально поменять. В 90-е либеральные преемники ВКП(б) стремились убедить народ и Церковь в том, что наступает эпоха неслыханной свободы. Масштабная экспроприация (под видом приватизации), либеральная цензура на ТВ, очередная хорошо организованная разруха и танки в центре Москвы плохо вписывались в эти реляции. Но кое-кого убедили. В Церкви все-таки жила надежда на то, что настало новое время. Мимикрия на время удалась. 3. Сегодня, через несколько месяцев после запуска " Программы-200 " , председатель комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Мосгордумы Антон Палеев внезапно констатирует: " Программа в буквальном смысле свалилась на Москву. Город был не готов в авральном режиме разместить столько храмов. Если граждане будут выступать против, мы будем поддерживать их и отменять решения о строительстве. Это касается тех мест, где жителям мешает возведение храма или недобросовестно прошли общественные слушания " .

http://religare.ru/2_93157_1_21.html

18 апреля 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви вынес определение о установлении особого ежегодного поминовения всех пострадавших, приуроченного к 7 февраля (дню гибели священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, или ближайшему за этим днем воскресению). Также предполагалось во всех приходах, где были пострадавшие за веру и Церковь, организовать накануне Радоницы крестные ходы к местам погребения убиенных, с совершением торжественных панихид и прославлением их памяти. (Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 — 1918. М. Изд. Новоспасского монастыря. 1994 (репринт с изд.: М. 1918). Вып. 3. С. 55-57). С окончанием гражданской войны гонения на Церковь, носившие до этого отчасти «стихийный» характер, становятся планомерными и целенаправленными. Особенно наглядно это проявилось в 1921 — 1922 годах в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей’,’проходившего под предлогом помощи голодающим Поволжья. На самом же деле главной целью этой акции была беспощадная борьба с Церковью и ее ограбление в своекорыстных целях. Летом 1921 года св. Патриарх Тихон обратился к своей пастве и к главам Поместных Церквей, в том числе, и к Папе Римскому с посланием, призывающим провести сбор продовольствия и денег для голодающих. На эти нужды св. Патриарх Тихон благословил церковные общины жертвовать не имеющие богослужебного употребления церковные ценности. Однако, представителей власти не устраивала такая позиция Церкви. В августе 1921 года декретом ВЦИК Помгол (Всероссийский комитет помощи голодающим, возглавляемый св. Патриархом Тихоном) был распущен, а в феврале 1922 года издан декрет, предусматривающий насильственное изъятие церковных ценностей. 19 марта 1922 года председатель Совнаркома В. И. Ленин в секретном (а ныне широко известном) письме «Товарищу Молотову. Для членов Политбюро» раскрыл истинную задачу проводимой кампании. «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (Известия ЦК КПСС. 1990. С. 191 -194).

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

23 июля 1921 г. в газ. «Нью-Йорк таймс» с санкции советских властей было опубликовано обращение Патриарха Тихона к епископу Нью-Йоркскому с призывом к амер. народу оказать помощь голодающему населению России. С такими же посланиями свт. Тихон обратился к правосл. вост. Патриархам, главам Римско-католической и англикан. Церквей. В советских газетах полный текст патриарших воззваний не публиковался. В нач. авг. Патриарх направил письмо в Президиум Помгола, в к-ром сообщалось, что Церковь готова приложить все силы к облегчению страданий жертв голода. К письму прилагался текст послания Патриарха к пастве с призывом принять деятельное участие в помощи голодающим. Послание было отпечатано Помголом в количестве 100 тыс. экз. для распространения среди верующих. 5 авг. в Христа Спасителя храме в Москве Патриархом было проведено всенародное моление об избавлении от голода. По всей стране в храмах начались сборы денежных средств, продуктов и вещей для голодающих. Свт. Тихон в письме в Президиум Помгола и в аналогичном обращении (от 17 авг.) к председателю ВЦИК М. И. Калинину, возглавлявшему Центральную комиссию помощи голодающим (ЦК Помгола) при ВЦИК, сообщил о создании Всероссийского Церковного комитета помощи голодающим. Патриарх указал, что оказание помощи жертвам голода со стороны Церкви может быть успешным, если Церковный комитет получит право организовывать на местах общественные столовые, склады продовольствия, медицинские и раздаточные пункты для голодающих без различия вероисповедания, национального, классового и сословного признаков; издавать воззвания, проповедовать, проводить религиозно-нравственные чтения, духовные концерты и т. п. для сбора денежных и материальных пожертвований; иметь возможность получать помощь из-за границы и приобретать на собранные средства продовольствие. Члены Церковного комитета должны были пользоваться правом собраний, их деятельность контролировалась не правительственной Рабоче-крестьянской инспекцией (РКИ), а представителями общественности, входившими в Помгол.

http://pravenc.ru/text/293919.html

Тропою Ленина Для аграрной страны нет большего бедствия, чем засуха. В такое время все живое не просто замирает, – оно вымирает. Палящий зной, отсутствие капли воды, – и уже луга не уступают Сахаре, околевших животных и погибших людей нет сил хоронить, а те, что остались живы, начинают завидовать мертвым. Так было в 1921 году в Поволжье. Неведомый доселе голод моментально распространился на соседние территории. Православная Церковь никогда не закрывала глаза на проблемы бедствующего народа, и никогда не отказывалась жертвовать свое достояние на помощь погибающим. Так и в 1921 году Патриарх Тихон обратился с воззванием «К народам мира и православному человеку»: «…Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества». Во имя спасения гибнущих Патриарх обратился за помощью к Восточным Патриархам, Папе Римскому, епископу Нью-Йоркскому и архиепископу Кентрберийскому. На призыв о помощи откликнулись, и под началом Патриарха Тихона был создан всероссийский церковный комитет помощи голодающим (Помгол). Пока Советское правительство вывозило хлеб за границу, объясняя это экономической необходимостью, по церквам шел сбор средств, приходила помощь от иностранных держав. В результате, авторитет Церкви значительно возрос. Новое правительство такое положение вещей совершенно не устраивало, и ВЦИК распустил Помгол. Взамен был создан другой Помгол, государственный, от имени которого Патриарх Тихон был призван к пожертвованиям. Право собирать пожертвования для нужд голодающих ЦК Помгол за Церковью оставил. Однако, ситуация резко изменилась, когда Советское правительство увидело выход из тяжелого экономического положения, выражаясь марксистской терминологией, в экспроприации (по-русски – грабеже) храмов. Как бы цинично не звучало, но в этом плане голод в Поволжье подвернулся как нельзя кстати. Грамотно используя сложившуюся ситуацию (а на это способна любая мало-мальски находчивая организация), правительство убивало разом двух зайцев: упрочивало собственное положение и наносило крепкий и разносторонний удар по Церкви. С этим делом об изъятии церковных ценностей связано немало трагических страниц в истории послереволюционной России.

http://pravoslavie.ru/1772.html

В самые первые дни существования «Всероссийского комитета помощи голодающим», 23 (10) июля, митрополит Вениамин обратился с циркуляром по епархии: «Многие хлебородные губернии нашего отечества посетило страшное народное бедствие – неурожай и его последствия: голод и всевозможные эпидемии. Каждый гражданин должен принять участие в оказании помощи погибающему населению, особенно мы, христиане, исполняя главную заповедь Христову о любви к ближним. Правлению Общества православных приходов Петрограда и губернии предлагаю образовать комиссию для приема и передачи пожертвований во Всероссийский Комитет помощи голодающим. Председательство в Комиссии принимаю на себя с заместителями на случай моего отсутствия Преосвященным Алексием и Венедиктом. О.о. Настоятелям и Приходским Советам предлагаю призвать и расположить прихожан к добровольным пожертвованиям деньгами и продуктами на голодающих и поступающие сборы направлять в Комиссию при Обществе приходов (Фонтанка, Троицкое подворье) или непосредственно к Митрополиту, в Лавру, для доставления во Всероссийский Комитет помощи голодающим, находящийся под знаком «Красного Креста». 1033 Через несколько дней, 28 (15) июля, последовало следующее распоряжение митрополита-председателя новоучрежденной комиссии настоятелям и приходским советам: «Ввиду переживаемого времени, когда население многих губерний погибает от голода, прошу при посещении мною церквей и приходов для богослужения никаких обедов, ужинов и закусок не устроять, а имеющие на это поступить добровольные пожертвования направлять во Всероссийский Комитет помощи голодающим» 1034 . Вскоре ради спасения миллионов людей, обреченных на голодную смерть, возвысил свой голос Святейший Патриарх Тихон. Он благословил создание Всероссийского Церковного Комитета помощи голодающим и обратился к Всероссийской пастве, к Восточным патриархам, к папе Римскому, к архиепископу Кентерберийскому с посланиями, в которых призывал во имя христианской любви провести сбор продовольствия и денег для распределения среди жертв неурожая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не оставаясь в стороне от постигшей страну гуманитарной катастрофы, Патриарх Тихон активно развивал церковную инициативу по сбору средств для спасения голодающих Поволжья. Однако сформированный им в августе 1921 г. Церковный комитет помощи голодающим по решению советского руководства вынужденно прекратил свое существование, передав собранные средства правительственному Комитету. К 1 февраля 1922 г. советское руководство согласилось утвердить " Положение об участии Православной Русской Церкви в деле помощи голодающим " , частично возвращавшее церковным институтам инициативу сбора пожертвований на преодоление продовольственного кризиса. В своем Воззвании от 6 февраля 1922 г. Патриарх Тихон обратился к всероссийской пастве с призывом откликнуться на страдания голодающих. При этом Первосвятитель допускал возможность передачи на нужды страждущих " находящиеся во многих храмах драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления (подвески в виде колец, цепей, браслет, ожерельев и другие предметы, жертвуемые для украшения святых икон, золотой и серебряный лом) " [iv]. Вполне очевидно, что беспрепятственное развитие церковных мероприятий по сбору средств в помощь голодающим могло иметь своим естественным следствием укрепление популярности и авторитета Российской Православной Церкви, что не входило в планы советского руководства. Уже 16 февраля 1922 г. на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) было принято постановление " Об изъятии ценностей для реализации на помощь голодающим " , отнимавшее у Церкви инициативу добровольной передачи ценностей и предписывавшее региональным органам советской власти проведение принудительной конфискации храмового и монастырского имущества. Санкционируя начало кампании по изъятию церковных ценностей в масштабах всей страны, названное постановление учитывало пожелание Патриарха Тихона относительно недопустимости передачи предметов сакрального значения: " Предложить местным советам немедленно изъять из церковных имуществ (...) все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа " [v].

http://religare.ru/2_100715.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010